RSS
Написать
Карта сайта
Eng

Россия на карте Востока

Летопись

21 декабря 1917 секретарь ИППО А. А. Дмитриевский разослал извещения о панихиде по М. П. Степанову

21 декабря 1937 тройкой УНКВД по Куйбышевской обл. приговорен к расстрелу архиеп. Самарский Александр (Трапицын), пожизненный действительный член ИППО, священномученик

23 декабря 1885 Совет ИППО решил ассигновать Иерусалимскому Патриарху Никодиму 15 тыс.руб. на нужды церквей и школ

Соцсети


В центре мира, у Гроба Господня

Императорское Православное Палестинское Общество (ИППО) — старейшая в России научная и благотворительная неправительственная организация, уникальная по своему значению в истории национальной культуры, русского востоковедения, русско-ближневосточных отношений.

Уставные задачи Общества — содействие паломничеству в Святую Землю, научное палестиноведение и гуманитарно-просветительное сотрудничество с народами стран библейского региона — тесно связаны с традиционными духовными ценностями нашего народа и приоритетами российской внешней политики. Равным образом и огромный пласт мировой истории и культуры не может быть правильно осмыслен и творчески освоен вне связи с Палестиной, её библейским и христианским наследием.

Задуманное ещё зачинателями русского дела на Востоке епископом Порфирием (Успенским) и архимандритом Антонином (Капустиным) и созданное в 1882 году державной волей Александра III Палестинское Общество в дореволюционный период пользовалось августейшей, а значит, и непосредственной государственной поддержкой. Во главе его стояли великий князь Сергий Александрович — с момента основания Общества до дня своей гибели 4 февраля 1905 года, а затем, до 1917 года,— великая княгиня Елизавета Фёдоровна.

Инициатором создания Общества в 70-е годы XIX века выступил известный российский палестиновед, видный петербургский чиновник В. Н. Хитрово (1 834–1 903). Его первое путешествие в Святую Землю летом 1871 года, увиденное воочию тяжёлое, беспомощное положение русских паломников и безотрадное состояние Иерусалимской Православной Церкви, особенно её арабской паствы, произвели на Василия Николаевича столь сильное впечатление, что весь духовный мир его изменился. Вся дальнейшая жизнь В. Н. Хитрово была посвящена помощи делу православия на Ближнем Востоке.

Особым потрясением стало для Хитрово знакомство с рядовыми православными паломниками. «Только благодаря этим сотням и тысячам серых мужичков и простых баб,— писал он,— из года в год движущихся из Яффы в Иерусалим и обратно, точно по русской губернии, обязаны мы тому влиянию, которое имя русское имеет в Палестине; влиянию настолько сильному, что вы с русским языком пройдёте по этой дороге, и вас не поймёт разве только какой-нибудь пришлый издалека бедуин. Отнимите это влияние — и православие заглохнет среди систематической католической и ещё более сильной в последнее время протестантской пропаганды».

Русское присутствие в Святой Земле уже тогда имело свою историю. В Иерусалиме с 1847 года работала Русская Духовная Миссия. В Петербурге с 1864 года — Палестинская Комиссия при Азиатском департаменте МИД. Русское Общество пароходства и торговли исправно доставляло паломников из Одессы в Яффу и обратно. Но для координации усилий различных русских учреждений в Палестине необходимо было создание частного, независимого от государственных структур Общества, с широкой массовой основой и одновременно поддержкой на самом высоком уровне.

И здесь решающую роль сыграло паломничество в Святую Землю 21–31 мая 1881 года братьев императора Александра III, великих князей Сергия и Павла Александровичей, с их двоюродным братом великим князем Константином Константиновичем. Общение с деятелями Русской Палестины и прежде всего с начальником Русской Духовной Миссии архимандритом Антонином (Капустиным) привело к тому, что Сергий Александрович вполне проникся интересами русского дела на Востоке. По возвращении великого князя из Иерусалима В. Н. Хитрово убеждает его стать во главе проектируемого Общества.

