RSS
Написать
Карта сайта
Eng

Россия на карте Востока

Летопись

11 декабря 1911 открылось отделение ИППО во Владикавказе

12 декабря 1914 скончалась паломница, благотворительница, первая игуменья русского монастыря на Елеоне Евпраксия (М.В. Миловидова)

12 декабря 1917 скончался генерал М.П. Степанов, помощник Председателя ИППО

Соцсети


Россия в Святой Земле

К концу Х века, когда Русь была просвещена благодатным светом крещения, паломничества к святым местам уже давно стали органической частью христианской культуры.





Безусловно, главным из таких мест была страна, где некогда разворачивались ветхозаветные и евангельские события, где была явлена миру спасительная Крестная тайна, – страна, во всех языках именуемая не иначе как Святой землёй. Поэтому неудивительно, что со временем в утверждении связи между Русью и Святой землёй первенство стали приписывать крестителю Руси князю Владимиру. Например, в митрополичьем летописном своде первой половины XVI века, так называемой «Никоновской летописи», под 1001 годом читаем, что Владимир среди прочих стран посылал своих послов и в Иерусалим «съглядати земель их».

Ловить позднего летописца на слове не стоит, но всё же кроется за этим много большее, чем просто благочестивый вымысел. В представлении потомков Владимир святой никак не мог разминуться со Святой землёй. Две святости – новая и исконная – обязаны были встретиться, воссоединиться по закону симпатического притяжения, дабы родилось то, что со временем получит название Святой Руси. Святая Земля и Святая Русь сольются в сознании русских людей до неразличимости в единое пространство Православия, так что в русских духовных стихах именно по Святой Руси станет разъезжать святой Егорий и по ней бу-

С.20

дет скитаться Богоматерь во время Страстей Господних. В таком высшем духовном, историософском смысле посольство Владимира есть отражение самого что ни на есть исторического факта.

О двух русских паломничествах в Иерусалим в XI столетии известно из вполне достоверных источников, например, «Жития преподобного Феодосия Печерского», созданного в Киево-Печерском монастыре в конце XI или начале XII столетия. Согласно «Житию…», в 1060-е годы «иде в святый град Иерусалим» настоятель киевского монастыря Святого Димитрия и бывший игумен Печерского монастыря, предшественник Феодосия на этом посту, Варлаам. А четвертью века ранее в Святую Землю жаждал попасть сам юноша Феодосий, «слыша о святых местех, идеже Господь наш Иисус Христос плотию походи». От кого он мог слышать эти рассказы? Вероятно, от паломников, которые не миновали и его родного Курска. К одной из таких групп будущий подвижник собрался было даже присоединиться, но помешала строгая мать. Следующее по времени свидетельство о русских людях в Святой Земле относится уже к самому началу XII столетия – это знаменитое «Хожение» игумена Даниила, состоявшееся, вероятно, в 1106–1108 годах. Даниил, игумен одного из монастырей в Черниговской земле, исходил не только Иерусалим и его окрестности – Гефсиманию с пещерой гроба Богоматери, Вифанию, Вифлеем, но побывал также на Иордане, в монастырях Иудейской пустыни и даже на севере, в Галилее, – в Назарете, Кане, на Фаворской горе и Тивериадском озере.

Игумен Даниил, как и его современники и предшественники, пользовался словом «странник». В древнерусском языке слово «страна» значило «чужая страна», а «в страну ити» значило «отправляться в чужие края», и потому под «странниками» подразумевались именно странствующие по чужим землям, прежде всего паломники.

С.21




Двенадцатый век – эпоха расцвета древнерусского паломнического движения в Святую Землю. Первостепенной его предпосылкой явилось наличие там в то время крестоносного государства. В это же время в древнерусском языке появился сам термин «паломник», восходивший к латинскому palmarius. Латинское слово, в свою очередь, происходит от palma – следствие существующего до сих пор обычая захватывать с собой пальмовую ветвь в знак совершённого паломничества. Это заимствование не книжное, а изустное, из всех славянских языков оно свойственно только древнерусскому.

Паломничество стало настолько значительным фактором церковной и общественной жизни Руси XII века, что церковь в лице некоторых иерархов уже в середине столетия вынуждена была предпринимать меры для его разумного ограничения. К новгородскому епископу Нифонту (1131–1156) обратились иеромонахи Илия и Кирик с вопросами, правильно ли они делают, что «боронят» своим духовным чадам, которые «ходили бяху роте (давали обет. – А. Н.), хотяче в Ерусалим». Епископ вполне разделил озабоченность обоих и повелел заменять эту «роту» обычной епитимией; главную причину подобной меры Нифонт сформулировал так: «Та бо рота губит землю сию». Паломничества могли пагубно сказываться на жизни Новгородчины только при одном условии – если они надолго вырывали из хозяйственной жизни большое количество людей. Понятно, что человеку состоятельному нельзя запретить отправиться в паломничество на собственные средства. Другое дело – простой люд, многие из них присоединялись к паломническим караванам, по словам епископа, «абы порозну (праздно. – А. Н.) ходяче ясти и пити». «А еще и прилыгати начнет…» – задумчиво прибавляют авторы, анонимные члены Константинопольского Патриаршего Синода, в ответе Сарайскому епископу Феогносту (1276).

