RSS
Написать
Карта сайта
Eng

Анонсы

23 марта

Лекция «Прощеное воскресение. Изгнание Адама из Рая», Москва

30 марта

Лекция «Образ святого Димитрия Солунского в византийском и древнерусском искусстве», Москва

30 марта

Лекция «Неделя Торжества Православия», Москва

31 марта

Лекция «Земная жизнь Христа», Москва

3 апреля

Лекция «Закат Древней Руси и образ Христа», Москва

6 апреля

Лекция «Святые Великого поста», Москва

13 апреля

Лекция «Середина Великого поста – Крестопоклонная неделя», Москва

13-15 апреля

55-й весенний симпозиум по византийским исследованиям, тема «Правосудие в Византии», Великобритания

14 апреля

Лекция «События Страстной недели», Москва

20 апреля

Онлайн-конференция «Священные дни в раннем и средневековом христианстве», Крит

28 апреля

Лекция «Воскресение и Страшный суд», Москва

18 мая

Лекция «Салоники – город византийских храмов», Москва

3-4 июня

Конференция «Князья, иерархи и люди Древней Руси между властью, повседневностью и храмом», Санкт-Петербург

Россия на карте Востока

Летопись

19 марта 1884 на общем собрании ИППО казначеем назначен С.Д. Лермонтов

19 марта 1894 в Иерусалиме составлено духовное завещание начальника Русской Духовной Миссии архим. Антонина (Капустина)

19 марта 1895 в Смоленске открыт отдел ИППО

Соцсети


Первый Спас, медовый Спас, маковый Спас, Спас на водах - 14 августа

14 (1) августа православные верующие именуют многими названиями - первый Спас, медовый Спас, Маковеев день, маковый Спас, мокрый Спас, Спас на водах...

В церковном календаре этот день отмечен несколькими праздниками.

Происхождение (изнесение) честных древ Животворящего Креста Господня. Праздник был установлен в Константинополе в IX веке первоначально как местный. В XII—XIV веках он утвердился во всех Православных церквях. На Руси появился с распространением Иерусалимского устава в конце XIV века. Греческий часослов 1897 года сообщает об истории установления праздника следующее: "По причине болезней, весьма часто бывавших в августе, издревле утвердился в Константинополе обычай износить Честное Древо Креста на дороги и улицы для освящения мест и в отвращение болезней. Накануне, износя его из царской сокровищницы, полагали на святой трапезе Великой церкви. С настоящего дня и далее до Успения Пресвятой Богородицы, творя литии по всему городу, предлагали его потом народу для поклонения. Это и есть происхождение Честного Креста".

В этот день совершается «празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице» в память знамений от честных икон Спасителя и Богоматери во время сражений греческого царя Мануила (1143-1180 гг.) с сарацинами и князя русского Андрея Боголюбского (1111–1174 гг.) с волжскими болгарами в 1164 г. Царю Мануилу и князю Андрею, находившимся между собою в мире и братской любви, случилось в один и тот же день выйти на войну: первому из Константинополя против сарацин, и второму из Ростова против волжских болгар. Оба они одержали полную победу над врагами, и вместе со своими воинами стали свидетелями знамений - как от икон Спасителя, Пресвятой Богородицы и честного Креста исходят светлые, подобные огненным, лучи, озаряющие всё войско. Князь Андрей Боголюбский и греческий император Мануил, узнав о сходных знамениях в Греции и России, посоветовавшись со своими архиереями и сановниками, решили установить 14-го августа празднество Господу и Пречистой Его Матери.

Это первый из трех праздников Всемилостивому Спасу, совершаемых в августе. Второй - Преображение Господа (6/19 августа), а третий - перенесение из Едессы в Константинополь Нерукотворного Образа Господа Иисуса Христа (16/29 августа). Эти три праздника как бы связуют весь Успенский пост.

В этот день чтится также память святых ветхозаветных мучеников Маккавеев, принявших кончину в 166 году до н. э. вместе со своей матерью Соломеей. В их память этот день называли маковым Спасом.

Праздник является первым днем Успенского поста, с этого дня разрешалось есть овощи, пеклись пироги с маком, начинался интенсивный сбор мёда и его освящение. Совершались крестные ходы и водосвятия на реках, купание в освящённой воде людей и скота, чистились и освящались колодцы.

Самое популярное название этого праздника в народе - медовый Спас. Мед занимал важное место в меню русского человека, было и лакомством и лекарством. Церковная составляющая праздника нашла свое воплощение в иконописи, а образ пасеки и трудолюбивого пасечника, заботящегося о пчелах с ранней весны, нередко встречается на полотнах русских художников.


