RSS
Написать
Карта сайта
Eng

Новое на портале

Книги и сборники

Материалы конференции «От Зауралья до Иерусалима: личность, труды и эпоха архимандрита Антонина (Капустина)». Далматово, 12-13 мая 2016

«Как ангел, ты тиха, чиста и совершенна… Великая княгиня Елисавета Феодоровна в Казанском крае». А.М. Елдашев

Статьи и доклады

История создания и деятельности Нижегородского отдела Императорского Православного Палестинского Общества. Тихон (Затекин), архим.

Святыни Елеона (по запискам русских паломников). Часть 2. Августин (Никитин)

Таврический отдел Императорского Православного Палестинского Общества (1900-1917 гг.): по материалам «Таврических епархиальных ведомостей». Р.А. Близняков, М.А. Агатова

Святыни Елеона (по запискам русских паломников). Часть 1. Августин (Никитин)

Интервью

России верный сын. Глава Шадринского района о подготовке к 200-летию со дня рождения архим. Антонина (Капустина)

Алексей Лидов: Путь в Византию. Нам не дано предугадать..?

Анонсы и объявления

Принимаются статьи для Иерусалимского вестника

21 сентября

Лекция «Искусство Византии V–VIII вв.», Санкт-Петербург

21 сентября

Презентация проекта для школьников «Русь-Византия. Общие страницы истории», Москва

25 сентября

Презентация книги Ю.Матвеевой «Декоративные ткани в мозаиках Равенны: семантика и культурно-смысловой контекст», Москва

26 сентября

Открытие выставки «Восточные христиане: две тысячи лет истории», Париж

28 сентября

Лекция «Искусство Византии IX–XV вв.», Санкт-Петербург

29 сентября

Открытие выставки «Православие в Святой Земле: Альфа и Омега», Санкт-Петербург

1 октября

Открытие выставки «Загадочный сюжет одной картины Андрея Иванова», Москва

8 октября

Лекция «Византия и Русь», Москва

14 ноября

Конференция «Актуальные вопросы изучения христианского наследия Востока», Москва

16-17 ноября

V научные чтения «Россия. Грузия. Христианский Восток», Москва

Россия на карте Востока

Летопись

24 сентября 1884 Д.Д. Смышляев предложил создавать отделения ИППО в губерниях

24 сентября 1895 был открыт Донской отдел ИППО в Новочеркасске

24 сентября 1902 вел.кн. Сергей Александрович с вел.кнг. Елизаветой Федоровной прибыли на богомолье в Троице-Сергиеву лавру

Соцсети


Православные святыни Турции:
Никея – родина православного Символа Веры

Малая Азия, то есть территория современной Турции – колыбель восточного христианства, земля богатая уникальными христианскими памятниками. Одно из уникальных исторических мест современной Турции – город Изник, или Никея, родина двух вселенских соборов и православного Символа веры, который мы читаем за каждой литургией.

Турция – бывшая Византия. Турецкие султаны долгое время даже официально назывались «римскими императорами» и совершенно серьезно считали себя законными преемниками Византийской империи. И это потому, что в Турции все наполнено воспоминаниями о великой утраченной православной державе. Несмотря на обилие мечетей, башни минаретов, оглушительные призывы муэдзинов, новый восточный менталитет, вездесущие красные флаги с полумесяцем, тем не менее, всюду в Турции можно встретить Византию, точнее память о ее прошлых днях – то какая-нибудь древняя мраморная капитель проглянет из под кучи мусора, то старинный храм, скромно приютившийся на обочине жизни неожиданно откроет целый мир мозаичного богатства, то рядом с высокоскоростной автомобильной трассой среди зарослей и руин вдруг обнаружится мощная многобашенная стена древнеримского периода.

