RSS
Написать
Карта сайта
Eng

Новое на портале

Книги и сборники

Материалы конференции «От Зауралья до Иерусалима: личность, труды и эпоха архимандрита Антонина (Капустина)». Далматово, 12-13 мая 2016

«Как ангел, ты тиха, чиста и совершенна… Великая княгиня Елисавета Феодоровна в Казанском крае». А.М. Елдашев

Статьи и доклады

Святыни Елеона (по запискам русских паломников). Часть 3. Августин (Никитин)

Служение святителя Феофана Затворника (Вышенского) в Палестине в первом составе Русской Духовной Миссии (1847-1853 гг.). Климент (Капалин), митр. Части 3-4.

Служение святителя Феофана Затворника (Вышенского) в Палестине в первом составе Русской Духовной Миссии (1847-1853 гг.). Климент (Капалин), митр. Части 1-2.

История создания и деятельности Нижегородского отдела Императорского Православного Палестинского Общества. Тихон (Затекин), архим.

Интервью

России верный сын. Глава Шадринского района о подготовке к 200-летию со дня рождения архим. Антонина (Капустина)

Алексей Лидов: Путь в Византию. Нам не дано предугадать..?

Россия на карте Востока

Летопись

24 ноября 1960 в Торонто скончалась почетный член ИППО великая княгиня Ольга Александровна

26 ноября 1914 в Петербурге состоялось совещание по вопросу о русских научных интересах в Палестине

27 ноября 1883 скончался крупнейший чаеторговец России А.С. Губкин, действительный член ИППО

Соцсети


Святые места Кавказа в русской живописи

В русском изобразительном искусстве тема Кавказа появилась в XIX веке, во время Кавказской войны. В этом величественном краю побывало немало русских художников, которых вдохновляла природа этого горного края, обычаи и характер народов его населяющих. Но Кавказ это еще и часть Христианского Востока с сохранившимися средневековыми храмами и монастырями, испытавшими в полной мере влияние византийского искусства. Некоторые из них были запечатлены русскими художниками на холсте во время своих путешествий на Кавказ.

Грузия

В 1801 году Восточная Грузия присоединилась к Российской империи, административным центром Тифлисской губернии и всего Кавказского наместничества стал город Тифлис, по-грузински Тбилиси (теплый источник). Город упоминается в летописях с IV века, из-за географического положения служил лакомым кусочком для разных правителей, за свою историю был под властью хазар, гуннов, византийцев, персов, монголов, арабов, турок-сельджуков и турок-османов.

Путешественник Жозеф Турнефор писал в 1701 году: "Жителей в Тифлисе приблизительно считается 20 000. Из них 14 000 армян, 3 тысячи мусульман, 2 тысячи грузин и 500 римско-католиков. Церквей греческих (православных) в Тифлисе 5, армянских 7 и мечети 2". В XIX веке численность православной общины в Тифлисе стремительно растет. Если в 1832 году было зафиксировано 3 600 православных, то к 1864 году - 26 600, а в 1876 году - 52 400. Растет и количество храмов. На протяжении всего XIX века и в начале XX, шло активное восстановление разрушенных иноземцами старинных церквей и строительство новых. К середине XIX века в Тифлисе насчитывалось 18 православных церквей - 12 грузинских, 4 русские и 2 греческие, а по состоянию на 1913 год в Тифлисе функционировали: 4 православных собора, 28 приходских церквей и 15 домовых.


