RSS
Написать
Карта сайта
Eng

Россия на карте Востока

Летопись

20 сентября 1857 началось пятидневное паломничество архим.Антонина (Капустина) в Святую Землю

21 сентября 1860 родился почетный член ИППО вел. кн. Павел Александрович

21 сентября 1890 умерла член-учредитель и почетный член ИППО графиня О.Е. Путятина

Соцсети


Вклад делопроизводителя и казначея Императорского Православного Палестинского Общества М.И. Осипова и начальника Русской духовной миссии архимандрита Антонина (Капустина) в распространение русскоязычных православных изданий в Святой Земле (конец XIX - начало XX в.)

Рассматриваются и вводятся в научный оборот материалы, хранящиеся в архиве Русской духовной миссии на Святой Земле. Описана организационная деятельность М. И. Осипова, архимандрита Антонина (Капустина), Н. Г. Михайлова по обеспечению русских паломников православными изданиями; приводятся сведения о репертуаре книг. Рассказывается о роли Императорского православного палестинского общества и Русского общества пароходства и торговли в процессе отправки книг на Святую Землю.

Ключевые слова: русскоязычные православные издания, русская духовная книга, Святая Земля, Императорское православное палестинское общество, Михаил Иванович Осипов, архимандрит Антонин (Капустин), Николай Григорьевич Михайлов, паломничество

Началу распространения русскоязычных православных изданий в Святой Земле способствовало создание в 1856 г. Русского общества пароходства и торговли (РОПиТ), главная портовая база которого находилась в Одессе. Учредителями Общества являлись флигель-адъютант, капитан первого ранга Н. А. Аркас и обладатель пароходов на Волге Н. А. Новосельский.

Деятельность РОПиТ по пересылке книг на Святую Землю была тесно связана с двумя организациями: Русской духовной миссией (РДМ) и Императорским православным палестинским обществом (ИППО). Мы рассматриваем вклад Михаила Ивановича Осипова, который начал свою деятельность с 15 июля 1883 г. в Одессе в статусе уполномоченного, с 21 марта 1894 г. стал делопроизводителем, совмещая эту должность с должностью казначея, на которую его назначили 2 апреля 1909 г.

Из архивной переписки М. И. Осипова с книжными магазинами, частными организациями и членами ИППО, хранящейся в архиве РДМ в Иерусалиме, мы узнаем о правилах пересылки на Святую Землю и репертуаре русскоязычных православных изданий. Эту деятельность М. И. Осипов начинал со службы в РОПиТ, в сотрудничестве с руководителем РДМ в Иерусалиме архимандритом Антонином (Капустиным). Также мы рассмотрим вклад в распространение русской книги на Святой Земле управляющего русскими подворьями в Иерусалиме (1889-1910) Николая Григорьевича Михайлова, который согласно уставу ИППО занимался улучшением условий жизни русских паломников на Святой Земле.

Архимандрит Антонин (Капустин), находясь в статусе главы РДМ в Иерусалиме, собирал и покупал славянские и греческие рукописи и старопечатные книги у частных владельцев, сотрудничал с различными организациями отечественной печати, приобретал книги и обменивался ими с монастырями не только в России, но и в Греции (Афон, обитель Св. Пантелеймона), Болгарии, собранные книги служили для духовного и нравственного просвещения паломников в Святой Земле. Доказательством совместной деятельности архимандрита Антонина (Капустина) и М. И. Осипова служит переписка, в которой дана опись книг, отправленных из Одессы в Иерусалим. Из материалов, хранящихся в архиве РДМ на Святой Земле, мы узнаем о процессе отправки книг из Санкт-Петербурга на Святую Землю1.

