RSS
Написать
Карта сайта
Eng

Анонсы

23 марта

Лекция «Прощеное воскресение. Изгнание Адама из Рая», Москва

30 марта

Лекция «Образ святого Димитрия Солунского в византийском и древнерусском искусстве», Москва

30 марта

Лекция «Неделя Торжества Православия», Москва

31 марта

Лекция «Земная жизнь Христа», Москва

3 апреля

Лекция «Закат Древней Руси и образ Христа», Москва

6 апреля

Лекция «Святые Великого поста», Москва

13 апреля

Лекция «Середина Великого поста – Крестопоклонная неделя», Москва

13-15 апреля

55-й весенний симпозиум по византийским исследованиям, тема «Правосудие в Византии», Великобритания

14 апреля

Лекция «События Страстной недели», Москва

20 апреля

Онлайн-конференция «Священные дни в раннем и средневековом христианстве», Крит

28 апреля

Лекция «Воскресение и Страшный суд», Москва

18 мая

Лекция «Салоники – город византийских храмов», Москва

3-4 июня

Конференция «Князья, иерархи и люди Древней Руси между властью, повседневностью и храмом», Санкт-Петербург

Россия на карте Востока

Летопись

19 марта 1884 на общем собрании ИППО казначеем назначен С.Д. Лермонтов

19 марта 1894 в Иерусалиме составлено духовное завещание начальника Русской Духовной Миссии архим. Антонина (Капустина)

19 марта 1895 в Смоленске открыт отдел ИППО

Соцсети


Образы и деяния апостолов в русской живописи


Апостол Павел в Кесарии говорит защитительную речь. (Апостол Павел объясняет догматы веры перед царем Агриппой, Суд над апостолом Павлом)
Бодаревский Николай Корнилиевич. 1875 г. Холст, масло, 135 х 226 см
Закарпатский художественный музей им. Иосифа Бокшая, Ужгород, Украина

За эту картину, имеющую разные вариации названия, Бодаревский был удостоен звания классного художника I степени. На картине изображен момент, когда апостол Павел, арестованный по наветам иудеев, предстал в Кесарии перед прокуратором Фестом, царем Агриппой II и его женой Вереникой и ему как римскому гражданину было дозволено сказать речь в свою защиту.

"На другой день, когда Агриппа и Вереника пришли с великою пышностью и вошли в судебную палату с тысяченачальниками и знатнейшими гражданами, по приказанию Феста приведен был Павел. И сказал Фест: царь Агриппа и все присутствующие с нами мужи! вы видите того, против которого всё множество Иудеев приступали ко мне в Иерусалиме и здесь и кричали, что ему не должно более жить. Но я нашел, что он не сделал ничего, достойного смерти; и как он сам потребовал суда у Августа, то я решился послать его к нему. Я не имею ничего верного написать о нем государю; посему привел его пред вас, и особенно пред тебя, царь Агриппа, дабы, по рассмотрении, было мне что написать. Ибо, мне кажется, нерассудительно послать узника и не показать обвинений на него. Агриппа сказал Павлу: позволяется тебе говорить за себя. Тогда Павел, простерши руку, стал говорить в свою защиту". (Деян. 25, 23–27; 26, 1)


Апостол Павел объясняет догматы веры в присутствии царя Агриппы, сестры его Береники и проконсула Феста.
Суриков Василий Иванович. 1875 г. Холст, масло. 142 x 218,5.
Государственная Третьяковская галерея 

В апреле 1875 года художник начинает трудиться над грандиозным полотном «Апостол Павел объясняет догматы веры в присутствии царя Агриппы, сестры его Береники и проконсула Феста». Эта работа принесла Сурикову Большую золотую медаль. Это первая работа Сурикова, созданная по принципу психологической композиции, и первая работа, в которой сделан акцент на сильной человеческой личности. Композиция картины не преодолевает границы академических канонов, но в ней уже четко прослеживается интерес к психологии героев.


Апостол Павел перед судом иудейского царя Агриппы и римского проконсула Феста.
Литография. 1876 г. Типография А. М. Котомина и Ко.
Художник: В. И. Суриков. Размер: 29 х 49 см. Паспарту: 36,4 х 60 см. 
Литография с картины В. И. Сурикова "Апостол Павел объясняет догматы веры в присутствии царя Агриппы" (1875 г. Государственная Третьяковская галерея). 

Произведение относится к раннему периоду творчества художника. Уже в годы учения, обращаясь к исторической живописи, Суриков стремился преодолеть условность академического искусства, вводя в свои композиции бытовые детали, добиваясь конкретной историчности в изображении архитектуры, убедительности свободной группировки фигур. 


Освобождение апостола Павла из темницы.
Клавдий Васильевич Лебедев. 1898 г. Картон, масло.
Церковно-археологический кабинет МДА


Спасение утопающих апостолом Павлом.
Клавдий Васильевич Лебедев.
Церковно-археологический кабинет МДА 


Апостолы Петр и Иоанн исцеляют хромого.
Шебуев Василий Козьмич. Эскиз. Около 1838 г. Железо, масло, 36,9х28,8.
Государственная Третьяковская галерея


Апостолы Петр и Иоанн исцеляют хромого.
Шебуев Василий Козьмич. 1838 г. Холст, масло. 285 x 196.
Государственный Русский музей


Апостол Петр поражает смертью Ананию и жену его Сапфиру за ложь.
Зеленский, Михаил Михайлович. 1863 г. Холст, масло.
Красноярский художественный музей им. В.И.Сурикова


Изведение апостола Петра из темницы.
Витберг Александр (Карл) Лаврентьевич. 1806 г. Холст, масло. 84,7 x 61
Государственная Третьяковская галерея
В 1816 году за эту картину Витбергу присудили звание академика.