Православные паломники и туристы обычно хотят посетить Стамбул, и это не удивительно. Древняя столица православной империи, «Очи Вселенной», как называли Константинополь приезжие иностранцы. В этом городе патриархов и императоров происходили все основные этапы бурных догматических споров, тут шли богословские дискуссии, основывались придворные монастыри, проходили многотысячные процессии. Однако Византия не исчерпывалась столицей. Кроме Стамбула, в Турции существует еще множество весьма интересных мест для православного паломника, да и просто для всякого человека, который интересуется историей православного христианства.

Одним из таких мест является древний город Никея, современный Изник. Город располагается совсем недалеко от Стамбула, поэтому сеть удобных автомобильных трасс, железнодорожные пути и постоянно курсирующий водный транспорт делает Изник легко доступным всякому желающему.

Сейчас Никея/Изник – небольшой вполне захолустный турецкий городишко, не лишенный своих скромных общегородских прелестей. Тут прекрасно сохранилась внушительная городская стена с несколькими воротами еще римского периода, но древние оборонительные сооружения, правда, совсем не удивят паломника, только что приехавшего из Стамбула и видевшего величественные древние стены Константинополя. Изник расположен на огромном одноименном городу озере, неспешная прогулка по берегу которого любому человеку может доставить массу приятного удовольствия, тем более, что набережная не идет тут почти вплотную к шумной и грязной трассе, как в Стамбуле, да и сами трассы тут значительно менее оживленные. Кроме того, в Изнике традиционного делают изумительную керамику – основные сувениры для туристов и, говорят, местная озерная рыба славится своим необычайным многообразием и полезными свойствами, в чем легко можно убедиться, отведав различные рыбные блюда в ресторанах, расположенных рядом с озерной гладью. У Изника есть и своя мусульманская история, тоже по-своему интересная, богатая, а иногда даже захватывающая и драматическая. Но нас будет интересовать только православная история этого места. Что может увидеть христианин, приехавший в Изник, какие места он должен посетить и какие чувства испытать, ходя по этой земле императоров, святых и монахов. Путеводители, как правило, сообщают какую-то мешанину сведений. В лучшем случае эти сведения ошибочны процентов на шестьдесят, но в основном они представляют собой смесь невежества составителя с плохим переводом с английского. Кроме того путеводители, рассчитанные на туристов говорят только о каких-то «видимых» памятниках и их совершенно не интересует то, что почти не сохранило внешнего вида. Но для православного христианина это совсем не так. Если паломник знает, что вот здесь под спудом погребены мощи какого-то великого святого, то даже если на месте погребения внешне не осталось совершенно ничего, это место все равно будет для такого человека почитаемым и святым. Поэтому нашей задачей будет не просто исправить ошибки и умолчания нелепых путеводителей, но вообще найти в Никее то византийское, православное, святое для каждого христианина, память о чем хоть как-то смогла уцелеть за многие сотни лет.

Никея по гречески означает «победа», города с такими названиями часто устраивали правители и полководцы в честь какой-нибудь удачно выигранной битвы. До сих пор есть несколько городов с названием «Никея» в Греции, да и знаменитый курорт Ницца на юге Франции также есть не что иное, как искаженное древнгереческое «Никея». Турецкий Изник не исключение. Кстати название «Изник», отнюдь не турецкое, как может показаться на первый взгляд, а исконное, греческое. Турки, когда захватили Византию, большей частью продолжали пользоваться местными греческими названиями, но пользовались ими слегка оригинально, соединяя названия городов с направлением. Например, Константинополь греки называли «Полин», т.е. Город с большой буквы, единственный настоящий город, турки же связали название города с направлением: «Куда направляешься? В Город». «В Город» по-гречески будет «истинболин», поэтому турки и стали называть Константинополь «Истанбул», или чуть позже и сокращеннее «Стамбул». Та же история произошла и со многими другими городами. Например греческая Смирна стала называться «Измир», от сокращенного греческого «измирна», что значит «в Смирну», а Никимидия – «Измит», от греческого «из(нико)митдиа», т.е. «в Никомидию».

Точно также и Изник есть ни что иное как слегка сокращенное греческое выражение «изникеа», т.е. «в Никею».

Другими словами, древняя Никея даже сейчас не потеряла своего исконного названия, а наоборот сохранила его под тенью небольших искажений.

