RSS
Написать
Карта сайта
Eng

Россия на карте Востока

Летопись

18 августа 1914 прот. Василий Кулаков из Бари сообщает в ИППО, что война нарушила весь ход жизни на подворье

21 августа 1847 назначен членом Русской Духовной Миссии в Иерусалиме свт. Феофан Затворник

23 августа 1885 Священный Синод известил ИППО о разрешении производить "тарелочный сбор" в храмах в пользу Общества

Соцсети


Пейзажи Святой Земли В.Д. Поленова


Колодезь девы Марии близ Каира.
В.Д.Поленов. 1881 г. Холст, масло. 28,4 х 40.
Справа внизу подпись – монограмма: ВП 81.
Приобретена П. М. Третьяковым в 1885 г. у автора. Инв.№ 2685
Государственная Третьяковская галерея
http://www.tez-rus.net/ViewGood20641.html

***

Мертвое море. В. Д. Поленов. 1882 г.
Мертвое море.
В. Д. Поленов. 1882 г. Холст, масло. 30х40
Краснодарский краевой художественный музей им. Ф.А. Коваленко

В период активного централизованного пополнения коллекций периферийных музеев Государственная Третьяковская галерея из специально выделенного для этого фонда передала краснодарскому музею еще две работы Поленова. Это этюды «Мертвое море» и «Баальбек», привезенные художником из первого путешествия по странам Ближнего Востока и Греции и в 1885 году в составе всей коллекции приобретенные П.М. Третьяковым прямо с выставки ТПХВ. «Мертвое море» и сейчас представляет в музейной экспозиции русского искусства одну из значительных страниц творчества Поленова-пейзажиста, демонстрируя восхищавшие уже современников достоинства пленэрной живописи прекрасного мастера этюда. Культура Кубани

***


Иерихонский поток.
В.Д. Поленов. 1882 г. Холст, масло. 11,1 х 18,9.
Справа внизу подпись – монограмма: ВП 82.
Приобретена П. М. Третьяковым в 1885 г. у автора. Инв.№ 2744.
Государственная Третьяковская галерея
http://www.tez-rus.net/ViewGood20672.html 

***


Поток в Баниясе, древней Кессарии Филипповой
В.Д. Поленов. 1881 - 1882 гг. Холст, масло. 11,2 х 18,4.
Приобретена П. М. Третьяковым в 1885 г. у автора. Инв.№ 2770.
Государственная Третьяковская галерея
http://www.tez-rus.net/ViewGood20684.html 

***


Хасбани. Западный исток Иордана.
В.Д. Поленов. 1882 г. Холст, масло. 29 х 21.
Слева внизу подпись – монограмма: ВП 82.
Приобретена П. М. Третьяковым в 1885 г. у автора. Инв. № 2769.
Государственная Третьяковская галерея
http://www.tez-rus.net/ViewGood20683.html

***


Источник Девы Марии в Назарете
В. Д. Поленов. 1882 г. 22,7х32
Государственная Третьяковская галерея, Москва


Источник Девы Марии в Назарете
В. Д. Поленов. 1882 г. 22,7х32
Справа внизу авторская надпись и подпись – монограмма: Назаретъ ВП 82.
Приобретена П. М. Третьяковым в 1885 г. у автора. Инв. №2748
Государственная Третьяковская галерея, Москва
www.artsait.ru


В Назарете.
В. Д. Поленов. 1882. Холст на картоне, масло. 73x50.
Тульский областной художественный музей


В Назарете.
В.Д. Поленов 

***


Близ Назарета.
В.Д. Поленов. 1881 - 1882 гг. Холст, масло. 16,2 х 21,5.
Приобретена П. М. Третьяковым в 1885 г. у автора. Инв.№ 2749.
Государственная Третьяковская галерея
http://www.tez-rus.net/ViewGood20675.html 


Вид из Назарета.
В.Д. Поленов. 1882 г. Холст, масло. 22,2 х 31,1.
Подпись переплетенными буквами ВП (внизу справа) и надпись на русском "Назарет 18 Февраль / 82" (внизу слева)
Частная коллекция
http://www.christies.com/LotFinder/lot_details.aspx?from=salesummary&pos=2&intObjectID=4407817

