RSS
Написать
Карта сайта
Eng

Россия на карте Востока

Летопись

12 декабря 1914 скончалась паломница, благотворительница, первая игуменья русского монастыря на Елеоне Евпраксия (М.В. Миловидова)

12 декабря 1917 скончался генерал М.П. Степанов, помощник Председателя ИППО

13 декабря 1858 Александр II учредил русское консульство в Иерусалиме

Соцсети


Евангельский цикл В.Д. Поленова
"Христос и грешница"
Эскизы и варианты

Евангельский цикл Василия Поленова начался с создания картины «Христос и грешница». Осязаемые черты идея этой картины приобрела у Поленова, воспитанника Академии, в 1868 году. Первые этюды и эскизы к ней были сделаны в 1872 и в 1876 годах во время пенсионерской командировки. Потом работа «не пошла».

И все-таки к сюжету пришлось вернуться в память об обещании, данном любимой сестре Вере Дмитриевне, по мужу Хрущовой. Они были близнецами и очень дружили. В 1881 году она, умирая, взяла с Поленова обещание всерьез взяться за написание картины «Христос и грешница». После смерти горячо любимой сестры Поленов совершает свое первое путешествие в восточные страны в поисках впечатлений и натуры для проникновения в атмосферу евангельских мест.

Из воспоминаний К. А. Коровина: "В большом особняке дома, у сада, в Кудальне, куда я пришел, Поленов показывал мне свои этюды Палестины. Они были разнообразны. От самых маленьких, не более вершка, до больших. Они были колоритны, талантливы. Генисаретское озеро, храм Соломона, часовня Гроба Господня и много других. — Я начинаю большую картину, — сказал он мне, — “Христос и грешница”. У меня к вам просьба. В свободное время вы немножко попозируйте мне, полчаса. Я с вас немного попишу. Мне нужно. У Поленова в большой комнате-мастерской было особенно нарядно. Висели старые восточные материи, какие-то особенные кувшины, оружие, костюмы. Все это он привез с Востока. Это все было так непохоже на нашу бедность…" 

Совершив многочисленные поездки по странам Ближнего Востока, Поленов исполнил более ста пятидесяти натурных этюдов и эскизов к картине. Долгое пребывание в солнечных странах обогатило его палитру яркими красками, что удивляло публику, привыкшую к темной живописи передвижников.

В целом на работу над картиной, начиная с первых набросков, ушло 15 лет. Она было окончена и представлена на суд зрителей на передвижной выставке в 1887 году.

Не совсем обычно композиционное решение полотна - многофигурное действие разворачивается словно на фоне театрального задника. Это ощущение неслучайно, художник много работал в театре и был одним из зачинателей реформы театрально-декорационного искусства, произошедшей на сцене Частной оперы Мамонтова, с которым его связывала многолетняя дружба.

"...Христос, новый по трактовке, без церковного нимба, мудрый и красивый в своей простоте. <...> Его Христос — поэт, мечтатель, задумавший устроить Царство Божие, царство человеческого духа и справедливости на земле. Этот живой для него образ живёт с людьми людской жизнью: радуется, скорбит, негодует, падает духом и в конце с решимостью восходит на Голгофу, ни на пядь не отступив от своих убеждений. Всё божественное и церковное он снял с Христа, сделав его плотником, другом рыбаков и фанатиком-проповедником. <...> ...Картина была запрещена цензурой и президентом Академии художеств князем Владимиром, который сказал: «Конечно, для нас картина интересная, но для народа она вредна». Вред заключался в том, что Поленов изобразил Христа без нимба, простым человеком, а народу полагалось показывать его как Бога. Картина являлась отрицанием божественности Христа, что по тогдашним временам не допускалось". Минченков Я.Д. Воспоминания о передвижниках. Л., 1980.

По воспоминаниям современников, в отношении самого автора к работе сквозило некое недовольство, которое заставляло его возвращаться к сюжету и даже начать работу над целым евангельским циклом, состоящим более, чем из 60 работ.

Варианты названия: Христос и грешница; Кто из вас без греха? (авторское название); Кто без греха?; Блудная жена. Сама картина «Христос и грешница» (1887) находится в Государственном Русском музее, её уменьшенная копия, выполненная в 1888 году для провинциальных выставок С.А.Коровиным и В.Д.Поленовым, прописавшим лица,  — в Иркутском художественном музее имени В.П.Сукачёва. 

