RSS
Написать
Карта сайта
Eng

Новое на портале

Книги и сборники

Материалы конференции «От Зауралья до Иерусалима: личность, труды и эпоха архимандрита Антонина (Капустина)». Далматово, 12-13 мая 2016

«Как ангел, ты тиха, чиста и совершенна… Великая княгиня Елисавета Феодоровна в Казанском крае». А.М. Елдашев

Статьи и доклады

Служение святителя Феофана Затворника (Вышенского) в Палестине в первом составе Русской Духовной Миссии (1847-1853 гг.). Климент (Капалин), митр. Части 1-2.

История создания и деятельности Нижегородского отдела Императорского Православного Палестинского Общества. Тихон (Затекин), архим.

Святыни Елеона (по запискам русских паломников). Часть 2. Августин (Никитин)

Таврический отдел Императорского Православного Палестинского Общества (1900-1917 гг.): по материалам «Таврических епархиальных ведомостей». Р.А. Близняков, М.А. Агатова

Интервью

России верный сын. Глава Шадринского района о подготовке к 200-летию со дня рождения архим. Антонина (Капустина)

Алексей Лидов: Путь в Византию. Нам не дано предугадать..?

Россия на карте Востока

Летопись

24 октября 1918 Совет Коммун предложил Академии наук принять Палестинское общество в свое ведение

25 октября 1950 написали заявление о вступлении в РПО член-корр. А.И. Якубовский и д.и.н. Н.В. Пигулевская, редактор 24-х Палестинских сборников

26 октября 1950 академик В.В. Струве и член-корр. П.В. Ернштедт написали заявление о вступлении в РПО

Соцсети


«От имени всех моих коллег-историков выражаю огромную благодарность Императорскому Православному Палестинскому Обществу»

В Санкт-Петербурге прошли мемориальные мероприятия, посвященные дореволюционным членам ИППО

15 октября 2015 года, в день памяти святого праведного воина Феодора Ушакова, на Никольском кладбище Александро-Невской Лавры состоялась торжественная церемония открытия и освящения памятной доски на могиле выдающегося русского ученого, академика и патриота Б.А.Тураева (24 июля 1868 - 23 июля 1920 гг.), состоявшего при жизни действительным членом Императорского Православного Палестинского Общества, избранного в состав Совета 6 апреля 1917 года, когда подала в отставку с поста председателя великая княгиня Елизавета Федоровна, и в наименовании Общества было изъято слово "Императорское". 


Академик Борис Александрович Тураев скончался в 1920 году. В стране был голод, петербургские востоковеды передают из поколения в поколение рассказ, что умирал Борис Александрович от сыпного тифа, и якобы группа ученых обратилась к Луначарскому с просьбой выделить выдающемуся ученому-египтологу лекарства и рис, но получила резкий ответ, что молодой советской республике не до египтологов. Видимо, тогда было и не до надгробных памятников, потому что Б.А. Тураев был захоронен в могиле своей бабушки Александры Николаевны Нейяр (урожденная Калугина) на Никольском кладбище Александро-Невской лавры, и не было установлено долговечного надгробия или просто таблички с его именем и датами жизни.

Восстановить историческую справедливость помогло письмо Елены Владимировны Макаревич и Галины Гамидовны Макаревич, присланное в Управление делами ИППО 13 июля 2015 года (и, словно, приуроченное к 95-летию со дня смерти академика). Авторы письма просили обратить внимание на безымянное захоронение Бориса Александровича Тураева, академика с мировым именем, который состоял в Императорском Православном Палестинском Обществе. 

Тогда же в июле в Санкт-Петербург отправились председатель правления благотворительного фонда «Возрождение культурного наследия», заместитель председателя Московского областного отделения Императорского Православного Палестинского Общества, член Союза краеведов России Александр Николаевич Панин и генеральный директор благотворительного фонда «Возрождение культурного наследия», член Московского областного отделения ИППО Семен Яковлевич Ваксман. Они разыскали могилу недалеко от Никольской церкви, сделали нужные замеры, и в рамках программы «Возвращение памяти: история ИППО в регионах» попечители фонда решили изготовить и установить на могиле Б.А. Тураева гранитную памятную доску с указанием заслуг выдающегося ученого. Попечительский совет фонда посчитал, что Борис Александрович Тураев, этот необыкновенный человек, большой русский ученый и глубоко верующий человек, заслуживает того, чтобы о нем знали потомки.

Это начинание поддержал и благословил духовник фонда, настоятель Николо-Берлюковского мужского монастыря Московской епархии, член Совета Московского областного отделения ИППО игумен Евмений (Лагутин), который освятил доску перед отправкой в Санкт-Петербург.

