RSS
Написать
Карта сайта
Eng

2024

История, культура, книгоиздание

Научные исследования и мероприятия

Археология, восточные рукописи

Образование, просвещение

Паломничество и туризм

Святая Земля

Библейские страны, христианский Восток

Средиземноморье и Афон

Христианские Церкви: общение, традиции, праздники

Искусство, иконопись, храмы

2023

Январь (17) Февраль (20) Март (23) Апрель (20)
Май (23) Июнь (22) Июль (18) Август (23)
Сентябрь (21) Октябрь (22) Ноябрь (28) Декабрь (23)

2022

Январь (22) Февраль (22) Март (24) Апрель (24)
Май (20) Июнь (22) Июль (21) Август (22)
Сентябрь (22) Октябрь (21) Ноябрь (22) Декабрь (22)

2021

Январь (15) Февраль (19) Март (23) Апрель (22)
Май (23) Июнь (22) Июль (22) Август (22)
Сентябрь (21) Октябрь (21) Ноябрь (22) Декабрь (24)

2020

Январь (17) Февраль (18) Март (19) Апрель (24)
Май (14) Июнь (20) Июль (24) Август (20)
Сентябрь (22) Октябрь (21) Ноябрь (20) Декабрь (21)

2019

Январь (16) Февраль (20) Март (21) Апрель (27)
Май (15) Июнь (18) Июль (23) Август (22)
Сентябрь (21) Октябрь (22) Ноябрь (19) Декабрь (22)

2018

Январь (18) Февраль (16) Март (21) Апрель (19)
Май (29) Июнь (18) Июль (19) Август (12)
Сентябрь (12) Октябрь (20) Ноябрь (23) Декабрь (14)

2017

Январь (22) Февраль (24) Март (22) Апрель (13)
Май (17) Июнь (17) Июль (13) Август (16)
Сентябрь (28) Октябрь (26) Ноябрь (33) Декабрь (22)

2016

Январь (48) Февраль (75) Март (49) Апрель (58)
Май (51) Июнь (19) Июль (23) Август (28)
Сентябрь (54) Октябрь (36) Ноябрь (36) Декабрь (31)

2015

Январь (17) Февраль (38) Март (40) Апрель (32)
Май (30) Июнь (24) Июль (20) Август (11)
Сентябрь (12) Октябрь (27) Ноябрь (38) Декабрь (40)

2014

Январь (19) Февраль (26) Март (12) Апрель (15)
Май (9) Июнь (14) Июль (16) Август (13)
Сентябрь (21) Октябрь (27) Ноябрь (32) Декабрь (27)

2013

Россия на карте Востока

Летопись

2 мая 1604 в Москву прибыл посланец Константинопольского патриарха Феодосий

2 мая 1859 в ходе паломничества по Святой Земле вел. кн. Константин Николаевич с супругой Александрой Иосифовной обозревали стены Иерусалима, побывали в доме Тайной вечери на Сионе и в армянском монастыре

2 мая 1899 в Курске и Орле открылись отделы ИППО, в этот же день в 1921 году скончался председатель Палестинского Общества академик В.В. Латышев

Соцсети


В Эрмитаже открывается выставка, приуроченная к завершению реставрации картины Тобиаса Верхахта «Вавилонская башня»

27 марта 2024 года в Аполлоновом зале Зимнего дворца открывается выставка «”…и сделаем себе имя….” Вавилонская башня Тобиаса Верхахта. К завершению реставрации картины». Работа выставки продолжится до 2 июня 2024 года.

Экспозиция организована Государственным Эрмитажем и посвящена окончанию исследования и реставрации картины «Вавилонская башня» фламандского художника Тобиаса Верхахта, которая впервые представлена с момента её поступления в музей и проведенной реставрации.


