RSS
Написать
Карта сайта
Eng

Новое на портале

Книги и сборники

Материалы конференции «От Зауралья до Иерусалима: личность, труды и эпоха архимандрита Антонина (Капустина)». Далматово, 12-13 мая 2016

«Как ангел, ты тиха, чиста и совершенна… Великая княгиня Елисавета Феодоровна в Казанском крае». А.М. Елдашев

Статьи и доклады

Служение святителя Феофана Затворника (Вышенского) в Палестине в первом составе Русской Духовной Миссии (1847-1853 гг.). Климент (Капалин), митр. Части 1-2.

История создания и деятельности Нижегородского отдела Императорского Православного Палестинского Общества. Тихон (Затекин), архим.

Святыни Елеона (по запискам русских паломников). Часть 2. Августин (Никитин)

Таврический отдел Императорского Православного Палестинского Общества (1900-1917 гг.): по материалам «Таврических епархиальных ведомостей». Р.А. Близняков, М.А. Агатова

Интервью

России верный сын. Глава Шадринского района о подготовке к 200-летию со дня рождения архим. Антонина (Капустина)

Алексей Лидов: Путь в Византию. Нам не дано предугадать..?

Россия на карте Востока

Летопись

21 октября 1950 в РПО поступило заявление о вступлении от д.и.н. Н.Н. Воронина

22 октября 1914 великая княгиня Елизавета Фёдоровна утвердила пакет документов для учительских семинарий ИППО

23 октября 1885 в Совете ИППО слушался вопрос о школе в Мжделе

Соцсети


Голгофа: смысл первообраза и культурные интерпретации

«И привели Его на место Голгофу, что значит: Лобное место»
Мф. 27;33. Мк. 15; 22.

Историческая Голгофа

Обращение к столь сложной богословско-исторической теме, и в тоже время очевидной для любого христианина, не теряет своей актуальности. Ибо духовные горизонты безбрежны, и святым отцам, и историкам церкви в разные исторические эпохи в разных культурах открывается, что-то новое, мало изведанное. Тем более и мир не перестаёт ополчаться на очевидную Истину. Очевидное он считает невероятным, и посему извергает свои «научные» и «культурные» кощунства. Свои глумления над Истиной ему кажутся оригинальными и новаторскими. Облечённые в форму современной культуры по сути своего содержания они стары, как мир. Их историческое бытиё ведёт свой отсчёт от метаисторических событий двухтысячелетней давности, которые переживаются в мире каждый день на божественной литургии. И не будь их, не появились бы и сии богохульства. Тем не менее, они должны признать, что и своим появлением и той питательной почвой, на которой данные плевелы время от времени произрастают, они обязаны Христу — тому, против которого ополчились. Что собственно не раз было сказано Им в Его притчах.

Голгофа вмещает в себя историческое событие, важнейшее в священной и церковной истории, не говоря уже о значении искупления и спасения рода человеческого, что указывает на события уже другого духовного уровня — высшего порядка, выходящие за рамки истории человечества. На самом деле исторические и духовные голгофские события нераздельно взаимосвязаны и неотделимы друг от друга. Голгофа явилась залогом нашего спасения. Не будь Голгофы, не свершилось бы и Воскресение. Действительно на этом географическом месте сосредоточились все события духовной истории человечества от Адама до Христа, от грехопадения человека до искупления первородного греха, от потери земного рая до обретения Царствия Небесного, от земной жизни человека до жизни вечной, от смерти до Воскресения. И недаром ХХ век стал нам напоминанием об этом, уже наша страна некогда Святая Русь за своё грехопадение богоотступничества стала местом, нарицаемым Русской Голгофой. Но это уже другая историческая драма. Мой же рассказ будет о значении Голгофы в нашей духовной культуре. Прежде обратимся к Голгофе исторической.

«И взяли Иисуса и повели. И, неся крест Свой, Он вышел на место, называемое Лобное, по-еврейски Голгофа; там распяли Его и с Ним двух других, по ту и по другую сторону, а посреди Иисуса. Пилат же написал и надпись поставил на кресте. Написано было: Иисус Назорей, Царь Иудейский. Эту надпись читали многие из Иудеев, потому что место, где был распят Иисус, было недалеко от города.» (Ин. 19;16–20.)

Евангелист Иоанн Богослов наиболее полно описал Голгофу и её местонахождение, что подтверждается и историческими источниками, а так же археологическими данными. По преданию, Голгофа находилась на месте могилы Адама, таким образом, новый Адам искупил грех ветхого Адама, что мы видим в иконографии: череп под крестом – глава Адама, которая омыта кровью Спасителя.

Название Голгофа происходит от древнееврейского слова гальголет — череп. Это было местом публичной смертной казни преступников. По закону Моисееву так же, как и по римскому законодательству, такое место должно быть вынесено за пределы города. На основании раскопок установлено, Голгофа представляла котловину, окружённую скалистой стеной. Голгофа цветом напоминает наш гранит, только более розоватого отлива с белыми прожилками. Вдоль всей породы проходит глубокая расщелина, образовавшаяся во время землетрясения в день смерти Христа, описанного в Евангелие от Матфея:

«От шестого же часа тьма была по всей земле до часа девятого; а около девятого часа возопил Иисус громким голосом;… Иисус опять же возопив громким голосом, испустил дух. И вот, завеса в храме разодралась надвое, сверху до низу; и земля потряслась; и камни расселись; и гробы отверзлись; и многие тела усопших святых воскресли и, выйдя из гробов по воскресении Его, вошли во святый град и явились многим.» (27;45–53.)

