RSS
Написать
Карта сайта
Eng

Анонсы

23 марта

Лекция «Прощеное воскресение. Изгнание Адама из Рая», Москва

30 марта

Лекция «Образ святого Димитрия Солунского в византийском и древнерусском искусстве», Москва

30 марта

Лекция «Неделя Торжества Православия», Москва

31 марта

Лекция «Земная жизнь Христа», Москва

3 апреля

Лекция «Закат Древней Руси и образ Христа», Москва

6 апреля

Лекция «Святые Великого поста», Москва

13 апреля

Лекция «Середина Великого поста – Крестопоклонная неделя», Москва

13-15 апреля

55-й весенний симпозиум по византийским исследованиям, тема «Правосудие в Византии», Великобритания

14 апреля

Лекция «События Страстной недели», Москва

20 апреля

Онлайн-конференция «Священные дни в раннем и средневековом христианстве», Крит

28 апреля

Лекция «Воскресение и Страшный суд», Москва

18 мая

Лекция «Салоники – город византийских храмов», Москва

3-4 июня

Конференция «Князья, иерархи и люди Древней Руси между властью, повседневностью и храмом», Санкт-Петербург

Россия на карте Востока

Летопись

19 марта 1884 на общем собрании ИППО казначеем назначен С.Д. Лермонтов

19 марта 1894 в Иерусалиме составлено духовное завещание начальника Русской Духовной Миссии архим. Антонина (Капустина)

19 марта 1895 в Смоленске открыт отдел ИППО

Соцсети


Ветхий Завет в живописи.
Пророк Моисей

При третьем библейском патриархе Иакове еврейский народ переселился в Египет, где провел около 400 лет в порабощении. Вывести народ из египетского плена было предначертано пророку Моисею. Так начался исход из Египта, в результате которого произошла консолидация еврейского народа, и он пришел в землю Обетованную, где образовалось древнее Израильское царство. Сам Моисей умер на пороге земли Обетованной на горе Небо (Нево). Ветхозаветная история чудесного спасения Моисея при рождении и история Исхода включает множество ярких событий, послуживших источником вдохновения для русских художников.

Моисей

Моисей — первый пророк Яхве, вождь и законодатель еврейских племен, автор пяти первых книг Библии. Описанные в Пятикнижии события историки относят приблизительно к 1300—1200 гг. до н. э. Моисей, брат Аарона, родился в Египте, стране, в которой поселились потомки праотца Иакова. Напуганный ростом численности евреев в Египте, фараон приказал топить всех новорожденных младенцев мужского пола в Ниле. С этим связан сюжет изобразительного искусства «Нахождение Моисея». Когда Моисей родился, его мать взяла корзину, положила в нее младенца и, чтобы сохранить ему жизнь, спрятала корзину в тростнике у реки. Дочь фараона пришла на реку купаться, обнаружила младенца и сжалилась над ним. Она велела подобрать ему кормилицу (которой оказалась мать Моисея). И был Моисей у дочери фараона «вместо сына, и нарекла имя ему: Моисей, потому что, говорила она, я из воды вынула его» (Исх. 2:1—10).

Позднее Моисею пришлось бежать из Египта (он убил египетского надсмотрщика, избивавшего еврея).

Спустя годы, когда Моисей пас овец близ горы Хорив на Синае, он услышал голос из горящего куста, который горит и не сгорает. Голос сообщил Моисею о его миссии. Повинуясь велению Яхве, Моисей возвращается в Египет, предстает перед фараоном и требует отпустить на волю свой народ. Фараон отказывается это сделать. Тогда всемогущий Яхве через Моисея и его брата Аарона наслал на Египет наказание — «казни египетские». На глазах изумленного фараона жезл Аарона превратился в змею, которая поглотила жезлы египетских магов. Затем следуют десять «казней»: вода в Ниле становится кровавой, непригодной для питья. Полчища жаб обрушиваются на страну (жаба — символ зла, а также «возрождения зла»). Затем мошкара облепляет людей, их кусают оводы («песьи мухи»), начинается моровая язва, у скота и у людей появляются гнойные нарывы, на страну обрушивается град, затем саранча, всю землю покрывает тьма («тьма египетская») и, наконец, по всему Египту умирают первенцы (Исх. 7—12). Тогда фараон вынужден был отпустить евреев из Египта, но спустя некоторое время отправил за ними погоню.

Подойдя к берегу Красного моря, Моисей простер руку, и воды расступились. «И пошли сыны Израилевы среди моря по суше: воды же были им стеною по правую и по левую сторону» (Исх. 14:22). Когда же египтяне вступили на морское дно, по велению Моисея вода накрыла их.

Далее рассказывается, что по пути в Землю Обетованную народ начинает роптать от голода и лишений. Тогда Яхве через Моисея посылает избранному народу манну небесную (др.-евр. «ma’na?» — «что это?»), белую крупу, которая каждое утро падала с неба. Чтобы утолить жажду людей, Моисей ударил жезлом о скалу, и в этом месте появился родник.

