RSS
Написать
Карта сайта
Eng

Новое на портале

Книги и сборники

Материалы конференции «От Зауралья до Иерусалима: личность, труды и эпоха архимандрита Антонина (Капустина)». Далматово, 12-13 мая 2016

«Как ангел, ты тиха, чиста и совершенна… Великая княгиня Елисавета Феодоровна в Казанском крае». А.М. Елдашев

Статьи и доклады

Святыни Елеона (по запискам русских паломников). Часть 3. Августин (Никитин)

Служение святителя Феофана Затворника (Вышенского) в Палестине в первом составе Русской Духовной Миссии (1847-1853 гг.). Климент (Капалин), митр. Части 3-4.

Служение святителя Феофана Затворника (Вышенского) в Палестине в первом составе Русской Духовной Миссии (1847-1853 гг.). Климент (Капалин), митр. Части 1-2.

История создания и деятельности Нижегородского отдела Императорского Православного Палестинского Общества. Тихон (Затекин), архим.

Интервью

«Там, где Богородица – игуменья». Архангельский художник о путешествии длиной в три года

Алексей Лидов: Путь в Византию. Нам не дано предугадать..?

Россия на карте Востока

Летопись

16 декабря 1918 в протоколе Совета Палестинское общество обозначается как «Российское» (а не «Русское», с января 1918 г.)

17 декабря 1918 скончался член-учредитель ИППО граф С.Д. Шереметьев

18 декабря 1887 скончалась почетный член ИППО, пензенская дворянка М.М. Киселёва

Соцсети


К 25-летнему юбилею служения в епископском сане митрополита Эмесского Афанасия

В ряду современных иерархов Антиохийской церкви одно из почетнейших мест занимает Эмесский митрополит Афанасий, двадцатипятилетие доблестного служения коего в архиерейском сане исполняется в день Благовещения, 25 марта текущего года. Благодаря симпатичному характеру, прирожденному уму, обогащенному редкой любознательностью и неустанной приверженностью к книжному почитанию, и самоотверженной преданности делу служения Церкви Православной и Богом вверенной ему эмесской паствы, владыка Афанасий пользуется по справедливости высоким авторитетом и всеобщим уважением в среде иерархов Антиохийской апостольской кафедры, искренней любовью преданной ему паствы и глубоким уважением даже местных, весьма фанатичных, мусульман во главе с муфтием и профессорами Хомских мусульманских школ. Нисколько поэтому не удивительно, что взоры православных христиан Сирии, и даже весьма многих иерархов ее, не раз уже обращались к Высокопреосвященному Афанасию и раздавались из среды их громкие голоса с горячим и искренним пожеланием видеть его на кафедре свв. апостолов Петра и Павла, во главе сиро-арабской Антиохийской церкви. И будущий историк Антиохийской церкви, быть может, не раз на скрижалях правдивой истории засвидетельствует о том, что мир и внутреннее благоденствие Церкви сирийской в значительной степени обусловливались миролюбием, христианским смирением и отсутствием славолюбия и честолюбия, присущими Высокопреосвященному Афанасию, Эмесскому митрополиту, который славу Церкви Христовой и благо родины, горячо им любимой, ставил всегда выше всяких личных эгоистических расчетов.

Первой заботой владыки Афанасия по вступлении на Эмесскую кафедру и по прибытии в свою резиденцию г. Хомс было поставить народное просвещение на подобающую высоту. Жители кафедрального Хомса, благодаря торговой предприимчивости весьма развитые среди своих соплеменников, испытывали настоятельную нужду в серьезном христианском просвещении. Благостный архипастырь охотно пошел навстречу горячему желанию своей паствы, но увидел ясно, что своими личными средствами удовлетворить этим запросам он был не в силах. Поэтому он решился призвать к себе на помощь Императорское Православное Палестинское Общество и, при его содействии, действительно достиг в этом отношении поразительных благоприятных результатов.