***


Кафр-Кенна.
В.Д. Поленов. 1881 - 1882 гг. Холст, масло. 13,6 х 16,1.
Справа внизу авторская надпись: Б. Кафръ-Кена.
Дар П. М. Третьякова в 1895 г. Инв.№ 2779.
Государственная Третьяковская галерея
http://www.tez-rus.net/ViewGood20686.html

***


Развалины Тель-Хум (Предположительно Капернаум).
В.Д. Поленов. 1882 г. Холст, масло. 26,5 х 42.
Справа внизу подпись – монограмма: ВП 82.
Приобретена П. М. Третьяковым в 1885 г. у автора. Инв. № 2765.
Государственная Третьяковская галерея
http://www.tez-rus.net/ViewGood20681.html

***


Адеш.
В.Д. Поленов. 1881 - 1882 гг. Холст, масло. 11,2 х 18,8.
Дар П. М. Третьякова в 1895 г. Инв. № 2780.
Государственная Третьяковская галерея
http://www.tez-rus.net/?mod=Goods&act=17&good_id=20687

***


Палестинский дворик.
В. Д. Поленов. 1882 г. Холст на картоне. 21,5х32
Музей В. А. Тропинина и московских художников его времени 

***




Развалины дворца в Палестине.
В. Д. Поленов. 1882 г. или 1-я пол.1880-х гг. Холст на картоне, масло. 34,7х25,6
Чувашский государственный художественный музей 

***


Палестина.
В.Д. Поленов. 1897 г. Холст, масло. 116,5 х 96.
Частное собрание

***


В Палестине.
В.Д. Поленов. 1899 г. Холст, масло. 9,2 х 16,7.
Справа внизу подпись: 99 В Полен (буквы В и П переплетены).
Приобретена в 1962 г. у Ю. Д. Суховой. Инв.№ Ж-274
Государственная Третьяковская галерея
http://www.tez-rus.net/ViewGood20709.html 


Палестинский пейзаж.
Поленов Василий Дмитриевич (1844 – 1927). 1880-е гг. Холст, масло; 20,5х27,5.
Частная коллекция
Аукционный дом "Корнерс"

***


Палестинский этюд.
В. Д. Поленов. Холст, масло
Государственный мемориальный историко-художественный
и природный музей-заповедник В. Д. Поленова, Поленово, Тульская область


Магдала.
В.Д. Поленов

***


Замок Танкреда в Тивериаде.
В. Д. Поленов.
Костромской Государственный объединенный художественный музей


Тивериада.
В. Д. Поленов. Холст, масло. 20,8х28
Частное собрание


Уголок Тивериады. Этюд.
В. Д. Поленов. 1882 г. Холст, картон, масло. 13х16
Приморская государственная картинная галерея
http://primgallery.ru/rus/vystavki/postoyan.html




Тивериада.
В.Д. Поленов.
Государственный мемориальный историко-художественный и природный музей-заповедник В. Д. Поленова, Тульская обл.
Дар губернатора А.Г. Дюмина

Развалины Тивериады.
В. Д. Поленов. 1882-1883 гг.
Государственный музей-заповедник Ростовский Кремль 


Тивериада
В.Д. Поленов. 1882 г. Холст, масло. 32 х 64.
На берегу Тивериадского (Генисаретского) озера.
Справа внизу подпись – монограмма: ВП 82.
Приобретена П. М. Третьяковым в 1885 г. у автора. Инв. № 2753.
Государственная Третьяковская галерея


Дворик в Тивериаде.
В.Д. Поленов. Этюд. 1882 г. Холст, масло. 22,3 х 33.
Слева внизу подпись – монограмма: ВП 82.
Приобретена П. М. Третьяковым в 1885 г. у автора.
Инв. № 2756.
Государственная Третьяковская галерея
http://www.tez-rus.net/ViewGood20678.html

***


Генисаретское озеро.
В. Д. Поленов. 1899 г. Холст, масло. 52х87
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Генисаретское озеро (Тивериадское, Галилейское, Бахр-Табария) находится в исторической Палестине, на территории современного Израиля. В Библии оно связывается со многими событиями из жизни Иисуса Христа.