На памятной гранитной доске сделана надпись: «Здесь погребено тело Бориса Александровича Тураева (24.07.1868 - 23.07.1920) - достойного сына России, выдающегося русского ученого, члена Императорского Православного Палестинского Общества, члена Совета Российского Палестинского Общества с 1917 года, члена Российской академии наук и Академии истории материальной культуры, профессора Петроградского Университета, создателя египетского отдела Музея изящных искусств Императора Александра III в Москве и его хранителя, создателя отечественной школы истории Древнего Востока, неутомимого деятеля на ниве просвещения и распространения в обществе культурных знаний, убежденного борца за интересы Русской Православной Церкви».

Помощь и содействие благотворительному фонду «Возрождение культурного наследия» в изготовлении памятной гранитной доски на могилу Бориса Александровича Тураева, составлении текста, транспортировке, финансировании всего проекта в целом, работе по благоустройству могилы, по изготовлению металлического каркаса для гранитной плиты, а также в информационной поддержке оказали различные организации, отделения ИППО и неравнодушные соотечественники. Особо хотелось бы отметить: Николо-Берлюковский мужской монастырь Московской епархии, Московское областное и Иерусалимское отделения ИППО, Международную благотворительную общественную организацию «Центр социальной поддержки соотечественников», ООО «Центр Пищевого Оборудования», ООО «Оникс». 


На торжественной церемонии открытия и освящения памятной доски на могиле Бориса Александровича Тураева на Никольском кладбище Александро-Невской Лавры присутствовали представители различных государственных, общественных и патриотических организаций, фондов, обществ, а также краеведы города, работники музеев, библиотек из Москвы и Санкт-Петербурга.

На просьбу А.Н. Панина откликнулся и принял участие в мероприятии детско-юношеский хор имени прп. Иоанна Дамаскина под управлением Ирины Валентиновны Болдышевой. Уже 25 лет этот уникальный творческий коллектив совершает свое радостное и нужное служение. Он организован и работает при Владимирском соборе города Санкт-Петербурга.



Началось мероприятие со служения панихиды на могиле Бориса Александровича Тураева. Возглавил служение панихиды настоятель и председатель приходского совета храма Сошествия Святого Духа за Невской заставой протоиерей Иоанн Соколов.

Все присутствующие поминали и молились об упокоении рабов Божиих Бориса Тураева, его супруги в монашестве Иулиании (после преставления супруга), секретарей ИППО Василия Хитрово и Алексея Дмитриевского и Александры Нейяр. 


Детско-юношеский хор имени прп. Иоанна Дамаскина под управлением Ирины Валентиновны Болдышевой исполнил несколько духовных произведений на русском и греческом языке, а также на стихи выдающегося сына России и патриота, поэта Сергея Бехтеева.

После совместных молитв желающие сказали добрые слова о Борисе Тураеве, о его вкладе в науку, о личных качествах, о неизвестных эпизодах из жизни почившего раба Божия Бориса.

Открыл мероприятие Александр Николаевич Панин, который передал всем присутствующим и потрудившимся слова благодарности от Председателя ИППО Сергея Вадимовича Степашина. В своем слове Александр Николаевич отметил выдающиеся заслуги Бориса Александровича на благо России и Русской Православной Церкви: 

«Для меня с изучением жизни и трудов почившего раба Божия Бориса буквально открылся огромный и величественный его подвиг беззаветного служения науке, Церкви, Родине и его веры в русскую национальную идею. Спасибо всем вам, что вы нашли время прийти сегодня на кладбище, чтобы помолиться об упокоении Бориса Александровича. Я уверен, что эта табличка, установленная нами на его могиле, послужит делу просвещения тех, кто еще не знает ничего о Тураеве, а также станет и нашим общим вкладом в память наших великих предков». 

К присутствующим обратились: краевед, духовный писатель и некрополист Татьяна Иннокентьевна Ганф, автор обращения в Управление делами ИППО, кандидат филологических наук Елена Владимировна Макаревич, кандидат исторических наук, египтолог, сотрудник кафедры истории Древнего мира исторического факультета Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, автор теплой статьи о Б.А. Тураева "Объяснение в любви" Ольга Владимировна Томашевич и краевед, исследователь, автор нескольких книг Елена Валентиновна Кравцова. 


Елена Владимировна Макаревич, обращаясь к присутствующим, сказала: 

«Для каждого православного христианина, любящего православную веру и уставное богослужение, в этой могиле покоится прах одного из самых дорогих и близких людей. Ведь Борис Александрович был инициатором восстановления праздника «Всем святым, в земле Российской просиявшим». Сложенные им церковные песнопения каждый год звучали в храмах и согревали нам душу в день праздника всех святых Российских. В трудные для Церкви и народа годы, Борис Александрович (ученый мирянин!) призвал на помощь полк святых русских - молитвенников за нас и отчизну нашу.

