RSS
Написать
Карта сайта
Eng

Новое на портале

Книги и сборники

Материалы конференции «От Зауралья до Иерусалима: личность, труды и эпоха архимандрита Антонина (Капустина)». Далматово, 12-13 мая 2016

«Как ангел, ты тиха, чиста и совершенна… Великая княгиня Елисавета Феодоровна в Казанском крае». А.М. Елдашев

Статьи и доклады

Святыни Елеона (по запискам русских паломников). Часть 3. Августин (Никитин)

Служение святителя Феофана Затворника (Вышенского) в Палестине в первом составе Русской Духовной Миссии (1847-1853 гг.). Климент (Капалин), митр. Части 3-4.

Служение святителя Феофана Затворника (Вышенского) в Палестине в первом составе Русской Духовной Миссии (1847-1853 гг.). Климент (Капалин), митр. Части 1-2.

История создания и деятельности Нижегородского отдела Императорского Православного Палестинского Общества. Тихон (Затекин), архим.

Интервью

«Там, где Богородица – игуменья». Архангельский художник о путешествии длиной в три года

Алексей Лидов: Путь в Византию. Нам не дано предугадать..?

Россия на карте Востока

Летопись

26 ноября 1914 в Петербурге состоялось совещание по вопросу о русских научных интересах в Палестине

27 ноября 1883 скончался крупнейший чаеторговец России А.С. Губкин, действительный член ИППО

27 ноября 1894 общее собрание ИППО решило увеличить состав Совета до 6 чел. вместо 3, в память об императоре Александре III устроить на Александровском подворье ИППО в Иерусалиме церковь св. Александра Невского

Соцсети


Императорское Православное Палестинское Общество

Императорское Православное Палестинское Общество было создано в 1882 году для содействия русским паломникам в посещении Святой Земли и Афона, для научного изучения библейского региона, для помощи Восточным Патриархатам и местным жителям, для которых Общество открывало школы и амбулатории.

Предпосылки создания Общества

С момента принятия христианства в 988 году Россию связали со Святой Землей духовные нити. Тысячу лет туда стремятся паломники. С середины 19 века российское правительство начало создавать в Иерусалиме условия для русского присутствия в библейском регионе и для размещения паломников из России. В 1847 году в Иерусалиме была открыта Русская Духовная Миссия, а в 1858 году – российское консульство.

К 1864 году был построен целый русский городок в Иерусалиме. На его территории разместились Свято-Троицкий храм, здания Русской Духовной Миссии и консульства, Мариинское (женское) и Елизаветинское (мужское)  подворья, Русская больница.

С каждым годом количество желающих посетить святые места возрастало. Имеющиеся подворья уже не могли обеспечить нормальных условий для размещения большого потока паломников. В 1871 году в паломничестве на Святой Земле побывал чиновник Морского министерства В.Н.Хитрово (1834-1903). Он и стал инициатором создания Общества и затем его многолетним усердным тружеником.

Учреждение Палестинского Общества

На реализацию идеи создания Общества, которое могло бы взять на себя заботы о паломниках и местных жителях, понадобилось целое десятилетие. В 1882 году Император Александр III подписал указ об учреждении Православного Палестинского Общества. Действовать Общество должно было на территории евангельской Палестины, поэтому и называлось Палестинским. В то время были известны Палестинские Общества и в других странах - The Palestine Exploration Fund (Фонд исследования Палестины, основан в Великобритании в 1865 г.), Deutsche Palastinaverein (Немецкое Палестинское общество, основано в 1877 г.). Но эти Общества ограничивались чисто научными задачами.

Православное Палестинское Общество имело характер неправительственной общественной организации. Туда входил любой – от аристократа до крестьянина – кто мог заплатить членские взносы и разделял цели Общества.

Цели создания Общества были предельно просты – развивать паломничество, помогать местным народам в получении образования и медицинской помощи, поддерживать Восточные Патриархаты, заниматься научным изучением региона Святой Земли. Эти цели актуальны для ИППО и сегодня.

