RSS
Написать
Карта сайта
Eng

Россия на карте Востока

Летопись

27 июня 1925 после проверки Антирелигиозная комиссия возобновила регистрацию Палестинского Общества

29 июня 1695 синайский архим. Кирилл получил в Москве охранную грамоту на дары для монастыря - 20 икон и Евангелие в серебре

29 июня 1881 в письме к Антонину (Капустину) В.Н. Хитрово жалуется, что газеты плохо освещали поездку вел.кн. Сергея Александровича с братьями в Иерусалим и спрашивает о впечатлении о паломниках

Соцсети


Монастырь преподобного Герасима Иорданского
в Иорданской долине

Общий Общий вид на монастырь с северо-востока</p>
<p>17 марта 2014 года. Престольный праздник в память преп. Герасима Иорданского</p>
<p><a href=
© Фотоархив Иерусалимского отделения Императорского Православного Палестинского Общества

 Монастырь преп. Герасима Иорданского в Иорданской долине
Монастырь преп. Герасима Иорданского в Иорданской долине
© Фото В.В. Шелгунова
© Фотоархив Иерусалимского отделения Императорского Православного Палестинского Общества

Одним из важных мест посещения для современных русских паломников в Иорданской долине является монастырь преп. Герасима Иорданского. Удобное расположение обители на юго-восток от Иерихона и недалеко от подлинного места Крещения Господня на реке Иордан[1] делает это место желанным для современных паломников Святой Земли и многочисленных туристов. Тенистый двор уникальной монастырской постройки, особая архитектура древних стен монастыря, прекрасные монастырские угодья в виде тропического монастырского сада, утопающих в тени олеандров, финиковых пальм и других деревьев делают это место подлинной жемчужиной и духовным оазисом посреди безводной пустыни Иорданской долины.

В восточной низине монастыря на песчаных обрывистых холмах сохранились пещеры, в которых, по преданию, жили преподобная Мария Египетская и святая Фотиния[2].

Два имени обители

Современное греческое название монастыря – монастырь святого Герасима.

Центральный вход в монастырь, украшенный к празднику
Центральный вход в монастырь, украшенный к празднику
17 марта 2014 года. Престольный праздник в память преп. Герасима Иорданского
© Фотоархив Иерусалимского отделения Императорского Православного Палестинского Общества

Жители Иерихона и его окрестностей называют обитель Дер-Хаджла, что означает в переводе с арабского – монастырь куропатки, по-видимому в связи с обитанием этих птиц в окрестностях монастыря. Изображение куропаток имеет место в мозаичных полах верхнего и нижнего храмов современной обители, а также в скульптурных изображениях во дворе монастыря. Немного севернее обители, находится источник Эйн-Хаджла (источник куропатки в пер. с арабского языка).

Скульптуры куропаток на колодце центральной монастырской цистерны посреди двора
Скульптуры куропаток на колодце центральной монастырской цистерны посреди двора
17 марта 2014 года. Престольный праздник в память преп. Герасима Иорданского
© Фотоархив Иерусалимского отделения Императорского Православного Палестинского Общества

Упоминание куропатки находим и в Библии. В Ветхом Завете, в 15 главе книги Иисуса Навина упоминается селение Беф-Хогла (בֵית-חָגְלָה – Бейт Хагла, в переводе с иврита  - дом куропатки), это упоминание (примерно 1406 г. до н.э.[3]) в Библии является самым древним краеведческим упоминанием этого места:

«Пределом же к востоку [все] море Соленое, до устья Иордана; а предел с северной стороны начинается от залива моря, от устья Иордана; отсюда предел восходит к Беф-Хогле и проходит с северной стороны к Беф-Араве, и идет предел вверх до камня Богана, сына Рувимова…[4]»

Также в 18 главе книги Иисуса Навина подчеркивается, что Бев-Хогла после разделения на колена Земли Обетованной отошло к колену Вениамина:

«Вот удел сынов Вениаминовых, с пределами его со всех сторон, по племенам их. Города колену сынов Вениаминовых, по племенам их, принадлежали сии: Иерихон, Беф-Хогла и Емек-Кециц, Беф-Арава, Цемараим и Вефиль»[5].

Место, затерянное в веках

Традиции монастыря уходят своей потрясающей глубиной истории в эпоху расцвета Восточно-Римской Империи (Византии) в Святой Земле – в конец V века. По преданию примерная дата возникновения монастыря относится к 455 году[6].

Святая река Иордан. Вифавара - подлинное место Крещения Господня на реке Иордан
Святая река Иордан. Вифавара - подлинное место Крещения Господня на реке Иордан. 17 декабря 2013 г.
© Православный паломнический центр Россия в красках в Иерусалиме

В исторических источниках географическое местонахождение современного монастыря преп. Герасима Иорданского часто соотносят с местонахождением древней лавры Каламон (в переводе с греческого (греч. καλάμια тростник). Известно, что на берегах священной реки Иордан обильно растут тростник и камыш.

Чудотворный образ Божией Матери "Млекопитательница"
Чудотворный образ Божией Матери "Млекопитательница"
© Фото В.В. Шелгунова
© Фотоархив Иерусалимского отделения Императорского Православного Палестинского Общества

Также есть достаточно древнее предание о том, что Каламон означает «добрая обитель» (греч. καλή μονή) в воспоминание того, что святое семейство, прав. Иосиф Обручник и Пресвятая Богородица с младенцем Христом, во время бегства в Египет нашло здесь в пещере ночное убежище от преследователей царя Ирода и Матерь Божия кормила здесь молоком новорожденного Богомладенца Иисуса Христа. В память этого события в современном монастыре северная стена нижнего храма имеет роспись с образом Божией Матери «Млекопитательница» (греч. — Галактотрафуса) — в иконографии — Богородица, изображенная кормящей грудью Младенца Иисуса).