Вавилонская башня. 
Тобиас Верхахт (1561–1631). При участии Яна Брейгеля Старшего, Хендрика де Клерка, Абеля Гриммера.
Ок. 1606 – 1620. Дерево (дуб); масло.
Государственный Эрмитаж

«Вавилонская башня» долгое время считалась работой неизвестного мастера. Реставрация, осуществленная в Эрмитаже, и искусствоведческое исследование, позволило вернуть картине имя ее создателей. Ранее «безымянный» шедевр является работой фламандского живописца Тобиаса Верхахта (1561 – 1631), созданной им при участии не менее известных современников – Яна Брейгеля Старшего (1568 – 1625), Хендрика де Клерка (ок. 1570 – 1629/1630), и Абеля Гриммера (после 1570 – ок. 1619/1620). Исследование произведения также открывает нам сложную биографию этого шедевра живописи.

Вавилонская башня – одно из самых знаменитых сооружений в истории человечества и невероятно популярная тема в европейском изобразительном искусстве XVI ‒ XVII веков. Среди подобных работ картина Тобиаса Верхахта отличается высоким качеством живописи, довольно редкой для европейского искусства формой библейской башни – в виде усеченной пирамиды, а также подробностью изображения ее строительства. Художник помещает библейское сооружение в современные ему реалии, представив архитектуру, строительную технику, приемы ремесла и костюмы, распространенные в Европе начала XVII века.

Бережная реставрация, осуществленная в Государственном Эрмитаже, раскрыла авторскую живопись от слоев позднего лака и записей. При помещении произведения в раму, была применена специальная система расположения в ней, оберегающая красочный слой картины. Реставрация, вместе с глубоким исследованием, а также представление «Вавилонской Башни» Тобиаса Верхахта зрителю, вводят её в научный оборот.


Изображение Вавилонской башни, описанной Афанасием Кирхером.
Ливен Крюйл (1634–1720). Кунрат Дэкер (ок. 1650 – 1685). 1670 г. Бумага; офорт.
Иллюстрация к изд. Афанасия Кирхера «Вавилонская башня, или Архонтология» (Амстердам, 1679).
Государственный Эрмитаж


Кирпич с клинописной надписью Навуходоносора II, царя Вавилона.
Южная Месопотамия (Вавилония), Вавилон. VII–VI вв. до н. э. Глина.
Аккадский язык
Государственный Эрмитаж

Наряду с центральным экспонатом в зале можно увидеть двадцать девять предметов из фондов Государственного Эрмитажа, многие из которых показаны впервые. Экспозиция условно делится на три части: памятники древнего Вавилона, отображение сюжета строительства Вавилонской башни в живописи и графике XVI ‒ XIX веков и представление легенды о ней в искусстве XX ‒ XXI веков. Посетители смогут увидеть произведения европейской живописи, графики, нумизматики и прикладного искусства XVI – XXI веков, посвящённые библейской легенде о возведении Вавилонской башни и восприятии её философского смысла художниками и учёными разных стран и эпох. Особое внимание обращают на себя памятники из Вавилона эпохи Навуходоносора II, царя, который построил зиккурат (ступенчатый храм пирамидальной формы), ставший прототипом Вавилонской башни.

К выставке издательством Государственного Эрмитажа выпущен научный каталог «…и сделаем себе имя…». Вавилонская башня Тобиаса Верхахта. К завершению реставрации картины».

Каталог предваряет вступительное слово генерального директора Государственного Эрмитажа Михаила Пиотровского – Фламандская Пирамида.

Авторы статей каталога сотрудники Государственного Эрмитажа: А. А. Мезенцева, научный сотрудник Отдела западноевропейского изобразительного искусства, ‒ «Малоизвестный шедевр фламандской школы в собрании Эрмитажа»; А. Н. Апонасенко, заместитель заведующей Отделом научной документации, ‒ «Из Берлинского городского замка в Эрмитаж. История перемещений картины “Вавилонская башня”»; М. В. Лапшин, художник-реставратор Лаборатории научной реставрации станковой живописи, ‒ «Восстановить “Вавилонскую башню”. Заметки реставратора»; М. М. Дандамаева, ученый секретарь Государственного Эрмитажа, ‒ «Вавилонская башня – легенда и реальность»; А. Н. Апонасенко, А. А. Мезенцева ‒ «Сюжет картины Тобиаса Верхахта “Вавилонская башня”».

