RSS
Написать
Карта сайта
Eng

Новое на портале

Книги и сборники

Материалы конференции «От Зауралья до Иерусалима: личность, труды и эпоха архимандрита Антонина (Капустина)». Далматово, 12-13 мая 2016

«Как ангел, ты тиха, чиста и совершенна… Великая княгиня Елисавета Феодоровна в Казанском крае». А.М. Елдашев

Статьи и доклады

История создания и деятельности Нижегородского отдела Императорского Православного Палестинского Общества. Тихон (Затекин), архим.

Святыни Елеона (по запискам русских паломников). Часть 2. Августин (Никитин)

Таврический отдел Императорского Православного Палестинского Общества (1900-1917 гг.): по материалам «Таврических епархиальных ведомостей». Р.А. Близняков, М.А. Агатова

Святыни Елеона (по запискам русских паломников). Часть 1. Августин (Никитин)

Интервью

России верный сын. Глава Шадринского района о подготовке к 200-летию со дня рождения архим. Антонина (Капустина)

Алексей Лидов: Путь в Византию. Нам не дано предугадать..?

Анонсы и объявления

Принимаются статьи для Иерусалимского вестника

21 сентября

Лекция «Искусство Византии V–VIII вв.», Санкт-Петербург

21 сентября

Презентация проекта для школьников «Русь-Византия. Общие страницы истории», Москва

25 сентября

Презентация книги Ю.Матвеевой «Декоративные ткани в мозаиках Равенны: семантика и культурно-смысловой контекст», Москва

26 сентября

Открытие выставки «Восточные христиане: две тысячи лет истории», Париж

28 сентября

Лекция «Искусство Византии IX–XV вв.», Санкт-Петербург

29 сентября

Открытие выставки «Православие в Святой Земле: Альфа и Омега», Санкт-Петербург

1 октября

Открытие выставки «Загадочный сюжет одной картины Андрея Иванова», Москва

8 октября

Лекция «Византия и Русь», Москва

14 ноября

Конференция «Актуальные вопросы изучения христианского наследия Востока», Москва

16-17 ноября

V научные чтения «Россия. Грузия. Христианский Восток», Москва

Россия на карте Востока

Летопись

20 сентября 1857 началось пятидневное паломничество архим.Антонина (Капустина) в Святую Землю

21 сентября 1860 родился почетный член ИППО вел. кн. Павел Александрович

21 сентября 1890 умерла член-учредитель и почетный член ИППО графиня О.Е. Путятина

Соцсети


Храм Святителя и Чудотворца Николая в г. Бари (Италия)

Среди италийских христианских святынь для каждого православного русского человека особое значение имеет город Бари – город, который уже более 900 лет служит местом упокоения многоцелебных мощей Великого Угодника Божия святителя Николая Чудотворца. «Град Барский» или «Бар-град», как называют Бари русские летописи, был известен на Руси в этом качестве уже едва ли не с XI в., а к более позднему времени относятся первые упоминания о паломничествах, совершаемых русскими людьми к мощам Святителя.

Среди италийских христианских святынь для каждого православного русского человека особое значение имеет город Бари – город, который уже более 900 лет служит местом упокоения многоцелебных мощей Великого Угодника Божия святителя Николая Чудотворца.

«Град Барский» или «Бар-град», как называют Бари русские летописи, был известен на Руси в этом качестве уже едва ли не с XI в., а к более позднему времени относятся первые упоминания о паломничествах, совершаемых русскими людьми к мощам Святителя.