Первым Председателем Общества стал брат Императора Александра III Великий князь Сергей Александрович (1857-1905), генерал-губернатор Москвы. После его гибели от руки террориста пост Председателя заняла его супруга Великая княгиня Елизавета Федоровна (1864-1918), ныне прославленная в лике святых как алапаевская преподобномученица. В 1888 году вместе со своим супругом она побывала на Святой Земле и присутствовала на освящении храма святой Марии Магдалины в Гефсиманском саду, который строило ИППО и где в настоящее время покоятся ее мощи. Именно после паломничества к великим святыням христианства урожденная немецкая принцесса-лютеранка решила принять православие и стала русской святой. Императорское Православное Палестинское Общество почитает августейшую Председательницу своей небесной покровительницей. 

Масштабы и результаты деятельности

В 1889 году заслуги Православного Палестинского Общества получили одобрение Императора, он взял Общество под свое покровительство. Общество стало называться Императорским. В его ведение были переданы Елизаветинское и Мариинское подворье, а также Русская больница.    

Постепенно Императорское Православное Палестинское Общество (ИППО) стало строить свои подворья. В Иерусалиме было возведено три подворья: Сергиевское (1889), Александровское (1891), Николаевское (1906). В 1891 году игумен Вениамин подарил ИППО здание построенного им приюта, которое стали называть Вениаминовским. В Назарете было построено прекрасное паломническое подворье, названное в честь первого Председателя ИППО Сергиевским.

Основной наплыв паломников начинался с 15 сентября и длился до Пасхи. Количество паломников на иерусалимских подворьях доходило до 6-10 тысяч. ИППО занималось всеми вопросами, связанными с устройством паломников – питанием, проживанием, бытовыми условиями… Были открыты иконная и книжная лавки. По вечерам во дворике Сергиевского подворья для паломников читались лекции – «палестинские чтения». Рассказы священника об истории Церкви, святых местах, церковных праздниках сопровождались показом туманных картин волшебного фонаря. По заранее объявленным дням сотни паломников собирались в караваны и пешком шли по святым местам, для ослабленных паломников были предусмотрены ослики или коляски. Время было опасное, чтобы паломников не грабили, караваны охраняли вооруженные кавасы (охранники) ИППО. 

Много помогало Императорское Православное Палестинское Общество местным жителям.

В Муджедиле (или Мжделе) в 1882 году была открыта первая школа ИППО, в 1885 году там же был построен храм. В 1883 году открылась школа в Раме (эр-Рама), Кафр-Ясифе (Кфар-Ясиф), в 1884 году – в Саджаре... В 1885 году был построен храм в Кане Галилейской. В Назарете для местных жителей были открыты амбулатория, женская школа, учительская мужская семинария, при ней мужская школа. Большая помощь оказывалась храму Благовещения. В Иерусалиме, Хомсе, Дамаске, Бейт-Джале, Назарете, Вифлееме работали амбулатории ИППО для местных жителей, которые принимали больных любого вероисповедания. В год получали бесплатную медицинскую помощь десятки тысяч пациентов. Основам лечебного дела в амбулаториях обучали и местных учителей.

К 1913 году всего в Палестине, Иудее, Галилее, Ливане, Сирии ИППО открыло для арабских детей 110 школ, при некоторых их них работали детские сады, в Ливане был куплен участок земли для строительства Русского университета. Преподаватели и выпускники учебных заведений ИППО внесли большой вклад в развитие культуры стран Ближнего Востока и в укрепление их связей с Россией. Они стали переводчиками, преподавателями (в том числе, в университетах России), писателями, журналистами. Среди них можно назвать такие имена, как братья Александр (Искандер) и Тауфик Кезма, Константин Каназе, Халиль Байдас, Михаил Нуайме, Клавдия (Кульсум) Оде-Васильева, Антуан Хашшаб, Георгий Халеби, Пантелеймон Жузе (Бандали аль-Джаузи), Селим Кубайн, Месих Хаддах, Несиб Арида, Искандер аль-Хури аль-Бейтджали, Антуан Баллан, Михаил Искандер.      

В действиях Императорского Православного Палестинского Общества, в присутствии России на Святой Земле не было никакого диктата, унижения или превосходства. Реализовывались только мирные, культурологические проекты и гуманитарные инициативы. Местные жители отвечали уважением и благодарностью.   