Это предание частично упоминается в древнейшей описания Святой Земли игуменом Даниилом в 1106 году:

«А от монастыря святаго Иоанна до Гарасимова монастыря есть верста едина, а от Гарасимова монастыря до Каламонии, до монастыря святыя Богородица, есть верста едина.

И на том месте святыя Богородица с Иисусом Христом, и с Иосифом, и с Ияковом, егда бежаху в Египет, то на том месте нощлег створиша; тогда святаа Богородица нарече имя месту тому Каламонии, еже ся протолкует «Доброе обителище». Ту ныне сходит Дух святый ко иконе святыя Богородица. И есть монастырет на устьи, идеже входит Иордан в море Содомское, и есть градом оделан весь около монастырет; черноризец же в нем 20. А оттуда до манастыря Иоанна Златоустаго верст две, а тый манастырь такоже градом оделан весь и есть богат вельми»[7].

Фотокопия рукописи "Жития и хождения Даниила, игумена земли Русской"
Фотокопия рукописи "Жития и хождения Даниила, игумена земли Русской"

Позже известный византийский паломник и путешественник армянского происхождения, Иоанн Фока[8] в 1185 году посещает монастырь преп. Герасима Иорданского и оставляет интересное описание обители того времени:

«У Иордана водружены три монастыря, именно: Предтеча, Златоуст (и Каламон). Из них монастырь Предтечи, разрушенный до основания землетрясением, ныне заново выстроен шедродательною десницею боговенчанного нашего самодержца, Порфиродного и Комнина Мануила, чрез настоятеля обители, на восстановление ее возымевшего дерзновение. От нее подальше, примерно на расстоянии двух выстрелов из лука, течет святейший между реками Иордан, в котором великое таинство моего воссоздания Иисус мой, обнищав, совершил крещением; и около берега, на расстоянии примерно вержения камня, есть четыреугольное с круглой крышей здание, в котором после возвращения вспять возобновивший свое течение Иордан принял (в свои волны) нагим одевающего небо облаками, и десная рука Предтечи, наклонившись, прикоснулась к темени Его, и Дух в виде голубя сошел на сродное себе Слово, и глас Отца засвидетельствовал сыновство Свободителя. Пocpeдине между монастырем Предтечи и Иорданом есть крошечная гора Ермониим, на которой стоявшего Спасителя, Иоанн, указывая пальцем, возгласил, толпам народа: се Агнец Божий, вземляй грехи мира.

В промежутке между монастырями Предтечи и Каламона находится разрушенный до основания течением Иордана монастырь Святого Герасима, - в нем почти ничего не видно, кроме незначительных остатков храма, двух пещер и замкнутого столпа, в котором заключился великий старец Ивир, весьма симпатичный и удивительный. Посетивши его, мы очень много извлекли пользы из встречи с ним, ибо божественная некая благодать присуща старцу. Но считаем необходимым рассказать здесь для услаждения тех, которые любят услаждаться божественным, чудо, совершенное им за несколько дней до нашего прибытия. На извилистом и узловатом течении Иордана, как и на других реках, попадаются места, густо заросшие тростником. В этих местах привыкло обитать племя львов. Два их них в каждую неделю приходили к затвору старца, и, положивши головы на столп, выражением глаз, просили себе пищи. Получивши ее без труда, они с радостью уходили в свои обычные места при реке. Пищей для него служили небольшие устрицы в реке, или может быть куски полбового или ячменного хлеба. Однажды когда они (львы) пришли и движением глаз просили обычной пищи, старец, не изобилуя тем, чем обыкновенно удовлетворял требование зверей, ибо случилось так, что в течение двадцати дней ничем съестным не запасался, священный оный муж сказал зверям: так как мы не только не имеем ничего съестного, чем могли бы утешить слабость вашего естества, но и самим нам не достает потребного по обычаю, Богу так о нас устроившему по причинам, которые Ему хорошо известны, то нужно вам идти к руслу Иордана, и принести к нам какое-либо маленькое деревцо. Приготовивши из него крестики, мы раздадим их посетителям в благословение, а от них получивши взамен, по произволению каждого, какие-либо крошки к пропитанию моему и вашему, ими и разбогатеем. Сказал, звери выслушали, и как бы разумными движением и походкой отправились к руслу Иордана. И, о чудо! Не много спустя, принесли на плечах два дерева и положивши оные у основания столпа, охотно удалились в заросли Иордана» [9].

Спустя семь веков, в конце XIX века Святую Землю несколько раз посещает известный английский путешественник исследователь и краевед Джон Канингейм Гейки, который совершает нескольких личных путешествий в Палестину, а также изучает труды известного английского путешественника Клода Ренье Кондера, свои яркие впечатления о руинах монастыря преп. Герасима Иорданского он оставляет в своем глобальном труде под общим названием «Святая Земля и Библия»:

«Почти в трех верстах от «живой воды» еще недавно стояли развалины так называемого «Кузр-Хогла», т.е. дом или башня «Хогла», одного из древних монастырей, в котором когда-то спасались бежавшие от мирской суеты. На непокрытых и разрушенных стенах виднеется несколько надписей, изображений греческих святых и стенных украшений. В 1882 году эти развалены были уничтожены, чтобы уступить место новому монастырю. Трудно сказать, сколько времени прошло с тех пор, когда там служили первую утреню и вечерню, но весьма вероятно, что это было не менее 15 столетий тому назад; с тех пор и до самого царствования Генриха VIII монахи ордена св. Василия давали здесь убежище богомольцам, направлявшимся к берегам Иордана»[10].

