RSS
Написать
Карта сайта
Eng

Россия на карте Востока

Летопись

23 июля 1897 был открыт Благовещенский отдел ИППО

25 июля 1898 общее собрание решило избирать действительных членов ИППО на Совете и ввести в Совет представителя Министерства просвещения

25 июля 1921 на подворье ИППО в Бари была освящена крипта св. Спиридона

Соцсети


Погребение Христа в русской живописи


Голгофа (Снятие с креста).
А. П. Рябушкин. 1890 г. Холст, масло. 240х429.
Государственная Третьяковская галерея, Москва
Приобр. П. М. Третьяковым в 1890 у автора.
На евангельский сюжет (Мф. 27: 33–38; Мк. 15: 22–27; Лк. 23: 33–38; Ин. 19: 20-34).

За эту картину в 1890 А. П. Рябушкин получил звание художника 1-й степени. Картина была написана как программа на большую золотую медаль. Графические эскизы и этюды для картины находятся в ГТГ, ГРМ, Музее-квартире Бродского. А. К. Воскресенский, учившийся с Рябушкиным в ИАХ, свидетельствует, что для картины было написано около пятидесяти эскизов и этюдов На выставке „Рябушкин 1912 С.-Петербург“ экспонировались 24 подготовительные работы. 

***


Снятие с креста.
Василий Познанский (1667-1712). 1682 г. 90х59 см.
Икона церкви Распятия в Большом Кремлевском дворце, Москва
Икона реставрировалась в 1985 г. Верхний слой записи удален, нижний — разрежен и утоньшен. Словарь русских иконописцев

***


Голгофа.
П. Басин 

***


Снятие с креста.
В. Г. Перов. 1878 г. Холст, масло. 150,5х242.
Государственная Третьяковская галерея

***


Иосиф Аримафейский и Никодим переносят тело Христа.
А. А. Иванов. 1850 г. Бумага коричневая, акварель, белила, кисть. 43,5х60,5
Государственная Третьяковская галерея, Москва

«Иосиф из Аримафеи — ученик Иисуса, но тайный из страха от Иудеев,— просил Пилата, чтобы снять тело Иисуса; и Пилат позволил. Он пошел и снял тело Иисуса. Пришел также и Никодим,— приходивший прежде к Иисусу ночью,— и принес состав из смирны и алоя, литр около ста. Итак они взяли тело Иисуса и обвили его пеленами с благовониями, как обыкновенно погребают Иудеи. На том месте, где Он распят, был сад, и в саду гроб новый, в котором еще никто не был положен. Там положили Иисуса ради пятницы Иудейской, потому что гроб был близко.» (Евангелие от Иоанна) 

***


Снятие с Креста.
Николай Андреевич Кошелев. 1897 г. 200х350.
Страстной цикл росписи церкви святого Александра Невского,
Александровское подворье Императорского Православного Палестинского Общества, Иерусалим
Источник: Википедия  

***


Снятие со креста.
Василий Петрович Верещагин (1835-1909). 1875–1880 гг.
Храм Христа Спасителя, Москва

«Моление о чаше», «Се человек», «Несение Креста», «Распятие», «Снятие со креста», «Положение во гроб» — все эти шесть подлинных полотен, выполненные художником В. П. Верещагиным для храма Христа Спасителя в Москве, чудом уцелели и ныне вновь заняли свое место в алтаре, став святыней возрожденного храма.


Положение во гроб.
Василий Петрович Верещагин. 1875–1880 гг.
Храм Христа Спасителя, Москва

«Моление о чаше», «Се человек», «Несение Креста», «Распятие», «Снятие со креста», «Положение во гроб» — все эти шесть подлинных полотен, выполненные художником В. П. Верещагиным для храма Христа Спасителя в Москве, чудом уцелели и ныне вновь заняли свое место в алтаре, став святыней возрожденного храма.