Кульсум Оде, выпускница Назаретской школы ИППО, затем Бейт-Джальской учительской семинарии ИППО, вышла замуж за русского врача И. Васильева, работавшего в Назаретской амбулатории. Уехав в Россию в 1910 году, она стала известным арабистом, профессором Ленинградского университета, после переезда в Москву преподавала в Дипломатической академии и Московском институте востоковедения. Приведем ее слова: «Памятуя, что я обязана своим образованием и положением России, я считаю себя неоплатной должницей русского народа. Вступая в восьмой десяток жизни, я низко кланяюсь русскому народу и говорю сердечное русское спасибо».

О высоком авторитете России и ее императора среди местных жителей докладывал член ИППО М.И. Караулов Великому князю Сергею Александровичу в 1902 году: «До какой степени доходит обожание имени русского Императора, может служить следующее: в большие праздники арабы приносят в церкви портреты нашего Государя Императора, ставят их на видном месте и убирают цветами, а после богослужения некоторые даже целуют их. Выражению арабами публичных симпатий ко всему русскому не препятствует даже присутствие турецких властей, которые, впрочем, в последнее время к русским стали благосклонны».

Выражения «родные палестины», «в наших палестинах» зародились в те забытые славные времена.

С началом Первой мировой войны в 1914 году деятельность Палестинского Общества на Святой Земле прекратилась. Турецкие власти интернировали с территории Палестины почти всех российских подданных. На подворьях и в разных монастырях влачили жалкое существование немногочисленные русские паломницы, которые отказались покинуть Святую Землю и надеялись на скорое завершение войны.

До 1917 года ИППО имело несколько десятков земельных участков на территории Святой Земли (Иерусалим, Назарет, Вифлеем, Бейт-Джала, Иерихон, Хайфа и пр.) общей площадью 23,5 га. В 1916 году был построен паломнический комплекс с храмом в Бари (Италия). Отделения Общества работали в 52 городах Российской империи.

В дореволюционные годы был накоплен большой научный багаж. ИППО спонсировало несколько научных экспедиций, которые занимались археологическими изысканиями, изучением манускриптов и рукописей в древних монастырях библейского региона и Средиземноморья. Регулярно издавались многочисленные научные и популярные издания, важнейшим из которых и доныне является Православный Палестинский сборник.

После 1917 года

После Февральской революции Великая княгиня Елизавета Федоровна попросила Совет ИППО освободить ее от обязанностей Председателя, чтобы принадлежностью к императорской династии не мешать своему любимому детищу развиваться после свержения монархии. Общество перестало именоваться Императорским.

После прихода к власти большевиков и выхода декрета об отделении Церкви от государства в январе 1918 года пришлось отказаться и от слова "православное" в названии Общества. В стране, охваченной гражданской войной, когда каждый боролся за свое физическое выживание, деятельность Общества была сведена к минимуму. В его рядах остались в основном ученые, которые посвятили работе в Палестинском Обществе многие годы своей жизни. Деятельность его была сосредоточена в Петербурге, вернее, Петрограде. Отделы в других российских городах перестали действовать. Многие дореволюционные члены Общества были арестованы и даже расстреляны. Кто-то эмигрировал из страны...

Общество стало называться Российское Палестинское Общество (РПО), его устав был изменен с акцентом на академическую научную деятельность и организацию экскурсий по региону Ближнего Востока. Но в те времена было не до экскурсий, и связь со своими подворьями на Святой Земле Общество утратило на долгие десятилетия. Их сохранением занимались эмигрировавшие члены Общества, сдавая подворья в принудительную аренду туркам и англичанам.

Российская часть собственности ИППО была национализирована, даже уникальная библиотека, основу которой составляла библиотека В.Н. Хитрово, коллекция чертежей, планов, фотографий в общей сложности 30 тыс ед. хранения.

РПО неоднократно пыталось войти в состав Академии наук, но это было узаконено лишь в 1930-е годы. В это же время начались репрессии востоковедов, вплоть до физического уничтожения. Деятельность Общества замерла, в его рядах осталось очень мало членов. Никакой активизации работы не могло быть и в 1940-е...

