RSS
Написать
Карта сайта
Eng

Россия на карте Востока

Летопись

27 апреля 1779 второй внук Екатерины II был наречен византийским императорским именем Константин, в его честь отчеканили монету с изображением Софийского собора в Константинополе

27 апреля 1891 вел.кн.Сергей Александрович утвердил дополнительные инструкции для ученой экспедиции ИППО под рук. Н.П. Кондакова

28 апреля 1859 прибыли в Яффу первые августейшие паломники - вел.кн. Константин Николаевич и его супруга вел.кнг. Александра Иосифовна

Соцсети


Сувенирные карточки-реликвии для паломников на Святую Землю

В исследовании рассматривается один из аспектов связанный с видом путешествий как религиозный туризм или паломничество. его неотъемлемой частью являются памятные реликвии для паломников, которые они с собой привозили из паломничества. в данном случаи будут рассмотрены сувенирные карточки, которые можно считать разновидностью открыток. Сложность и актуальность определяется отсутствием исследований по данной тематике. В статье будут рассмотрены вопросы: истории, терминологии, атрибуции и социокультурного значения сувенирных карточек.

The study examines one of the aspects related to the type of travel as religious tourism or pilgrimage. its integral part is the memorable relics for the pilgrims, which they brought with them from the pilgrimage. in these cases, souvenir cards will be considered, which can be considered a kind of postcards. The complexity and relevance is determined by the lack of research on this topic. The article will address the issues of: history, terminology, attribution and socio-cultural significance of souvenir cards.

Данное исследование в контексте темы конференции, посвящённой путешествиям, обращается к одному из видов религиозного туризма в светском понимании или историческом и религиозном – паломничеству. Неотъемлемой частью паломничества являются памятные реликвии, которые паломники привозят из поездок, посещая святые места. Как и сувенир, паломнические реликвии имеют свою многообразную социокультурную значимость, в первую очередь, духовную, и поэтому могут быть использованы в духовно-просветительской деятельности. Если это открытка или её разновидность, как в нашем случае, тогда можно говорить о коммуникативной функции. Как сохранение памяти о паломничестве и посещённых местах и связанных с этим воспоминаниях, они имеют также эмоциональную составляющую. Со временем она становится исторически значимой, переходя в разряд исторического артефакта. Поэтому может стать предметом музейного фонда или частной коллекции, и таким образом стать экспонатом выставки и научного исследования. 

Предметом данного исследования послужили сувенирные карточки, которые можно рассматривать как разновидность открытки. В отличие от которой они не являются видом почтового отправления, как сувенирные почтовые карточки, а относятся к сувенирной продукции. Но тем не менее они могу быть использованы и как средство общения, пересылаемое с помощью конверта. Актуальность и одновременно сложность определяются отсутствием исследований по данной тематике как в исследованиях истории паломничества, так и филокартических. Поэтому предмет исследования нужно рассматривать в контексте непосредственной связи с историей паломничества на Святую Землю и сувенирной открытки. Это в свою очередь ставит вопрос атрибуции и терминологии - как классифицировать предмет исследования и чем же он является. Обозначив тему исследования и вытекающий из этого круг поставленных вопросов, постараемся их рассмотреть и найти ответы.

Предмет нашего исследования можно встретить на аукционных сайтах или филокартических форумах. Когда эти, как их чаще всего называют «открытки для паломников» или «паломнические открытки», попадают к людям, они пытаются выяснить, что же это такое? В основном их атрибутируют как открытки для паломников в Святую Землю, на что указывает тематика их изображений и надпечатки на некоторых «Благословление Святого града Иерусалима». Хронологическая датировка коней XIХ-начало ХХ вв. Когда в моей коллекции появился первый набор, я так же задался этим вопросом. И тоже условно назвал их «открытки для паломников» в своей статье «Благословение св. града Иерусалима». Открытки для паломников из одной частной коллекции. Это было больше описание и высказанные предположения1.

Сувенирные почтовые карточки и видовые открытки близки по своему назначению, в том числе, это относится и к их изобразительной стороне. В этом они отчасти похожи. Те и другие могут выполнять функцию памятного сувенира, о чём свидетельствуют каталоги и исследования. Сувенирные карточки и видовые открытки появились в конце XIX века. Сувенирные карточки выпускались сериями. Сувенирные карточки, посвящённые российским городам, исследованы, и, насколько позволяют коллекции, каталогизированы и классифицированы2.

