RSS
Написать
Карта сайта
Eng

2024

2023

Январь (17) Февраль (20) Март (23) Апрель (20)
Май (23) Июнь (22) Июль (18) Август (23)
Сентябрь (21) Октябрь (22) Ноябрь (28) Декабрь (23)

2022

Январь (22) Февраль (22) Март (24) Апрель (24)
Май (20) Июнь (22) Июль (21) Август (22)
Сентябрь (22) Октябрь (21) Ноябрь (22) Декабрь (22)

2021

Январь (15) Февраль (19) Март (23) Апрель (22)
Май (23) Июнь (22) Июль (22) Август (22)
Сентябрь (21) Октябрь (21) Ноябрь (22) Декабрь (24)

2020

Январь (17) Февраль (18) Март (19) Апрель (24)
Май (14) Июнь (20) Июль (24) Август (20)
Сентябрь (22) Октябрь (21) Ноябрь (20) Декабрь (21)

2019

Январь (16) Февраль (20) Март (21) Апрель (27)
Май (15) Июнь (18) Июль (23) Август (22)
Сентябрь (21) Октябрь (22) Ноябрь (19) Декабрь (22)

2018

Январь (18) Февраль (16) Март (21) Апрель (19)
Май (29) Июнь (18) Июль (19) Август (12)
Сентябрь (12) Октябрь (20) Ноябрь (23) Декабрь (14)

2017

Январь (22) Февраль (24) Март (22) Апрель (13)
Май (17) Июнь (17) Июль (13) Август (16)
Сентябрь (28) Октябрь (26) Ноябрь (33) Декабрь (22)

2016

Январь (48) Февраль (75) Март (49) Апрель (58)
Май (51) Июнь (19) Июль (23) Август (28)
Сентябрь (54) Октябрь (36) Ноябрь (36) Декабрь (31)

История, культура, книгоиздание

Научные исследования и мероприятия

Археология, восточные рукописи

Образование, просвещение

Паломничество и туризм

Святая Земля

Библейские страны, христианский Восток

Средиземноморье и Афон

Христианские Церкви: общение, традиции, праздники

Искусство, иконопись, храмы

2015

Январь (17) Февраль (38) Март (40) Апрель (32)
Май (30) Июнь (24) Июль (20) Август (11)
Сентябрь (12) Октябрь (27) Ноябрь (38) Декабрь (40)

2014

Январь (19) Февраль (26) Март (12) Апрель (15)
Май (9) Июнь (14) Июль (16) Август (13)
Сентябрь (21) Октябрь (27) Ноябрь (32) Декабрь (27)

2013

Анонсы

30 марта

Лекция «Образ святого Димитрия Солунского в византийском и древнерусском искусстве», Москва

30 марта

Лекция «Неделя Торжества Православия», Москва

31 марта

Лекция «Земная жизнь Христа», Москва

3 апреля

Лекция «Закат Древней Руси и образ Христа», Москва

6 апреля

Лекция «Святые Великого поста», Москва

13 апреля

Лекция «Середина Великого поста – Крестопоклонная неделя», Москва

13-15 апреля

55-й весенний симпозиум по византийским исследованиям, тема «Правосудие в Византии», Великобритания

14 апреля

Лекция «События Страстной недели», Москва

20 апреля

Онлайн-конференция «Священные дни в раннем и средневековом христианстве», Крит

28 апреля

Лекция «Воскресение и Страшный суд», Москва

18 мая

Лекция «Салоники – город византийских храмов», Москва

3-4 июня

Конференция «Князья, иерархи и люди Древней Руси между властью, повседневностью и храмом», Санкт-Петербург

Россия на карте Востока

Летопись

28 марта 1850 члены Русской духовной миссии в Иерусалиме прибыли в монастырь Саввы Освященного в Александрии

29 марта 1885 В.Н. Хитрово на заседании Совета ИППО предложил ходатайствовать о вербном сборе в пользу Палестинского Общества

29 марта 1885 решено открыть в Назарете женскую школу ИППО с позволения Иерусалимского Патриарха