Восьмого мая 1882 года устав Православного Палестинского Общества был высочайше утверждён. А 21 мая во дворце великого князя Николая Николаевича (Старшего), также совершившего в 1872 году паломничество в Палестину, в присутствии членов императорской фамилии, русского и греческого духовенства, учёных и дипломатов состоялось его торжественное открытие.

Узнав, что во главе Палестинского Общества поставлен брат царя, великий князь Сергий Александрович, десятки лучших представителей российской знати спешили вступить в ряды новой организации. В первый же год в число её почётных членов вошло 13 членов царской семьи во главе с Александром III и императрицей Марией Фёдоровной. Все премьер-министры, министры иностранных дел, обер-прокуроры Святейшего Синода состояли в разные годы в Палестинском Обществе.

В результате быстрой и успешной реализации в Палестине целого ряда строительных и научно- археологических проектов Общество приобрело достаточный авторитет. Семь лет спустя после его основания Сергий Александрович мог со всей ответственностью поставить вопрос о признании Общества единственной централизованной силой, руководящей всей русской работой на Ближнем Востоке. Высочайшим указом от 24 марта 1 889 года Палестинская Комиссия была расформирована, а её функции, капиталы, имущество и земельные участки в Святой Земле были переданы Палестинскому Обществу, получившему с этого дня почётное именование Императорского. В известном смысле это был настоящий политический переворот.

Ключевой фигурой всей вертикали Императорского Православного Палестинского Общества был Секретарь. В течение 35 лет дореволюционного периода этот пост занимали четыре деятеля, разные по рождению, характеру, образованию и таланту. И каждый, как говорят в таких случаях, был на своём месте. Генерал М. П. Степанов (1882-1889) — военная косточка, адъютант и царедворец, верный спутник и соратник великого князя и великой княгини, человек чрезвычайного опыта и такта. В. Н. Хитрово (1889-1903) — скрупулёзный бухгалтер и статистик и вместе с тем смелый политический мыслитель и публицист, организатор масштабных гуманитарных и просветительных проектов. А. П. Беляев (19031906) — блестящий дипломат, образованнейший арабист, открытый к серьёзному богословскому диалогу на любом из диалектов арабского языка. Наконец, А. А. Дмитриевский (1906-1918) — великий церковный историк и источниковед, основатель русской исторической литургики, лучший знаток греческой рукописной книжности и в то же время последовательный поборник русской великодержавной политики на Востоке.

Архитектурные памятники, связанные с деятельностью Общества, доныне во многом определяют исторический облик Иерусалима. Первым по времени был ансамбль Русских Построек, унаследованный Обществом от Палестинской Комиссии и включающий в себя Троицкий собор, здание Русской Духовной Миссии, консульство, Елизаветинское и Мариинское подворья и Русскую больницу. Дивный храм Марии Магдалины на склоне Елеона, освящённый 1 октября 1888 года, стал своеобразной архитектурной визитной карточкой современного Иерусалима. Символическое значение приобрело и носящее имя первого председателя Общества знаменитое Сергиевское подворье, с угловой круглой башней, на которой в праздничные дни развевался «палестинский флаг» — знамя ИППО. В самом сердце Старого Города, близ храма Гроба Господня, расположено Александровское подворье, вместившее евангельский Порог Судных Врат и храм Александра Невского, освящённый 22 мая 1896 года в память об основателе Общества Александре III Миротворце. На улице Пророков сохранилось Вениаминовское подворье, подаренное Обществу в 1891 году игуменом Вениамином. Самым поздним в ряду иерусалимских проектов стало Николаевское подворье, названное так в память о последнем российском самодержце и освящённое 6 декабря 1905 года.

Русское строительство в Иерусалиме во второй половине XIX — начале XX века можно по праву назвать героическим. На захолустной окраине Османской империи, без дорог и инфраструктур, без подготовленной рабочей силы предстояло создать, как мы теперь сказали бы, целый микрорайон с необходимыми инженерными службами. Любой этап проекта, начиная с приобретения участка, получения фирмана на строительство, привлечения специалистов, был обставлен множеством условий и препятствий в насквозь коррумпированной феодальной стране.