Три основных фактора повлияли на появление данной сувенирной продукции для паломников: история и развитие открытки, как её подвид; целевая аудитория и место распространения; производители. Это в свою очередь связано с историей и развитием паломничества, миссионерства, его культурной и образовательной деятельности. Теперь рассмотрим последовательно все эти аспекты. Хотя история паломничества насчитывает несколько столетий с начала принятия христианства на Руси, но хронологические рамки развития организованного паломничества и бытования данной сувенирной продукции стали возможны только после Крымской войны, поскольку до этого не существовало российских организаций, занимавшихся делами паломников. Паломники самостоятельно добирались до Святой Земли, а организация их быта и торговля реликвиями были сосредоточены в руках греков Иерусалимского Патриархата.

История православного паломничества пока не написана, мы можем лишь опираться на отдельные исследования и дореволюционную литературу. Но о теме паломничества на Святую землю всё же мы имеем больше информации, как в изданиях, посвящённых Святой Земле и паломничеству в XIX-начала ХХ веков, так и в современных исследованиях, посвящённых Русской духовной миссии в Иерусалиме3. Из этих источников можно представить основные этапы развития паломничества на Святую Землю и топологию русского паломника. Но несмотря на это, в этих источниках практически отсутствует информация о реликвиях и сувенирах, которые паломники приобретали и привозили из паломнических поездок в Россию. Хотя Русская духовная миссия в Иерусалиме была учреждена ещё в 1847 году, свою деятельность она смогла развернуть только после окончания Крымской войны. К тому же миссия столкнулась с недоброжелательным отношением в лице как греческого духовенства, в частности Святогробского братства Иерусалимского патриархата, которое занималось организацией паломничества в то время и российского МИДа, его консульств в Константинополе и Яффе, а затем в Иерусалиме. В 1856 году было организовано Российское Общество пароходства и торговли (РОПиТ) и в 1858 году Палестинский Комитет, действовавший до 1889 года, которые занимались перевозкой паломников. В мае 1882 года было организовано Православное Палестинское Общество. Всё это способствовало организованному развитию паломничества на Святую Землю. Это в свою очередь способствовало развитию миссионерской деятельности, духовному просвещению, культурному влиянию и образованию, как паломников, так и местного населения. В частности,начали свою работу лектории, издание просветительской литературы о Святой Земле, которые готовили русский народ к паломничеству. А для местного населения в Назарете и Вифлееме были открыты, школы и учительские семинарии, которые оказали заметное влияние на развитие национальной культуры, поскольку готовили кадры арабской интеллигенции, проживавшей в этом регионе. Также в Палестинском регионе действовали миссии европейских стран и Америки Как католические , так и протестантские4.