15 августа 1918 года на Поместном Соборе Тураев зачитал доклад «О восстановлении празднования в первое воскресенье Петровского поста всех святых новых чудотворцев Российских». Его слова звучат пророчески и сейчас: В наше скорбное время, когда единая Русь стала разорванной, когда нашим грешным поколением попраны плоды подвигов святых, трудившихся и в пещерах Киева, и в Москве, и в Фиваиде Севера, и в Западной России над созданием единой Православной Русской Церкви, представлялось бы благовременным восстановить этот праздник, да напоминает он нам и нашим отторженным братьям из рода в род о единой Православной Русской Церкви и да будет он малой данью нашего грешного поколения и малым искуплением нашего греха.

Поместный Собор 26 августа 1918 года восстановил праздник и поручил Тураеву исправить древнюю службу всем русским святым, составленную в XVI веке. В помощники Борис Александрович пригласил иеромонаха Афанасия (Сахарова; будущего священноисповедника Афанасия), который оставил подробное описание их работы. Владыка Афанасий впоследствии включил тропарь Тураева в службу.

Теперь эта одна из самых красивых служб на церковнославянском языке по праву называется «Творение епископа Афанасия», но мы помним, что у нее два песнописца.

Не случайным оказался выбранный для установления доски день – 15 октября, т.к. сегодня день обретения мощей святителя Афанасия (15.10.2000 года), и два соработника вместе сейчас торжествуют на Небесах.

Борис Александрович составил службу преподобномученику Афанасию Брестскому, пламенному борцу с Брестской унией; чин покаянного богослужения, который был совершен в храмах во дни всенародного покаяния в августе 1918 года; чин диаконского погребения и еще несколько церковных служб.

Свои глубокие знания Тураев принес к Престолу Божиему. На Поместном Соборе многочисленные выступления Тураева зафиксированы не только в протоколах богослужебного отдела, но и в протоколах отдела о внутренней и внешней миссии.

В жизнеописании (житии) Тураева можно найти себе опору и пример для подражания в наше трудное время, о многом молчаливо свидетельствует и его кончина. Преждевременная смерть Бориса Александровича была воспринята современниками как глубоко трагическая, но сейчас мы, знающие все, что произошло в России после его смерти, можем сказать, что ему повезло – Господь даровал ему мирную, тихую, христианскую кончину, которой немногие в те годы удостоились.

История оставила нам подробное описание последних дней Бориса Александровича: он причастился в понедельник 19 июля, в пятницу 23 июля соборовался (т.к. почувствовал себя хуже), сам пел во время соборования, а в семь часов вечера со словами: «Отпустите, посмотрите сердце, конец…» скончался.

Внимательный христианин поймет из этих дат, что в субботу – 17 июля и в воскресенье – 18 июля Борис Тураев не причащался, а постился, так как это были дни глубокой скорби: день убиения Государя Императора Николая II и Государыни Императрицы Александры Феодоровны с Царственными Детьми и день убиения Великой Княгини Елисаветы Феодоровны. Пост – знак любви и уважения к убиенным. Известно, что Пресвященный епископ Афанасий (Сахаров) также проводил день убиения Царственных Страстотерпцев, которых он любил и чтил, в строгом посте и молитве.

Борис Александрович не принял новый строй, не хотел жить в пролетарской действительности.

Он умер от «усталости сердца, измученного скорбью и главным образом от нежелания жить». Можно сказать - он хотел остаться в ушедшей Царской России, и дата смерти его неслучайна, он умер в дни Царственного Дома Романовых.

С 2003 года, когда мы с О.В. Томашевич задумали издать сборник, посвященный Тураеву, мы начали беспокоиться о его могиле. Нельзя было допустить, чтобы автор службы Всем святым Российским лежал в безымянной могиле.

В ученом мире все помнили Тураева, но никто не мог помочь. Памятник В.Н. Хитрово у Центра ИППО в Москве навеял воспоминания о его могиле на Никольском кладбище рядом с могилой Тураева. Обращаясь в ИППО, мне казалось, что члены Общества откликнутся на тропарь «Иерусалима Вышняго…», ведь Тураев поставил имя Святаго Града Иерусалима на первое место в тропаре русским святым! Девиз ИППО – стих из пророка Исаии (62,1) «Не умолкну ради Сиона и ради Иерусалима не успокоюсь…».

Прошло только три месяца и доска с панегириком золотыми буквами установлена трудами Александра Николаевича и Семена Яковлевича на могиле Тураева!

Зная теперь больше о Борисе Александровиче, можно предположить, что он хотел помощи именно от Императорского Православного Палестинского Общества, в названии которого слились такие дорогие ему и нам понятия – Император, Православие, Палестина (Святая Земля)!

Стихотворение «Немногим» Сергея Бехтеева, пропетое после панихиды детско-юношеским хором И.В. Болдышевой, написано как будто специально о Тураеве.