Тифлис.
Литография по рис. Н.Г. Чернецова


Вид Метехского замка и татарской мечети в Тифлисе.
Чернецов Никанор Григорьевич. 1831 г. Бумага, акварель
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург


Тифлис.
Чернецов Никанор Григорьевич (1805-1879). 1839 г. Холст, масло, 70×88,4.
Из коллекции Ф.И.Прянишникова.
Всероссийский музей А.С. Пушкина

На картине изображены окрестности Метехского моста и древний Метехский храм (Пресвятой Богородицы), построенный в V веке и восстановленный в конце XIII века после разрушения монголами. Во времена царя Ираклия крепость была силою отнята у турок, храм стал придворным. В приделе церкви находится могила св. Шушаники, замученной за веру в 458 году. Недалеко от крепости почиталось также место, где в 790 году огнепоклонники замучили персиянина Або, принявшего христианскую веру при владычестве в Грузии арабов и причисленного Грузинской Церковью к лику святых. Это место было отмечено часовней, ныне разрушенной. В 1819 году Метехский замок был превращен в тюрьму, в советское время в храме размещались различные учреждения, включая молодежный театр. В 1988 году храм был возвращен верующим.
В 1829-1831 Н.Г. Чернецов путешествовал по Кавказу по приглашению председателя петербургского Общества поощрения художников, известного вельможи и сенатора графа П. И. Кутайсова. Никанор Чернецов получил от Академии художеств специальное задание «на снятие тамошних видов», которое он выполнял с чрезвычайной добросовестностью, сделав множество точных, тщательно исполненных набросков и рисунков с изображением пейзажей, особенностей архитектуры, быта, типов жителей. Так, в отчете Общества поощрения художников указывалось: «Возвратившись из путешествия в закавказские провинции, Н. Чернецов привез с собой множество рисунков, изображающих тамошние виды и свидетельствующих отличный вкус в выборе пунктов... Верность тонов и легкость в рисовании и живописи». На основе привезенных рисунков художник позднее писал маслом. 


Вид Тифлиса.
Чернецов Н.Г. 1832 г. Холст, масло, 120х170.
Государственный Русский музей

Вдали с левой стороны Чернецов изобразил Метехский храм


Тифлис. Майдан. Замок Метехи.
Михаил Юрьевич Лермонтов. 1837 г. Бумага, карандаш. 14,6×22,5
Рисунок подписан Лермонтовым
По возвращении из кавказской ссылки Лермонтов подарил рисунок художнику П.Е. Заболотскому. В 1939 году от внучки Заболотского, Е.С. Преображенской, поступил в Литературный музей Института русской литературы РАН

Рисунок изображает старинный Метехский замок на отвесной скале и церковь, где покоится св. Шушана, домики над обрывом и узкий Авлабарский мост, в то время единственный, за ним строения старого города, взбегающие на правый берег. На переднем плане верблюды, погонщики. Человек ведет коня в поводу, собачонка бросается под ноги верблюдов; навстречу этой процессии едет всадник на горячем коне; за невысокой оградой — дома с плоскими крышами, с галереями, висящими на косых упорах, утопающие в зелени садов. Караван движется по направлению к Майдану (рынку) от знаменитых «Сумбатовских бань» — отмеченной Лермонтовым в письме достопримечательности Тифлиса.
Рисунок Лермонтова — из той кавказской «порядочной коллекции», которую поэт увез с Кавказа, запечатлев «на скорую руку виды всех примечательных мест, которые посещал».
Альбом «Лермонтов. Картины. Рисунки. Акварели». М., 1980. С. 192 — 193 Тарханы


На тифлисских кровлях. Танец.
Гагарин Г.Г. Бумага, акварель, карандаш.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Князь Григорий Гагарин – обергофмейстер двора Его Императорского Величества, дипломат русский рисовальщик и живописец, служил на Кавказе около пятнадцати лет, с 1848 по 1855 годы жил в Тифлисе, где принимал участие в реставрации кафедрального Сионского собора (Сиони), где укреплял старинные фрески и делал новые росписи. Его стеновые росписи в ново-византийском стиле в Сионском соборе, для которых он впервые применил восковые краски, до сих пор сохранились. Сионский кафедральный собор в Тифлисе был главным храмом Грузии, до 2004 года здесь находилась кафедра грузинского католикоса, с 1802 года в нем хранится почитаемая христианская святыня - сплетённый из виноградных лоз древний крест, который, по преданию, чудесным вручила святой Нине явившаяся ей Богородица.
Во втором главном храме Грузии – мцхетском Светицховели – Гагарин впервые обнаруживает и зарисовывает в альбом фреску, запечатлевшую картлийскую царицу Мариам Дадиани, воссоздает по остаткам древней фрески изображение Спасителя. В окрестностях Тифлиса, в Бетании, князь обнаружил заброшенный храм Рождества Пресвятой Богородицы, построенный в Х-ХII веках, где также зарисовал еле видные старинные фрески, в том числе неизвестный образ царицы Тамары (1851). Это вызывает такой ажиотаж, что храм ремонтируют и открывают для верующих. Также Г.Г. Гагарин занимался реставрацией иконы Анчийского Спаса.