Организация паломничества и просветительская деятельность, в том числе, бесплатное распространение печатных изданий для паломников дали свои плоды - улучшился быт паломников, стало дешевле и удобней добираться до Святой Земли, паломники могли расположится уже в российских гостиницах и на монастырских подворьях. Надо учитывать, что 90% паломников были крестьяне, принадлежавшие к низшему социальному сословию, и, соответственно, ограниченных финансово. Духовенство, купцы и мещане составляли незначительное число паломников. Самая дешёвая дорога в конце XIX века обходилась в 75 рублей при среднем доходе крестьянской семьи в 70 рублей. Паломнические книжки значительно удешевляли и упрощали паломничество. По железной дороге паломники добирались до Одессы, где они могли остановиться на монастырских подворьях, Далее морским путём они добирались до Константинополя, где их встречали представители Палестинского общества. И потом они прибывали в порт Яффа и наконец в Иерусалим. Далее были разработаны паломнические маршруты в Назарет, Вифлеем к Маврийскому Дубу и к другим святым местам, связанным со священной историей Ветхого и Нового Завета. Паломнический сезон длился с ноября по май, пик паломничества приходился на праздник Пасхи. За этот период Святую Землю посещали от 4 до 10 тысяч паломников. Конец XIX-начало XX веков стал золотым веком русского паломничества на Святую Землю5. Русское Общество Пароходства и Торговли, занимавшееся, в том числе, и перевозкой паломников ежегодно издавало путеводитель. В первой его части помещались сведения о пароходах общества, пассажирских правилах, расписание рейсов и другая информация. В этом разделе также можно найти информацию о почтово-телеграфных операциях, поскольку РОПиТ оказывал и почтовые услуги на Ближнем Востоке, перевозил и принимал почту, телеграммы, посылки и денежные переводы. Но в нашем исследовании более интересны сведения о правилах и льготах для экскурсантов, тарифы и маршруты для паломников. И вторая часть - непосредственно сам путеводитель, который начинается с города Одессы и далее даёт описание тех мест, которые могут посетить как туристы, так и паломники - это Константинополь, Греция и Афон, Египет, Святая Земля. В конце путеводителя помещён раздел "Наставление православному русскому паломнику, отправляющемуся в Иерусалим и на Афон". В разделе можно почерпнуть интересные сведения о том, как добраться поездом до Одессы и далее даны пароходные рейсы, какие нужны документы, чтоб осуществить паломничества, поскольку эта поездка за границу, в том числе, в каких городах можно приобрести паломнические книжки, где можно остановиться, и сведения о Православном Палестинском Обществе, которое ведало делами устройства паломничества. Достоинство путеводителя в многочисленных иллюстрациях6. Эти же сведения находим и в изданиях, посвящённых непосредственно паломничеству. Например, книга члена Императорского Православного Палестинского общества Свецкого Петра Петровича. Он сам из Петербурга, совершил паломничество на Святую землю в 1894 году7. В этой небольшой по объёму, но весьма информативной книжке, автор пишет и о реликвиях, которые могут приобрести паломники.

«В Вифлееме имеются лавки разных перламутровых изделий: крестики, брошки, и др. мелкие предметы, которые можно купить в подарок или на память. В воспоминание о посещение Святой Земли в Иерусалиме в магазинах можно купить на память альбомы , карточки видов»8. 

Как отмечает ведущий исследователь истории Русской Духовной миссии Н.Н. Лисовой, поскольку паломничество было для русского крестьянина делом не из дешёвых, деньги копились годами, и паломник представлял на Святой Земле всю свою деревню. Деньги собирались всем миром, они шли на записки и просфоры, а также реликвии, которые должен был привести паломник для жителей своей деревни. Сумма в среднем составляла 200-300 рублей. У русских паломников были свои предпочтения: терновые венцы, паломнические посохи, крестики, иконки, благовония: ладан и миро. Несмотря на то, что Палестинское Общество наладило со временем свою торговлю иконами и другими реликвиями на территории Русских построек, паломники больше доверяли арабским и греческим лавкам, в которых можно было приобрести за полтора рубля стереоскоп с 50-ю картинами с видами Иерусалима и Святых мест9. 

Иеромонах русского Пантелеимоновского монастыря на Афоне о. Арсений (Мишин) совершил своё паломничество в Палестину в 1870 году и написал путеводитель, который выдержал десяток изданий. В имеющемся в моём собрании издании 1908 года путеводитель заканчивается разделом «Наставление паломнику, направляющемуся для поклонения в Иерусалим и на Афон». В этом разделе, как и в книге Свецкого и Путеводителе, изданном РОПиТ, помещена разная справочная информация: о ИППО, рейсы и стоимость проезда, какие нужны документы, о местах, где могут остановиться паломники и где можно питаться, как посетить разные святые места. В этом же разделе есть информация о книжно-иконой лавке.

