RSS
Написать
Карта сайта
Eng

Россия на карте Востока

Летопись

20 июля 1875 иеромонах Макарий (Сушкин) был торжественно избран игyменом Пантелеимонова монастыря, став первым русским настоятелем обители на Афоне

20 июля 1888 уполномоченный ИППО в Иерусалиме Д.Д. Смышляев пишет В.Н. Хитрово, что намерен подать в отставку из-за крайней усталости

21 июля 1914 вел. кнг. Елизавета Федоровна возвратилась в Москву после паломничества в Уфимскую, Пермскую епархии и Верхотурье

Соцсети


Художники братья Григорий и Никанор Чернецовы

Художники  братья Григорий и Никанор Чернецовы - интерес­нейшие представители русского искусства первой половины XIX века. Они занимают достойное место в пле­яде замечательных пейзажистов то­го времени: Сильвестра Щедрина, Льва Лагорио, Ивана Айвазовского, Алексея Боголюбова, Михаила Лебедева. На протяжении более пяти­десяти лет творческой деятельности Чернецовы трудились не покладая рук, движимые одной целью «быть полезными себе и отечеству, обретя честь и существование в памяти потомства»[1]. На первый взгляд может показаться, что они являются художниками далеко не столь яркими, как перечисленные их современники. Но только на первый взгляд. Своеобразие и неповторимость проявились в кропотливом ти­хом труде Чернецовых, в желании просвещать современников и пере­дать потомкам как можно больше ху­дожественных документов о России. Причем документальность картины вовсе не означает отсутствия в ней живописности. При ознакомлении с необъятным наследием братьев Чер­нецовых (известно более двух тысяч их произведений) мы понимаем, что они были прекрасными и талантливы­ми пейзажистами.

Становление художников Григория и  Никанора Чернецовых

Жизненный и творческий путь Чернецовых был тернист и нелегок, братьям довелось познать признание и успех, а в конце жизни - забвение и нищету.

Григорий Григорьевич и Никанор Григорьевич Чернецовы - выходцы из мещанской семьи, проживавшей в городе Лух Костромской губернии.

Историю своего рода братья записали в дневнике[2]. Их предок, священник Василий Чернецов, был духовником боярина Артемона Матвеева и сопро­вождал его, когда тот жил в Лухе. Его сыну, Василию Васильевичу Чернецову (прапрадеду художников), по­нравился этот тихий древний город, и он решил окончательно поселить­ся в нем со своей семьей. Это произо­шло в конце XVII века.

Семья Чернецовых была большая и бедная. Живописи Гри­горий и Никанор также учились у отца и старшего брата Евграфа, ко­торые были иконописцами. В шест­надцать лет Григорий подал прошение в петербургскую Ака­демию художеств и, несмотря на от­каз, отправился в столицу, не имея ни рекомендаций, ни денег, ни знако­мых. К счастью, ему удалось полу­чить разрешение заниматься ежеднев­но по два часа рисунком в классах Академии. Огромную роль в судьбе Григория сыграл видный ученый, историк Павел Свиньин. Он рекомен­довал подававшего надежды молодо­го художника Петру Кикину, предсе­дателю недавно созданного Общества поощрения художников. Григорий получил возможность заниматься у известного гравера Степана Галактионова, посещать натурный класс, а с 1822 года начал упраж­няться под руководством профессо­ра Варнека, где он не должен не сде­лать значительных успехов.

Тоска по любимому городу и приро­де тянула художника на окраины и ти­хие пригороды Петербурга, особенно на Крестовый, Петровский острова, Смоленское поле; альбомы заполнялись множеством зарисовок и эски­зов. В бытовом плане эти годы были очень трудными: Григорий жил на скуд­ные средства, посылаемые братом Евграфом, одной надеждой, которая каж­дый день таяла. Однако вскоре жизнь коренным образом изменилась: как только Григорий получил серебряную медаль за рисунок, ему сразу же на­значили жалованье в 600 рублей в год.

В 1823 году в Петербург приехал Никанор Чернецов. Свиньин взял под свое покровительство и младшего брата: Никанора Чернецова приняли в Общество поощрения художников с жалованьем в 300 рублей в год. Че­рез некоторое время Григорий также начал заниматься в пейзажном клас­се у Максима Воробьева. Братья вме­сте ходили на «снятие видов» в «на­турный класс под открытым небом». Работали они поразительно продук­тивно. Художники создавали множе­ство этюдов и рисунков; картины они завершали в мастерской на основе огромного материала, но живое ощущение натуры сохранялось всегда.