***


Вид Крестовой горы из ущелья близ Коби.
М.Ю. Лермонтов. 1837 - 1838 гг. Бумага, акварель.
Институт русской литературы РАН

До нашего времени дошли четыре одинаковых оттиска данной автолитографии, которую Лермонтов отпечатал, вернувшись из ссылки в Петербург: два из них раскрашены акварелью. Виды Кавказа в ту пору не продавались, художники из России дальше Пятигорска обычно не ездили. Изображение Военно-Грузинской дороги считалось в то время редкостью. На одном из оттисков — собственноручная надпись Лермонтова: «Вид Крестовой горы из ущелья близ Коби», которая, однако, не совсем точна. Гора, которую Лермонтов назвал Крестовой, на самом деле называется Кабарджина; она примыкает к Крестовой с севера. Селение, изображенное на картине, расположено между Казбеги и Коби. Указанное Лермонтовым место обнаружить было нелегко. Дело в том, что переводя на литографический камень изображение, Лермонтов не перевернул его, поэтому перевернутым получилось изображение на оттиске. В действительности, место, с которого Лермонтов рисовал, обрывистый утес, на котором высятся храм Сиони и старинная башня, находятся слева, а Терек справа.
Литография подписана, название дано М.Ю. Лермонтовым. Считается, что это название не совсем точно. Литография принадлежала сослуживцу поэта по Гродненскому гусарскому полку А.М. Цейдлеру. С 1898 г. - А.В. Жиркевичу, от него в 1901 г. поступила в бывший Лермонтовский музей. С 1917 г. - в Институт русской литературы РАН.
Иллюстрация: копия с автолитографии М.Ю. Лермонтова «Вид Крестовой горы из ущелья близ Коби», 1837-1838 гг. Бумага, акварель. Источники: Альбом «Лермонтов. Картины. Рисунки. Акварели», 1980 г.
Альбом «Лермонтов-художник», 2014 г.  Тарханы


Развалины на берегу Арагвы в Грузии.
М.Ю. Лермонтов. 1837 г. Бумага, карандаш. 13,2×18,3 (в свету).
Название рисунку дано Лермонтовым.
В 1923 году поступил в Литературный музей ИРЛИ от В.Н. Аргутинского-Долгорукого.

Поиск места, с которого Михаил Лермонтов сделал этот рисунок, описывает Ираклий Андроников в книге "Лермонтов. Исследования и находки". Развалины на рисунке на первый взгляд напоминают крепость Ананури, но, как оказалось, это место находится в ущелье Гуда, у селения Хатис-сопели, выше Ганиси. В настоящее время крепость совсем обрушилась, среди осыпи камней видны лишь остатки крепостной стены, церкви, башен. Время распорядилось так, что старинный памятник грузинского зодчества в окрестностях Военно-Грузинской дороги сохранился лишь на рисунке Лермонтова, ставшем иллюстрацией для его поэмы "Демон", где поэт изображает замок Гудала над Кайшаурскою долиной (Лермонтов называет ее "Койшаурскою"):

На склоне каменной горы
Над Койшаурскою долиной
Еще стоят до сей поры
Зубцы развалины старинной...
Все дико: нет нигде следов
Минувших лет: рука веков
Прилежно, долго их сметала,
И не напомнит ничего
О славном имени Гудала,
О милой дочери его!