Арх. Антонин (Капустин) отправлял уполномоченному в Одессе М. И. Осипову доверенность на получение всей корреспонденции, адресованной арх. Антонину (Капустину) и РДМ. Доверенность обязательно была засвидетельствована русским консулом. До получения доверенности на каждый год сотрудничества все денежные письма хранились в почтовой конторе2. Для того чтобы избежать проблем с получением книг на таможне, соблюдались строгие правила пересылки. Пришедшие на имя М. И. Осипова с разных концов Российской империи издания приходилось получать на трех станциях железной дороги при содействии РОПиТ и конторы «Надежда» [1] через почтовую контору. Чтобы посылки не изъяли, их специально не подписывали или указывали неверный адрес. Уполномоченный осведомлялся через коллег и знакомых о том, нет ли посылок с неправильным адресом и, выяснив адрес отправителя, сразу писал письмо, чтобы было сделано заявление о передаче книг. В противном случае посылки оставались лежать на складе и, по почтовым правилам, после окончания срока хранения возвращались к отправителям.

В архиве РДМ хранится переписка начальников РДМ с членами ИППО с 1883 по 1905 г. о том, что Совет ИППО отправил на Святую Землю ящик с книгами для православных паломников3. С каждым годом количество отправленных книг и пакетов увеличивалось. Так, в июле 1893 г. арх. Антонину (Капустину) пришло письмо от М. И. Осипова, в котором тот сообщал об отправке двух пакетов с 12 книгами на имя В. Н. Тимофеева; за книги было уплачено 25 руб., впоследствии счет отправился арх. Антонину (Ка-пустину)4.

Осипов следил за поступлением новых книг в книжные магазины Одессы и всегда информировал о них арх. Антонина (Капустина), описывая все формальности. «Издательская цена Истории Государства Российского - 15 р. в Санкт-Петербурге, а с пересылкою во все города России - 18 р. Теперь вышел пока 1 том, а следующие выйдут в течении двух лет. Записаться можно теперь взнеся все деньги, или выжидая все издания»5. М. И. Осипов сотрудничал с книжными магазинами по всей Одессе, например с отделением книжного магазина «Новое время» А. С. Суворина в Одессе. (Суворин в 1878 г. открыл в Петербурге книжный магазин «Новое время», в 1882 г. купил типографию, где печатал русскоязычные православные издания, получившие распространение на Святой Земле) [2].

Из вышесказанного ясно, что Михаил Иванович сотрудничал с книжным магазином «Новое время», где искал запрашиваемые арх. Антонином (Капустиным) книги. В 1891 г. он нашел в Одессе «Историю Петра Великого и Екатерины II» и, сравнив цены с ценой пересылки этих же книг из Санкт-Петербурга, предпочел приобрести их за 19 рублей, переплатив 1 рубль за «чудные» по своей красоте переплеты, после чего отправил вместе с «Заметками поклонника св. Горы»6.

С 1892 г. становится известно о сотрудничестве Осипова с книготорговцем П. Богдановым из Санкт-Петербурга, отправившим в Одессу один короб книг весом 1 пуд 3 ф, с просьбою переслать их арх. Антонину (Капустину) в Иерусалим. «М. И. отправил этот короб сегодня на пар. "Корнилов" в Яффу по прилагаемому коносаменту за № 2/1087»7. Из переписки за этот же год мы узнаем об отправленных на этом же пароходе двух посылках с книгами, присланных из Санкт-Петербурга редакцией «Церковных ведомостей»8. М. И. Осипов сотрудничал с издателем и книгопродавцом А. А. Карцевым, владельцем издательства «А. А. Карцев и сыновья», в одном из магазинов которого он приобрел для отправки на пароходе «Корнилов» в Яффу 1 короб книг весом 1 пуд 35 ф9.

