К 10-летию памяти владыки Иерофея (Соболева, 1936-2001)
***
4 апреля 1994 г. в Благовещенском мужском монастыре Нижнего Новгорода состоялся первый за весь послереволюционный период истории России семинар Нижегородского отделения ИППО.
Семинар открыл преосвященный Иерофей, епископ Балахнинский, викарий Нижегородской епархии, сообщал духовно-нравственный религиозно-просветительский журнал «Сеятель». Владыка обратился к участникам семинара с приветственным словом:
Дорогие члены Императорского Палестинского общества!
Всечестные отцы, братия и сестры!
Уважаемые гости собрания!
По благословению
Палестинское общество со дня своего основания несет в мир Свет Божественной Истины, Мудрость Слова Божия, способствует нравственному возрастанию народа Отечества нашего.
Само слово «Святая земля», «Святая Палестина» всяким православным человеком произносится с чувством особой радости, потому что это место земных подвигов Христа-Спасителя, Богоматери, святых апостолов. На этой земле основывалась Церковь Христова, и здесь она получила благодать Духа Святаго; именно отсюда апостолы Христовы пошли по всему миру благовествовать Евангелие; и в одном из церковных песнопений говорится: «Радуйся, Сионе святый, Мати Церквей и Божие жилище, ибо приял еси первый оставление грехов и воскресение…» Так возвеличивается Святая Палестина, святой град Иерусалим.
Православное Палестинское общество всегда заботилось и об охране памятников старины, которые находятся на Святой Земле, и об организации паломничества ко Гробу Господню, поощряло изыскания в вопросах православного богословия и палестиноведения.
Еще раз приветствуя это собрание, я хочу пожелать, чтобы все благие начинания ИППО нашли свое место и в современной жизни.
Да поможет вам Господь Своею благодатию и да благословит труды и начинания ваши ради нравственного возрождения и просвещения
Многая вам и благая лета! [1]
На семинаре были представлены доклады членов Нижегородского отделения общества. В частности, председатель отделения, профессор О. А. Колобов читал доклад на тему «Святая Земля в дипломатии Государства Российского». Доцент Ю. Г. Галай в увлекательной форме рассказал о создании и истории работы Нижегородского отдела ИППО до революции 1917 г. Пресс-секретарь Нижегородского губернского дворянского собрания и член ИППО А. Н. Лушин осветил жизненный путь казначея Нижегородского отдела ИППО, протоиерея Алексия Порфирьева. Ученый секретарь отделения, к.и.н., доцент А. А. Корнилов представил выступление на тему: «Обсуждение ведомствами Российской империи планов овладения Босфором (1895–1897 гг.)».
Тогдашние чтения принимал у себя в игуменском корпусе настоятель Благовещенского монастыря, иеромонах (ныне епископ Ставропольский) Кирилл (Покровский). Сам он также выступил с докладом, посвятив его некоторым аспектам жизнедеятельности приходских и монастырских общин.
Тексты докладов и выступления затем нашли отражение в изданном в 1995 г. сборнике трудов Нижегородского отделения ИППО.
Нам было очень радостно видеть, как владыка Иерофей слушал каждый доклад, предоставлял слово выступающим, проявлял искренний интерес к каждой теме доклада. Мы увидели смиренного, очень доброго владыку, который уделил столько внимания Палестинскому обществу, будто оно было для него родным. Так в действительности и оказалось. Владыка затем часто бывал на Елисаветинских и Серафимовских чтениях.
К слову сказать, владыка Иерофей никогда не был в Палестине, но паломничал в Святые места. Так, он мне рассказывал о своем посещении Синая, монастыря святой великомученицы Екатерины. В то же время владыка получил блестящее духовное образование в Московской Духовной Академии и обладал большими знаниями о Палестине, об истории русского присутствия во Святых Местах, изучал древнееврейский язык. Следует добавить, что в Лавре будущий епископ был канонархом, прекрасно знал богослужебный Устав, наизусть помнил и цитировал множество песнопений (стихиры, тропари и кондаки) и евангельские тексты, чему я был свидетель.