На восточной стороне котловины в виде мыса выступал скалистый холм, похожий на череп. Он и был той Голгофой для казни преступников. Для христиан Голгофа стала одним наиболее самым важным святым местом не только Иерусалима, но так же во всей иерархии поклонения святым местам.

В царствование Ирода Агриппы (пред которым предстоял апостол Павел, что описано в Деяниях св. апостолов 25;13-27) Иерусалим был расширен, Голгофа вошла в черту города. При императоре Андриане, по его повелению, вершина Голгофы была срыта, а пещера Гроба Господня засыпана мусором, на выровненном месте поставили храм богине Венере. Тем не менее, сам того не ведая, этим Андриан оказал услугу последующим христианам. В 326 г., когда мать Константина Великого равноапостольная царица Елена отправилась в Иерусалим на розыски христианских святынь, ей без труда удалось отыскать зарытые 200 лет тому назад святые места. Она срыла храм Венеры и расчистила под ним искусственный грунт, под которым находился природный каменный грунт Голгофы и высеченная в скале пещера. Елена устроила первый храм на этом святом для всех христиан месте. Сохранились его описания, сделанные современниками: святым Кириллом Иерусалимским, историком Евсевием епископом Кесари Палестинской в его труде «Жизнь Константина» и в более позднем описании в VII в. Епископа Галльского Аркульфа, так как Гроб Господень сохранился при разрушении Иерусалима в 614 г. персидским царём Хозроем, уцелела и Голгофа, сохраняя свой первоначальный природный вид.

Первоначально это был целый комплекс, включавший в себя, кроме Гроба Господня, цистерну, где был найден Святой Крест, Голгофу и баптистерий. Таким образом, он представлял собой несколько храмов в виде ротонды и базилики, соединенных атриумами, причём они были покрыты частично, под открытым небом оставались пещера Гроба Господня и Голгофа, расположенные друг от друга на расстоянии 40 метров. Постройка такого огромного здания на месте Лобного места изменила местность, окружающие Голгофу скалы пошли на постройку здания, сам холм не был тронут в своих очертаниях, но претерпел неизбежные изменения в размерах, чтобы его можно было поместить внутрь здания.

Обретение Креста Господня сопровождалось чудом, чтоб определить, на котором кресте был распят Господь, его приложили к умершему, и тот ожил. Церковный календарь отмечает ещё одно событие, связанное с явлением Креста, происшедшее вскоре после его обретения. 20 мая — Воспоминание явления на небе креста Господня в Иерусалиме в 351 году. Произошло это знамение в 3 часа дня, простираясь от Голгофы до Елеонской горы. Знамение креста занимало на небе около 2-х верст, как в длину, так и в ширину. При виде его жители Иерусалима оставили все свои дела и отправились в храм прославлять Христа. Весть эта необычайно скоро распространилась по всей империи, так как в Иерусалиме, по обычаю, собирался народ для молитвы и обозрения тамошних святых мест. Архиепископ также известил об этом в послании царя. Этот случай имел двоякое последствие. Чудо привело многих язычников и иудеев к христианской вере. Для Церкви же Знамение Христа предвещало тяжкий крест – появившуюся вскоре арианскую ересь.

В VII в. при патриархе Модесте над Голгофой построили церковь. Её стены и потолок покрыли прежде открытую Голгофу, у подножия была вынута часть грунта и сооружён алтарь, где совершали богослужения за умерших.

Погружаясь в историю Святой Земли, начинаешь понимать и осознавать духовную глубину символического значения устройства храма. Таким образом получается, что вознося в храме молитвы за усопших, стоя перед кануном с Распятием мы предстоим на Голгофе. Как на Голгофе исторической, так и в каждом храме пред Распятием — символом Голгофы, возносятся молитвы за души усопших. Обе эти Голгофы, разделённые временем и пространством соединены неразрывными духовными узами, за которыми отступают и пространство, и время за порогом Вечности, где не будет уже ни болезней, ни смерти. (Откр. 21;4)


Храм Гроба Господня
Картинка-открытка для паломников

В XI в. были разрушены не только внешние стены храма, но и сама пещера Гроба Господня, уцелели лишь её подножье и погребальное ложе, пещера обретения Креста, каменная глыба Голгофы. Спустя 90 лет крестоносцы дополнили частично восстановленный храм патриархом Никифором в 1048 г. При входе в храм левее Голгофы была положена мраморная плита в воспоминание о снятии Иисуса с Креста и обвития Его погребальными пеленами, получившая название Камня помазания. Над Голгофой построены ещё хоры. Именно этот храм видел и описал в своих «хождениях» русский паломник игумен Даниил, совершивший своё паломничество в 1106–1107 гг. Позже храм дополнялся пристройками и неоднократно частично перестраивался вплоть до начала ХIХ в., когда он полностью сгорел.