"23 года тому назад, - витийствовал перед нами, когда мы посетили Хомс в марте прошлого года, один из лучших учеников митрополичьей школы в Хомсе, ныне врач Московского университета и кандидат Казанской Духовной академии Юл. Халеби, - прибыл в Хомс вновь избранный митрополит, тогда еще сравнительно молодой владыка Афанасий. Школу он застал в самом плачевном состоянии. Она помещалась в теперешнем здании типографии и в комнате для приема посетителей. Учеников было около 200. Женская школа находилась вне митрополичьего дома и насчитывала не более 100 человек. Прочие дети православных были рассеяны по разным католическим и протестантским пропагандам. Учителей было всего четыре, учительниц - три, с жалованием старшему учителю 200 пиастров (16 руб.) в год. Сердце владыки обливалось кровью при виде этой грустной картины начального образования у православного люда. И он, молодой, полный воодушевления и энтузиазма, принялся за культурную работу. Обладая даром ораторского слова, он блестяще использовал его в целях объединения православных в одну семью. С церковной кафедры и при частых посещениях пасомых на дому, он неумолкаемо взывал: "Верните детей своих Матери Церкви!" И народ послушался его. В результате православная школа начала расти и развиваться. Программа обучения в ее старших классах в скором времени начала равняться почти прогимназическому курсу. Но с ростом школы стали расти и ее потребности, удовлетворить которым православные были не в силах. Достаточно сказать, что учителя по 6-8 месяцев не получали жалования, которого и хватало им лишь на хлеб насущный. Мне хорошо памятен этот кризис в жизни православной Хомской школы, в которой я тогда кончал курс. Владыка понимал всю трудность положения. И вот он, обессиленный, начинает бомбардировать наше Министерство народного просвещения. Но на неоднократные его ходатайства и слезные мольбы и жалобы Стамбул отвечал одним лишь молчанием... Школа находилась между жизнью и смертью. Владыка пал духом, православная община пришла в уныние. Участь школы была решена... Но вот в тот самый момент, когда вся предшествующая гигантская работа готова была рухнуть, когда над школой был произнесен смертный приговор, в этот момент с далекого севера, из единоверной "Московии" раздался голос: "Я иду". Это был голос Императорского Православного Палестинского Общества. Радости народа не было конца.

Когда впервые прозвучал в Хомсе русский гимн, многие старцы со слезами на глазах шептали: "Ныне отпущаеши раба Твоего", ибо очи их увидели, наконец, русских, о пришествии коих в Сирию говорили их предания, их народные пророчества".

В 1895 г. была принята Палестинским Обществом в свое ведение мужская Хомская школа, в 1899 г. - женская школа, а несколько позднее еще две школы - мужская и женская - в предместье Хомса в Хамидиэ. Школы эти, благодаря бдительности надзора владыки Афанасия и тому вниманию, какое им оказано со стороны Совета Императорского Православного Палестинского Общества, назначившего в Хомс особого заведующего школами из русских уроженцев, быстро достигли и в учебном, и материальном отношении вполне благоприятного состояния, которое для многих сирийских школ и доныне остается еще предметом вожделений. В мужской школе в Хомсе ныне насчитывается около 500 учащихся, в Хамидиэ - около 240 учащихся, в женской Хомской школе учениц более 400, а в Хамидиэ - около 190 учениц. В мужской Хомской школе занимается 15 учителей, из коих один, старейший Иосиф Шагин, временно исполняет и обязанности заведующего всеми Хомскими школами. Один учитель - с образованием Казанской Учительской семинарии, другой - воспитанник Назаретского им. В.Н. Хитрово пансиона, в Хамидиэ старший учитель - питомецтого же пансиона. В женских школах старшие учительницы - воспитанницы Бет-Джальской Учительской семинарии.