Андрей Николаевич Муравьев (1806-1874)
Андрей Николаевич Муравьев (1806-1874)

Продолжает тему краеведческого исследования этого места, знаменитый русский писатель и путешественник XIX века, Андрей Николаевич Муравьев, в своем «Путешествии ко святым местам 1830 года» описывает монастырь преп. Герасима Иорданского в своем местоположении поблизости от подлинного места Крещения Господня на реке Иордан и испытывает некоторые краеведческие сомнения в местоположении как древних византийских монастырей, так и подлинного места Крещения Господня на реке Иордан:

«На другой день, еще до солнца, мы поспешили к Иордану, отстоящему за два часа от Иерихона, ибо предполагали в тот же день пройти еще девять часов на обратный путь от реки, чтобы ночевать в лавре Св. Саввы. Скоро спустились мы в обширное русло реки, которого глинистый слой совершенно размыт сбежавшими волнами, и в некоторых местах оседает под ударами копыт. Только в весеннее время Иордан наполняет его своими водами до осыпающихся берегов, но обыкновенная ширина реки не превышает десяти сажен. По объему русла, простирающегося версты на две с правой стороны, можно полагать, что река изменила свое первоначальное русло и отступила к горам Аравии, где берега гораздо круче и русло теснее. На прибрежной крутизне, влево от дороги, виден вдали монастырь Св. Герасима, еще довольно сохраненный и оставленный греками по причине разбоев бедуинских. К нему стекались прежде поклонники, идущие на Иордан; но теперь только христианские арабы Вифлеема однажды в год приходят туда накануне Богоявления и, отслужив обедню на престоле из камней посреди самого Иордана, в торжестве возвращаются в Вифлеем, исполнив священный долг, давно забытый христианами Иерусалима. Некоторые предполагают, что близ монастыря сего (хотя он стоит на краю широкого русла) совершилось крещение Спасителя; но я напрасно старался в том удостовериться в Иерусалиме. Путешествия на Иордан немногих завлекают по своей опасности, и потому никто не может указать место Богоявления, зная об нем только по слуху. Иные говорят, что оно находится против монастыря Предтечи, которого едва заметные следы остались от нас право, так что дорога, избранная арабами, как самая кратчайшая и удобнейшая по спуску к реке, лежала между двух монастырей. Но обитель Предтечи кажется мне слишком отдаленной не только от реки, но и от русла ее, чтобы могла она основанной в память крещения, хотя предания говорят, будто Елена велела воздвигнуть храм над местом сего события. Быть может, сии развалины принадлежат какой-либо из обителей, которыми процветала пустыня в память проповеди Иоанна. Латины утверждают, что монастырь сей был разорен после долгой осады, выдержанной против неверных его монахами, а быть может, и рыцарями св. Иоанна Иерусалимского, отчего арабы страшились оставить подобную крепость в пустыне. Сии обломки слывут латинскими, хотя уже многие века ими владеет одна пустыня»[11].

Архимандрит Антонин (Капустин) (1817-1894)
Архимандрит Антонин (Капустин) (1817-1894)

Ясность в точное определение местонахождения монастыря преп. Герасима Иорданского в 1857 году вносит будущий начальник Русской духовной миссии в Иерусалиме, знаменитый собиратель Русской Палестины архимандрит Антонин (Капустин) в своих ярких и красочных записках поклонника 1857 года:

«Впереди нас показалась черная точка, которая, мало-помалу разрастаясь, по мере приближения нашего к ней превратилась в кучу зданий. Нам сказали, что это бывший монастырь Св. Герасима Иорданского, при имени которого невольно припоминается и служивший ему лев. Теперь львы на Иордане неслыханная вещь. О тиграх иногда еще можно услышать. Гиен и шакалов много. Огнестрельное оружие выгнало царя пустынь из его владений. Оно же, кажется, одно может выгнать в наше время из тех же пустынь нынешнего царя ее — бедуина. Полагают, что, если бы Ибрагим-паша Египетский удержал за собою Палестину хотя лет на 20, бедуины превратились бы в мирных феллахов, подобных, по крайней мере, иерихонянам. Монастырь Пр. Герасима (вернее Каламонский, ибо Герасимов лежал, по свидетельству древних паломников, при самом Иордане) отстоит верст на пять от Иордана и занимает относительно высокое место. Он еще легко мог бы быть восстановлен и служить приютом для поклонников.

Другой такой же, но еще более разрушенный монастырь Св. Предтечи едва отделялся своими желтоватыми развалинами на песчаной почве равнины влево от нашей дороги. Он отстоит от Иордана только на версту и еще удобнее мог бы служить поклонническим приютом.

Русские православные паломники на реке Иордан. Фото конца XIX в. © Православное Общество «Россия в красках» в Иерусалиме
Русские православные паломники на реке Иордан. Фото конца XIX в.
© Фотоархив Православного Общества «Россия в красках» в Иерусалиме

С последнего холма открылось, наконец, и побережье Иордана. На полверсты в ширину правый берег его опушен довольно густо деревьями, в настоящую пору безлистыми. Место, к которому мы направлялись, издали можно было отличить по синеватому дыму и двум белевшим палаткам. При самом въезде нашем в кусты, нас встретил арабский священник в черной чалме. Поздоровавшись с начальником Миссии, он быстро устремился вперед. Через несколько секунд за кустами раздался оглушительный выстрел, переполошивший лошадей наших, за ним другой, третий... и началась пальба неумолкаемая. Навстречу нам выступала густая толпа арабов, все с ружьями. Сделав привет нам, они пошли вперед, оглашая воздух криком и пальбою и какою-то особого рода визгливою трелью, к которой способен язык только здешних арабов. У самой палатки оруженосцы стали в два ряда и сделали, как могли, на плечо, отдавая честь нашему архимандриту. Вся эта нежданная встреча сделана была жителями Вифлеема, пришедшими нарочно сюда на праздник вместе с своим священником и шейхом. Надобно признаться, что, несмотря на дикий характер ее, она имела свою торжественность и была кстати.

