RSS
Написать
Карта сайта
Eng

Россия на карте Востока

Летопись

18 августа 1914 прот. Василий Кулаков из Бари сообщает в ИППО, что война нарушила весь ход жизни на подворье

21 августа 1847 назначен членом Русской Духовной Миссии в Иерусалиме свт. Феофан Затворник

23 августа 1885 Священный Синод известил ИППО о разрешении производить "тарелочный сбор" в храмах в пользу Общества

Соцсети


Николай Петрович Ломтев

Шильцов П.С.
Шильцов П.С. "Портрет Н.П. Ломтева". 1859 г.

Ломтев Николай Петрович (Алексеевич) (1816, Ростов Великий (?), Ярославской губернии - (16.09?) 1858 (по др. св. 1859 и 1863), Санкт-Петербург, похоронен на Смоленском кладбище). (М.М. Раковой по дневникам художника установлено, что его отца звали Петр, а дата рождения - 28 ноября 1817 г. Прим. Ros-Vos.net )

Живописец, график. Писал картины на исторические, религиозные и литературные сюжеты, пейзажи. Биография Ломтева мало изучена. Архивные и мемуарные источники приводят два отчества, три даты смерти, не указывают место рождения. По сохранившемуся дневнику Ломтева, который он вел в Италии в июле - сентябре 1844 года, известно, что раннее детство его прошло в городе Ростове. Вдали от Родины он мечтал о городе, мечтал «увидеть его Кремль, соборы, монастыри, в особенности Петровский и наш приход Покрова - Богородицы...». Из текста ясно, что род Ломтева происходит из города Ростова, там жила его родня. Можно предположить, что и будущий художник родился здесь, а отец, будучи купцом, по делам был связан с Санкт-Петербургом. К середине 1830-х он перевез туда семью и в документах уже назывался санкт-петербургским купцом третьей гильдии.

Вероятно, в 1837 году Ломтев поступил в Академию художеств вольноприходящим учеником. Известно, что он учился у профессора исторической живописи Ф.А.Бруни. Сохранились два рисунка на сюжеты из истории языческой Руси: «Водружение щита Олега на врата Царьграда» (ГРМ) и «Смерть Олега» (ГТГ), последний из которых датирован февралем. Как и Бруни, художника романтической эпохи, Ломтева привлекли героические и трагические сюжеты русской истории, но решал он их уже по-новому, превзойдя учителя в выразительности композиции.

В начале 1839 года он выехал в Италию на средства своего отца, воспользовавшись тем, что Бруни в сентябре 1838 года отправился в Рим для завершения работы над «Медным змием». После отъезда учителя в Россию в 1841 году, Ломтев оказался в совершенно бедственном положении. О жесточайшей нужде и как ее результате - пьянстве Ломтев сам постоянно писал в дневнике: «Не работал. Без денег, не на что обедать», «работал - обедал дома на деньги за проданные старые брюки», «не было денег, сидел дома и работал», «упился зело».

Тем не менее, своей одаренностью он обратил на себя внимание художников русской колонии. Принимал участие в его судьбе и Александр Иванов. Несмотря на отсутствие денег, иногда по 10-12 месяцев, и на связанные с этим тяжелые обстоятельства жизни, Ломтев изучал Римскую школу, писал пейзажи, правда, работал не регулярно. То, что им было создано в Риме, представляло собой лишь эскизы будущих картин. Даже главную картину «Ангелы возвещают небесную кару Содому и Гоморре» (ГТГ), которую намеревался представить в Академию художеств в качестве отчета, он долго не мог написать. Когда, наконец, картина была написана и в 1845 году послана в Санкт-Петербург, она получила одобрение совета Академии и принесла Ломтеву звание неклассного художника и обещание впредь оказывать ему покровительство. Отец, узнав о присвоении звания, обратился в Академию с просьбой отозвать сына на родину, т.к. не имел более возможности содержать его, издержав «на нем» 15 тыс. руб. ассигнациями. Он выслал деньги на уплату долгов и обратную дорогу.

В 1846 году Ломтев вернулся в Санкт-Петербург, но и здесь ему мало везло. В 1849 году он просил Академию художеств о пособии. Ломтев написал несколько эскизов, показал их на академической выставке. Не имея средств создать по ним картины, он пришел в отчаяние от того, что даром прошли годы, проведенные в Академии и в Риме. Вероятно, ни существенной поддержки, ни заказов на картины или копии Ломтев не получил. В конце 1850-х годов он снова в бедственном состоянии. Произведения мастера пользовались большой известностью и высоко ценились в художественных кругах. Помимо Третьякова, купившего пять работ, эскизы Ломтева «за великие деньги» приобрел князь Голицын. Вероятно, раскупали и выменивали эскизы и другие люди, пользуясь при этом, по свидетельству Горавского, болезненным состоянием художника. Полученным после смерти отца наследством Ломтев не смог воспользоваться, т.к. в этом же году умер от простуды.

Большинство задуманных им полотен на исторические и религиозные темы остались реализованными только в эскизах. Трагедия Ломтева - в невозможности осуществить свои замыслы в большом масштабе, в отсутствии социального заказа в лице официальных учреждений. Впрочем, в подобном положении в 1850-е годы оказались и знаменитости - К.П.Брюллов и А.А.Иванов. Эскиз, превосходящий законченную картину цельностью общего впечатления, эмоциональностью и живописностью, стал новаторской формой в это переходное время. И лучшие эскизы Ломтева выделялись среди современных им академических работ темпераментной живописью, сложной передачей движения и богатой игрой света. Он легко строит многофигурные композиции, отодвигая главного героя вглубь, используя контраст спокойной фигуры и кипящей толпы и достигая эмоционального единства только живописными средствами.

Произведений Ломтева сохранилось не много, художник не относился к разряду плодовитых. Почти все работы сосредоточены в Третьяковке и Русском музее. Ярославский художественный музей гордится редким эскизом его кисти - «Между учителей. Христос - отрок в синагоге».

Федорова И.Н.

Ярославский край

Тэги: живопись, Ломтев Н.П.

Ещё по теме:

Пред. Оглавление раздела След.
В основное меню