Все ученики мужских школ разделены на классы. Детский сад занимает два помещения: в одном - 90 [детей], в другом - 40; первая группа помещается в четырех классах: в одном - 40 учеников, а в остальных - по 30 человек; вторая группа раздроблена на три класса, в каждом по 30 человек; третья группа делится на два класса по 30 человек в каждом, и только четвертая и пятая группы соединены в один класс, имея около 22 учеников. Преподавание, благодаря численному персоналу учащих, ведется здесь предметное, чем весьма значительно поднимается успешность учащихся. Учащихся последних групп насчитываются десятки. И если бы не погоня за иностранными языками в инославных школах, куда большинство их расходится, то процент оканчивающих курс учеников здесь был бы всегда весьма высокий. Содержание учителей, смотря по степени их научного ценза, колеблется от 130 франков 58 сантимов до 30 франков в месяц. Учителя большею частью люди интеллигентные и пользуются в среде местного населения почтенной известностью, как поэты и журнальные деятели.

В женских школах кадры учащих в интеллектуальном отношении несколько слабее, чем в мужских, но старшие учительницы - воспитанницы семинарии Общества и весьма успешно ведут дело воспитания местного женского юношества, которое нередко из-за парты прямо и вступает в жизнь. Старшая учительница женской Хомской семинарии Салуа Саляме, хотя и не воспитанница наших школ, за свой природный ум, широкое литературное образование и поэтический незаурядный талант пользуется в местном обществе репутацией развитой и даровитой поэтессы.

Здания школ, поставленные благодаря стараниям владыки Афанасия под покров местных храмов и в их соседство, оборудованы так хорошо, что трудно было бы и пожелать лучшего. Здание Хомской женской школы мы, без преувеличения, можем назвать дворцом. Несколько проще и менее благоустроены школы в Хамидиэ, но это и вполне естественно: это - школы предместья митрополии.

Входя во все подробности своих школ и интересуясь не только постановкой в них учебно-воспитательного дела, но и внутренней индивидуальной жизнью каждого учащего, владыка Афанасий постоянно посещает классные занятия в учебное время и уже непременно присутствует на всех экзаменах. В эти свои посещения он не только проверяет и испытывает учащихся в их познаниях, но нередко сам дает образцовые уроки преподавателям, в своем увлечении забывая иногда о своем высоком положении экзаменатора и покровителя школ.

Близко принимая к сердцу успехи этих любимых своих детищ, владыка Афанасий не мог не болеть нежной своей душой и за те обездоленные школы Хомса и других мест своей епархии, которые лишены покровительства и помощи Императорского Православного Палестинского Общества, и сдать которые на руки его - составляет заветную мечту доброго архипастыря. И не его в том вина, что этой его заветной мечте ставятся пока препоны... Но благостный и любвеобильный архипастырь и здесь нашел возможность свои обездоленные школы питать крупицами от богатой трапезы школ Общества. По окончании летних экзаменов владыка обыкновенно собирает все учебники и учебные пособия по школам Общества и в начале следующего учебного года рассылает их для бесплатной раздачи по школам епархиальным, в ведении Общества не состоящим...*

______________________

* Таких школ в епархии митр. Афанасия насчитывается семь, и на их содержание он получает субсидию от нашего Св. Синода в 700 руб. В личное же распоряжение из правительственной субсидии в 30 тыс. руб. Антиохийскому Патриархату митр. Афанасий получает лишь 60 золотых, т. е. 450 руб. серебром.