Каждое лето Чернецовы совершали пешие прогулки, делали зарисовки с натуры пригородов Петербурга: Цар­ского Села, Петергофа, Парлогово, Дудеровской горы и других. Братья влия­ли друг на друга так, что порой сложно определить - кто создавал произведе­ние и кто был инициатором в выборе темы. И это несмотря на то, что братья были совершенно разные по характе­ру: Григорий - суровый педант, склон­ный к меланхолии, Никанор - более ар­тистичный и жизнерадостный.

Наряду с этим братья занимались интерьерной живописью.

Жажду новых художественных впечатлений Григорий и Никанор Чернецовы утоляли во время путешест­вий. В 1823 году Григорий выезжал в Гапсалу, в 1825-м он побывал в Фин­ляндии, в 1826-м братья целое лето провели на родине, в Костромской гу­бернии, в 1827-м они были командированы в Ревель, в 1828-м Никанор писал в Гостилицах.

В завершение обучения Григорий написал «Перспективный вид внутренности Эрмитажной библиотеки, погрудное изображение старика, девушки с теленком в малом виде с на­туры», а Никанор - «Перспективный вид французской галереи в Эрмитаже, портрет в рост с натуры, пейзаж, пред­ставляющий зиму, портреты с нату­ры и прочее». За них братья получили золотые медали второго достоинст­ва и были признаны художниками XIV класса.

Вскоре, в 1829 году, братьям при­шлось расстаться на несколько лет.

Никанор, по характеру дарования тяготевший больше к пейзажу, был приглашен в Закавказье. А Григорий, интересы которого были шире: помимо пейзажей он писал портреты, ин­терьеры, массовые многофигурные сцены, был зачислен на службу в «Ка­бинет Его Величества».

Григорий Чернецов за ус­пехи показан­ные им в живописи в короткое время был причис­лен к Кабинету с званием жи­вописца Его Императорского Вели­чества с жалованьем 1500 рублей ассигнациями в год. Высокое назначение было обусловлено укреплени­ем позиций живописца в художественной среде Петербурга. Теперь в его обязанности входило изобра­жение официальных событий - торжественных встреч, парадов, молеб­ствий и прочего. В 1831 году Григорий был удосто­ен звания академика за Вид в окрест­ностях Петербурга. Художник по­шел по пути создания не сочиненного,  а реалистического пейзажа, изобра­жая природу в ее естественном со­стоянии, картина полна светлой свежести, объединена строгим голубым тональным строем. Через месяц Григорий получил за­каз на создание произведения из госу­дарственной жизни. Живописец должен был написать парад по слу­чаю взятия Варшавы.

Созданное им произведение «Парад по случаю окончания военных дейст­вий в Царстве Польском 6 октября 1831 года на Царицыном лугу в Петербурге (1837)» как по масштабу, так и по исполнению относится к одним из лучших его до­стижений. Художник написал с на­туры 223 фигуры своих современни­ков, не считая Ни­колая I и его окружения. Чернецов поставил своей главной задачей вос­создать облик эпохи, и это ему уда­лось.

Следует отметить, что еще в петровскую эпоху была выработана каноническая форма конного портре­та, и конный образ стал одним из атрибутов русской культуры с пышными празднованиями «викторий» и триум­фов. Фигура царя-триумфатора вы­двигалась в центр композиции, и глав­ное внимание было сосредоточено на ней. Но Григорий Чернецов неожи­данно для заказной картины предста­вил царскую сцену встречи смещен­ной в сторону и вглубь вместо того, чтобы сделать ее центральной и глав­ной. Зато первый план он дал очень четко и конкретно.

Работая над Парадом, Чернецов написал этюд Писатели в Летнем саду (1832), который является закон­ченным произведением. На фоне де­ревьев Летнего сада изображены муж­ские фигуры. Кто же эти люди, полные величавой сдержанности? Это - Кры­лов, Пушкин, Жуковский и Гнедич. Впоследствии художник сделал с кар­тины литографии и написал несколь­ко копий масляными красками для желающих, среди которых была императрица Александра Федоровна.