Восточный этюд.
В.Д. Поленов. 1890-е гг. Холст на картоне, масло. 15х26.
Справа внизу подпись-монограмма: «ВП»
Частная коллекция
http://www.gelos.ru/result/41collect/art.html


У Генисаретского озера.
В.Д. Поленов. Конец 1890-х – начало 1900-х гг. Холст на картоне, масло. 36х71.

Вариант картины находится в Ярославском художественном музее (Генисаретское озеро. 1880 г. Холст, масло), а также в частных собраниях.
Происхождение: Собрание И.Т. Акопяна (Ленинград). Предположительно. Частное собрание (Москва).
Выставки: 1969 – Василий Дмитриевич Поленов 1844–1927. Научно-исследовательский музей АХ СССР, Ленинград. (Предположительно),
Публикации: Василий Дмитриевич Поленов 1844–1927. Каталог выставки в залах Научно-исследовательского музея АХ СССР. Л., 1969. С. 22.
Работа относится к эпохальной серии картин «Из жизни Христа», над которыми В.Д. Поленов работал в конце 1890-х – начале 1900-ххгг. Значительный по размеру этюд «Генисаретское озеро» сделан, по всей видимости, на заказ. Популярность палестинских пейзажей Поленова стала после серии выставок чрезвычайно велика. Справа внизу художник поместил фигуру путника, в которой зритель, безусловно, хочет угадать фигуру Христа. Контраст масштабов пейзажа и фигуры заставляет проникнуться философской идеей – сам человек и есть часть вселенной. «Трудная задача передо мной – непосильная, но я не в со- стоянии от нее отказаться, слишком я охвачен величием этого человека и красотой повествования о нем <…>. В евангельских сказаниях Христос есть настоящий живой человек, или сын человеческий, как он постоянно сам себя называл, а по величию духа Сын Божий, как его называли другие, поэтому дело в том, чтобы и в искусстве дать этот живой образ, каким он был в действительности» (Цит. по Сахарова Е.В. В.Д. Поленов, Е.Д. Поленова. Хроника семьи художников. М., 1964. С. 619). Замысел палестинской серии возник гораздо раньше в 1868 г., когда художник увидел знаменитое полотно А. Иванова «Явление Христа народу». Идея связи между евангельским словом и живопись развилась в 1874 г., когда Поленов побывал в русской церкви в Париже, в оформлении интерьера которой был использованы пейзажи А.П. Боголюбова. «<…>Не знаю, чья мысль, – писал он родным, – но оригинально и красиво в церкви видеть большие пейзажи, переносишься в природу и евангель- ские повествования и легенды» (Цит. по Сахарова Е.В. В.Д. Поленов, Е.Д. Поленова. Хроника семьи художников. М., 1964. С. 106, 107). Стремясь «показать Христа в природе, привлечь природу к соучастию Его великой жизни», Поленов несколько раз сам про- шел путь Христа пешком. Осенью 1881– весной 1882 гг. он сопровождал известного промышленника и мецената князя С.С. Абамелек-Лазарева и знаменитого искусствоведа и археолога А.В. Прахова в путешествии по Египту, Сирии и Палестине. Художник посетил Константинополь, Александрию, Каир. От Каира проплыл на пароходе вверх по Нилу до Ассуана. Затем побывал в Бейруте и Иерусалиме. Второе путешествие на Восток было предпринято мастером в 1899 г. Он вновь посетил Константинополь, Афины, Смирну, Каир, Порт-Саид, Иерусалим. Из Иерусалима с караваном путешествовал в Тивериаду, Тир, Сидон, Бейрут. На протяжении тридцати лет Поленов создавал картины на евангельские сюжеты. Осмысляя впечатления от путешествий, Поленов постоянно перерабатывал эскизы, сделанные с натуры, неоднократно возвращаясь к одним и тем же сюжетам. Природа, бывшая свидетелем евангельских чудес, приобрела в глазах художника особую ценность и значимость, отодвинув на задний план фигуры людей. Живописец писал Л.Н. Толстому: «Мои картины служат главным образом изображением природы и обстановки, в которой совершались евангельские события». www.kabinet-auktion.com


У Генисаретского озера (?). Этюд.
В.Д. Поленов.
Государственный мемориальный историко-художественный и природный музей-заповедник В. Д. Поленова, Тульская обл.