______________________

Глубоко печалило ревностного по вере Христовой владыку Афанасия поголовное бегство старших учеников его школ в школы инославные для получения среднего образования и для изучения иностранных языков - французского и английского, без которых сирийцу нашего времени почти невозможно подыскать на родине никакой практической деятельности. Этот переход из школ православных в инославные не всегда оставался безрезультатным для твердости и устойчивости религиозных убеждений православных школьников. Редко, но бывали печальные случаи уклонений некоторых из них в инославие. Задумываясь серьезно над этой назревшей потребностью данного времени своей горячо любимой паствы, добрый владыка возымел желание создать в Хомсе среднее учебное заведение с иностранными языками и построить прекрасное здание для интерната. Не имея личных средств, но одушевляемый единственно горячей верой в пользу задуманного дела и рассчитывая на свою неутомимую энергию и настойчивость в осуществлении предпринятого намерения, он в сравнительно короткое время в Хомсе, в Сирии вообще и в Америке среди эмигрантов успел собрать весьма крупную сумму денег и выстроить на них великолепное трехэтажное здание. В здании этом имеются не только комнаты для классов и вечерних занятий учеников, чудная светлая спальная с очаровательным видом на город, столовая и все службы, но и помещения для воспитателей и всего учащего холостого персонала. Здание это, благодаря истощению средств, долго, однако, стояло без внутренней отделки. Но энергия владыки и эту беду превозмогла. Путем устройства народных чтений и патриотических спектаклей, до которых весьма большие охотники местные жители, вообще мало знакомые с внедомашними развлечениями, благодаря царящей здесь патриархальности и замкнутости семейной жизни, удалось привлечь в пустую кассу митрополии достаточные средства и довести благое дело до конца. Читатели ниже в отделе "Вести с Православного Востока" найдут подробные сведения о состоявшемся уже открытии этого средне-учебного заведения, о программе наук, входящих в состав его учебного курса, и о внутреннем строе жизни учащихся.

Мы, со своей стороны, выражаем искреннюю радость, что это доброе дело ныне является как бы венцом 25-летней неусыпной и плодотворной пастырской ревности Высокопреосвященного Афанасия на пользу просвещения родного сирийского народа. Это благое дело юбиляра принесет, несомненно, громадную пользу церкви Антиохийской. Владыка Афанасий не перестает крепко верить, что и в этом своем благом начинании он встретит сочувствие и поддержку великодушной России, к помощи которой он горячо ныне взывает... Владыке желательно - и это вполне понятно, - чтобы вновь открытая семинария широко распахнула свои двери и для лучших учеников школ Императорского Православного Палестинского Общества, намеревающихся завершить свое образование в средне-учебном заведении. С этой целью он выражает полную готовность не только ввести в круг преподаваемых наук в открытой им семинарии русский язык, но и подчинить свою семинарию высшему контролю инспекции Императорского Палестинского Общества... И есть некоторые основания полагать, что упование благостного владыки на помощь из России "не останется тщетным"...

В непрестанных своих заботах о существующих школах и обучающихся в них школьниках, добрый архипастырь не забывает и о тех чадах своей паствы, которые тяжелыми суровыми обстоятельствами жизни лишены были возможности получить книжное обучение, и с юных лет вынуждены для себя, а нередко и для своих семей добывать себе кусок хлеба насущного тяжелым ежедневным трудом: то за ткацким станком, то в портняжных мастерских и т.д. Шелководство, как известно, одно из главных занятий местных обывателей, и ткацкое ремесло - их обычный домашний труд. В Хомсе в 1899 г. считалось до 200 ткацких фабрик с 4000 станков и 28 000 рабочих, доставлявших заработок на сумму в 10 212 450 франков. Для этих-то обездоленных тружеников, бьющихся из-за куска хлеба, владыка Афанасий и устроил в мужской школе вечерние занятия с 7 до 9 вечера. Учителя школ Общества безвозмездно преподают им Закон Божий, арабский язык с чтением и письмом и арифметику. Классы вечерние мастеровыми посещаются весьма охотно, и успехи взрослых учеников, как мы можем засвидетельствовать по непосредственным своим личным впечатлениям, прямо поразительные. В беседе на уроке по Закону Божию с одним из учеников мы выслушали не только ясное изложение краткой истории семи Вселенских соборов, с подробным перечислением всех главных их участников, но и сущности тех ересей, против которых ратовали эти св. отцы. Обстоятельные подробности биографического свойства главных участников первого Вселенского собора моего спутника на эти вечерние курсы привели прямо в восторг и изумление... По воскресным дням, с благословения владыки, нередко ведутся религиозно-нравственные чтения и для женщин-матерей в женской школе...