Со стороны северного входа в храм Воскресения Христова расположена лестница, ведущая на Голгофу. Храм представляет собой трёхэтажное здание. Внизу под Голгофой находится пещера Адама. Над Голгофой — армянская церковь. У Камня Помазания — современная греческая мозаика, изображающая Голгофу и события, происходившие здесь — снятие со Креста и погребение, справа — лестница, ведущая на Голгофский холм. Голгофский придел расположен на втором этаже. На месте подножия алтаря, сооруженного патриархом Модестом, теперь располагается православный греческий придел св. праотца Адама. За престолом имеется стеклянное окно на высоте около метра, в которое можно увидеть естественную скальную породу Голгофы.

В приделе два алтаря — греческий во имя Распятия и католический «Пригвождение ко Кресту». Престол Голгофского алтаря — это небольшая мраморная доска, которую поддерживают четыре столбика на помосте, отделяющие алтарь от пространства придела. Иконостаса, как и прочие алтари, он не имеет. Под престол можно подлезть и приложиться к выступающей из пола, обложенной серебром породе Голгофской горы. Здесь так же устроено круглое отверстие в напоминание о Кресте Спасителя, на котором Он был распят на Голгофе. Справа от престола находится отверстие, закрытое серебряной пластиной. Отодвинув её, можно рукой осязать расщелину, образовавшуюся при землетрясении после распятия Христа.

За ХХ веков Иерусалим не раз разрушался, исполняя пророчество «…и не оставят в тебе камня на камне за то, что ты не узнал времени посещения твоего» (Лк 19; 44.) В разрушениях и огне погибали христианские святыни. Но стоит вечный город, так как основание его положено на камне, и даже адовы врата не одолеют его.

«Как прекрасны на горах ноги благовестника, возвращающего мир, благовествующего радость, проповедующего спасение, говорящего Сиону: «воцарился Бог Твой!» Голос сторожей твоих – они возвысили голос, и вместе ликуют, ибо своими глазами видят, что Господь возвращается в Сион. Торжествуйте, пойте вместе, развалины Иерусалима, ибо утешил Господь народ Свой, искупил Иерусалим» (Ис.52;8,9.)


Голгофа
Картинка-открытка для паломников

Сохранились главные его святыни, которые мы можем посещать, совершая паломничество к святым местам, ибо «камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла» (Мк. 12;10.) Во истину Голгофа является свидетельством слов Христа, запечатленных в Евангелие: «Сказываю вам, что если они умолкнут, то камни возопиют» (Лк. 19;40.) Они и по сей день воочию являют, хотя и немое, но истинное свидетельство искупительной жертвы, совершившейся на Голгофе ради нашего спасения. и составляют основание того камня, на коем основана наша вера. Согласно словам апостола: «если Христос не воскрес, то вера наша тщетна». (1 Кор. 15;14.) В знак этого крест как символ веры в Христа распятого носит на груди каждый христианин и осеняет себя крестным знаменьем. Обретение же этой святыни св. равноапостольной царицей Еленой церковь отмечает 19 марта, которое приходится на время Великого поста, когда мы приуготовляем себя к Пасхе, к Воскресению Христову. В это время года особенно становятся близки события евангельской истории, насколько это возможно в душе мы стараемся совершить этот путь во время служб Страстной седмицы. Мы особо проживаем эту драму человеческой истории нашего спасения, произшедшей на Голгофе финалом её станет Воскресение, истинное значение которого мы в полной мере, наверное, осознаем только лишь в Вечности.

Святая Земля в пространстве Святой Руси

С апостольских времён топология сакрального пространства имела важное значение для христиан. В первую очередь это был Иерусалим. Место, связанное с проповедью Иисуса Христа, сюда он стремился как в религиозный центр иудаизма, придавая ему особое значение: «Иерусалим, Иерусалим, избивающий пророков и камнями побивающих посланных к тебе! сколько раз Я хотел собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья. И вы не захотели!» (Мф 23; 37). Здесь происходят важнейшие евангельские события, кульминацией которых являются крестные страдания, смерть и Воскресение Христа. «Обнажил Господь святую мышцу Свою пред глазами всех народов; и все концы земли видят спасение Бога нашего».

С религиозной легитимностью христианства в Римской Империи и возвышением Византии Иерусалим снова становится главным центром христианства, связанным с евангельской историей. На этих, значимых для христиан, местах возводятся первые христианские храмы. Начинается поиск святых мест и связанных с ними святынь, которые отмечаются строительством храмов и монастырей, тем самым они становятся святыми местами для христиан, имеющими сакральное значение. Иерусалим обретает статус Святого Града, а Иудея – Святой Земли, куда начинают стекаться паломники. Оттуда святыни привозят в Византию, им посвящают храмы. Вырабатывается богословие христианских праздников. С развитием богословия Иерусалим земной становится прообразом, символом небесного Иерусалима «Светися, светися, новый Иерусалиме», истоки этой идеи лежат ещё в книгах Нового Завета (Откр. 21). Таким образом, христианская топология сакрализировалась, и это находило отражение в христианской культуре.

Русь, приняв христианство, также следовала этой традиции и развивала её, что нашло своё отражение в переносе сакрального места, то есть возникло желание иметь у себя на Руси прообраз этих святых мест. Это отразилось и в преемственности — взятии на себя особой миссии Святой Руси как центра православного мира — главного хранителя православия, продолжающего правопреемство Царьграда – второго Рима в качестве третьего Рима. Как отмечалось выше, с принятием христианства на Руси сразу возник интерес к Святым местам, о них узнавали из переводной греческой литературы, от паломников. Появилась органичная прямая связь Святой Руси и Святой Земли, где взаимно пересекались ассоциативные связи их географических и духовных пространств. Так в дальней пустыньке Серафима Саровского находились уединённые лесные «Фавор» и «Елеон».

