RSS
Написать
Карта сайта
Eng

Новое на портале

Книги и сборники

Материалы конференции «От Зауралья до Иерусалима: личность, труды и эпоха архимандрита Антонина (Капустина)». Далматово, 12-13 мая 2016

«Как ангел, ты тиха, чиста и совершенна… Великая княгиня Елисавета Феодоровна в Казанском крае». А.М. Елдашев

Статьи и доклады

Служение святителя Феофана Затворника (Вышенского) в Палестине в первом составе Русской Духовной Миссии (1847-1853 гг.). Климент (Капалин), митр. Части 1-2.

История создания и деятельности Нижегородского отдела Императорского Православного Палестинского Общества. Тихон (Затекин), архим.

Святыни Елеона (по запискам русских паломников). Часть 2. Августин (Никитин)

Таврический отдел Императорского Православного Палестинского Общества (1900-1917 гг.): по материалам «Таврических епархиальных ведомостей». Р.А. Близняков, М.А. Агатова

Интервью

России верный сын. Глава Шадринского района о подготовке к 200-летию со дня рождения архим. Антонина (Капустина)

Алексей Лидов: Путь в Византию. Нам не дано предугадать..?

Россия на карте Востока

Летопись

21 октября 1950 в РПО поступило заявление о вступлении от д.и.н. Н.Н. Воронина

22 октября 1914 великая княгиня Елизавета Фёдоровна утвердила пакет документов для учительских семинарий ИППО

23 октября 1885 в Совете ИППО слушался вопрос о школе в Мжделе

Соцсети


Императорское Православное Палестинское Общество
и проблемы православного востоковедения

Одним из важнейших уставных направлений деятельности Императорского Православного Палестинского общества с самого начала была и остается научная работа в области исторического, археологического, филологического исследования стран библейского региона.

Уже вскоре после создания ИППО, осенью 1882 г., Советом Общества ставится вопрос об археологических раскопках на Русском месте — в Старом Городе, возле храма Гроба Господня. О настоятельной их необходимости инициатор создания Общества В. Н. Хитрово писал в докладной записке на имя великого князя Сергия Александровича в ноябре 1882 г. [201]. Результатом стал рескрипт великого князя на имя Министра иностранных дел Н. К. Гирса от 5 ноября 1882 г.: «Предполагая на собственные средства поручить произвести с ученой целью раскопки на этом месте, обращаюсь с просьбой в личное мне одолжение разрешить произвести таковые раскопки» (место, предназначавшееся когда-то под консульские постройки, оставалось в ведении МИДа) [202]. Сергий Александрович выделил из своих сумм тысячу рублей золотом и обратился через своего помощника М. П. Степанова к архимандриту Антонину (Капустину) с просьбой принять на себя руководство раскопками и контроль за расходом денег. По рекомендации архимандрита Антонина к раскопкам был привлечен знаток иерусалимских древностей немецкий археолог и архитектор Конрад Шик.

Кульминацией археологического поиска стало открытие 10 июня 1883 г. Порога Судных Врат, через которые Христос шел на Голгофу, — открытие, обессмертившее имя отца Антонина в анналах русской библейской археологии, — а также новые данные о местоположении и ориентации городских стен Иерусалима евангельского времени и о первоначальной планировке базилики Воскресения, воздвигнутой равноапостольным Константином [203]. Впрочем, результаты раскопок интерпретировались неоднозначно и вызвали оживленную дискуссию в русском палестиноведении [204].

Это было только начало. Итоги научной востоковедческой деятельности ИППО подведены в целом ряде публикаций: в книге А. А. Дмитриевского «Императорское Православное Палестинское Общество за первую четверть века своего существования» [205]; в его же докладной записке Совету ИППО (март 1915 г.)[206]; в докладной записке Председателя Российского Палестинского Общества академика Ф. И. Успенского (октябрь 1921 г.) [207]; в докладе заместителя Председателя РПО академика И. Ю. Крачковского (1950) [208]; в очерке истории ИППО К. Н. Юзбашяна (написан в 1985, опубликован в 1999 г.) [209]; в докладе архимандрита Августина (Никитина) на «Антониновских чтениях» 1994 г. [210]; в статье Е. Н. Мещерской с соавторами (2000) [211].