Ираклий Андроников также выяснил, что же за развалины застал Лермонтов в верховьях Арагвы над Хатис-сопели. Что это была за крепость, когда построена? Упоминание об этом укреплении он нашел на рукописной карте 1735 года, составленной грузинским ученым-историком и географом Вахушти Багратиони, где над нынешним селением Хатис-сопели, возле поселения Гуды, нарисован крест в кружке с надписью «Монастырь Всех святых». Вахушти отнес этот монастырь-крепость к разряду «калаки мцире» — небольших населенных укреплений. В «Географии» того же Вахушти в описании ущелья Арагвы есть упоминание: «Выше (то есть у истоков Арагвы. — И. А.) есть монастырь Всех святых, ныне уже упраздненный». Таким образом, во времена Лермонтова этот средневековый монастырь давно опустел и начал разрушаться.

***


Ананури.
Верещагин Василий Васильевич (1842 - 1904). 1863 г. Бумага на картоне, карандаш. 9x15.
Государственный Русский музей, С.-Петербург


Ананур в Грузии.
Кондратенко Гавриил Павлович (1854 - 1924). 1882 г. Холст, масло. 72 x 121 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва


Военно-Грузинская дорога. Крепость Ананури.
Левитан Исаак Ильич (1860 - 1900). 1885 г. Папье-пелле, черный карандаш, проскребание. 12 x 18.
Государственный Литературный музей, Москва
Инв. номер: КП 8148


Монастырь Ананур в долине Арагвы.
Рисовал с натуры В. Кнолль.
Рисунок из журнала "Всемирная иллюстрация"


Монастырь Ананур.
Рисунок из из журнала "Всемирная иллюстрация" №1075 (т.42 вып.9 1889 г.)

Крепость Ананур или Ананури находится на Военно-Грузинской дороге в месте слияния рек Арагви и Ведзатхеви. Оборонительное укрепление было построено эриставами (князьями, наместниками) Арагвы в раннефеодальную эпоху для защиты входа в Дарьяльское ущелье. В XIX веке в ней располагался русский гарнизон, после ухода которого форпост начал приходить в запустение.
На территории когда-то большой крепости в настоящее время сохранились два храма и колокольня. Среди них один из главнейших памятников грузинской архитектуры поздне-феодальной эпохи - храм Успения Богородицы, построенный в 1689 году. Он имеет крестово-купольную архитектуру, стены облицованы желтым известняком, которые декорированы резными изображениями. Судя по надписям, над возведением и украшением храма трудились грузинские и армянские мастера. В интерьере храма частично сохранились фрески. Иконостас исполнил на рубеже XVIII-XIX вв. Николай Абхази, придворный живописец грузинского царя Ираклия II. Второй храм - церковь Христа Спасителя - небольшое крестово-купольное здание предположительно лет на сто старше Успенского храма. Когда-то на территории крепости был еще один храм, за пределами каменной стены, ныне полуразрушенный. По некоторым сведениям, в опасные времена в крепости Ананур прятали крест святой Нины.
В летописи крепости известен кровавый эпизод, относящийся к 1737 году. В ходе междоусобной стычки между арагвскими и ксанскими эриставами крепость была атакована, ее жители перебиты. Находившиеся среди нападавших лезгины осквернили и Успенский храм, в котором укрывались члены семейства арагвского эристава, разграбили иконы, порезали кинжалами росписи. Рассказавший об этом событии грузинский историк Вахушти, добавляет: “В древности была здесь церковь малая, но в 1704 году Георгий эристав построил на высокой скале церковь большую, с куполом, и окружил ее каменной оградой. Он думал найти в ней твердыню, недоступную для врагов, но сделал ее на беду себе местом убиения себя, и детей, и сродников". Таким образом историк называет датой постройки большой церкви (видимо, речь идет об Успенском храме) 1704 год.