***


Снятие с креста (?)
Надежда Васильевна Крандиевская. 1916 г. Алебастр, тон.
Частное собрание

Крадиевская создает камерную композицию «Пьета» (1916), в которой угадывается аналогия с Пьетой Ронданини и флорентийской Пьетой Микеланджело. Основной ритмический ход – волнообразное движение поникшей фигуры Христа. Композицию «Пьета» из Флоренции можно считать персонификацией автора. Микеланджело высекал ее в преклонные годы. Он изобразил себя в образе Никодима, работа предназначалась для церкви, где мастер хотел быть похоронен. Избрав самую личностную работу мастера в качестве образца, Надежда вновь подтвердила свой выбор и свое кредо. В «Пьете» она изображает себя в виде Святой Девы, прильнувшей к ногам Христа. Она ищет цветовой строй композиции. Не драматичный, но радужный: желтый, красный, зеленый, синий. Она втирает пальцами корпускулы масляных красок в поверхность алебастра. Получается своего рода лессировка: сквозь легкий прозрачный слой краски просвечивает мерцающе-белый алебастр. Композиция становится дважды рукотворной – скульптурно-рукотворной и живописно-рукотворной. Самоотдача рук, заслуживших право поддерживать ступни Христа. Библиотека Якова Кротова

***


Снятие с креста.
Эскиз наружной мозаики для храма Воскресения в Петербурге.
В. М. Васнецов. 1888–1901 г.
Омский областной музей изобразительных искусств им. М. А. Врубеля, Омск 

***


Положение во гроб.
К. А. Штейбен. 1843 г. Холст, масло.

Одна из живописных работ в нише пилона Исаакиевского собора, посвященных событиям Страстной недели. Положение во гроб – евангельская сцена похорон распятого Иисуса. Тайный ученик Христа Иосиф Аримафейский уговорил римского наместника Понтия Пилата отдать тело распятого Господа для погребения. Пришел также другой тайный ученик Иисуса, член синедриона Никодим. Он принес для погребения драгоценную благовонную мазь из смирны и алоэ.Снятое с креста тело обвили пеленами (плащаницей), пропитанными благовониями, и положили во гроб, высеченный в скале, привалив к нему камень. Жены-мироносицы Мария Магдалина и Мария Иосифова смотрели, где Его полагали. 

***


Снятие с креста.
Лев Федорович Жегин (1892-1969). Начало 1920-х гг. Бумага, уголь. 68х51,5.
Собрание семьи художника

Не публиковавшийся ранее рисунок «Снятие с креста» — одна из самых сильных и драматичных работ Жегина. Здесь совмещены две иконографические композиции: снятие с креста и распятие; в одном изображении показаны два разновременных момента. Фигура, расположенная в верхней части композиции, взлетает, отрываясь от креста, подобно птице или ангелу. Вовлекаясь в этот полет, взмывает и распятие. Оно словно излучает свечение, являясь самым сильным акцентом композиции. Благодаря светоносности изображения преодолевается трагизм сюжета. Священник, ученый, искусствовед о. Павел Флоренский писал: «Свидетельствование истины есть свет, а чтобы свидетельствовать ее — надо иметь свет в себе; это представление об истине как свете и свете как истине коренится в самых глубоких областях мистики и оттуда несметное множество раз проявлялось в языке и в мысли». В графическом листе Жегина вечерний свет абстрагирован от чувственной конкретности. В книге «Язык живописного произведения» Лев Федорович интересно пишет о художественном приеме барокко, когда «поток световых лучей, скользящих по рельефу изображений, вырывает из окружающей темноты наиболее выступающие части предметов», вспоминает о рембрандтовском «свете неизвестно откуда». Эта особенность освещения названа им «косыми вечерними лучами», хотя далеко не всегда речь идет именно о вечернем освещении (можно предположить, что Жегин вспоминает здесь о поэтике заката, мистически значимой для творчества Ф. М. Достоевского). Русское искусство № 4 2004

***


Погребение Христа.
Николай Андреевич Кошелев. 1881 г.
(оригинал картины сильно поврежден)


Погребение Христа.
Николай Андреевич Кошелев. 1880–81 гг.
Нижегородский государственный художественный музей




Фрагменты картины
Фото с демонстрации этапов реставрации картины
сайт Нижегородской епархии 

***


Оплакивание Христа.
А. Г. Венецианов. Ок. 1811 г.
Государственный Русский Музей, Санкт-Петербург

***


Христос во гробе.
В. Л. Боровиковский. 1820-е. Картон, масло, 30,5?47.


Бог Отец, созерцающий мертвого Христа.
В. Л. Боровиковский. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Эта работа относится к позднему периоду творчества Боровиковского, когда он писал большое количество небольших по формату икон. Точные даты их создания неизвестны. Изображение, которое можно назвать также „новозаветная Троица“, не встречалось в России вплоть до XVIII века. Эта работа проникнута искренним религиозным чувством, однако ее художественное значение явно превалирует над культовым. При упоминании в литературе это произведение обычно называют не иконой, а „эскизом“. Нельзя назвать эту работу и картиной: она помещена в специальную рамку, напоминающую оклад, на которой в полукруглом картуше приведена цитата из Евангелия от Иоанна: „Так бо возлюби Бог мир, яко и сына своего единородного дал есмь“. Между фигурами Бога-Отца и Христа виден голубь, олицетворяющий Святого Духа. ГТГ 

***


Положение во гроб.
К. Вениг. 1859 г. 

