RSS
Написать
Карта сайта
Eng

Россия на карте Востока

Летопись

24 апреля 1918 была арестована вел. кнг. Елизавета Федоровна, в 1905-17 гг. возглавлявшая Палестинское Общество

25 апреля 1883 для публикации объявлений ИППО выбраны "Московские ведомости" и "Церковный вестник"

25 апреля 1901 с инженером Г. Шумахером подписан контракт на сооружение подворья ИППО в Назарете

Соцсети


Трагическая судьба епископа Кирилла (Наумова)

Данная статья посвящена непростому жизненному пути епископа Кирилла (Наумов Василий Николаевич; 25.12.1823-10.02.1866), который является выпускником Санкт-Петербургской Духовной Академии. Основная деятельность его связана с Русской духовной миссией в Иерусалиме, куда он был назначен начальником в сане епископа, а позднее после политических интриг и конфликтов отправлен на покой в Спасо-Преображенский монастырь Казани. Его жизненный путь закончился трагически, а его личность осталась в безызвестности. 

Василий Николаевич Наумов родился 25 декабря 1823 года в городе Калуге. Дата его рождения по новому стилю относится к 1824 году. Мальчик родился в потомственной семье священнослужителей. Отец Василия, Николай Милайлович Наумов1 был диаконом Михаило-Архангельской церкви города Калуги, а его дяди протоиерей Иоанн Михайлович Наумов и протоиерей Степан Михайлович Наумов окончили Санкт-Петербургскую Духовную Академию (далее СПбДА) и несли свое служение в Петербурге. Протоиерей Иоанн проявлял заботу к своим племянникам: Василию, Николаю и Елизавете. Николай был младшим братом Василия, учился также в СПбДА, окончив свое обучение двумя годами позже. Детские годы Василий провел в доме бедного отца, у которого была большая семья. С детства мальчик был окружен религиозным духом семьи, что впоследствии оказало влияние на его выбор служить Церкви.

________________
1 См.: РГИА. Ф. 815 Оп. 14 Д. 400 Л. 20-23. Послужные списки архимандритов, иеродиаконов, иеромонахов, монахов и послушников Александро-Невской Лавры 1860 г. Отец Николай (Наумов) после вдовства согласно прошению его был зачислен в число братии Александро-Невской Лавры. Из духовного звания пострижен в монашество по указу Святейшего Синода 31 мая 1847 г. Затем 29 июня 1847 г. рукоположен во иеромонаха. На него была возложена обязанность духовного старчества для наблюдения за поведением послушников обители и приготовления их к достойному принятию монашества. 5 июня 1853 г. определен исполняющим должность благочинного Лавры с увольнением от обязанности духовного старца над послушниками. Утвержден в должности благочинного 17 марта 1854 г. От должности благочинного уволен и определен помощником духовника Александро-Невской Лавры 23 августа 1861 г.

Начальное образование Василий получил в калужских духовных учили- щах. Он окончил обучение в приходском и уездном духовном училище, годы обучения (1832-1838 г.). Поступление в эти учебные заведения было характерно для детей священства. Во время своего обучения он учился прилежно и отличался скромностью и кротким характером2.

Интерес Василия к наукам и хорошее поведение было замечено уже в первый год обучения в семинарии. После окончания Калужской Духовной семинарии в составе богословского класса Василий Николаевич был назначен к поступлению в СПбДА3.

В 1843 году Василий Николаевич Наумов поступает в Санкт-Петербургскую духовную академию. Он является студентом XVII курса, который по своему составу был довольно большой. В Петербургской Академии В. Н. Наумов учился с большим успехом, среди его товарищей были такие выдающиеся, талантливые в учености люди, как Евграф Иванович Ловягин и Моисей Александрович Голубев, которые после окончания обучения в СПбДА впоследствии стали вместе с Наумовым профессорами родной им Академии. Первые три магистра курса: Евграф Ловягин, Моисей Александрович Голубев и иеромонах Кирилл (Наумов). Все они были оставлены при Академии бакалаврами, а также 4-й — П. Е. Колоссовский4.