Гелатский монастырь.
Верещагин Пётр Петрович (1834-1886). Нач. 1870-х гг. Холст, масло, 61,5 х 43,5.
Омский музей изобразительных искусств им. М.А. Врубеля
Слева внизу подпись: П. Верещагинъ, справа: «Рiонъ».
Поступление в 1948 из Комитета по делам искусств при СМ РСФСР. Инв. Жр–592
Реставрация В. А. Бекишевой, 1971 г.

Гелатский монастырь (Гелати) в Кутаиси был основан в 1106 году одним из самых почитаемых грузинских царей Давидом Строителем, который здесь же и похоронен. Первым и главным сооружением в комплексе Гелатского монастыря является собор Рождества Пресвятой Богородицы. Он был построен в 1125 году, затем еще 5 лет его украшали мозаиками. В XIII веке к монастырскому ансамблю добавились церкви св. Николая и св. Георгия, а также трехъярусная колокольня. Фрески относятся к разным периодам с XII по XVIII вв. В монастыре сохранялось немало ценных икон и предметов прикладного искусства, которые в советское время были изъяты и распределены по музеям.
При Гелатском монастыре действовала академия, ставшая важным культурно-просветительским центром средневековой Грузии. История академии связана с именами выдающихся мыслителей Грузии Иойнэ Петрици (XI - XII вв.), Иоанэ Шавтели (XII в.), Арсена (XIII в.). Для периода основания и расцвета Гелатской академии характерен интерес к античной философии. Деятели Гелатской академии занимались переводами, их комментированием и создавали оригинальные произведения. В академии преподавались геометрия, арифметика, астрономия, философия, грамматика, риторика и музыка.
В XIV веке Гелати был разрушен монголами, но позднее восстановлен и долгое время служил усыпальницей грузинских царей.
В настоящее время Гелати является действующим мужским монастырем. Его архитектурные памятники в 1994 году были включены в список культурного наследия ЮНЕСКО.

***


Церковь Цминда Самеба. Кавказ.
А.М. Васнецов. 1895 г. Холст, масло, 32,5х41.
Музей музыкальной культуры имени М.И. Глинки

На картине Аполинария Михайловича Васнецова изображен храм Цминда Самеба (Святой Троицы), стоящий вдоль Военно-Грузинской дороги на горе Квенем Мта высотой 2170 м рядом с величественным Казбеком у деревушки Гергети.

«Утром, проезжая мимо Казбека, увидел я чудное зрелище: белые оборванные тучи перетягивались через вершину горы, и уединенный монастырь, озаренный лучами солнца, казалось, плавал в воздухе, несомый облаками» (А.С. Пушкин, «Путешествие в Арзрум»).

Высоко над семьёю гор,
Казбек, твой царственный шатер
Сияет вечными лучами,
Твой монастырь за облаками,
Как в небе реющий ковчег
Парит, чуть видный, над горами…

Эти пушкинские слова посвящены именно храму Цминда Самеба. Разглядеть храм с земли не просто, т.к. он практически постоянно скрыт нависшими над ним облаками.
Сооружение единственного в округе крестово-купольного храма предположительно относят к XIV столетию, этим же периодом датируется и отдельно стоящая колокольня. Храм считается одним из лучших образцов средневекового грузинского церковного зодчества. Фасад его украшен резьбой и барельефами, а интерьер очень аскетичен.
Первые упоминания о церкви Цминда Самеба относятся к 1795 году. В этот год на Тбилиси напали персы, и в укромном Троицком храме в Гергети укрывали самую главную святыню Грузии – крест святой Нины и другие реликвии. Святая равноапостольная Нина, держащая в руках прямой крест, изображена в иконостасе церкви. В храме хранится чудотворная Гергетская икона Божией Матери. В советское время храм не действовал, в настоящее время передан Грузинской Церкви. 28 августа 1989 года, на праздник Успения Богородицы, при огромном числе паломников в течение 20 минут наблюдалось явление Матери Божией.