***


Плащаница.
В. М. Васнецов


Плащаница.
В. М. Васнецов. 1901 г.
Государственная Третьяковская галерея, Москва


Положение во гроб.
В. М. Васнецов. 1896 г. Холст, масло. 171х213.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург 

***


Положение во гроб.
Мозаика по оригиналу К. Дузи (1808-1859). 1880 г.
Мозаика в приделе св. Екатерины Исаакиевского собора исполнена В. С. Сорокиным, П. С. Васильевым, П. Г. Рыкатовым
Исаакиевский собор 

***


Положение во гроб.
Василий Кузьмич Шебуев. 1848 г. 

***


Оплакивание Христа (Богоматерь над телом Спасителя (Piet?)).
Павел Жуковский. 1876 г. Холст, масло. 214х173.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
В 1978 г. картина выставлялась на Парижском салоне. 

***


Положение во гроб.
В. Беляев. 1890 г. Холст, масло, 98×232.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

„Когда же настал вечер, пришел богатый человек из Аримафеи, именем Иосиф, который также учился у Иисуса; он, придя к Пилату, просил тела Иисусова. Тогда Пилат приказал отдать тело; и, взяв тело, Иосиф обвил его чистою плащаницею“ Евангелие от Матфея 27:57-59

***


Погребение Господне.
Клавдий Васильевич Лебедев.
Церковно-археологический кабинет МДА

***

Надгробный плач. Вариант 1 с пейзажным фоном.
Михаил Врубель. 1887 г. Бумага, акварель, графитный карандаш.
Эскиз неосуществленной росписи Владимирского собора в Киеве.
Киевский музей русского искусства




Надгробный плач. Вариант 2 с фигурой Богоматери на первом плане.
М. А. Врубель. 1887 г. Бумага, акварель, графитный карандаш, лак. 45х62,7.
Эскиз неосуществленной росписи Владимирского собора в Киеве.
Киевский музей русского искусства
Инв. Рг-1433 


Надгробный плач. Вариант 3.
Михаил Врубель. 1887 г. Бумага, черная акварель, графитный карандаш.
Эскиз неосуществленной росписи Владимирского собора в Киеве.
Киевский музей русского искусства 


Надгробный плач. Вариант 4. Триптих.
Михаил Врубель. 1887 г. Б.,акв., гриф., кар., 45х62,6.
Эскиз неосуществленной росписи Владимирского собора в Киеве.
Киевский музей религиозного искусства

Сюжеты предполагаемых росписей Врубель разрабатывал в нескольких вариантах. «Надгробный плач» (Богоматерь у тела Христа) имеет четыре варианта, различных по композиции. Первый — на фоне далекого пейзажа: небо с плывущими тучами, диск заходящего солнца, силуэты тополей. Возможно, пейзаж внушен видом Днепра, открывавшимся от Андреевского собора, где художник тогда жил. Во втором варианте пейзажный фон устранен, две фигуры вписаны в полукруг, как бы в уединенную нишу. В третьем варианте они на фоне большого креста. Художник предполагал написать эту композицию между двумя окнами, и силуэт креста при этом естественно возникал. В четвертом, наиболее законченном эскизе введены еще фигуры апостолов по сторонам. Все четыре эскиза исполнены акварелью.
Михаил Врубель. Незамеченные шедевры. Дмитриева Н. А. Издательство «Детская литература», Москва, 1984 

***


Надгробный плач.
Михаил Врубель. 1884 г.
Роспись Кирилловской церкви в Киеве
http://vrubel.art-painters.info/pic.php?art=1&a_id=85&w_id=851020 

***


Стояла у гроба.
В. Д. Поленов 

***


Скорбящая Богоматерь.
М. П. Боткин 

***


Возвращение с погребения Христа.
Н.Н.Ге. 1859 г. Эскиз, 43 х 54,2.
Государственная Третьяковская галерея, Москва

Тэги: Евангелие в живописи, страсти Христовы, Ге Н.Н., Поленов В.Д., Врубель М.А., живопись, Лебедев К.В., Шебуев В.К., Васнецов В.М., Кошелев Н.А., Иванов А.А., Перов В.Г.

Ещё по теме:

Пред. Оглавление раздела След.
В основное меню