RSS
Написать
Карта сайта
Eng

2024

2023

Январь (17) Февраль (20) Март (23) Апрель (20)
Май (23) Июнь (22) Июль (18) Август (23)
Сентябрь (21) Октябрь (22) Ноябрь (28) Декабрь (23)

2022

Январь (22) Февраль (22) Март (24) Апрель (24)
Май (20) Июнь (22) Июль (21) Август (22)
Сентябрь (22) Октябрь (21) Ноябрь (22) Декабрь (22)

2021

Январь (15) Февраль (19) Март (23) Апрель (22)
Май (23) Июнь (22) Июль (22) Август (22)
Сентябрь (21) Октябрь (21) Ноябрь (22) Декабрь (24)

2020

Январь (17) Февраль (18) Март (19) Апрель (24)
Май (14) Июнь (20) Июль (24) Август (20)
Сентябрь (22) Октябрь (21) Ноябрь (20) Декабрь (21)

2019

Январь (16) Февраль (20) Март (21) Апрель (27)
Май (15) Июнь (18) Июль (23) Август (22)
Сентябрь (21) Октябрь (22) Ноябрь (19) Декабрь (22)

2018

Январь (18) Февраль (16) Март (21) Апрель (19)
Май (29) Июнь (18) Июль (19) Август (12)
Сентябрь (12) Октябрь (20) Ноябрь (23) Декабрь (14)

2017

Январь (22) Февраль (24) Март (22) Апрель (13)
Май (17) Июнь (17) Июль (13) Август (16)
Сентябрь (28) Октябрь (26) Ноябрь (33) Декабрь (22)

2016

Январь (48) Февраль (75) Март (49) Апрель (58)
Май (51) Июнь (19) Июль (23) Август (28)
Сентябрь (54) Октябрь (36) Ноябрь (36) Декабрь (31)

2015

Январь (17) Февраль (38) Март (40) Апрель (32)
Май (30) Июнь (24) Июль (20) Август (11)
Сентябрь (12) Октябрь (27) Ноябрь (38) Декабрь (40)

История, культура, книгоиздание

Научные исследования и мероприятия

Археология, восточные рукописи

Образование, просвещение

Паломничество и туризм

Святая Земля

Библейские страны, христианский Восток

Средиземноморье и Афон

Христианские Церкви: общение, традиции, праздники

Искусство, иконопись, храмы

2014

Январь (19) Февраль (26) Март (12) Апрель (15)
Май (9) Июнь (14) Июль (16) Август (13)
Сентябрь (21) Октябрь (27) Ноябрь (32) Декабрь (27)

2013

Анонсы

30 марта

Лекция «Образ святого Димитрия Солунского в византийском и древнерусском искусстве», Москва

30 марта

Лекция «Неделя Торжества Православия», Москва

31 марта

Лекция «Земная жизнь Христа», Москва

3 апреля

Лекция «Закат Древней Руси и образ Христа», Москва

6 апреля

Лекция «Святые Великого поста», Москва

13 апреля

Лекция «Середина Великого поста – Крестопоклонная неделя», Москва

13-15 апреля

55-й весенний симпозиум по византийским исследованиям, тема «Правосудие в Византии», Великобритания

14 апреля

Лекция «События Страстной недели», Москва

20 апреля

Онлайн-конференция «Священные дни в раннем и средневековом христианстве», Крит

28 апреля

Лекция «Воскресение и Страшный суд», Москва

18 мая

Лекция «Салоники – город византийских храмов», Москва

3-4 июня

Конференция «Князья, иерархи и люди Древней Руси между властью, повседневностью и храмом», Санкт-Петербург

Россия на карте Востока

Летопись

28 марта 1850 члены Русской духовной миссии в Иерусалиме прибыли в монастырь Саввы Освященного в Александрии

29 марта 1885 В.Н. Хитрово на заседании Совета ИППО предложил ходатайствовать о вербном сборе в пользу Палестинского Общества

29 марта 1885 решено открыть в Назарете женскую школу ИППО с позволения Иерусалимского Патриарха

Соцсети


Шахтинские студенты познакомились с символикой Креста Христова


19 марта, в четверг Крестопоклонной седмицы Великого поста, в духовно-просветительском центре Института сферы обслуживания и предпринимательства (филиала) Донского государственного технического университета в г. Шахты прошла тематическая встреча "Крест – благочестия непобедимая победа", посвящённая символике и значению Креста Христова.

Тематическую встречу организовал и провел заместитель заведующего кафедрой "Православная культура и теология" ИСОиП, пресс-секретарь Шахтинской епархии Илья Геннадиевич Шарков, действительный член Императорского Православного Палестинского Общества (Ростовское отделение). Во встрече приняли участие студенты 1 курса ИСОиП (филиала) ДГТУ, представители прессы.