Живописец предельно точно и убе­дительно подметил позы каждого пер­сонажа

Чернецов-старший внес в картину бытовую убедительность - в простых позах, отчужденности и замкнутости каж­дой фигуры, в задумчивых, молчали­вых и сдержанных лицах, во взгляде в никуда подчеркивается то, что их объединяет: ожидание празднества. Эти образы лишены романтической напряженности. Художник создал портретную характеристику каждого из них, осознавая их как историческое явление националь­ной культуры и понимая необходи­мость сохранения портретного обли­ка для последующих поколений. А благодаря сохранившемуся рисун­ку фигуры Пушкина в рост с характер­ной припиской мы знаем истинный рост поэта: «Александр Сергеевич Пушкин, рисовано с натуры 1832 го­да, Апреля 15-го. Ростом 2 аршина 5 вершков с половиною», то есть поч­ти 167 сантиметров. Протокольная точность данного портрета делает это полотно ценным иконографическим документом, тем более что не все изображенные лица были ранее пор­третируемы.

Другое полотно – «Парад по случаю открытия памятника Александру I в Санкт-Петербурге 30 августа 1834года» - было создано художни­ком в этом же  году. Здесь зрители не главные действующие лица. Они да­ны как стаффажные фигурки - стоя­щие около зданий, выглядывающие в окна и находящиеся на крышах, а на первом плане - на площади и на лестнице Эрмитажа - показаны бо­лее крупные по масштабу фигуры офицеров, ждущие начала парада. Чернецов главное внимание уделил стройным рядам войск на площади, представив их блестящую дисциплину и несокрушимую силу. Все вместе - ритмичное построение войск, вели­чие площади, подчеркнутое стройной колонной, и высокое небо с грозовы­ми облаками - рождает ощущение торжественности происходящего.

Бесконечные однообразные шерен­ги царских войск художник изображал и в последующие годы. Парад в Кремле в 1839 году был написан Григорием во время пенсионерской поездки в Италию в 1841 году. На Соборной площади Московского Крем­ля мчится стройными рядами пышный воинский эскорт, за которым на­блюдают немногочисленные зрители. Живописец достиг ощущения внут­реннего напряжения, энергии не только внешне выраженным дейст­вием, но и определенным колоритом, построенном на напряженных, ярких, немного резких, контрастных красочных пятнах: желто-белых, темно-зеленых, красно-коричневых, синих и голубых.

Путешествие по Закавказью

Путешествие по Закавказью, кото­рое длилось в течение трех лет, начиная с 1829 года, оказало огром­ное влияние на НиканораЧернецова. Он путешествовал с графом Павлом Ивановичем Кутайсовым. Путь молодого художника пролегал через Валдай, Курск, Ставро­поль, а далее по Военно-Грузинской дороге на Тифлис. Он без устали запол­нял свой альбом зарисовками улиц, старых построек, крепостей, мечетей, бытовыми сценами и, конечно же, пей­зажами. Несмотря на скрупулезную точность произведений, они полны глу­бокой непосредственности.

Одну из интереснейших работ, изо­бражавшую кавказские горы, Чернецов привез в Петербург. Она настолько понравилась императору Николаю I, что он заказал живописцу написать еще три вида гор, а Совет Академии предоставил Никанора Чернецова на звание «назначенного в академики».

Существует узнава­емое профильное изображение голо­вы Григория Чернецова на полях ру­кописи Евгения Онегина. Все это - свидетельство того, что Пушкин и Чернецовы встречались не один раз.

 К сожалению, вопрос о том, где находится полотно «Вид Дарьяльского ущелья», созданное для поэта, остается открытым. На сегодняшний день известно местонахождение трех вариан­тов картины, изображающих ущелье, - в тюменской картинной галерее и в петербургском и московском музеях А.С. Пушкина. В этих картинах худож­ник заполнил почти все пространство холста громадами скал, как бы вы­растающих из недр земли. Чернецов, несомненно, создал романтическое произведение. Он проявил тяготение к повышенно-драматическому состо­янию природы, выбрав необычный мотив, рождающий ощущение таин­ственности, и звучную палитру, построенную на насыщенных и контра­стных цветах.