В декабре 2011 года картина "Кто из вас без греха" (1908), отправленная в Америку, была продана на аукционе Bonhams за 6,4 млн. долл.

Христос и грешница. В.Д. Поленов. 1873 г.
Христос и грешница.
В.Д. Поленов. 1873 г.
artcyclopedia.ru


Христос и грешница.
В.Д. Поленов. 1873 г. Эскиз.
Государственный мемориальный историко-художественный и природный музей-заповедник В. Д. Поленова, Тульская обл.

Христос и грешница. В.Д. Поленов. 1876 г.

Христос и грешница. В.Д. Поленов. 1876 г.
Христос и грешница.
В.Д. Поленов. 1876 г. Эскиз. Дерево, масло, 22,2 х 34,7.
Справа внизу авторская дата: 1876.
Приобретена в 1930 г. у Н. П. Крымова. Инв.№ 10581.
Государственная Третьяковская галерея

Христос и грешница. В.Д. Поленов. 1883 г.
Христос и грешница.
В.Д. Поленов. 1883 г.
photo.qip.ru

Христос и грешница. В.Д. Поленов. 1885 г.
Христос и грешница.
В.Д. Поленов. 1885 г. Эскиз углем на холсте.
Государственный мемориальный историко-художественный
и природный музей-заповедник В. Д. Поленова, Поленово, Тульская область

В 1885 году Поленов исполнил угольный рисунок на холсте в размер картины (музей им. В.Д. Поленова), «который он оставил в таком виде и не стал записывать красками, потому что считал законченной вещью».

Христос и грешница. В.Д. Поленов. 1885 г.

Христос и грешница. В.Д. Поленов. 1885 г. Христос и грешница.
В.Д. Поленов. 1885 г. (по др. сведениям дата написания неизвестна). Холст, масло. 26х48.
Эскиз картины «Христос и грешница» 1887 г., находящейся в Государственном Русском музее.
Слева внизу подпись – монограмма: ВП 1885.
Поступила в 1929 г. из Музея иконописи и живописи имени И. С. Остроухова. Инв.№ 11142.
Государственная Третьяковская галерея

Эскизы для картины «Христос и грешница» были исполнены художником в 1873 г. (местонахождение неизвестно), в 1876 г. (Государственная Третьяковская галерея), в 1884 г. (Харьковский художественный музей). В Государственном музее – усадьбе В. Д. Поленова находится эскиз, исполненный в 1885 г. углём на холсте, в размере законченной картины. http://www.tez-rus.net/ViewGood20699.html 

Христос и грешница.
В. Д. Поленов. Эскиз.
Государственный мемориальный историко-художественный и природный музей-заповедник В. Д. Поленова, Тульская обл.

Христос и грешница (Кто из вас без греха?). В. Д. Поленов. 1887 г.

Христос и грешница (Кто из вас без греха?). В. Д. Поленов. 1887 г.
Христос и грешница (Кто из вас без греха?).
В. Д. Поленов. 1887 (1888) г. Холст, масло 325 х 611.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
www.artsait.ru

«Иисус же пошел на гору Елеонскую. А утром опять пришел в храм, и весь народ шел к Нему. Он сел и учил их. Тут книжники и фарисеи привели к Нему женщину, взятую в прелюбодеянии, и, поставив ее посреди, сказали Ему: Учитель! эта женщина взята в прелюбодеянии; а Моисей в законе заповедал нам побивать таких камнями: Ты что скажешь? Говорили же это, искушая Его, чтобы найти что-нибудь к обвинению Его. Но Иисус, наклонившись низко, писал перстом на земле, не обращая на них внимания. Когда же продолжали спрашивать Его, Он, восклонившись, сказал им: кто из вас без греха, первый брось на нее камень. И опять, наклонившись низко, писал на земле. Они же, услышав [то] и будучи обличаемы совестью, стали уходить один за другим, начиная от старших до последних; и остался один Иисус и женщина, стоящая посреди. Иисус, восклонившись и не видя никого, кроме женщины, сказал ей: женщина! где твои обвинители? никто не осудил тебя? Она отвечала: никто, Господи. Иисус сказал ей: и Я не осуждаю тебя; иди и впредь не греши». Евангелие от Иоанна 8:3-11.