Значительная часть всего необходимого ввозилась из Европы. Цена на российские стройматериалы непомерно возрастала из-за дороговизны перевозок. Дерева в Палестине нет вообще. Что касается местного камня, то далеко не все его виды пригодны для городского строительства. Его приходилось добывать в загородных каменоломнях, доставлять на стройку по сложным просёлочным дорогам в длинных повозках на традиционной для Ближнего Востока тяге — послушных и выносливых мулах.

Главную рабочую силу составляли арабы-палестинцы, нанятые из окрестных деревень. Простых феллахов, вчерашних погонщиков верблюдов, приходилось обучать совершенно непривычным для них строительным профессиям. Рабочий день начинался, по условиям климата, в шесть часов утра и заканчивался под нестерпимым солнцепёком к часу дня; строительный сезон продолжался с весны до осени, за исключением дождливых зимних месяцев.

В отличие от других подрядчиков, нещадно эксплуатировавших почти даровую арабскую рабочую силу, Общество всегда проявляло нетипичную для колониальной страны заботу о своих строителях. Для облегчения тяжёлых условий работы закупалась в Европе дорогостоящая строительная техника, создавались мастерские по обработке материалов. Руководителям и прежде всего создателю Сергиевского и Александровского подворий, первому уполномоченному Палестинского Общества в Святой Земле Д. Д. Смышляеву самим нередко приходилось быть в одном лице и подрядчиками, и инженерами, и сторожами, и чернорабочими. Так возник уникальный феномен — Русский Иерусалим, ставший образцом и основой дальнейшего развития города.

История безжалостно обошлась с наследием ИППО — плодом многолетних затрат и усилий нашего народа. В здании Духовной Миссии сейчас размещается мировой суд Иерусалима, в Елизаветинском подворье — полицейский участок, в Николаевском — службы министерства юстиции, а в Мариинском подворье — Музей еврейского сопротивления.

Памятники, связанные с деятельностью Императорского Православного Палестинского Общества существуют и вне Иерусалима. В 1901–1904 годах было построено Назаретское подворье имени великого князя Сергия Александровича, в 1902 году — подворье имени Сперанского в Хайфе. Оба проданы в 1964 году.

Другим важнейшим направлением деятельности Общества была поддержка православия в Святой Земле. Сюда можно отнести и прямую финансовую помощь иерусалимским патриархам, и строительство храмов в местах компактного проживания православных арабов с последующим их обеспечением всем необходимым, и дипломатическую помощь Патриархии, и учебно-просветительную работу среди арабского православного населения.

Первые школы Общества в Палестине были открыты уже при его создании, в 1882 году. С 1895 года просветительная инициатива охватила и пределы Антиохийского Патриархата. Основным плацдармом школьного строительства становятся Ливан и Сирия. По данным 1909 года, в двадцати четырех русских учебных заведениях Палестины обучалось 1576 человек. В семидесяти семи школах Сирии и Ливана — 9974 ученика. Пятого июля 1912 года Николай II утвердил одобренный Государственной Думой закон о бюджетном финансировании учебных заведений Общества в Сирии и Ливане в сумме 150 тысяч рублей в год. Аналогичная мера планировалась и для школ Палестины. Первая мировая война и затем революция прервали на взлёте русский гуманитарный прорыв на Ближнем Востоке.

Чуть больше ста лет назад, 21 мая 1907 года, в Петербурге и Иерусалиме торжественно праздновали 25-летний юбилей Общества. В дневнике императора Николая II под этим числом читаем: «В 3 часа во Дворце состоялось празднование 25-летия Палестинского Общества, сперва был отслужен молебен в Петровской зале, после чего в Купеческой происходило заседание». Император почтил председателя Общества, великую княгиню Елизавету Фёдоровну рескриптом, в котором был подведён величественный итог четверти века работы Общества: «Ныне, обладая в Палестине владениями ценностью почти в два миллиона рублей, ИППО имеет восемь подворий, где находят приют до 10 тысяч паломников, больницу, шесть лечебниц для приходящих больных и 101 учебное заведение с 10 400 учащихся; за 25 лет им выпущено в свет 347 изданий по палестиноведению».