Моисей получает от Яхве на горе Синай скрижали Закона (две каменные таблицы, на которых высечены десять заповедей). Но пока Моисей сорок дней и ночей находился на горе Синай, народ совершил отступничество, поклоняясь золотому тельцу, за что последовало тяжелое наказание. Сорок лет вел Моисей свой народ по пустыне, но ему самому не суждено было достичь Земли Обетованной. Моисей скончался, прожив 120 лет.

В позднейших толкованиях Моисей считается прообразом Христа. Его чудесное спасение на берегу Нила трактуется как прообраз спасения Святого семейства от избиения младенцев. Во время битвы израильтян с амаликитянами Моисей держал руки поднятыми вверх, и, пока они были воздеты, его народ одерживал верх, когда же от усталости Моисей опускал руки, то побеждали амаликитяне. Пока не завершился день, Аарон и Ор поддерживали руки Моисея. Экзегеты считают движение рук Моисея прообразом Св. Креста. Еще один сюжет истории Моисея связан с символикой жезла, змеи и креста (сюжет «Медный змий»).

Существует апокриф о вознесении Моисея на небо (нач. I в. н. э.).

В аллегориях классического искусства фигура Моисея олицетворяет Закон. Моисея изображают седобородым старцем, в руках у него — каменные скрижали. От его головы исходят два луча света, напоминающие небольшие рога. На рубеже Средневековья и эпохи Возрождения художники стали изображать Моисея не с сиянием, а с небольшими рожками на голове. Их можно видеть и на знаменитой статуе работы Микеланжело в церкви Сан Пьетро ин Винколи («Св. Петра в веригах») в Риме. Эта традиция связана с неточным переводом фразы древнегреческого текста книги Исход: «Когда сходил Моисей с горы Синая… лице его стало сиять лучами от того, что Бог говорил с ним» (Исх. 34:29). В латинском переводе Вульгаты вместо «сиять лучами» ошибочно употреблено слово cornutam (лат., рогатый). Однако подобная традиция изображения сохранилась, в дальнейшем рога на голове вождя израильтян трактовали в качестве символа мудрости и божественной силы (сравн. нимб).

Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства

Спасение младенца Моисея

Сюжет из Ветхого Завета, повествующий о чудесном нахождении младенца Моисея дочерью египетского фараона в тростниках Нила.


Родители Моисея.
Исаак Аскназий. 1891 г. Холст, масло, 116 х 174.
Государственный Русский музей
Аскназий, известный петербургский живописец, писал портреты, жанровые произведения, картины на библейские сюжеты. Лаконичная по композиции, строгая в колористическом решении, картина Аскназия «Родители Моисея», изображающая момент расставания родителей с сыном, отличается трактовкой сюжета, подобного реальной жизненной ситуации.


Моисей, опускаемый матерью на воды Нила.
Тыранов Алексей Васильевич (1808-1859). 1839–1842. Холст, масло. 175.9x197.2 см
На сюжет Ветхого Завета (Исх.2: 1-10)
  Государственная Третьяковская галерея 


Моисей в Ниле.
Э. Плюшар (1809-1880). 1840-е. Масляная живопись по сухой штукатурке.
Роспись аттика в северо-западной части Исаакиевского собора
http://www.isaac.spb.ru/photogallery?step=2&id=1125 


Нахождение Моисея дочерью фараона.
Флавицкий Константин Дмитриевич

Неопалимая Купина

Моисей вырос при царском дворе и был научен всей мудрости египетской. Но он знал, что он еврей, и любил свой народ. Однажды Моисей увидел, что египтянин бьет еврея. Он заступился за еврея и убил египтянина. Другой раз, Моисей увидел, как еврей бьет другого еврея. Он хотел остановить его, но тот дерзко ответил: «не хочешь ли ты и меня убить, как убил египтянина?!» Моисей испугался, видя, что об его поступке стало известно. Тогда Моисей убежал из Египта, от фараона в другую страну, в Аравию, в землю Мадиамскую. Он поселился у священника Иофора, женился на его дочери Сепфоре, и пас его стада. 

Однажды Моисей ушел со стадами далеко и был у горы Хорива. Там он увидел терновый куст, который горел и не сгорал, то есть был объят пламенем, а сам не горел. Моисей решил подойти ближе и посмотреть, отчего куст не сгорает. Тут он услышал голос из средины куста: «Моисей! Моисей! Не подходи сюда; сними обувь с ног твоих, потому что место на котором ты стоишь, святая земля. Я Бог Авраама, Исаака и Иакова».

Моисей закрыл лицо свое, потому что боялся посмотреть на Бога. Господь сказал ему: «Я увидел страдания народа моего в Египте и услышал вопль его и иду избавить его от руки египтян и ввести в землю ханаанскую. Иди к фараону и выведи народ Мой из Египта». При этом Бог дал Моисею силу творить чудеса. А так как Моисей был косноязычен, то есть заикался, то Господь дал ему в помощь брата его Аарона, который бы говорил вместо него.