Выставка подготовлена Отделом западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа (Заведующий М. О. Дединкин); Отделом научной документации Государственного Эрмитажа (заведующая Н. Б. Гришанова); Лабораторией научной реставрации станковой живописи (заведующий В. А. Коробов) Отдела научной реставрации и консервации Государственного Эрмитажа (заведующая Т. А. Баранова).

Кураторы выставки: Анна Николаевна Апонасенко, Максим Вадимович Лапшин, Алиса Александровна Мезенцева.

Экспозицию дополняют: специальная прорисовка картины, снабженная системой QR–кодов, позволяющая зрителю распознать различные сюжеты, отображенные на ней, а также видеофильм.

Посетить выставку можно по входному билету в Главный музейный комплекс.

Подробнее о выставке

«Вавилонская башня»
Завершение реставрации картины «Вавилонская башня» позволило в полной мере оценить ее исключительные художественные достоинства и пересмотреть атрибуцию произведения впервые за более чем 200 лет ее дворцового и музейного бытования. Работа поступила в Россию из Германии после Великой Отечественной войны в качестве компенсации за уничтожение культурного наследия.
Среди самых значительных произведений фламандской школы XVII века, представляющих Вавилонскую башню, картина из собрания Государственного Эрмитажа занимает особое место.
«Вавилонская башня» принадлежит кисти сразу четырёх знаменитых южно-нидерландских пейзажистов первой четверти XVII века. Основные части композиции – подробно разработанный ландшафт и башня – созданы Тобиасом Верхахтом (1561 – 1631), обращавшимся к этому библейскому сюжету несколько раз. Ландшафт исполнен в характерной для мастера манере, отличающейся изысканным колоритом, построенным на контрасте сине-зеленых и белых оттенков в изображении скал и гористой местности. Персонажи в правой части картины исполнены Хендриком де Клерком (ок. 1570 – 1629/1630): каменотесы, цыганки в ярких костюмах, здесь же мастер изображает мифического царя Нимрода в плаще, верхом на лошади. Группа фигур в левой части создана Яном Брейгелем Старшим (1568 – 1625), одним из наиболее значительных художников фламандской школы первой четверти XVII века. С виртуозным мастерством тщательно выписаны маленькие фигурки, контрастно выделяющиеся на темном фоне. Бесчисленные фигуры второго и третьего планов написаны Абелем Гриммером (после 1570 – ок. 1619/1620).
Центральную часть картины занимает изображение громадной Вавилонской башни, имеющей вид ступенчатой пирамиды. Такая форма постройки является довольно редкой в живописи. Башня представлена как грандиозный объект с недостроенной верхней частью, показывающей зрителю кирпичные несущие стены, пока еще лишенные каменной облицовки. Этот момент важен, так как с помощью такого приема художник не только показывает нереализованность замысла строителей, но и доводит до нашего восприятия слова библейской легенды о строительстве башни именно из кирпичей, материала, являющегося рукотворным, созданным человеком, а не природой. От основания башни вверх расходятся широкие пандусы, по которым поднимаются нескончаемые вереницы повозок со строительными материалами. Создается впечатление бесконечного движения по этажам сооружения.
В правой части картины, среди пейзажа, можно видеть ряд печей, использовавшихся для обжига кирпичей и процесса выжигания извести. В левой, рядом с изображением порта, показана обработка еще одного важного для возведения грандиозной постройки материала – древесины.
Весь первый план картины занимает изображение каменотесов и каменщиков, занятых рабочим процессом. Слева направо представлены все этапы их труда – от горных работ до обработки камня и расчетов его размеров, необходимых для строительства. Тщательно выписаны инструменты рабочих ‒ таким образом делалась отсылка к накопленному человечеством научному знанию в области архитектуры и строительства. Одежда персонажей свидетельствует об их разной национальной принадлежности. Многообразие национальностей, должно было подчеркнуть и усилить представление о единении человечества ради описанной в Библии общей цели – строительства башни до небес и, в конечном счете, создания себе имени.
Позади каменщиков на первом плане помещена группа всадников, отличающаяся от окружающих богатством одежды, подчеркивающей их особый статус. Среди них выделяется фигура человека высокого роста, в дорогом головном уборе, облаченного в длинный, ниспадающий по крупу лошади плащ. В правой руке он держит жезл – символ власти. В этом персонаже угадывается мифический царь Нимрод, которого фламандские живописцы традиционно изображали в качестве заказчика строительства Вавилонской башни. Нимрод предстает в качестве восточного деспота, тирана, заставившего людей спорить с Богом. О негативной окраске его фигуры говорят несколько, разворачивающихся вокруг него, сценок: первая представляет связанных пленников-рабов, охраняемых стражниками, а вторая ‒ избиение людей стражником. Мысль о скором наказании за греховные намерения человечества поддерживается также изображением в левой части картины сцены казни.
В левой нижней части, внимательный зритель заметит, на фоне реки, у камня фигурку серой цапли. Серая цапля выглядит особенно уязвимо на фоне грандиозного строительства башни и заставляет задуматься о хрупкости и мимолетности жизни.
Картина Тобиаса Верхахта так же глубока и многозначна, как и сама библейская легенда о строительстве башни до небес. Здесь можно увидеть как отсылки к разным философским прочтениям библейского мифа, так и уважение к точным наукам – геометрии и математике, выразившееся в детальном отображении правил архитектуры и строительной техники, современных художникам.

