RSS
Написать
Карта сайта
Eng

Россия на карте Востока

Летопись

28 мая 1881 вел.кн. Сергей Александрович во время своего паломничества посетил место будущего Александровского подворья в Иерусалиме и решил провести на нем раскопки

28 мая 1898 открылся Архангельский отдел ИППО

28 мая 1908 убит почетный член ИППО экзарх Грузии Никон (Софийский)

Соцсети


Русский крест

Крещение Руси святым равноапостольным князем Владимиром в 988 году знаменовалось прежде всего тем, что с Киевских холмов были сброшены языческие истуканы и на прежних местах идольских капищ воздвигнуты животворящие кресты.

Их почитание было не только благочестивым обычаем всех христиан, оно закреплялось и канонически. Догмат об иконопочитании VII Вселенского Собора гласил: «Со всякой достоверностью и тщательным рассмотрением определяем: подобно изображению Честного и Животворящего Креста полагати во всех Божиих церквах, на освященных сосудах и одеждах, на стенах и на досках, в домах и на путях».

Русский православный мир на протяжении многих столетий был осенён крестом. Их ставили на развилках и перекрёстках дорог, на водных путях, на въездах в города и деревни. Когда на землю приходила очередная напасть в виде засухи или наводнения, защитой против бедствия становился прежде всего крест. Его возводили за один день – такие кресты назывались обетными, обносили крестными ходами вокруг городов и сёл, прибивали на воротах домов. Именно крест поднимали христиане как щит и оружие против любого зла.

Немецкий путешественник Адам Олеарий, присутствовавший в начале XVII столетия на таинстве крещения младенца в русской семье, отмечал, что священник в обязательном порядке надевает на шею крещаемого крестик из золота, серебра или свинца в зависимости от достатка родителей.

«Этот крестик, – пишет далее А. Олеарий, – в течение всей своей жизни он должен носить на шее в доказательство того, что он христианин. Если кого-либо находят мёртвым на улице и креста при нём не окажется, то его не хоронят».

Иностранные путешественники, посетившие Московию в XVI–XVII веках, отмечали в своих заметках необыкновенную религиозность, набожность русского народа. Адам Олеарий писал о том, что «русские и на улицах беспрестанно молятся или перед иконами, стоящими на воротах, или перед крестами церквей». И далее: «На церквах и колокольнях непременно должен находиться крест, который или простой, или (в большинстве случаев) тройной (то есть восьмиконечный. – С. Г.). Поэтому они не считают наших церквей, не имеющих крестов, за настоящие церкви. Они говорят, что крест обозначает главу церкви Христа».

«Крест – хранитель всея вселенныя» лежит в основе всего земного и небесного устроения. «Мир сей видимый создал Бог по подобию крестной четвероконечности, – писал святитель Димитрий Ростовский, – ибо Он создал его разделённым на четыре части: восток, запад, полдень и полночь; и человека создал Господь по подобию крестной четвероконечности, ибо когда человек распростирает руки свои, он имеет вид четвероконечного креста».

Древние подвижники, приходя в пустынное место, утверждали деревянный крест в освящение пустыни, в ознаменование силы Божией и дабы отогнать всякую нечисть. Это известно из множества житий русских святых. Так поступали преподобный Сергий Радонежский, преподобный Савватий Соловецкий и другие святые при освоении пустынных земель Руси в XIV–XVI веках. Особое значение имело благословение и напутствие крестом на ратные подвиги, на основание монашеских общежительств.

Сохранились сведения о многих крестах-реликвиях, связанных с историческими лицами и русскими святыми: крест преподобного Авраамия Ростовского, по преданию данный ему апостолом Иоанном Богословом на озере Неро для одоления идола Велеса; крест преподобного Евфимия Суздальского, хранящийся во Владимиро-Суздальском музее-заповеднике; крест преподобной Евфросинии Полоцкой, исчезнувший во время Великой Отечественной войны и воссозданный вновь в 1997 году. Сохранились наперсные кресты, принадлежавшие русским великим князьям и царям, митрополитам и патриархам.

Монументальные белокаменные кресты, поставленные на поклонение христианам вне храма, стали появляться на Руси уже в XI веке. Эта традиция вначале укоренилась на юге, в Киевских и Волынских землях, а затем перешла в северные пределы Древней Руси – в Новгород Великий, Псков, Изборск и другие места.

Святой Нестор-летописец сообщает драгоценнейшее для нас предание, что святой апостол Андрей Первозванный, бывший на горах Киевских, водрузил крест, причём сказал ученикам своим: «Видите ли горы сия? Яко на сих горах воссияет благодать Божия, и град будет велик, и церкви многи созиждет Бог». Поднявшись далее по Днепру и достигнув Новгорода, он недалеко от него также водрузил крест – на месте, называемом теперь Грузино. Далее, переправившись по Ладожскому озеру на остров Валаам, апостол ниспровергнул там идолы Перуна и Велеса и на их месте установил каменные кресты.

Святая равноапостольная великая княгиня Ольга, получив от Патриарха Полиевкта крест, «нача требища и кумиры сокрушати и на тех местах нача кресты Христовы поставляти; кресты же те Христовы знамения и чудеса творят и до сего дня, идеже святая поставила».