Победа во Второй мировой войне, хорошие отношения Советского Союза с вновь созданным на Святой Земле государством Израиль (1948) позволили вернуть определенную часть российской собственности, впрочем не Обществу, а государству. В 1950 году на самом высшем уровне был объявлен призыв в ряды Палестинского Общества. В 1951 году на Сергиевском подворье в Иерусалиме разместилось Представительство РПО. Все подворье израильские власти СССР не отдали. Представительство РПО занимало восточное крыло, где до революции размещалось Управление ИППО. Остальные площади заняли арендаторы в виде различных израильских учреждений.

Как показала история, такое решение израильтян по Сергиевскому подворью было к лучшему, потому что правительство Н.С. Хрущева не нашло применения фактически народной (ведь строили ее на деньги налогоплательщиков или частные пожертвования) собственности императорских времен, тем более не было перспектив выселения защищенных израильских арендаторов. Было решено ее продать. Переговоры о сделке длились около десяти лет. Израильтяне не собирались давать реальную цену за земельные участки и объекты недвижимости. В итоге 23 объекта, принадлежавших императорскому правительству, Русской Духовной Миссии, Императорскому Православному Палестинскому Обществу, вместо 100 млн. долл. были проданы за 4,5 млн. Соглашение о продаже было подписано 7 октября 1964 года, за несколько дней до снятия Н.С. Хрущева. Поскольку часть стоимости была выплачена апельсинами, эту сделку окрестили "апельсиновой".

В 1967 году после шестидневной войны СССР разорвал дипломатические отношения с Израилем. Представители Палестинского Общества покинули Израиль. Связи со Святой Землей опять были прерваны на долгие годы. Но жизнь Общества на родине в лоне Академии наук планомерно продолжалась, в его рядах состояли многие видные ученые, активно работало отделение в Ленинграде (ныне вновь Санкт-Петербург), в 1970-е годы открылось отделение в Горьком (ныне Нижний Новгород), издавался Палестинский сборник, велись научные исследования и даже археологические раскопки... Свидетели тех времен до сих пор состоят в рядах Палестинского Общества.

Постсоветский период

Очередной социальный катаклизм, приведший к концу советского строя, привел к тому, что Академия наук не могла содержать даже 2 единицы в штате Палестинского Общества и предоставлять ему две крохотных комнатки. Зато Общество смогло вернуть себе историческое имя, вернуться в полный формат своих уставных целей и обрести самостоятельность в качестве международной общественной организации под юрисдикцией Российской Федерации. Это было закреплено Постановлением Президиума Верховного Совета Российской Федерации N 2835-I 25 мая 1992 года «Об Императорском Православном Палестинском Обществе». В этом же постановлении предписывалось всем организациям содействовать возвращению собственности ИППО.

Сохранение полного исторического имени Палестинского Общества это не просто дань истории, восстановление традиций для сознания россиян, это и возобновление деятельности под историческим именем на территории Святой Земли, где русскую организацию отлично помнят именно под этим именем и где хорошо известен знак ИППО с христограммой, сохранившийся на зданиях Общества.

С тех пор Императорское Православное Палестинское Общество стало постепенно возвращаться в Святую Землю.

Процесс возвращения принял наиболее интенсивный характер с 2007 года, когда Председателем ИППО был избран Председатель Счетной палаты Российской Федерации Сергей Степашин.

Руководство Императорского Православного Палестинского Общества внесло свой вклад в общее дело по установлению безвизового режима с Израилем в 2008 году, что позволило значительно увеличить поток паломников на Святую Землю – в Иерусалим, Назарет, Вифлеем, Иерихон, Хеврон, к месту крещения Иисуса Христа на реке Иордан.

В 2008 году было завершено юридическое оформление в собственность России трех участков в Иерихоне (два из них были переданы Русской Православной Церкви) и здания Сергиевского подворья в Иерусалиме, а также выделен в собственность ИППО один участок в Вифлееме. Решения о возвращении собственности были приняты на самом высоком уровне – руководством Палестинской национальной администрации и Израиля.

