RSS
Написать
Карта сайта
Eng

Анонсы

23 марта

Лекция «Прощеное воскресение. Изгнание Адама из Рая», Москва

30 марта

Лекция «Образ святого Димитрия Солунского в византийском и древнерусском искусстве», Москва

30 марта

Лекция «Неделя Торжества Православия», Москва

31 марта

Лекция «Земная жизнь Христа», Москва

3 апреля

Лекция «Закат Древней Руси и образ Христа», Москва

6 апреля

Лекция «Святые Великого поста», Москва

13 апреля

Лекция «Середина Великого поста – Крестопоклонная неделя», Москва

13-15 апреля

55-й весенний симпозиум по византийским исследованиям, тема «Правосудие в Византии», Великобритания

14 апреля

Лекция «События Страстной недели», Москва

20 апреля

Онлайн-конференция «Священные дни в раннем и средневековом христианстве», Крит

28 апреля

Лекция «Воскресение и Страшный суд», Москва

18 мая

Лекция «Салоники – город византийских храмов», Москва

3-4 июня

Конференция «Князья, иерархи и люди Древней Руси между властью, повседневностью и храмом», Санкт-Петербург

Россия на карте Востока

Летопись

19 марта 1884 на общем собрании ИППО казначеем назначен С.Д. Лермонтов

19 марта 1894 в Иерусалиме составлено духовное завещание начальника Русской Духовной Миссии архим. Антонина (Капустина)

19 марта 1895 в Смоленске открыт отдел ИППО

Соцсети


Монашеская жизнь на полотнах русских художников

Истинная монашеская жизнь подразумевает уединение, уход от мирских хлопот, духовное возрастание и постоянную молитву. Не всегда монахам удается по-настоящему уединиться, поскольку прикоснуться к источнику духовности издревле стремятся многие миряне, посещавшие монастыри для встречи с известными духовниками, для трудничества или для размышлений о Боге. Монастыри строили разные, были богатые и бедные, столичные и провинциальные, скиты и маленькие келии в лесу. Русские художники изображали на своих полотнах лица монахов, жанровые сцены их повседневной жизни, пытаясь постичь смысл отшельнического существования, приоткрыть завесу над монашеским существованием вдали от мира. Не обошли своим вниманием художники и негативные явления в монашеской жизни, которая, казалось бы, должна быть верхом смирения и восхождения в святость.

В отдельных подборках на сайте также представлены:

Преподобный Сергий Радонежский и Троице-Сергиева лавра >>>

Виды монастырей России >>>

Выезды и походы на богомолье в русской живописи >>>


Строят монастырь.
Кустодиев, Борис Михайлович (1878 - 1927). 1906 г. Картон, темпера. 65 x 86 см
Оренбургский областной музей изобразительных искусств


В монастыре.
Кустодиев, Борис Михайлович (1878 - 1927). 1907 г.


Скит.
Васнецов, Аполлинарий Михайлович (1856 - 1933). 1901 г. Холст, масло. 56 x 74.
Национальный художественный музей Республики Беларусь, Минск 


Патриарх Никон в Новом Иерусалиме
Шварц, Вячеслав Григорьевич (1838-1869). 1867 г. Холст, масло, 21,7 х 16 см
Источник: Государственная Третьяковская галерея 

Посещение царевной женского монастыря.
Суриков, Василий Иванович (1848 - 1916). 1912 г. Холст, масло. 144 x 202 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва


Инок Филарет в заточении в Антониево-Сийском монастыре.
Репин, Илья Ефимович (1844 - 1930)

Митрополит Филарет (Федор Никитич Романов) (1554 - 1633 гг.) - патриарх, племянник царицы Анастасии Романовны, двоюродный брат царя Федора Иоанновича (последнего царя из династии Рюриковичей), отец Михаила Федоровича (первого царя из династии Романовых). В 1600 году царем Борисом Годуновым Федор Никитич был пострижен в монахи под именем Филарет и сослан в Антониев Сийский монастырь. Его жена Ксения Ивановна Шестова была пострижена под именем Марфы и сослана в Заонежские погосты. При Лжедмитрии I возвращен и поставлен митрополитом ростовским. Участвовал в свержении Лжедмитрия I. В октябре 1608 г. был захвачен в Ростове отрядом Лжедмитрия II и отправлен в Тушинский лагерь, где был наречен патриархом. В сентябре 1610 г. Филарет возглавил посольство в Смоленск, осажденный польскими войсками, где отказался санкционировать условия договора с королем Сигизмундом III , за что был арестован поляками и до сентября 1619 г. был в плену в Польше. После возвращения из плена в Москве был избран патриархом. Правил государством совместно с сыном Михаилом вплоть до своей смерти в 1633 году.