Куст, не сгоравший в огне, который видел Моисей при явлении ему Бога, получил название: «Неопалимая Купина». Он изображал собою избранного еврейского народа, притесняемого и не гибнущего. Он был также прообразом Божией Матери, Которую не опалил огонь Божества Сына Божия, когда Он сошел через Нее с неба на землю, родившись от Нее. Закон Божий протоиерея Серафима Слободского


Бог является Моисею в Купине Неопалимой
Э. Плюшар.
Роспись Исаакиевского собора
http://www.isaac.spb.ru/isaac/ubranstvo/painting 


Неопалимая Купина.
Мозаика по оригиналу В. В. Беляева.
Храм Воскресения Христова (Спас на Крови), Санкт-Петербург 


Моисей и Неопалимая Купина.
Марк Шагал. 1966 г.  Литография, бумага. 49,7x36,9 см
Музей Марка Шагала в Ницце 


Моисей перед Неопалимой Купиной.
Марк Шагал. 1960–66 гг. Холст, масло.
Музей Марка Шагала в Ницце 


Моисей в пустыне. Моисей, задумывающий предприятие свое об избавлении израильтян от египтян.
И.Л. Аскназий. 1885 г.
Государственная Третьяковская галерея

Казни египетские и начало Исхода

Моисей беспрекословно повиновался призванию Господа. Вместе с братом своим Аароном он предстал пред лицо Фараона, царя Египетского, и от имени Иеговы они просили его отпустить Евреев из Египта на три дня для принесения жертв в пустыне. Фараон, как и предсказал Моисею Господь, отказал им в этом. Тогда Господь поразил Египтян страшными казнями, из коих последнею было избиение Ангелом в одну ночь всех первенцев Египетских. Эта страшная казнь сломила наконец упорство Фараона. Он дозволил Евреям выйти из Египта в пустыню на три дня на молитву и взять свой скот и мелкий и крупный. «И понуждали Египтяне народ, чтоб скорее выслать его из земли той; ибо, говорили они, мы все помрем». Евреи, совершив в последнюю ночь, по повелению Божию Пасху, вышли из Египта в числе 600,000 мужей со всем имуществом, причем, несмотря на всю поспешность, они не забыли взять с собою кости Иосифа и некоторых других патриархов, как завещано было Иосифом. Сам Бог показывал куда направлять им путь свой: Он шел пред ними днем в столпе облачном, а ночью в столпе огненном, освещая путь их (Исх 13:21-22). Архимандрит Никифор. Библейская энциклопедия


Моисей и Аарон перед фараоном
Э. Плюшар (1809-1880). 1840-е. Масляная живопись по сухой штукатурке
Роспись аттика северо-западной части Исаакиевского собора.
http://www.isaac.spb.ru/photogallery?step=2&id=1137 


Моисей и Аарон перед фараоном.
Литография Товарищества И.Д. Сытина.
Из собрания Государственного музея истории религии, Санкт-Петербург


Ангел, истребляющий первенцев египетских
Н. М. Алексеев (1813-1880). 1850 г. Масляная живопись по сухой штукатурке.
Роспись над аттиком в проеме между окнами в северо-западной части Исаакиевского собора.
http://www.isaac.spb.ru/photogallery?step=2&id=1140 


Истребление первенцев египетских (эскиз).
Николай Петрович Ломтев. 1858 г. Холст, масло 56 х 69,7.
Государственная Третьяковская галерея 


Ангел смерти истребляет первенцев египетских.
Илья Ефимович Репин. 1865 г. Холст, масло.
Научно-исследовательский музей Академии художеств 


Фараон просит Моисея вывести народ еврейский из Египта.
А. А. Иванов. 1840-ые-конец 1857 г. Бумага, акварель, белила, итальянский карандаш. 43,6x57,8.
Государственная Третьяковская галерея, Москва

Переход евреев через Чермное море

Евреи, по выходе из Египта, направились к Чермному, или Красному морю. Египтяне же, похоронивши умерших первенцев, стали жалеть, что отпустили евреев. Фараон, собрав войско с колесницами и всадниками, отправился в погоню за евреями. Он догнал их у берега моря. Увидев позади себя грозные полчища фараона, евреи пришли в ужас. Вместо того, чтобы просить у Бога помощи, они стали роптать на Моисея за то, что он вывел их из Египта. Ободряя их, Моисей в душе своей молился Богу. Господь услышал его молитву. Облачный столп стал позади евреев и скрыл их от египтян. Господь сказал Моисею: «возьми жезл твой, простри руку твою на море и раздели его». Моисей протянул руку свою с жезлом на море. И поднял Господь сильный восточный ветер на всю ночь, и расступились воды. И пошли евреи по сухому дну, вода же была им стеною по правую и по левую сторону. Слыша в стане еврейском движение, египтяне погнались за евреями по дну морскому и уже достигли середины моря. В это время евреи вышли на другой берег. Моисей снова, по повелению Божию, простер руку свою с жезлом на море. Вода морская слилась и покрыла колесницы и всадников всего войска фараонова, и потопила египтян.

Тогда израильский народ (евреи) с великою радостью, воспели благодарственную песнь Господу Богу, своему Помощнику и Покровителю. Мариам же пророчица, сестра Ааронова, взяла в руки тимпан, а за нею вышли и все женщины с тимпанами и ликованием. И воспела Мариам пред ними: «Пойте Господу, ибо высоко превознесся Он, коня и всадника его ввергнул в море».