В 1832 году по заказу Академии ху­дожеств Никанор написал на звание академика «Вид Тифлиса». Это «ви­довой» пейзаж, столь характерный для всего его творческого пути. Следу­ет отметить, что в творчестве Чернецовых городская пейзажная живопись в своем сложении оказалась связан­ной с двумя разновидностями перспективизма: с городской перспективой и с архитектурным пей­зажем в узком смысле слова. Но в раз­ное время ведущей у них оказывалась то видовая перспектива (пейзаж, непосредственно вырастающий из перспек­тивного изображения города), то архи­тектурные памятники и улицы города. В любом случае, задача создания го­родского пейзажа решалась благодаря подлинному интересу к теме города.

 Никанору Чернецову предписыва­лось создать картину, которая должна быть такой величины, как та, которая написана по програм­ме братом... Фигуры людей должны быть помещены на первом плане и та­кой величины, покуда место дозво­лит. Следуя этим указаниям, Черне­цов изобразил на первом плане местных жителей. Но они не просто не­подвижно стоят или сидят, а действу­ют: танцуют, музицируют или с интересом наблюдают за происходящим, По замыслу художника, они должны были придать холсту жизнерадостное настроение. Эта работа - робкая еще попытка создать гармоничный пейзаж, где человек и окружающая его среда первый план, на котором происходит дополняют друг друга. В дальнейшем одним из его постоянных композиционных приемов станет выделенный первый план, на котором происходит «действие», и река или дорога, уходящая по диагонали в глубь пейзажа. Плавное перетекание одного цвета в другой служило созданию глубины и формировало пространство. Все это говорило о новом шаге живописца в решении задачи создания световоздушной перспективы.

Сочетание продуманного построения и тонкого колорита присуще акварелям кавказского периода: «Монастырь Рождества Богородицы в Кутаиси» (1830), «Ночь перед бурей», «Кавказские горы», «Базар в Тифлисе», выставленные в Академии в 1833 году. За работы «Ночь перед бурей» и «Дерево» талантливый художник получил медаль первой степени.

Так завершилось путешествие Никанора Чернецова по Закавказью. Впереди его ждал Крым.

В Крыму

Следующее путешествие Никанора Чернецова знаменовало собой начало нового этапа его творчества. 1833-1836 годы он провел в Крыму по приглашению новороссийского гене­рал-губернатора графа Михаила Семеновича Воронцова.

Юг дал живописцу новые впечат­ления и новый импульс для творчества.

Среди крымских произведений осо­бое место занимает пейзаж «Крепость Гагры в Абхазии» (1837).

Крым привлек Никанора не только уютной красотой живописных гор, сте­пей, берегов моря, но и естественной жизнью человека в этой среде. В целом ряде произведений человеческие фи­гуры стали чем-то большим, нежели просто оживляющий природу стаф­фаж. В одной из таких картин – «Та­тарский домик в Крыму» (1839) - ху­дожник показал жизнь обычной татарской семьи. Повседневные заня­тия людей столь органично включены в изображение природы, что создает­ся ощущение гармоничной естественности происходящего действия. Ника­нор Чернецов стремился через красоту простого и будничного наполнить кар­тину поэтическим очарованием. В це­лом, говоря о произведениях Чернецовых, видно смешение различных стилей - и романтизма, и академиз­ма, и бидермейера, и раннего реализ­ма. Такое «смешение» - особенность, присущая всей русской культуре, осо­бенно в первой половине столетия.

Повествовательными элементами художник наполнил произведения «Вид у подножия Аю-Дага» (1836) и «Вид на Аю-Даг в Крыму со сторо­ны моря» (1836): рыбаки, вытаскива­ющие лодку на берег, пастухи, отдыхающие у водопоя, стадо, разошедшееся вдоль берега, девушка, идущая поло­скать белье. Но эти жанровые подроб­ности не мешают достоверной переда­че ландшафта, а вновь гармонично дополняют его. За эти картины Никанор Чернецов был удостоен «вниманием Его Вели­чества - бриллиантовым перстнем», а картины были помещены в Елагин­ский дворец.

Крымский этап ознаменовался и но­выми достижениями в технике акварели. Теперь художник, обладая фи­лигранным мастерством акварели, соединил высокое качество рисунка и тонкое чувство цветовых нюансов. Он создал целую серию «видовых» ак­варелей – «Крым. Пейзаж» (1833), «Об­щий вид Фороса» (1836), «Алупка. Верхний сад» (1835) и другие. В них художник утратил таинственность, свойственную романтическому обра­зу природы, однако еще не обрел спо­собность передавать ее живой трепет, который будет доступен следующему поколению художников-реалистов.

