RSS
Написать
Карта сайта
Eng

Россия на карте Востока

Летопись

23 мая 1173 в паломничестве в Святой Земле скончалась прп. Ефросинья Полоцкая, княгиня из рода Рюриковичей

23 мая 1882 В.Н.Хитрово в письме к архим.Леониду сообщает, что Иерусалимская Патриархия уклонилась от поздравлений по случаю открытия ИППО

23 мая 1903 православные жители Назарета выразили Совету ИППО соболезнования по поводу кончины В.Н. Хитрово

Соцсети


Церковь свт. Николая Чудотворца и благ. вел. кн. Александра Невского (Николо-Барградский) при Императорском Палестинском обществе

„В толчее столичной жизни, у бойкого рынка, на тесной площадке, на скрещении нескольких улиц, поднялась нежданно-негаданно высокая маленькая церковка. Поднялась, забелела стенами, невиданною в Питере звонницей на одной из стен, свободно вознесла на высоком легком поясе своего купола главу в виде ратного шелома и стоит строгая и радостная, скромная и торжественная“, – писал об этом храме известный церковный писатель Е. Поселянин.

История церкви восходит к осени 1870, когда торговцы Старо-Александровского рынка решили построить часовню в память спасения Александра II при покушении на него 25 мая 1867 в Париже. В 1872 проект шатровой часовни в русском стиле был утвержден, однако только 6 декабря 1879 состоялось ее освящение митрополитом Исидором.

Вскоре часовню приписали к Сионскому храму в Мирах Ликийских, в Малой Азии, где некогда хранились мощи свт. Николая Чудотворца, и руины которого в 1873 купил русский посол в Оттоманской империи гр. Н. П. Игнатьев. На восстановление этого исторического храма приехали собирать деньги в часовне два монаха из русского Пантелеимоновского монастыря на Афоне, привезшие с собой частицы мощей вмч. Пантелеимона, Животворящего Древа Господня и список чудотворной иконы Божией Матери „Скоропослушницы“. Ежегодно для названной цели собиралось 2–3 тыс. руб.

Осенью 1885 Александровская часовня сгорела, а когда была восстановлена, то перешла к Императорскому Палестинскому обществу, основанному тремя годами ранее для поддержки Православия в Святой Земле, ее изучения и помощи русским паломникам.

После гибели от руки террориста председателя Палестинского общества вел. кн. Сергея Александровича, часовню по проекту гражд. инж. П. Д. Мегорского расширили, сделали на ней главки и превратили в Николо-Александровский храм, освящение которого произвел 30 ноября 1905 епископ Нарвский Антонин. Иконостас вырезали в мастерской Д. В. Дудакова. В 1907, тоже по проекту Мегорского, на крыше возвели небольшую звонницу. Но простояла эта временная церковь недолго.

Храм в Мирах из-за политических осложнений восстановить так и не удалось. В 1910 собранные средства решено было употребить на постройку русского подворья в Бари (Италия) – в этом городе сейчас находятся мощи свт. Николая, а тесную столичную церковь заменить зданием в новгородско-псковском стиле.


Вариант проекта Барградского храма, воздвигаемого православным Палестинским обществом
(автор проекта архитектор С. С. Кричинский).
Дата съемки 16 июня 1913 г. Место съемки Санкт-Петербург.
Фотография ателье Буллы

Соответствующий проект составил С. С. Кричинский, видный зодчий модерна, строительство консультировал известный археолог В. Т. Георгиевский.


Чин закладки совершает митрополит Владимир (Богоявленский).
Фото ателье Карла Буллы. 8 (21) сентября 1913 г. ГАКФД СПб.

Митрополит Владимир заложил храм 8 сентября 1913 на мощах свт. Алексия, Митрополита Московского, в присутствии вел. кн. Елизаветы Феодоровны, председательницы Палестинского общества. 15 декабря 1915 он же освятил его. Храм сразу получил небольшой приход.




Вид с Полтавской улицы


Николо-Барградская церковь.
На верхних снимках храм снят без внешней отделки.