Входная дверь в церковь под Казбеком.
Верещагин Василий Васильевич (1842 - 1904). 1897 г. Этюд. Холст, масло.
Государственный Русский музей, С.-Петербург

Художник изобразил входную дверь в Троицкий храм в Гергети. Многие путешественники отмечают, что фактурная железная дверь с металлическими кольцами в украшенном резьбой проеме привлекает всеобщее внимание.


Кавказский вид.
Лагорио Лев Феликсович. 1889 г.
Рыбинский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник, Рыбинск 

Вероятнее всего Л.Ф. Лагорио изобразил храм Цминда Самеба в Гаргети с ракурса, с которого не видна колокольня. Заснеженная вершина, скорее всего, является Казбеком.

"Кавказский вид" характерен для творчества мастера и своей темой, и сдержанностью цветовой гаммы, сочетающейся с тонкостью тональных разработок. Колорит, построенный на сочетании красок земли и красок неба, охристых и бело-голубоватых тонов, подчеркивает величавую, строгую красоту кавказских гор. По крутой, каменистой горной тропе осторожно поднимается казачий разъезд. Выше, над казаками, розовые отсветы скользят по стенам старинного грузинского храма, чьи суровые средневековые формы, завершенные остроконечной главой, удивительно органично вписываются в окружающий пейзаж. Суровая реальность (вооруженные всадники) и устремленность к духовному (храм), земное и горнее - и над всем этим сияет освещенная ярким солнцем, белоснежная вершина горного хребта. school-collection.iv-edu.ru

***


Мцхета. Долина Куры.
Верещагин Петр Петрович (1834 - 1886). Вторая половина XIX в. Холст, масло. 45 x 70.
Государственный Литературный музей, Москва

Мцхета является древней столицей Грузии. Здесь находится храм Светицховели ("Животворящий столп"), в котором крестили и хоронили грузинских царей. По преданию, храм построен на месте могилы глубоко верующей христианки Сидонии, похороненной вместе с Хитоном Христа. По преданию, Хитон привезли ей на хранение ее братья, забравшие его во время Распятия Иисуса в Иерусалиме. Потрясенная известием о казни Спасителя, Сидония умерла, зажав в руке Хитон. Никто не смог разжать ее руку, вместе со святой реликвией ее и похоронили. На месте могилы вырос могучий кедр, который обладал целебными свойствами. Через 300 лет Хитону пришла поклониться святая Нина Каппадокийская, просветительница Грузии, и уговорила царя построить на этом месте храм. Царь Мириан приказал из кедрового дерева вырубить несколько колонн, одна из которых замироточила. Этот Животворящий столп стоит в центре храма. Каменная базилика на этом месте возведена предположительно в Х веке. Храм освящен во имя Двенадцати апостолов, является патриаршим собором. В течение многих лет в соборе хранился крест святой Нины.

***


Развалины храма Баграта.
Петерс Александр Федорович. 1877 г. Холст, масло, 41 x 62.
Музей изобразительных искусств им. Шалвы Амиранашвили, Тбилиси, Грузия


Развалины храма Баграта в Кутаиси.
Чернецов Н.Г. 1838 г. Холст, масло, 75х102.
Национальный художественный музей Грузии, Тбилиси


Развалины храма Баграта в Кутаиси.
Валериан Федорович Илюшин. 1915 г.
Курганский областной художественный музей

