RSS
Написать
Карта сайта
Eng

Анонсы

23 марта

Лекция «Прощеное воскресение. Изгнание Адама из Рая», Москва

30 марта

Лекция «Образ святого Димитрия Солунского в византийском и древнерусском искусстве», Москва

30 марта

Лекция «Неделя Торжества Православия», Москва

31 марта

Лекция «Земная жизнь Христа», Москва

3 апреля

Лекция «Закат Древней Руси и образ Христа», Москва

6 апреля

Лекция «Святые Великого поста», Москва

13 апреля

Лекция «Середина Великого поста – Крестопоклонная неделя», Москва

13-15 апреля

55-й весенний симпозиум по византийским исследованиям, тема «Правосудие в Византии», Великобритания

14 апреля

Лекция «События Страстной недели», Москва

20 апреля

Онлайн-конференция «Священные дни в раннем и средневековом христианстве», Крит

28 апреля

Лекция «Воскресение и Страшный суд», Москва

18 мая

Лекция «Салоники – город византийских храмов», Москва

3-4 июня

Конференция «Князья, иерархи и люди Древней Руси между властью, повседневностью и храмом», Санкт-Петербург

Россия на карте Востока

Летопись

19 марта 1884 на общем собрании ИППО казначеем назначен С.Д. Лермонтов

19 марта 1894 в Иерусалиме составлено духовное завещание начальника Русской Духовной Миссии архим. Антонина (Капустина)

19 марта 1895 в Смоленске открыт отдел ИППО

Соцсети


Мамврийский дуб: археология святыни

Настоящая статья посвящена удивительнейшему библейскому памятнику природы, истории и археологии – Мамврийскому дубу, расположенному на территории Свято-Троицкого монастыря. Этот памятник является святыней для всех трех основных монотеистических религий, или как принято говорить на Ближнем Востоке – авраамических.
Ключевые слова: Хеврон, Священное Писание, Мамврийский дуб, археология, находки.

Удивительнейшее место, которое открывается нам перед глазами, когда мы посещаем один из древнейших городов мира - Хеврон. Город библейский, город, связанный с историей всего человечества, город, который связан фактически не только с историей становления человечества, но и сотворением мира. Город, который всегда удивлял всех своим расположением, удаленный от всех основных торговых путей, удаленный от моря и водных источников. Город, удивляющий и своими археологическими и природными памятниками и непростой историей, которая сейчас в нем совершается. Как сказала археолог Яна Чеханович: «Это удивительнейший город, город спорный, город непростой».

Именно в Хевроне находится удивительнейший библейский памятник природы, истории и археологии - Мамврийский дуб, являющийся важной вехой в истории человечества. Памятник, который почитается святыней во всех трех основных монотеистических религиях, или, как принято говорить на Ближнем Востоке, авраамических. В нем соединились три пути человечества: плотский, душевный и духовный.

Существует два основных древних пути, которые ведут в Хеврон. Первый путь - это так называемая дорога патриархов, которая идет из Иерусалима, и второй - это дорога из древнего порта Газы, из бывшей столицы Хананейского царства. Архимандрит Антонин (Капустин) был первым, кто начинает серьезные исследования этого памятника, кто задумывается о необходимости приобретения этой библейской святыни, важной для всего христианского мира, в целях ее сохранения. При въезде в город нам открывается Мамврийский дуб - место явления Святой Троицы. При посещении Хеврона и при подъезде к месту нахождения дуба Авраама, первое, что удивило о. Антонина было то, насколько точно иконописец Андрей Рублев иконографически изобразил географию и местность этих событий. Если мы посмотрим внимательно, в каком состоянии находится дуб, если мы посмотрим на него с высоты птичьего полета и со стороны южного въезда в город - ворот, которые сейчас не сохранились, то нам открывается фактически икона Святой Троицы. Расположение дуба, его местоположение в самом рельефе местности, подтверждает все, что мы с вами читаем в Библии о месте явления Святой Троицы. Троица явилась Аврааму в виде трех ангелов под дубом. Это одно из важнейших событий в мироустроении человечества, в развитии истории человечества.