Таких цельных людей, как Борис Александрович Тураев, нашему времени не дано, нет среди нас ни «профессора-аскета», готового отказаться от поездки заграницу, чтобы провести Пасху на Родине, ни смиренного «подвижника-христианина», который предпочтет умереть, но не жить «для желудка».

Когда рухнула Российская Империя, Тураев претерпел сердечные и душевные муки, эти терзания духа несовместимы были с жизнью.

Это бескровное мученичество, не побоимся сказать, что в лице раба Божиего Бориса у нас есть еще один молитвенник за землю Русскую».


Ольга Владимировна Томашевич сказала: 

«Прежде всего, мне хотелось бы от имени всех моих коллег-историков выразить огромную благодарность Императорскому Православному Палестинскому Обществу и лично Александру Николаевичу Панину за то, что их усилия увенчались успехом и сегодня мы все присутствуем на очень важном событии, и за то, что теперь мы можем быть спокойны: это святое для нас место наконец-то обозначено стелой с надписью, перечисляющей заслуги перед Родиной Бориса Александровича Тураева. 

Академик Б.А. Тураев был редкостным ЧЕЛОВЕКОМ. Перед церемонией мы с коллегами с кафедры истории Древнего Востока Восточного факультета Санкт-Петербургского университета – проще говоря, с кафедры Тураева, в очередной раз удивлялись тому, как много он успел сделать за не полных 52 года… Он ушел в возрасте, когда многие историки только начинают «раскрываться» как профессионалы. Борис Александрович стал основателем отечественной школы истории Древнего Востока. Увы, некоторые из его учеников ушли раньше Учителя, ведь становление этой школы совпало с тяжелыми годами лихолетья (Первая мировая война, Великая октябрьская революция, Гражданская война), и Борис Александрович тяжело переживал эти утраты. Но, учеников было много, причем не только его студентов (а он преподавал в Санкт-Петербургском университете, на Высших женских курсах, вел занятия в Египетском зале музея изящных искусств (сейчас ГМИИ имени А.С. Пушкина), практически им созданным – Тураев много сделал, чтобы коллекция В.С. Голенищева осталась в России и был первым ее хранителем); Тураев помогал и консультировал всех, кто обращался к нему. Но не счесть тех, кто стал его учеником благодаря его замечательным работам. 

Прежде всего, ему принадлежит монументальная «История Древнего Востока», напечатанная, сначала студенческим издательским комитетом в 1911 году, а затем переизданная в расширенном виде и с иллюстрациями в 1913 году. Последнее прижизненное издание 1916 года было удостоено золотой медали Русского археологического общества. Переиздание этого труда в 1935 году тиражом более 15 тыс. экз. под редакцией его ученика академика В.В. Струве и И.Л. Снегирева стало важнейшим событием в отечественной науке, ведь именно этот труд стал ее фундаментом. В конце XIX - начале XX вв. появляются первые обобщающие труды новой науки, истории Древнего Востока: во Франции работа Гастона Масперо, в Германии – Эдуарда Мейера, а в России, где это направление исторических исследований явно отставало от мирового уровня, «История» Тураева стала подлинным прорывом. Тураеву принадлежит также работа о древнеегипетской литературе, замечательная книга «Древний Египет», масса статей с публикациями памятников долины Нила, хранящихся в отечественных музеях (кстати, он совершенно не заботился о своей мировой славе и печатался принципиально на русском языке, искренне желая прежде всего работать для своей отчизны). Конечно, наука не стояла на месте и со времен Тураева многое в ней изменилось, но я всегда рекомендую студентам читать его работы, остающиеся классическими образцами и поэтому в 2007 году опубликовала в издательстве «Высшая школа» подборку его трудов, снабдив их комментариями и биографическим очерком.

Я могла бы долго говорить об огромном вкладе Тураева в отечественную науку, но мне хотелось бы сейчас сказать о нем несколько слов как о ЧЕЛОВЕКЕ. Уже в студенческие годы его называли святым, так его называет и проф. И.В. Цветаев, создавший при Московском университете музей изящных искусств; а по воспоминаниям его друга, известного античника С.А. Жебелева, и в гробу, облаченный в белый стихарь, с венчиком на лбу Тураев лежал такой, какими изображает святых художник Нестеров… «Профессор-аскет» отличался необыкновенной добротой и кротостью. Кстати, жил он всегда довольно скромно, в годы учебы экономя на всем, чтобы покупать книги, да и достигши звания профессора, а вскоре и академика, оставался стеснен в средствах. С болью думаю о том, как тяжело пришлось выживать его вдове Елене Филимоновне, брат которой (и друг Тураева), талантливый папиролог Г.Ф. Церетели неоднократно арестовывался и погиб в 1939 году. Мне повезло работать в архивах с документами, связанными с Борисом Александровичем: они дают ощущение света, тепла и неземной чистоты…

Впервые на эту могилу в 1980 году меня привел замечательный человек, доцент кафедры Тураева, египтолог Игорь Владимирович Виноградов, к сожалению, рано вырванный из жизни тяжелой болезнью. Он передал легенду, подтвердить которую документально пока невозможно. Якобы, Тураев мальчиком заинтересовался Древним Египтом, когда бабушка сводила его в Берлинский музей. Так, или иначе, он оказался похоронен в 1920 году в могиле любимой бабушки. Вероятно, это был лучший вариант из тех, что предлагали суровые послереволюционные годы.