Митрополит Илларион в своём «Слове о законе и благодати» возносит такую похвалу святому князю Владимиру: «Великий Константин с матерью Еленою утвердил веру, когда принёс крест из Иерусалима и разослал части его по всему миру; а ты утвердил веру с бабкою твоею Ольгою, принесши крест из нового Иерусалима, града Константина, и поставив его на земле своей». В другом месте, изображая торжество на Руси христианства над язычеством, святитель Илларион говорит: «Капища разрушены, и церкви воздвигаются; идолы низвергаются, и явились иконы святых; бесы убежали, и крест освятил города».

Наиболее ранними из сохранившихся монументальных крестов являются Стерженский и Лопастицкий кресты XII века, находящиеся ныне в Тверском государственном объединённом музее-заповеднике. Они были установлены при начале работ на водных путях для их освящения, а также служили пограничными и путевыми ориентирами.

Большой интерес для современных исследователей представляет Боголюбовский поклонный крест XII века, хранящийся в настоящее время во Владимиро-Суздальском музее-заповеднике. Такие кресты высекались из известняка, ракушечника, гранита либо песчаника, имели обычно четырёхконечную форму и могли достигать нескольких метров в высоту.

Особенно много белокаменных монументальных крестов сохранилось на Псковщине. Самый знаменитый из них – Труворов (XIV–XV века), находящийся в Изборске, рядом с так называемым Труворовым городищем. Местное предание гласит, что он отмечает могилу Трувора, легендарного князя-варяга, скончавшегося, по летописи, в 864 году.

Один из ранних и совершенных по своим художественным достоинствам белокаменных крестов – Святославов (1234 год), связанный с закладкой Георгиевского собора в городе Юрьеве-Польском. Он представляет собой композицию «Распятие с предстоящими» и состоит из трёх отдельных каменных блоков. В подножии выбита следующая надпись о благочестивом деянии князя Святослава Всеволодовича: «Месяца июня в… день в лето 1224 на память святаго Иоанна Воинника поставлен крест сей Святославом Всеволодовичем аминь». Согласно преданию, благоверный князь высек его из камня в память о своём чудесном спасении во время сильной бури, которая обрушилась на его ладьи, возвращающиеся после победоносного похода на волжских булгар в 1220 году. После перестройки собора в XV веке Святославов крест не раз переносили с одного места на другое, пока он не оказался внутри Георгиевского собора, где и находится в настоящее время. Он всегда особо почитался верующими людьми как чудотворный.

Воздвизальными назывались кресты, возносимые в православных храмах на праздник Воздвижения 14 (27) сентября. Во время богослужения в этот день священнослужитель поднимает крест двумя руками высоко над головой, простирает его на четыре стороны света в память того, как это делал Макарий, Патриарх Иерусалимский, в день обретения царицей Еленой в 351 году Истинного древа Креста Господня. В древние воздвизальные и напрестольные кресты вкладывались частицы крестного древа Христова, то есть они служили одновременно и ставротеками, от греческого «ставрос» – крест.

Крест, обретённый царицей Еленой, стал главной святыней христианской церкви. Кирилл Иерусалимский свидетельствовал, что уже в IV веке его частички распространились по всей земле. Иоанн Златоуст отмечал, что «многие как мужи, так и жёны, получив малую частицу этого древа и обложив её златом, вешают на свою шею».

Запрестольные, выносные кресты устанавливаются в алтаре храма к востоку за престолом на специальных конической формы подставках, своим видом символизируя Голгофу. Они обычно деревянные, четырёх-, семи- либо восьмиконечной формы, высотой около полутора метров и более, на длинном древке. Во время крестных ходов в праздники их выносят из церкви вместе с хоругвями, особо чтимыми иконами и другими святынями храма.

Древние византийские процессионные кресты изготавливались из серебра. На Руси наибольшее распространение получили кресты деревянные, с иконописными изображениями либо со вставками-рельефами из кости, дерева и металла, с композициями праздничного цикла, деисуса и святых.

История донесла до нас свидетельство путешествовавшего по России антиохийского архидиакона Павла Алеппского, видевшего эти кресты в начале XVII столетия: «Справа и слева от трона [горнего места] висят два очень больших креста и резные из слоновой кости иконы с изображениями всех господских праздников и большинства святых; они соединены между собой золотом. Подле каждого креста позолоченная рипида... Позади престола дощатый проход, где поставлены древние иконы из серебра и между ними также большой крест. Эти три креста вместе с иконами всякий раз, когда идут в крестный ход, несут впереди всех». Выносные кресты всегда благолепно украшались серебряной басмой с узорами, резными травами, чеканным орнаментом, драгоценными камнями, жемчугом.

Симеон Солунский на рубеже XIV–XV столетий писал: «На перекрёстках и площадях возносим молитвы, чтобы всё, растленное нашими грехами, очистилось. Посему износим из храмов святые иконы, честные кресты, а иногда и священнейшие останки святых, чтобы вместе с людьми святилось и всё то, чем они пользуются – и дома их, и пути, и воды, и воздух, и земля, нами осквернённая и как бы попираемая, и город, нами населённый, и страна, и чтобы всё это удостоилось Божественной благодати и освободилось от порчи и тления».

Гнутова С.В., кандидат искусствоведения, действительный член Императорского Православного Палестинского Общества

Журнал "Русская история". №3 2012. Крестный ход

Русская история

Тэги: паломнические реликвии, ставрография, церковное искусство

Ещё по теме:

Пред. Оглавление раздела След.
В основное меню