____________________
1 Архив Русской духовной миссии (АРДМ). Фонды Архива Русской духовной миссии в Иерусалиме находится в процессе обработки. Поэтому только в некоторых случаях дается отсылка к конкретному делу и листу. В прочих случаях приводится фонд, опись и названия дела, которое позволит исследователям обратиться к нужным письмам. Ф. 4. Оп. 5. Ч. 11. Д. 1351. 12 марта 1884.
2 Ф. 4. Оп. 5. Ч. 11. Д. 1350. 11 октября 1883. Л. 1-3.
3 Ф. 4. Оп. 5. Ч. 11 11 октября 1883. Л. 1-3.
4 Ф. 4. Оп. 5. Ч. 11 Д. 1359. 31 июля 1893.
5 Ф. 4. Оп. 4. Ч. 11 Д. 1351. 14 февраля 1884
6 Ф. 4. Оп. 5. Ч. 11 Д. 1351. 30 ноября 1891.
7 Ф. 4. Оп. 5. Ч. 11 Д. 1351. Апрель 1892.
8 Ф. 4. Оп. 4. Ч. 11. Д. 1358. 18 августа 1892.
9 Ф. 4. Оп. 4. Ч. 11. Д. 1351. Апрель 1892.

О репертуаре книг, купленных в книжных магазинах, мы узнаем из счетов, сохранившихся в архиве РДМ. В счете за 30 июля 1893 г. указаны приобретенные и отправленные М. И. Осиповым на Святую Землю русскоязычные издания: А. Дидон «Иисус Христос» [3]; «Описание монастырей и скитов»; П. И. Мельников «Исторические очерки поповщины» [4]; К. Реклам «Строение и жизнь человеческого тела» [5], «Популярная гигиена» [6]; П. П. Каратыгин «История религий и тайных религиозных обществ Древнего и Нового мира» [7]; Н. В. Реутский «Люди Божьи и скопцы» [8]; арх. Арсений «Летопись церковных событий и гражданских, поясняющих церковныя, от Рождества Христова до 1879 г.» [9]. В 1884 г. из Петербурга ИППО был отправлен коносамент на три ящика книг, доставленных М. И. Осипову пароходом «Одесса»10. В этом же году вышло новое издание «Истории государства Российского» С. М. Соловьева [10], которое можно было купить в Одессе.

К 1894 г. М. И. Осиповым было отправлено много грузов разного назначения более чем в 587 населенных пунктов, в основном это были вещи и грузы, купленные в Одессе и высланные по требованиям уполномоченного в Иерусалиме Н. Г. Михайлова, а также арх. Антонина (Капустина). Требования эти исполнялись при первой возможности. Если нужно было выслать сразу что-либо из продуктов, то отправление разбивалось на два или три рейса парохода, чтобы воспользоваться предоставленной РОПиТ льготой на бесплатную перевозку 60 пудов груза в совершаемый пароходом рейс; такой необходимый в большом количестве продукт, как мука, высылался регулярно, к нему добавлялись другие грузы, за излишек веса которых приходилось доплачивать [11]. Например, часто к муке добавляли ящики с книгами: в 1887 г. на пароходе были отправлены ржаная мука и ящик с книгами, принятый из Одесской таможни и отправленный по указанию арх. Антонина (Капустина) о. иеромонаху Израилю в Макарьевскую пустынь г. Свияжска Казанской губернии11. М. И. Осипов предпочитал покупать товары самостоятельно и без посредников, упаковывая груз таким образом, чтобы тот не пострадал при перемещении, при доставке из Яффы в Иерусалим, хранении в портах и под открытым небом (такие ситуации возникали из-за карантинов во время эпидемий).