Теперь, благодаря Императорскому Православному Палестинскому Обществу, эта могила защищена и люди могут прийти сюда и поклониться Борису Александровичу Тураеву».



После завершения мероприятия генеральный директор благотворительного фонда «Возрождение культурного наследия», действительный член Московского областного отделения ИППО Семен Яковлевич Ваксман преподнес в дар присутствующим альбомы, книги и документальные фильмы, изданные фондом и рассказывающие об истории России, Русской Православной Церкви и Императорском Православном Палестинском Обществе.

В ходе визита в Санкт-Петербург члены ИППО А.Н. Панин и С.Я. Ваксман посетили еще три могилы членов ИППО, где почтили их память молитвой и возложением цветов.

14 октября, на великий праздник Покрова Божией Матери, они побывали на Казанском кладбище Царского Села, где в 1915 году, 100 лет назад, был погребен Дмитрий Сергеевич Арсеньев - генерал-адъютант, адмирал, член Государственного совета, участник Среднеазиатских походов, писатель, воспитатель сыновей Государя Императора Александра II Великих князей Сергея и Павла Александровичей. 


Дмитрий Сергеевич Арсеньев, избранный почетным членом в день открытия Императорского Православного Палестинского Общества 21 мая 1882 года, занимал должности члена Совета (1889), вице-председателя (1901) и почетного вице-председателя (1904) Императорского Православного Палестинского Общества. 

Дмитрий Сергеевич много сделал для появления ИППО, что было отмечено в Сообщении Императорского Православного Палестинского Общества в 1916 году: 

«Близость к в Бозе почившему Великому Князю Сергию Александровичу поставила покойного Дмитрия Сергеевича и в соприкосновение с деятелями Императорского Православного Палестинского Общества. Когда покойный Великий Князь в 1882 году, по возвращении из первого своего путешествия в Святую Землю, решился встать во главе этого общества, В.Н. Хитрово, на первых порах своих усиленных хлопот по открытию общества, добился приема у Великого Князя при любезном содействии Дмитрия Сергеевича и этой его услуги никогда потом не забывать. Избрание Дмитрия Сергеевича в 1889 году членом Совета Общества усиленного состава, а в 1901 году, после кончины Н.Н. Селифонтова, даже вице-председателем общества, объясняется не только его постоянным сочувственным отношением к деятельности общества, как говорится в рескрипте Великого Князя в 1904 года, но несомненно и тем чувством признательности, какую питали к нему главные деятели общества. Недолго, однако, оставался Д.С. Арсеньев в звании вице-председателя общества. Отвлекаемый болезнью горячо любимой им дочери от Петрограда на продолжительное время, он уступил свое место в Совете Н.М. Аничкову и, с Высочайшего соизволения, назначен был в 1904 году почетным вице-председателем Общества, каковое звание и сохранил за собою до конца дней своей долголетней жизни, проявляя всегда живой интерес к деятельности Общества».

Адмирал Арсеньев скончался в день своего рождения 14 сентября 1915 года в Царском Селе от «паралича сердца». 

Лучше всего показывает отношение Царской Семьи к Дмитрию Сергеевичу письмо Государыни Императрицы к Государю Императору Николаю II в Ставку от 15 сентября 1915 года Императрица Александра Феодоровна писала: 

«Чувствуя себя плохо, я не была в состоянии пойти на панихиду по старому Арсеньеву, но пойду завтра вечером на вынос... или же на похороны в четверг утром. Я послала крест из цветов от нас обоих и написала бедной маленькой Наденьке (дочь Арсеньева, фрейлина), а также выразила соболезнование от твоего имени ее братьям. Целая страница истории прошлого уходит вместе с ним». 

16 сентября тело усопшего Дмитрия Сергеевича было перевезено в храм во имя иконы Божией Матери «Знамение», где был отслужен парастас. На гроб почившего было возложено множество венков от Царской Семьи, Вдовствующей Государыни Императрицы Марии Феодоровны, Великой княгини Елисаветы Феодоровны и Великого князя Павла Александровича.

Отпевание почившего раба Божия Димитрия возглавил настоятель храма во имя иконы Божией Матери «Знамение» протоиерей Иоанн Сперанский.

17 сентября 1915 года Дмитрий Сергеевич был погребен на Казанском кладбище рядом с супругой и дочерью.