По материалам каталога ««…и сделаем себе имя…». Вавилонская башня Тобиаса Верхахта. К завершению реставрации картины». Авторы статей: А. Н. Апонасенко, М. М. Дандамаева, М. В. Лапшин, А. А. Мезенцева.

Экспонаты выставки
Первый раздел посвящен предметам из древнего Вавилона.Библейская легенда о гигантском строительстве, которое задумали люди, гласит: «И сказали друг другу: наделаем кирпичей и обожжем огнем. И стали у них кирпичи вместо камней, а земляная смола вместо извести. И сказали они: построим себе город и башню, высотою до небес, и сделаем себе имя, прежде нежели рассеемся по лицу всей земли. И сошел Господь посмотреть город и башню, которые строили сыны человеческие. И сказал Господь: вот один народ, и один у всех язык, и вот что начали они делать, и не отстанут они от того, что задумали делать. Сойдем же и смешаем там язык их, так чтобы один не понимал речи другого» (Быт. 11: 3–7. Синодальный перевод). Ветхозаветная легенда о Вавилонской башне, по всей видимости, возникла в период так называемого вавилонского пленения еврейского народа, когда Навуходоносор II, царь могущественной Вавилонской державы, разорил Иерусалим и увел в плен значительную часть населения города. Поэтому первый раздел выставки посвящен вещам из Древнего Вавилона. Одним из самых важных сооружений на территории города был храмовый комплекс Эсагила, посвященный главному богу города Мардуку. К северу от Эсагилы возвышался зиккурат Этеменанки, который и послужил прообразом библейской Вавилонской башни. Зиккуратами называли ступенчатые храмы пирамидальной формы, на вершине которых стоял небольшой храм, тоже посвященный главному богу города. В Вавилоне эпохи Навуходоносора все постройки сооружались из обожженных кирпичей стандартной формы и размера. Один из таких кирпичей с оттиснутым на нем штампом с именем и титулатурой вавилонского царя: «Навуходоносор, царь Вавилона, попечитель храмов Эсагила и Эзида, первородный сын Набопаласара, царя Вавилона», можно увидеть на выставке.