Русь наша также радостно, хотя и безмолвно, приветствовала нас. Чуть не в каждой руке виделись пуки камыша, разносимого отсюда по всей России. Видно было, что трудолюбцы не сидели даром, а чуть пришли сюда и принялись за работу. Кроме резанья палок и дудок, собирали камни в Иордане, мыли в нем и сушили на солнышке простыни, платки и пр. Весь поклоннический лагерь занимал место около полуверсты в квадрате. На обрыве невысокого (сажени полторы) берега устроена была Саввинскими монахами из кольев и прутьев малейшая церковь или, точнее, восточная стена предполагаемой церкви с престолом и жертвенником, прилично украшенная иконами на полотне и на дереве. Перед церковью на возвышении стояла палатка Миссии о трех верхах. Другая палатка, неподалеку от первой, о двух верхах, служила складочным местом провизии и вместе приютом для почетных или недужных женщин» [12].

Архимандрит Леонид (Кавелин) (1822-1891)
Архимандрит Леонид (Кавелин) (1822-1891)

В 1858-1859 года, известный русский духовный писатель и начальник Русской духовной миссии в Иерусалиме архимандрит Леонид (Сенцов) в своей работе «Пустыня святого града Иерусалима» как бы подводя исторический итог всем версиям возможных преданий, поясняет:

«Лавра Каломон или Каломонская, по толкованию одних, значит тростниковая, а по другим доброе пристанище, потому что была построена на месте, где останавливалось Святое Семейство, во время бегства в Египет (через Иерихонское поле пролегает дорога из Галилеи в Газу). Блаженный Иоанн Мосх ясно различает эту обитель от обители Пр. Герасима даже самим определением ее места, говоря о лавре Герасима: “около Иордана”, а о лавре Каломон: “близ Иордана”, то есть на самом берегу священной реки. Но позднейшие писатели, начиная с Фоки, постоянно смешивают эти две обители, на том основании, что преподобный Герасим назывался так же Каломонитою. Более чем вероятно, что название это усвоено преподобному Герасиму потому, что он положил основание лавре Каломон, или просто жил в ней временно до основания своей собственной обители, подобно тому как преподобный Евфимий до основания своей лавры жил в лавре Фаранской, или наконец потому, что лавра Каломонская присоединилась к лавре Пр. Герасима после одного из опустошений пустыни Святого Града, и с тех пор обитель эта стала именоваться безразлично то одним, до другим именем. Это последнее предположение нам кажется мало вероятным. Наш паломник игумен Даниил говорит, что лавра Каломонская находилась при самом устье Иордана, т.е. при впадении его в Мертвое море. По моему мнению, место ее указывает довольно определенно высокий холм, находящийся невдалеке от устья Иордана, на самом берегу его, и, видимо, покрывающий какие-то развалины. Во всяком случае свидетельство блаж. Иоанна Мосха, ясно различающего эти две обители (лавру Каломонскую и лавру Пр. Герасима), не может быть оставлено без внимания»[13].

Интересное описание посещения монастыря оставляет преподаватель Киевской духовной семинарии П. Петрушевский в своем паломническом дневнике от 1899 года:

«Через 1 час мы приехали в обитель пр. Герасима Иорданского. Нас тотчас впустили. Стоит эта обитель совершенно одиноко и окружена великой стеной, хотя, впрочем, не такой, которая могла бы защитить иноков в случае нападения разбойников. Мы вошли в церковь, которая находится на 2-м этаже. Шла утреня. В церкви было 3-4 человека. Украшений мало, но заметна чистота. В алтаре нам показали остатки древних фресковых изображений. Некоторые их этих изображений были исцарапаны и исковерканы. Лики с выколотыми глазами. Пожертвовав на монастырь и церковь, мы сошли вниз. Здесь находится маленькая церковь в высеченной в камне пещере, именуемой «каламонией» (что значит доброе пристанище). Здесь будто бы Божия Матерь с Богомладенцем и Иосифом Обручником скрывались в обратном пути из Египта в Галилею. В коридоре заметны были начальные работы по росписи стен. Одним словом были видны старания в благоукрашению и устроению св. обители. Мы отнесли это к чести патриархии, которая заботится о поддержании древней обители»[14].

Авва Герасим

О самом преп. Герасиме Иорданском известно, что он был уроженцем города Миры малоазиатской провинции Ликии, а также являлся  учеником и сподвижником преп. Евфимия Великого. 

Прекрасное и умилительное описание жизни святого старца Герасима дает замечательный византийский духовный писатель VI столетия Иоанн Мосх в книге «Луг духовный», который вместе со своим учеником Софронием (будущим патриархом Иерусалимским) совершил великое путешествие по монастырям Ближнего востока и описал в том числе жизнь аввы Герасима в контексте нахождения животного мира и Праотца Адама. Интересно непосредственное изложение жития преп. Герасима Иоанном Мосхом, который, в частности, писал:

«На расстоянии почти одной мили от св. реки Иордан находится лавра, называемая св. аввы Герасима. По прибытии нашем в эту лавру, жившие там отцы рассказали нам об этом старце.

17 марта 2014 года. Престольный праздник в память преп. Герасима Иорданского
Скульптурное изображение льва в обители св. Герасима
17 марта 2014 года. Престольный праздник в память преп. Герасима Иорданского
© Фотоархив Иерусалимского отделения Императорского Православного Палестинского Общества

Икона Аввы Герасима со львом Иорданом
Икона Аввы Герасима со львом Иорданом
17 марта 2014 года. Престольный праздник в память преп. Герасима Иорданского
© Фотоархив Иерусалимского отделения Императорского Православного Палестинского Общества

Во время прогулки по холмистому берегу Иордана он повстречался со львом. Лев издал страшный рев от боли в лапе. В лапу ему вонзилось острие тростника, отчего лапа распухла и загноилась. Увидев старца, лев подошел к нему и показал лапу, раненную спицей, и, как бы плача, просил его о помощи. Старец, увидав льва в такой беде, сел, взял его за лапу и, вскрыв рану, извлек занозу и выдавил гной, потом промыв рану, обвязал полотном. Лев, получив помощь, уже не отставал от старца, но, как признательный ученик, всюду следовал за ним, так, что старец крайне удивлялся такой признательности льва. С тех пор старец стал кормить его, бросая ему хлеб и свежие бобы.

