RSS
Написать
Карта сайта
Eng

Анонсы

30 марта

Лекция «Образ святого Димитрия Солунского в византийском и древнерусском искусстве», Москва

30 марта

Лекция «Неделя Торжества Православия», Москва

31 марта

Лекция «Земная жизнь Христа», Москва

3 апреля

Лекция «Закат Древней Руси и образ Христа», Москва

6 апреля

Лекция «Святые Великого поста», Москва

13 апреля

Лекция «Середина Великого поста – Крестопоклонная неделя», Москва

13-15 апреля

55-й весенний симпозиум по византийским исследованиям, тема «Правосудие в Византии», Великобритания

14 апреля

Лекция «События Страстной недели», Москва

20 апреля

Онлайн-конференция «Священные дни в раннем и средневековом христианстве», Крит

28 апреля

Лекция «Воскресение и Страшный суд», Москва

18 мая

Лекция «Салоники – город византийских храмов», Москва

3-4 июня

Конференция «Князья, иерархи и люди Древней Руси между властью, повседневностью и храмом», Санкт-Петербург

Россия на карте Востока

Летопись

29 марта 1885 В.Н. Хитрово на заседании Совета ИППО предложил ходатайствовать о вербном сборе в пользу Палестинского Общества

29 марта 1885 решено открыть в Назарете женскую школу ИППО с позволения Иерусалимского Патриарха

29 марта 1898 открыты Енисейский, Подольский, Костромской отделы Палестинского Общества

Соцсети


А.А. Суворин.
Палестина.
Репринтное издание 1898 г.


Суворин А. А. Палестина. Репринтное издание 1898 г.
СПб.: Альфарет. 2015. — 364 с.; 12 л. ил., 1 л. карт. Формат издания: 290x400мм

В Санкт-Петербургском издательстве "Альфарет" вышло репринтное издание книги А.А. Суворина "Палестина". Книга, автором которой является писатель и журналист Алексей Алексеевич Суворин, старший сын известного издателя А.С. Суворина, пожизненный действительный член ИППО, состоявший членом увеличенного Совета Императорского Православного Палестинского Общества на рубеже XIX-XX вв., впервые увидела свет в 1898 году.

В качестве иллюстраций были использованы рисунки художников А.Д. Кившенко, сопровождавшего археологическую экспедицию ИППО под руководством академика Н.П. Кондакова по Ближнему Востоку, и В.И. Навозова, чьи рисунки не раз использовались в оформлении "Сообщений Императорского Православного Палестинского Общества".

Увидевшая свет в 1898 году «Палестина» стала событием, как в истории книгоиздания, так и в истории книг, посвященных Святой Земле и русскому паломничеству к святыням Ближнего Востока. Это произошло благодаря подробному повествованию А. А. Суворина, неоднократно побывавшего в Палестине, и прекрасным, эмоционально насыщенным рисункам художников А. Д. Кившенко и В. И. Навозова.

Алексей Алексеевич Суворин (1862–1937) в 1880-х гг. неоднократно побывал на Ближнем Востоке. Он проехал от Яффы и Элеона до Мертвого моря и Хайфы, побывал в Иерусалиме, посетил святые места, уделив особое внимание русским постройкам. По ходу путешествия он делал записи, касающиеся особенности дорог, переезда, проживания и его стоимости, отмечал обычаи и нравы, фиксировал свои впечатления от встреч с жителями, паломниками, священниками и монахами, делал исторические заметки. Вернувшись в Россию в 1889 году после очередной поездки в Палестину, он с начала 1890-х гг. стал готовить к изданию свои путевые заметки.

Причины написания книги А. А. Суворин объяснил следующим образом: «Сколько бы ни прошло перемен над Палестиной, в ней все остается удивительно по-старому, потому что Палестина вся — в той дивной власти этой страны Обетования над бедным сердцем человека, которая останется над ним вечно…».

А. А. Суворин задумал подготовить роскошное подарочное издание собранных в единое целое путевых заметок о святынях, быте и нравах народов этой земли. Текст дополняет блестящий изобразительный ряд: виды христианских святынь, зарисовки природы, людей, бытовых сценок, различных построек. В книге помещены два замечательных портрета, выполненных А. Д. Кившенко: почетного члена Императорского Православного Палестинского Общества архимандрита Антонина (Капустина) и Иерусалимского патриарха Герасима.

Воспользовавшись начавшимся археологическим обследованием мест библейской истории и тем, что в состав археологических экспедиций включались фотографы и художники, журналист попросил Алексея Даниловича Кившенко об услуге — делать зарисовки для готовящейся к выходу книге. Во время непростого путешествия с членами экспедиции художник сделал сотню рисунков, часть из которых вошла в издание, украсив его. В книге представлено около 90 работ из ближневосточного цикла художника.

Выдающийся русский художник Алексей Данилович Кившенко (1851–1895) совершил путешествие в Палестину в 1891–1892 гг. как участник археологической экспедиции Н. П. Кондакова. 

Помимо акварелей А. Д. Кившенко в книгу вошли иллюстрации другого художника - Василия Ивановича Навозова (1862–1919). Рисовальщик и живописец-жанрист Василий Иванович Навозов оставил след в истории изобразительного искусства не только как художник-академист, но и как великолепный иллюстратор периодических изданий Санкт-Петербурга, таких как «Нива», «Ласточка», «Всемирная иллюстрация», «Север».

Рисунки художников были использованы в качестве заставок-иллюстраций, инициалов, концовок, маргиналий, комментирующих текст, рисунки также размещены в тексте и на отдельных листах. Иллюстрации выполнены в технике литографии и тоновой литографии.