Царевна Софья Алексеевна через год после заключения ее в Новодевичьем монастыре, во время казни стрельцов и пытки всей ее прислуги в 1698 году.
Репин, Илья Ефимович (1844 - 1930). 1879 г. Холст, масло. 204 x 147 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва

Во время стрелецкого восстания 1698 года стрельцы, по данным следствия, намеревались позвать на царство находящуюся в ссылке в Новодевичьем монастыре Софью Алексеевну - сестру Петра I, правившую до его совершеннолетия. После подавления бунта Софья была пострижена в монахини под именем Сусанны. Умерла 3 (14) июля 1704, перед смертью постриглась в великую схиму, взяв себе прежнее имя, София. Похоронена в Смоленском соборе Новодевичьего монастыря в Москве


Княжна Прасковья Григорьевна Юсупова перед пострижением.
Неврев, Николай Васильевич (1830 - 1904). 1886 г. Холст, масло. 89 x 102 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва

Картина «Княжна Прасковья Григорьевна Юсупова перед пострижением» посвящена одной из мрачных тайн царствования императрицы Анны Иоанновны. Прасковья была дочерью видного военного и государственного деятеля петровской эпохи Григория Дмитриевича Юсупова (1676—1730), которому императрица в день своей коронации пожаловала звание генерал-аншефа. После неожиданной кончины Григория Дмитриевича 2 сентября 1730 года Прасковью забрали из родительского дома и под караулом отправили в ссылку в Введенский девичий монастырь в Тихвине. Через несколько лет ссылки в тайной канцелярии вновь началось дознание по делу княжны. Учитывая заслуги отца, императрица вместо смертной казни повелела для княжны «учинить наказанье, бить кошками и постричь ее в монахини, а по пострижении из тайной канцелярии послать княжну под караулом в дальний, крепкий девичий монастырь, который по усмотрению Феофана, арх. новгородского, имеет быть изобретен, и быть оной, Юсуповой, в том монастыре до кончины жизни ее неисходно». 30 апреля 1735 г. княжна была наказана «кошками» (четырехвостные плети с узелками на концах) и в тот же день пострижена архимандритом Аароном в монахини и названа Проклою. Перед отправлением в вечную ссылку новопостриженной объявили в тайной канцелярии, чтобы обо всем происходившем она молчала до могилы, под опасностью смертной казни. Инокиню Проклу отправили в Сибирь, в Тобольскую епархию, в Введенский девичий монастырь, состоявший при Успенском Далматовом монастыре. Точная причина такой немилости императрицы к княжне до сих пор неизвестна, но никто больше из членов семьи Юсуповых под опалу не попал.


Приезд боярина в монастырь.
Иван Силыч Горюшкин-Сорокопудов (1873 - 1954). 1912 г.
Государственный Русский музей


День Рождества. В монастыре.
Иван Силыч Горюшкин-Сорокопудов. Иллюстрация в журнале "Нива"


Скит.
Горюшкин-Сорокопудов, Иван Силыч (1873 - 1954). 1912 г. Холст, масло.
Национальный художественный музей Республики Беларусь, Минск 


Скит.
Горюшкин-Сорокопудов, Иван Силыч (1873 - 1954). 1906 г. Холст, масло. 114 x 88.
Государственная Третьяковская галерея, Москва


У ограды скита.
Максимов, Василий Максимович (1844-1911). Холст, масло.
Луганский областной художественный музей


У ворот монастыря.
Саврасов, Алексей Кондратьевич (1830 - 1897). 1875 г.
Холст, масло. 55 x 45 см
Государственный Русский музей, С.-Петербург


Накануне пострига.
Перов, Василий Григорьевич (1833 - 1882). 1879 г. Бумага на картоне, масло. 34 x 19 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва


В монастыре.
Ярошенко, Николай Александрович (1846-1898). 1870-е. Холст, масло, 62,2 х 80 см
Мемориальный музей-усадьба художника Н.Я. Ярошенко