Храм Багра́та (Баграти) - храм, возведённый в Кутаиси в правление Баграта III как главный собор его единого Грузинского королевства и освящённый в честь Успения Богородицы в 1003 году. Отделка храма, по всей вероятности, могла продолжаться до 1008 г.; в 30-х гг. XI в. с запада и юга к собору были пристроены богато орнаментированные портики. В соборе хранились чудотворные святыни Грузии, русские послы стольник Никифор Толочанов и дьяк Алексей Иевлев видели здесь в 1651 году гвозди Спасителя, мощи ап. Фомы (не сохранились) и много чудотворных икон (в наст. время в Кутаисском краеведческом музее). В 1692 году турки ограбили и взорвали собор, в результате чего обрушились купол, своды и верхние части стен. Чудом уцелели святыни - копия Бичвинтской (Пицундской) и Палеостомская чудотворные иконы Богоматери (обе в Кутаисском краеведческом музее). С 1740 году в здании храма Баграта был размещен турецкий военный склад. 6 августа 1770 года русско-имеретинские войска под предводительством ген. Г. К. Г. Тотлебена штурмом взяли Кутаисскую крепость, но уберечь стены собора от артобстрела не удалось. В 1775 году имеретинский царь Соломон I восстановил южные врата храма и построил рядом маленькую церковь, освященную также в честь Успения Пресвятой Богородицы, где в 1775-1871 гг. располагалась кафедра Кутаисского епископа (кутатели). В 30-х гг. ХХ века эта церковь была разрушена.
В 1872 году Синодальная контора Грузинского Экзархата РПЦ упразднила штат священнослужителей ввиду невозможности проведения служб в разрушенном соборе, но богослужения в храме никогда не прекращались. Дважды появлялись предложения по восстановлению Баграти (в 1895 и 1904 по инициативе Имеретинского епископа Леонида (Окропиридзе)), но из-за недостатка средств они не были реализованы, в 1912-1913 гг. силами прихожан была отреставрирована только ограда храма.
В 1930 году Комитет по защите памятников искусства и старины выделил небольшую сумму денег на консервацию здания собора. В ходе археологических работ, начатых в 1936 году, были найдены новые материалы по истории Кутаисской крепости и храма Баграта. В 1952 году начались консервация и реставрация собора. В настоящее время восстановлены западный портик и часть стен (реставрация продолжается). 15 февраля 1993 года в храме возобновлено богослужение. Православная энциклопедия

***


Крепость-монастырь в Грузии.
Михаил Матвеевич Иванов (1748-1823). 1804 г.

Пейзажист Михаил Матвеевич Иванов в 1780 году был прикомандирован к наместнику южных губерний князю Г.Г. Потемкину, чтобы в серии картин запечатлеть виды местностей, присоединенных в ту пору к России, или тех, за присоединение которых шла борьба. В этот период Иванов побывал на Украине, на Кавказе, в Крыму, в Бессарабии. Работая преимущественно в технике акварели (масляные картины его крайне малочисленны), стремился к созданию пейзажей не декоративных, а точных, познавательно ценных, имеющих конкретное содержание. В 1783 году М.М. Иванов побывал в Эривани в Армении. После смерти князя Потемкина в 1791 году Иванов вернулся в Санкт-Петербург.




Вид трех церквей араратских в Великой Армении.
Михаил Матвеевич Иванов. 1795 г. Бумага, акварель.


Вид Эчмиадзина в Армении.
Михаил Матвеевич Иванов (1748-1823). Не ранее 1783 г. Холст, масло, 51 х 84.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
На подрамнике штамп: Г. Р. М. инв. № 2867 (номер зачеркнут)
Поступила: 1925 из Управления Петергофскими дворцами-музеями (ГМЗ „Петергоф"). Ж-4979
По мнению А.А. Федорова-Давыдова, написана по авторской акварели „Вид трех церквей с Малой и Большой горой Арарат в великой Армении" (1783; ГТГ [Государственная Третьяковская галерея. Москва]; Федоров-Давыдов А. А. М. М. Иванов. - М. - 1950. - С. 23).

Эчмиадзин - знаменитый армяно-григорианский монастырь (близ Еревана), местопребывание католикоса всех армян. Основан в IV веке.


