RSS
Написать
Карта сайта
Eng

Россия на карте Востока

Летопись

28 мая 1881 вел.кн. Сергей Александрович во время своего паломничества посетил место будущего Александровского подворья в Иерусалиме и решил провести на нем раскопки

28 мая 1898 открылся Архангельский отдел ИППО

28 мая 1908 убит почетный член ИППО экзарх Грузии Никон (Софийский)

Соцсети


Стихи русских поэтов на сюжет Великого понедельника и вторника

В Великий понедельник Страстной седмицы вспоминают евангельское повествование о проклятии Иисусом бесплодной смоковницы, символизирующей душу, не приносящую духовных плодов — истинного покаяния, веры, молитвы и добрых дел.

В Великий вторник верующие вспоминают, как Христос учил в Иерусалимском храме, обличал фарисеев и книжников, и народ почитал Его за пророка, а первосвященники и старейшины хотели напасть на Него, но не решались. В этот день также воспоминают притчи, произнесенные Им в храме: о дани кесарю, о воскресении мертвых, о Страшном суде, о десяти девах и талантах.

Чудо

Он шел из Вифании в Ерусалим,
Заранее грустью предчувствий томим.
Колючий кустарник на круче был выжжен,
Над хижиной ближней не двигался дым,
Был воздух горяч и камыш неподвижен,
И Мертвого моря покой недвижим.
И в горечи, спорившей с горечью моря,
Он шел с небольшою толпой облаков
По пыльной дороге на чье-то подворье,
Шел в город на сборище учеников.
И так углубился он в мысли свои,
Что поле в унынье запахло полынью.
Все стихло. Один он стоял посредине,
А местность лежала пластом в забытьи.
Все перемешалось: теплынь и пустыня,
И ящерицы, и ключи, и ручьи.
Смоковница высилась невдалеке,
Совсем без плодов, только ветки да листья.
И он ей сказал: «Для какой ты корысти?
Какая мне радость в твоем столбняке?
Я жажду и алчу, а ты — пустоцвет,
И встреча с тобой безотрадней гранита.
О, как ты обидна и недаровита!
Останься такой до скончания лет».
По дереву дрожь осужденья прошла,
Как молнии искра по громоотводу.
Смоковницу испепелило до тла.
Найдись в это время минута свободы
У листьев, ветвей, и корней, и ствола,
Успели б вмешаться законы природы.
Но чудо есть чудо, и чудо есть Бог.
Когда мы в смятеньи, тогда средь разброда
Оно настигает мгновенно, врасплох.

Борис Пастернак
«Доктор Живаго»


***
И пришёл Он во храм – там учил фарисей
О субботе, о язвах порока,
Разогнул Он Завет и пред сонмом людей
Провещал изреченье пророка:

«Дух Господень на Мне; Он помазал Меня
И послал с благовестьем к народу –
Дать прозренье слепым, слабым – веры огня
И рабов отпустить на свободу!»

И закрыл Он Завет, и внимали Ему.
И сказал Он: пред вами, евреи,
День пророка настал, совершиться сему!
И дивились Ему фарисеи.

Крестовский Всеволод Владимирович (1839-1895),
русский поэт, прозаик


Ловители

Пришли ловить Его словами,
И говорили: «Должно ль нам
Все слыть рабочими волами,
Все быть слугами господам?..

Не к Богу ль неба только длани
С молитвой должно возносить,
Не Божьи ль мы? — Зачем же дани
Земному кесарю платить?!.

Учитель! Словом златоструйным,
Ведя нас к Божиим путям,
Скажи, должны ль мы, с духом буйным,
Идти наперекор властям?

Или молчать и покоряться,
Терпеть, работать и платить!..
Скажи: все так ли оставаться,
Все так ли будут люди жить?»…

Премудрый понял ухищренье,
И взял одну из их монет,
«Вы видите изображенье!»…
Сказал вопросникам в ответ.

«Земное все так в век из века:
Ваш кесарь отлил лик в металл,
А Бог — ваш Бог — у человека
Свой лик на сердце начертал!..

Все просто!.. Места нет роптанью;
Отдайте всякому свое:
Динарий — кесарю будь данью,
А сердце Богови твоё!»