Переход евреев через Чермное море, воды которого отделили и избавили евреев от нечестия и рабства египетского, прообразовал собою крещение, через которое мы освобождаемся от власти диавола и рабства греху. Закон Божий протоиерея Серафима Слободского


Переход израильтян через Чермное море.
Н. М. Алексеев (1813-1880). 1848 г.
Масляная живопись по сухой штукатурке
Роспись аттика северо-западной части Исаакиевского собора
 http://www.isaac.spb.ru/photogallery?step=2&id=1141

Сюжет из Ветхого Завета. Моисей ведет народ по дну Красного моря, воды которого расступились, пропуская беглецов, а затем сомкнулись над войском фараона. Картину отличает смелое диагональное построение, уравновешенность обеих частей и связь с архитектурной поверхностью.


Переход евреев через Чермное море.
Котарбинский Вильгельм Александрович (1849 — 1921). Вторая половина XIX века. Холст, масло.
Рыбинский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник 


Переход израильтян через Чермное море.
Иван Константинович Айвазовский (1817-1900). 1873 г. Холст, масло. 163х322.
Феодосийская картинная галерея им. И. К. Айвазовского 


Переход евреев через Чермное море.
Иван Константинович Айвазовский (1817-1900). 1891 г. 96х160.
США, Собрание К. и Э. Согоян 

 


Молитва Моисея  после перехода израильтян через Чермное море.
Иван Николаевич Крамской (1837-1887). 1861 г. Холст, масло. 142,6х105,7.
Национальный художественный музей Республики Беларусь, Минск 


Мариам, воспевающая песнь Богу.
Ф. С. Завьялов (1810-1856). 1850 г. Масляная живопись по сухой штукатурке
Роспись аттика северо-западной части Исаакиевского собора
http://www.isaac.spb.ru/photogallery?step=2&id=1142

Чудеса во время скитания израильтян по пустыне

Во время путешествия евреев из Египта в землю обетованную Господь сотворил много и других чудес. Однажды евреи пришли в такое место, где вода была горькая. Они не могли ее пить и роптали на Моисея. Господь указал Моисею на дерево. Как только он положил его в воду, вода сделалась сладкою.

Это дерево, отнявшее горечь от воды, было прообразом крестного Древа Христова, отнимающего горечь жизни — грех.

Когда у евреев вышел весь хлеб, взятый из Египта Господь послал им хлеб с неба — манну. Она была похожа на белые маленькие крупинки, или на мелкий град, и имела вкус хлеба с медом. Название манна этот хлеб получил потому, что когда евреи увидели его в первый раз, то спрашивали друг друга: ман-гу (что это?), Моисей ответил: «это хлеб, который Господь дал вам в пищу». Евреи и прозвали этот хлеб манною. Манна покрывала утром землю вокруг еврейского стана во все время их путешествия каждый день, кроме субботы.

А когда евреи в пустыне пришли на место, называемое Рефидим, где совсем не было воды, то снова начали роптать на Моисея. По повелению Божию, Моисей ударил жезлом по каменной скале, и из нее потекла вода.

Манна в пустыне и вода, истекшая из каменной скалы, спасшая израильтян от смерти, прообразовали собою истинные для нас пищу и питие, то есть Тело и Кровь Христовы, который дает нам Господь в святом причащении, спасающая нас от вечной смерти.

В Рефидиме на евреев напали жители пустыни, Амаликитяне. Моисей послал против них Иисуса Навина с войском, а сам с братом своим Аароном и Ором взошел на ближайшую гору и начал молиться, поднявши обе руки к небу (образовав собою крест). Аарон заметил, что когда Моисей держал свои руки вверх, то евреи побеждали врагов, а когда от усталости опускал, то тогда амаликитяне побеждали евреев. Поэтому Аарон с Ором посадили Моисея на камень, а руки его держали простертыми. И евреи победили амаликитян.

Моисей, молившийся с поднятыми руками, прообразовал собою победный крест Христов, силою которого теперь верующие христиане побеждают видимых и невидимых врагов. Закон Божий протоиерея Серафима Слободского


Ангел повелевает подкрепиться чудесно посланной пищей.
А. А. Иванов. 1850-е. 


Народ собирает манну небесную.
А. А. Иванов. 1850-е. 29х24.
Государственная Третьяковская галерея, Москва 


Моисей, источающий воду из скалы.
Петр Петрович Заболотский. Эскиз


Моисей, источающий воду из скалы.
Петр Петрович Заболотский. 1863 г.
Государственный Русский музей

Успешно обучаясь в академии художеств и участвуя в различного рода конкурсах в 1859-1861 гг., Петр Петрович получает две малых и две больших серебряные медали и малую золотую за программу «Моисей источает воду из скалы»


Моисей добывает воду из скалы.
Клавдий Лебедев. Из эскизов иллюстраций к Ветхому и Новому Завету. 1880-е.
cultobzor.ru


Народ израильский собирает манну и перепелов 

«И нарек дом Израилев хлебу тому имя: манна; она была, как кориандровое семя, белая, вкусом же как лепешка с медом. И сказал Моисей: вот что повелел Господь: наполните [манною] гомор для хранения в роды ваши, дабы видели хлеб, которым Я питал вас в пустыне, когда вывел вас из земли Египетской. И сказал Моисей Аарону: возьми один сосуд [золотой], и положи в него полный гомор манны, и поставь его пред Господом, для хранения в роды ваши. И поставил его Аарон пред ковчегом свидетельства для хранения, как повелел Господь Моисею. Сыны Израилевы ели манну сорок лет, доколе не пришли в землю обитаемую; манну ели они, доколе не пришли к пределам земли Ханаанской. А гомор есть десятая часть ефы» (Исх. 16, 35).