Свеченосица (В монастыре).
Бруни, Николай Александрович (1856 - 1935). 1891 г. Холст, масло. 160 x 86 см
Омский областной музей изобразительных искусств им. М.А.Врубеля


Монастырки на клиросе.
Зацепин, Николай Константинович (1818 - 1855). 1852 г. Холст, масло.
Государственный Русский музей, С.-Петербург
Монастырками называли воспитанниц, живущих в монастыре


Монахиня у иконостаса.
Милорадович, Сергей Дмитриевич (1851 - 1943). 1922 г. Холст, масло, 68,4 х 58,2 см
Государственный музей истории религии, Санкт-Петербург


Звонница в Ростове -Ярославском.
Горюшкин-Сорокопудов, Иван Силыч (1873 - 1954). 1910-е.
Астраханская картинная галерея
Картина подарена Астраханской картинной галерее самим автором в 1954 году за несколько месяцев до смерти. Это произведение ярко характеризует художественную манеру и творческие искания художника в предреволюционные годы. На картине изображена звонница Успенского собора Ростовского кремля. Из открытой галереи звонницы открывается вид на купола церкви Спаса на Торгу.


На звоннице.
Горюшкин-Сорокопудов, Иван Силыч (1873 - 1954). 1910-е гг.
Астраханская картинная галерея
Картина «На звоннице» была также написана Горюшкиным в Ростове Великом в 1910-х годах. На ней изображён уголок величественной звонницы Успенского Собора Ростовского кремля. 



На фоне глав святых.
Горюшкин-Сорокопудов, Иван Силыч (1873 - 1954). 1914 г.
Ростовский областной музей изобразительных искусств


Монахиня.
Горюшкин-Сорокопудов, Иван Силыч (1873 - 1954).


Из века в век.
Горюшкин-Сорокопудов, Иван Силыч. Около 1915 г. Холст, масло. 95 x 121.
Пензенская картинная галерея им. К.А. Савицкого 


Великий постриг.
Нестеров, Михаил Васильевич (1862 - 1942). 1898 г. Холст, масло. 178 x 195 см
Государственный Русский музей, С.-Петербург
Инв. номер: Ж-4335


У монастырских ворот.
Нестеров, Михаил Васильевич (1862 - 1942). 1925 г. Картон, масло. 67 x 54 см
Национальный художественный музей Республики Беларусь, Минск


Вечерний звон.
Нестеров, Михаил Васильевич (1862 - 1942). 1910 г. Холст, масло. 59 x 54.
Вятский художественный музей им. В.М. и А.М. Васнецовых, Киров 


Вечерний звон (Скитник).
Нестеров, Михаил Васильевич (1862 - 1942). 1909 г. Холст на картоне, масло. 34 x 14 см
Сумской художественный музей им. Никанора Онацкого, Украина


Зимой в скиту (Зима в монастыре).
Нестеров, Михаил Васильевич (1862 - 1942). 1904 г. Холст, масло, 62x75.
Башкирский государственный художественный музей им. М.В.Нестерова, Уфа 


Послушница.
Нестеров, Михаил Васильевич (1862 - 1942). Этюд. Холст, масло.
Частное собрание


Послушницы на берегу реки.
Нестеров, Михаил Васильевич (1862 - 1942). 1920-е. Холст, масло. 88 x 134 см
Частное собрание


В скиту.
Нестеров, Михаил Васильевич (1862 - 1942). 1915 г. Холст, масло
Одесский художественный музей, Украина


В скиту (Сестры).
Нестеров, Михаил Васильевич (1862 - 1942). 1916 г. Холст, масло. 76 x 118 см
Киевский национальный музей русского искусства, Украина


Соловки.
Нестеров, Михаил Васильевич (1862 - 1942). 1917 г. Холст, масло. 78 x 122.
Луганский областной художественный музей


Пустынник и медведь.
Нестеров, Михаил Васильевич (1862 - 1942). 1925 г. Холст, масло. 102 x 65.
Национальный художественный музей Республики Беларусь, Минск


Святой Пафнутий Боровский.
Нестеров, Михаил Васильевич (1862 - 1942). 1890 г.
Бумага, акварель, графитный карандаш, белила, золото. 26 x 23 см
Государственный Русский музей, С.-Петербург