Однако сам город сильно изменился. Как и во всех турецких городах тут теперь доминируют мечети и минареты и именно они определяют внешний архитектурных ансамбль городского пейзажа. Но на самом деле Никея богата воспоминаниями в Православии, как никакой другой современный турецкий город, за исключением, наверное, одного лишь Стамбула.


Место проведения Первого Вселенского Собора – Зал Сената

Первый Вселенский Собор в Никее навсегда прославил это место. «Никейская вера», «Никейский Символ», «Никейские Отцы» - эти выражения превратились в синонимы православия. Действительно, первый в истории христианства Собор в рамках всей Римской Империи, проведенный с государственным размахом и при непосредственной помощи самого императора. Это было невиданное и удивительное зрелище тех времен. Масштабность собрания предопределила и вселенский авторитет его решений. Решения Отцов, собравшихся в Никее на все века стали эталоном веры, на них ссылались на востоке и западе, их чтили на границах Африки и свято хранили у северных варварских пределов.

Многие современные путеводители указывают в качестве места проведения Первого Вселенского Собора то одну какую-то церковь Изника, то развалины другой, но не верьте путеводителям! На самом деле Первый Вселенский Собор вообще не проходил ни в одной из городских церквей. Собор был созван св. императором Константином прямо у себя во Дворце. Церковные историки, которые подробно описали как происходили заседания Никейского Собора, упоминают, что все заседания Собора совершались в одной большой дворцовой зале, которой, по всей видимости, являлась дворцовая Зала Сената.

Дворец в Никее был построен очень давно, еще при прежних языческих правителях. Св. император Константин, переехав из Рима, на восток первоначально установил свою резиденцию в Никее и начал осуществлять некоторые городские перестройки. Возможно, именно Никее император первоначально уготовлял роль новый столицы – Константинополя. Однако совсем скоро император Константин по какой-то неизвестной причине охладел к Никее и перебрался жить в соседнюю Никомидию. Вот за этот короткий срок, когда Никея была императорской резиденцией, ей и выпала высокая честь стать местом созыва Первого Вселенского Собора, который император желал созвать в своем постоянном Дворце. Примечательно, что св. Константин решил созвать Вселенский Собор в Зале Сената. Если мы посмотрим на тот порядок, по которому заседал Первый Вселенский Собор (а этот порядок сохранился в описании историков), то увидим, что заседания Собора копировали порядок заседаний римского Сената – сенаторы совещались, голосованием выносили решение, а председательствующий император утверждал решение своей властью, точно также и Отцы Собора совещались в присутствии императора, выносили решения голосованием и предлагали ему утвердить принятые решения. Неудивительно, что император Константин воспринял Вселенский Собор как церковный вариант Сената и поэтому выбрал местом заседаний именно Сенатские помещения в Никее. Однако где же в современном Изнике Зал Сената, место величайшего собрания величайших Отцов древности, святое и трепетное место для каждого христианина?

К сожалению, от императорского Дворца в Никее в современном Изнике не осталось почти ничего. Большая часть руин дворцовых зданий погребена под водами озера Изник. Однако, на счастье, именно то место, где располагался Зал Сената, чудесным образом сохранилось. Сейчас, конечно, это просто руины, омываемые озерными водами. Но эти священные для всякого христианина руины освящены стопами свт. Афанасия Великого, который будучи диаконом боролся здесь с арианским нечестием, свт. Александра Константинопольского, свт. Иакова Низибинского, свт. Осии Кордубского и множеством великих святых, которые здесь не щадя своей жизни отстаивали никейское православие. Кто знает, быть может и предание о том, что свт. Николай Чудотворец тоже был здесь и заушил Ария, также не лишено какого-то основания. В любом случае именно отсюда, православие началось подниматься на невиданный доселе всеимперский, государственный уровень.