На чтениях ИППО владыка вел себя необычно, очень смиренно, не как влиятельное официальное лицо, зарабатывающее рейтинговые «очки». Всё это ему было чуждо. У него никогда не было позерства, он не старался играть какую-либо роль. Монашество давало ему силы молиться, и, казалось, он был равнодушен к нападкам мира сего. Вспоминаю, как в Благовещенском монастыре проходили чтения Международной Славянской Академии. И владыке Иерофею было дано благословение прочитать доклад. Мы знали, что доклад за него написал другой монах, тоже за послушание. И владыка прочитал доклад за послушание. На чтениях сидел один доцент Нижегородского госуниверситета, который решил проверить осведомленность епископа Иерофея в вопросах истории. Он задал очень сложный вопрос об отношениях земельной собственности в средневековой Японии. Другой вузовский работник стал бы изворачиваться, запутывать, намекать, что он знает, но не так чтобы… А монах лаврской школы Иерофей ответил тихо и просто: «Я этого не знаю». Доцент, известный своим критическим отношением к Церкви и к духовенству, обвел всех сидевших торжествующим взглядом: «Видите, как я его? Вот они какие, попы». Но впечатление у многих было как раз прямо противоположное: владыка не надмевался знанием как таковым.
Председатель отделения, профессор О. А. Колобов напомнил мне один эпизод, который я уже забыл. В 1993 г. мы проводили Серафимовские чтения на историческом факультете Нижегородского госуниверситета. Приехал правящий архиерей, митрополит Николай, приехала игумения Серафимо-Дивеевского монастыря, матушка Сергия, духовенство, ученые. Как-то получилось так, что одни зашли в кабинет к декану факультета, профессору О. А. Колобову, иные поднялись на третий этаж, в аудиторию, где запланированы чтения. А владыка Иерофей сидел в коридоре у деканского кабинета. на стульчике. Председатель отделения, он же декан, настойчиво приглашал владыку пройти в кабинет, но тот смиренно отвечал: «Нет, не беспокойтесь, мне здесь хорошо, я тут посижу». И это не была какая-то игра актерская, он действительно хорошо себя чувствовал в коридоре, где ходили изумленные студенты, может быть, никогда не видевшие так близко православного монаха. Когда же гости стали подниматься в аудиторию для участи в чтениях, владыка тоже встал и пошел, опираясь на посох.
В апреле 1995 года Елисаветинские чтения состоялись вторично, и вновь в них принял участие владыка Иерофей. Чтения прошли в зале Нижегородского епархиального женского духовного училища. Владыка Иерофей сказал теплые слова о преподобномученице Великой княгине Елизавете Федоровне, Председателе ИППО в 1905–1917 гг. [2] Помнится, владыка сообщил, что хранит у себя одну из личных вещей Великой княгини. В зале присутствовали учащиеся Нижегородской духовной семинарии и Нижегородского епархиального женского духовного училища, с интересом слушавшие выступления православного духовенства и ученых светских вузов.
Владыка Иерофей в окружении мирян у Воскресенского собора г. Арзамас, где он много лет служил.
Фото из архива Андрея Стариченкова
Поскольку мне посчастливилось часто
Оказалось, что я здорово опоздал. Владыка Иерофей уже завершил прием и собирался уезжать в Арзамас, где и проводил большую часть недели – там он служил, нередко иерейским чином по своему смирению, там он принимал приезжавших к нему духовных чад, встречался с православными Арзамаса. Я быстро прошел в помещение, где владыка отдыхал перед дальней дорогой в Арзамас. Его водитель (или келейник) поторопил меня: «Пожалуйста, давайте побыстрее! Владыка сегодня сильно устал». Благословившись у владыки, я протянул ему нашу анкету ИППО, объяснив суть дела. Владыка улыбнулся своей блаженной улыбкой и сказал: «Конечно, я согласен на вступление в общество, но я ведь и так весь ваш». Только много позже я понял, что ведь анкету мы могли и сами за владыку заполнить. Действительно, я позднее заполнил данные о владыке в анкете и направил их в Москву вместе с информацией о других членах НО ИППО. И еще я понял, что для владыки заполнение бумаг было не таким важным делом, как спасение души ближнего своего.
На могиле владыки Иерофея через 2 дня после похорон.
Фото А. А. Корнилова
_____________
Примечания
1. Елисаветинские чтения ИППО/ Епархиальные ведомости// Сеятель. Духовно-нравственный религиозно-просветительский журнал. Н. Новгород. Издается по благословению Его Высокопреосвященства Высокопреосвященнейшего Николая, Митрополита Нижегородского и Арзамасского. – 1994 г.— № 2. – С. 36–37. Газета «Православное слово», печатный орган нижегородского Братства во имя святого благоверного князя Александра Невского, в № 2, апрель 1994 г., также опубликовала репортаж о Елисаветинских чтениях НО ИППО.
Подробнее о владыке Иерофее можно прочитать на сайте «Россия в красках»