RSS
Написать
Карта сайта
Eng

Новое на портале

Книги и сборники

Материалы конференции «От Зауралья до Иерусалима: личность, труды и эпоха архимандрита Антонина (Капустина)». Далматово, 12-13 мая 2016

«Как ангел, ты тиха, чиста и совершенна… Великая княгиня Елисавета Феодоровна в Казанском крае». А.М. Елдашев

Статьи и доклады

Служение святителя Феофана Затворника (Вышенского) в Палестине в первом составе Русской Духовной Миссии (1847-1853 гг.). Климент (Капалин), митр. Части 1-2.

История создания и деятельности Нижегородского отдела Императорского Православного Палестинского Общества. Тихон (Затекин), архим.

Святыни Елеона (по запискам русских паломников). Часть 2. Августин (Никитин)

Таврический отдел Императорского Православного Палестинского Общества (1900-1917 гг.): по материалам «Таврических епархиальных ведомостей». Р.А. Близняков, М.А. Агатова

Интервью

России верный сын. Глава Шадринского района о подготовке к 200-летию со дня рождения архим. Антонина (Капустина)

Алексей Лидов: Путь в Византию. Нам не дано предугадать..?

Россия на карте Востока

Летопись

24 октября 1918 Совет Коммун предложил Академии наук принять Палестинское общество в свое ведение

25 октября 1950 написали заявление о вступлении в РПО член-корр. А.И. Якубовский и д.и.н. Н.В. Пигулевская, редактор 24-х Палестинских сборников

26 октября 1950 академик В.В. Струве и член-корр. П.В. Ернштедт написали заявление о вступлении в РПО

Соцсети


Записка о часовне,

устрояемой в С.-Петербурге на Песках,
причисленной на возобновление древнего храма Св. Николая в полуразрушенной его обители в Мирах-Ликийских.

Усердные чтители памяти Св. Христова и Чудотворца Николая! Предлагаем краткие сведения о той местности, в коей он жил и архиерействовал, где он священнодействовал и где упокоилось нетленное по смерти тело его; а также и об устрояемой в С.-Петербурге часовне Александро-Николаевской.

Местность, известная под именем Мир-Ликийских, представляет ровную весьма обширную долину, окруженную с трех сторон высокими горами, а с южной морем; в юго-западной ее части, и в двадцати минутах тихой верховой езды от пристани, находится полуразрушенная обитель, в которой уцелел древний храм Св. Христова Николая. Предание гласит, что храм этот был устроен триста лет спустя после земной жизни Иисуса Христа и назывался новым Сионом; а после неоднократных опустошений арабами и другими мусульманами (в XI-XIV веках) все здание Обители в первой половине XVI века, около 1530 года, завалено было вследствие землетрясения глинистою землею или илом, из которого состоит и самая местность, его окружающая. Французский археолог Зальцман уверяет, и предание с ним совершенно согласно, что ил этот был нанесен с гор от разлиявшегося, вследствие сильного землетрясения, обширного озера, следы коего видны на горах в шести часах расстояния от места, и это обстоятельство подтверждается еще тем, что следы когда-то происшедшего весьма сильного земного переворота видны и теперь по всей долине, в особенности же у берегов.

Ревнители веры и почитатели Св. Николая никогда не оставляли той местности в забвении: в убогой греческой часовне на том месте не прекращалось богослужение для поклонников и немногих туземных христиан. Но на открытие древнего храма и обновление его никакой надежды не представлялось. Наконец, блаженной памяти Русский поклонник Андрей Николаевич Муравьев в 1849 году, на обратном пути из г. Иерусалима, посетивши Миры и увидавши полуразрушенную Обитель с уцелевшим древним храмом Великого Чудотворца в жалком положении, так что место это служило пристанищем скота, – возгорел духом и приложил усердие к восстановлению святого места; он просил разрешения на сбор пожертвований, и Святейший Синод с Высочайшего соизволения благословил ему производить сбор по всей России на восстановление из развалин дорогой русскому сердцу святыни.