Чтобы найти место проведения Первого Вселенского Собора требуется выйти на набережную озера Изник и идти на юг в сторону городской стены. Гуляя по набережной можно представлять, что некогда здесь на прибрежье высились монументальные дворцовые палаты, личные императорские покои, сады и фонтаны, многоэтажные переходы, армейские казармы, помещения чиновников. Здесь, в тех местах, которые сейчас скрывает побережье озера Изник, проводил свою повседневную жизнь св. император Константин, тут бывала его св. мать Елена, тут росли его дети.

Когда набережная упрется в серию руин – это и будет искомые остатки места Первого Вселенского Собора, бывшей Зал Сената Никейского императорского Дворца. Стоя рядом с этими камнями, есть о чем помолиться и есть о чем подумать. Ведь мы стоим у истоков современного христианства. То, что когда-то произошло в этом месте до сих пор отражается в жизни каждого православного человека, по утрам читающего Никео-Цареградский Символ Веры.


Место проведения Седьмого Вселенского Собора – храм св. Софии

На пересечении главных городских улиц Ататюрк Кадеши (Ataturk Caddesi) и Килиджаслан Кадеши (Kilicaslan Caddesi) располагается древний храм св. Софии. В этом храме проходил Седьмой Вселенский Собор.

Первоначально храм св. Софии в Никее, согласно преданию, был построен св. императором Юстинианом. Именно в том, древнем храме заседали Отцы Седьмого Вселенского Собора. Затем в 1065 г. большое землетрясение обрушило древнюю базилику, и она была существенно перестроена. До сих пор можно видеть старинные фрески того периода, которые украшают купол и стены храма св. Премудрости Божией. Когда в 1331 г. турки взяли Никею, то они превратили храм св. Софии в мечеть и произвели там некоторые переделки. В 1920 г. здание пострадало от пожара, и было заброшено. Однако сейчас храм св. Софии отреставрирован. Каждый имеет возможность походить по плитам, которые освящены стопами Святых Отцов Седьмого Вселенского Собора и помолиться в храме, где молились светочи православной веры.


Место Лавры прп. Михаила Малеина – Киминские горы

Величайшие в церковной истории события – Вселенские Соборы немного затмили еще одну важнейшую сторону жизни Никеи, как православного города. Никея также в некотором смысле является родиной современного монашества. Для многих это будет открытием, однако афонское общежительное монашество, которое потом распространилось по всему миру, берет свое начало именно отсюда – из Никеи Вифинской.

В VII-Х вв. главным сосредоточением монашества была не Афонская гора, как сейчас, а огромные монастырские поселения на территории современной северо-западной Турции. Монашеские республики горы Олимп, горы св. Авксентия, Хрисопетрский и Варахийский монастыри – вот что определяло облик монашеской жизни Византии того периода. И одним из таких важнейших монашеских центров была гора Киминас, располагающаяся рядом с Никеей. На Киминскую гору стекались паломники со всех концов света, к киминским подвижникам приходили за советом вельможи и императоры из соседнего Константинополя. Именно здесь получил свое монашеское образование прп. Афанасий Афонский, который по образу Киминских монастырей устроил афонские обители, существующие и поныне. Главным и самым известным святым Киминской горы был прп. Михаил Малеин. Преподобный Михаил Малеин родился около 894 года в Харсианской области (Каппадокия) и при Крещении получил имя Мануил. Он состоял в родстве с византийским императором Львом VI Мудрым (886-911). 18-ти лет Мануил ушел в Вифинию, в Киминскую обитель под руководство старца Иоанна Еладита, который постриг его в монашество с именем Михаил. После многих иноческих трудов под руководством старца Иоанна, преподобный Михаил испросил у него благословения на уединенную жизнь в пещере. Пять дней недели проводил он в молитвенном сосредоточении и лишь на субботу и воскресение шел в монастырь для участия в Богослужении и причащения Святых Таин. Примером высокой духовной жизни святой отшельник стал привлекать многих искавших спасения. В пустынном месте, носившем название Сухого Озера, преподобный Михаил основал для собравшейся к нему братии обитель и дал ей строгий устав. Когда обитель окрепла, преподобный Михаил ушел в еще более отдаленные пределы и устроил там новый монастырь. Вскоре трудами святого аввы вся Киминская гора покрылась иноческими обителями, где неустанно возносились молитвы за весь мир к Престолу Всевышнего. Около 953 года в число братии вступил юноша Авраамий, который возрастал под руководством святого Михаила и принял от него постриг с именем Афанасий. После пятидесяти лет неустанных иноческих подвигов преподобный Михаил Малеин мирно отошел ко Господу в 962 г.