В Обществе состояло к тому времени более трёх тысяч членов, его отделы действовали в 52 епархиях Русской Православной Церкви. Недвижимое имущество Общества составляли 28 земельных участков — двадцать шесть в Палестине и по одному в Ливане и в Сирии — общей площадью более 23,5 гектара.

После Февральской революции Общество перестало именоваться «Императорским», а великая княгиня Елизавета Фёдоровна сложила с себя полномочия председателя. Девятого апреля 1917 года председателем был избран прежний вице-председатель, князь А. А. Ширинский-Шихматов. Осенью 1918 года князь эмигрировал в Германию. Там, объединив некоторых из прежних членов Общества, оказавшихся в эмиграции, он возглавил параллельный Совет Православного Палестинского Общества — своеобразное руководство в изгнании. Члены Совета, оставшиеся на родине, 5 (18) октября 1918 года избрали председателем Общества академика В. В. Латышева, который и занимал этот пост до самой кончины 2 мая 1921 года. После него председателем Общества стал знаменитый русский учёный-византинист, академик Ф. И. Успенский.

С 1918 года Общество было вынуждено отказаться и от именования «Православное» и с тех пор называлось Российским Палестинским Обществом при Академии наук. Поскольку какие-либо связи с Палестиной надолго были прерваны, ему пришлось ограничиться исключительно научной деятельностью. Что касается нашей палестинской недвижимости — низкий поклон русским людям, сумевшим в горькие годы изгнания сохранить этот островок Святой Руси на Святой Земле.

Создание государства Израиль 14 мая 1948 года вновь сделало возвращение российской собственности актуальным. Двадцать пятого сентября 1950 года было издано распоряжение Совета Министров СССР о возобновлении деятельности Российского Палестинского Общества (РПО). Первое собрание возобновлённого состава Общества в Москве состоялось 16 января 1951 года. Председателем РПО был избран известный историк-востоковед С. П. Толстов. В марте того же года в Иерусалим прибыл официальный представитель Общества М. П. Калугин, разместившийся в иерусалимской штаб-квартире в Сергиевском подворье.

Однако в 1964 году большая часть принадлежавшей ИППО недвижимости в Палестине была продана правительством Хрущёва израильским властям за 4,5 миллиона долларов. После начавшейся в июне 1967 года Шестидневной войны и разрыва отношений с Израилем советские представители, в том числе представитель РПО, покинули страну.

Новый поворот на рубеже 1980-1990-х годов был связан с восстановлением дипломатических отношений СССР с государством Израиль и изменением традиционной для советского периода внешнеполитической концепции. Двадцать пятого мая 1992 года Президиум Верховного Совета РФ принял постановление о восстановлении исторического имени Императорского Православного Палестинского Общества и рекомендовал правительству принять необходимые меры по возвращению ИППО его имущества и прав. Большое значение для укрепления авторитета Общества имело возобновление в 1990-е годы связи с Русской Православной Церковью. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II принял Палестинское Общество под свое непосредственное покровительство и возглавил Комитет почётных членов ИППО.

Одним из важнейших уставных направлений деятельности Императорского Православного Палестинского Общества с самого начала была и остаётся научная работа в области исторического, археологического, филологического исследования Святой Земли и других стран библейского региона. Достаточно назвать эпохальное открытие в области библейской археологии, осуществлённое в 1883 году архимандритом Антонином (Капустиным) по поручению и на средства Общества — раскопки Порога Судных Врат, через которые Христос шёл на Голгофу.

Огромное значение имеют исследования грузинских древностей командированным на средства великого князя в Иерусалим и на Синай профессором А. А. Цагарели. Активный член Общества, известный путешественник доктор- антрополог А. В. Елисеев прошёл древним путем в Святую Землю через Кавказ и Малую Азию. На участке Общества в Иерихоне Д. Д. Смышляев в 1887 году раскопал остатки древнего византийского храма. При проведении работ были найдены предметы, которые легли в основу Музея палестинских древностей ИППО, находящегося ныне в помещении Александровского подворья.