Но не только видовые пейзажи увлекали Чернецова. Например, в акварели «Новый Мисхор. На водах» глав­ным героем стало дерево на первом плане. Под ним собрались люди, раз­битые на группки, подчеркивающие своими маленькими фигурами вели­чие и масштаб дерева. Мощный его ствол и ветви уходят в глубину прост­ранства, создается впечатление, что де­рево это стало крышей для людей, защищая и укрывая их от внешнего мира.

Иная акварель – «Вид из пещеры в Мшатке» - представляет собой беглую заметку. На небольшом листе ху­дожник набросал- кистью морское побережье, небо, затянутое облака­ми, и каменистую пещеру.

В картине «Вид Каралезской до­лины на южном берегу Крыма» (1839), исполненной в петербургской мастерской на основе воспоминаний и крымских этюдов, художник создал раз­вернутое панорамное изображение с огромным камнем на первом плане и бескрайними просторами долины, не замкнутыми на горизонте.

В 1835 году, совершая поездку во внутренний Крым, Никанор Чернецов посетил Бахчисарайский дворец, столь прославленный Пушкиным.

Картину «Пушкин в Бахчисарай­ском дворце» (1837) братья Чернецовы посвятили поэту. Они создали ее вме­сте на основе старых рисунков и эскизов: Никанор написал интерьер дворца с Фонтаном слез, а Григорий - фигуру поэта.

Исполненная Григорием в поздний период своего творчества картина «Южный берег Крыма. Вид на Лива­дию сверху» (1873) относится к наиболее примечательным по колориту произведениям крымской серии. Живописец сумел извлечь, кажется, все богатство заключающихся нюансов и выразительных возможно­стей. Чернецов создал изумительную виб­рацию тончайших оттенков основно­го цвета.

Плавание по Волге

 Мечта братьев Чернецовых запе­чатлеть «красоты отечественной природы и придать большее понятие о знаменитой русской реке», осуществилась в 1838 го­ду. С разрешения комитета Академии четверо путешественников - Григорий, Никанор, Поликарп (младший брат) Чернецовы и их ученик Антон Иванов «отправились от Рыбинска до Астрахани водою, для срисования с натуры замечательных мест по обо­им берегам Волги в панорамном ви­де».

Плавание началось 22 мая и про­должалось полгода. Художники тщательно зарисовывали увиденное в свои аль­бомы и записывали свои наблюдения в дневники. Никанор Чернецов в «Виде города Чебоксары в Казан­ской губернии» (1838) умело уловил нежные переходы, которые проявились от ра­дуги, голубизне реки и неба.

В итоге за шесть месяцев вояжа жи­вописцы подробно зарисовали виды обоих берегов Волги. Они создали 1982 рисунка, 80 этюдов маслом и множество планов и набросков. По прибытии в Петербург братья Чернецовы на основе своих пяти книг дорожных записок создали рукопись. Художники принялись за создание уни­кальной волжской панорамы, используя огромный материал, накопивший­ся во время поездки. Почти тринадцать лет тру­дились братья, создав в конечном итоге живописную панора­му, которая составила более 700 ров в длину при высоте 2,5 метра. До этого никто из художников не решал­ся создать столь громадное произведение, тем более посвященного реке. В этом смысле Чернецовы совершили поистине художественный подвиг, который не был повторен последующи­ми поколениями русских живописцев.

 В 1851 году смонтированная панорама Волга, созданная академиками живописи Григорием и Никанором Чернецовыми, близкий портрет, снятый с натуры в очертаниях од­ной из важнейших и благодатней­ших рек России демонстрировалась в Петербурге на Васильевском остро­ве. Она была закреплена на двух вер­тикальных цилиндрах, расположенных за окном помещения, оборудованного в виде каюты. При перемещении карти­ны с одного цилиндра на другой и при соответствующем шумовом оформлении у зрителя складывалось полное ощущение движения корабля. 