Соцсети


Базу проекта «Возвращение памяти» пополнило имя члена ИППО игуменьи Валентины (Борониной)


23 сентября 2016 года действительные члены Императорского Православного Палестинского Общества архимандрит Тихон (Затекин) (заместитель председателя Нижегородского отделения, наместник Нижегородского Вознесенского Печерского мужского монастыря) и Александр Николаевич Панин (заместитель председателя Московского областного отделения, председатель правления благотворительного фонда «Возрождение культурного наследия», член Союза краеведов и Союза писателей России) посетили Московский Донской ставропигиальный мужской монастырь, где на монастырском погосте помолились на могиле члена Палестинского Общества игуменьи Валентины (Борониной).


Игуменья Валентина (Варвара Васильевна Боронина) происходила из мещанского сословия и родилась в старинном граде Медыни Калужской губернии. Варвара с детских лет проживала в Спасо-Бородинском женском монастыре, проходя науку духовной жизни. Настоятельницей новообразованной обители на Бородинском поле была игуменья Мария (Тучкова; 1781–1852), урожденная княжна Маргарита Михайловна Нарышкина. 

В 1841 году в этот же монастырь поступила 19-летняя Александра Троилина (1821-1897), впоследствии известная подвижница — игуменья Антония, настоятельница Московского Страстного монастыря (1861-1871), а затем — Московского Ново-Алексеевского монастыря (1871-1897).

В 1843 году рясофорной послушнице Антонии благословили поселиться в отдельной келье, а в качестве келейницы игуменья Мария посоветовала ей взять сироту Варю, отметив серьезность и ответственность девушки. С того времени Варвара Боронина, впоследствии послушница Таисия, а затем монахиня Валентина, проживала с матушкой Антонией в одной келье в четырех монастырях — Спасо-Бородинском, Аносином, Страстном и Алексеевском. В течение 38 лет они были неразлучны, пройдя совместно многие перипетии жизненного пути.

9 декабря 1859 года, по благословению митрополита Филарета (Дроздова) монахиня Антония перешла в Борисоглебский Аносин женский монастырь. Вместе с ней отправилась и послушница Таисия. Пребывание в этой святой обители также оставило свой след в душе Таисии. Аносин монастырь был образован в 1823 году и отличался строгим уставом, аскезой, благочестием и высокой духовной жизнью насельниц. Женской «Оптиной пустынью» впоследствии называли эту обитель, давшую многих игумений для других российских монастырей. В то время в общежительной обители подвизалось уже более 100 монахинь. Настоятельницей монастыря тогда была игуменья Евгения (Озерова; 1815-1890) — одна из замечательных личностей в истории русского женского монашества XIX века.

23 октября 1861 года монахиня Антония была назначена настоятельницей Московского Страстного женского монастыря с возведением в сан игуменьи. И вновь Таисия последовала за своей духовной наставницей. 20 ноября 1863 года послушница Таисия приняла монашеский постриг с именем Валентина, а в 1870 году стала казначеей Страстного монастыря.

2 февраля 1871 года игуменья Антония была назначена настоятельницей Московского Ново-Алексеевского женского монастыря, и монахиня Валентина также перешла в эту обитель. Воспитанная на духовных идеалах молитвенников и подвижников высочайшей духовной жизни, игуменья Антония прилагала все силы для того, чтобы привить инокиням вверенных ей обителей вкус к аскетическому образу жизни, духовно сплотить насельниц в единую монашескую семью. Игуменья Антония вела обширную переписку с игуменьей Анастасией Киевской, игуменьей Арсенией Усть-Медведицкой, игуменьей Людмилой Курской, святым праведным Иоанном Кронштадтским, митрополитом Киевским Платоном (Городецким), митрополитом Сербским Михаилом (Йовановичем).

Монахиня Валентина, с самого детства оказавшись в стенах святой обители, более 60 лет проходила науку послушания и школу монашеской жизни в тех монастырях, куда приводил ее Промысел Божий.

