RSS
Написать
Карта сайта
Eng

Россия на карте Востока

Летопись

21 ноября 1472 в Москву из Рима прибыла византийская принцесса София Палеолог

21 ноября 1884 В.Н. Хитрово писал М.П. Степанову о небрежной работе почты под началом РОПиТа

21 ноября 1897 состоялись первые палестинские чтения Новгородского отдела ИППО

Соцсети


Историк-византинист Сергей Беляев:
Херсонес для Руси − как Иерусалим для всего христианского мира

Близится к концу юбилейный год, в который мы отмечаем 1025-летие Крещения Руси. Давайте вспомним про древний Херсонес, непосредственно связанный с принятием христианства равноапостольным великим князем Владимиром. О нем агентству ИТАР-ТАСС в 2009 году рассказал старший научный сотрудник Института Всеобщей истории Российской академии наук Сергей Беляев (действительный член Императорского Православного Палестинского Общества. Прим. IPPO.Ru). С 1972 по 1984 годы он был начальником Херсонесской экспедиции Академии наук СССР и по поручению Президиума АН СССР создал там научно-исследовательскую базу. Сергею Беляеву принадлежит научное открытие, связанное с определением купели, в которой крестился князь Владимир.

 

Сергей Алексеевич, расскажите о самом Херсонесе. Сейчас всем известен черноморский город Севастополь, а слово «Херсонес» уже мало кто знает, хотя именно на территории этого древнегреческого города и расположен Севастополь.

− Согласно «Повести временных лет» князь Владимир принял святое крещение в Корсуни. Это славянское название Херсонеса (по-гречески – полуостров), который был основан в V веке до Рождества Христова, пережил эпоху Великого переселения народов, поскольку был отделен от торных дорог кочевников горами. Он не только сохранился, но и расцвел, и уже в IV веке при императоре Константине Великом стал главным форпостом Византии и всего христианства во всей восточной Европе.

Христианский храм, в котором в X веке крестился князь Владимир, был построен в IV веке по указу императора Константина. Еще в первом веке Херсонес посещал апостол Андрей Первозванный; в IX веке два года здесь пребывали просветители славян равноапостольные братья Кирилл и Мефодий; последние годы жизни провел Климент, папа Римский, прославленный как священномученик. Именно здесь, как свидетельствует летопись, крестился князь Владимир, и можно сказать, что это место крещения Руси.

Но традиционно местом крещения Руси считаются берега Днепра в Киеве.

− Такая постановка вопроса не совсем исторически справедлива. Согласно социальной структуре того времени вера князя (вера главы государства, по нашей терминологии) автоматически становилась верой всего народа. Это сейчас кто что хочет, то и выбирает. А раньше принятие правителем определенной веры означало, что и весь народ принимает эту веру. И так было не только у нас. Так было в Болгарии, Польше, Чехии, Венгрии и практически во всех странах восточной, центральной и западной Европы. То, что было в Киеве в августе 988 года, − уже следствие принятия самим князем Владимиром христианства Так что акт крещения князя Владимира необходимо считать крещением Руси.

В современных публикациях встречаются мнения о том, что князь Владимир мог креститься в Киеве.

− Это невозможно по той причине, что поскольку князь намеревался жениться на сестре византийского императора Анне, ее не могли выпустить за пределы империи без венчания. Иначе она считалась бы одной из наложниц князя. Поэтому император и Патриарх могли отпустить Анну за пределы Византийской империи уже законной женой. Это означает, что и крещение князя Владимира, и венчание их должно было произойти на территории Византийской империи, частью которой являлся Херсонес. Там была византийская администрация с военными и таможенными структурами.

Известно ли, в какое время произошло крещение?

− В летописи есть указание, что поход князя состоялся весной 988 года. Согласно литургической практике того времени, перед принятием Таинства крещения любой человек должен быть подготовлен. И для князя Владимира здесь не было исключения, ибо в «Повести временных лет» четко сказано, что перед крещением князь Владимир «был оглашен». Согласно каноническим правилам того времени, минимальный период оглашения (то есть подготовки к Таинству крещения) занимал весь период Великого поста, то есть около двух месяцев.

Само Таинство крещения происходило в Великую субботу накануне Пасхи. Хотя абсолютно достоверных данных о дне крещения князя Владимира в «Повести» или иных источниках не содержится, но с учетом времени похода, литургической практики того времени и всех обстоятельств, есть все основания полагать, что Крещение князя Владимира происходило в Великую Субботу 988 года. Скорее всего, в конце апреля. Летопись свидетельствует, что князь, к тому времени потерявший зрение, после крещения прозрел.

Что из себя представляет купель?