Не пытаясь обобщить содержания всех названных обзорных работ, ограничимся одной итоговой цитатой из докладной записки А. А. Дмитриевского. «Императорское Православное Палестинское Общество чуждо мысли о соперничестве с грандиозными изысканиями и раскопками западноевропейских исследователей, но считает, однако, не лишним напомнить, что деятельность его и в этом направлении заслуживала бы несколько большего к себе внимания и более справедливой оценки.

Вот краткий перечень предпринятых Обществом научных экскурсий на Ближний Восток за время его существования:

1) в 1882 году был командирован Обществом на Синай и в Иерусалим проф. А. А. Цагарели для изучения грузинских древностей [212];
2) в 1883 году начаты были раскопки в Иерусалиме архим. Антонином и К. Шиком (см. выше. — Н. Л.);
3) в 1886 году отправлен был доктор А. В. Елисеев для исследования древнего пути в Святую Землю через Кавказ и Малую Азию [213];
4) в 1886 году проф. А. А. Олесницкий производил научные исследования места храма Соломона, изложив результаты своей поездки в монументальном труде под заглавием: „Ветхозаветный храм" [214];
5) в том же 1886 году приват-доцент П. В. Безобразов командирован был на острова Архипелага и в Грецию для описания в тамошних книгохранилищах византийских паломничеств в Св. Землю;
6) в 1891 году профессора Н. П. Кондаков, А. А. Олесницкий и Я. И. Смирнов в сотрудничестве других лиц предпринимали научное исследование памятников христианских древностей в Хауране, Аджлуне и в Заиорданье [215]. Результатом этой экспедиции являются капитальный труд Н. П. Кондакова: „Сирия и Палестина" [216], 1 000 фотографических снимков с редчайших памятников древности,
свыше 50 акварелей и 20 планов. (Материал этот пока составляет достояние архива Общества);
7) в 1898 году директор Русского Археологического Института в Константинополе Ф. И. Успенский получил от Общества 5 тыс. рублей на свое научное путешествие в Сирию, Баальбек, Пальмиру, Иерусалим и др. места [217];
8) в том же 1898 году художник Н. К. Клуге был командирован в Мадебу (за Иорданом) для воспроизведения древней мозаической карты Палестины, в то время только что открытой [218];
9) в 1900 г. профессор В. Н. Мышцын посылался в Иерусалим для описания рукописей и музея архимандрита Антонина [219];
10) в 1902 году академик Н. Я. Марр получил пособие от Общества на свое путешествие на Синай для изучения в тамошней библиотеке грузинских рукописей [220].

Помимо этого Общество нередко приходило на помощь своими средствами молодым русским ученым, путешествовавшим с научными целями на Ближний Восток. Такими пособиями пользовались П. А. Сырку, П. В. Безобразов, А. И. Пападопуло-Керамевс, И. И. Соколов, X. М. Лопарев и др.

На все эти экскурсии и командировки затрачено Обществом 38 750 рублей» [221]. Из не указанных в перечне А. А. Дмитриевского археологических исследований укажем еще находки Антонина на принадлежавшем ИППО Гефсиманском участке (при строительстве церкви Марии Магдалины в 1885—1888 гг. [222] и так называемого «дома Великого Князя» в 1892 г. [223], а также начатые в 1886 г. первым уполномоченным ИППО в Иерусалиме Д. Д. Смышляевым раскопки на участке в Иерихоне, подаренном Обществу иеромонахом Иоасафом (Плехановым) [224].

В 1900–1902 гг. по инициативе профессора П. К. Коковцева и секретаря ИППО В. Н. Хитрово при Совете Общества были организованы «Собеседования по научным вопросам, касающимся Палестины, Сирии и сопредельных с ними стран», которые В. В. Бартольд охарактеризует позже как «одну из немногих попыток образования в России общества ориенталистов со специальными научными задачами» [225]. На первом из собеседований, 11 апреля 1900 г., состоялось обсуждение записки П. К. Коковцева «О необходимости русских археологических изысканий в Палестине и о желательности расширения в этих видах деятельности ученого отделения ИППО». Присутствовали крупнейшие востоковеды: С. А. Жебелев, Н. А. Медников, В. Р. Розен, М. И. Ростовцев, Я. И. Смирнов, Б. А. Тураев. Докладчик привлек внимание к недостаточному развитию русского научного, в частности археологического, присутствия на Ближнем Востоке. Председательствовавший при обсуждении доклада В. Н. Хитрово высказал надежду, что к 25-летнему юбилею ИППО, в 1907 г., можно будет собрать первый научный симпозиум русских археологов-палестиноведов [226]. (С сожалением приходится констатировать, что и сегодня рано еще ставить вопрос об организации в России такого специализированного симпозиума.)