При  лавре был осел, на котором привозили воду для нужд старцев, а воду они брали из св. Иордана. Лавра же, как сказано, отстояла на одну милю от св. реки. У старцев вошло в обычай поручать льву осла, чтобы он сторожил его на берегу Иордана. Однажды осел ушел от льва на большое расстояние, а в то время проходили из Аравии погонщики верблюдов. Поймав его, они ушли. Лев, потеряв осла, вернулся угрюмым и как бы пристыженным к авве Герасиму. Авва полагал, что он растерзал осла. «Где осел?» - спрашивал льва. Тот, подобно человеку, стоял молча и опустил глаза. «Ты съел осла? Благословен Господь! Отселе ты должен исполнять его работу!» Так с тех пор, по повелению старца, лев брал сосуд, вмещавший четыре ведра, и приносил воду.

Однажды воин пришел для молитвы к старцу. Увидав льва, таскающего воду, и узнав причину, сжалился над ним. Вынув три номисмы [15] он вручил старцам, чтобы они купили осла для ношения воды, а льва освободили бы от этой обязанности. Прошло несколько времени после освобождения льва от работы. Погонщик верблюдов, укравший осла, возвращался обратно для продажи хлеба во св. граде и осел был с ним. Переправившись чрез Иордан, он случайно встретился со львом. Завидев льва, погонщик бросил верблюдов и убежал. Но лев, признав осла, подбежал к нему и, схватив его по обычаю за недоуздок, увел вместе с тремя верблюдами. Рыча от радости, что нашел потерянного осла, возвратился к старцу. А старец все время был уверен, что лев растерзал осла, и только теперь узнал, что на льва возвели напраслину. Старец назвал льва Иорданом. С тех пор лев прожил в лавре около пяти лет, никогда не отступая от старца.

Авва Герасим отошел ко Господу, и отцы похоронили его. По Божию устроению, льва на тот раз не было в обители. Вскоре лев возвратился и стал искать старца. Ученик старца и аввы Савватия, увидав его, сказал ему: «Иордан, старец наш оставил нас сирыми и отошел ко Господу, но — подойди и поешь!» Лев не захотел есть, но, то и дело озираясь по сторонам, искал старца. Начал реветь, не видя его... Авва Савватий и остальные отцы гладили его по спине и говорили: «Отошел старец ко Господу, покинув нас!» Но говоря так, он не могли остановить рева и стонов льва, напротив — чем более с ухаживали за ним и старались утешить его словами, тем более увеличивался рев, и возрастала его скорбь. И голос, и морда, и глаза ясно выражали тоску его о старце. Тогда авва Савватий говорит ему: «Ну, пойдем со мной, если уж ты не веришь нам! Я покажу тебе, где лежит наш старец». И, взяв льва, пошел с ним на могилу. Она находилась в полумиле от храма. Став над могилой аввы Герасима, авва Савватий сказал льву: «Вот где старец наш!» И авва Савватий стал на колени. Увидав его простертым на земле, лев с необычайной силой ударился головой о землю и, взревев, издох над могилой старца.

Вот, что произошло - не потому, чтобы лев имел разумную душу, но по воле Бога, прославляющего прославляющих Его не только при жизни, но и по смерти их и показавшего нам, в каком послушании находились животные у Адама, прежде чем он преступил заповедь Божию и был изгнан из рая сладости»[16].

Икона Аввы Герасима со львом Иорданом
Икона Аввы Герасима со львом Иорданом
17 марта 2014 года. Престольный праздник в память преп. Герасима Иорданского
© Фотоархив Иерусалимского отделения Императорского Православного Палестинского Общества

Известный христианский писатель-монах VI века, Кирилл Скифопольский, агиографические труды которого переводились на славянский язык монахами Киево-Печерской лавры в ранние годы существования этого монастыря, оставивший в истории описания жизни семи Палестинских подвижников, в том числе преподобных Феодосия Великого, Саввы Освященного и Евфимия Великого, так пишет об преп. Герасиме:

«Великий Герасим, житель и покровитель иорданской пустыни, построивший там великую лавру не менее чем для 70 отшельников, устроил посредине ее монастырь и установил, чтобы вступившие в монашество жили в монастыре, а достигшие степеней совершенства помещал в кельи с таким правилом, чтобы пять дней недели каждый пребывал в келье, не вкушая ничего, кроме хлеба, воды и фиников; в субботу же и воскресение положил собираться в церковь и по причащении Св. Тайн вкушать варенную пищу и немного вина. Они так мало заботились о мирских вещах, что не имели ничего, кроме одежды, не имели даже другой одежды. Выходя, не затворяли кельи, дабы если не пожелал бы кто, без всякого препятствия мог найти и взять, что ему угодно. Герасим настолько был воздержан, что весь Великий пост пребывал без пищи, довольствуясь только причастием Св. Тайн»[17].