К 1895 г. возможность отправки большего количества книг возросла. Из письма М. И. Осипова от 9 марта 1985 г. мы узнаем о том, что с пароходом «Корнилов» советом ИППО были отправлены 2 ящика книг весом 7 пудов 15 фунтов, а также был передан через артельщика главной конторы РОПиТ Василия Ивановича Лузинова коносамент на получение книг № 2/3026 12. Отправка книг на Святую Землю была делом непростым и очень затратным. Больше всего арх. Антонин (Капустин) боялся изъятия книг и даже просил М. И. Осипова подробнее описать ему правила пересылки. По таможенным правилам допускалась пересылка заграничных посылок транзитом без досмотра в Одессе только в Санкт-Петербург, Москву, Ригу. М. И. Осипов, будучи готовым соблюдать все таможенные формальности, советовал арх. Антонину (Капустину) отправлять ему книги в Одессу, так как считал, что лица, которым были адресованы посылки, прибывшие транзитом, были не знакомы с таможенными правилами и могли подвергнуться штрафам или конфискации посылок13. Чтобы уберечь посылки от конфискации, М. И. Осипов просил соблюдать следующие правила: «На самих посылках не писать никаких адресов, ни моего, ни того лица, которому посылка будет следовать, а просто делать надпись: Одесса и ставить марку М. О., если же будет несколько посылок в один раз, то ставьте на них номера 1, 2, 3. В коносаменте не означать моей фамилии, а просто в рубрике кто получатель писать: Предъявитель коносамента или просто Ордер. Отправляя ко мне коносамент на известную посылку, прошу Вас в письме сообщать подробный адрес того лица, которому посылка следует и прилагать мне подробный список тех вещей, которые будут заключаться в посылках, а также их количество и из какого материала они сделаны». Все эти действия было необходимо выполнить потому, что по прибытии посылки с книгами на таможню нужно было подать объявление с точным указанием количества и качества вещей, в противном случае уплачивался штраф или посылку конфисковывали. Из следующего письма мы узнаем, какие расходы для М. И. Осипова были частыми: «Объявление о получении посылки и гербовые марки в таможню и для железной дороги стоили 2 рубля, таможенные канцелярские сборы стоили 60 к., пошлина золотой волютою по курсу дня - 70,72, аксиденция (штраф за случайно заказанный товар) - 4 р. 44 к., таможенной артели - 49 к., снощикам - 20 к., доставка с гавани домой, а затем на вокзал - 1 р. 50 к., рогожи, бечева и за упаковку 80 к., поездка в таможню оценивалась в 80 к.»14. Отчет о затраченных при покупке деньгах (переводы осуществлял арх. Антонин) при необходимости осуществлялся Советом ИППО по документам, предоставленным М. И. Осиповым за год.

РОПиТ также бесплатно перевозило посылки из Святой Земли в Россию, но вес посылки за один раз не должен был превышать 60 пудов. Арх. Антонин (Капустин) этим был крайне озадачен и просил помощи в выяснении всех нюансов. Из письма М. И. Осипова за 1885 г. мы узнаем, что Михаил Иванович просил главную контору РОПиТ о разъяснении. Однако служащие не смогли ответить на вопрос, сославшись на главное правление РОПиТ в Санкт-Петербурге, в которое и обратился М. И. Осипов, написав об этом арх. Антонину (Капустину): «За разъяснением и по получении ответа, не замедлю Вам сообщить, а в случае утвердительного его смысла, постараюсь похлопотать, чтобы было дано Яффскому агенту предложение о приеме от Вас посылок для отправления в Россию бесплатно»15. Ответ ИППО пришел через месяц, и Осипов сразу занялся организацией отправки книг в Россию: «По поводу возбуждённого Вами вопроса относится данное РОПиТ согласие на бесплатную перевозку на пароходах его посылок Православного Палестинского Общества, для таковых, следующих из Палестины в Россию, я получил от Совета Общества, в письме от 24 мая за № 448, нижеследующее: "Правление РОПиТ разрешив Православному Палестинскому Обществу даровую пересылку на судах РО посылок, следующих в Яффу, не свыше 60 пудов, присовокупило, что льгота эта не может быть предоставлена для посылок, следующих обратно из Яффы на имя Православного Палестинского Общества"»16.

_______________________
10 Ф. 4. Оп. 4. Ч. 11. Д. 1353. 14 февраля 1884.
11 Ф. 4. Оп. 4. Ч. 11. Д. 1353. 13 января 1887.
12 Ф. 4. Оп. 5. Ч. 11. Д. 1351. 9 марта 1885.
13 Ф. 4. Оп. 5. Ч. 11. Д. 1351. 6 апреля 1885.
14 Ф. 4. Оп. 5. Ч. 11. Д. 1351. 1 июня 1885.
15 Ф. 4. Оп. 5. Ч. 11. Д. 1351. 21 мая 1885.
16 Ф. 4. Оп. 5. Ч. 11. Д. 1351. 1 июня 1885.