Когда в 1907 г. Общество праздновало свой «серебряный» юбилей (В. Н. Хитрово уже не было в живых), его научный потенциал и значение работы на Ближнем Востоке были особенно подчеркнуты в приветственном адресе директора Русского Археологического Института в Константинополе академика Ф. И. Успенского. «Русский Археологический Институт в Константинополе <…> вменяет себе в приятный долг, оглядываясь на пройденный Обществом путь, признать его громадные заслуги в деле распространения на Востоке русской культурной миссии». Отметив «срединное место», которое занимал РАИК «между центром, направляющим материальные и нравственные силы Общества, и фактическим театром его деятельности», Ф. И. Успенский, «с чувством живейшей признательности» вспоминает «свои неоднократные встречи с Палестинским Обществом на пустынном и скудно возделанном ближневосточном поле». «Благодаря взаимному доверию и общности научных интересов создавались между обоими учреждениями научные предприятия, которыми достигались немаловажные результаты» [227]. Это взаимное доверие и общность интересов привели, уже после революции, к тому, что академик Ф. И. Успенский возглавил в 1921 г. после смерти В. В. Латышева Российское Палестинское Общество.

Лучшим свидетелем научного потенциала ИППО за все годы его существования является главное научное издание Общества — «Православный Палестинский Сборник». «Православный Палестинский Сборник» (далее ППС) является исторически ровесником самого Палестинского Общества. Точнее даже, если можно так выразиться, «старшим ровесником»: первый выпуск Сборника был издан В. Н. Хитрово в 1881 г. [228] — за год до официального учреждения Общества, так что не будет преувеличением сказать, что именно Сборник во многом определял и программировал основные направления интересов и деятельности Общества.

Все эти годы ППС пользовался заслуженным авторитетом в отечественном и мировом востоковедении. В ста его выпусках увидели свет множество ценнейших исследований и публикаций — прежде всего хождения в Святую Землю русских, византийских и западноевропейских паломников. Уже второй выпуск ППС включал публикацию так называемого «Бордосского путника 333 года» — древнейшего памятника, содержащего сведения о Святой Земле, увиденной глазами одного из первых христианских паломников. Учитывая, что лишь двумя годами позже состоялось освящение иерусалимского храма Гроба Господня (335), можно оценить научное значение свидетельств современника строительства главного христианского храма. В ряду последующих изданий следует упомянуть хождения Сильвии Аквитанки, или, как теперь ее называют, Эгерии (вып. 20), ирландца Аркульфа (вып. 49), Антонина из Плаценции (вып. 39), а также византийские проскинитарии: митрополита Даниила Ефесского, протонотария Пердики, патриарха Фотия, Иоанна Фоки и др. Изданные хождения русских паломников — от игумена Даниила (нач. XII в.) до Арсения Суханова (XVII в.) — могли бы составить отдельную полную библиотеку.

Среди научных исследований, появившихся в разное время на страницах «Палестинского Сборника», достаточно назвать монографии профессора Киевской Духовной Академии А. А. Олесницкого «Ветхозаветный храм в Иерусалиме» (1889, вып. 13) и «Мегалитические памятники Святой Земли» (1895, вып. 41), профессора Московской Духовной Академии Н. Ф. Каптерева «Сношения Иерусалимских патриархов с русским правительством с половины XIV до конца XVIII столетия» (1895, вып. 43), иеромонаха Феодосия (Олтаржевского) «Палестинское монашество с IV до VI века» (1896, вып. 44), классическую работу Н. А. Медникова «Палестина от завоевания ее арабами до крестовых походов по арабским источникам» (1897—1903, вып. 50, т. 1—4).

Особое место в наследии ППС занимают публикации архивных материалов по истории Иерусалимской Патриархии ХУ1-Х1Х вв. (1901, вып. 56) и Архиеписко-пии Синайской горы (1908, вып. 58), а также «Сборник палестинской и сирийской агиологии», начатый А. И. Пападопуло-Керамевсом (1907, вып. 57) и продолженный академиком В. В. Латышевым (1908, вып. 60; 1917, вып. 63) [229].