Генисаретское озеро.
В. Д. Поленов. 1880 г. Холст, масло. 72х127,9.
Ярославский художественный музей 

"Генисаретское (Тивериадское) озеро / Генисаретская долина"

Картина была в 1913 г. пожертвована автором Ярославскому отделению общества защиты и сохранения в России памятников искусства и старины для будущей Городской художественной галереи, за что художник был избран его почетным членом. Это событие отражено в письме Д.В. Поленова в музей от 19 марта 1955 г.: "Сообщаю Вам некоторые сведения о картинах моего отца, В.Д. Поленова, находящихся в Ярославском областном художественном музее:

19 мая 1913 года Ярославскому отделу об-ва защиты и сохранения памятников искусства и старины пожертвованы картины для Ярославской городской художественной галлереи.

4 февраля 1914 года Ярославский отдел об-ва защиты и сохранения в России памятников искусства и старины избрал Василия Дмитриевича Поленова почетным членом. В художественной галлерее, учрежденной отделом, помещены картины В.Д. Поленова: "Море Галлилейское" и "Генисаретская долина".

Последняя картина и является той, которая в настоящее время находится у Вас в музее под названием «Генисаретское озеро»…» (НА ЯХМ – КПД 42 (2)).

Ярославский художественный музей (галерея) был учрежден в декабре 1919 г. Временем поступления экспонатов в музей считается 1920-й год, и только в 1921 были сделаны первые описи картин. Но во всех инвентарных книгах названы разные источники поступления данного пейзажа Поленова. Так, на 1921 – нет данных; в описях 1922 и 1923 – поступление из Академии художеств в 1913 г.; в следующей книге 1920-х гг. появляется Ярославский отдел общества охраны памятников искусства и старины, но без года; далее в 1930-е-1940-е – из собрания Антиповой в 1920 г. В последнем инвентаре – новая запись: собрание Антиповой в 1930!? Полная путаница, которая была частично исправлена в Каталоге коллекции художественного отдела музея 1964 г. Е.П. Юдиной и В.П. Митрофановым – установили, наконец, правильный источник поступления: Общество охраны и год: 1920. При этом в каталог, по-прежнему, не вошли ценнейшие сведения сына художника, Д.В. Поленова, о даре картины Обществу самим автором. Объяснения этому нет, тем более, что об аналогичной передаче тому же Обществу в 1914 г. произведений из музея Академии художеств информация опубликована.

Вернемся к самому произведению. Авторская подпись на лицевой стороне отсутствует, на подрамнике имеется надпись (не авторская) – ВП, повторенная 4 раза. Тем не менее, происхождение картины является абсолютным свидетельством принадлежности ее кисти Поленова. Наглядным подтверждение этому является техническое мастерство исполнения работы и живописные приемы, характерные для произведений мастера, относящихся к серии путешествий на Восток.

В "Генисаретском озере" с полной силой раскрылась "чистота и звучность живописной палитры" Поленова, появившаяся в его этюдах первой поездки на Восток в 1881-1882 гг.

