RSS
Написать
Карта сайта
Eng

Новое на портале

Книги и сборники

Материалы конференции «От Зауралья до Иерусалима: личность, труды и эпоха архимандрита Антонина (Капустина)». Далматово, 12-13 мая 2016

«Как ангел, ты тиха, чиста и совершенна… Великая княгиня Елисавета Феодоровна в Казанском крае». А.М. Елдашев

Статьи и доклады

Святыни Елеона (по запискам русских паломников). Часть 3. Августин (Никитин)

Служение святителя Феофана Затворника (Вышенского) в Палестине в первом составе Русской Духовной Миссии (1847-1853 гг.). Климент (Капалин), митр. Части 3-4.

Служение святителя Феофана Затворника (Вышенского) в Палестине в первом составе Русской Духовной Миссии (1847-1853 гг.). Климент (Капалин), митр. Части 1-2.

История создания и деятельности Нижегородского отдела Императорского Православного Палестинского Общества. Тихон (Затекин), архим.

Интервью

«Там, где Богородица – игуменья». Архангельский художник о путешествии длиной в три года

Алексей Лидов: Путь в Византию. Нам не дано предугадать..?

Россия на карте Востока

Летопись

26 ноября 1914 в Петербурге состоялось совещание по вопросу о русских научных интересах в Палестине

27 ноября 1883 скончался крупнейший чаеторговец России А.С. Губкин, действительный член ИППО

27 ноября 1894 общее собрание ИППО решило увеличить состав Совета до 6 чел. вместо 3, в память об императоре Александре III устроить на Александровском подворье ИППО в Иерусалиме церковь св. Александра Невского

Соцсети


Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня
в русской живописи

С годами Крест, послуживший орудием казни Христа, был утерян. После разрушения Иерусалима римскими войсками в 70 году святые места, связанные с земной жизнью Господа, оказались в забвении, на некоторых из них были построены языческие храмы.

Обретение Честного и Животворящего Креста состоялось в царствование равноапостольного императора Константина Великого. По сообщениям церковных историков IV века, мать Константина, равноапостольная Елена, отправилась по просьбе царственного сына в Иерусалим, чтобы найти места, связанные с событиями земной жизни Христа, а также святой Крест, чудесное явление которого стало для святого Константина знаком победы над противником.

Крест царица Елена нашла под одним из языческих храмов. Его подлинность подтвердилась чудесным исцелением (по другим рассказам воскрешением из мертвых) при наложении.

После обретения святого Креста Константин начал строительство целого ряда храмов, в том числе храма Воскресения Христова возле Голгофы и пещеры Гроба Господня в Иерусалиме. 

На современном этапе праздник Воздвижения Креста Господня в Русской Православной Церкви празднуется 14 сентября и причисляется к великим двунадесятым, является Господским, непереходящим.


Воздвижение креста.
Нефф Тимофей Андреевич (1804 - 1876). Холст, масло.
Государственный Русский музей, С.-Петербург


Воздвижение Животворящего Креста.
Т.А. Нефф (1805-1875). Холст, масло.
Живописная работа в нише стены северо-восточной части собора. Сюжет связан с одним из двунадесятых праздников. Византийский император Константин решил построить в Палестине храм для христиан и найти Крест, на котором был распят Господь. Крест нашла его мать царица Елена. На месте найденной святыни в Иерусалиме был построен храм Воскресения Христова. 

* * *


Святой равноапостольный царь Константин и Святая царица Елена.
Николай Аполлонович Майков. Около 1835 г. Холст, масло, 151х214.
Государственный Русский музей, С.-Петербург
Образ из иконостаса Троицкого собора лейб-гвардии Измайловского полка в Петербурге
Поступила в 1978 из Музея городской скульптуры (Ленинград); ранее - в Троицком соборе лейб-гвардии Измайловского полка
В инвентарь ГРМ картина была ошибочно внесена как работа В. К. Сазонова. Протокол Атрибуционного совета № 4 (48) от 07.11.2007.

* * * 


Византийский император святой Константин со своей матерью святой Еленой.
Рисунок Федора Григорьевича Солнцева (1801-1892) с фресок Киевского собора. XI в. 

* * *


Святые Константин и Елена.
Мозаика Исаакиевского собора, Санкт-Петербург
В этом изображении делается попытка передать детали облика святых. Святая Елена значительно старше сына, Константин с лабарумом в руках. Стремление передать детали позднеримских одежд, характерно для увлечения античностью и археологией в XIX в. 

* * *


Воздвижение Креста.
Лебедев Клавдий Васильевич. Вторая половина XIX в. Графика.
Церковно-археологический кабинет Московской православной духовной академии

Тэги: Воздвижение Креста, живопись

Пред. Оглавление раздела След.
В основное меню