RSS
Написать
Карта сайта
Eng

Анонсы

21 марта

Лекция-концерт «Осмогласие: мозаика в музыке», Москва

22 марта

Лекция «Амос и Осия – пророки Северного Царства», Москва

23 марта

Лекция «Храм святой Софии в Охриде и эпоха македонского ренессанса. XI–XIII века», Москва

28 марта

Лекция «Иконы Греции, Сербии и Македонии конца XIII – первой четверти XIV века », Москва

30 марта

Лекция «Настенные росписи храмов Румынии XIV-XVI веков», Москва

31 марта

Лекция «Праздников Праздник – Пасха Христова», Москва

3 апреля

Лекция «Иконография Распятия Христова в искусстве христианского Востока и Запада», Москва

14 апреля

Лекция «Жены-Мироносицы у Гроба Господня», Москва

17 апреля

Лекция «Иконография Крещения Господня и Крестовоздвижения», Москва

22-23 апреля

Конференция «Библейские и литургические темы и образы в искусстве Востока и Запада: диалог культур, традиция и современность», Москва (заявки до 30 марта)

Россия на карте Востока

Летопись

21 марта 0630 в Иерусалим прибыл византийский император Ираклий, доставивший в храм Гроба Господня Животворящий Крест, освобожденный из персидского плена

21 марта 1883 избраны председатели отделений ИППО: Д.Ф. Кобеко - ученых изданий, Ф.И. Корнилов - пособия паломникам, П.А. Васильчиков - поддержания Православия

21 марта 1893 создан первый отдел ИППО - Якутский

Соцсети


Судьба Николо-Александровского храма в советское время
(1917-1932)

Разразившаяся в 1917 году революция разрушила планы деятелей Палестинского Общества. Поскольку подавляющее большинство членов Общества принадлежало к высшим слоям тогдашнего русского общества, на них в первую очередь был направлен удар революционной стихии. Большая часть членов Общества вынужденно оказалась в эмиграции, где были сделаны малоуспешные попытки продолжить деятельность Общества. Часть же, подобно Великой Княгине Елизавете Феодоровне и о. Неофиту, взошли на Русскую Голгофу, приняв мученический венец.

После революции Николо-Барградский храм оставался домовой церковью. По штату таким храмам полагался только один священник, приходская община не организовывалась, а посетителями храма был довольно узкий круг лиц. Настоятелем храма был назначен священник Виктор Петрович Семенов. Отец Виктор родился в 1866 году в Баку, происходил из дворянcкой семьи. В мае 1922 года настоятель храма о. Виктор Семенов был арестован по обвинению в "сопротивлении изъятию церковных ценностей". Находясь в тюрьме на Шпалерной улице престарелый священник заразился сыпным тифом и в июне этого же года скончался в больнице доктора Гааза.

Благодаря наличию в храме множества уникальных древних икон, там был устроен музей древнерусского искусства. В начале 1920-х гг. стали закрывать многие храмы в Петрограде, в первую очередь домовые и подворские. Чтобы сохранить Николо-Барградский храм, было решено учредить при нем приход. В приходской совет определили трех священников. Настоятелем храма по личной просьбе митрополита Вениамина Петроградского в 1922 году стал отец Владимир Шамонин, служивший до этого в располагавшемся неподалеку Соборе Феодоровской иконы Божией Матери на Полтавской улице.

Известный петербургский пастырь, протоиерей Владимир Шамонин служил в Николо-Александровском Бар-градском храме в течение 8 лет - с 1922 по 1930 год [1]. В жизнеописании о. Владимира Шамонина так описывается этот период его пастырского служения.

«Прошло около семи лет служения в Петрограде, когда о. Владимир, по просьбе митрополита, перешел служить настоятелем Николо-Александровского Бар-градского храма со знаменитой святыней Петербурга - чудотворной иконой Божией Матери «Скоропослушница». Икона, пожертвованная храму Афоном, обладала силой исцеления; у о. Владимира сохранились выписки из журнала об исцелениях. Лик Божией Матери часто менялся - во время Литургии, когда служил о. Владимир, лик сиял.» В те годы храм стало посещать множество людей, стремившихся получить благодатную помощь после молитвы перед чудотворной иконой. Это почитание образа Божией Матери отразилось и на названии храма - в народе его стали называть не иначе, как храмом Скоропослушницы.