По сути, в этот волжский период начался творческий расцвет художников. Лучшие их вещи привлекают глубоким восприятием природы, бле­стящим мастерством. В них звучит под­линное чувство, искренняя взволно­ванность живописцев. Все написано настолько живо и досто­верно, что не возникает ощущения декоративной  плоскостности. Лучезарный пейзаж «Вид на Волге» (1852) Никанор Чернецов напи­сал по воспоминаниям. Солнечный свет, падая сквозь слой облаков на землю, придает особенную мягкость. Благодаря красивой живописи ощущается живое дыхание природы. В то же время художник продолжал разрабатывать мотив, в котором пей­заж и человек сливаются в безмятеж­ной гармонии природы и тихого, спо­койного человеческого существования.

В 1850-1860-е годы Чернецовы со­здали множество пейзажей, наполнен­ных романтической восторженностью. Братья выбирали краски более звучные, яркие, интенсивные, чем раньше.

Предпочтительными и довольно устойчивыми сюжетами полотен Чернецовых становились пейзажи.  Но, тем не менее, люди их интересовали, с одной стороны, как участ­ники современной повседневной жизни, а с другой - как фигурки, дополняющие пейзаж и не нарушающие спокойного и почти бесстрастного его восприятия.

Незаурядные мастера колорита, Чернецовы обуздывали свой живописный тем­перамент. Но от этого произведения становились более живыми и энергич­ными.

Два путешествия в Италию

 B l840 году братья Чернецовы отпра­вились в свое первое заграничное путешествие. Они решили посетить чужие края для дальнейшего усовершенствования своих талантов в пей­зажной живописи.

 Их путь пролегал через Лейп­циг, Дрезден, Гамбург, Прагу, Вену и другие. Художники не только любо­вались архитектурой, памятниками, галереями, но и продолжали, как все­гда, много и плодотворно работать.

Приехав в Италию, Чернецовы ра­ботали целыми днями. Более полугода братья безвыездно провели в Ри­ме, вслед за тем по несколько месяцев жили во Флоренции, Неаполе и вновь в Риме. На короткие этюды художники выезжали в Помпеи и Амальфи. Их работы, выставленные на суд пуб­лики, привлекали внимание; в их ад­рес звучали как одобрительные, так и осуждающие отзывы.

В Риме братья начали работу с Ко­лизея, постепенно продвигаясь в глубь города. Их, как и других художников, в первую очередь, интересовали ан­тичные памятники. Стараясь верно следовать натуре, живописцы не только «портретировали» памятник, тща­тельно изучали, фиксировали его особенности, но и увлекались его жи­вописностью.

Известны три варианта видов Ко­лизея, созданные кистью Никанора Чернецова. В двух из них (1840) ху­дожник написал лишь небольшой фрагмент грандиозных руин. На одной из картин изобра­жен Григорий Чернецов, на другой, по всей видимости, - Поликарп и Гри­горий. Он внимательно под­метил все характерные черты полу­разрушенного памятника, поросшего травой и деревьями. Сопоставляя внешний мир природы и внутреннее пространство затененного помеще­ния, освещенного солнцем через арки, живописец динамично выстроил ком­позицию.

Третий вариант вида амфитеатра – «Колизей в лунную ночь» (1842) - гово­рит о новом подходе автора к постро­ению пространства и освещения. Если раньше Никанор Чернецов, обращаясь к ночному пейзажу, писал «вид», то здесь он создал величественный образ: амфитеатр заполняет собой почти все пространство холста, не оставив места пейзажным далям.

В том же 1842 году Григорий Чер­нецов написал «Голубой грот на острове Капри». С этого времени живописцы стали интересоваться пещерами и гротами, созданными приро­дой или человеком.

Григорий Чернецов сформировал пространство картины, развернув его снизу вверх. Весь холст занят изображением ка­менного грота и моря.

Чернецовы трудились чрезвычай­но много, но не были отшельниками. Они тесно общались с Томаринским, Скотти, Логановским, Григоровичем. Встречали праздники вместе с русской колонией. Но с зарубежными мастера­ми контакты были не столь оживлен­ными. В дневниках содержатся лишь упоминания о Кромеке, Гмелине, Эльзассере, Кателе. Одним из свидетельств этого общения служит группо­вой портрет русской колонии в Италии – «Русские художники в Риме в 1842 году», созданный Григорием Чернецовым (всего 43 человека). Можно перечислить всех присутствующих в то время в Италии художников и иметь представление об их внешнем облике. В конце 1842 года завершилось пер­вое путешествие по Италии брать Чернецовых. Повторно они вернулись сюда спустя несколько лет, в 1846 го­ду.