В середине второго месяца на исходе из Египта евреи, мучимые голодом, взроптали на своих предводителей Моисея и Аарона. В ответ на это Господь обещает Моисею «хлеб с неба». Наутро поверхность пустыни оказалась покрыта чем-то мелким, круповидным, подобным инею на земле.

Гомор — это мера, вмещавшая 432 яичных скорлупы, то есть именно столько, сколько нужно для пропитания человека на один день.


Моисей сомневается в обещании Бога насытить народ мясом.
А. А. Иванов. 1850-е. 24х39,5.
Государственная Третьяковская галерея, Москва

Получение скрижалей Завета на горе Синай

Синайское законодательство. От Чермного моря евреи все время шли по пустыне. Они остановились станом у горы Синая (Синай и Хорив — две вершины одной и той же горы). Здесь Моисей взошел на гору, и Господь сказал ему: «Так скажи сынам израилевым: если будете слушаться голоса Моего, то будете Моим народом».

Когда Моисей сошел с горы, он передал народу волю Божию. Евреи отвечали: «Все, что сказал Господь, исполним и будем послушны». Господь повелел Моисею приготовить народ к третьему дню для принятия Закона Божия. Евреи постом и молитвою готовились к этому дню.

На третий день, который был пятидесятым от еврейской Пасхи, то есть от исхода евреев из Египта, густое облако покрыло вершину горы Синая. Сверкали молнии, гремел гром и раздавался сильный трубный звук. От горы восходил дым, и вся она сильно колебалась. И изрек (то есть, сказал) Господь Свой закон в десяти заповедях.

По повелению Божию Моисей взошел на гору и пробыл там сорок дней и сорок ночей, без всякой пищи. Бог дал ему две скрижали, или каменные доски, на которых были написаны десять заповедей. Кроме того, Господь дал Моисею и другие законы церковные и граждански. Повелел Он также устроить скинию, то есть переносный храм Божий.

Сойдя с горы, Моисей все эти законы и все, что открыл ему Господь на горе Синае, записал в книги. Так появилось у нас Священное Писание, или Закон Божий.

Десять заповедей, или повелений, которые Бог дал Своему народу, точно указывают, что должен делать человек и чего избегать, если хочет любить Бога и ближних. Вот эти заповеди:

I. Аз есмь Господь Бог твой: да не будут тебе бози инии, разве Мене. 1. Я, Господь Бог твой; чтобы не было у тебя других богов, кроме Меня.

Заповедь эта повелевает любить Бога больше всего и, кроме Него, не воздавать никому Божеской почести. Святых угодников Божиих следует тоже почитать, но не так, как Самого Бога, а как людей более других угодных Богу, как молитвенников и заступников наших перед Ним.

II. Не сотвори себе кумира и всякаго подобия, елика на небеси горе, и елика на земли низу, и елика в водах под землею: да не поклонишися им, ни послужиши им. 2. Не делай себе идола и никакого изображения того, что на небе вверху, что на земле внизу, что в водах под землею; не кланяйся и не служи им.

Так как все в мире сотворено Богом, то Ему одному следует покланяться и Его одного следует почитать Божеством. Делать идолов и им поклоняться никак не следует. Поклоняясь святой иконе, мы должны представлять себе того, кто изображен на ней, и ему поклоняться, а не считать самые иконы за Божество.

III. Не приемли имене Господа Бога твоего всуе. 3. Не произноси имени Господа Бога твоего напрасно.

Не должно святое и великое имя Божие произносить праздно, в пустых разговорах, а потому и божиться и клясться понапрасну заповедь эта запрещает.

IV. Помни день субботный, еже святити его: шесть дней делай, и сотвориши в них вся дела твоя, в день же седьмый, суббота, Господу Богу твоему. 4. Помни день субботний, чтобы проводить его свято: шесть дней работай и совершай в них все дела твои, а день седьмой — день покоя (суббота) да будет посвящен Господу Богу твоему.

Шесть будничных дней недели человек должен трудиться, работать, и вообще заботиться обо всем, что нужно для его земной жизни. Седьмой же день надо посвятить Богу, то есть отделить его для Господа, молиться Ему, читать во славу Божию полезные книги, помогать бедным, и вообще, ради Господа, делать как можно больше добра, а не в праздности быть и отнюдь не бесчинствовать. В Ветхом Завете так праздновалась суббота, а у нас, в Новом Завете, в память воскресения Христа из мертвых, празднуется воскресенье.

V. Чти отца твоего и матерь твою, да благо ти будет, и да долголетен будеши на земли. 5. Почитай отца своего и матерь свою, чтобы тебе хорошо было и чтобы ты долго жил на земле.