Также репертуар русскоязычных православных изданий, отправленных в Святую Землю, пополнили книги Общества истории и древностей, почетным членом которого был арх. Антонин (Капустин). Подтверждением этому служит письмо М. И. Осипова: «Почтеннейшее письмо Ваше от 10-го сего января я имел честь получить 24 числа и приложенное к нему письмо Ваше в Императорское Одесское Общество Истории и Древностей передал по принадлежности 25, приложив к письму этому, по поручению Вашему, сто пятьдесят два рубля (руб 152) кредитными билетами под расписку Г Вице Президента Общества при сем в подлинник прилагаемую. Принимая от меня письмо и деньги Г Вице-Президент сказал мне, что в тот день будет заседание Общества, которое и будите доложено о Вашем привете и приношении и что просимыя Вами книги будут Вам высланы прося на это моего содействия, которое с особенною готовностью много и было предложено по всем делам, касающимся сношений Общества и Вами»17. «Прилагая при сём коносамент за № 33/585, на отправленную мною сего числа на пароходе "Цесаревич" в Яффу на Ваше досточтимое имя, под маркою АА, одну посылку с книгами, переданную мне Г. Вице Президентом Императорского Одесского Общества Истории и Древностей»18. К письму прилагался счет за период с 10 по 24 февраля 1890 г. от Одесской почтовой конторы на имя арх. Антонина (Капустина). В счет входили почтовые расходы (3 марки), деньги, отправленные в редакцию журнала «Родина» за 1886, 1887, 1888 гг. из Общества истории и древностей книги, а также деньги, переведенные частным лицом Н. Г. Михайловым; всего на сумму 40 р. 04 коп.

_____________________
17 Ф. 4. Оп. 5. Ч. 11. Д. 1351. 27 января 1890.
18 Ф. 4. Оп. 5. Ч. 11. Д. 1351. 17 февраля 1890.

Уход из жизни арх. Антонина (Капустина) стал ударом для М. И. Осипова. Продолжая сотрудничество с управляющим делами начальника РДМ арх. Арсением (Изотовым), а также начальником РДМ арх. Рафаилом (Трухиным), он старался помогать в деле распространения русской духовной книги, но количество отправляемых в Иерусалим книг уменьшилось. Спустя некоторое время М. И. Осипов решает пересылать книги через управляющего русскими подворьями Николая Григорьевича Михайлова, который открывал книжные лавки и формировал их новыми изданиями. Так, в письме из канцелярии Православного общества за 1907 г. к Н. Г. Михайлову говорится: «...Канцелярия Общества отправила вчера в Иерусалим на Ваше имя, чрез Одесского Уполномоченного Общества М. И. Осипова, 1000 экз. означенной брошюры для продажи таковой в книжно-иконной лавке Общества по 8 коп. или по 3 парички за экземпляр. Книги, упакованные в двух тюках, будут высланы Вам г. Осипо-вым с пароходом, имеющим отойти из Одессы 25 сего февраля. На случай если бы Русская Духовная Миссия пожелала приобрести сразу большое количество брошюры и листка канцелярия Общества разрешает Вам продать таковые за 20% уступки»19. Книги передавались через контору Российского общества морского, речного, сухопутного страхования и транспортирования кладей в Одессе. С назначением в 1910 г. на должность агентом РОПиТ в Яффе И. Самури передавал книги Н. Г. Михайлову в Иерусалимское подворье20. Из писем канцелярии ИППО к Н. Г. Михайлову, хранящихся в архиве РДМ, мы узнаем о деятельности М. И. Осипова. В 1908 г. канцелярия Общества отправила на имя Н. Г. Михайлова, через Одесского уполномоченного М. И. Осипова, 4 ящика с книгами. «.В ящиках за №№ 14, 15 и 16 упакованы книги и образки на атласе, подробно поименованные к прилагаемой описи, предназначенные для продажи из книжно-иконной лавке Общества21, а также на пароходе "Царь", отошедшим из Одессы 10 декабря с. г. М. И. Осиповым отправлены в 3-х ящиках издания, приобретённые им у Е. И. Фесенко и на Афонских подворьях, подробно поименованные в прилагаемом при сем, в 2 экземплярах, счете»22.