Водосвятие.
Фёдор Вячеславович Сычков. 1916 г. Холст, масло, 163 х 213.
Мордовский республиканский музей изобразительных искусств имени С.Д. Эрьзи


Крестный ход.
Соломаткин Леонид Иванович (1837-1883). 1882 г. Холст, масло. 52 x 77.
Национальный художественный музей Республики Беларусь


Спасов день на Севере.
Илларион Михайлович Прянишников. 1887 г. Холст, масло. 130 х 215
Справа внизу подпись: И.Прянишниковъ
Приобр. П.М. Третьяковым в 1887 с 15-й передвижной выставке.
Государственная Третьяковская галерея, Москва 

На картине И.М. Прянишникова «Спасов день на Севере» изображено большое количество людей, собравшихся по случаю молебна у реки, который совершается священником.
На переднем плане – крестьяне (подростки, мужчины, девки) верхом на лошадях, стоящие в реке в ожидании освящения воды. Молебен уже начался, но со всех сторон подтягиваются опоздавшие, справа по косогору скачут крестьяне, догоняют крестный ход пешие прихожане, под руки ведут немощных стариков. Однако их движение не нарушает общего впечатления спокойствия и размеренности происходящего, что позволяет говорить об укорененности в бытовом обиходе старинного православного обряда и устойчивости многовековой традиции. Вдали виднеется храм, откуда пришли крестным ходом нарядно одетые женщины в ярких платках и узорчатых национальных сарафанах, рослые мужчины в темных кафтанах, подпоясанные праздничными кушаками. Пестрое и шумное людское сборище на фоне бескрасочного неба и неяркой северной природы напоминает скорее народное гуляние, но возвышающиеся хоругви фиксируют композиционный центр полотна, как впрочем, и всадники, «отвернувшиеся от зрителя». Все разнообразное, только на первый взгляд, движение людей невольно стягивается к центру полотна. Геометрический и смысловой центр картины – священник, читающий Евангелие, и четко определяемые иконы Спасителя и Богоматери в серебряных окладах.
Критики оценили в полотне Прянишникова выразительность лиц, полноту жизни, простоту и правду. Один из критиков, восхищаясь найденными художником типами людей и животных, отметил «недоумевающего жеребка». Юденкова Т.В. ст.науч. сотр. ГТГ, кандидат искусствоведения


Крестный ход.
Прянишников Илларион Михайлович (1840 - 1894). 1893 г. Холст, масло. 101 x 165.
Государственный Русский музей, С.-Петербург 

Один из основателей передвижничества, Илларион Михайлович Прянишников любил работать с масштабными сюжетами, изображая многочисленную и многоликую толпу, и «Крестный ход», последняя картина художника, яркое тому подтверждение.
Ввиду сложности и объёмности полотна как ни старался автор, так и не успел его закончить – умер в возрасте 53 лет.
Работу эту относят к разряду религиозных, на картине изображён масштабный крестный ход – церковное шествие с иконами, крестами и хоругвями, отличающееся особой торжественностью.
Среди общепризнанных достоинств И.М. Прянишникова – удивительное умение изображать различные архетипы людей, гармонично объединяя их в рамках одного сюжета. Вот и в представленной картине пёстрая толпа деревенских жителей мгновенно перестаёт быть таковой, начни мы рассматривать каждую фигуру в отдельности. Какие разные перед нами предстают люди – хорошо одетые пары, молодые девушки с кокетливыми зонтиками перемешиваются с простыми бабушками в косынках и бедно одетыми путниками.
Кроме воспевания торжественности самого религиозного обряда, который может объединить совершенно разных людей, Прянишников не упустил возможности ещё раз признаться в восхищении одному из своих излюбленных мест – окрестностям северного городка Лальска. Именно церковь Покрова на Лузе близ Лальска возвышается над низкими хатами вверху картины.
Особенно интересно сравнить картину Прянишникова с очень похожей по сюжету работой ближайшего соратника И. Репина «Крестный ход в Курской губернии». По сравнению с более известной репенской работой, «Крестный ход» Прянишникова лишён острого социального конфликта, картина более спокойна и созерцательна. Рассматривая картину, можно уловить динамичное движение – кажется, вот-вот вся это многочисленная шумная масса людей прошествует мимо зрителя, устремляясь за большим крестом и иконами. Художники передвижники


Крестный ход на водоосвящение в деревне.
Трутнев Иван Петрович (1827 - 1912). 1858 г. Холст, масло. 96 x 138.
Национальный художественный музей Республики Беларусь, Минск


Водосвятие.
Левитан Исаак Ильич (1860 - 1900). 1893 г. Холст, уголь.


Натюрморт с медовыми сотами в вазе.
Торопов Фома Гаврилович (1821 - 1898). 1864 г. Холст, масло. 53 x 53.
Национальный музей Чеченской Республики, Грозный


Соты. Этюд для картины «Праздник урожая».
Сычков Федот Васильевич (1870—1958). 1939 г. Холст, масло, 46 х 50.
Мордовский республиканский музей изобразительных искусств имени С.Д. Эрьзи


На пасеке.
Маковский, Александр Владимирович (1869-1924). 1916 г.