Святой Зосима.
Нестеров, Михаил Васильевич (1862 - 1942). Холст, масло
Государственный музей А.С.Пушкина, Москва


Пустынник.
Нестеров, Михаил Васильевич (1862 - 1942). 1888 г. Холст, масло. 91 x 84.
Первый вариант одноименной картины 1888-1889 гг., хранящейся в ГТГ
Государственный Русский музей, С.-Петербург


Пустынник.
Нестеров, Михаил Васильевич (1862 - 1942). 1888-1889 гг. Холст, масло. 142 x 125.
Государственная Третьяковская галерея, Москва
Инв. номер: 1547

"Куда было сложнее дело со второй картиной, с «Пустынником». Я давно уже наметил себе у Троицы идеальную модель для головы «Пустынника». Это был старичок-монах, постоянно бывавший у ранней, стоявший слева у клироса большого Троицкого собора. Любуясь своим старичком, я как-то не решался к нему подойти, попросить его мне попозировать. Дни шли да шли. Однажды, уже в середине лета, прихожу я в Собор, а моего старичка нет, пропал мой старик. Пришел еще завтра — опять его нет. Так ходил с неделю, а старика и след простыл.
Я спрашиваю кого-то о нем, мне говорят: «Это вы об отце Гордее, так он помер. Поболел, да и помер». Я так и остолбенел: был старичок и нет его. Что делать, стал вспоминать его образ, чертить в альбом: что-то выходит, да не то. Там, в натуре, куда было интереснее. Эти маленькие, ровные зубки, как жемчуг, эта детская улыбка и светящиеся бесконечной добротой глазки… Где я их возьму? И сам кругом виноват: смалодушничал.
Прошло еще сколько-то. По старой привычке зашел в Собор на свое место, с которого, бывало, наблюдал старичка. О, радость! Он опять стоит на своем месте, улыбается, подперев пальцами седую бородку. Значит, он не умер, мне солгали. Ну, теперь я не стану откладывать надолго. Сегодня же, вот сейчас, после обедни подойду и все скажу. Увлеку моего старичка, напишу с него, а тогда пусть хоть и помирает!
Обедня отошла. Мой отец Гордей пошел своими маленькими старческими шажками домой, я за ним. Заговорил. Он смотрит на меня и ровно ничего не понимает. Так и ушел от меня куда-то в монастырскую богадельню… Нет, думаю, нет же, я добьюсь своего, напишу с тебя!
Так прошло еще несколько дней. Старичок все упирался, отговариваясь «грехом», на что я приводил примеры, его смущающие. Указывал на портреты митрополитов — митрополита Платона и других…
И, наконец, с тем ли, чтобы от меня отвязаться, отец Гордей неожиданно сказал: «Ну, ладно, нанимай извозчика, поедем, больше часу не мучь только…» Тотчас же я подхватил свою жертву, усадил на извозчика и марш на Вифанку. Приехал и — писать… Писал с жаром, взял все, что смог: этюд был у меня. Распростились с отцом Гордеем. Теперь оставалось написать пейзаж, осенний пейзаж с рябинкой. Пока что написал молодую елочку…" М.В. Нестеров "О пережитом. 1862-1917 гг. Воспоминания"


Келейник.
Архипов, Абрам Ефимович (1862 - 1930). 1891 г.
Холст, масло. 65 x 61 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва


Отшельник на ступеньках храма.
Химона, Николай Петрович (1865 - 1929). Холст, масло. 138 x 91.
Государственный художественный музей Алтайского края, Барнаул


Ранняя весна.
Костанди, Кириак Константинович (1852-1921). 1915 г. Дерево, масло, 44,8 x 53
Одесский художественный музей


Часовня Святогорского монастыря.
Зарубин, Виктор Иванович (1866 - 1928). Холст, масло. 53 x 66 см
Херсонский областной художественный музей им. А.А. Шовкуненко, Украина


Саввино-Сторожевский монастырь.
Якунчикова-Вебер, Мария Васильевна (1870-1902). Конец 1880-х — начало 1890-х. Холст, масло, 59,5х41
Частное собрание


Вид с колокольни Саввино-Сторожевского монастыря близ Звенигорода/
Якунчикова-Вебер, Мария Васильевна (1870-1902). 1898 г. Фанера, масло 52х48,3
Частное собрание