В 1909 г. канцелярия посылает в Иерусалим через М. И. Осипова ящик с изданиями для книжно-иконной лавки Общества в Иерусалиме, подробно поименованными в прилагаемом при нем в 2 экз. счете, всего на сумму 340 р.23 Из письма за этот же год мы узнаем, что Михаил Иванович способствовал развитию православия путем отправки книг из Одессы в учебные учреждения на Святой Земле: «Одновременно с сим Канцеляриею Общества высланы в Иерусалим на Ваше имя чрез Одесского уполномоченного М. И. Осипова 4 ящика, из них 3 ящика с книгами и живописными иконами на дереве, подробно поименованными в двух прилагаемых счетах, - для продажи таковых паломникам из книжно-иконной лавки Общества, и 1 ящик под маркою Р. Тоже с книгами -для учительских семинарий Общества. Находящиеся в этом последнем ящике 9 свертков благоволите передать по следующему назначению: один сверток в Бет Джалу начальнице женской учительской семинарии Е. И. Голубевой (согласно имеющейся на свертке надписи), а остальные восемь в Назерет инспектору Галилейских школ Общества П. И. Ряжскому»24.

_______________________
19 Ф. 4. Оп. 5. Ч. 11. Д. 1358. 21 февраля 1892.
20 Ф. 4. Оп. 5. Д. 1265. Самури И. Письмо к архимандриту Антонину (Капустину).
21 Ф. 4. Оп. 5. Ч. 11. Д. 1358. 1 декабря 1908.
22 Ф. 4. Оп. 5. Ч. 11. Д. 1358. 20 декабря 1908.
23 Ф. 4. Оп. 5. Ч. 11. Д. 1358. 22 января 1909.
24 Ф. 4. Оп. 5. Ч. 11. Д. 1358. 5 февраля 1909.

До 1914 г. М. И. Осипов занимался отправкой книг на Святую Землю. «При посредстве капитана парохода "Император Николай II" мною отправлен в Кайфу на имя и. д. российского императорского вице-консула В. Е. Белановича один пакет с учебными книгами, для пересылки Вам в Назерет. За посылаемые книги, согласно прилагаемому при сем счету магазина "Нового времени", уплачено 5 руб. 90 коп., которые я просил Совет Общества списать с моего счета и отнести на счет вверенной Вам Инспекции Галилейских школ. Прошу принять уверение в совершенном почтении и уважении»25.

«Отношением своим от 29 сентября 1907 г. за № 1392 канцелярия Общества предложила Вам произвести подробный счет книжно-иконной лавки после завершения паломнического сезона, т. е. в конце мая или в начале июня месяца, с тем, чтобы продавцом при участии конторы подворий, был составлен подробный список наличия книжного товара и указано на какую сумму находилось книг до открытия торговли, необходимо принять ту цифру, которую Вы показали в доставленном Вами канцелярии, при письме от 11 января 1907 года., за № 288 списке, а именно 1585 руб. 57 к., на какую сумму поступило книг с 1 ноября 1905 года (этот день принять за день открытия торговли на новых началах) по 15 апреля 1908 г. и на какую сумму оставалось книг ко дню счета. Так как указанное для счета книжной лавки время уже наступило, то канцелярия Общества просит Вас озаботиться скорейшим выяснением результатов книжной торговли за два истекшие паломнические салона, с 1 ноября 1906 г. по 1 июля 1908 г. с представлением с вышеупомянутого подробного списка наличия книжно-иконной лавки в возможно непродолжительном времени. Список этот даст Канцелярии Общества возможность определить, более или менее точно, какие именно издания следует высылать на будущее время для продажи паломникам, и от покупки каких именно книг она должна воздержаться, чтобы не заполнить лавку книгами, спроса на которое не имеется.