В 1160-е годы в Иерусалиме или его ближайших окрестностях начали появляться русские монастыри. Тогда состоялось одно из наиболее известных русских паломничеств – путешествие в Иерусалим полоцкой княжны-инокини преподобной Евфросинии, о котором подробно рассказывается в её «Житии…» – памятнике весьма древнем, написанном вскоре после кончины святой. Так вот, оказывается, что во время пребывания в Иерусалиме княжна обитала «у святыя Богородици в русском монастыри». Аналогичное указание находим и в «Житии святого Саввы Сербского» середины XIII века. Автор «Жития…», ученик святого Саввы – Доментиан, уверяет, что во время своего первого паломничества в Святую Землю в 1229 году Сербский архиепископ жил в лавре Святого Саввы Освящённого под Иерусалимом, «у святого Михаила в русском монастыре, вблизи великой церкви (то есть лаврского собора. – А. Н.)». Примерно современны «Житию преподобной Евфросинии» данные одного латинского источника – «Паломничества в Святую Землю» Вюрцбургского пресвитера Иоанна, побывавшего в Иерусалиме около 1165 года. Со всей определённостью Иоанн Вюрцбургский включает Русь в перечень народов, которые «содержали» в Иерусалиме свои «часовни и церкви».

Русский Михайловский монастырь был загородным, находясь на территории лавры Святого Саввы в Иудейской пустыне, между Иерусалимом и Мёртвым морем. Там, в лавре Святого Саввы, хотела быть погребённой и Евфросиния Полоцкая, но не получила на то благословения и упокоилась в лавре Святого Феодосия Киновиарха. Долго жившее здесь предание указывало на погребение Евфросинии в лаврской церкви Пресвятой Богородицы. Это делает естественным предположение, что небольшой, как и Михайловский, русский Богородичный монастырь был также пригородным, существуя при лавре Святого Феодосия.

Даниилово «Хожение» даёт повод отметить одну характерную черту древнерусских текстов, отразивших паломничества XII века – совершенное отсутствие в них неприязни к «латинству». Позволительно было бы не придавать особого значения тому, что «сорок калик» в процитированном выше летописном сообщении, покидая Ие-

С.22

русалим, берут благословение у латинского Патриарха. Но вот с какими словами в «Житии преподобной Евфросинии Полоцкой» обращается к латинскому Патриарху русская сановная паломница: «Владыко святый, сотвори милость на мне, повели, да отворят ми ся врата Христова», то есть те городские ворота, через которые, по преданию, некогда въехал в Иерусалим Христос и которые потому стояли запечатанными. Патриарх исполнил просьбу, и Евфросиния вошла в город «по стопам» Спасителя. Даниил говорит о короле Балдуине с неизменным почтением, а самое большее, что он позволяет себе в отношении «латиньстих попов» – лёгкая бытовая ирония над тем, как они во время литургии в Святогробской церкви «в велицем олтари начаша верещати свойскы», да вполне понятное удовлетворение от того, что от Святого Огня его «кандило» зажглось, а от «фряжских кандил» «ни едино же възгореся».

После поражения при Хаттине от египетского и сирийского султана Салах ад-Дина (Саладина) в 1187 году крестоносцы вынуждены были оставить Иерусалим и снова вернулись туда только в 1229-м, усилиями германского императора Фридриха II (1212–1250), чтобы через пятнадцать лет, в 1244-м, окончательно покинуть Святой град. Такие перемены пагубно сказались на паломничестве. С 1240-х годов паломничество из Руси надолго погрузилось в экономический и политический упадок вследствие монгольского нашествия. На пространстве всего XIII века сколько-нибудь внятные сведения о паломничествах в Святую Землю исчезают со страниц русских источников, возобновляясь только с середины следующего, XIV столетия.

В этой связи обращает на себя внимание довольно многочисленная группа артефактов русской работы – иконки с изображением Гроба Господня, как правило, резные по камню, реже – по кости или литые из металла. Композиция их стереотипна: под сенью стилизованной Кувуклии, Святого Гроба, представлена сцена явления ко Гробу жён-мироносиц; справа от Гроба – ангел; иногда более или менее отчётливо виден апостол – Пётр или Иоанн, заглядывающий в Гроб. В науке эти достаточно дешёвые изделия обычно так или иначе соотносят с потребностями паломников. Однако не противоречит ли такому толкованию их датировка XIII–XIV веками, которую дают искусствоведы? Не правильнее ли было бы предположить, что возникновение и широкое распространение этих специфических реликвий именно в период резкого ослабления паломничества ко Гробу Господню стали результатом такого ослабления? Ведь обычной паломнической реликвией предыдущего периода был крест-мощевик (энколпион), в который вкладывались частички святынь. А замена материального свидетельства о паломничестве на изображение святыни могла быть выражением паломнического «голода», не находившего себе утоления в реальном прикосновении к благодатным останкам.

С.23

Назаренко А.В., доктор исторических наук

Журнал «Русская история» № 3(17) 2011 г., С. 20-23

Русская история

Тэги: паломничество, паломнические реликвии, традиции паломничества, игумен Даниил, Святая Земля

Пред. Оглавление раздела След.
В основное меню