Должно любить и уважать родителей, слушаться их добрых наставлений и советов, заботиться о них в болезнях, быть опорою им в старости и нуждах, также должно почитать прочих родственников, старших, благодетелей, учителей, духовных отцов и начальников; за это Бог обещает продлить земную жизнь.

VI. Не убий. 6. Не убей.

Под убийством разумеется не только лишение жизни себя или кого-либо другого, но если и допускаем других до убийства своим приказанием, советом, помощью, согласием. Воспрещается этой заповедью также необуздание своего гнева и оскорбление ближнего всяким бранным словом. Заповедь эта повелевает жить со всеми в мире и согласии, а также кротко обращаться с животными.

VII. Не прелюбы сотвори. 7. Не прелюбодействуй.

Этой заповедью Господь запрещает мужу и жене нарушать взаимную верность и любовь. Неженатым же Бог повелевает соблюдать чистоту мыслей и желаний. Обжорство, пьянство и вообще всякое излишество и необузданность также запрещаются этой заповедью.

VIII. Не укради. 8. Не воруй.

Ничего чужого не бери без спроса ни явно, ни тайно; не обманывай при продаже; при всякой сделке рассчитывайся честно; не скрывай найденное; всякую работу оканчивай к обещанному сроку и делай ее по совести.

IX. Не послушествуй на друга твоего свидетельства ложна. 9. Не произноси на другого ложного свидетельства.

Заповедь эта запрещает лгать, клеветать, говорить о людях дурное, осуждать их, а также верить клеветникам. Заповедь эта повелевает всегда держать свое слово честно.

X. Не пожелай жены искренняго твоего, не пожелай дому ближняго твоего, ни села его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всякаго скота его, ни всего, елика суть ближняго твоего. 10. Не желай жены ближнего твоего, не желай дома ближнего твоего, ни поля его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни какого скота его, и вообще ничего, что принадлежит ближнему твоему.

Заповедь эта запрещает завидовать чужому добру и повелевает довольствоваться тем, что имеешь. От зависти рождаются недобрые желания, а от недобрых желаний — и все недобрые злые дела.

Закон Божий каждый должен знать и исполнять. Соблюдающий заповеди создает себе, кроме временного благополучия, вечное спасение. В память Синайского законодательства Моисеем был установлен праздник пятидесятницы. Закон Божий протоиерея Серафима Слободского


Моисей и избранные видят на горе Бога.
А. А. Иванов. 1850-е. 


Моисей перед Богом, читающим ему заповеди на скрижалях.
А. А. Иванов. 1850-е. Бумага, акварель, итальянский карандаш. 22х29.
Государственная Третьяковская галерея, Москва 


Моисей.
Врубель Михаил Александрович. 1884 г. Фреска.
Кирилловская церковь в Киеве

Врубель, вдохновляясь памятниками прошлого, творил во многом по-своему, и нередко творил как равный великим мастерам прошлого. Врубель не придерживался официального церковного канона, и именно поэтому его Моисей  своей одухотворенностью, даже самим типом лица с огромными глазами оказался созвучен подобным образам из подлинных произведений византийского искусства. В религиозной композициях Врубеля, как бы возвращается подлинная внутренняя сущность древних прототипов: большое человеческое содержание, эмоциональная выразительность. Если сопоставить изображения  Моисея  Врубеля с фрагментом древней фрески, найденным в Киеве при раскопках на месте Десятинной церкви Х века, то при этом обнаруживается их внутренняя, духовная близость.  Моисей  Врубеля не столько библейский пророк, сколько существо, полное затаенной страсти и зарождающегося сомнения.  Моисей  Врубеля — мятежник в потенции. Именно этим он вызывает ассоциации и с его Демоном, самим своим существованием, бросающим вызов людям. Русская живопись первой половины 20 века. Ганюшкина Т. В.


Синайское законодательство.
Ф. С. Завьялов (1810-1856). 1850 г. Масляная живопись по сухой штукатурке.
Роспись северо-западной части Исаакиевского собора.
http://www.isaac.spb.ru/photogallery?step=2&id=1143 


Скрижали с заповедями.
Ф. П. Брюллов (Ф. Брюлло) (1793-1869). Масляная живопись по сухой штукатурке.
Роспись над аркой северного придела св. Александра Невского Исаакиевского собора
http://www.isaac.spb.ru/photogallery?step=2&id=1027 


Моисей, идущий со скрижалями по Синаю.
Клавдий Васильевич Лебедев
Церковно-археологический кабинет МДА 


Моисей со скрижалями.
Шебуев, Василий Козьмич (1777-1855). 1820-е. Холст, масло, 193х66.
Иркутский областной художественный музей имени В.П. Сукачева

Золотой телец

Золотой (златой) телец — библейский образ, первоначально не имевший никакого отношения к обличению богатства или поклонения ему. Эпизод, подробно изложенный в книге Исход, — один из многих, повествующих об искоренении идолопоклонства как религиозного заблуждения.

В Десяти Заповедях, дарованных израильскому народу, содержалось и требование «не сотворить себе кумира» перед лицом «Бога живого». «Не делай предо мною богов серебряных, богов золотых» (Исх 20:4–6).