Федор Николаевич Глинка (1786-1880)


Притча о мудрых и неразумных девах.
Липгарт Эрнест Карлович. 1886 г.
Государственная Третьяковская галерея, Москва

Притча о десяти девах

Се женихъ градеть въ полунощи,
и блаженъ рабъ, егоже обращеть
бдаша: не достоишь же паки, егоже
обращеть оунывающа.
Тропарь

Они засветили лампады свои;
Навстречу они Жениху поднялися толпою
На радостный праздник любви.
Их пять было мудрых и пять неразумных.
Уж тьмою
Бесчисленных звезд небеса заблистали, -
Но медлил Жених. Долго девы прождали;
Уж сон безмятежный спустился на них,
И дремой смежились усталые очи.
Внезапно в немой тишине полуночи
Послышался клик: "Се Жених
«Грядет! Исходите на встречу!» И девы восстали,
Спеша полуночный исполнить обряд.
Елеем пять мудрых лампады свои напитали,
И так неразумные им говорят:
"Мы не взяли, сестры, елея с собою,
"Светильников пламень угас,
"И ныне мы к вам приступаем с мольбою,
«Елея мы просим у вас».
Им мудрые молвят в ответ: "Хоть помочь мы и рады,
«Но только ни вам недостанет, ни нам на лампады;
„Купить у торгующих вы бы могли“.
И вот к продающим спешат неразумные девы…
Тогда раздалися веселья напевы:
Жених приближался. С Ним вместе вошли
Пять мудрых на свадебный пир со своими
Лампадами. И затворилися двери за ними.
И прочие девы к закрытым дверям
Вернулись. Стеная и плача, они восклицали:
„Отверзи, о, Господи, Господи, нам!“
И слышат в ответ в неутешной печали
Они Жениха укоризненный глас:
„Аминь, говорю вам, не ведаю вас!“

К.Р.
Константин Романов, великий князь
Красное Село
11 июля 1884
Из цикла „Библейские песни“


Притча о девах

Звёзды трепещут … что – ж медлит
жених? …
Бьются сердечки у них.
Меркнут светильники. Клонит их сон.
Где же замедлился Он? …
Вот и склонились усталой главой.
Девы на локоть на свой.

***
Грёзы нависли …. Вдруг голос гремит:
— „Девы! Подходит жених!“
Встали мгновенно – и сон их пропал,
Радостью дух их взыграл
— „Сёстры, подходит! Подходит! –
скорей
Встанем, подбавим елей!“
Меркнут светильники. Масла подлили –
Путь Жениху осветили.
В белых одеждах стоят они, ждут, -
Вот Он – при дверях их, тут!»
— «Дайте елею!» – вскричали одни:
— «Наши угасли огни»,
— «Мало. Не хватит елею всем нам».
— « Что ж! … пойдём к торгашам!»

***
Поздно! Лишь только сокрылась тех
тень,
Двинулась брачная сень …
Мягко звучат её позвонки …
Светят кругом огоньки …
Девы встречают … приветлив и тих
Скромно ступает жених.
Светят светильники … Взоры горят –
Брачным приветом дарят …
Встретили … Шумно захлопнулась
дверь.
Счастье настало теперь! …

***
Вот и отшедшие девы пришли,
Дверь запертую нашли.
Плачут, стучатся, и в горе вопят:
— Скоро – ли нам отворят? …
Тихо на улице … ползает дрожь …
— «Что – ж не отворят нам, что – ж?»
Слышится девам за дверию глас:
— «Девы, не знаю я вас …»
Тихо … Молчанье. … За дверью лишь
шум.
Горьких наполнен он дум! …

1909 г.
Николай Васильевич Реморов (1875–1919),
священник с 1904 г.
Печатался в Тамбовских епархиальных ведомостях


На Страстной неделе

Жених в полуночи грядет!
Но где же раб Его блаженный,
Кого Он бдящего найдет,
И кто с лампадою возженной
На брачный пир войдет за Ним?
В ком света тьма не поглотила?

О, да исправится, как дым
Благоуханного кадила,
Моя молитва пред Тобой!
Я с безутешною тоской
В слезах взираю издалека
И своего не смею ока
Возвесть к чертогу Твоему.
Где одеяние возьму?

О, Боже, просвети одежду
Души истерзанной моей,
Дай на спасенье мне надежду
Во дни святых Твоих Страстей!
Услышь, Господь, мои моленья
И тайной вечери Твоей,
И всечестного омовенья
Прими причастника меня!

Врагам не выдам тайны я,
Воспомянуть не дам Иуду
Тебе в лобзании моем,
Но за разбойником я буду
Перед Святым Твоим крестом
Взывать коленопреклоненный:
О, помяни, Творец вселенной,
Меня во царствии Твоем!

К.Р.
Константин Романов, великий князь

Тэги: Евангелие в литературе, страсти Христовы

Пред. Оглавление раздела След.
В основное меню