«Каждый прибывающий паломник в Иерусалим, даже имеющий скудный запас средств, считает для себя как бы священным долгом купить здесь на память о посещении Святой Земли иконы, крестики, чётки, свечи, пальмовые ветви и различные изделия, а также книжки и листки религиозно-нравственного содержания. Все эти приобретаемые предметы предназначаются обычно для подарков родным и знакомым по возвращению домой. До последнего времени продажей священных предметов и книг занимались исключительно местные жители: арабы, греки, евреи, имеющие свои лавки. В этих лавках вместе с крестиками и чётками продаются всевозможные книги, безграмотно напечатанные в Иерусалиме, Яффе и Константинополе в русско-еврейских типографиях, а также путеводители и различная религиозная литература. Весь этот печатный товар напечатан на дурной бумаге и плохим набором в безграмотном изложении и с массой опечаток и невозможными рисунками в католическом духе.. Но, к сожалению, большинство наших паломников не обращают на это внимание и приобретают их, соблазняясь дешевизной. Желая положить насколько можно конец этому обману, Палестинское Общество открыло в 1906 году книжно-иконную лавку. На русском подворье паломники теперь могут приобрести не только Священное писание, богослужебные книги и жития святых, брошюры и листки Свято-Троицкой и Киево-Печерской Лавр, народные издания Палестинского Общества, посвящённые подробному описанию Святой Земли, изображения на атласе и бумаге»10. 

В конце XIX века известный одесский издатель Фесенко издал серию книжек "Живописное обозрение святых мест", которая переиздавалась в начале ХХ века. Обратимся к одной из книг серии "Святой град Иерусалим". 

«Христиане всех вероисповеданий: православные, католики, лютеране относятся с большим благоговеньем к святыням Палестины и Иерусалима, места эти священные для иудеев и даже мусульман. Благоговейно прибывающий странник видит здесь кипучую торговлю. Даже такие предметы как крестики, иконы и т.п., обыкновенно раскупаемые богомольцами, как воспоминания об Иерусалиме и гостинец из Святого града, и те изготовляются не в Иерусалиме: много таких предметов привозится из Вифлеема, Европы. В разных местах Святой Земли есть и другие производства, хотя не в больших количествах»11. 

Как видно из выше приведённых источников развитие паломничества рождало спрос на реликвии, которые приобретали паломники на память и для подарков. Среди них были и видовые открытки и сувенирные карточки. Наибольшую трудность составляет определить издателя данных сувенирных карточек, так как они редко попадаются целыми наборами и, тем более, в упаковке. Но и те редкие сохранившиеся упаковки содержат лишь название. Упаковка представляет собой картонный футляр в который вкладывался набор. На упаковке был рисунок Иерусалима и название: «Благословение Св. града Иерусалима», «Память Иерусалима. COUVENIR. Виды Иерусалима. Страдания Господа нашего Иисуса Христа. Святые места в Палестине. Благословение св. града Иерусалима». «На память о Киеве. Вид Киево-печерской Лавры. Вид св. града Иерусалима». Этот совместный набор о Киеве и Иерусалиме приближает нас к разгадке, кто же был издателем этих сувенирных карточек. На одной упаковке он прямо указан. Собственно это даже не коробка и не картонный футляр, а две картонки между которыми вложен набор. На одной название набора: Память Иерусалима. SOUVENIR DE JERUSALEM. На другой: Собственное издание Бр. Г и К. Каттан в Киеве на Печерске по Никольской улице.