Его наружные стены были декорированы орнаментом и крестами из белого старицкого камня, крыша покрыта зеленой поливной черепицей. Росписи, подражавшие фрескам Дионисия в Ферапонтовом монастыре, исполнили В. А. Плотников и В. С. Щербаков.


Иконостас Николо-Барградской церкви

Четырехъярусный иконостас, обитый, как в кремлевском Успенском соборе, серебряной басмой, изготовила фирма Хлебникова. Его украшали ценнейшие иконы XVI–XVII веков разных школ, собранные председателем строительного комитета и знатоком древнерусского искусства кн. А. А. Ширинским-Шахматовым, бывшим обер-прокурором Синода. Царские врата датировались XVI веком, золотые сосуды, Евангелие и утварь – XVI–XVII веками.

Наиболее чтимая икона Божией Матери „Скоропослушницы“ находилась в киоте, вырезанном по образцу киота Владимирской Божией Матери в Успенском соборе Кремля. Были в храме и другие святыни: крест из масличного дерева с частицей Животворящего Древа Господня и икона „Вознесение“ с частью камня Живоносного Гроба (их прислал в 1908 Иерусалимский Патриарх Дамиан), список надгробного образа прп. Сергия Радонежского с частицей его мощей (привезен в 1895 из Троице-Сергиевой лавры), а также икона в рост прп. Серафима Саровского с частью его мантии и мощевая – сщмч. Гермогена.

Под храмом, вмещавшим 320 человек, находилась палата местного попечительства, расписанная в духе московских теремов, с изразцовой печью и люстрой XVII века, рядом с ней – кельи для служивших в храме иеромонахов, во главе которых перед революцией стоял архимандрит Неофит.

На углу Старо-Невского и Полтавской улицы рыночные торговцы в 1903 поставили двухъярусный, с четырьмя иконами мраморный киот, сделанный в мастерской Гвиди.



Несмотря на энергичные протесты органов охраны памятников, 7 марта 1932 замечательный храм-музей был закрыт и 20 мая того же года взорван; теперь на этом месте – проезжая часть улицы. Судьба убранства неизвестна. Икона „Скоропослушница“ находится в Троицком соборе Александро-Невской Лавры.


Архивные источники

РГИА. Ф. 796. Оп. 188. Д. 2401; Ф. 797. Оп. 40. Д. 130а; Оп. 75. Д. 243; Ф. 799. Оп. 26. Д. 11, 1376; Ф. 1287. Оп. 40. Д. 802.
ЦГИА СПб. Ф. 787. Оп. 17. Д. 251.

Литературные источники

Афанасий. Сказание о Александро-Невской часовне… СПб., 1879.
Юшманов В. Д. Закладка храма во имя свт. Николая Чудотворца. СПб., 1913.
Дмитриевский А. А. Святая Русь и Италия у мироточивой гробницы свт. Николая… Пг., 1915. С. 63–66.
Поселянин Е. Краткое описание Бар-градского Николо-Александровского храма в Петрограде. Пг., 1916.
Освящение Бар-градского Николо-Александровского храма в Петрограде. Пг., 1917.
Черепенина, Шкаровский. 1999. С. 168.

Периодика

Зодчий. 1903. № 31. С. 372; 1915. № 21. С. 212.
ВПГ. 1905. № 256; 1913. № 192.
ПрЦВ. 1908. № 42. С. 2063–2064; 1913. № 37. С. 1685–1686.
РП. 1913. № 40. С. 637–638; 1916. № 2. С. 3031.
Светильник. 1915. № 3–4. С. 16–18; № 9–12. С. 114–116.
Дмитриевский. а.А. Освящение Бар-градского Николо-Александровского храма в Петрограде. // Сообщения Имп. Православного Палестинского общества. 1916. T. XXVII. C. 184–203.

Из кн. В. В. Антонов, А. В. Кобак. «Святыни Санкт-Петербурга: Христианская историко-церковная энциклопедия». СПб, 2003.


Санкт-Петербург. Энциклопедия

Тэги: Барградский комитет, Николо-Александровский (Барградский) храм в С-Пб., недвижимости ИППО

Ещё по теме:

Пред. Оглавление раздела След.
В основное меню