Рисунки князя Г.Г. Гагарина из альбома "Живописный Кавказ" (1847)

Альбом рисунков «Живописный Кавказ» сразу же стал библиографической редкостью. Альбом был издан в Париже в 1847 году и посвящен императору Николаю I. Его полное название - Gagarin Gr. Gr., Stackelberg E. Le Caucase pittoresque dessine d’apres nature par le Prince Gr. Gagarin avec une introduction et un texte explicatif par le Comte Ernest Stackelberg dedie a la Majeste Imperiale Nicolas I-er Empereur de toutes les Russies. Paris, Plon freres, 1847. [Гагарин Г. Г., Штакельберг Э. Живописный Кавказ. Рисунки с натуры выполнил князь Григорий Гагарин с посвящением Его Величеству Николаю I Императору Всероссийскому. Париж. Издатель Плон Фрер, улица Вожирар, 36. 1847]. 

Издание изначально было дорогим и распространялось среди немногих подписчиков, в числе которых был император Николай I, подписавшийся на 50 экземпляров. Тираж альбома составил всего 300 экземпляров. 

Альбом включает виды Азербайджана, Армении, Грузии, Дагестана, Чечни. Листая его, можно увидеть древние храмы, элементы культуры ушедшей эпохи, военные и бытовые сцены, живописные горные пейзажи и портреты местных жителей, изображения старинных памятников архитектуры — всего 80 литографий с подписями.

Цветные, тоновые и черно-белые литографии, цветные хромолитографии выполнены лучшими французскими мастерами и отпечатаны в типографии Лемерсье в Париже при непосредственном участии автора. Эрнест Штакельберг написал вступительную статью к альбому.

Многочисленные этюды, исполненные карандашом и акварелью, появились во время выполнения военно-дипломатической миссии на Кавказе в 1840-50-е годы, где князь участвовал во многих экспедициях в качестве художника-любителя.

Гагарин скрупулезно изучал архитектуру Кавказа, обнаруживая в ней связь с искусством Византии. «Византийский князь» — такое прозвище дали друзья князю Гагарину за его страстное увлечение культурой и искусством Византии. Находясь в Грузии, Григорий Гагарин проделал огромную работу по восстановлению древнейших памятников, пострадавших во время иноземных нашествий. Причем, в большинстве случаев вся работа велась на его личные средства.

Князь Гагарин способствовал хранению и популяризации национальной культуры кавказских народов, реставрировал древние фрески в Сионском и Мцхетском соборах, выполнил новые росписи в разработанном им русско-византийском стиле, сделал проекты церквей в Хасавюрте (Дагестан), Кутаиси, Мухравани, Грозном, Боржоми, Алагире, Ейске, Темир-Хан-Шуре (Махачкале), Елисаветполе, Екатеринодаре, Шуше, станице Николаевской, в доме экзарха Грузии в укреплении на Белой речке. 


Титульный лист альбома «Живописный Кавказ». На нем изображен монастырь Гегард (Армения)


Армения. Эчмиадзинский монастырь (два вида).


Abkhasie. Basilique de Pijzjounda / Абхазия. Базилика в Пицунде [Собор Св. Андрея]


Imeres. Fresques de l'eglise de Ghelathi / Имеретия. Фрески в Гелатском монастыре


Georgie. Eglise du monastere de Caben / Грузия. Церковь монастыря Кабени 


Tiflis. Pelerinage de femmes a l'eglise de Petghain (Bethleem) / Тифлис. Паломничество женщин в церковь Петхаин (Бетлем [или Вифлеем]) 


Georgie. Plan et peintures de Necresi, V siecle / Грузия. План и иконы монастыря в Некреси, V век


Georgie. Vie, deteils et peintures de l'eglise de Sion / Грузия. Вид и росписи храма Сион


Georgie, province de Cakheth. Fete de Mzkhet / Грузия, провинция Кахетия. Праздник в Мцхете

Тэги: живопись, святые места в живописи, храмы и монастыри Грузии, Гагарин Г.Г.

Пред. Оглавление раздела След.
В основное меню