В журнале внутреннего правления в ведомости за 1845 г. архимандрит Макарий дает такую характеристику студентов высшего отделения — Евграфа Ловягина и Василия Наумова: «отличались строгой точностью в исполнении всех своих обязанностей, любовью к науке и тихостью нрава;»5. В окончательном списке по поведению за весь академический курс В. Н. Наумов был поставлен первым среди всех его товарищей.

_________________
2 См.: Титов Ф., свящ. Преосвященный Кирилл (Наумов), епископ Мелитопольский, бывший настоятель русской духовной миссии в Иерусалиме. Киев, 1902 С. 5-6.

3 См.: Там же. С. 6

4 См.: Родосский А. С. Списки первых XXVIII курсов Санкт-Петербургской духовной академии. СПб., 1907 С. 58

5 Цит. по: Титов Ф., свящ. Макарий (Булгаков) митрополит Московский и Коломенский. Историко-биографический очерк. Т. 1 Киев.: Типография Г. Т. Корчак-Новицкого. 1895 С. 203

В 1847 году В. Н. Наумов окончил академический курс третьим магистром, а в этом же году 7 июня принял монашеское пострижение с именем Кирилл. После пострижения в монашество, в этом же году 22 июня он был возведен в сан диакона, а 21 июля рукоположен во иерея. Автор некролога Е. Н. Булгаковой пишет: «Молодой брат В. Н. под влиянием отца аскета, идеально строгого к себе монаха, еще во время прохождения им академического курса, постригается под именем Кирилла»6. 

Иеромонах Василий был определен на кафедру нравственного богословия, которая считалась в академическом курсе одной из важнейших. Иеромонах Кирилл был утвержден Святейшим Синодом в звании бакалавра 31 октября 1847 года. Он занял свободную кафедру, которую возглавлял иеромонах Феофан (Говоров), отправленный Святейшим Синодом в Иерусалим для исполнения поручений и поклонения святым местам7. 

В этот же год с 12 декабря иеромонах Кирилл был назначен помощником инспектора академии8. Позднее освободится должность инспектора Академии, которую занимал архимандрит Иоанн (Соколов). На его место 16 января 1855 года по ходатайству митрополита Макария (Булгакова) был назначен иеромонах Кирилл, которого вскоре возвели в сан архимандрита9. В звании экстра-ординарного профессора отец Кирилл с успехом преподавал в Академии нравственное и пастырское богословие10. За свою диссертацию «Пастырское богословие» в 1855 году получает степень доктора богословия, а 12 апреля 1855 года архимандрит Кирилл был назначен на должность ординарного профессора Академии11. Кроме этого, архимандрит Кирилл написал книгу «Минуты уединенных размышлений христианина», а также составил канон, акафист и жизнеописание св. Александра Невского12. 

Жизнь архимандрита Кирилла в Духовной Академии продолжалась размеренно до 1857 года. Молодой ученый монах постепенно продвигался по иерархической и карьерной службе. Он с усердием исполнял, возложенные на него обязанности инспектора и профессора, посвящая себя всецело этим занятиям. 

______________
6 Памяти Е. Н. Булгаковой // Церковный Вестник, 1992 № 11 С. 175 

7 См.: Там же. С. 6-7. 

8 См.: Смирнова И. Ю. Епископ Кирилл (Наумов) // Православная Энциклопедия. Т. XXXIV. М., 2014 С. 515 

9 См.: Титов Ф., свящ. Преосвященный Кирилл (Наумов), епископ Мелитопольский, бывший настоятель русской духовной миссии в Иерусалиме. Киев, 1902 С. 7 

10 См.: Смирнова И. Ю. Епископ Кирилл (Наумов) // Православная Энциклопедия. Т. XXXIV. М., 2014 С. 515 

11 См.: Чистович И. А. История Санкт-Петербургской Духовной Академии. СПб., 1857 С. 344–345. 

12 Епископ Кирилл (Наумов) // Полный православный богословский энциклопедический словарь: В 2 т. Т. 2 СПб.: П. П. Сойкина, 1913 С. 1942

Однако 1 марта 1857 года ректора академии преосвященного Макария (Булгакова) назначают епископом на Тамбовскую кафедру, тем самым следовало ожидать, что его преемником на должность ректора будет назначен архимандрит Кирилл. Тем более в его пользу было то, что временное исполнение обязанностей ректора поручили ему.