Они продолжали работать в Риме, Флоренции, Неаполе. Братья были свободны от требований Академии в выборе тем для своих картин, но не ограничились лишь видовыми пейза­жами, а обратились к интерьерному жанру. Художников не пугали трудно­сти и они достигли больших успехов.

Из Египта в Святую Землю

Вслед за первым путешествием по Италии трое братьев - Григорий, Никанор и Поликарп - направились на Ближний Восток. Они прибыли в Александрию, чтобы скорее достичь главной цели нового странствия -Святой Земли. Полтора месяца ху­дожники работали в Египте, затем совершили круиз по Нилу, добрались до Каира. Повсюду они снимали «богатый живописный урожай». Путе­шественников интересовало все. Не боясь трудностей, они залезали на вершины пирамид, чтобы запечат­леть раскинувшуюся взору панора­му. Терпя безжалостное палящее солнце, братья останавливались на каждом шагу и с неутолимой жадно­стью фиксировали в своих альбомах то, что казалось им примечательным. Впоследствии в мастерской худож­ников в Петербурге появлялись но­вые картины. Одной из них был «Вид на Нил в Египте» (1851) Григория Чернецова.

Природа Востока открылась бра­тьям художникам своей декоратив­ной красочностью. Особенно это вы­разилось в изображении древних памятников архитектуры. Интерес­на серия городских пейзажей Пале­стины, среди которых выделяются пейзажи видовые – «Панорамный вид Каира» (1852), «Вид на Эфес» (1849), «Вид Иерусалима» (1854) - и архитек­турные – «Ворота Побед в Каире» (1842), «Улица Табания в Каире» (1842), «Фонтан Хабания в Каире» (1845), «Большой базар в Констан­тинополе» (1843).

Горячим колоритом южной при­роды насыщена картина «Фонтан Хабания в Каире» (1845). Григорий Чернецов нисколько не преувеличил яркость и сочность красочной гаммы - все цвета находят свое соответствие в красках пейзажа. Создается ощу­щение, что архитектурный памятник существует в «зеленом водовороте» экзотических деревьев.

Иное впечатление - необычной простоты и грациозности внутренне­го убранства - производит интерьер в Церкви Георгиевского патриарше­го монастыря в Каире (1842). Интерьер оживлен лишь иониче­скими капителями колонн. Строгость и простота храма подчеркивается скромной цветовой гаммой.

Путешествие любознательных художников шло своей чередой, но из-за воспаления глаз Никанора и заболевания Поликарпа братья уехали из Каира в Иерусалим. Где и умер Поликарп.

Чернецовы создали иконографию Иерусалима, которую можно назвать энциклопедией святого места.

В дальнейшем путешественники посетили остров Родос и Эфес, Константинополь, откуда отправились домой в Петербург. Возвратясь из путешествия в 1843 году, братья получили одобрение за свой труд.

Последние годы

В последние десятилетия своего творческого пути художники ра­ботали с особым напряжением. Для них наступило сложное время. Импе­ратор Николай I однажды нелестно отозвался о работах Чернецовых - и с тех пор ни одна картина на академической выставке не удосто­илась положительного официального отзыва. С оттенком пренебрежения писали о художниках критики. По-другому оценивал творчество живописцев президент Академии художеств герцог Лейхтенбергский, считавший, что если бы у нас в России существовали средства для издания в гравюре и литографичес­ких рисунках, то труды Чернецовых были бы оценены во всей Европе и са­ми они могли обогатиться.

В середине столетия критическое осмысление действительности, прав­да жизни и желание преобразований пришли на смену поэтическому спокойному восприятию мира. Но Чернецовы, стараясь не обращать внимания на критику, продолжали разрабатывать тематику предшествующих лет.

В эти годы Григорий и Никанор Чернецовы занялись исторической живописью, хотя этот жанр не был сильной стороной их творчества. Но эти опыты не изменили сложившегося в обществе отношения к художникам. Их вновь упрекнули в том, что это не исторические картины, а истори­ческие пейзажи, в которых челове­ческие фигуры играют весьма незна­чительную роль.

Среди оптимистических по на­строению картин появились произ­ведения, передающие взволнованное, а порой драматическое состояние живописцев. Григорием Чернецовым в 1860 году была создана картина «Ла­вра Святого Саввы близ Иерусали­ма в Палестине», навеянная трагиче­скими воспоминаниями о смерти во время переезда из Каира в Иерусалим младшего брата Поликарпушки.