Также в продолжении описания жизни иноков палестинской лавры преп. Герасима Иорданского, Кирилл Скифопольский описывает строгий устав монашеской жизни лавры:

«Вступившие в монашество жили (в начале) в монастыре и исполняли в нем обязанности иноческие; а те, которые приучали себя к частым и продолжительным трудам и достигли некоторых степеней совершенства в подвижнической жизни, помещались в кельях. Отшельники так мало заботились о мирских вещах, что не имели ничего кроме одежды, не имели даже другой одежды. Постелью им служила рогожа. В келье находился еще сосудец с водой, которую пили и в ней же смачивали пальмовые прутья. Когда они выходили из кельи, то не затворяли ее, чтобы кто пожелает, мог в келью войти и взять, что нужно, из маловажных вещей, там находящихся: так они мало были привязаны к земным вещам! Не дозволялось никому в келье разводить огонь и вкушать вареное. Когда некоторые из пустынников пришли однажды в преп. Герасиму просить позволения разводить в кельях огонь, греть воду, есть варенное и читать при светильниках, то великий старец сказал им в ответ: «Если хотите так жить, то вам гораздо выгоднее быть в монастыре. Но я в продолжение всей жизни моей никак не позволю, чтобы это было у пустынников». Жители Иерихона, услышав, что жизнь старцев у аввы Герасима так строга и безотрадна, поставили себе за правило в субботу и воскресный день приходить к ним и приносить какое-ибо утешение. Многие из подвижников, узнав, что жители Иерихона приходят к ним с таким намерением, бегали и уклонялись  от них.[18]»

Всегда возрождающийся

В византийский период (455-637 гг.) монастырь процветал благодаря посещениям паломников со всего православного мира. В 614 году как и все другие христианские обители монастырь подвергается нападению персов-зороастрийцев во главе с шахом Хозроем. Многие монахи были перебиты в результате их нападения и стали мучениками-христианами, до сих пор в верхнем храме обители сохранились их святые мощи.

Святые мощи христианских мучеников, пострадавших от Хозроева нашествия в 614 году
Святые мощи христианских мучеников, пострадавших от Хозроева нашествия в 614 году.
28 января 2014 года
© Фотоархив Иерусалимского отделения Императорского Православного Палестинского Общества

Мощи христинаских мучеников, пострадавших от Хозроева персидского нашествия в 614 году
Мощи христинаских мучеников, пострадавших от Хозроева персидского нашествия в 614 году
28 января 2014 года
© Фотоархив Иерусалимского отделения Императорского Православного Палестинского Общества

В 637 году в Святую Землю вторглись мусульмане, и начался упадок монастыря, тем не менее монахам удалось восстановить обитель в VII веке.

Древние сохранившиеся мозаики V века
Древние сохранившиеся мозаики V века в верхнем храме
17 марта 2014 года. Престольный праздник в память преп. Герасима Иорданского
© Фотоархив Иерусалимского отделения Императорского Православного Палестинского Общества

Древние фрески, сохранившиеся в нижнем храме
Древние фрески, сохранившиеся в нижнем храме
28 января 2014 года
© Фотоархив Иерусалимского отделения Императорского Православного Палестинского Общества

С 1143 до 1180 года, в период завоевания Святой Земли крестоносцами, силами Иерусалимской православной греческой патриархии в период византийского императора Мануила I Комнина и при патриархе Иерусалимском Иоанне IX, были восстановлены крепостные стены и другие сооружения монастыря, при частичном сохранении руин византийского периода[19].

Монастырь несколько раз разрушался в результате землетрясений, поскольку находится в активной сейсмической зоне Сиро-африканского разлома, протянувшегося по всей Иорданской долине. Последнее мощное землетрясение было зафиксировано в 2003 году.

Мозаичный пол с изображением византийского символа двухглавого орла. Совеременная реконструкция
Мозаичный пол с изображением византийского символа двухглавого орла.
Совеременная реконструкция. 28 января 2014 года
© Фотоархив Иерусалимского отделения Императорского Православного Палестинского Общества

Верхний храм во имя преп. Герасима
Верхний храм во имя преп. Герасима
28 января 2014 года
© Фото Владимира Шелгунова
© Фотоархив Иерусалимского отделения Императорского Православного Палестинского Общества

Интерьер верхнего храма преп. Герасима Иорданского
Интерьер верхнего храма преп. Герасима Иорданского
© Фотоархив Иерусалимского отделения Императорского Православного Палестинского Общества

В XIX веке монастырь получил значительную помощь от православных верующих людей Императорской России и русских православных паломников.

Вид на стены монастыря с юга
Вид на стены монастыря с юга
7 марта 2014 года. Престольный праздник в память преп. Герасима Иорданского
© Фотоархив Иерусалимского отделения Императорского Православного Палестинского Общества

Как отмечал в одном из своих трудов известный церковный ученый XIX века и секретарь Императорского Православного Палестинского Общества, «в конце восьмидесятых годов истекшего столетия (XIX в. Прим. авт.) прииорданские монастыри св. Герасима, Иоанна Предтечи и Георгия Хозевита, благодаря энергичным и настойчивым стараяниям блаженейшего патриарха Никодима I, ныне пребывающего на покое на Халки близ Константинополя, при материальном содействии Императорского Православного Палестинского Общества, были восстановлены и приведены в благолепный вид, благодаря чему оживились и населились приорданские пустыни, дотоле как бы необитаемые»[20].

Русская икона причастия старцем Зосимой преп. Марии Египетской
Русская икона причастия старцем Зосимой преп. Марии Египетской
© Фотоархив Иерусалимского отделения Императорского Православного Палестинского Общества

Чтимый русский образ Аввы Герасима со львом Иорданом XIX века
Чтимый русский образ Аввы Герасима со львом Иорданом XIX века
17 марта 2014 года. Престольный праздник в память преп. Герасима Иорданского
© Фотоархив Иерусалимского отделения Императорского Православного Палестинского Общества

В трудах по его возрождению трудились русские художники-иконописцы. Верхний храм был освящен в 1882 году. Русский ряд икон иконостаса содержит в нижнем ряду сцены ветхозаветных событий, в верхнем ряду содержит иконы Спасителя, Пресвятой Богородицы, св. Иоанна Предтечи, Благовещения, преп. Герасима, икону причастия преп. Марии Египетской старце Зосимой и другие.