Участок в Иерихоне был передан российскому правительству, которое построило на участке Музейно-парковый комплекс. В него вошли археологический раскоп, ландшафтный парк, культурный центр с музеем. В парковой зоне растет древнее дерево, почитаемое христианами как место встречи мытаря Закхея и Иисуса Христа. Рабочая группа ИППО в 2010 году провела комплекс мероприятий по оздоровлению библейской смоковницы. Были обрезаны старые ветви, выведены термиты, проведено капельное орошение для полива под контролем компьютерной системы. Это позволит увеличить срок жизни священного дерева в условиях урбанизированной среды. В музее представлена экспозиция, посвященная истории Императорского Православного Палестинского Общества.

На участке в Вифлееме завершено строительство Центра ИППО, часть помещений которого передана Россотрудничеству для размещения Российского центра науки и культуры. В нем  размещена библиотека, конференц-зал, кабинеты для изучения русского языка и развивающих занятий с детьми, офисы Вифлеемского отделения ИППО.

Рядом с Центром ИППО власти Палестинской национальной администрации попросили Россию построить среднюю школу с изучением русского языка, которая распахнула свои двери для полтысячи палестинских ребят в 2014 году.

На Сергиевском подворье в Иерусалиме идет масштабной реставрации. В 2012 году подворье было полностью освобождено от арендаторов. Не дожидаясь окончания ремонта, Иерусалимское отделение ИППО проводит на подворье свои мероприятия. Проводятся международные семинары и конференции, лекции и экскурсии для русских паломников и внутренних туристов. По инициативе председателя отделения Павла Платонова возрождены чтения для паломников, которые приобретают особую значимость в историческом интерьере старинного русского подворья.

В настоящее время зарубежные отделения Общества осуществляют свою деятельность в Иерусалиме, Вифлееме, Болгарии, на Кипре, на Мальте, в Одессе, Сирии и др. На территории России отделения Общества работают десятках городах.  

Для координации деятельности общественных структур, работающих в рамках задач Общества, открыт Московский Центр ИППО по адресу: 101000 Россия, Москва, ул. Забелина, д.3, строение 2. Тел: +7 (495) 978-07-13. В день 130-летнего юбилея Императорского Православного Палестинского Общества, 3 июня 2012 года, во дворике Центра ИППО был открыт бюст инициатору его создания В.Н.Хитрово.

Сегодня в соответствии с Уставом Международной общественной организации "Императорское Православное Палестинское Общество" действительными членами Общества могут быть православные граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, разделяющие уставные цели Общества, выполняющие требования Устава и принимающие участие в работе Общества. Граждане, лица без гражданства и иностранные граждане иных конфессий могут быть приняты в Общество как члены Общества.

Императорское Православное Палестинское Общество осуществляет свою деятельность при поддержке руководства Российской Федерации, активно взаимодействует с МИД России и  академическими научными институтами страны. Проекты ИППО поддерживает Русская Православная Церковь. Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавляет Комитет почетных членов ИППО.

Императорское Православное Палестинское Общество реализует свои проекты на пожертвования частных лиц, фондов и организаций, которые содействуют развитию связей России со странами Ближнего Востока.

Для поощрения партнеров, помощников и членов Общества Совет ИППО утвердил в 2008 году несколько почетных памятных знаков: Орден Вифлеемской звезды, Орден Великого князя Сергия Александровича, Орден Великой княгини Елисаветы Феодоровны, медали в честь В.Н. Хитрово, архимандрита Антонина (Капустина), А.А. Дмитриевского. Эти награды имеют уже сотни людей, которые активно сотрудничают с Императорским Православным Палестинским Обществом, как в России, так и за рубежом.    

23 марта 2012 года Императорскому Православному Палестинскому Обществу объявлена благодарность Президента России «за большой вклад в сохранение и популяризацию культурного и исторического наследия России на Святой Земле, укрепление дружбы и сотрудничества между народами».

Блинова Л.Н.

Тэги: предпосылки создания ИППО, имя ИППО, ИППО

Пред. Оглавление раздела След.
В основное меню