Важнейшим источником остается и другой временник Палестинского Общества — «Сообщения ИППО», выходившие с 1886 г.
________________________

[201]. Донесение В. Н. Хитрово Председателю ППО Великому Князю Сергию Александровичу (ноябрь 1882 г.) // Россия в Святой Земле. Документы и материалы / Сост., подг. текста, вступ. ст. и комм. Н. Н. Лисового. М., 2000. Т. 1. С. 537–539.
[202]. Там же. С. 539.
[203]. Извлечения из писем о. архимандрита Антонина // Православный Палестинский Сборник (далее ППС). 1884. Т. 3. Вып. 1. С. 31–38.
[204]. Хитрово В. Н. Раскопки на Русском месте близ храма Воскресения в Иерусалиме произведенные под руководством архимандрита Антонина// ППС. 1884. Т.3. Вып.1.С I – XII; Он же. Научное значение раскопок, произведенных Православным Палестинским Обществом на Русском месте близ храма Воскресения Господня в Иерусалиме. СПб., 1885; Мансуров Б. П. Базилика императора Константина во святом граде Иерусалиме. М., 1885; Покровский Н. В. Раскопки на Русском месте в Иерусалиме// Христианское чтение.1886. № 2 журнал Совета Императорского Археологического общества. СПб., 1887// Россия в Святой Земле. Документы и материалы. Т. 1. С.325–338; Мансуров Б. П. Русские раскопки в святом граде Иерусалиме перед судом Русского Археологического Общества. Рига, 1887. Вып.1.
[205]. Дмитриевский А. А. Императорское Православное Палестинское Общество за первую четверть века своего существования. СПб., 1907.
[206]. Дмитриевский А. А. Записка в Совет ИППО о научной деятельности Общества // Россия в Святой Земле. Документы и материалы. Т. 1. С. 350—356.
[207]. Грушевой А. Г. Императорское [Православное] Палестинское Общество (по петербургским архивам) // Архивы русских византинистов в Санкт-Петербурге. СПб., 1995. С. 155–156.
[208]. Крачковский И. Ю. Российское Палестинское Общество и перспективы его работы // Неизвестные страницы отечественного востоковедения/ Публ. А. О. Тамазишвили. М., 1997. С. 142–150.
[209]. Юзбашян К. Я. Палестинское Общество. Страницы истории// Исторический вестник. 2000. № 6. С. 102–140; № 7–8. С. 132–154.
[210]. Архимандрит Августин (Никитин). Русская библейская археология в Палестине // Богословские труды. М., 1999. Сб. 35. С. 64–91.
[211]. Мещерская Е. Н., диакон Александр Мусин, Пиотровский М, Б. Русская археология в Святой Земле. (Некоторые итоги и перспективы) // История древней Церкви в научных традициях XX века. СПб., 2000. С. 14–27.
[212]. Председатель ППО великий князь Сергий Александрович предоставил ему из личных средств 1500 рублей, столько же по ходатайству великого князя выделил из сумм Кавказского Управления главноначальствующий на Кавказе князь А. М. Дондуков-Корсаков. Путешествие продолжалось 8 месяцев, с января по сентябрь 1883 г. Результатом исследований стала книга: Цагарели А. А. Памятники грузинской старины в Святой Земле и на Синае. СПб., 1888. (То же: ППС. Т. 4. Вып. 1.)
[213]. Данциг Б. М. Ближний Восток в русской науке и литературе. М., 1973. С. 321.
[214]. Олесницкий А. А. Ветхозаветный храм в Иерусалиме. СПб., 1889. (То же: ППС. 1889. Т. 5. Вып. 1.)
[215]. Экспедиция 1891—1892 гг. длилась пять месяцев и обошлась ИППО в 14 500 рублей золотом. Подробнее о маршруте и научных результатах: Беляев Л. А. Христианские древности. Введение в сравнительное изучение. М., 1998. С. 204—207.
[216]. Кондаков Н. П. О результатах первой русской научной экспедиции в Святую Землю // Сообщения ИППО. 1892. Вып. 3. С. 144—160; Он же. Археологическое путешествие по Сирии и Палестине. СПб., 1904.