Одновременно с представлением счета по книжной лавке благоволите также сообщить, какие именно книги и в каком количестве экз. должны быть высланы в Иерусалим к началу паломнического сезона текущего года»26.

________________
25 Ф. 4. Оп. 5. Ч. 11. Д. 1358. 28 июня 1914.
26 Ф. 4. Оп. 5. Ч. 11. Д. 1358. 27 мая 1908.

Итак, к 1908 г. распространение книг на Святой Земле успешно развивалось благодаря служащему Михаилу Ивановичу Осипову, человеку мудрому и трудолюбивому, сотрудничавшему с ИППО, РДМ, книжными издательствами, книготорговцами и книжными магазинами.

Список источников

1. Осипов М. И. Ежегодный отчет члена Императорского Православного Палестинского Общества за 1894 год. Санкт-Петербург, 1894. С. 296-297.
2. Меньшиков М. О. Памяти А. С. Суворина // Национальная Империя. Москва, 2004. С. 449-452.
3. Дидон А. Иисус Христос : пер. с фр. В 3 т. Т. 2. Санкт-Петербург, 1891. 426 с.
4. Мельников П. И. Исторические очерки поповщины Ч. 1. Москва, 1864. 283 с.
5. Реклам К. Строение и жизнь человеческого тела (популярная физиология). Санкт-Петербург, 1874. [4], VI, [2], II, 580 с.
6. Реклам К. Популярная гигиена: беспредельность гигиены. 3-е изд. Санкт-Петербург, 1872. 508 с.
7. Каратыгин П. П. История религий и тайных религиозных обществ Древнего и Нового мира. Древний мир. Т. 1-6. Санкт-Петербург, 1869-1872.
8. Реутский Н. В. Люди Божьи и скопцы: историческое исследование. Москва, 1872. [4], 230с.
9. Арсений, архим. Летопись церковных событий и гражданских, поясняющих церковные, от Рождества Христова до 1879 г. Санкт-Петербург, 1880. 853, XVIII, [4] с.
10. Соловьев С. М. История России с Древнейших времен. Кн. 2, т. 6-10. Санкт-Петербург, 1894.
11. Осипов М. И. Годовое общее собрание Императорского Православного Палестинского Общества. 21 мая 1894 г. Санкт-Петербург, 1894. С. 266.

Максимова Елена Владимировна – главный специалист отдела выставочной деятельности, Российская государственная библиотека Москва, Россия; e-mail: MaksimovaEV@rsl.ru

Для цитирования: Максимова Е. В. Вклад делопроизводителя и казначея Императорского православного палестинского общества М. И. Осипова и начальника Русской духовной миссии архимандрита Антонина (Капустина) в распространение русскоязычных православных изданий в Святой Земле (конец XIX - начало XX в.) // Библиосфера. 2017. № 4. С. 21-25. DOI: 10.20913/1815-3186-2017-4-21-25.