Вероятно, одновременно с о. Владимиром в Николо-Александровский храм был назначен иерей Сергий Гидаспов, прослуживший в этом храме до 1924 года. В 1924 году о. Сергий был арестован и приговорен к 3 годам ссылки в Казахстан. Дальнейшая его судьба неизвестна.

С Николо-Александровским храмом связано начало церковного служения будущего архиепископа Михаил (Мудьюгина). Он родился 12 мая 1912 года в Петербурге в семье служащего. В раннем отрочестве он пел, читал на клиросе, а также прислуживал в алтаре этого храма. Он так вспоминает об этом времени: «Начиная с 8-летнего возраста, я сам ходил в церковь и читал на клиросе. В стихарь меня в 20-м году посвятил митрополит Вениамин. Это было незадолго до его ареста и мученической кончины. Помню также, как в нашу церковь приезжал в карете патриарх Тихон. Я имею в виду церковь Скоропослушницы на 2-й Советской. Тогда улица именовалась 2-я Рождественская.»

7 марта 1932 г. Николо-Александровский храм был закрыт и подлежал сносу. Все образа были частично отправлены в Русский Музей, а частично перевезены в храм свв. страстотерпцев Бориса и Глеба. О. Владимир выхлопотал, чтобы икону Божией Матери Скоропослушницы не передавали в музей, а также перевезли в храм Бориса и Глеба, куда его назначили служить.


Через два месяца после закрытия, Николо-Александровский храм был безжалостно взорван. Это произошло 20 мая за два дня до престольного праздника, который храм встретил в руинах. Официальной причиной уничтожения храма была объявлена необходимость в кирпиче для строительства жилого дома неподалеку [2]. В письме областного отдела жилищного хозяйства в президиум облисполкома говорилось: «Ввиду того, что строительство из-за отсутствия кирпича находится под угрозой срыва, просим президиум облисполкома разрешить вопрос о немедленном предоставлении нам права на разборку следующих зданий: … Церковь на Полтавской ул., угол 2-й Советской…»

Сохранилось свидетельство очевидца разрушения А.И. Жамойды, впоследствии члена-корреспондента Российской Академии Наук [3]:

"Эта одноглавая церковь с небольшой звонницей над входом в сторону 2-й Советской улицы была как бы домашней для жителей окружающих домов. Кто-то ходил в нее постоянно, но все святили куличи и пасхи. Называли ее почему-то Скоропослушницей. Для транспорта она стояла не очень удобно, а рядом у Калашниковских складов всегда было много подвод. В конце 1931 или начале 1932 года церковь закрыли. По-видимому, кое-какое неценное имущество раздавали всем… После освобождения церкви рабочие начали долбить стены, довольно толстые. В результате церковь оказалась как бы на толстых столбах, разъединяющих арки. Ранним утром… столбы подорвали, и церковь почти целиком завалилась на бок в сторону Полтавской улицы. Говорили, что рассчитывали получить кирпичи для строящегося рядом большого дома между Невским, Бакунина и Полтавской, но не получилось. Церковь свалилась как монолит и только блеснул купол, в который мы, ученики 3-го класса ближней школы, полезли но наклонной внутренней стене (угол около 30-35°). Ломали стены на крупные блоки и постепенно увозили. Не помню, управились ли до зимы. А дом построили из крупного шлакового кирпича. Потом выправили трамвайные линии..."

____________
Примечания

[1]. Петербургский батюшка. Жизнь, служение, творчество протоиерея Владимира Шамонина. М.: «Отчий дом», 1997; Синодик гонимых, умученных, в узах невинно пострадавших православных священно - церковнослужителей и мирян Санкт-Петербургской епархии: XX столетие. СПб., 1999.

[2]. ЦГА СПб, ф.1000, оп.90, д.373.

[3]. Шульц С. Храмы Санкт-Петербурга. «Глагол», СПб, 1994.

Град Святого Петра

Тэги: Барградский комитет, Николо-Александровский (Барградский) храм в С-Пб., недвижимости ИППО

Ещё по теме:

Пред. Оглавление раздела След.
В основное меню