Кто же этот издатель удалось найти ответ в книге израильского писателя. «Вифлеем известен на весь мир как Родина Иисуса. О Вифлееме как городе мастеров известно гораздо меньше. Расцвету местного производства и торговли в девятнадцатом веке предшествовала долгая история ремесла и торговли в этом городе. За несколько веков до начала торговой экспансии Вифлеема по всему миру, этот город уже являлся мировым центром по производству сувениров и изделий религиозной тематики. Трудно переоценить влияние и непосредственное участие францисканских монахов в этом процессе. Орден францисканских монахов в Вифлееме существует с тринадцатого века. Именно францисканские монахи обеспечили тесные связи между Вифлеемом и католической Европой, особенно начиная с шестнадцатого века. Вифлеем заслуженно получил роль ведущего центра международной торговли изделиями религиозной тематики благодаря редкому сочетанию географического положения вблизи крупнейших портов и торговых центров Средиземноморья, своему месту в авраамической истории и культуре, сделавшими Вифлеем центром паломничества из Европы и позже, со всего мира, но в не меньшей степени также благодаря давним традициям торговли и ремесла этого города. Важным фактором в развитии местного ремесла и торговли являлась приверженность большинства жителей города католицизму, по крайней мере, с конца семнадцатого века. Кроме того, в начале шестнадцатого века францисканцы основали в Вифлееме Колледж Святой Земли, в котором обучались как арабы-христиане, так и мусульмане. Наиболее известные торговцы города, разбогатевшие на продаже религиозных сувениров, сделанных в Вифлееме, одновременно являлись людьми глубоко верующими. Новый этап в развитии местного ремесла, искусства и торговли начинается в пятидесятых годах девятнадцатого столетия. К этому времени в Вифлееме, по различным оценкам, было от четырехсот до пятисот ремесленников, занимавшихся изготовлением религиозных сувениров из перламутра. В это время главы местных кланов постепенно вытесняют францисканских монахов как посредников между местными производителями и покупателями из числа паломников и туристов, и уже сами продают местную продукцию, сначала с лотков, затем, открывая собственные магазины в городе. Восьмидесятые годы девятнадцатого века и первые два десятилетия века двадцатого - время наивысшего расцвета местных ремесла и торговли. В это время Вифлеем стал слишком тесен для местных торговцев, и они выходят на международный рынок, создавая свои колонии по всему миру. Семьи из Вифлеема: Мансур, Хандал, Дабдуб, Хазбун, Ясир и Каттан достигли наивысшего успеха в этот период времени, сначала в торговле религиозными сувенирами и произведениями искусства из перламутра, а затем и в сфере экспорта-импорта. Первые магазины по продаже изделий вифлеемских мастеров за границей открыли молодые представители семей самых богатых торговцев города. До Первой мировой войны они были тесно связаны с Вифлеемом, вывозя из города продукцию местного производства за рубеж и ввозя в город пользовавшиеся здесь спросом товары из-за границы. Но Первая мировая война сделала этот бизнес весьма рискованным и вообще трудноосуществимым. И тогда торговцы из Вифлеема осели за рубежом уже на постоянной основе: в Северной Америке, в Судане, в Париже, Сингапуре, Маниле и Киеве. В девяностых годах девятнадцатого века вифлеемские торговцы основали свои торговые колонии в Порт-о-Пренсе, в Париже и в Киеве. Особенно показателен в этом отношении успех семьи Каттан в Киеве. Основатель династии вифлеемских торговцев в Киеве Элиас Каттан в семидесятые годы девятнадцатого столетия был владельцем небольшого магазина в Вифлееме. В 1879 году, он решил попытать счастья в Стамбуле. Там он встретил русского купца, который посоветовал ему попытать счастья в России. Элиас решил попробовать и создал пробные экспонаты, в основе которых были православные сюжеты и образы русских икон. Католик Каттан открыл свой первый магазин в православном Киеве в 1880 году. Магазин этот был известен в Киеве, как магазин арабских сувениров. Он находился на одной из улиц, ведущих к Киево-Печерской Лавре. В 1900 году к Элиасу присоединился его старший сын Якуб и в 1914 году он стал преемником отца, когда тот отошел от дел и вернулся в Вифлеем. Якуб создал целую торговую империю, которая простиралась далеко за границы Российской империи. Помимо всего прочего, Якуб заключил серию контрактов с Православной Церковью на поставку благовоний, которыми в период с 1914 по 1915 годы снабжал все православные храмы на Украине. Что касается сувенирной продукции из Вифлеема, то сохранился отпечатанный в 1914 году каталог товаров компании на русском языке, называвшийся "Товары из Иерусалима"12.

Каттан обосновался в Киеве, поскольку это было одно из посещаемых мест паломников. Это касается и паломничества на Святую Землю, хотя морской путь начинался в Одессе, но поезда шли через Киев. И паломники считали своим долгом вначале посетить и поклониться святыням матери городов русских, там же в Лаврской гостинице они могли приобрести паломнические книжки.