Впервые А.Н. Панин и С.Я. Ваксман посетили Казанское кладбище летом 2012 года, когда в рамках программы «Возвращение памяти: история ИППО в регионах», пытались отыскать могилу Дмитрия Сергеевича Арсеньева, но безуспешно. В 1950-60-х годах XX века наблюдалась массовая кампания по передаче и использованию старых величественных надгробий, колонн, обелисков, стел, жертвенников, крестов с перелицовкой данных о ранее погребенных. Такая же судьба постигла и могилу Д.С. Арсеньева. 

Получилось найти захоронение только летом следующего 2013 года. Большую помощь в поисках оказал исследователь Царскосельских кладбищ, краевед, автор многочисленных газетных публикаций и нескольких книг об истории кладбищ Царского Села Виктор Анатольевич Панов. Он рассказал историю об этом захоронении. Он видел этот величественный надгробный обелиск еще с надписью «Член Государственного Совета, адмирал…».

Начиная с 2013 года, благотворительный фонд стал активно исследовать документы, связанные с жизнью и трудами на благо России адмирала Д.С. Арсеньева. На сегодняшний день обнаружено, исследовано и систематизировано более 1500 документов. Обнаружены метрические записи о рождении и смерти Дмитрия Сергеевича, его многочисленные послужные списки, подробные генеалогические исследования рода Арсеньевых. Ведется поисковая работа по местам служения Д.С. Арсеньева, сбор всех его трудов. Руководители фонда совершили уже более 20 краеведческих экспедиций по местам его жизни и служения. 


На этом фото хорошо видно, что на передней панели надгробия установлена плита светлого цвета.
Она закрывает сбитые имена Д.С.Арсеньева и его супруги. На боковых панелях надписи тоже сбиты до основания

В этом году, в 100-летнюю годовщину со дня преставления Дмитрия Сергеевича, члены ИППО посетили Казанское кладбище Царского Села в сопровождении известных санкт-петербургских краеведов, некрополистов, авторов многочисленных книг и статей по истории города и его пригородов, храмов, монастырей, кладбищ - Татьяны Иннокентьевны Ганф, Михаила Юрьевича Мещанинова и Виктора Анатольевича Панова.

На могиле членов семьи Арсеньевых была проведена тщательная уборка, территория приведена в порядок и очищена от сорняков и мусора, надгробие вымыто. В нише надгробия был установлен парадный портрет Дмитрия Сергеевича, а к подножию могилы от имени Императорского Православного Палестинского Общества возложены цветы. Все присутствующие прочитали «Панихиду чтимую мирянами», а затем пропели «Вечная память». Александр Николаевич Панин сказал краткое слово о Дмитрии Сергеевиче.

Виктор Анатольевич Панов подробно рассказал о могиле Арсеньевых, о том, когда он узнал о ней впервые, как неоднократно видел родственников вновь погребенных, проводящих уборку на территории могилы. 


Виктор Анатольевич показал варварски уничтоженные дореволюционные надписи на памятнике, а также то место, где в подлинную того времени надпись, вбито имя "Александр". При внимательном осмотре явно и отчетливо под ним видно имя "Варвара". Было также обнаружено и клеймо мастера М.Кузнецова, изготовившего этот художественный надгробный памятник.

В «Петербургском некрополе» В.И. Саитова за 1908 год значится могила Варвары Владимировны Арсеньевой, урожденной Скарятиной, и, судя, по эпитафии, посвященной ей на задней панели надгробия, этот величественный и красивый памятник был исполнен для нее.

Работа по возврату исторической справедливости требует неимоверных усилий. Но это дело правое, а значит важное и необходимое. Работа благотворительного фонда «Возрождение культурного наследия», Московского областного отделения ИППО в тесном содружестве с другими организациями по восстановлению справедливости в вопросе захоронения семьи Арсеньевых будет продолжена.


После посещения могилы семьи Арсеньевых члены ИППО вместе с краеведами проследовали на могилу протоиерея Иоанна Филипповича Сперанского (настоятель Знаменского храма в 1913-1920 гг.), возглавившего в 1915 году отпевание Дмитрия Сергеевича.

На могиле отца Иоанна и его супруги Александры Михайловны присутствующие вознесли свои молитвы об упокоении почивших, а Виктор Анатольевич Панов подробно рассказал об этом погребении.



После посещения кладбища все проследовали к храму во имя иконы Божией Матери «Знамение», где проходило в 1915 году отпевание почившего Дмитрия Сергеевича. Михаил Юрьевич Мещанинов и Виктор Анатольевич Панов увлекательно рассказали об этом уникальном памятнике. Придворная Знаменская церковь была построена повелением Цесаревны Елисаветы Петровны в 1734 году

В храме все собравшиеся вознесли свои молитвы об упокоении рабов Божиих Димитрия, Варвары и Марии.