С колокольни Саввино-Сторожевского монастыря близ Звенигорода.
Якунчикова-Вебер, Мария Васильевна (1870-1902). 1891 г. Бумага на картоне, пастель, 42,4х33,7
Государственная Третьяковская галерея


Монах-сборщик. Начало 1870-х
Государственная Третьяковская галерея, Москва
Васнецов, Виктор Михайлович
1848 - 1926


Монах - сборщик податей на храм.
Маковский, Константин Егорович (1839-1915). 1900-е. Холст, масло. 91 x 48
Собрание Астраханская государственная картинная галерея им. П.М. Догадина


У монастыря.
Волков, Ефим Ефимович (1844-1920). 1870-е. Холст, масло, 53 х 42 см
Частное собрание


Скит
Волков, Ефим Ефимович (1844-1920). 1900-е. Холст, масло, 101 х 91 см
Сочинский художественный музей


Инок-живописец
Янов, Александр Степанович (1857-1918). 1885 г. Холст, масло, 87,2 х 52,7 см
Государственная Третьяковская галерея


За вышиванием.
Неврев, Николай Васильевич (1830 - 1904).
Новокузнецкий художественный музей, Кемеровская обл.


Сцена в монастыре.
Клодт, Михаил Петрович (1835-1914). 1899 г.


Вход на кладбище (Монастырская стена).
Жуковский, Станислав Юлианович (1875 - 1944). 1896 г. Холст, масло. 40 x 56 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва


В церковной ограде. Старое кладбище Валаамского монастыря.
Васильев, Федор Александрович (1850 - 1873). 1867 г. Холст, масло. 43 x 67 см
Государственный Русский музей, С.-Петербург


Вид Валаамского монастыря.
Ческий, Иван Васильевич. 1-я пол. XIX в. С рисунка Г. Сергеева. Офорт, резец, рисунок 36,4 × 60,8; лист 42,7 × 63,9 см
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург. Инв. Гр-31086
Поступление в начале 1930-х из Государственного Эрмитажа. Гр-31086.

Официально Валаамский монастырь был учрежден между 1407 и 1415 годом. Местонахождение на границе новгородских и шведских земель способствовало его многократным разорениям. После последнего разрушения 1611 года был возобновлен в 1715 году по указу Петра I.


Против воли постриженная.
Матвеев, Николай Сергеевич (1855-1939). 1887 г. 


Насильственный постриг.
Лебедев, Клавдий Васильевич. 1896 г. Холст на картоне, масло, 29х35,5.
Государственный центральный музей музыкальной культуры имени М.И. Глинки, Москва


В тихой обители.
Яковлев, Павел Филиппович (1853-1921). 1896 г. Холст, масло, 72,7 х 107,3 см
Государственный музей истории религии

П.Ф. Яковлев всегда был глубоко верующим человеком, много работал в религиозной живописи, создавал иконы и расписывал храмы. Тем не менее в его работах проявилось неприятие некоторых греховных сторон быта духовного сословия. Картина "В тихой обители" (1892) стала последним из значительных произведений художника в рамках бытового жанра. Художник представляет взору зрителей разразившийся в монастырских стенах скандал - драку между ревнивой монахиней и девицей, пришедшей на свидание к священнику. Многочисленные присутствующие и сам виновник происшествия с интересом наблюдают, чем закончится стычка. Обстановка внутреннего помещения монастыря в "Тихой обители" написана с педантичной тщательностью и скрупулезностью. Равномерное бесстрастное освещение и созданная художником иллюзия безвоздушного пространства словно использовались им для протокольной фиксации происходящего, выражая презрение автора к изображаемому событию.


Монахи. Не туда заехали.
Соловьев, Лев Григорьевич (1837 - 1919). 1870-е. Холст, масло. 52 x 78 см
Сумской художественный музей им. Никанора Онацкого, Украина


Монахи.
Неврев, Николай Васильевич (1830 - 1904). 1880 г. Холст, масло. 89 x 71 см
Государственный музей-заповедник "Ростовский Кремль", Ростов, Ярославская обл.

Тэги: монашество, изобразительное искусство, Кустодиев Б.М., Васнецов А.М., Суриков В.И., Репин И.Е.

Ещё по теме:

Пред. Оглавление раздела След.
В основное меню