Идея переноса святых мест нашла своё воплощение и в церковной архитектуре как попытка переноса сакрального пространства. Идеи третьего Рима имели более раннее и более конкретное программное архитектурное воплощение. Борис Годунов — первый царь, венчанный на царство вселенским патриархом, уподоблялся византийскому, что зафиксировалось в коронационном чине. И было продолжено в замысле — построить в самом сердце третьего Рима, алтаре России – Кремле, храм Воскресения Христова — «Святая Святых». Этот храм должен был строиться по образцу иерусалимского. «И когда пришли на место, называемое Лобное, там распяли Его…» (Лк.23;33.) Лобное место находилось внутри Иерусалимского храма, Годуновым же было вынесено не только за пределы Воскресенского собора, но и Кремля, причём без сооружения над ним церкви.

В 1713 г. иеромонах Иисус основал на Анзере Голгофско-Распятской скит. На высоком холме, именуемом гора Голгофа, находился величественный храм в честь распятия Господня, внизу раскинулось самое большое озеро острова – Голгофское. Здесь начал свою иноческую жизнь будущий патриарх Никон. главным детищем Никона был Воскресенский монастырь, более известный, как Новый Иерусалим. Строился он как главная обитель по образу и подобию христианских святынь Палестины. По замыслу Никона главный храм Воскресения Христова должен был повторить Иерусалимский храм. Для этого им был послан иеромонах Арсений в Иерусалим, сделать чертежи и планы. Арсений исполнил задания и кроме этого привёз модели храмов Воскресенского и Рождества Христова. Основанный монастырь стал именоваться Новым Иерусалимом, а окрестности – Палестиной, которые носили соответствующие названия «по образу и подобию» Иерусалима, его окрестностей и других святых мест Палестины. Таким образом, паломники имели возможность ознакомиться со святыми местами Воскресения и погребения Христова.

В Петербурге находился пещерный храм Гроба Господня в Николаевском дворце вел. кн. Николая Николаевича в память о его паломничестве в Иерусалим, построенный для хранения святынь, полученных от Иерусалимского патриарха: камни с Гроба Господня и Голгофы, кусочек мамврийского дуба, его нательный крест с частицей Креста Господня.

Из вышеприведённых примеров следует, что здесь уместно говорить о другом уровне повторения святынь. Образец не воспринимался в его архитектурном подобии, принцип переноса был не конкретно-изобразительным, а образно-идейным, образцы перерабатывались, согласно бытовавшей на Руси художественной и духовной традиции. То есть мы имеем дело с интерпретацией сакрального пространства, переработанного со временем в духе русской традиции. Как аналогично восточные пустыни превращались в Северную Фиваиду, и затерянные в лесной глуши пустыни принимали на себя не только аналог названия, но и сам принцип монашеской жизни — отшельничества, ухода от мира. Но, несмотря на это, повторенный образ нёс в себе всю полноту первообраза, весь его сакральный смысл, и со временем приобретал значение самостоятельной реликвии. Иначе говоря, образ уподоблялся первообразу по иконографическому принципу, воспринимался как образное свидетельство. Подражание плану и облику Храма Гроба Господня в средневековом церковном зодчестве, как и другие формы историко-литургической реконструкции палестинских святынь, нередко с элементами архитектурно-топографической привязки к иным ландшафтным и климатическим условиям, носят характер культурологической универсалии.

Таким образом, можно сделать вывод, что христианская топология, начиная с первых веков христианства, сакрализировалась. Святые места имели сакральное значение, так они воспринимались на Руси, тем самым прообраз Святой Земли переносился на пространство Святой Руси, за этим стояли богословские и политические идеи, и это имело своё конкретное отражение в духовной и светской культуре, беря свой отсчёт с принятия христианства до наших дней.

Панорама «Голгофа»


Дворец Ирода


Дом Иосифа Аримафейского

В моей коллекции есть несколько открыток нач. ХХ в. из серии «Открытое письмо. Всемирный почтовый союз. Россия» с видами живописной панорамы «Голгофа». На каждой открытке изображён фрагмент данной панорамы: «Гробъ Спасителя», «Храм Саломона», «Нижний Iерусалим», «Судныя Ворота», «Иноземцы и купцы», «Дом Иосифа Аримафейского», «Голгофа», «Бегство Иуды», «Дворец Ирода». Видимо, сюжетов должно быть больше, но всё же на основании этих сюжетов можно уже получить представление об этой панораме.


10. Панорама «Голгофа». Гроб Спасителя

Выпускалась ещё одна серия черно-белых фотооткрыток, на которых виды панорамы были пронумерованы. У меня имеется только одна открытка из этой серии с надписью: 10. Панорама «Голгофа». Гроб Спасителя; после текст дублируется английскими буквами. Исходя из сюжетов и нумерации, можно предположить, что сюжетов, воспроизведённых на открытках, по-видимому, должно быть десять.


Иноземцы и купцы

В поисках информации о первоначальном объекте воспроизведенных на открытках репродукций из немногочисленных источников удалось найти наиболее подробные сведения о трёх панорамах на эту тему, существовавших в начале прошлого века в Киеве, Саратове и Петербурге. Но прежде обратимся к истории этого жанра живописи.