Комментарий В. Д. Поленова: «На ступеньках Храма в Иерусалиме. Христос сидит на ступеньках, окруженный учениками; внимание Христа и учеников обращено на многочисленную толпу, предводительствуемую книжниками и фарисеями; возбужденная толпа выдвигает вперед женщину; старый фарисей указывает на женщину, изобличенную в прелюбодеянии, и спрашивает Христа, как поступить с ней, подлежащей по закону Моисея избиению камнями».

Христос и грешница. В. Д. Поленов. Набросок 1888 г.
Христос и грешница.
В. Д. Поленов. Набросок 1888 г. 

Христос и грешница. В.Д. Поленов. 1888 г.
Христос и грешница.
В.Д. Поленов. 1888 г. Холст, масло. 150 х 266.
Иркутский художественный музей им. В.П.Сукачева, Иркутск 

Полотно Иркутского музея – уменьшенное повторение одноименной картины 1887 года, находящейся ныне в Русском музее. Вот что писал об этом Д.В. Поленов, сын художника: «Оно (полотно Иркутского музея) было сделано потому, что купивший картину Александр III разрешил везти ее в Москву, а для дальнейшего путешествия по провинции велел сделать с нее копию. Копию сделал С.А. Коровин, писавший фигуры и пейзаж, а лица – сам В.Д. Поленов. Происходило это в Москве, в доме С.И. Мамонтова». 


Кто из вас без греха.
В.Д. Поленов. Конец 1890-х – 1900-е. Холст, масло, 118 х 238.

Кто из вас без греха? В.Д. Поленов. 1908 г.
Кто из вас без греха?
В.Д. Поленов. 1908 г.
Частная коллекция

Этюды к картине "Христос и грешница"

Голова старика. Этюд к картине «Христос и грешница» В.Д. Поленов. 1883 г.
Голова старика. Этюд к картине «Христос и грешница»
В.Д. Поленов. 1883 г. Холст, масло. 27×22.
Омский областной музей изобразительных искусств имени М.А. Врубеля
(из коллекции Н.И. Кушнерёва )
Инвентарный номер Ж-304 

***

Апостол Пётр. Этюд к картине «Христос и грешница» В.Д. Поленов. 1880-e.
Апостол Пётр.
Этюд к картине «Христос и грешница»
В.Д. Поленов. 1880-e. Картон, масло. 19 x 15 см (7.48'' x 5.79'').
Инициалы и дата справа внизу.
Частная коллекция

Поза, ракурс, поворот головы апостола свидетельствуют о том, что именно этот этюд был использован для написания апостола Петра, изображённого на картине с посохом слева от фигуры Спасителя. Полотно «Христос и грешница» («Кто без греха?») (1888, ГРМ) по праву занимает главное место в творчестве Василия Поленова. Полотно в течение долгих лет поглощало всё внимание художника. Сюжетом для него послужила легенда о Христе и грешнице, описанная в VIII главе Евангелия от Иоанна. Действие картины разворачивается на площади перед величественным древним храмом. Слева от ступеней – Христос с учениками. Их беседа прервана криками гневной толпы, окружающей женщину, уличенную в неверности мужу. Воплощая в произведении идею всепрощения, победы добра над злом, Поленов придавал большое значение названию. Авторское название «Кто из вас без греха?» было заменено цензурой на «Христос и грешница». Картина экспонировалась на XV Передвижной выставке в Петербурге и в Москве, где была куплена Александром III для личной коллекции. Галерея Л. Шишкина

***


Голова еврея из гетто.
В.Д. Поленов. 1884 г. Холст, масло. 44,3 х 31,1.
Один из этюдов для картины «Христос и грешница» 1887 г., находящейся в Государственном Русском музее.
Справа внизу подпись: В. Поленов.
Приобретена П. М. Третьяковым. Инв. № 2795.
Государственная Третьяковская галерея
http://www.tez-rus.net/ViewGood20695.html

Голова фарисея. Этюд для картины «Христос и грешница» (Кто из вас без греха?) В. Д. Поленов. 1884 г.
Голова фарисея.
Этюд для картины «Христос и грешница» (Кто из вас без греха?)
В. Д. Поленов. 1884 г. Холст, масло.
Воронежский областной музей изобразительных искусств, Воронеж


«Голова старика (натурщик Яхуд)». Этюд для картины «Христос и грешница».
В.Д. Поленов. 1884 г. Холст на картоне, масло, 31,5 х 23,2.
На обороте: «Собственность / Б.Г.Сахарова / размер 31х24».
Частная коллекция (?)
http://auction-rusenamel.ru/gallery?mode=product&product_id=2115600