15 октября 2015 Александр Николаевич Панин и Семен Яковлевич Ваксман посетили Волковское православное кладбище в Санкт-Петербурге. На Волковском кладбище выявлено две могилы членов Императорского Православного Палестинского Общества - почетного члена ИППО протопресвитера Иоанна Янышева и действительного члена ИППО протоиерея Иоанна Лабутина. 

Могилу известного богослова, писателя, проповедника и церковно-общественного деятеля Российской Империи протопресвитера Иоанна Янышева А.Н. Панин посетил в июле этого года, возложил цветы и провел уборку прилегающей к могиле территории. В этот раз целью посещения Волковского кладбище стало место упокоения протоиерея Иоанна Карповича Лабутина, расположенное недалеко от храма Воскресения Словущего. 


Иоанн Лабутин окончил Санкт-Петербургскую Духовную академию в 1894 году. В 1894-1901 годах он служил священником церкви во славу Воскресения Христова при «Обществе распространения религиозно-нравственного просвещения в духе Православной церкви» в Санкт-Петербурге (набережная Обводного канала, 116). В эти годы также священником этого храма был протоиерей Петр Алексеевич Миртов, действительный член ИППО и неутомимый борец за народную трезвость.

В 1901-1903 гг. отец Иоанн был настоятелем церкви во имя Смоленской иконы Божьей Матери в селе Смоленском за Невской заставой, а с 1903 года служил священником в церкви Успения Божьей Матери на Сенной площади. 

Батюшка активно занимался благотворительной деятельностью. Был почетным членом, товарищем председателя, затем председателем правления «Общества ревнителей веры и милосердия», а также действительным членом Императорского Православного Палестинского Общества, проводил палестинские чтения о Святой Земле.

Отец Иоанн Лабутин был близок к известному пастырю, протоиерею, почетному члену ИППО, святому праведному Иоанну Кронштадтскому.


Батюшка является автором множества богословских работ, его многочисленные проповеди издавались отдельными изданиями и большими тиражами. Издавались отдельными тиражами его речи о Святой Земле, или напр., "Памяти старого паломника почетного члена и секретаря Императорского Православного Палестинского Общества Василия Николаевича Хитрово + 5 мая 1903 г.".

К великому сожалению духовных чад отец Иоанн скончался довольно молодым 28 февраля 1912 года от чахотки. 

Величественный храм Успения Божьей Матери на Сенной площади - место последнего служения о. Иоанна Лабутина - был взорван в 1961 году. Недалеко от этого места сейчас находится станция метро «Сенная площадь». Храм являлся доминантой Сенной площади, ориентиром для строительства близлежащих домов и традиционной части Санкт-Петербурга. Многие петербуржцы помнят этот темно-зеленый пятиглавый храм и проявляются усилия для его восстановления. 

В память о взорванном храме, в 2003 году была построена небольшая часовня, где настоятель возрождающегося храма Успения Пресвятой Богородицы на Сенной площади иерей Михаил Малюшин с прихожанами ежедневно возносит молитвы о воссоздании церкви, а также они изучают историю храма и сохраняют память о его священниках, в т.ч. прот. Иоанне Лабутине. 


Десять лет назад в журнале отзывов и воспоминаний, который был заведен в часовне на Сенной, внучка отца И.Лабутина оставила памятную запись, но, к сожалению, не указала никаких координат, как можно было бы с ней связаться. Сейчас идет активный поиск родственников прот. Иоанна, которые оказывается живут в Петербурге и по сей день, к 250-летию освящения храма Спас-на-Сенной будет подготовлена небольшая научно-историческая конференция.


По приглашению иерея Михаила Малюшина члены ИППО приняли участие в служении панихиды на могиле Иоанна Лабутина. К ним присоединились ведущая радио "Балтика" Вера Писаревская и юрист прихода храма Успения на Сенной Анастасия Жукова, которые давно занимаются изучением жизни о.Иоанна.

После совместных молитв у могилы отца Иоанна Лабутина присутствующие трижды пропели «Вечная память» и «Со Святыми упокой», а иерей Михаил Малюшин сказал назидательное слово, в котором раскрыл труды почившего на благо России и Русской Православной Церкви.

На могилу протоиерея Иоанна Лабутина были возложены цветы. Могила отца протоиерея и прилегающая территория были сфотографированы, а крест, надписи на могильном камне осмотрены и подробно описаны. 

16 октября Александр Николаевич Панин и Семен Яковлевич Ваксман посетили Богословское кладбище в Санкт-Петербурге, где находится могила почетного члена Императорского Православного Палестинского Общества протоиерея Василия Яковлевича Михайловского.

14(27) июня 2015 года исполнилось ровно 105 лет со дня кончины одного из самых известных священников Санкт-Петербурга конца XIX - начала XX веков, талантливого проповедника, блестящего публициста, богослова, «петербургского златоуста» протоиерея Василия Михайловского (1834-1910).