Панорама (в переводе с греч. «всеобщий вид») – это жанр изобразительного искусства, представляющий собой синтез пейзажа, живописи и скульптуры с особым освещением. Большие картины крепятся таким образом, чтобы получился круговой обзор, при этом иллюзию стереоскопического восприятия создает совмещение плоского живописного фона с объемным предметным, расположенным на первом плане.

Первая панорама появилась в Лондоне в конце XVIII века и изображала английский флот. А уже в начале следующего, XIX века, различные виды панорам получили широкое распространение — циклорамы, диорамы, косморамы, стереорамы, георамы, мариорамы, плеорамы. Чаще всего они представляли виды городов или сцены сражений.

В России, по некоторым сведениям, панорамы были хорошо известны ещё в начале XIX в. Панорамы и косморамы появились в 20-е годы XIX в., это было одно из развлечений пасхальных гуляний, о которых писали петербургские газеты и журналы.

В статье И. А. Богданова и Ю. Н. Кружнова в электронной энциклопедии С.-Петербурга прослежена история панорамы и перечислены наиболее известные из них в столице:

«Первая видовая панорама Петербурга» худ. А. Ф. Зубов (1716),
«Знатнейшие проспекты» худ. М. И. Махаева (1753),
«Панорама Петербурга» худ. Дж. А. Аткинсона (1805),
«Панорама С.-Петербурга» А. Тозелли (1817-20), эта известная косморама видов Петербурга итальянского театрального художника Анжело Тозелли на впоследствии была разделена на 10 частей, и в настоящее время хранится в фондах Эрмитажа, её издавали в наборе на отдельных листах большого формата,
«Панорама Невского проспекта» В. С. Садовникова длиной около 16 м (1830; гравирована И. А. и П. О. Ивановыми) и др.

В середине XIX века в Петербурге публика была в восторге от панорамы «Волга» художников братьев Н.Г. и Г. Г. Чернецовых.

Другое значение панорамы — это вид зрелища в виде картины (пейзаж, баталия и пр.), расположенной по окружности и сочетавшейся с бутафорскими или реальными предметами, движущимися фигурами и т. п. Первые зрелищные панорамы привозили в Петербург иностранные гастролеры в кон.XVIII в. В 1807 открылась панорама у Зеркальной линии Гостиного двора. В 1820–35 гг. в деревянной ротонде демонстрировалась «Панорама Парижа» художника Штейнигера, она помещалась на углу Кирпичного пер. и Б. Морской ул., в 1850 — «Палермо» худ. А. А. Роллера у здания Михайловского манежа, в 1909–10 гг. «Цирк Нерона» на Невском проспекте, 100, ныне к/т «Колизей». В 1909 на Марсовом поле демонстрировалась панорама худ. Ф. А. Рубо «Оборона Севастополя».

Панорама имела ещё одну разновидность как народное развлечение — раёк, который называли малой или потешной панорамой. Он появился в нач. XIX в. и стал непременным атрибутом народных гуляний. Раёк — это небольшой ящик с оконцем, на которое иногда устанавливали увеличительные стекла. Внутри с катка на каток перематывалась лента с картинками городов и исторических событий, поэтому раёк ещё называли подвижной панорамой. В оконце ящика смотрели зрители. Возле райка находился раешник, дававший пояснения к картинкам в виде прибауток, баек. Первоначально сюжеты райка были на библейские темы, особенно был популярен райский сад, Адам и Ева, отсюда и пошло название аттракциона. Затем сюжеты стали более разнообразными, вплоть до политических персонажей и показа мод.

С середины XIX в. райки начинают вытесняться, появляются внушительные сооружения, в которых картинки вставлялись в рамы. Такие панорамы и косморамы демонстрировали в балаганах и отдельных специально устроенных зданиях. Их сюжетная тематика состояла из видов городов, как русских, так и европейских и других частей света, исторических событий, преимущественно батального характера. Самыми известными были показы художника Лекса, кинетозоографический театр Купаренко, Китайская панорама и балаган царскосельского купца Сергеева с батальной панорамой «Синопское сражение». В доме Косиковского, угол Б. Морской улицы и Невского проспекта, демонстрировалась панорама Константинополя худ. Соритца. Затем Лекса показывал её в отдельном павильоне, стоявшем посреди Адмиралтейской площади, на пасхальных гуляниях 1834 г. в числе других 14 косморамических видов. В 1887 г. имела успех движущаяся панорама «Наша Родина». Она состояла из 80 живописных полотен, сделанных со специально заказанных фотографий, демонстрация сопровождалась чтением со сцены описаний показываемых городов и местностей. Другая панорама — «Севастопольской бой» несколько лет подряд наглядно знакомила народ с этим историческим событием и пользовалась большим интересом у публики, её сменила панорама «Взятие Кавказа».

В начале ХХ в. панорамы продолжают привлекать внимание, их посещают и взрослые, и учащиеся. Так во втором номере за 1912 г. журнала, выпускавшегося в гимназии и реальном училище К. Мая, гимназисты поместили рассказы о наиболее понравившихся экскурсиях, среди которых была панорама «Покорение Кавказа». Можно отметить и ещё один пример того, что панорамы были востребованы. Они выпускались в миниатюре, так что их могли рассматривать, не выходя из дома, даже малые дети. В пасхальном номере детского журналах «Светлячок» для детей 4–8 лет сообщается, что подписчики в 1917 г. получат сказочные панорамы и панорамы-картины: «Вертеп в Вифлееме», «На Пасхе». А подписчики журнала «Путеводный огонёк» для среднего возраста — панорамы-картины: «Святочное гадание», «Олег у ворот Царьграда».