Специально к мероприятию в помещении воссоздаваемого домового храма вуза в честь святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова, где проходила встреча, были подготовлены тематические выставки "Крест Христов в церковном искусстве" и "Изображения креста и хризмы на средневековых римских и византийских монетах".

Определяя предмет рассмотрения, Илья Геннадиевич выделил аспекты темы: "В понятии креста следует различать: 1. Единый, истинный, честный, животворящий Крест Господень, тот самый крест, на котором был плотию распят Господь Иисус Христос. 2. Иконы – пространственно-геометрические подобия этого креста на какой-либо поверхности или же его пластические копии из дерева, металла и других материалов, с изображением распятого Христа или же без него. 3. Крестное знамение как символическое действие, в пространственно-временной форме изображающее Крест Господень, являющееся основой всех важнейших молитвенно-литургических символов и тайнодействий. 4. Всю совокупность страданий, вольно принятых на Себя Господом Иисусом, равно, как и выпадающих на долю христианина в силу его решения поступать по словам Евангелия: «да отвержется себе, возьмет крест свой и по Мне грядет» (Мф. 16, 24)".




Говоря об изображениях креста в европейской и русской культурах, лектор показал студентам медные кресты-распятия XIX века, книги, украшенные накладками в виде креста, иконы святых мучеников и мучениц, царя Константина, изображаемых с крестом в руках. Студенческая молодёжь интересовалась символикой букв и знаков, традиционно изображаемых на русских крестах-распятиях и голгофском кресте. В ходе общения был дан исчерпывающий и иллюстративный ответ на эти вопросы.



Отдельной темой стал рассказ об истории и практике изображения хризмы и Креста Христова на римских и византийских средневековых монетах. И.Г. Шарков показал студентам монеты IV-XII веков.



Далее Илья Геннадиевич рассказал об изображении креста и хризмы на высочайше утвержденном знаке Императорского Православного Палестинского Общества, в качестве иллюстрации продемонстрировал членский знак ИППО и почетный памятный знак ИППО "Орден святой преподобномученицы Великой Княгини Елисаветы Феодоровны".

В лекционной части встречи были отмечены вопросы символики и почитания Креста. "Символы и знаки наполняют всю нашу жизнь. Одни время отметает, другие проходят через века. Знаки и символы были в первую очередь средством общения – как при помощи письма, так и при помощи жестов или сигналов. Но знаки, а в особенности символы, могут нести информацию и более глубокую и сакральную. Особенно ярко это проявляется в религии.

Главные христианские символы связаны с самым существенным в жизни Церкви – Христом Спасителем, установленным Им Таинством Евхаристии, Его крестной смертью, воскресением и вознесением.

Главным символом христианства стал Крест Христов. До искупительной крестной смерти Христовой крест не только не почитался у язычников, но был предметом великого и всеобщего презрения, знаком смерти, так как казнь через распятие назначалась величайшим преступникам и была мучительнейшей и позорнейшей из всех видов казней.

Для христианина Крест свят и многозначен. Крест – это иконографическое изображение события распятия на Голгофе Господа Иисуса Христа: это сакральный центр мировой истории. Крест в космическом аспекте – это план мироздания и путь к восстановлению падшего во грехе мира. В Ветхом Завете крест – знак отвержения и гибели, состояние отверженного Богом человечества. В Новом Завете Крест – вся земная жизнь Спасителя от Вифлеемской пещеры до Голгофской драмы. В сотериологическом плане это универсальная жертва, принесенная Христом за все человечество; в ангелологическом – победа Христа над диаволом, новое отношение человечества к миру светлых духов.

Христов Крест – не просто знак, он есть мировой, общечеловеческий символ. Святой апостол Павел говорит, что слово "крестное" служит соблазном для иудеев, эллинам кажется безумием и только для христиан является силой Божией и знамением спасения (1 Кор. 1, 18–23). В этих словах речь идет не о самом знаке креста, как известной символической форме, а о том особом представлении, которое сложилось о кресте в христианском мире по отношению ко Христу, в связи со значением его как орудия позорной смерти, постигавшей у древних народов самых отъявленных преступников. Только в этом последнем значении эллинистический мир презрительно относился ко кресту и считал позорным его изображение.

Именно на кресте, а не на чем-либо другом, совершилось искупление человечества, поэтому с первых времен христианства крест является символом веры во Христа Бога и служит у христиан предметом особого почитания".

23.03.2015

Тэги: молодежь, церковное искусство

Январь (17) Февраль (38) Март (40) Апрель (32) Май (30) Июнь (24)
Июль (20) Август (11) Сентябрь (12) Октябрь (27) Ноябрь (38) Декабрь (40)