RSS
Написать
Карта сайта
Eng

Новое на портале

Книги и сборники

Материалы конференции «От Зауралья до Иерусалима: личность, труды и эпоха архимандрита Антонина (Капустина)». Далматово, 12-13 мая 2016

«Как ангел, ты тиха, чиста и совершенна… Великая княгиня Елисавета Феодоровна в Казанском крае». А.М. Елдашев

Статьи и доклады

Служение святителя Феофана Затворника (Вышенского) в Палестине в первом составе Русской Духовной Миссии (1847-1853 гг.). Климент (Капалин), митр. Части 1-2.

История создания и деятельности Нижегородского отдела Императорского Православного Палестинского Общества. Тихон (Затекин), архим.

Святыни Елеона (по запискам русских паломников). Часть 2. Августин (Никитин)

Таврический отдел Императорского Православного Палестинского Общества (1900-1917 гг.): по материалам «Таврических епархиальных ведомостей». Р.А. Близняков, М.А. Агатова

Интервью

России верный сын. Глава Шадринского района о подготовке к 200-летию со дня рождения архим. Антонина (Капустина)

Алексей Лидов: Путь в Византию. Нам не дано предугадать..?

Россия на карте Востока

Летопись

24 октября 1918 Совет Коммун предложил Академии наук принять Палестинское общество в свое ведение

25 октября 1950 написали заявление о вступлении в РПО член-корр. А.И. Якубовский и д.и.н. Н.В. Пигулевская, редактор 24-х Палестинских сборников

26 октября 1950 академик В.В. Струве и член-корр. П.В. Ернштедт написали заявление о вступлении в РПО

Соцсети


Одесский монастырь святого великомученика и целителя Пантелеимона


Если приехать в Одессу на поезде, то при выходе из вокзала открывается благостная для православного сердца картина: золотые купола храмов, принадлежащих Свято-Ильинскому и Свято-Пантелеимоновскому мужским монастырям, а также Свято-Андреевскому подворью с храмом в честь чудотворной Тихвинской иконы Пресвятой Богородицы. Так и было задумано храмостроителем преподобным Гавриилом Афонским. Из самых разных городов и весей бескрайнего Отечества нашего прибывали в Одессу паломники на Святую Гору Афон и Святую Землю. Именно для них и были выстроены подворья русских афонских монастырей.

Вообще русское слово «подворье» обозначает заезжий, постоялый двор, гостиницу; хозяйство на прилегающей к дому земле. Монастырское же подворье – это место проживания в городе монахов загородного монастыря, иногда с храмом при нем. Деятельность подворья регламентируется Уставом того монастыря, к которому данное подворье относится, и своим собственным гражданским Уставом. Подворье находится в юрисдикции того же архиерея, что и монастырь.


Одним из таких было и подворье русского Свято-Пантелеимоновского монастыря Святой Горы Афон. Основано оно было в 1876 году, а торжественно освящено 28 декабря 1895 года. 

Особо замечательно то, что храм подворья сооружен из камня, добытого на Святой Горе и доставленного в Одессу монашеским бригом «Святой пророк Илия». Эта обитель в буквальном смысле была отправной точкой заветной мечты практически каждого православного христианина – паломничества на Святую Землю и Святую Гору Афон. Ежегодно отсюда отправлялось до двух тысяч верующих. На подворье их принимали, давали ночлег, кормили в трапезной и помогали с оформлением необходимых документов, а потом и отправляли морем к заветной цели. Сам Свято-Пантелеимоновский храм расположен на третьем этаже здания. Установленный здесь «Золотой иконостас», выполненный мастером Ахапниным, поражал своим великолепием. В «византийском стиле» были расписаны стены вдоль белой мраморной лестницы, которая вела к храму. Аналогов такого устройства церкви нет нигде в мире. Автор проекта – архитектор Н. Никонов.


Расцвет обители продолжался до 1917 года. Октябрьский переворот положил конец паломнической деятельности подворья. А в 1923 году оно и вовсе было закрыто богоборческой властью. Отрезвление пришло лишь в суровые годы Великой Отечественной войны. Тогда стали открываться многие храмы и монастыри, а священники и епископы возвращались их тюрем, лагерей и ссылок. Летом 1944 года, вскоре после освобождения Одессы от немецко-румынских оккупантов, по благословению Святейшего Патриарха Алексия I (Симанского) на месте Свято-Пантелеимоновского афонского подворья был открыт храм. Вскоре после этого здесь открываются Богословско-пастырские курсы, позже преобразованные в семинарию. Возрождающейся Церкви нужны были новые кадры. В 1946-1947 годах здесь преподавал игумен Пимен (Извеков), ставший впоследствии Святейшим Патриархом Московским и всея Руси. На преподавательском поприще трудились будущие митрополиты Сергий (Петров) и Леонтий (Гудимов).