Нижний храм с образом иконы Божией Матери "Млекопитательница"
Нижний храм с образом иконы Божией Матери "Млекопитательница"
28 января 2014 года
© Фотоархив Иерусалимского отделения Императорского Православного Палестинского Общества

Нижний храм с образом иконы Божией Матери "Млекопитательница"
Нижний храм с образом иконы Божией Матери "Млекопитательница"
17 марта 2014 года. Престольный праздник в память преп. Герасима Иорданского
© Фотоархив Иерусалимского отделения Императорского Православного Палестинского Общества

Чтимый образ Божией Матери "Млекопитательница"
Чтимый образ Божией Матери "Млекопитательница"
Нижний храм. 28 января 2014 года
© Фотоархив Иерусалимского отделения Императорского Православного Палестинского Общества

Образ преп. Герасима Иорданского со львом, осликом и верблюдом. Работа русских иконописцев XIX в.
Образ преп. Герасима Иорданского со львом, осликом и верблюдом. Работа русских иконописцев XIX в.
Нижний храм современного монастыря преп. Герасима Иорданского
28 января 2014 года
© Фотоархив Иерусалимского отделения Императорского Православного Палестинского Общества

Греческий иконостас нижнего храма
Греческий иконостас нижнего храма. 28 января 2014 года
© Фотоархив Иерусалимского отделения Императорского Православного Палестинского Общества

Нижний более древний храм, посвящен событию пребывания святого Семейства – св. Иосифа Обручника и Пресвятой Богородицы во время их бегства в Египет. Северная стена расписана иконой Божией Матери «Млекопитательница», западная русской иконой преп. Герасима со львом, осликом и верблюдом. Иконостас нижней церкви был построен в 1875 году.

В XX веке, в результате арабо-израильского конфликта, в период с 1948 по 1967 годы монастырь оказался в полном запустении, т.к. оказался на территории Иордании и не посещался паломниками.

Новый импульс возрождения монашеской жизни, монастырь получает в 1976, когда сюда приходит служить тогда еще молодым диаконом из лавры преп. Саввы Освященного будущий настоятель монастыря, уроженец полуострова Пелопонесса в южной Греции, архимандрит Хризостом (Тавулареас), который подвизается в Святой Земле уже более 40 лет.

Монастырь на тот период находился в состоянии разрухи, дорога к монастырю отсутствовала совсем, в обители не было воды, электричества,  а температура летом достигает порядка 50 градусов по Цельсию. Первые 12 лет пришлось использовать дождевую воду из цистерны центрального двора, пока не были подведены электричество и вода на расстоянии 3-х километров от монастыря. Воды все равно не хватало и арх. Хризостом с рабочими арабами, вручную прокопал на территории монастыря свою скважину воды глубиной 25 метров, которая оказалась чистой и сладкой. В то время как обычно в этих местах вода из за близости к Мертвому морю бывает солоноватой и непригодной для питья.

Во дворе монастыря
Попугаи породы Жако и Амазон живут в гостеприимном дворе монастыря
и умеют "говорить" на греческом, английском, арабском и русском. 28 января 2014 года
© Фотоархив Иерусалимского отделения Императорского Православного Палестинского Общества

Монастырские страусы
Монастырские страусы
17 марта 2014 года. Престольный праздник в память преп. Герасима Иорданского
© Фотоархив Иерусалимского отделения Императорского Православного Палестинского Общества

После нахождения питьевой воды, территория монастыря, раскинувшегося своим благодатным оазисом на территории 18 гектаров земли расцвела тенистым парком различных деревьев и сельскохозяйственных угодьев, в котором красиво поют птицы. Здесь есть пруд с рыбами, верблюды, козы, лошади, кролики, куропатки, куры, утки. Также на территории монастыря действует паломническая гостиница.

Гостиница для паломников при монастыре
Гостиница для паломников при монастыре
17 марта 2014 года. Престольный праздник в память преп. Герасима Иорданского
© Фотоархив Иерусалимского отделения Императорского Православного Палестинского Общества

Современная реконструкция мозачиного пола верхнего храма
Современная реконструкция мозачиного пола верхнего храма,
выполненная в мозачиной мастерской монастыря
28 января 2014 года
© Фотоархив Иерусалимского отделения Императорского Православного Палестинского Общества

В результате землетрясения в 2003 году, пострадали монастырские полы, тем не менее усилиями настоятеля в обители была создана мозаичная мастерская и в храмах были выложены новые мозаики в древнем византийском стиле.

В обители действуют мастерские, в которых изготавливают свечи, иконы и мозаики. Более 30 насельников монастыря из Греции, Германии, Румынии и Кипра трудятся на различных послушаниях и, в том числе, в лаврах св.. Иоанна и Георгия Хозевита и на горе Искушений[21].

Центральный вход в монастырь, украшенный к празднику
Центральный вход в монастырь, украшенный к празднику
17 марта 2014 года. Престольный праздник в память преп. Герасима Иорданского
© Фотоархив Иерусалимского отделения Императорского Православного Палестинского Общества

На сегодняшний день монастырь преподобного Герасима Иорданского в Иорданской пустыне, является самым гостеприимным и приветливым греческим монастырем во всей Святой Земле. Паломники со всего мира стремятся посетить это святое и благодатное место, освященное подвигом и молитвой самого старца аввы Герасима.

_____________
Примечания

[1]. Вифавара́ (греч. Βηθαβαρά; ивр. בית עברה — дом переправы, место брода) — местность на реке Иордан, в 4 километрах к северу от впадения реки Иордан в Мёртвое море, где находилась переправа (брод) через реку. Здесь по христианскому преданию Христос принял крещение от Иоанна Предтечи, а также сыны Израилевы вместе с Иисусом Навином перешли Иордан, оставив на месте перехода жертвенник из 12 камней, по числу колен Израилевых, а затем вступили в землю обетованную.