Особое место в научном наследии Палестинского Общества занимает экспедиция 1891 года под руководством академика Н. П. Кондакова. Её результатом стал капитальный труд великого историка-искусствоведа «Сирия и Палестина». В 1915 году поднимался вопрос о создании по окончании Первой мировой войны Русского Археологического Института в Иерусалиме — по образцу Института, существовавшего в Константинополе.

В послеоктябрьский период членами Общества состояли почти все крупнейшие востоковеды и византинисты, и с этой интеллектуальной силой нельзя было не считаться. За исключением, может быть, самых трудных месяцев «военного коммунизма», научная жизнь Общества практически не прерывалась.

Четырнадцатого июня 2007 года состоялось торжественное собрание, посвящённое 125-летию Императорского Православного Палестинского Общества. В собрании приняли участие Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, почётные члены Общества — министр иностранных дел Российской Федерации С. В. Лавров и мэр Москвы Ю. М. Лужков. Председателем Общества был избран председатель Счётной палаты Российской Федерации С. В. Степашин.

«Россия всегда защищала свои интересы на международной арене и всегда помнила, что мир на Земле зависит и от её присутствия на Православном Востоке, в Святой Земле», — таков был один из главных тезисов в выступлении нового председателя. Процитировав слова из Послания В. В. Путина, в то время Президента России, Федеральному собранию, где говорилось о том, что «живое пространство многомиллионного «русского мира» значительно шире, чем сама Россия», С. В. Степашин заметил: «На мой взгляд, Русская Палестина — это как раз часть нашей исторической памяти, а деятельность Палестинского Общества призвана сохранить и упрочить эту память на пространстве «русского мира»».

Именно поэтому целью ИППО сегодня является полномасштабное восстановление его юридического и фактического присутствия в традиционном пространстве деятельности — в России и за рубежом. Так, крупнейшим архитектурно-строительным объектом Общества на территории Израиля является Сергиевское, или Новое, подворье (Москобийе-эль-Джедиде), расположенное в центре Иерусалима по соседству с Русской Духовной Миссией и Троицким собором. Во время визита в Израиль в апреле 2005 года В. В. Путин заявил о необходимости возвращения подворья. В январе 2008 года состоялся обмен нотами между Россией и Израилем по юридической процедуре. Не дожидаясь окончания переговоров, Путин уже в апреле принял решение о выделении десяти миллионов рублей из Президентского резервного фонда на проведение ремонтных и консервационных работ на объектах Сергиевского подворья.

Двадцать пятого ноября 2004 года Президент России В. В. Путин поддержал ходатайство Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, президента РАН академика Ю. С. Осипова и ректора МГУ академика В. А. Садовничего о возобновлении деятельности Русского Археологического института в Константинополе (РАИК), существовавшего с 1894 по 1914 год и прекрасно зарекомендовавшего себя в истории российской науки и международных научных связей.

Однако наступательная динамика русской работы на Востоке диктует новое, более широкое видение проблемы. И в марте 2008 года Совет ИППО под председательством С. В. Степашина принял решение о создании Русского исторического института (РИИ) с отделениями в Стамбуле, Иерусалиме и Венеции, призванного обеспечить реальный подъём русского научного и гуманитарного присутствия в Средиземноморье.

Таким образом, Палестинское Общество вновь становится востребованным инструментом и проводником русского влияния. Хочется думать, что российские дипломаты сумеют в сложившихся условиях эффективно использовать исторический и нравственный потенциал, наработанный Обществом в странах библейского региона. Необходимым условием для этого является правильное понимание специфики русского православного присутствия в мире как традиционной, апробированной и уважаемой партнёрами формы сотрудничества с Россией.

Лисовой Н.Н., доктор исторических наук, кандидат философских наук

Журнал «Русская история» №2(4), март-апрель 2009 г. С.37-42

Тэги: востоковедение

Пред. Оглавление раздела След.
В основное меню