Чудом сохранившееся погребение прот. Василия Михайловского было обнаружено в 2010 году известным краеведом, духовной писательницей и некрополистом Татьяной Иннокентьевной Ганф, которая и сопровождала членов ИППО к могиле, памятной для Императорского Православного Палестинского Общества.


Протоиерей Василий Яковлевич Михайловский.
Второй слева на ленте - золотой знак почетного члена Императорского Православного Палестинского Общества (хорошо просматривается белая эмаль в центральной части знака).

Василий Яковлевич Михайловский был выдающимся духовным писателем, автором множества книг, размышлений, исторических очерков. Он публиковал молитвословы, учебные пособия, жития святых. Общий тираж книг Василия Михайловского превысил полмиллиона экземпляров, они издаются и пользуются популярностью и в наше время.

Неудивительно, что именно на его кандидатуре остановилось Императорское Православное Палестинское Общество, в которое протоиерей Василий вступил членом-сотрудником почти сразу после его открытия 1 октября 1882 года, когда решило издать путеводитель для православных паломников Святой Земли. В 1883 году был объявлен конкурс, и ИППО поручило составление путеводителя о. Василию. В 1888 году для уточнения деталей Общество командировало Василия Яковлевича на Святую Землю. 



В итоге «Спутник православного поклонника в Святой Земле» (выдержал два издания) стал апогеем трудов этого яркого пастыря. Впоследствии он выпустил несколько путеводителей по святым местам. Обильные иллюстрации, карты, схемы, сопровождали эти издания. Несомненно, что имея при себе такие его книги как «Елеонская гора», «Страстной путь Христа Спасителя», «Храм Воскресения Господня в Иерусалиме и окружающие его святыни», «Святой град Иерусалим», как и «Спутник православного поклонника в Святой Земле», современный паломник сможет без помощи гида пройти по этим местам. 

Очень ревностно протоиерей Василий Михайловский собирал пожертвования в пользу Императорского Православного Палестинского Общества.

За свои труды на благо Палестинского Общества В.Я. Михайловский был избран его почетным членом.


Отрадно, что в 105-ю годовщину со дня его кончины последователи пастыря на ниве ИППО смогли поклониться памяти протоиерея В.Я. Михайловского у места его упокоения.

Александр Николаевич Панин, Семен Яковлевич Ваксман и Татьяна Иннокентьевна Гафт трижды пропели «Вечная память» и от имени Императорского Православного  Палестинского Общества возложили цветы к подножию памятника. 

Данные мемориальные мероприятия состоялись в рамках программы «Возвращение памяти: история ИППО в регионах», разработанной и успешно осуществляемой благотворительным фондом «Возрождение культурного наследия» совместно с Императорским Православным Палестинским Обществом.

Целью программы является сбор информации о дореволюционных членах Общества. Важной составляющей в этой работе является установление мест погребений этих людей, описание надгробных памятников, их фотофиксация и детальная привязка на местности. Программой фонда предусмотрено установление памятных досок, повествующих о делах на благо Родины почивших людей, если таковые отсутствуют, утеряны или пребывают в плачевном состоянии.

За организацию и проведение этой программы руководители фонда А.Н. Панин и С.Я. Ваксман неоднократно удостаивались благодарностей от Председателя Императорского Православного Палестинского Общества Сергея Вадимовича Степашина.

В настоящее время благотворительный фонд «Возрождение культурного наследия» проводит тщательные архивные поиски, связанные с жизнью и трудами выдающегося ученого, патриота и достойного сына земли Русской Бориса Александровича Тураева. Достигнута договоренность со священником Михаилом Малюшиным и краеведами города о поиске сведений об отце Иоанне Лабутине с целью издания его жизнеописания. также члены ИППО решили, что могила В.Я. Михайловского обязательно должна быть украшена знаком Императорского Православного Палестинского Общества, которое издавало его книги, и знак которого он с гордостью носил при жизни. А.Н. Панин намерен ходатайствовать перед Попечительским Советом благотворительного фонда «Возрождение культурного наследия» об изготовлении и установке на могилу выдающегося нашего соотечественника и труженика памятной мемориальной гранитной доски со знаком ИППО.

В ходе своей поездки в Санкт-Петербург А.Н. Панин и С.Я. Ваксман провели переговоры с руководством ООО «Оникс», осуществляющим всю ритуальную деятельность на Никольском кладбище, о дальнейшей работе по увековечиванию памяти членов ИППО, погребенных на этом некрополе, чьи захоронения выявлены или еще выявляются в рамках проекта «Возвращение памяти: история ИППО в регионах».

См. статьи на нашем сайте:

Тэги: Тураев Б.А., Арсеньев Д.С., прот. Иоанн Лабутин, проект «История ИППО в регионах», Панин. А.Н., Ваксман С.Я., могилы членов ИППО, прот. Михайловский В.Я.

Пред. Оглавление раздела След.
В основное меню