Наборы составляли серию из 60 карточек размера 13\9см, название сюжета только на русском языке, что говорит о том, что они предназначались исключительно для паломников из России, так же были наборы, имевшие надписи на нескольких языках внизу и по бокам карточки: греческом, армянском, французском, на некоторых добавлялись подписи на английском и реже итальянском, но обязательно основное название всегда на русском. Некоторые карточки имели надпечатку «Благословление Святого града Иерусалим», что тоже свидетельствует о том, что они предназначались для русских паломников в Святую Землю. Были номерные серии и без нумерации сюжетов. Номерованные отличались, тем, что на карточке стоял номер - № или просто цифра. Все серии выпускались на плотной бумаге, хотя, некоторые были из менее плотной бумаги, но большинство имели плотность картона. Так же серии можно отличить по оформлению рамки и цветовой гаме рисунков. Это цветные в 4-е цвета: жёлтый, красный, зелёный, синий. Однотонные: тёмно- и светло- коричневые. Стиль рисунков можно определить как лубочный, некоторые сюжеты были иконографическими. Хотя есть различие в наборе сюжетов, в разных наборах сюжеты могли меняться номерами. Встречаются отличии, например, один и тот же сюжет имел разные названия или помещались разные картинки, иллюстрировавшие один и тот же сюжет. Не всегда соблюдалась хронология евангельских событий. В некоторых сериях было больше сюжетов из Библии и Евангелия, поскольку это ненумерованные серии, можно предположить, что это серии с другим сюжетным набором или в этих наборах было большее количество карточек. Несмотря на ряд различий, всё же можно выделить в наборах определённую логику расположения сюжетов. Наборы начинаются с рождественского цикла от Рождества Христова до Сретенья, потом идут несколько сюжетов, связанных с жизнью Иисуса Христа, затем страстной цикл от Входа Господня в Иерусалим до Христова Воскресенья. Далее сюжеты, посвящённые святым местам как евангельским, так и библейским, храмы и монастыри, включая так называемые Русские постройки. Только храму Рождества Христова и Гробу Господню посвящено несколько карточек. Города: общий вид Иерусалима, и других городов. Горы и водоёмы. Заканчивается набор сюжетами из Библии. Также наборы включают виды мечетей Акса и Омара и стену Плача, которая на карточках называется «место плача иудеев». Названия сюжетов соответствуют православной традиции, но есть неточности в подписях на других языках.

Оставалась ещё одна загадка. Упаковки в виде деревянного ящика с увеличительным стеклом, который был явно большим для этих карточек. В него могло поместиться два набора, но тогда функция стекла теряла своё предназначение. Ящики так же попадаются редко. Обычно они встречаются без надписей. Но в архиве одного аукциона был лот с набором карточек и на ящике была надпись «Виды св. града Иерусалима». Ответ пришёл случайно. Несколько лет тому назад ко мне обратилась за консультацией Ирина из Волгограда. Разбирая наследие своих бабушек, она обнаружила два набора и стала искать о них информацию в интернете, так она обнаружила мою статью, с которой начались и мои исследования, а её наборы дали мне ответы. Один из наборов был в картонной упаковке. Благодаря информации, размещённой на упаковке удалось выяснить издателя сувенирных карточек, что выше было нами рассмотрено.

Интерес представлял и второй набор, которого я раньше нигде не встречал. Он включает 90 карточек. Они имеют больший размер 15\11 см., исполнены в однотонной гамме, поэтому некоторые сюжеты воспринимаются как фотооткрытки. Эту серию отличает большее количество сюжетов: из Евангелия, видов святых мест, и сюжеты, показывающие русских паломников. Некоторые названия отличаются, как и иллюстрация сюжетов, в подписях сюжетов даются в более развёрнутом подробном виде. Единственный набор, в котором делались надпечатки названий сюжетов ещё и на немецком языке. Начинается набор с вида Гроба Господня, с № 5 идёт хронология евангельских событий от Рождества Христова до Вознесения. Потом хронология сбивается. В частности, отдельно страстной цикл, который показан через виды и сюжеты Страстной Крестной улицы, в католической традиции Скорбный путь - Via Dolorosa и пребывания русских паломников во время страстной недели и на Пасху\13. Места станций Виа Долорос воспроизводились на серии видовых открыток, издававшихся в Европе, они отличаются от художественной интерпретации карточек, которые оперируют к происходившим событиям.