Приведем выдержки из труда Эрнеста Ренана «Жизнь Иисуса», который раньше Поленова, в 1860 г. совершил поездку на Восток по местам, связанным с жизнью Христа. Его впечатления от Тивериадского озера полностью отражают тот образ, который потом запечатлел художник в своем пейзаже: озеро "имеет вид овала, но образует, начиная с Тивериады и до устья Иордана нечто вроде залива, изгиб которого равняется почти 3 милям… По выходе из Тивериады вы видите вначале крутые скалы и гору, как бы готовую обрушиться в море. Далее горы отступают, и почти в уровень с озером открывается равнина. Это прелестная, ярко-зеленая роща, обильно изборожденная водами... Горизонт ослепителен светом. Воды, цвета небесной лазури глубоко врезались в палящие скалы, и, если глядеть на них с высоты гор Сафеда, они кажутся как бы на дне золотого сосуда …на западе высокие волнистые плоскогорья Гавлонитиды и Переи, совершенно бесплодные, окутанные солнцем в какую-то бархатистую атмосферу, представляются сплошной горой или, лучше сказать, высокой длинной террасой, с Кесари Филипповой, бесконечно тянущейся к югу". (Э. Ренан. Жизнь Иисуса. М., 1991. С. 134-135).

Поленов, как известно, разделял взгляд Ренана на личность Христа, увлекся его трудами еще в Париже в 1873-1876 гг. и задумал свой цикл картин на темы Евангелия. Для этого и понадобились поездки на Восток для сбора материала в 1881-1882 и 1899 гг.

Наш пейзаж является законченной самостоятельной картиной, написанной, скорее всего в России, по этюдам путешествия. Такой вывод напрашивается благодаря сравнительно большому размеру холста. Датировать его можно как 1880-ми, так и 1890-ми годами, чему не противоречит техника и характер живописного исполнения картины.

По каталогам выставок (ТПХВ), где не указаны размеры, трудно определить – была ли наша работа экспонирована. Авторское название "Генисаретская долина" позволяет выделить несколько выставок, где были представлены картины или этюды с близким названием и подходящие к изображению (слева видна часть озера с заливом, справа долина, спереди высокий берег- /западный/, вдали горы- /восточные/): - 1885 – 13-я ТПХВ: "Тивериадское озеро. Евангельское Генисаретское, или Галилейское море". - 1900 - Всемирная парижская выставка: "Генисаретская долина". - 1903 - 1-я выставка этюдов, рисунков, эскизов, ТПХВ, П.: "Тивериадское озеро. Генисаретская долина", "Тивериадское озеро. Залив у Тивериады", "Тивериадское озеро. Дальние горы" и др. - 1903 - 31-я выставка ТПХВ, М.: те же и "Тивериадское озеро. Долина Генисарет" и др. - 1913 – ноябрь - выставка этюдов, рисунков, эскизов, ТПХВ, М.: "Озеро и долина Генисарета. Западные горы" (в каталоге Западные горы озера и долины Генисарет); "Море Галилейское, или Тивериадское озеро".

Произведения В.Д. Поленова в Ярославском художественном музее. Проблемы атрибуции. Ярославский художественный музей


Мертвое море.
В.Д. Поленов. Предположительно1882 г. Холст, масло. 19,5 на 34
На обратной стороне надпись: Анне Михайловне Мосоловой на добрую память от E.K и Ф.П. Тоскиных 16 февраля 1939.
Частная коллекция
Предлагаемый эскиз, возможно, является подготовительным для работы Поленова 1886 г. "На Генисаретском озере (Тверия)" в Государственной Третьяковской галерее в Москве
http://www.invaluable.com/auction-lot/f-vasili-dmitrievich-polenov,-1844-1927-,-the-d-41-c-n42qctd9us


Генисаретское (Тивериадское) озеро.
В. Д. Поленов. Холст, масло.
Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан, Казань

Генисаретское (Тивериадское) озеро.
В. Д. Поленов. 1881-82 гг. Холст, масло 31 х 63.
Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан, Казань


Тивериадское озеро.
В.Д. Поленов. 1890-е. Холст, масло. 19,5 х 37
Частная коллекция