Но дело обновления, вследствие скоро возникших замешательств на востоке и затем войны крымской, было остановлено на неопределенное время, – тем более, что и греки, владельцы той местности, из боязни турецкого правительства, не весьма охотно помогали. Наконец, к 1873-му году усердием боголюбивого графа Николая Павловича Игнатьева, бывшего русского посла в Константинополе, вышеупомянутая местность с древним храмом приобретена в собственность православного нашего отечества, и предположено восстановить древний храм во имя Святителя Николая. На каковой предмет, по ходатайству его Сиятельства графа Игнатьева, с Высочайшего разрешения и благословения Святейшего Синода, была выдана книга на сбор в России доброхотных приношений; но, с началом войны сербов, а затем и нашего отечества с Турциею, жители всех сословий преимущественно направляли свои пожертвования в местные общества Красного Креста для улучшения бедственного положения, сражавшихся за свое отечество, русских воинов. Поэтому, в виду таких обстоятельств, было признано более полезным приостановить до удобного случая помянутый сбор. В настоящее время, за последовавшим заключением мира между воевавшими державами, есть достаточное основание предположить, что сбор добровольных приношений для вышеуказанной цели может быть успешнее. К утешению чтителей памяти Св. Николая, мы считаем долгом с благодарностью прибавить, что еще в прошлом 1878-м году торговцы Александровского рынка в С.-Петербурге, движимые чувством благоговения, единогласным приговором ходатайствовали о дозволении им передать построенную ими часовню во второй улице на Песках в ведение Мир-Ликийского древнего храма чудотворца Николая в полуразрушенной его обители, для скорейшего восстановления и обновления дорогой всем православной святыни.

Правительство милостиво обратило внимание на усердную просьбу боголюбивых общественников; с благословения Святейшего Синода и с Высочайшего разрешения последовало определение, согласно просьбе строителей часовни; сделано распоряжение о приписке сей часовни к вышеупомянутому храму, с возложением непосредственного заведывания сею часовнею на прибывшего для сбора пожертвований в пользу упомянутого храма Иеромонаха Афанасия из русского на Афоне Пантелеимонова Монастыря. С.-Петербургское Епархиальное начальство выдало этому Иеромонаху, пребывающему в Александро-Невской лавре, и книгу для производства сбора пожертвований. Нет сомнения, что ревнители православия, приветствуя с душевною признательностию всех участников настоящего св. дела, и с своей стороны отнесутся с живейшим сочувствием к восстановлению памятника святой веры и не откажут доброходным даянием пополнить источник средств к возобновлению древнего святилища.

Уступленная в собственность упомянутого храма часовня устроилась в память спасения драгоценной жизни богохранимого Монарха нашего от преступного покушения в Париже, в 1867-м году; и ныне предполагается освятить ее в честь святителя Николая и благоверного князя Александра Невского. Поэтому часовня будет называться Александро-Николаевскою: днем же освящения предполагается 9 Мая. В часовне будут поставлены снимок с древней иконы Божией Матери Скоропослушницы, крест с частию животворящего древа и части мощей Николая, Пантелеимона и других угодников Божиих. Но для окончательного устройства ее и приведения в подобающее православной святыне благолепие потребуется еще много издержек, потому что строители часовни предали ее в черне; а также и успешное возобновление древнего храма святителя Николая в полуразрушенной его обители поставлено в тесную зависимость от великодушия русского общества, богатого усердием ко святому делу. 

Иеромонах Афанасий.

Иеромонах Афанасий. Сказание о Александро-Николаевской часовне: Записка о часовне, устрояемой в С.-Петербурге на Песках. СПб, 1879.

Тэги: Николо-Александровский (Барградский) храм в С-Пб.

Пред. Оглавление раздела След.
В основное меню