Третья станция Виа Долорос находилась рядом с Армянским Патриархатом. Одна из подписей на карточках сделана на армянском языке. В этом наборе карточка № 51 посвящена Армянской церкви в храме Воскресения Христова. Армяне населяли Иерусалим ещё до пришествия Христа, и христианские общины армян являются одними из древнейших. Естественно, они имели свои церкви и монастыри в Иерусалиме и Вифлееме. И. соответственно, был большой поток паломников, особенно на Пасху до 5000 человек14. Две ненумерованные серии в мой коллекции представлены 5 и 30 карточками, как и большинство серий они формата открытки, одна из них отличается от всех наборов цветовым исполнением. По схожести некоторых сюжетов, которые совпадают и с набором из 90 карточек, но не встречаются в других сериях, можно предположит, что эти не нумерованные серии также могли иметь набор из 90 карточек.

Единственной публикацией сувенирных карточек является малоформатная книжечка «Паломничество в Святую Землю», изданная Русской Православной Церковью Заграницей, Гефсимания, монастырь св. равноапостольной Марии Магдалины, в которой указано, что это хромолитографии конец XIX–начало XX веков. Первый раздел называется «Последние дни земной жизни Господа нашего Иисуса Христа», в ней выборка из карточек страстного цикла от Входа Господня в Иерусалим до Воскресения Христова – 16 карточек. Вторая часть «Святые места» - 11 карточек: Св. град Иерусалим, гора Сион, гора Елеонская, Храм Марии Магдалины, остальные посвящены храму Гроба Господня, внешний и внутренний виды. Это издание интересно тем, что нумерация карточек этой серии начинается с сюжетов страстного цикла, в отличии от других серий, которые начинаются с Рождества Христова.

Если имя издателя нам удалось выяснить, то автора художественного исполнения карточек мы не знаем. Книги, посвящённые Святой Земле и паломничеству, хорошо иллюстрировались, как фотографиями, так и гравюрами и литографиями, но не всегда указывался их автор. Во всяком случае так же без авторства, но неоднократно воспроизводилась гравюра с видом Афона15.

В конце книги «Поездка в Иерусалим и Святые места» помещён блок из 24 иллюстраций. Хотя они воспроизведены в чёрно-белой печати и уменьшенного размера, но большинство количество видов из книги совпадают с сюжетами карточек – 18 шт. Это даёт нам право утверждать, что карточки в своём художественном исполнении были оригинальным творчеством художника, который их рисовал, а затем они в формате открытки издавались литографическим способом. Эти наборы сувенирных карточек можно сравнить с изданиями широко распространёнными, как до революции, так и в советский период наборами видовых и художественных открыток, которые являлись так же не почтовой, а сувенирной продукцией.

Полные наборы и отдельные карточки в основном встречаются из 2-3 серий. На основании своей коллекции наборов и отдельных карточек можно с полной уверенность сказать, что было порядка 10 разновидностей серий.

Место их издания и распространения мог быть не только Киев, но и непосредственно Святая Земля, так как у издателя был контракт с Православной церковью и связи в Вифлееме. Целевая аудитория, для которой они предназначались - это паломники, отправлявшиеся на Святую Землю, а так же те, кто паломничал в Киев, но не мог себе позволить поездку в Иерусалим и его святые места. Таким образом, приобретая наборы сувенирных карточек. они могли с их помощью познакомится с святыми местами Иерусалима и Святой Земли и визуально совершить своего рода паломничество.
______________
Примечания

1 [элетронный ресурс] дата обращения 21.05.2022 https://www.ippo.ru/ipporu/article/blagoslovenie-sv-grada-ierusalima-otkrytki-dlya-pa-201741

2 Привет из С.-Петербурга. Сувенирные почтовые карточки. Альбом-каталог 1895-1917. Составитель Владимир Маршов. С. 8-10

3 Остановлюсь только не основных этапах, поскольку тему духовной миссии и других организаций мной ранее рассмотрены в контексте моего исследования "Организация почтовой службы на Ближнем Востоке историко-культурологический аспект". Коллекции представляют историю к 100-летию юбилейного Романовского выпуска почтовых марок. Материалы 3-го научно–практического семинара по истории почтовой филателии. СПб, 2012. Сост. Л.Н. Бакаютова, Л.П. Рылькова, М.В. Садовникова. С. 206-207.