− Для Таинства крещения создавалось особое помещение (по-гречески или по-латыни – баптистерий, а по-славянски или по-русски – крещальня или купель). Таких крещален по всему Средиземноморью известно примерно тысяча двести. Если в Византии крещальня обычно была отдельно стоящим зданием, то в наших храмах − таких, как София Киевская, София Новгородская или собор Чернигове − они находятся под одной крышей, но не в основном помещении, а, как правило, в юго-западном углу. После окончания Таинства новокрещеные в белых одеждах с горящими свечами шли торжественной процессией в храм, где они могли принимать участие в Божественной литургии и как полноценные чада Церкви причащаться.

Крещение мог совершать только епископ. Священнику это позволялось только в отдельных частных случаях с письменного благословения епископа. Так было установлено, чтобы исключить возможность крещения еретиками − тогда было много бродячих еретиков, которые, прикрываясь именем истинных христиан, предлагали свои «услуги». В связи с этим на Вселенских Соборах было установлено, что крещение может совершать только епископ.

Именно поэтому эти баптистерии существовали только при епископских храмах − кафедральных соборах. Такой епископский квартал был в Херсонесе раскопан.

Когда впервые там проводились археологические работы, и продолжаются ли сейчас?

− Впервые этот ансамбль открыл граф Алексей Уваров в 1853 году, в начале в Крымской войны, потом город многократно докапывался. Последний раз в этом месте вела раскопки экспедиция, которую я возглавлял в 1984 году. Сейчас ансамбль раскопан полностью, и он является главным христианским ансамблем древнего Херсонеса.

Русские государи всегда заботились о месте легендарного крещения. Особо почитал его и любил император Николай II. В последний раз он был в Херсонесе в декабре 1916 года, заботясь о сохранении святынь древнего города, чтобы на случай военных действий в ходе Первой мировой войны они были подготовлены к эвакуации.

Что было установлено в результате последней экспедиции в 1984 году?

− Раскопана крещальня была в 1877−1878 году. Но тогда она была воспринята как обычный храм, на нее не обратили внимания. И честь интерпретации этого храма как крещальни принадлежит выдающемуся русскому инженеру, главному инженеру-фортификатору Александру Львовичу Бартье. В 90-е годы XIX века он высказал предположение, что это была крещальня князя.

Мне принадлежит исследование памятника во всей его совокупности, на основе всех обстоятельств того времени – с точки зрения археологической, исторической, литургической, канонической. Если раньше о месте крещения князя Владимира было робкое предположение, то теперь оно обосновано. С этим докладом я объехал с 1988 по 1991 год всю Европу, и везде в научном сообществе это было принято.

Было также установлено, что так называемая Уваровская базилика, то есть кафедральный храм, где крестился князь, в том виде, как он был раскопан, посвящен апостолу Петру.

Что сохранилось от того храма?

− Сохранились фрагменты мозаичного пола от того помещения, где совершалось таинство миропомазания. Сейчас они засыпаны землей. Купель состояла из двух частей. Нижняя часть вырублена в скале на глубину 74 сантиметра. По периметру этой подземной части стояли мраморные плиты в форме восьмигранника. Купель довольно точно изображена на картине Васнецова «Крещение князя Владимира». Художник за образец брал баптистерий в Равенне.

У нас в Херсонесе баптистерий − точно такой же формы. Стены с южной стороны – до четырех с половиной метров, с северной – полтора метра. В ансамбль крещальни входят еще два помещения − с севера и с юга. Одно предназначено для подготовительных бесед, второе − для совершения таинства миропомазания. Там были мозаичные полы, и они найдены. Сохранился также мраморный порог, через который проходили в крещальню.

Мраморные ступеньки, по которым спускался епископ, и крест на дне купели благочестивые паломники или неблагочестивые туристы расхитили. При раскопах удалось обнаружить несколько десятков тысяч кубиков смальты от той мозаики, которая покрывала купол баптистерия. Исходя из их цвета, можно предположить, что на куполе было изображено голубое небо с золотыми предметами, скорее всего, крестами.

А сейчас там крестят?

− Пытались крестить. Опускали надувной баллон в купель, заполняли водой и там крестили.

Каково, на ваш взгляд, историческое значение Херсонеса?

− С моей точки зрения, купель, в которой князь Владимир принял крещение, и тот кафедральный храм имеют такое же значение для Руси, как Иерусалим для всего христианского мира. Отсюда пошел свет веры Христовой во все пределы нашего единого Отечества от западных границ и до Тихого океана.

Беседовала Елена Дорофеева, 8 декабря 2013 г.

Беляев С.А., кандидат исторических наук

Приходы

Пред. Оглавление раздела След.
В основное меню