Но было бы односторонне думать, что владыка Эмесский Афанасий отдает себя всецело лишь этой стороне своей архипастырской деятельности. Церковно-строительная деятельность и благолепное украшение храмов обращают на себя не меньшее внимание попечительного и рачительного владыки. При помощи Императорского Православного Палестинского Общества кафедральный Хомский собор, в честь 40 мучеников севастийских, отличающийся обширностью, ему удалось украсить мраморным иконостасом и очень хорошей живописи иконами, а ризницу его снабдить в изобилии священными облачениями. Благодаря перенесению в Хамидиэ дивной красоты резного орехового иконостаса, стоявшего в Хомском соборе, и этот пригородный храм митрополии может считаться одним из лучших храмов православной Сирии. Большой колокол, пожертвованный Палестинским Обществом и доставивший владыке много огорчений и хлопот, прежде чем он занял свое настоящее, подобающее ему место на звоннице кафедрального собора, так как звону в православных храмах препятствовали местные фанатичные мусульмане, ныне, к общему утешению, своими мощными звуками (несколько, впрочем, надтреснутыми) сзывает на молитву в благолепный храм православных обитателей Хомса. Печальная история этого колокола и усиленные хлопоты владыки начать звон в Хомсе подробно рассказаны Н.М. Аничковым в его книге: "Учебные и врачебные заведения Императорского Православного Палестинского Общества в Сирии и Палестине" (Ч. 1. СПб., 1901. С. 78-79), а для владыки-юбиляра эта печальная эпопея служит одной из любимых тем для дружеской интимной беседы...

Эмесский митрополит Афанасий - учительный архипастырь. Обладая выдающимся ораторским талантом, глубоким знанием Св. Писания и святоотеческой литературы, широким практическим жизненным опытом и тонким пониманием всех изгибов человеческой души, митр. Афанасий каждое свое служение в храме, и, по потребностям своей паствы - вне его, сопровождает назидательным словом. При указанных выдающихся дарованиях, подкупающем и весьма приятном тембре дивного голоса, присущей ему горячей убежденности и задушевной искренности, слова владыки всегда производят на слушателей чарующее впечатление.

В целях наибольшего воздействия и нравственного влияния на всю свою паству, которая не всегда имеет возможность непосредственно слышать красноречивое слово своего архипастыря, владыка Афанасий в одной из комнат своего необширного митрополитанского дома оборудовал типографию и начал здесь печатать основанный им еженедельный религиозно-нравственный журнал, в котором словам и речам владыки дается видное место. В этом журнале владыка-юбиляр нередко является и цензором, и редактором, и одним из главных сотрудников, так как людей талантливых, с литературными дарованиями и богословским образованием около него все же, нужно правду сказать, находится весьма немного. В этом случае одним из главных сотрудников его является даровитый законоучитель наших школ в Хомсе, знаток церковного пения и выдающийся оратор священник Иса Асаад, который при митрополии занимает место и кафедрального священнопроповедника.

Митрополит Афанасий - строгий блюститель церковных канонов и уставов и ревностный радетель о благолепии христианского богослужения. Воспитанный с юных лет в строгой церковности, он весьма требователен в этом отношении и к своим подчиненным, для которых неуклонное соблюдение церковного устава он ставит безусловно обязательным. Его личное служение в храме Божием - не только истово-уставное, но и образцовое, особенно если его сравнивать с довольно небрежным вообще отношением к этой важнейшей обязанности других иерархов современного Православного Востока. Величавая, благообразная, симпатичная внешность владыки, его прекрасный голос и превосходное знание современного церковного византийского пения, первым знатоком коего он по справедливости считается среди нынешнего сирийского духовенства, придают его богослужению благолепную торжественность и дивную красоту.