Однако, пока Моисей беседовал с Богом на горе Синай, народ, оставшийся без вождя, потребовал от Аарона, брата Моисея, сделать им видимого и осязаемого бога. «Когда народ увидел, что Моисей долго не сходит с горы, то собрался к Аарону и сказал ему: встань и сделай нам бога, который бы шел перед нами, ибо с этим человеком, с Моисеем, который вывел нас из земли Египетской, не знаем, что сделалось. И сказал им Аарон: выньте золотые серьги, которые в ушах ваших жен, ваших сыновей и ваших дочерей, и принесите ко мне. И весь народ вынул золотые серьги из ушей своих и принесли к Аарону. Он взял их из рук их, и сделал из них литого тельца, и обделал его резцом. И сказали они: вот бог твой, Израиль, который вывел тебя из земли Египетской! Увидев сие, Аарон поставил пред ним жертвенник, и провозгласил: завтра праздник Господу.

На другой день они встали рано и принесли всесожжения и привели жертвы мирные: и сел народ есть и пить, а после встал играть. И сказал Господь Моисею: поспеши сойти отсюда, ибо развратился народ твой, который ты вывел из земли Египетской» (Исх 32:1–7).

В гневе Бог собрался было истребить весь народ Израиля, но Моисей упросил Его этого не делать.

«И сошел Моисей с горы; в руке его были две скрижали откровения каменные… Когда же он приблизился к стану и увидел тельца и пляски, тогда он воспламенился гневом и бросил из рук своих скрижали и разбил их под горою; и взял тельца, которого они сделали, и сжег его в огне, и стер в прах, и рассыпал по воде, и дал ее пить сынам Израилевым» (Исх 32:15,19–20).

За свой великий грех идопоклонники были наказаны смертью: около трех тысяч человек по приказу Моисея были убиты одноплеменниками. Так «поразил Господь народ за сделанного тельца» (Исх 32: 35).

В XIX веке, когда широкое распространение христианства сделало борьбу с идолопоклонством неактуальной и когда во весь голос заявил о себе капитал, образ «злата», «златого тельца» естественным образом стал символом материального богатства. Путеводитель по Библии 


Народ израильский поклоняется Золотому тельцу.
А. А. Иванов. 1850-е. 24х39.
Государственная Третьяковская галерея, Москва 


Аарон, приносящий жертву Богу.
П. М. Шамшин (1811-1893). 1850–1851 гг. Масляная живопись по сухой штукатурке
Роспись аттика западной части собора.
http://www.isaac.spb.ru/photogallery?step=2&id=1006

Сюжет из Ветхого Завета, посвященный искуплению греха золотого тельца. Аарон принес требуемые Богом жертвы в виде теленка и, подняв руки к небу, благословил народ. Господь принял жертву и явил славу Свою — огонь сжег жертву на жертвеннике. Народ с благоговейным страхом смотрел на чудесное проявление Божественного могущества.

Медный змий

Однажды, за свой ропот на Бога, евреи были наказаны появлением множества ядовитых змей, которые жалили народ, так что многие умирали. Евреи раскаялись и просили Моисея помолиться о них Богу. Господь повелел Моисею сделать медного змия и повесить его на знамя. И кто из ужаленных смотрел с верою на медного змия, тот оставался жив.


Медный змий
Бруни Федор Антонович (1801— 1875). 1841 г. Холст, масло. 565х852 см
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, зал №15 

Самое большое полотно из коллекции живописи XIX века Русского музея и самая знаменитое произведение Федора Бруни создавалось на протяжении 15 лет, а заканчивалось в Риме.

Законченный «Медный змий» в 1841 году был доставлен пароходом в Петербург, где имел ошеломляющий успех, сравнимый только с триумфом «Последнего дня Помпеи» Карла Брюллова, вечного вынужденного соперника Федора Бруни.

Подобно картине Брюллова, полотно «Медный змий» построено по-новому, романтическому, принципу. Здесь нет главного героя — передний план заполонила толпа, охваченная страхом неотвратимой гибели и надеждой на спасение. Бруни близок гоголевскому определению исторической живописи как выбирающей «сильные кризисы, чувствуемые целой массой».

Скользящий свет создает ощущение взволнованного движения толпы. Тонко сближенная гамма холодно-голубых, тускло-зеленых, серо-коричневых тонов придает единство метущимся фигурам.

В основе картины «Медный змий» лежит — один из эпизодов 40-летнего странствия народа Израиля. После того как иудеи усомнились в способности Моисея вывести их из пустыни, Бог послал на них дождь из ядовитых змей. От укусов умерло множество сынов Израилевых, и тогда Господь приказал Моисею выставить на знамя медного змия. Каждый, взглянувший на него с верой, оставался жить. Библейский сюжет не получил у художника однозначного толкования. В изображении страдания народа можно видеть одновременно и осуждение жестокости библейского бога и неприятие народного бунта. Можно понять, что сам художник видел выход только в покорности Божественной воле.

Мастерство живописца, сумевшего построить выразительную многофигурную композицию на громадном (565?852 см) полотне, подчинить драматизму сюжета свет и цвет, было бесспорно, а налет некоторой экзальтированности действовал на воображение зрителей.