"Итак Петра стерегли в темнице, между тем церковь прилежно молилась о нем Богу. Когда же Ирод хотел вывести его, в ту ночь Петр спал между двумя воинами, скованный двумя цепями, и стражи у дверей стерегли темницу. И вот, Ангел Господень предстал, и свет осиял темницу. Ангел, толкнув Петра в бок, пробудил его и сказал: встань скорее. И цепи упали с рук его. И сказал ему Ангел: опояшься и обуйся. Он сделал так. Потом говорит ему: надень одежду твою и иди за мною. Петр вышел и следовал за ним, не зная, что делаемое Ангелом было действительно, а думая, что видит видение. Пройдя первую и вторую стражу, они пришли к железным воротам, ведущим в город, которые сами собою отворились им: они вышли, и прошли одну улицу, и вдруг Ангела не стало с ним. Тогда Петр, придя в себя, сказал: теперь я вижу воистину, что Господь послал Ангела Своего и избавил меня из руки Ирода и от всего, чего ждал народ Иудейский. И, осмотревшись, пришел к дому Марии, матери Иоанна, называемого Марком, где многие собрались и молились. Когда же Петр постучался у ворот, то вышла послушать служанка, именем Рода, и, узнав голос Петра, от радости не отворила ворот, но, вбежав, объявила, что Петр стоит у ворот". (Деян. 12, 5–14)


Ангел освобождает апостола Петра (Явление Ангела апостолу Петру)
Алексей Егорович Егоров. 1814 г. Игловой офорт, бумага, чернила (мягкий лак), 29,5 х 19.

В 42 году по Р. Х. во время гонения на христиан св. апостол Петр был закован в цепи и должен был предстать перед судом. Ангел чудесным образом освободил его от оков и темницы.


Голова апостола Петра
Бронников, Федор Андреевич (1827 - 1902). Этюд. Холст, масло. 33 x 27 см
Астраханская государственная картинная галерея им. П.М.Догадина


Апостол Андрей Первозванный.
Егоров, Алексей Егорович (1776 - 1851).1835 г. Бумага, карандаш


Голова апостола Андрея.
Иванов, Александр Андреевич (1806 - 1858). 1840-е. Этюд. Бумага на холсте, масло. 54 x 45 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва


Фигура апостола Андрея.
Иванов, Александр Андреевич (1806 - 1858). Вторая половина 1830-х. Этюд. Бумага, масло. 41 x 27 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва


Апостол Андрей (полуфигура).
Иванов, Александр Андреевич (1806 - 1858). Вторая половина 1830-х - 1840-е. Бумага на холсте, масло. 59 x 44 см
Из серии этюдов для "Явления...", в) для группы апостолов
Государственная Третьяковская галерея, Москва


Голова апостола Андрея.
Ге, Николай Николаевич (1831 - 1894). Начало 1860-х. Бумага на холсте, масло. 49 x 38 см
Этюд для картины "Тайная вечеря" (1863, ГРМ), за которую художник в 1863 удостоен звания профессора
Государственная Третьяковская галерея, Москва


Апостол Андрей Первозванный водружает крест на горах Киевских.
Ломтев, Николай Петрович. 1848 г. Холст, масло. 48 x 61 см.
На сюжет "Повести временных лет".
Государственная Третьяковская галерея, Москва


Апостол Иоанн Богослов, проповедующий на острове Патмос во время вакханалий.
Моллер Федор Антонович. 1856 г. Холст, масло. 285 x 407 см
Государственный Русский музей, С.-Петербург


Апостол Иоанн.
Бруни, Федор Антонович (1801 - 1875). 1840-е. Холст, масло. 78 x 58 см
Архангельский областной музей изобразительных искусств


Апостол Иоанн.
Нестеров, Михаил Васильевич (1862 - 1942). 1909 г.
Образ Царских врат церкви Покрова Богородицы
Покровский храм Марфо-Мариинской обители, Москва


Апостол Лука.
Нестеров, Михаил Васильевич (1862 - 1942). 1909 г.
Образ Царских врат церкви Покрова Богородицы
Покровский храм Марфо-Мариинской обители, Москва 


Святой евангелист Марк.
Боровиковский, Владимир Лукич (1757 - 1825). 1818 г. Бумага, литография. 27 x 16 см
Вариант образа на царских вратах главного иконостаса Казанского собора в Петербурге
Государственная Третьяковская галерея, Москва
Инв. номер: 2821


Апостол Марк.
Нестеров, Михаил Васильевич (1862 - 1942). 1909 г.
Образ Царских врат церкви Покрова Богородицы
Покровский храм Марфо-Мариинской обители, Москва 


Святой евангелист Матфей.
Боровиковский, Владимир Лукич (1757 - 1825). 1818 г. Бумага, литография. 27 x 16 см
Вариант образа на царских вратах главного иконостаса Казанского собора в Петербурге
Государственная Третьяковская галерея, Москва
Инв. номер: 2820


Апостол Матфей.
Нестеров, Михаил Васильевич (1862 - 1942). 1909 г.
Образ Царских врат церкви Покрова Богородицы
Покровский храм Марфо-Мариинской обители, Москва 


Апостол Иоанн.
Н.С. Гончарова. Лист из альбома «Литургия». 1927. Бумага, гуашь, пошуар. 75,5 × 56,2.
Государственная Третьяковская галерея

Тэги: Суриков В.И., Лебедев К.В., изобразительное искусство, Нестеров М.В., Гончарова Н.С., святые, Боровиковский В.Л.

Ещё по теме:

Пред. Оглавление раздела След.
В основное меню