Таким образом, можно заключить, что панорамы относились к сфере досуга, как вид искусства имели эстетическое влияние и были заметным явлением в культурной жизни. Появившиеся на массовых праздничных гуляниях, они носили развлекательный характер, но в отличие от других развлечений — балаганных представлений — их сюжеты носили познавательный характер. Впоследствии, став привычным явлением, несомненно, нравившимся горожанам, панорамы выходят за рамки праздничных мероприятий и становятся отдельными культурными объектами. Можно отметить развитие панорамной сюжетной тематики от познавательно-географической к историко- военной и религиозной. Такие панорамы имели сильное воздействие на чувственную природу человека, способствовали воспитанию патриотизма и были обращены к высоким религиозным идеалам.

Одной из самых известных и сильных по воздействию стала панорама «Голгофа» в Киеве, история которой имеет европейские истоки.


Храм Соломона

В 1886 году в Мюнхене впервые была показана панорама на библейскую тему «Голгофа», изображающая распятие Иисуса Христа. Ее создатели — художники И. Кригер и К. Фрош, члены «Немецкого общества панорамистов», возглавляемого известным живописцем Бруно Пигльгеймом,— специально побывали в Палестине, где зарисовали с натуры все необходимые пейзажи и детали.


Наиболее точное воспроизведение панорамы «Jerusalem und die Kreuzigung Christi» в Мюнхене
Источник: http://www.prof-bruno-piglhein.de/veroeffent_jpg/perfectrepro.html

Панорама пользовалась громадным успехом, экспонировалась в разных городах, но в 1892 году сгорела. Многие крупные европейские города пожелали иметь копию этой панорамы, и в течение нескольких лет художники сделали десятки авторских повторений этого полотна. Среди зрителей этой панорамы был австрийский предприниматель А. Гашинский, у которого и родилась идея стать владельцем подобного коммерческого предприятия. Свою идею с предложением компаньонства в равных долях он подал директору-распорядителю киевского художественного салона дворянину И. Замараеву, который летом 1901 года обратился в городскую управу с ходатайством о разрешении на постройку специального здания-павильона на Владимирской горке для демонстрации панорам, в том числе картины «Распятие Христа».


Нижний Иерусалим

Пока строился павильон, художники И. Кригер и К. Фрош с помощниками создавали у себя на родине полотно. Его размеры впечатляли: длиной 93,8 и высотой 12,9 метра полотно панорамы весило более трех тонн. Намотанное на специальную деревянную катушку оно было доставлено в Киев по железной дороге. Размещением его в павильоне и изготовлением предметного плана руководил местный художник С. Фабианский. 10 января 1902 года в присутствии генерал-губернатора Ф. Трепова, городского головы В. Проценко и других высокопоставленных лиц панорама была освящена и торжественно открыта.


Судные ворота

Новое зрелище вызвало у киевлян исключительный интерес, окупив 18 тыс. рублей, затраченных на павильон и полотно, всего за два месяца. Панорама «Голгофа» сразу же стала достопримечательностью города. Она оказалась не просто оригинальным художественным произведением, но затрагивала духовные струны религиозных людей, посмотреть на нее шли многочисленные паломники.


Голгофа


Гроб Спасителя

«На лишенной растительности скале, составленной из огромных глыб почерневшего известняка, стоят три креста. На среднем из них – Распятый Спаситель, лицо Которого обращено к западу, в сторону от Иерусалима…».

Эффект присутствия» здесь был поистине удивительным. Казалось, наяву видишь раскинувшийся вокруг Иерусалим и три креста на горе. Некоторое время на предметном плане виднелся след босой ноги, говорили, что кто-то из посетителей попытался войти в полотно.

Для учащихся входная плата была снижена, и киевские педагоги регулярно водили сюда своих воспитанников. Среди них, очевидно, был и гимназист Михаил Булгаков. Не это ли впечатление отразилось на сцене распятия из знаменитого романа «Мастер и Маргарита»?

Через полтора года киевскую «Голгофу» начали демонстрировать в различных городах России, она побывала в Одессе, Харькове. В это время павильон в Киеве использовался для показа других панорам на евангельские и исторические темы. К началу Первой мировой войны «Голгофа» возвратилась в Киев.

А в апреле 1925 года полотно было конфисковано в пользу советского государства. Но его все-таки продолжали демонстрировать зрителям, читая перед ним уже атеистические лекции до 1934 года. А потом павильон разобрали, а полотно перевезли в Киево-Печерскую лавру, в Успенский собор. И когда в 1941 году он был взорван, полотно было изуродовано. Куда делись его остатки – неизвестно. До наших дней уцелело примерно 15 процентов всей площади картины в виде четырех обрывков, да и то на них в основном изображено голубое небо. К сожалению, уже не осталось в живых никого, кто бы видел ту «Голгофу» своими глазами, так как ее демонтировали более 75 лет назад. Однако сохранились исторические документы, например, брошюра «Панорама «Голгофа» за 1917 год, где это сооружение подробно описано и богато проиллюстрировано. И сегодня в Киеве принято решение о воссоздании панорамы, благо, есть множество архивных документов, по которым её вполне возможно восстановить.