Однако картина принадлежала вчерашнему дню — дряхлеющему и вырождающемуся академизму, и это с фатальной неизбежностью определило дальнейшее угасание крупного таланта художника. Правда, жизненный путь Бруни продолжался так же ровно, как начинался. " «Медный змий» был приобретен государем императором для эрмитажного собрания за 70 000 рублей, а в 1897 году — передан в Русский музей. www.nearyou.ru

Этот медный змий служил прообразом Христа Спасителя, распявшего с Собою на кресте все наши грехи, и мы теперь, взирая с верою на Него, исцеляемся от грехов своих и спасаемся от вечной смерти. В «Медном змие» Бруни увековечил свою покровительницу – помогавшую всем бедным художникам Зинаиду Волконскую, изобразив ее в образе женщины, которая пытается обрести веру, глядя на мужа. Позируя, Зинаида Александровна все спрашивала: «В чем смысл сюжета!» — «От укуса и жала греха,— отвечал Федор Антонович,— мы можем избавиться, лишь взглянув на распятого за нас Господа Иисуса Христа и приняв Его в наше сердце».

У Земли Обетованной

Сам Моисей, подобно Аарону, не удостоен был войти в землю Обетованную, то он просил Господа указать ему достойного преемника, почему и указан ему преемник в лице Иисуса Навина, на которого пред Елеазаром священником и пред всем обществом он возложил руки свои (Чис 28:22-23). Таким образом Моисей передал ему пред всем Израилем свое звание, сделал распоряжение о владении и разделении земли Обетованной, повторил народу данные Богом в разные времена законы, внушивши свято хранить их и трогательно напомнив им при этом о многоразличных благодеяниях Божиих в течение сорокалетнего их странствования.

Все свои увещания, повторенный закон и окончательные свои распоряжения он вписал в книгу и отдал ее священникам для хранения при Ковчеге Завета, вменив в обязанность каждый седьмой год прочитывать ее народу в праздник Кущей. В последний раз, будучи призван пред Скинию, вместе с преемником своим, он получил откровение от Бога о будущей неблагодарности народа и передал ему это в обличительной и назидательной песни. Наконец, воззванный на гору Нево на вершину Фасги, что против Иерихона, увидав издали показанную ему Господом землю Обетованную, умер на горе 120-ти лет от роду. Тело его погребено в долине близ Веффегора, но никто не знает, места погребения его даже до сего дня, говорит бытописатель (Вт 34:6). Народ почтил кончину его тридцатидневным плачем.

Св. Церковь совершает память пророка и Боговидца Моисея в 4-й день сентября. В кн. Второзакония, по смерти его, в пророческом духе о нем говорится (может быть, это слово преемника Моисеева, Иисуса Навина): «И не было более у Израиля пророка, как Моисей, которого Господь знал лицом к лицу» (Вт 34:10). У пр. Исаии говорится, что народ Божий спустя столетия во дни своих бедствий с благоговением вспоминал пред Богом о временах Моисея, когда Господь его рукою спасал Израиля (Ис 63:11-13). Как вождь, законодатель и пророк, Моисей во все времена жил в памяти народа. Память его в самые позднейшие времена всегда благословлялась, никогда не умирая в народе Израильском (Сир 45:1-6). В Новом Завете Моисей, как великий законодатель, и Илия, как представитель пророков, являются беседующими во славе с Господом на горе Преображения (Мф 17:1–3, Лк 9:30,31). Великое имя Моисея не может терять своего важного значения и для всех Христиан и для всего просвещенного мира: он живет среди нас в своих священных книгах, он был первым Боговдохновенным писателем. Архимандрит Никифор. Библейская энциклопедия


Предсмертное завещание Моисея.
Федор Семенович Завьялов. 1850 г.
Роспись Исаакиевского собора, Санкт-Петербург 


Иисус Навин входит в Землю Обетованную
П. М. Шамшин (1811-1893). 1850–1851 гг. Масляная живопись по сухой штукатурке
Роспись аттика юго-западной части Исаакиевского собора.
http://www.isaac.spb.ru/photogallery?step=2&id=1131

Сюжет из Ветхого Завета. Библейский полководец, ставший после смерти Моисея вождем израильского народа, завершил его исход в Землю Обетованную. Во время странствования израильтян по пустыне Иисус Навин был первым помощником Моисея. Он видел чудесные дела Божии, совершенные через Моисея, и хорошо знал нравы своего народа. Он был одним из двенадцати соглядатаев, посланных осматривать обетованную землю, и одним из двух, кто правдиво рассказывал народу о ее богатствах.


Пророк Моисей (фрагмент фрески Преображение Господне).
Сведомский Павел Александрович (1849-1904)
Владимирский собор в Киеве 


Преображение Господне.
Павел Александрович Сведомский (1849-1904). Фреска.
Владимирский собор, Киев

Тэги: Ветхий Завет в живописи, изобразительное искусство, библейские образы и сюжеты, Лебедев К.В., Бруни Ф.А., Репин И.Е., Ломтев Н.П., Иванов А.А.

Ещё по теме:

Пред. Оглавление раздела След.
В основное меню