Человеческие ожидания не оправдались, на должность ректора Академии был назначен архимандрит Феофан (Говоров). Архимандриту Кириллу предлагают в сане епископа возглавить учреждаемую Русскую духовную миссию (далее РДМ) в Иерусалим. Вначале он отказывается, но затем дает свое согласие13.

Не смотря на недостатки в организации учрежденной РДМ, а также неточности данной им инструкции от Министерства Иностранных Дел, 26 октября 1857 года члены Миссии под руководством преосв. Кирилла (Наумова) отправились к месту своего служения из Петербурга в Иерусалим. 

«Торжественна была встреча, сделанная греческим духовенством и православным населением первому посетившему Палестину русскому архиерею, когда он в феврале 1858 г. въезжал в Иерусалим. Но с первых же дней начались столкновения, которых и следовало ожидать»14. Первое время были натянутые отношения с Патриархом Иерусалимским Кириллом II и греческим духовенством, а затем начались проблемы с нашими светскими представителями интересов России.

Можно говорить о том, что деятельность Преосвященного Кирилла по улучшению положения русских богомольцев приходилась на начальный этап пребывания Миссии в Иерусалиме и выразилась в следующем: 1) собрал сведения о положении русских паломников и передал свои наблюдению правительству, 2) принял меры для улучшения жизни русских паломников, в том числе улучшение помещений и надзор за нравственной стороной. 3) греки предоставили по его просьбе некоторые монастыри для размещения паломников, однако их состояние оставляло желать лучшего. 4) на средства Миссии нанимались частные дома для размещения паломников 5) организовал открытие небольшой больницы на 10 кроватей15.

_______________
13 См.: Епископ Кирилл Мелитопольский в его письмах к митрополиту Макарию (Булгакову) // Русская старина. 1889 Т. LXIV. Декабрь. С. 798 

14 Хитрово В. Н. Собрание сочинений и писем. Т. 1 / Православие в Святой Земле. — М.: ИППО; СПб.: Олега Абышко, 2011 С. 105-106. 

15 См.: Титов Ф., свящ. Преосвященный Кирилл (Наумов), епископ Мелитопольский, бывший настоятель русской духовной миссии в Иерусалиме. Киев, 1902 С. 387-394.

К заслугам епископа Кирилла также можно добавить организацию караванов для паломников, а также устроение богослужений на церковнославянском языке16. В. Н. Хитрово добавляет к личной заслуге преосвященного Кирилла то, что благодаря его личным переговорам с французским консулом Баррером, «...дождь не льется более на часовню Гроба Господня и ее покрывает купол, сооруженный на совместные средства русского и французского правительств»17.

Однако после шести лет успешной работы в Иерусалиме епископа Кирилла, было принято решение о его увольнении на покой, причиной этому было трения, зависти и подозрения в большей степени со стороны светских представителей интересов России на Православном Востоке. 

Светские учреждения и консул лишали всякой власти начальника Русской духовной миссии, что привело к столкновениям. Уже в 1860 г. на заседании Палестинского комитета было решение о том, что нужно изменить иерархический статус начальника РДМ. Назначение епископа на эту должность признавалось ошибкой. Эту ошибку объясняли тем, что РДМ не должна иметь такого высокого статуса, особенно в условиях, когда в Иерусалиме созданы светские учреждения18.

Кроме тяжелых взаимоотношений епископа Кирилла с светскими структурами, на него поступило донесение в Азиатский департамент Министерства иностранных дел от иерусалимского консула А. Н. Карцева: «Епископ Кирилл — алкоголик до припадков белой горячки, скоморох, окружающий себя арабскими комедиантами и женщинами...»19. Епископа Кирилла (Наумова) убрали с поста начальника РДМ 28 июня 1863 г. по решению Александра II, до которого доходили все эти многочисленные наветы20.