[2]. «Венец всего – любовь». Беседа с архимандритом Хризостомом (Тавулареасом), игуменом монастыря святого Герасима Иорданского. Александра Никифорова

[3]. Библейский справочник Гелеля. Завоевание о освоение Ханаана. Изд. «Библейский взгляд». СПб. Стр. 138. 2012 г.

[4]. Иисус Навин. Глава 15:5-6.

[5]. Иисус Навин. Глава 18:20-21.

[6]. Монастырь св. Герасима в Иорданской пустыне. Официальный буклет греческого православного монастыря преп. Герасима Иорданского. Напечатано в типографии обители преп. Иова Почаевского в Мюнхене. Русская Православная Церковь Заграницей. 1997 г.

[7]. Житие и хождение Даниила Русской земли игумена. О пещере Ильи пророка. «Православный Палестинский сборник». Издание Императорского Православного Палестинского Общества С. Петербург. 1883 год, выпуски № 3 и № 9.

[8]. Иоанн Фока — византийский писатель XII в., армянского происхождения. В молодости был воином, участвовал в походах императора Мануила I Комнина (1143-1180). Затем стал священником на о. Крит, путешествовал по Святым местам. Описал свои впечатления от путешествий в конце 70-х гг. XII в. в «Кратком сказании о городах и странах от Антиохии до Иерусалима, а также Сирии, Финикии и о святых местах Палестины». Творение Иоанна Фоки отличается логичной, продуманной композицией, чистотой изысканного литературного стиля и удивительной точностью в описаниях инженерно-строительных объектов: крепостей, каналов, гидротехнических сооружений. Это один из лучших византийских итинерариев. Византийский словарь: в 2 т. / [ сост. Общ. Ред. К.А. Филатова]. СПб.: Амфора. ТИД Амфора: РХГА: Издательство Олега Абышко, 2011, т. 1, с. 405-406.

[9]. Иоанн Фока. Сказание вкратце о городах и странах от Антиохии до Иерусалима, также Сирии, Финикии и о святых местах Палестины конца XII века //Православный палестинский сборник. Вып. 23. СПб. 1889. Издание Императорского Православного Палестинского Общества.

[10]. Д. К. Гейки. Святая Земля и Библия. С.-Петербург. 1894 г. Стр. 667.

[11]. А. Н. Муравьев. Путешествие ко святым местам в 1830 году. Москва. Изд. «Индрик». 2006 г. Стр. 157.

[12]. Архимандрит Антонин (Капустин). Пять дней на Святой Земле и в Иерусалиме в 1857 году. 6-е января на Иордане. Издательство "Индрик", Москва, 2007. Стр. 205.

[13]. Архимандрит Леонид (Кавелин). Старый Иерусалим и его окрестности. Из записок инока-паломника. 1858-1859 гг. Стр. 303-304. М. Изд. «Индрик» 2008 г.

[14]. Каникулярная поездка в Св. Землю (1899 г.). Паломнический дневник. Преподавателя Киевской духовной академии П. Петрушевского. 1904 г. Киев. Стр. 173-174.

[15]. Номисма (солид) - основная денежная единица Византии, около 3,79 - 4,55 г. золота, которая в IV - XI века стала образцом для монет Европы и Востока, почти тысячу лет являлась международной валютой. Из литра золота (около 320 - 327 г.) чеканилось 72 номисмы. Номисма или солид разменивалась на 12 серебряных милиарисиев; каждый милиарисий в свою очередь делился на два серебряных кератия. Кератий состоял в VI веке из 7,5 - 8 медных фоллов, а в VII - XII века увеличился до 12 фоллов (оболов, лепт, нуммиев). Следовательно, средневизантийский солид (номисма) содержал 288 "медяков". Из-за красноватого оттенка золота номисма называлась также иперпир (перпер). Последний термин окончательно утвердился с конца XI века (по смыслу он соответствует русскому слову "червонец"). Словарь исторических имен, названий и специальных терминов (С. Сорочан, В. Зубарь, Л. Марченко).

[16]. Иоан. Мосх. «Луг духовный». Глава 107. Жизнь аввы Герасима. В каком послушании находились животные у Адама.

[17]. Блаженный Иоанн Мосх. «Луг духовный». Перевод с греческого с подробными объяснительными примечаниями протоиерея М. И. Хитрова. Москва. Изд. «Сибирская Благозвонница». Стр. 290.

[18]. Кирилл Скифопольский. Жизнь и дела св. Евфимия Великого. «Христианские чтения». 1824 г. XV, 89-93).

[19]. Василиос Цаферис. Путеводитель православного христианина по местам паломничества Святой Земли. Монастырь святого Герасима и лавра Каламон. Изд. Palphot. 1999 г. Герцлия. Израиль. Стр. 131.

[20]. А. А. Дмитриевский. Церковные торжества на православном востоке в дни великих праздников. Издание Императорского Православного Палестинского Общества. С.-Петербург. 1909 г. Стр. 5-6.

[21]. «Венец всего – любовь». Беседа с архимандритом Хризостомом (Тавулареасом), игуменом монастыря святого Герасима Иорданского. Александра Никифорова

Платонов П.В., действительный член Императорского Православного Палестинского Общества

16 марта 2014 г.

Все права защищены. Полная или частичная перепечатка и цитирование только по письменному разрешению Иерусалимского отделения Императорского Православного Палестинского Общества Иерусалиме и по согласованию с редакцией сайта Иерусалимского отделения ИППО

Иерусалимское отделение ИППО

Тэги: Святая Земля

Пред. Оглавление раздела След.
В основное меню