В Петербурге на Невском проспекте, д.100 панорама на сюжет казни Спасителя появилась во дворе бывшего дома купца М. И. Лопатина, который был возведен в 1866–1867 гг. по проекту М. А. Макарова.

Пустующий двор позади дома был сдан в долгосрочную аренду в 1907 г. предпринимателю из Варшавы Генриху Петровичу Полетылло, который несколько лет занимался панорамным бизнесом. Он выставлял картины в Риге, Санкт-Петербурге, Москве, Харькове, Одессе, Ростове-на-Дону, Саратове, Екатеринославе, а также построил несколько собственных павильонов в разных городах.

По его заказу архитектор Л. Л. Фуфаевский построил оригинальное здание «для помещения выставки». Круглый «выставочный зал» был перекрыт 16 деревянными фермами, образовавшими шатер. Подобно обручу, опорные концы их стянуло деревянное кольцо. В январе 1908 г. павильон был готов принять посетителей. Крупные буквы на фризе над входом извещали, что здесь разместилась «Голгофа», круговая панорама. С возвышенной обзорной площадки в центре зала можно было обозревать живописную круговую панораму, изображающую Лобное место древнего Иерусалиме в момент совершения на нем крестной казни Спасителя. Полная иллюзия присутствия позволяла почувствовать себя свидетелем события, которое изменило будущее мира. В 1909 г. ее сменила другая панорама на сюжет мучений первых христиан в цирке Нерона, просуществовавшая недолго. В 1910 г. здание приспособили под катание на роликовых коньках, а в 1913 г. переоборудовали в кинематограф. С 1930 г. кинотеатр получил название «Колизей».

К сожалению, петербургских источников с описанием панорамы «Голгофа» очень мало. Но известно, что эта панорама экспонировалась затем Г. Полетылло в Саратове в 1911–12 гг., а затем, по последним исследованиям киевских краеведов, в частности, Виталия Ковалинского, в 1915 г. даже выставлялась в киевском павильоне, причем сохранилась брошюра с ее описанием от 1917 г., т. е. в Киеве на Владимирской горке демонстрировали две разные «Голгофы».

Есть сведения, что полотно для нее было приобретено Г. Полетылло у фирмы «А. Фин и сын» в Роттердаме.

Саратовская газета «Православная вера» № 6 (410) 2010 г. представляет некоторые подробности, дающие представление об этой панораме.

Панорамный павильон в Саратове был устроен на Митрофановской площади. На постройку специального павильона и самой панорамы ушло три месяца, и 1 мая 1911 года состоялось ее открытие.

О будущем зрелище ходили слухи задолго до начала экспозиции — дескать, каждый, кто зайдет в павильон, окажется… в Иерусалиме на Голгофе и увидит, как казнили Христа. Секрет «перемещения во времени» таился в некоторых специфических приемах панорамы. Внутри круглого высокого здания, в центре, находилась приподнятая и тоже круглая площадка. Перед глазами зрителя, в зависимости от его расположения под куполом цилиндрического сооружения, разворачивалось «картинное представление» из объемных предметов на фоне большого полотна с мастерски прописанными мелкими деталями. Свет, источник которого был скрыт от зрителя, падал сверху, имитируя солнечные лучи. Все это производило «стереоскопическое ощущение участия в событиях», разворачивающихся главным образом в воображении потрясенных увиденным посетителей.


Бегство Иуды

Войдя в здание, зритель оказывался в полумраке и тишине. Прямо против входа он видел Голгофу с тремя крестами, палестинские дали, синеющие горы, песчаные холмы, сливающиеся на горизонте с голубым небом, Иерусалим и его окрестности, толпы народа… Художники достигли большого эффекта, в картине было много света и воздуха. Нижний ее край очень незаметно переходил в «натуру», в объемный передний план. Работали над сложным и грандиозным произведением три художника: Л. Шенхен (пейзаж), К. Фрош (фигуры), И. Кригер (архитектура).

По свидетельству украинских исследователей, сравнение описания первой киевской панорамы, опубликованной в 1902 г. в «Киевских епархиальных новостях», с описанием второй панорамы (выставлявшейся ранее в Петербурге и принадлежавшей Г. Полетылло, отдавшего ее за долги киевскому купцу М. Калашникову) по брошюре 1917 года позволяет сделать вывод об их тождественности, т. е. обе они были копиями мюнхенской «Голгофы», которую усердно тиражировали К. Фрош и И. Кригер. Саратовское описание также подтверждает этот вывод упоминанием имен этих художников. Подтверждает это и хронология: в Петербурге «Голгофа» просуществовала до 1910 г., а затем в 1911 г. появилась в Саратове. Кроме того, можно увидеть сходство видов панорамы, воспроизведенных на петербургских открытках и сохранившихся в киевских описаниях.