______________
16 См.: Воробьева И. А. Русские миссии в Святой Земле в 1847-1917 гг. М.: РАН, 2001 

17 Хитрово В. Н. Православие в Святой Земле. М.: ИППО; СПб.: Олега Абышко, 2011 С. 211 

18 См.: Смирнова И. Ю. Епископ Кирилл (Наумов) // Православная Энциклопедия. Т. XXXIV. М., 2014 С. 517 

19 Цит. по: Воробьева И. А. Русские миссии в Святой Земле в 1847-1917 гг. М.: РАН, 2001 

20 См.: Там же. С. 74

Если говорить о разграничении функции духовных и светских, что и сделал великий князь Константин, то этого невозможно сделать: «Разграничение в Иерусалиме светских дел от духовных невозможно, если же передать духовному представителю, как и следует, духовные дела, то светскому представителю придется или ничего не делать, или отдать себя под начальство духовного лица, чего наши консулы допустить не хотели»21. 

Как писал историк Палестинского общества А. А. Дмитриевский, «первые наши деятели на Ближнем Востоке — преосвященные Порфирий и Кирилл — если и не достигли тех положительных и осязательных результатов, какие от них вправе было ожидать Отечество имея в виду их таланты и характеры, то все же благодарные преемники их, мы уверены, всегда помянут их добрым словом признательности и не забудут, что эти деятели сошли со сцены не по своей вине»22.

После долгого путешествия из Иерусалима, преосвященный Кирилл 7 июля прибыл в Казань, это было накануне праздника в честь Казанской иконы. Архиепископ Казанский с радостью принял долгожданного гостя. Епископ Кирилл в своем письме к митрополиту Макарию (Булгакову) написал: «Спасибо и обществу казанскому всех слоев, и оно всячески старается приласкать и приголубить странника и пришельца»23.

Образ жизни епископ Кирилл «вел чисто постнический и питался одним только киселем»24. Архиепископ Афанасий предложил ему быть викарным архиереем Казанской епархии, но преосвященный Кирилл отказался от этого предложения «и до самой смерти не принимал никакого участия в делах епархии»25. В своем письме он пишет: «В дела епархиальные я не вмешиваюсь; досуг свой наполняю чтением, в котором, при огромной библиотеке владыки, недостатка нет; он же и новинками со мной делится»26. Кроме того, «он из академического ученого и из администратора, с огромным кругозором для церковной деятельности, по прибытии в Казань, сумел превратиться в монаха молитвенника»27. Возможно, эта перемена в его жизни была самой сложной, поскольку он привык быть церковным деятелем.

________________
21 Там же. С. 106-107. 

22 Дмитриевский А. А. Императорское Православное Палестинское Общество и его деятельность за истекшую четверть века: (1882-1907). М.; СПб., 2008 С. 15-16. 

23 Епископ Кирилл Мелитопольский в его письмах к митрополиту Макарию (Булгакову) // Русская старина. 1890 Т. LXVIII. Октябрь, ноябрь, декабрь. С. 196 

24 Титов Ф., свящ. Преосвященный Кирилл (Наумов), епископ Мелитопольский, бывший настоятель русской духовной миссии в Иерусалиме. Киев, 1902 С. 440

25 Там же. С. 440 

26 Епископ Кирилл Мелитопольский в его письмах к митрополиту Макарию (Булгакову) // Русская старина. 1890 Т. LXVIII. Октябрь, ноябрь, декабрь. С. 198 

27 Памяти преосвященного Кирилла, епископа Мелитопольского, погребенного в алтаре церкви Св. Киприана и Иустины в Спасо-Преображенском миссионерском монастыре. Казань, 1904 С. 21

Однако после приезда в Казань здоровье преосвященного Кирилла постепенно ухудшалось, 10 февраля 1866 он скончался. В журнале «Православный собеседник» напечатана речь, сказанная на погребении преосвященного Кирилла. «Так я объясняю себе смерть Кирилла, епископа Мелитопольского: если бы счастье улыбалось ему, как улыбалось в первые 10-12 лет службы, он жил бы; но придавила беда, придавила всероссийская и европейская известность его беды — и он угас, а по смерти 13 дней пролежал нетленный, каким несомненно пошел и в могилу, потому что в нем все телесное умерло прежде смерти»28.