Но прежде чем говорить об этом памятнике, необходимо вспомнить о нескольких событиях которые также рассказываются в Библии. Всемирный потоп. Ной выпускает из ковчега ворона, который приносит ветку дерева. Древнейшие предания говорят, что это была ветка того самого Мамврийского дуба. Два события, две ветки, которые очень важны и в мифологии, во всем преданиях, в апокрифических преданиях и повествованиях: рассказывается о дубе и оливе. Дуб есть символ победы, а олива является символом прощения во многих мифологиях. Одновременно олива является и символом воскресения, символом обновления и символом милости Божией. А удивительнейшее в этом событии то, что ворон приносит ветку дуба, того самого Мамврийского дуба.

Очень много идет споров по поводу этого дерева. Письменные упоминания имеются о дубе и в ближневосточной мифологии, и в апокрифических исследованиях. Но самое удивительное то, что, когда ученые исследуют этот дуб, происходит очень много спорных ситуаций. Как определить возраст этого дуба? Существующее дерево это фактически вторая поросль, если не отвлекаться в биологическую научную терминологию. Это каменный палестинский дуб. Это очень уникальное дерево. Таких деревьев сейчас на земном шаре нет. Почему? Потому что другая структура древесины, другая плотность древесины. Даже вокруг, те деревья, которые находятся, так называемая поросль, или дубрава, т.е. остатки дубравы мамврийской, отличаются во многом. По пыльце, по плодам, по семенам, и многому другому. Дуб вообще по своему виду очень уникальный. Даже те вредители, которые живут на этом дереве, умершем дереве, как многие считают, они тоже отличаются от тех вредителей, которые живут на соседних дубах: на Саррином и дубе Исаака. Вообще это удивительнейшее дерево, потому что оно является центром археологических памятников, которые находятся на участке Свято-Троицкого монастыря г. Хеврона.

В 2010 году к исследованиям были привлечены известные для всего мира ученые-биологи, знатоки именно этого подвида растений. Привлекалась специалисты Санкт-Петербургского государственного лесотехнического университета, Нижегородского государственного университета, Никитского ботанического сада и многих других научных центров, поскольку важно было подойти к этой святыне с нескольких сторон. В первую очередь это не только памятник библейский, но это еще памятник природы. Кроме того, под дубом растут еще два отростка. Один - это сеянец дуба который был сделан в 1996 году, возросший в 1997 году, и отросток который начал расти на год позже в 1998 году - это поросль, которая идет от корневой шейки. Фактически эта поросль является уже третьей по периоду в жизни дуба. Первая, как говорят многие биологи, это допотопная, вторая - нынешнее, как считается умершее дерево, и третья - существующая поросль. Удивительно то, что на девятый год произрастания, этот молодой дуб начинает плодоносить, у него уже образуются достаточно хорошо сформированы желуди. Вместе с тем, известно, что данный подвид дубов начинает плодоносить в возрасте не ранее 120-200 лет, а желуди образуются в возрасте около 60 лет. Существующей поросли всего лишь менее 20 лет. Это подтверждает предположение, которое мы с группой ученых высказали впервые в 2010 году, что нынешняя поросль и историческое дерево являются единым организмом, а это в свою очередь подтверждает идею о том, что Мамврийский дуб жив.

Но теперь вернемся к самому центру, к археологическому памятнику. Невдалеке от дуба, 120-150 метров на северо-запад, находится миква. Это чаша для ритуального омовения. Впервые она была описана и освидетельствована в 2010-2011 годах. Было подтверждено, что это миква времен до Первого храма, т. е. очень древняя. Возраст миквы по разным данным приблизительно составляет от 2500 до 4000 лет. Определено несколько периодов ее использования: первый период - это период времен Авраама; второй период строительства храма, и третий период - византийский период, или римский.

Далее, как описывается в Священном Писании, если нам подниматься по горе, то мы останавливаемся у второго очень важного в истории всего человечества места. Это место беседы Авраама с Богом. На этом месте построен храм очень удивительнейшей конструкции: он имеет сверху вид креста. Такую конструкцию изначально задумывал архимандрит Антонин Капустин. Когда закладывали храм, нашли остатки камня, на котором было указано, что «на сем месте Авраам беседовал...» Далее текст обрывается. Этот камень к сожалению исчез. Очень многие археологические памятники, артефакты очень сложно сохранить. Так допустим, черепки, которые археологическая группа находит на участке, мы вынуждены отмывать и их просто прятать, потому что паломники, можно сказать, их моментально крадут. Находится много остатков черепицы, стекла, бусин, бисера. Были найдены несколько монет, в частности лепта, которая упоминается в Евангелии. Ее поместили к иконе Скоропослушницы как вложение, чтобы людям можно было показать, но в тоже время, как будто это дар, приношение кого-то. Очень много находили остатков интересного местного стекла, того самого стекла, которое дало секрет известного муранского стекла. Кстати сказать, производство стекла как раз начинается в Хевроне. Очень много остатков мозаичных частей находили вокруг монастырского храма.