Голгофа в русской поэзии

В душе – Голгофа и могила
И спор, и смута, и вопрос…
В. Иванов «Путь в Эммаус»

В русской поэзии хорошо отражена библейская и евангельская тематика, в поэтической форме можно найти описание мест и событий священной истории. Составлялись сборники своеобразной летописи в стихах жизни Господа нашего Иисуса Христа. В таких стихотворных сборниках духовной поэзии и стихах известных поэтов золотого и серебряного века, а также не известных нам поэтов XIX–XX вв. и наших современников, превалируют стихи пасхального цикла, которые, наряду с рождественскими, составляют тематические поэтические сборники.

События Страстной недели реже находили отражение в поэтическом творчестве. Это и понятно, легче передать настроение пасхальной радости, чем до конца прочувствовать и пережить страсти Господни. И все же весь Крестный путь от Гефсиманского сада до Голгофы нашёл своё отражение в нашей духовной поэзии. Череду этих евангельских событий можно проследить как в стихах, так и в поэмах, подробно описывающих весь Крестный путь, например «Распятие» Святогорца или поэма «Страстная неделя» Стефановича, написанная в 1941–44 гг.

В завершение рассказа о Голгофе приведем несколько поэтических строк, посвященных крестным страданиям Христа, относящихся к разным временным эпохам:

***

Внимая Божьему веленью,
Его Десницей одарён,
Поэт приходит на мученье
В земной удел — Лифостротон.
Не воспевать земные краски,
Не восхвалять мятежный путь —
Боренью ночью Гефсиманской
Открыть в уединенье грудь.
Страданьем отзеркалив бисер,
Небесным отсветом сиять
И с высоты Голгофской выси
К Творцу народы призывать.
Иеромонах Роман


Распятие

О, Боже! Пред Тобой стою я с умиленьем.
За мир весь Ты вознёс на крест святую плоть!
Каким униженным. кровавым искупленьем
Спасенье ниспослал на землю Ты, Господь!..
Последний час пробил тяжёлых испытаний,
Христос уже свершил Свой подвиг неземной;
Шумел Ерусалим; средь шумных улиц, зданий
Внезапный мрак над ним грозил зловещей тьмой.
С Голгофской высоты раздался глас: «Свершилось!»
Свой дух придав Отцу, поник Господь главой,
И тайною небес окрест всё озарилось:
Сбылось сказание над грешною землёй.
Дрожал Ерусалим, а с ним вся Иудея,
И вздрогнула земля страшась вся тайны той,
И. чуждая коварств, молитва фарисея
Теперь из уст лилась; тревожно в град святой
Со страхом все бегут, встают из хладной сени
Внезапно мертвецы с распавшихся гробов,
Спеша в Ерусалим как призраки, как тени,
Как приведения загробных царств, миров.
Повсюду мрак царит и древних стен твердыни
Распались; раздралась таинственной рукой
Завеса в храме том, хранились, где святыни,
А ты уже молчал, Страдалец мировой!
Н. Г. Ярышкин


Распятие
(отрывок)

Но вот Голгофа…
Спешно к ней
Бежат толпы без чувств боязни,
И Сам Страдалец как злодей,
Восходит к месту грозной казни…

Народ мутился и толпой
Меж тем с Голгофы расходился,
Бил горько в перси и дивился
Разливу тьмы по всей земли.
Но вот господь ещё воскликнул,
Вздохнул, приблизился к концу,
И в след за тем, в виду дружины,
Он дух свой передал Отцу!
И той страдальческой кончины
Голгофа вынесть не могла, -
В ней с шумом треснула скала,
Краса ж еврейския святыни —
Завеса в церкви раздралась;
И солнца свет совсем погас,
И, видя чудный мрак средь полдня
И то, как треснула скала,
И всё, что только смерть Господня
В свой грозный миг произвела,—
Разбойник кающийся скромно,
В надежде сладкой и безмолвно
Уже своей кончины ждал, и о спасеньи
К Христу почившему взывал…
Святогорец


Голгофа
(отрывок)

Распятый на Кресте нечистыми руками,
Меж двух разбойников
Сын Божий умирал.
Кругом мучители нестройными толпами,
У ног рыдала Мать; девятый час настал:
Но предал дух Отцу. И тьма объяла землю.
И гром гремел, и, гласу гнева внемля,
Евреи в страхе пали ниц…
И дрогнула земля, разверзлась тьма гробниц,
И мёртвые. восстав, явилися живым…

Всё ждало истины…
И скоро от Востока
Пришельцы новое ученье принесли.
И, старцы разумом, и юноши душою,
С молитвой пламенной, с крестом на ременах,
Они пришли — и пали в прах
Слепые мудрецы пред речию святою.
И нищий жизнь благословил,
И запустении богатого обитель,
И в прахе идолы, а в храме Бога Сил
Сияет на Кресте Голгофский Искупитель!
Алексей Апухтин.
17 апреля 1855


Крестный путь

Крестный путь, голгофская дорога,
Уготованная издревле для Бога,
По которой шёл, роняя жемчуг слёз,
Для спасенья нашего Христос…
Этот путь и наш многострадальный,
Путь тернистый, скорбный и печальный,
Для того, чтоб павши под крестом
Мы воскресли бы в Христе и со Христом.
Сергей Бехтеев
Ницца, 1944 г.

Кустов В.М.

Фото открыток для паломников и репродукций панорамного полотна «Голгофа» из коллекции автора.
Публикуются впервые

Прислано автором специально для IPPO.Ru 16 апреля 2011 г.

Тэги: Евангелие в живописи, страсти Христовы

Пред. Оглавление раздела След.
В основное меню