Судьба епископа Кирилла сложилась трагически. «Он был без суда и следствия смещен со своей должности и отправлен в Казань настоятелем одного из монастырей — практически в ссылку. При этом, не зная за собой никакой вины, владыка Кирилл не согласился с решением Синода, основанным на клевете и недобросовестной подтасовке фактов. История епископа Кирилла (Наумова) в XIX столетии сопоставима по сути с историей Арсения Мацеевича столетием раньше»29.

____________
28 Цит. по: Никанор (Бровкович), архиеп. Минувшая жизнь из быта белого и монашествующего духовенства второй половины 19-го века. В 2 т. Т. 1 Одесса, 1913 С. 164-165.

29 Лисовой Н. Н. Русская Духовная Миссия в Иерусалиме: история и духовное наследие // Богословские труды. Сб. № 35 М., 1999 С. 43.

Источники и литература

1 РГИА. Ф. 815 Оп. 14 Д. 400 Послужные списки архимандритов, иеродиаконов, иеромонахов, монахов и послушников Александро-Невской Лавры 1860 г. 132 л.
2 Воробьева И. А. Русские миссии в Святой Земле в 1847-1917 гг. М.: РАН, 2001
3 Дмитриевский А. А. Императорское Православное Палестинское Общество и его деятельность за истекшую четверть века: (1882-1907). М.; СПб., 2008
4 Епископ Кирилл (Наумов) // Полный православный богословский энциклопедический словарь: В 2 т. Т. 2 СПб.: П. П. Сойкина, 1913
5 Епископ Кирилл Мелитопольский в его письмах к митрополиту Макарию (Булгакову) // Русская старина. 1889 Т. LXIV. Декабрь.
6 Епископ Кирилл Мелитопольский в его письмах к митрополиту Макарию (Булгакову) // Русская старина. 1890 Т. LXVIII. Октябрь, ноябрь, декабрь.
7 Н. Н. Лисовой. Русская Духовная Миссия в Иерусалиме: история и духовное наследие // Богословские труды. Сб. № 35 М., 1999
8 Никанор (Бровкович), архиеп. Минувшая жизнь из быта белого и монашествующего духовенства второй половины 19-го века. В 2 т. Т. 1 Одесса, 1913
9 Памяти Е. Н. Булгаковой // Церковный Вестник, 1992 № 11
10 Памяти преосвященного Кирилла, епископа Мелитопольского, погребенного в алтаре церкви Св. Киприана и Иустины в Спасо-Преображенском миссионерском монастыре. Казань, 1904
11 Родосский А. С. Списки первых XXVIII курсов Санкт-Петербургской духовной академии. СПб., 1907
12 Смирнова И. Ю. Епископ Кирилл (Наумов) // Православная Энциклопедия. Т. XXXIV. М., 2014
13 Сухова Н. Ю. Митрополит Макарий (Булгаков) и епископ Кирилл (Наумов): страница из истории «ученого монашества» 1840–1860-х гг. // Христианское чтение. 2017 № 1
14 Титов Ф., свящ. Макарий (Булгаков) митрополит Московский и Коломенский. Историко-биографический очерк. Т. 1 Киев.: Типография Г. Т. Корчак-Новицкого. 1895
15 Титов Ф., свящ. Преосвященный Кирилл (Наумов), епископ Мелитопольский, бывший настоятель русской духовной миссии в Иерусалиме. Киев, 1902
16 Хитрово В. Н. Собрание сочинений и писем. Т. 1 / Православие в Святой Земле. — М.: ИППО; СПб.: Олега Абышко, 2011
17 Чистович И. А. История Санкт-Петербургской Духовной Академии. СПб., 1857

И. А. Колонтаев, Санкт-Петербургская Духовная Академия, бакалавриат, 4 курс. 

Материалы IX Международной студенческая научно-богословская конференция 10-11 мая 2017 г. К 100-летию подвига новомучеников и исповедников Церкви Русской. Часть 2. Доклады студентов бакалавриата. Санкт-Петербург, Издательство СПбПДА. 2017. С.183-190.

Тэги: РДМ, Кирилл (Наумов)

Пред. Оглавление раздела След.
В основное меню