Святитель Николай известен и славен во всех христианских народах, ибо, как сказано в его житии, «знает великого чудотворца сего Восток и Запад». И все же почитание Святителя в России совершенно особенное. Не будет преувеличением сказать, что он является самым почитаемым святым русского православного народа, и что нет в России такой православной семьи, дома, где не было бы иконы Свт.Николая. Вот какую оценку этого явления дал русский богослов, священник Павел Флоренский: «Для русского сознания типом святого по преимуществу был всегда Николай-чудотворец. именно в нем, а не в ком-либо другом народ видел наиболее характерное осуществление церковного блюстителя страны, епископство в каком-то преимущественном смысле…, <…> образ Николая-чудотворца издавна установился не как одного из многих святых, но как тип святого, как представителя человеческой святости» (Священник Павел Флоренский. Сочинения, т.II, 1966. С.405).

Таинственными путями промысла Божия святитель Николай был связан с судьбами России уже с самого начала христианизации. Первый русский князь-христианин Аскольд был крещен во имя святителя Николая. Над могилой Аскольда святая равноапостольная княгиня Ольга воздвигла первый на Руси Свято-Никольский храм. А через некоторое время в другом Свято-Никольском храме в Корсуни был крещен святой равноапостольный князь Владимир. С тех пор на Руси было построено великое множество Никольских храмов и монастырей, прославились чудотворениями многочисленные иконы Святителя.

Поэтому русский паломник в Бари – явление вовсе не исключительное и редкое. И барийцы прекрасно знают о любви простого русского православного христианина к святителю Николаю – знают, но недоумевают: почему святой Покровитель Бари – «святой Николай Барийский» — любим и славен в далекой России? Почему в дни празднования святителя Николая дважды в году в мае и декабре город бывает буквально оккупирован сотнями, а порой и тысячами русских? И, вероятно, в XIX в. кто-то задавался вопросом: почему же эти русские паломники не имеют своего храма в Бари?



Русский храм и подворье в Бари,
построенные Императорским Православным Палестинским Обществом до революции

Между тем, русский паломник, прибывавший к мощам святителя Николая из России, до недавнего времени с удивлением обнаруживал в Бари, в черте нового города, архитектурный комплекс, выделяющийся среди прочих городских построек огромными пропорциями и совершенно нехарактерными для Италии архитектурными формами. Храм и странноприимный дом, построенные по мотивам средневекового псковско-новгородского зодчества, производил одновременно величественное и угрюмое впечатление – постоянно запертые ворота и двери, пустующее обветшалое здание, запущенный сад. «Русская церковь» — так традиционно называют этот комплекс местные жители. Мало кто из барийцев хотя бы раз посетил это здание, мало кто видел храм изнутри, и уж совсем немного тех, кто мог бы более или менее связно рассказать историю «Русской церкви». Зачем, кем и когда возведен этот памятник в провинциальном городе Южной Италии?

«Русская церковь» обросла легендами и скандалами; так получилось, что именно под влиянием всего того, что связано с этим памятником, на протяжении десятилетий формировалось и менялось представление барийцев о России и русских. Поэтому крайне важно восстановить истинную историю русского присутствия в Бари, дабы освободиться от предрассудков, злонамеренных вымыслов и невольных искажений фактов. К этому нас побуждают также события последних лет и именно то немаловажное обстоятельство, что Россия и Русская Православная Церковь избрала Бари центром своего постоянного духовного присутствия в Италии, мостом, связывающим духовные традиции наших народов.

История «Русской церкви» в Бари столь же трагична как и история России и Русской Православной Церкви в XX столетии. Катастрофа 1917 г., трудные последующие десятилетия и признаки возрождения к концу столетия – вот самые общие вехи истории «Русской церкви» в Бари, свидетельствующие о полном или почти полном соответствии с тем, что происходило и происходит сегодня в России.