Пастырская ревность благостного владыки простирается и за пределы вверенной ему епархии. Уже давно владыка лелеет на своей отеческой груди сиро-яковитского епископа Юлиана-Петра, который со своей паствой много лет домогается присоединения к Православной Церкви. Некоторая неискренность этого умного и ловкого сиро-яковитского владыки, его нескрываемые вожделения на обеспеченное будущее в сущем сане и небезызвестное довольно сомнительное прошлое мешали до последнего времени благоприятному решению этого важного церковного вопроса, волновавшего уже много лет Антиохийский престол и восходившего даже на рассмотрение нашего Св. Синода. Ныне сиро-яковитский вопрос подвергался серьезному обсуждению на поместном Антиохийском соборе, бывшем в Дамаске прошедшим летом, и его ликвидация поручена Высокопреосвященному Эмесскому Афанасию*. Хотелось бы надеяться, что церковь Антиохийская с честью выйдет из этого не лишенного щекотливости вопроса...

______________________

* По сведениям из источников, заслуживающих доверия, епископ Юлиан-Петр решением собора принимается в лоно Православной Церкви в сущем сане, получает титул епископа Садатского, викария Эмесской митрополии, и находится в подчинении и под надзором владыки Эмесского Афанасия.

______________________

Как администратор, в своей епархии Высокопреосвященнейший Афанасий пользуется всенародной любовью и глубоким уважением. Между архипастырем и его паствой существует полное единодушие и взаимное доверие, в чем и кроется разгадка того весьма знаменательного явления, что все благие начинания Эмесского владыки, клонящиеся лишь к благу его паствы и чуждые всяких иных расчетов, всегда почти увенчивались блестящим успехом и приносили благие плоды. И мы думаем, и даже уверены, что и предстоящий знаменательный юбилейный день высокочтимого митр. Афанасия будет светлым праздником для преданной и горячо любящей его эмесской паствы, и всей Антиохийской церкви.

По своим убеждениям владыка Афанасий - горячий, стойкий патриот и преданнейший и искреннейший русофил. Свое тяготение к любимой им "Московии" он громко выражал неоднократно, и здесь искал спасения и помощи для своей Церкви, и для своего народа в самые трудные моменты исторической жизни Антиохийской церкви, рискуя иногда даже навлечь тяжелую неприятность со стороны подозрительного Оттоманского правительства. Неоднократная посылка даровитых юношей своих школ в учебные заведения - духовные и светские - в Россию служит новым ярким доказательством его горячих симпатий и тяготений к единоверному русскому народу, к России.

И Православная Русь всегда высоко чтила владыку Афанасия, считая его в ряду своих нелицеприятных искренних друзей на Православном Востоке, и выражала это не только присылкой ему разного рода ценных пожертвований на нужды его епархии, но и знаками внешних отличий. Владыка Афанасий с 1896 г. считается почетным членом Императорского Православного Палестинского Общества и в том же году награжден орденом св. Владимира 3-й степени, а в 1906 г. он получил и орден св. Анны 1-й степени. И 25 марта, в день исполняющегося 25-летия доблестного служения Церкви Православной Высокопреосвященного митр. Афанасия, из России, мы уверены, понесутся в Хомс по адресу маститого юбиляра самые искренние и сердечные благопожелания, с молитвой о том, чтобы Господь сохранил его драгоценную жизнь на многие лета для славы Церкви Христовой и для блага любимой им родной эмесской паствы.

Впервые опубликовано: Сообщения Императорского Православного Палестинского Общества. 1911. Т. XXII. Вып. 1. С. 95-106.

Дмитриевский А.А., профессор, секретарь Императорского Православного Палестинского Общества в 1906-1918 гг.

Литература и жизнь

Тэги: почетные члены ИППО, школьное дело, благотворители, поддержка православия на Святой Земле

Пред. Оглавление раздела След.
В основное меню