В свое время Одесскую семинарию закончили, а затем и возглавили Предстоятель Украинской Православной Церкви Блаженнейший митрополит Владимир и Высокопреосвященнейший Агафангел, митрополит Одесский и Измаильский. Однако хрупкое взаимопонимание Церкви и советской власти, сложившееся в послевоенное время, было недолгим. В эпоху «хрущевской оттепели» начался новый виток гонений. Богоборцев у власти раздражало то, что в самом центре Одессы ходит слишком много служителей Церкви. К 1961 году это раздражение достигло максимума, и семинария за одну ночь была переведена на окраину Одессы - в Свято-Успенский мужской монастырь, где и находится до сих пор.

Храм был вновь закрыт, а в его помещениях расположился планетарий. Это было удивительное место – рассказы об устройстве вселенной и космических открытиях воспринимались здесь с особым чувством. И это неудивительно. Сохранившаяся белая мраморная лестница, казалось, вела именно… на Небеса обетованные.

Шли годы. Здание бывшего подворья ветшало, разрушалось. Старожилы Одессы даже стали придумывать легенды о том, какой это был прекрасный храм, с куполами, «как у Василия Блаженного». Людям свойственно приукрашивать прошлое.

Все изменилось в 1990 году, когда планетарий был перенесен в здание обсерватории, а в помещении Свято-Пантелеимоновского храма вновь начались богослужения. Тогда многие были просто шокированы остававшейся в куполе храма дырой от телескопа и страшными утратами изображений святых…


Рака с частицей мощей святого великомученика и целителя Пантелеимона

Настоящее возрождение Свято-Пантелеимоновского монастыря началось после прихода на Одесскую кафедру Высокопреосвященнейшего Агафангела, митрополита Одесского и Измаильского. В 1995 году по его благословению на месте бывшего Афонского подворья был основан Свято-Пантелеимоновский мужской монастырь. И уже 15 августа того же года во вновь открытой обители после полувекового перерыва был совершен монашеский постриг. А 8 декабря 1996 года митрополит Агафангел освятил главный престол монастыря в честь святого великомученика и целителя Пантелеимона и передал обители часть святых мощей ее Небесного Покровителя, привезенную Его Высокопреосвященством ранее со Святой Горы Афон. Так было положено начало возрождению монашеской жизни в этой обители. 


Храм одесского Свято-Пантелеимоновского монастыря


Одна из мозаичных икон на фасаде одесского Свято-Пантелеимоновского монастыря

В последние годы существенно обновился внешний и внутренний облик Свято-Пантелеимоновского монастыря. Фасадную часть храма украсили восемь мозаичных икон. Отреставрирована колокольня, и установлены новые колокола. Произведена роспись еще одного храма обители - в честь Державной иконы Пресвятой Богородицы. В главном храме установлен иконостас с иконами в византийском стиле. А также расписаны стены всех трех этажей вдоль большой из белого мрамора лестницы. Это, безусловно, придает особый смысл восхождению в храм.

Среди многих святынь обители особенно почитается образ Пресвятой Богородицы «Достойно есть», чудесным образом обновившийся в тяжелое для обители время и явившийся верующим.

А еще при монастыре действует воскресная школа, православная библиотека и церковная лавка. Святой Покровитель обители – великомученик Пантелеимон, как известно, был врачом. И сегодня в монастыре его имени совершаются особые молебны с освящением воды и пением акафиста перед иконой пресвятой Богородицы «Неупиваемая чаша» для страждущих от алкоголизма и наркомании - основных недугов современности. Эти богослужения проходят в обители по вторникам. Божественная Литургия здесь совершается ежедневно в семь часов утра, а перед ней ровно в шесть – монашеское правило. А в праздники на Литургию может попасть любой желающий общения с Богом человек - их совершается три: в полночь, в 7.30 и 9.30, как говорится, «на любую занятость». Кроме того, Свято-Пантелеимоновский монастырь – это одно из немногих мест в Одессе, где на гражданский Новый год совершается ночная Божественная Литургия. Это ли не лучший способ встретить еще один год отмеренной Богом жизни?


Архиерейское богослужение в день святого великомученика и целителя Пантелеимона

И, конечно же, в Престольный праздник, 9 августа, когда весь православный мир чествует святого великомученика и целителя Пантелеимона, в одесской обители Божественную Литургию при огромном стечении православного народа возглавляет Высокопреосвященнейший Агафангел, митрополит Одесский и Измаильский.

Помолимся и мы: «Страстотерпче святый и целебниче Пантелеимоне, моли Милостиваго Бога, да прегрешений оставление подаст душам нашим».

Ольга Кравец

Одна Родина

Тэги: паломничество, быт паломников, афонские подворья для паломников

Пред. Оглавление раздела След.
В основное меню