Русский народ всегда нуждался в постоянной молитве у мощей святителя Николая, именно поэтому в начале XX в. Церковь, русская православная общественность и сам император озаботились возведением в Бари храма и странноприимного дома для духовного окормления русских паломников, для внимания к их повседневным нуждам. На собранные по всей России народные деньги (в течение нескольких лет все сборы в храмах Русской Православной Церкви в дни Свт.Николая шли в фонд строительства), силами Императорского Православного Палестинского Общества, по проекту лучших российских зодчих с использованием последних достижений инженерной мысли, архитектурный комплекс был в целом возведен к 20-м гг. XX в. и до 1917 г. успел принять несколько сотен русских паломников, которые прибывали в Бари даже в сложных условиях I мировой войны. Русскому храму Свт.Николая в Бари были переданы значительные вклады в виде икон и церковной утвари как от простых жертвователей, так и от представителей царствующей фамилии. Барградское Подворье Русской Православной Церкви с удобными помещениями для приема паломников, красивым храмом, прекрасным большим садом обещало стать со временем духовным оазисом для всех русских богомольцев у мощей Святителя.

Тогда этим надеждам, по попущению Божию, не суждено было сбыться. Трагические события революции 1917 г., тяжелым катком прокатившейся по судьбам миллионов людей и обрекшей Русскую Церковь и народ Божий на тяжелейшие испытания, жертвы и мученичество, отозвались и в далеком Барграде. Русские люди, по тем или иным причинам оказавшиеся в эмиграции, оказались невольными хранителями русской церковной недвижимости за рубежами Родины. Барградское Подворье оказалось заброшенным, лишенным всяких средств к существованию, паломничество к мощам Свт.Николая прекратилось.



Здание подворья в Бари,
построенного Императорским Православным Палестинским Обществом,
занятое муниципалитетом города

Единственной миссией русской эмиграции в Бари должно было бы стать всемерное сохранение Подворья для будущей возрожденной России. Однако, к сожалению, управление Подворьем в 20-е гг. самонадеянно взяли на себя люди, потерявшие веру в Россию, отчаявшиеся и потому утратившие надежду на ее избавление в будущем от ига безбожной власти. Один из них — князь Николай Давидович Жевахов, представлявший тогда эмиграционное Палестинское Общество, в 1937 г. своевольно и самочинно продал городским властям всю русскую церковную недвижимость в Бари, построенную на народные пожертвования. С тех пор Барградское Подворье перестало быть собственностью России и Русской Православной Церкви.

С тех пор храм лишился практически всего имущества – из нескольких десятков икон старого письма остались немногие единицы, бесследно исчезли ценные подарки, старинная утварь, прекрасная библиотека и т. п.

В этих условиях, после подписания соглашения в ноябре 1998 г. между Русской Православной Церковью в лице Председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла и мэром г. Бари г-ном С. Ди Каньо Аббреша в Бари при храме Свт.Николая Чудотворца было открыто Подворье Московского Патриархата, которое имеет своей целью развитие всесторонних духовных связей с Италией и с г. Бари в частности, а также занимается духовным окормлением русских паломников, во множестве притекающих к мощам Великого Угодника Божия. К 2000 г. было во многом воссоздано убранство храма Свт.Николая, возобновлены регулярные богослужения и восстановлены основы нормальной приходской жизни. Ежегодно в Бари к Святителю Николаю Чудотворцу приезжают тысячи паломников из России. Святые мощи с 1087 г. почивают под спудом в крипте Базилики Свт.Николая в Бари, хранителями которой являются монахи доминиканского ордена Римско-католической Церкви. Православные паломники из России имеют счастливую возможность служить литургии и молебны непосредственно на многоцелебных мощах Святителя. Многие русские богомольцы, обремененные тяжелыми недугами и житейскими невзгодами, получают чудесную помощь прямо у Гробницы Святителя по молитвам Великого Угодника Божия.

Святителю Отче Николае, моли Бога о нас!

Протоиерей Владимир Кучумов, настоятель Подворья Московского Патриархата в г. Бари

Храм-Подворье Святителя и Чудотворца Николая в г. Бари

Тэги: Барградский комитет, Бари, св.Николай Чудотворец, недвижимости ИППО

Ещё по теме:

Пред. Оглавление раздела След.
В основное меню