The contribution of M. I. Osipov, the clerk and treasurer of the Imperial Orthodox Palestinian Society, and Archimandrite Antonin (Kapustin), the head of the Russian Ecclesiastical Mission, in spreading Russian Orthodox editions in the Holy Land (the late XIX - early XX century) E. V. Maksimova
Russian State Library, Moscow, Russia; e-mail: MaksimovaEV@rsl.ru
The number of pilgrims willing to visit the Holy Land has increased by the late XIX century. There was a need to provide them with Russian-language Orthodox publications during the pilgrimage. The study considers the activities of the Imperial Orthodox Palestinian Society members being solved this task, Mikhail Ivanovich Osipov and Nikolai Grigo-rievich Mikhailov. The author got known about their joint cooperation with the head of the Russian Ecclesiastical Mission in Jerusalem, Archimandrite Antonin (Kapustin), based on materials stored in the Russian Ecclesiastical Mission Archives in the Holy Land. His main objective was to promote the Orthodox pilgrimage to the Holy Land (Jerusalem, Palestine) and to distribute the Orthodox publications in Russian. As the research results it became known what books the book-icon shops of the Imperial Orthodox Palestine Society were aquisited to help pilgrims; under what customs rules it was permissible to transport book loads from Odessa to the Holy Land.
Keywords: Russian Orthodox editions, Russian sacred book, Holy Land, Imperial Orthodox Palestine Society, Mikhail Osipov, Archimandrite Antonin (Kapustin), Nikolai Mikhailov, pilgrimage
Citation: Maksimova E. V. The contribution of M. I. Osipov, the clerk and treasurer of the Imperial Orthodox Palestinian Society, and Archimandrite Antonin (Kapustin), the head of the Russian Ecclesiastical Mission, in spreading Russian Orthodox editions in the Holy Land (the late XIX - early XX century) // Pibliosphere. 2017. № 4. P. 21-25. DOI: 10.20913/1815-3186-2017-4-21 -25.
References
1. Osipov M. I. Ezhegodnyi otchet chlena Imperatorskogo Pra-voslavnogo Palestinskogo obshchestva za 1894 god [Annual report of a member of the Impérial Orthodox Palestine Society for 1894]. Saint Petersburg, 1894, 296-297. (In Russ.).
2. Menshikov M. O. Memory of A. S. Suvorin. Natsional'naya Emperiya. Moscow, 2004, 449-452. (In Russ.).
3. Didon A. lisus Khristos [Jesus Christ]. Vol. 2. Saint Petersburg, 1891. 426 p. (In Russ.).
4. Melnikov P. I. Istoricheskie ocherki popovshchiny [Historical sketches of clericalism]. Vol. 1. Moscow, 1864. 283 p. (In Russ.).
5. Reklam K. Stroenie i zhizn' chelovecheskogo tela (populyar-naya fiziologiya) [The human body structure and life: (popular physiology)]. Saint Petersburg, 1874. [4], VI, [2], II, 580 p. (In Russ.).
6. Reklam K. Populyarnaya gigiena: bespredel'nost' gigieny [Popular hygiene: the hygiene infinity]. 3rd ed. Saint Petersburg, 1872. 508 p. (In Russ.).
7. Karatygin P. P. Istoriya religii i tainykh religioznykh obshchestv Drevnego i Novogo mira [The History of religions and secret religious societies. Ancient and New world. Vols. 1-6. Saint Petersburg, 1869-1872. (In Russ.).
8. Reutskii N. Lyudi Bozh'i i skoptsy: istoricheskoe icsledovanie [People of God, and eunuchs: historical study]. Moscow, 1872. [4], 230 p. (In Russ.).
9. Arsenii, archimandrite. Letopis' tserkovnykh sobytii i grazh-danskikh, poyasnyayushchikh tserkovnye, ot Rozhdestva Khris-tova do 1879 g. [A chronicle of church and civil events explaining the Church ones from the Nativity until 1879]. Saint Petersburg, 1880. 853, XVIII, [4] p. (In Russ.).
10. Soloviev S. M. Istoriya Rossii s drevneishikh vremen [History of Russia since ancient times]. Bk. 2, vols. 6-10. Saint Petersburg, 1894. (In Russ.).
11. Osipov M. I. Godovoe obshchee sobranie Imperatorskogo Pravoslavnogo Palestinskogo obshchestva. 21 maya 1894 g. [Annual General Meeting of the Imperial Orthodox Palestine Society. May 21, 1894. Saint Petersburg, 1894, 266. (In Russ.).

БИБЛИОСФЕРА, 2017, № 4, с. 21-25 / BIBLIOSPHERE, 2017, no. 4, pp. 21-25 Книговедение УДК 002.2:271.22-9(569.4)(=161.1)(092) ББК 76.1+86.372.24-3,8(5Пал) DOI 10.20913/181 5-3186-2017-4-21 -25

КиберЛенинка

Тэги: ИППО, РДМ, Антонин (Капустин), Осипов М.И., должностные лица ИППО, Одесса, РОПиТ

Пред. Оглавление раздела След.
В основное меню