Второй раздел экспозиции посвящен изображению строительства Вавилонской башни в западноевропейском и русском искусстве XVI ‒ XIX веков. Сюжет строительства Вавилонской башни появляется уже в европейском средневековом искусстве, но в тот период был представлен лишь единичными произведениями. В XVI ‒ XVII веках положение изменилось и на фоне бурного развития торговых городов, экономических и культурных связей в Европе, сопряженных с общением и дипломатией, тема строительства Башни и смешения языков стала невероятно популярной. Появляется множество живописных и графических работ на этот сюжет, складывается определенная традиция изображения башни и персонажей легенды.
На выставке представлено иллюстрированное сочинение древнееврейского историка Иосифа Флавия (37-100 г. н.э.) «Иудейские древности», важное для понимания сегодня смысла, вкладываемого в изображаемых библейских персонажей, европейскими художниками XVI ‒ XVII веков. Пересказывая легенду о строительстве Вавилонской башни, Иосиф Флавий впервые назвал заказчиком этого строительства царя Нимрода. В Библии этот персонаж упоминался, но напрямую не связывался с сюжетом о башне. С появлением труда Иосифа Флавия образ царя-деспота, заставившего людей ослушаться воли Божьей, стал обсуждаться в богословских трактатах, и отображаться в живописных и графических работах европейских художников XVI ‒ XVII веков. В качестве подобного примера можно привести Библию голландского издателя и гравёраНиколаса Иоанниса Пискатора (Клас Янсзоон Висхер (1587 – 1652), латинизированная фамилия Висхера – Piscator). В витрине экспонируется одна из гравюр Библии Пискатора – «Смешение языков при постройке Вавилонской башни (Быт. 11: 7–8)». На ней показан момент смешения языков в виде некоего божественного дуновения, ветра, создающего движение. Здесь также изображен царь Нимрод в виде могучего царя, поражаемого небесной карой.

В конце XVII века тема строительства Башни стала рассматриваться в трудах ученых. С помощью знаний точных наук (математики, физики, геометрии) они обосновывали невозможность, или, напротив, гипотетическую возможность строительства человечеством башни «до небес». При этом сам факт возведения башни в древности не подвергался сомнению. В составе экспозиции представлена самая известной такая работа ‒ это исследование ученого-иезуита Афанасия Кирхера «Вавилонская башня, или Архонтология». Автор высчитал размер и вес библейского строения, а также количество кирпичей, необходимое для строительства башни.
Образ Вавилонской башни не только осмыслялся учеными, но и использовался для развлечения публики. Как один из популярнейших сюжетов, загадочная башня воспроизводилась, в так называемых, оптических видах, предназначенных для демонстрации в специальном устройстве – зограскопе, состоящем из зеркала и линзы. На выставке показана гравюра неизвестного мастера ‒ «Город Вавилон и Вавилонская башня» (Аугсбург, 1760-е годы), предназначавшаяся для подобного показа. Благодаря оптическим искажениям создавалась иллюзия глубины и трехмерности вида. Во второй половине XVIII века оптические виды были модным салонным развлечением, также их показывали на ярмарках для простого народа.

Третий раздел. XX век можно назвать временем особого философского осмысления мифа о Вавилонской башне, чему способствовали как стремительное научно-техническое развитие человечества, так и известные политические события – передел колониальных империй, две мировые войны. Это осмысление привело к тому, что в конце XX – начале XXI века библейскую легенду о строительстве башни до небес всё чаще стали представлять как рассказ о первой в истории человечества техногенной катастрофе, заставляющей задуматься о возможной конечной точке развития технологий. Кроме того, в начале XX века были сделаны археологические открытия, позволившие составить представление о древнем Вавилоне и его памятниках, в том числе о зиккурате Этеменанки.

Среди предметов XX века, показанных на выставке, обращает на себя внимание иллюстрация Кеса ван Донгена (1877–1968) к повести Вольтера «Царевна Вавилонская», отображающая некий собирательный образ башни, возникший на основе архитектурной формы зиккурата, уже открытого и реконструированного археологами. Интересна также иракская памятная монета времени правления Саддама Хусейна с изображением вавилонского зиккурата, который он планировал воссоздать. Самым «молодым» экспонатом выставки является статуэтка «Вавилонская улитка», созданная Антоном Ананьевым в 2010 году. Это миниатюрное произведение в новом прочтении представляет образ башни, знакомый по многочисленным живописным работам европейских художников, и еще раз свидетельствует о неугасающем интересе к библейской легенде о Вавилонской башне.

Государственный Эрмитаж

25.03.2024

Тэги: Эрмитаж, выставка, изобразительное искусство, библейские образы и сюжеты, Ветхий Завет в живописи

Январь (17) Февраль (21) Март (21) Апрель (22) Май (1) Июнь (0)
Июль (0) Август (0) Сентябрь (0) Октябрь (0) Ноябрь (0) Декабрь (0)