С каждым годом братьям Чернецовым становилось все труднее. Интерес к их творчеству по-прежнему угасал. С огромным трудом они получили жалкое содержание. Но через некоторое время и этого пособия они лишились.

К сожалению, трудившие­ся всю жизнь на благо отечества ху­дожники Чернецовы были позабыты в кругу императора. Вскоре, в 1865 году, умер Григорий Чернецов. У Никанора не было денег даже на погребение брата, и он вынужден был просить о по­мощи правление Академии.

Никанор надеялся, что созданные им произведения «полезны отечеству», и просил Академию давать ему заказы, чтобы «оживить дух его, с ко­им готов трудиться всегда». На его просьбу не ответили...

Последние четырнадцать лет он приводил в порядок свое наследие и трудился над окончанием произве­дений брата – «Панорама с высоты Александрийской колонны» (диптих) и вариантом картины «Воззвание Ми­нина в Нижнем Новгороде». В 1874 го­ду Чернецов предложил музею Академии художеств приобрести четыре портфеля с рисунками (около двух ты­сяч единиц), оформив листы папками с золотым тиснением. Не дожив до окончания пол­ной выплаты, Никанор Чернецов умер в 1879 году.

В 1878 году в Академии художеств были экспонированы произведения, предназначенные в дальнейшем для посылки на Всемирную парижскую выставку. Среди представленных кар­тин были работы кисти Чернецовых.

Заключение

Интерес к творчеству академиков, живописцев Григорию Григорьевичу и Никанору Григорьевичу Чернецовым не уменьшается, т.к. их служение искусству, а в сущности России и своему народу составляло их жизненное кредо. Можно со всей определенностью сказать, что творчеству художников Чернецовых всегда было свойственно чувство гражданственности и патриотизма.

Главное значение их трудов видится в том, что они смело противопоставляли классическим красотам Востока и Запада красоты русской земли, указывали на красоту древнерусского зодчества,  что они будили интерес к родным местам.

Картины Григория и Никанора Чернецовых экспонируются во многих музеях страны. Они представлены в Третьяковской галерее, в Русском музее, в ряде областных краеведческих музеев и в картинных галереях. Ивановская картинная галерея хранит два произведения художников-луховчан – «Грот на Волге» (написан Григорием во время путешествия по Волге) и «Римский форум» (архитектурный пейзаж, нарисованный Никанором)

Потомки бережно хранят память о патриотах родной земли, академиках-художниках Г.и Н. Чернецовых. Опубликованы материалы их путешествий, дневники, выпущены книги  «Г. и Н.Чернецовы. Путешествие по Волге», Е.Никольская «Братья Чернецовы». В поселке Лух одна из улиц названа в их честь. Улица эта не только часть Луха, но и отметка на исторической памяти луховчан. Она напоминает о наших славных земляках – первых художниках-академиках Ивановской земли, о которых  в Большой Советской энциклопедии сказано: «Их картины сочетаются с документальной точностью деталей и правдивостью наблюдений. Просветительские по характеру, проникнутые интересом к родной природе, эти произведения стали одним из этапов формирования в русской живописи национального пейзажа»[3].

Список литературы

1. Баделин В.И. Земля Иванов.- Иваново, 2001.- 627с.

2. Большая Советская Энциклопедия. Т.29.- М., 1978.-640с.

3. Галкина П. Творцы «Портрета Волги»// Колхозная правда.- 1983

4. Кабанов А.Ю. Лухский край земля заповедная.- Иваново, 2003.- 364с.

5. Кокурин Н. «Мы решили дать портрет Волги…»// Колхозная правда.- 1988.- 15 октября

6. Логинов С. через тернии – к звездам// Колхозная правда.- 1985.

7. Никольская Е.Братья Чернецовы. – М., 2002.

8. Тихонова пустынь и Лухский край.- Иваново, 2003.- 200с.

___________
Примечания

[1]. Отдел рукописей ГТГ, ф. 3 1, оп. 23 1 3, л. 3.

[2]. Г. и Н. Чернецовы. Путешествие по Волге. М., 1970, с. 50. 

[3]. Официальный сайт Лухского муниципального района

Тэги: Чернецов Н.Г., Чернецов Г.Г.

Ещё по теме:

Пред. Оглавление раздела След.
В основное меню