Происхождение: собрание Б. Г. Сахарова.
Сахаров Борис Георгиевич - племянник Николая Алексеевича Сахарова, художника, профессора МАРХИ, и Екатерины Васильевны Поленовой, старшей дочери В.Д.Поленова.
В связи с работой над картиной «Христос и грешница» Поленов предпринял несколько поездок для сбора материала, из которых привез много этюдов и эскизов. Для центральной фигуры фарисея художник выполнил в Риме несколько этюдов с натурщика по имени Яхуд. Его имя обозначено на обороте этюда из собрания Воронежского музея. Еще один этюд приобрел П.М.Третьяков у автора в 1897 (ныне хранится в собрании ГТГ).
Экспертное заключение НИНЭ им. П.М.Третьякова (Н.С Игнатова).


Портрет старого еврея.
В.Д. Поленов. 1884 г. Холст, масло. 30,5 х 21,6.
Подпись и дата 'В. П. 84' (внизу справа).
Частная коллекция
http://www.invaluable.com/auction-lot/portrait-of-an-old-jewish-man-24-c-w66ixw73uk

В.Д.Поленов. Голова еврея. 1884 г.
Голова еврея.
Этюд для картины «Христос и грешница» (Кто из вас без греха?)
В. Д. Поленов. 1884 г. Холст, масло. 29х53,5.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург 

***

Голова еврея из гетто. В.Д. Поленов. 1884 г.
Голова еврея из гетто.
В.Д. Поленов. 1884 г. Этюд. Холст, масло. 28,3 х 21,7.
Справа внизу подпись - монограмма: ВП.
Приобретена П. М. Третьяковым. Инв.№ 2796.
Государственная Третьяковская галерея

***

Голова Христа. В.Д. Поленов. 1880-е
Голова Христа.
В.Д. Поленов. 1880-е.

***

Голова Христа. В.Д. Поленов. Ок. 1887 г.
Голова Христа.
В.Д. Поленов. Ок. 1887 г.
Национальный художественный музей Республики Саха (Якутия) ?

Голова иерусалимского еврея. Этюд к картине
Голова иерусалимского еврея.
Этюд к картине "Христос и грешница".
В.Д. Поленов. 1881-82 гг.
Тарусская картинная галерея


Голова молодого еврея.
В.Д. Поленов. 1884 г.

Фигура Христа. В.Д. Поленов. Этюд
Фигура Христа.
В.Д. Поленов. Этюд

Христос. Этюд для картины «Христос и грешница» (Кто из вас без греха?) В. Д. Поленов. 1884 г. или 1887?
Христос.
Этюд для картины «Христос и грешница» (Кто из вас без греха?)
В. Д. Поленов. 1884 г. или 1887?


Христос.
В.Д. Поленов. 1880-е. Этюд. Холст, масло. 42,5 х 32,7 (овал).
Государственная Третьяковская галерея

Этюд фигуры Христа для картины «Христос и грешница» В.Д. Поленов. 1888 г.
Этюд фигуры Христа для картины «Христос и грешница»
В.Д. Поленов. 1888 г. Холст, масло. 114×75.
Екатеринбургский музей изобразительных искусств
(Из коллекции К.Т.Солдатёнкова). Инв.№ 75
www.rmuseum.ru


Этюд фигуры Христа для картины "Христос и грешница" (1894)
В.Д. Поленов. 1886 г. Холст, масло, 38,5 на 31.
Подписана и датирована.
Частная коллекция, США.
Подлинность сертификата от Государственной Третьяковской галереи.
Выставки: Выставочный зал Союза советских художников, СССР, № 119 (этикетка на реверсе).
Русское искусство второй половины XIX века и начале XX века, в Центральном Доме Художников СССР, Москва, 1951-1952 (этикетки на оборотной стороне).
http://www.invaluable.com/auction-lot/polenov,-vasily-years:-1844-1927-study-of-christ-38-c-xfc9o9trvd 


И. И. Левитан в восточном костюме.
В.Д. Поленов. 1884  г. Этюд к картине "Христос и грешница".
Исаак Ильич Левитан позировал для центрального образа Христа

Тэги: Поленов В.Д., Евангелие в живописи, живопись

Ещё по теме:

Пред. Оглавление раздела След.
В основное меню