4 Махамид Омар. Россия и Палестина: диалог на рубеже XIX-XX веков. Историко-литературный очерк. – СПб.: Лики России, 2002. С.17, 24-26,39, 41, 43, 45. Ямилец Б. Ф. Россия Палестина. Очерки политических, культурных и религиозных отношений (XIX-начало ХХ века).- М-.СПб.: Ин-т востоковедения РАН, 2003. С. 68, 128-130, 135, 138, 139. Лисовой Н.Н. Русское духовное и политическое присутствие в Святой Земле и на Ближнем Востоке в XIX-начале ХХ в. – М.: Индрик, 2006. С. 90-91, 107, 119, 131. Рецензия на книгу Житинева С. Ю. История русского православного паломничества в Х-XVII веках. М.: Индрик, 2007. 480 с. Лисовой Н.Н. Наука о православном паломничестве: русский вклад// Журнал "Русский паломник" № 1(38), 2008. С.82-84/

5 Ямилец Б. Ф. Россия Палестина. Очерки политических, культурных и религиозных отношений (XIX-начало ХХ века).- М-.СПб.: Ин-т востоковедения РАН, 2003. С. 139-142, 145, 146. 150, 151, 154, 155. Лисовой Н.Н. Русское духовное и политическое присутствие в Святой Земле и на Ближнем Востоке в XIX-начале ХХ в. – М.: Индрик, 2006. С. 146-347,352. В.Н. Хитрово. К животворящему Гробу Господню. СПб: Императорское Православное Палестинское Общество,1896. С.14, 20,33-34.

6 Русское Общество пароходства и торговли, иллюстрированный путеводитель 1912. М.: Т-во скоропечатня Левинсона, 1912.С. 13, 14, 20, 49,50, 121, 145, 428-438.

7 Свецкий П. Поездка в Иерусалим и святые места. СПб.: Тип. бр. Пантелеевых, 1895. С. 3-5, 7, 11,12, 16-17.

8 Там же с.17. 20.

9 Лисовой Н.Н. Русское духовное и политическое присутствие в Святой Земле и на Ближнем Востоке в XIX-начале ХХ в. – М.: Индрик, 2006. С. 351-352.

10 Путеводитель во святый град Иерусалим ко Гробу Господню и прочим святым местам Востока и на Синай. Издание девятое. М., 1908. С. 4, 254-255.

11 Живописное обозрение святых мест. Святой град Иерусалим. 2-изд. Типография Е.И. Фесенко в Одессе, 1902. С. 5, 14, 58.

12 Влад Ривлин. Израильский миф о чуде в пустыне. Очерки по истории Святой земли. Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero, 2019. Вифлеем город мастеров. [Электронный ресурс] дата обращения 21.05.2022. http://samlib.ru/w/wlad_r/gorodmasterov.shtm
В.Н. Хитрово. К животворящему Гробу Господню. СПб, Императорское Православное Палестинское Общество, 1896. С.13,14.

13 Описание города Иерусалима и его окрестностей во время земной жизни Спасителя и в настоящее время. Сост. И. Ивин. М.: издание книготорговца Е.А. Губанова, 1894. С.80-83.

14 В.Н. Хитрово. К животворящему Гробу Господню. СПб, Императорское Православное Палестинское Общество, 1896. С. 101, 102, 65, 66, 67

15 Путеводитель во святый град Иерусалим ко Гробу Господню и прочим святым местам Востока и на Синай. Издание девятое. М., 1908. С.13. Сказания о земной жизни Пресвятой Богородицы с изложением учения церкви, преобразований и пророчеств, относящихся к ней и чудес ее на основании священного Писания, свидетельств св. Отцов и церковных преданий. СПб.: Русский на Афоне Пантелеймонов монастырь, 1869. Вкладка на отдельном листе между с. 236-237. Иллюстрация к стихотворению Гора Афон. Земной удел Божьей Матери. Иерусалимские псалмы. Св. Град Иерусалим, 1913. С.9

Опуб.: Путешествия в историю - в письмах, открытках и почтовых марках // Сборник методических материалов XIII научно- практического семинара по истории почты, филателии и филокартии. К 150- летию ЦМС имени А.С.Попова. 10-11 октября 2022 г. С.247-262.

Кустов В.М.

Тэги: традиции паломничества, паломнические реликвии, открытка

Ещё по теме:

Пред. Оглавление раздела След.
В основное меню