Пчеловод.
Колесников (Одесский), Степан Федорович (1879-1955). Картон, гуашь, 37 х 28.
Частная коллекция


Пасека.
Маковский, Николай Егорович (1841 - 1886). 1882 г. Холст, масло. 71 x 52.
Харьковский художественный музей, Украина


Пасека.
Левитан, Исаак Ильич (1860 - 1900). 1887 г. Холст на картоне, масло. 22 x 31.
Этюд для картины "Разлив на Суре" (1887, частное собрание, Москва)
Государственная Третьяковская галерея, Москва. Инв. номер: 9116


Пасека.
Левитан Исаак Ильич (1860 - 1900). 1887 г. Холст, масло. 20 x 30.
Этюд, использованный художником при написании картины «Разлив на Суре»
Киевский национальный музей русского искусства, Украина


Пейзаж с ульями (Пасека).
Левитан Исаак Ильич (1860 - 1900). 1887 г. Картон, масло. 16 x 23.
Этюд для картины "Разлив на Суре" (1887, частное собрание)
Нижегородский государственный художественный музей


Пчельник.
Левитан Исаак Ильич (1860 - 1900). 1880-е. Холст, масло. 24 x 32.
Частное собрание


Пасека.
Левитан Исаак Ильич (1860 - 1900). 1880-е. Холст, масло. 20 x 31.
Омский областной музей изобразительных искусств им. М.А.Врубеля


Ульи.
Левитан Исаак Ильич (1860 - 1900). Конец 1880-х. Картон, масло. 20 x 30.
Этюд.
Государственная Третьяковская галерея, Москва. Инв. номер: Ж-1160


Пасека.
Левитан И. И. Вторая половина 1880-х. Папье-пелле, акварель, графитный карандаш, белила, 22,5 х 34,3.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург. Инв. номер Р-56717.
Пасека.

К этому мотиву Левитан обращался неоднократно. 1877 годом датирован пейзаж "Летний день. Пчельник". В ГТГ хранится картина 1880-х годов "Ульи" с дарственной надписью художника 1887 года. И каждая из этих композиций решена в особом цветовом и композиционном ключе. "Пасека" из собрания ГРМ по плотности красочного слоя тяготеет скорее к живописным работам художника. Композиция в приглушенной серо-зеленой гамме с единственным ярким пятном - оранжевым диском восходящей луны - удивительна по изысканности колористического решения и тонкости настроения. В передаче переходного "сумеречного" состояния природы она сродни таким поздним картинам Левитана, как "Стога. Сумерки" и "Сумерки".

Про пчел

Сладок мед, ужасно сладок!
Ложку всю оближешь вмиг…
Слаще дыни и помадок,
Слаще фиников и фиг!
Есть в саду пчелиный домик
– Ульем все его зовут.
– Кто живет в нем? Сладкий гномик? –
Пчелы, милый, в нем живут.
Там узорчатые соты,
В клетках – мед, пчелиный труд…
Тесно, жарко… Тьма работы:
Липнут лапки, крылья жмут…
Там пчелиная царица
Яйца белые кладет.
Перед ней всегда толпится
Умных нянек хоровод…
В суете неутомимой
Копошатся тут и там:
Накорми ее да вымой,
Сделай кашку червякам.
Перед ульем на дощечке
Вечно стража на часах,
Чтобы шмель через крылечко
Не забрался впопыхах.
А вокруг ковром пушистым
Колыхаются цветы:
Лютик, клевер, тмин сквозистый,
Дождь куриной слепоты…
Пчелы все их облетают –
Те годятся, эти – нет.
Быстро в чашечки ныряют
И с добычей вновь на свет…
Будет день – придет старушка,
Тихо улей обойдет,
Подымит на пчел гнилушкой
И прозрачный мед сберет…
Хватит всем – и нам и пчелам…
Положи на язычок:
Станешь вдруг, как чиж, веселым
И здоровым, как бычок!

Саша Черный 


Пасечник.
Богатов Николай Алексеевич (1854 - 1935). 1875 г. Холст, масло. 50 x 73.
Тюменский областной музей изобразительных искусств


Пасечник.
Крамской Иван Николаевич (1837 - 1887). 1872 г. Холст, масло. 63 x 49.
Государственная Третьяковская галерея, Москва


Пасека в лесу.
Шишкин Иван Иванович (1832 - 1898). 1876 г. Холст, масло. 80 x 64.
Новгородский государственный объединенный музей-заповедник


Пасека.
Шишкин Иван Иванович (1832 - 1898). 1882 г. Холст, масло. 63 x 46.
Государственная Третьяковская галерея, Москва. Инв. номер: 839 

***


Пчельник.
Шильдер Андрей Николаевич (1861 - 1919). 1894 г. Холст, масло. 33 x 53.
Нижегородский государственный художественный музей


Пасека.
Бровар Яков Иванович (1864 – 1941). 1908 г.


Вечер. Пасека.
Райлян Фома Родионович (1870-1930). 1898 г. Холст, масло, 92,8 х 138.
Частное собрание


Пасека.
Васильев Федор Александрович (1850-1873). Акварель, бумага. Эскиз.


Пасека.
Сергеев Николай Александрович (1855 - 1919). 1885 г. Холст, масло. 111 x 196 см
Национальный художественный музей Украины, Киев. Инв. номер: Ж-121


Пасека.
Серебрякова Зинаида Евгеньевна (1884 - 1967). 1900 г. Бумага, акварель, карандаш. 23 x 31.
Частное собрание

Тэги: изобразительное искусство

Пред. Оглавление раздела След.
В основное меню