Справа от храма находится третье место археологического памятника, которое в дальнейшем еще предстоит изучить - там очень много находится остатков мозаичного пола. Академик Николай Макаров предположительно квалифицировал их как осыпавшиеся трули, т. е. как остатки самых древних каменных строений, которые находятся по всему миру. В Израиле до этого не было найдено ни одного труля. А это значит, что если предположения подтвердятся, это будет уникальнейшая находка. Там же находятся остатки зернохранилища, датируемые приблизительно временами жизни Авраама. Рядом с зернохранилищем находится ток, который использовался при обработке колосьев. Далее, если отойти от храма, на южном склоне, есть посадки римских олив. Среди них есть уникальнейшие остатки оливы, возраст которой 3500 лет, и олива плодоносящая, возраст которой 3200 лет. Таким образом, все природные памятники, которые находятся на участке, они как раз свидетельствуют о древности этого места, и о точности нахождения этого памятника, изображенного иконографически Андреем Рублевым, который не был на этом месте. И не только исследования тех памятников, которые производил архимандрит Антонин Капустин и многие другие, но памятники, которые сейчас обретаются свидетельствуют о древности этого места.

В 2016 году был открыт римский грот, который находится в той же части. Сейчас открыта для посещения паломников гробница времен Иисуса Христа, т.е. I век до Р.Х., ни в коем случае не младше. Там использовались два типа камней и кладки: первые - это уступ для плакальщиц и вторые - ступени для чина погребения. Удивительно, что чинопоследование, которое там открывается, это чин времен строительства первого второго храма. Датировка этой гробницы очень точная. Для археологов и паломников она важна тем, что полностью сохранились камни помазания, запорный камень, а внутри гробницы сохранилось ложе. Рядом находится еще 5 гробниц, а на всем участке их 11, из который не раскопаны 4. В самом углу была найдена хананейская гробница, возраст которой составляет 4000-4500 лет. Она использовалась в разные периоды времени. Самым уникальным является византийский период, когда ее использовали для реликвария, правильнее сказать для костницы монастыря. Есть несколько остатков разбитых оссуариев. Это важнейшее четвертое археологическое место.

И пятое место археологического памятника, это место суда праведников, где Авраам беседует с двумя ангелами. Там стоит башня архимандрита Антонина (Капустина), вокруг которой находятся две жилых пещеры. Одна жилая пещера, которая используется с IV-VI века для проживания монахов. И вторая пещера в которой находился храм. Храм этот уникальный. Престол, прислоненный к стене, является единым целым с Жертвенником. В период VI века в Палестине находится много таких храмов, где подвизались подвижники. Невдалеке от дуба, на расстоянии 2,5 км находится древнейший монастырь Рождества Иоанна Предтечи, к которому уже последние 400 лет археологам нет доступа. Никаких раскопок там не велось. Также вокруг находится около 30 монастырей, доступ к которым также закрыт.

Можно сказать, что единственными участками, доступными для археологов являются Старый город в Хевроне, в котором в последние годы активно ведутся раскопки израильским отделом древности, и второй - участок Свято-Троицкого монастыря.

Bishop Alexis (Eliseev) THE OAK OF MAMRE: THE ARcHEOLOGY OF THE HOLY SITE

This article is devoted to the amazing biblical monument of nature, history and archeology - the Mamvri oak, located on the territory of the Holy Trinity Monastery. This monument is an object of worship of all three major monotheistic religions, or as it is a custom to speak in the Middle East - Abrahamic. Key words: Hebron, Sacred Scripture, Mamvri oak, archeology, finds.

Епископ Галичский и Макарьевский Алексий (Елисеев), бывший ключарь подворья Русской духовной миссии в Хевроне

По материалам Международной научно-практической библейской конференции, посвященной 270-летию Костромской духовной семинарии, которая прошла 30-31 мая 2017 года в г. Костроме.

Ипатьевский вестник. №6 2018 г. С.134-139. УДК 22.01(33)

КиберЛенинка

Тэги: Святая Земля, святыни Палестины, Мамврийский дуб, Хеврон

Ещё по теме:

Пред. Оглавление раздела След.
В основное меню