[217]. Экспедиция РАИК во главе с Ф. И. Успенским отправилась в Сирию в 1900 г. См.: Успенский Ф. И. Археологические памятники Сирии // ИРАИК. 1901—1902. Т. 7. Вып. 1—2. С. 94–212.
[218]. [Куге Н. К.] По развалинам Заиорданья // Сообщения ИППО. 1901. Т. 12. № 2. С. 152—216. Акварельное воспроизведение карты, сделанное Н. К. Клуге, наиболее точное для того времени, было приобретено ИППО за 1 000 франков (Дмитриевский А. А. Извлечение из Исторической Записки Императорского Православного Палестинского Общества // Сообщения ИППО. 1907. Вып. 3–4. С. 448).
[219]. Составленные В. Н. Мышцыным описи хранятся в РГИА, в Санкт-Петербурге, в собрании Святейшего Синода (Ф. 834. Оп. 4. Ед. хр. 1240).
[220]. В состав экспедиции входили также И. А. Джавахов, впоследствии известный грузинский историк, и будущий знаменитый византинист А. А. Васильев. См.: Марр Н. Я. Предварительный отчет о работах на Синае, в сотрудничестве с И. А. Джаваховым, и в Иерусалиме, в поездку 1902 года// Сообщения ИППО. 1903. Т. 14. Вып. 2. С. 1—51. Автор особо подчеркивает «быструю и щедрую помощь», полученную им от секретаря ИППО В. Н. Хитрово (С. 5). Составленные им каталоги будут изданы лишь посмертно, почти полвека спустя: Марр Н. Я. Описание грузинских рукописей Синайского монастыря. М., 1940; Он же. Краткое описание грузинских рукописей библиотеки греческого патриархата в Иерусалиме / Подгот. к печ. Е. П. Метревели. Тбилиси, 1955.
[221]. Дмитриевский А. А. Записка в Совет ИППО о научной деятельности Общества// Россия в Святой Земле. Документы и материалы. М., 2000. Т. 1. С. 353.
[222]. При раскопке места под фундамент будущего храма на внешней алтарной стороне были обнаружены древнееврейские скальные гробницы с характерными локулами (письмо Антонина секретарю ППО М. П. Степанову от 3 июля 1885 г.), в ноябре того же года был найден клад серебряных монет времен крестоносцев (письмо тому же адресату от 16 ноября). См.: Россия в Святой Земле. Документы и материалы. Т. 1. С. 414, 416. См. также: Лисовой Н. Н. «Приди и виждь»: Свидетельства Бога на земле. М-, 2000. С. 236—237.
[223]. Новые археологические находки близ церкви Марии Магдалины // Сообщения ИППО. 1892. Т. 3. Вып. 3. С. 355.
[224]. См. переписку Д. Д. Смышляева с Советом ППО: АВП РИ. Ф. РИППО. Оп. 873/1. Д. 19. Л. 73; Д. 22. Л. 42.
[225]. Бартольд В. В. История изучения Востока в Европе и России// Бартолъд В. В. Сочинения. М., 1977. Т. 9. С. 475.
[226]. Сообщения ИППО. 1901. Т. 12. Вып. 1. С. 12 и ел.
[227]. Там же. 1907. Т. 18. Вып. 3–4. С. 497.
[228]. Хитрово В. Н. Православие в Святой Земле // Православный Палестинский Сборник. СПб., 1881. Т. 1. Вып. 1.
[229]. Всего в дореволюционный период вышло 63 выпуска. В советские годы «Палестинский Сборник» был возрожден в 1954 г. Первый выпуск возобновленного издания вышел с неверной нумерацией: «Вып. 1 (63)». Для восстановления правильного счета следующий выпуск был обозначен как сдвоенный: «Вып. 64-65». В 1992 г., начиная с 31 (94) выпуска, восстановлено историческое название: «Православный Палестинский Сборник». К настоящему времени издан 101 выпуск, печатается 102-й.

Лисовой Н.Н., доктор исторических наук, кандидат философских наук

Н. Н. Лисовой. Русское духовное и политическое присутствие в Святой Земле и на Ближнем Востоке в XIX – начале XX в. М., 2006. С.206-209.

Тэги: востоковедение, археология, издания ИППО, ППС, Порог Судных врат

Пред. Оглавление раздела След.
В основное меню