В 1881 году монахиня Валентина была назначена настоятельницей Московского Зачатьевского женского монастыря с возведением в сан игуменьи, сменив уволенную на покой игуменью Калерию (Хвостову). В Зачатьевском монастыре игуменья Валентина стала применять весь тот духовный опыт, который стяжала за долгое время своих монашеских подвигов. Она была энергичной настоятельницей и благоукрасительницей вверенной ей обители, свято исполняла монашеские обеты, являя собой пример нестяжания, послушания и целомудрия. Она была человеком высокой духовной жизни и стала настоящей наставницей для насельниц обители.

При игуменье Валентине был надстроен вторым этажом и расширен северный корпус сестринских келий; разработан проект и начато строительство нового трапезного корпуса.

В 1887 году усердием московской купчихи А.А. Смирновой в монастыре был сооружен придел в честь Казанской иконы Божией Матери. В 1892 году игуменья Валентина была награждена золотым крестом с украшениями. В донесении в Московскую Духовную Консисторию Спасо-Андрониевского архимандрита Григория (Воинова; 1832–1896) от 18 сентября 1892 года отмечено, что игуменья Валентина «с помощью привлеченных ее усердием благотворителей сделала на пользу вверенного ей монастыря многое: она благоукрасила храмы, распространила пристройкою с южной стороны соборный храм, увеличила помещения для сестер, для богадельни и больницы, значительно увеличила денежные средства к содержанию монастыря».

При настоятельнице Валентине (вплоть до 1909 года) сестры обители продолжали вести тщательные записи чудес и исцелений, происходящих по молитвам преподобных Иулиании и Евпраксии, основательниц святой обители.

29 мая 1885 года игуменья Валентина вступила в Императорское Православное Палестинское Общество, став членом-сотрудником с ежегодным взносом в 10 рублей. После образования в 1907 году Московского отдела Общества под председательством Высокопреосвященного Владимира (Богоявленского), митрополита Московского и Коломенского, игуменья Валентина стала членом Московского отдела. Примечательно, что при своих повседневных трудах и занятости в своей обители она содействовала процветанию Палестинского Общества на Святой Земле на протяжении четверти века. 


30 декабря 1908 года игуменья Валентина скончалась. Ее погребение состоялось 2 января 1909 года. Накануне в монастырь прибыл митрополит Московский и Коломенский Высокопреосвященный Владимир, который совершил служение панихиды по усопшей и заупокойную литургию и отпевание в день погребения. Владыка митрополит произнес прочувственное слово, в котором охарактеризовал усопшую, как неутомимую труженицу.


Игуменья Валентина была погребена на территории Московского Донского монастыря. На надгробном камне была сделана надпись: «Господи! Приими дух ее с миром», «Настоятельница Зачатьевского Монастыря Игумения Валентина. Скончалась 30 декабря 1908 г. на 88 году от роду. Управляла монастырем 27 л.».

Могила ее расположена на 3-м участке некрополя, справа от Малого Донского собора прямо у дороги.


На могиле игуменьи Валентины А.Н. Панин и архимандрит Тихон трижды пропели «Вечная память» и вознесли свои молитвы об упокоении усопшей. От имени Императорского Православного Палестинского Общества на могилу были возложены цветы при пении «Со святыми упокой».

Посещение некрополя состоялось в рамках реализации совместной программы «Возвращение памяти: история Императорского Православного Палестинского Общества в регионах», целью которой является поиск сведений о жизни дореволюционных членов ИППО и мест их погребения. Могила была сфотографирована с привязкой к прилегающей территории, зафиксированы надписи и детали надгробного камня. В ближайшее время будет проведено исследование в архивах Москвы и Калужской области по изучению жизни и трудов игуменьи Валентины.

13.10.2016

Тэги: проект «История ИППО в регионах», ФВКН, Панин. А.Н., архим. Тихон (Затёкин)

Январь (48) Февраль (75) Март (49) Апрель (58) Май (51) Июнь (19)
Июль (23) Август (28) Сентябрь (54) Октябрь (36) Ноябрь (36) Декабрь (31)