Справа внизу подпись: В.Поленовъ

Картина представляет собой вид на Тивериадское озеро, знаменитое Галилейское море из евангельской истории. Поленов дважды посещал Палестину (1881–1882, 1889) во время подготовки своих библейских работ («Христос и грешница», цикл «Из жизни Христа»). Из своих поездок художник привез множество работ, запечатлевших образ Ближнего Востока. В этой удивительно яркой и в то же время исполненной особой гармонией природе Поленов искал отзвуки евангельских событий: казалось, еще вчера по водной глади древнего озера ступала нога Иисуса. В картине особенно поражает глубина и насыщенность колорита. Пронзительный цвет воды завораживает, притягивает к себе взгляд. Еще более впечатление глубины усиливается благодаря зеленоватым бликам на волнах. Концентрированность цвета лишь немного смягчена светлыми очертаниям и гор и белых облаков, расстилающихся над озером. Ученик Поленова И.С. Остроухов писал о палестинских пейзажах своего учителя: «Это было нечто полное искреннего увлечения красочную красотою и в то же время разрешавшее красочные задачи совершенно новым для русского художника и необычным для него путем. Поленов в этих этюдах открывал русскому художнику тайну новой красочной силы и пробуждал в нем смелость такого обращения с краской, о которой он раньше и не помышлял». magnumars.ru


Этюд к картине "Христос на Генисаретском озере".
В.Д. Поленов. 1890-е. Холст на картоне, масло, 8х13,5 дюйм.
Частная коллекция


Тивериадское (Генисаретское) озеро.
В.Д.Поленов. 1881-1882 гг. Холст, масло. 30,7х17,5.
Слева внизу подпись – монограмма: ВП.
Дар П. М. Третьякова в 1895 г. Инв.№ 2759.
Государственная Третьяковская галерея
http://www.tez-rus.net/ViewGood20679.html


Камни на берегу Тивериадского озера.
, Подписал с монограммой и от 1887, также дополнительно вписаны в кириллице с посвящением на обороте.
В.Д. Поленов. 1887 г. Дерево, масло, 21 на 12,5.
Подпись-монограмма.
Подарок художника Александру Всеволожскому, коллекционеру и другу Поленова, 5 января 1901 (дарственная надпись на оборотной стороне).
Частная коллекция, Италия.
Подлинность работы была подтверждена экспертом В. Петровым.
Настоящий этюд сделан для картины "Тивериадское озеро", 1888(?) из коллекции Государственной Третьяковской галереи.
http://www.invaluable.com/auction-lot/polenov,-vasily-1844-1927-study-of-rocks-by-lak-49-c-abc36c5b97

***


У подножия горы Эрмон (ныне Хермон, север Израиля).
В. Д. Поленов. 1882 г. Холст, масло. 11,1х19
Государственный музей-усадьба В. Д. Поленова


У подножия горы Хермон
В. Д. Поленов. 1882 г. Холст, масло. 11,1х19
Справа внизу авторская надпись и подпись – монограмма: Эрмон ВП 82.
Приобретена П. М. Третьяковым в 1885 г. у автора. Инв.№ 2767.
Государственная Третьяковская галерея


Гора Эрмон.
В. Д. Поленов. 1882 г. Холст, масло. 10х15,8
Чувашский государственный художественный музей


Эермон в Галилее.
В.Д. Поленов. Этюд. Нач. ХХ в. Холст на картоне, масло. 10х17.
Подпись «ВП».
Частная коллекция (?)
http://auction-ruseasons.ru/index.php?a=2&b=115483&h=1


Гора Хермон с Фавора.
В.Д.Поленов. 1882 г. Холст, масло. 12 х 19,7.
Справа внизу подпись – монограмма: ВП 82.
Приобретена П. М. Третьяковым в 1885 г. у автора. Инв.№ 2757.
Государственная Третьяковская галерея
http://www.tez-rus.net/ViewGood20676.html

***


Галилейская анемона.
В.Д. Поленов. 1883 г.  Холст, масло. 16,5 х 10,8.
Государственная Третьяковская галерея, Москва

***


Садик в Яффе.
В.Д. Поленов. 1882 г.


Берег Иордана.
В.Д. Поленов. 1882 г. Холст, масло.
Смоленский государственный музей-заповедник.
Работа поступила в 1932 году из Государственной Третьяковской галереи.

Тэги: живопись, Поленов В.Д., святые места в живописи, Святая Земля

Ещё по теме:

Пред. Оглавление раздела След.
В основное меню