Роль заставок в книге выполнили 10 рисунков: вид Яффы с моря, изображение Церковной цистерны на старом подворье, Ветка Оливы, открывающая главу «Елеон», виды Священной скалы внутри мечети Омара, Яффских ворот, Консульского дома в Иерусалиме, жанровая сцена «На пашне» перед началом главы «Население Палестины», а также виды Мертвого моря с восточного берега Иордана, Монастыря святого Саввы и Соломоновых прудов.

Из нескольких рисунков составлены четыре инициала: «К», «Р», «В» и «М». Каждая из украшенных буквиц размещена на фоне пейзажа, а рисунок букв построен из фигуры солдата, святых руин, стилизованных трав и пальмовых ветвей.

Почти 50 иллюстраций издатель разместил в текстах глав, изобразительно поясняя рассказ. Художники смогли представить читателям Храм Святого Гроба, Камень миропомазания, Вход в пещеру Погребения, Церковь святой Елены, Голгофу, Гефсиманский сад, Пещеру пророка Иеремии, Место Святого Крещения, Мамврийский дуб. Представлена в рисунках Русская Палестина: здания Русских Построек и Угол на русских постройках, Консульский дом в Иерусалиме.

В книге много этнографических зарисовок, дающих возможность представить жизнь и быт народов, населяющих Палестину: это и Бедуин-водонос, и Бедуин, заготовляющий дрова, и Бедуинки, замазывающие щели в доме, и Плач евреев у Соломоновой стены, Обед рабочих, Караван верблюдов на Наплусской дороге близ Иерусалима. Есть в книге изображения жителей Вифлеема.

Текст А. А. Суворина и рисунки А. Д. Кившенко позволяют понять специфику ведения богослужения в Святых Землях. О службах рассказывают рисунки, посвященные Обряду омовения ног, Монастырю святого Саввы.

Наиболее яркими, позволяющими оценить талант А. Д. Кившенко и ощутить во всей полноте силу и мощь Святой Земли, стали его рисунки, размещенные на полосах и отдельных листах. Среди изображений — Часовня Святого Гроба, Храм Воскресения, Елеонская гора и Иоасафовская долина, Поднятие колокола на Елеонскую гору, Мечеть Омара, Гробница Рахили.

Некоторые акварели А. Д. Кившенко издателю А. С. Суворину удалось опубликовать в цвете.


Обложка книги А.А. Суворина "Палестина" 1898 г.

Книгу «Палестина» в 1898 году выпустило петербургское издательство Алексея Сергеевича Суворина. В анонсе, представляющем это роскошное, богато украшенное издание, говорилось: «В книжных магазинах «Нового времени» продается «Палестина», сочинение А. А. Суворина. Большой том на роскошной бумаге. Карта Палестины. План Иерусалима в красках. Все рисунки отпечатаны в несколько тонов каждый. Акварели А. Д. Кившенко, изображающие «Святой Гроб Господень» и «Пещеру рождения Христова», и акварели В. И. Навозова «Тип арабской деревни», «Обряд Священного огня в Великую заутреню в Храме Гроба Господня», страница Евангелия, подаренная храму Св. Гроба Борисом Годуновым».

Книгу формата in folio одели в иллюстрированный коленкоровый переплет, на верхней крышке которого сюжетная композиция «Голгофа» и оливковая ветвь, выполненные полихромным тиснением; название и имя автора вытиснены золотом. Украшена и нижняя крышка переплета: мотивы геометрического орнамента выполнены цветным и золотым тиснением. Здесь же клеймо переплетной мастерской: «Паров. Переплетная О.Ф. Кирхнера С.ПБ.». Цветное тиснение имеет и корешок. Форзацы выполнили из бумаги с растительным орнаментом с вкраплением золота. Украшен обрез издания: он тонирован под мрамор. Все иллюстрации в издании были выполнены в технике хромолитографии и тоновой литографии, большую цветную карту (575×420 мм) в конце книги отпечатали в Лейпциге. Перед цветными иллюстрациями помещены защитные кальки.

Это роскошное издание сегодня является библиографической редкостью. Репринт, выполненный с сохранением всех особенностей оригинала, позволит современному читателю совершить паломничество в Святую Землю. Книга будет интересна не только верующим христианам, но и любителям путешествий, истории и этнографии.

Содержание:

Яффа – с. 1-11
Русские постройки. – Храм Св. Гроба – с. 12-27
Елеон – с. 28-42
Мечеть Омара. – Иерусалимский храм Соломона, Зоровавеля и Ирода. – Спор о Голгофе. – Сион. – Дом Тайной вечери – с. 43–65
Поклонники на Русских Постройках. – Пасхальные службы у Св. Гроба – с. 66–73
Братство Св. Гроба – с. 74–88
В городе – с. 89–99
На Русских Постройках – с. 100-105
Православные, католики и протестанты – с. 106-119
Население Палестины – с. 120-160
Вифлеем и Горняя – с. 161-171
Иордан – с. 172-183
Мертвое море – с. 184-196
Мар-Саба – с. 197-216
Хеврон – с. 217-234
Филистия – с. 235-251
Побережье Кесари – с. 252-274
Кармил и Кайфа – с. 275-286
Назарет – с. 287-303
Тивериада – с. 304-320
Фавор – Ездрелонская долина – с. 321-329
Самария – с. 330-352

Цифровая копия книги А.А. Суворина сделана Псковской областной универсальной научной библиотекой по инициативе настоятеля храма Александра Невского города Пскова протоиерея Олега (Тэора), действительного члена Императорского Православного Палестинского Общества.

Тэги: паломничество, Суворин А.А.

Пред. Оглавление раздела След.
В основное меню