RSS
Написать
Карта сайта
Eng

Анонсы

30 марта

Лекция «Образ святого Димитрия Солунского в византийском и древнерусском искусстве», Москва

30 марта

Лекция «Неделя Торжества Православия», Москва

31 марта

Лекция «Земная жизнь Христа», Москва

3 апреля

Лекция «Закат Древней Руси и образ Христа», Москва

6 апреля

Лекция «Святые Великого поста», Москва

13 апреля

Лекция «Середина Великого поста – Крестопоклонная неделя», Москва

13-15 апреля

55-й весенний симпозиум по византийским исследованиям, тема «Правосудие в Византии», Великобритания

14 апреля

Лекция «События Страстной недели», Москва

20 апреля

Онлайн-конференция «Священные дни в раннем и средневековом христианстве», Крит

28 апреля

Лекция «Воскресение и Страшный суд», Москва

18 мая

Лекция «Салоники – город византийских храмов», Москва

3-4 июня

Конференция «Князья, иерархи и люди Древней Руси между властью, повседневностью и храмом», Санкт-Петербург

Россия на карте Востока

Летопись

29 марта 1885 В.Н. Хитрово на заседании Совета ИППО предложил ходатайствовать о вербном сборе в пользу Палестинского Общества

29 марта 1885 решено открыть в Назарете женскую школу ИППО с позволения Иерусалимского Патриарха

29 марта 1898 открыты Енисейский, Подольский, Костромской отделы Палестинского Общества

Соцсети


Турецкая осада Константинополя 1422 г. глазами византийского интеллектуала[1]

На правление византийского императора Мануила II Палеолога (1391–1425) выпало три турецких осады Константинополя. Начало его царствования ознаменовалось участием в качестве вассала султана в османских военных кампаниях. Разрыв же вассальных отношений привел к первой осаде турками византийской столицы осенью 1394 г. Попытка заручиться военной и финансовой помощью Запада, несмотря на все усилия императора, не имела успеха. Турецкая опасность в тот раз отступила от Византии лишь благодаря неожиданной «помощи» с Востока: разгром турок войском Тимура в 1402 г. и начавшаяся следом междоусобная борьба наследников султана позволили Мануилу II избавиться не только от блокады своей столицы, но и на какое-то время от османской угрозы вообще. Однако затишье оказалось недолгим. Уже в 1411 г. Константинополь вновь был осажден, пусть ненадолго и безуспешно, войсками Мусы, одного из претендентов на турецкий престол, временно одержавшим верх над своими братьями в борьбе за власть. 

Новый этап турецких завоеваний Византии начался с воцарением султана Мурада II (1421–1451). Восстановив силы, турки вернулись к наступательной политике: в 1422 г. они осадили Константинополь и Фессалонику, затем вторглись на Пелопоннес и опустошили Морейский деспотат. 

О деталях третьей, самой значительной осады византийской столицы мы узнаем из сочинения Иоанна Канана «Рассказ о войне, случившейся в Константинополе 6930 г., когда Амурат-бей с сильным войском напал на город и почти было овладел им, но Пресвятая Матерь Божия сохранила его». В рамках своего доклада я обращу внимание на фактический материал, представленный в этом сочинении, и на анализ авторского подхода к изложению событий осады византийской столицы 1422 г. 

Сочинение составлено очевидцем, не претендовавшем на глубинный анализ исторических событий, свидетелем которых он стал, а желавшем скорее засвидетельствовать факт вмешательства небесной покровительницы города в судьбы византийцев. Рассказ Канана, не отличающийся стилистической изысканностью и риторическим блеском, написан близким к разговорному языком, однако эти, пусть даже лишенные пышного литературного обрамления строки, явно отмечены печатью достаточно высокого уровня образования их автора. 

Источник отличается строгой последовательностью изложения материала, точностью датировок и достоверностью исторической информации. Повествование содержит богатейшие сведения, прежде всего военного характера: о соотношении военных сил, тактических приемах ведения осадной войны, военных планах противника, осадных сооружениях и орудиях, использовавшихся турками. Обращает на себя внимание хорошее знание автором специфики военного искусства противника и тюркских терминов военного лексикона. Помимо того, эта хроника военных событий содержит обильный материал для возможного имагологического исследования: образы турок и образы защитников города прописаны автором объемно и очень эмоционально. Кроме того, автор повторяет вслед за другими византийскими авторами определенные клише и стереотипы восприятия турок, их религии и нравов, а также воспроизводит традиционную для греков провиденциалистскую концепцию истории. 

Третья осада византийской столицы была отбита благодаря героическим усилиям оборонявшихся и, как считает автор, заступничеству Богоматери. Тем не менее, Византии пришлось взять на себя обязательство платить дань султану и вновь признать свою вассальную зависимость. И хотя Константинополь в тот раз устоял, именно эта атака турок стала генеральной репетицией перед последней, роковой осадой города 1453 г.

_____________
Примечания

[1] Работа подготовлена при финансовой поддержке РГНФ, грант № 14–01–00025. 

Т. В. Кущ, Уральский федеральный университет (Екатеринбург, Россия)

Кущ. Т.В. Турецкая осада Константинополя 1422 г. глазами византийского интеллектуала / ΧΕΡΣΩΝΟΣ ΘΕΜΑΤΑ: ИМПЕРИЯ И ПОЛИС // Материалы научной конференции VII-й Международный Византийский Семинар (Севастополь – Херсонес. 01 - 05.06 2015). Севастополь 2015. С.55-56.

Сборник докладов в электронном виде на сайте Херсонес Таврический 

Тэги: Византия, Константинополь

Ещё по теме:

Пред. Оглавление раздела След.
В основное меню