Никому доподлинно неизвестно где именно располагалась гора Киминас. Единственное, что можно сказать, что Киминская гора окружала Никею, точнее это были горы, а не гора, как таковая. От множества монастырских строений Киминских обителей, после турецкого завоевания тоже не осталось ни следа, однако если подняться на древнюю Никейскую стену с любой ее стороны, то взору представятся монументальные горные пейзажи – где-то здесь, на этих горах и совершали свои подвиги киминские подвижники, где-то тут прп. Михаил Малеин достигал святости, где-то в этих горных лесах основатель афонского монашества прп. Афанасий познавал азы подвижнической науки. Сюда приходил за духовными советами к святым старцам св. император Никифор Фока, один из благочестивейших византийских императоров, когда-либо всходивших на трон Константинополя. Все здесь овеяно святостью и молитвой. Помня об этом, туристическая прогула по древнеримским стенам Никеи обретет совершенно иной, православный смысл. Это будет не праздное осматривание остатков римской архитектуры, а духовная невидимая встреча с великими святыми лавры прп. Михаила Малеина.


Монастырь св. Иакинфа - место погребения прп. Иакинфа и хранилище частицы мощей прп. Неофита Затворника

Еще менее известно, что некоторое время Никея стала настоящей столицей всего Православного мира. После того, как крестоносцы захватили Константинополь в 1204 г. столица Византийской империи была перенесена в Никею. Поскольку главный храм в. Софии находился в полуразрушенном состоянии, то кафедра патриарха располагалась в монастыре св. Иакинфа, который позже стал известен под именем храма Успения Святой Богородицы.

Сейчас нас месте монастыря св. Иакинфа - руины, которые легко найти, гуляя по городу, греко-турецкая война начала ХХ вв. не оставила почти ничего от этого древнего памятника. Однако именно тут, как ни странно, сосредоточены главные святыни города. Ведь именно в монастыре св. Иакинфа похоронены мощи многих святых, которые и до сих пор ожидают времени своего обретения.

Прежде всего, где-то здесь, на месте этих руин захоронен сам прп. Иакинф, святой VI в., о котором мало что известно, основатель монастыря.

Тут же погребен св. император Иоанн Ватаксис, восстановитель Византийской империи и борец с латинянами.

Кроме того, археологи конца XIX в., изучавшие церковь, обнаружили древний саркофаг с частицей мощей прп. Неофита Затворника Кипрского, весьма почитавшегося в Никее.

Таким образом, завершая наш краткий обзор православных мест современной Никеи/Изника, напомним еще раз, что в Никее следует посетить православному паломнику или туристу:

1. Пройтись по набережной озера Изник, где располагался дворец св. императора Константина и его св. матери Елены.
2. Помолиться у руин Зала Сената, где Святые Отцы Первого Вселенского Собора утвердили православную веру.
3. Посетить древнюю церковь св. Софии, где Святые Отцы Седьмого Вселенского Собора восстановили иконопочитание.
4. Пройтись по древней городской стене, осматривая окрестные Киминские горы, на которых располагалась лавра прп. Михаила Малеина и откуда пошло афонское монашество.
5. Помолиться у священных руин монастыря св. Иакинфа, где под спудом покоятся мощи прп. Иоасафа, св. Иоанна Ватаксиса и саркофаг с частицей мощей прп. Неофита Затворника Кипрского.

Нескучный сад

Тэги: святыни и святые места в Турции, Турция

Ещё по теме:

Пред. Оглавление раздела След.
В основное меню