RSS
Написать
Карта сайта
Eng

Анонсы

27 февраля

Лекция «Церковь Сан-Витале», Москва

27 февраля

Лекция (с онлайн-трансляцией) «Неопримитивизм. Религиозные композиции Н. Гончаровой. 1909–1911», Москва

28 февраля

Лекция (с онлайн-трансляцией) «Предания Ветхого Завета», Москва

4 марта

Лекция (с онлайн-трансляцией) «Искусство монастырей Египта», Москва

6 марта

Лекция (с онлайн-трансляцией) «Мистические образы войны», Москва

11 марта

Лекция (с онлайн-трансляцией) «Монастырь Св. Екатерины на Синае. Коллекции икон и рукописей», Москва

13 марта

Лекция «Рукописная книга Нового времени», Москва

13 марта

Лекция (с онлайн-трансляцией) «Традиции средневековых мистерий и эскизы Наталии Гончаровой к балету «Литургия». 1915–1916», Москва

14 марта

Лекция (с онлайн-трансляцией) «История Девы Марии», Москва

18 марта

Лекция (с онлайн-трансляцией) «Искусство христианской Эфиопии», Москва

20 марта

Лекция «Базилика Сант-Аполлинаре-ин-Классе», Москва

20 марта

Лекция (с онлайн-трансляцией) «Авангард и церковное искусство. Эскизы Наталии Гончаровой к храмовым росписям», Москва

25 марта

Лекция (с онлайн-трансляцией) «"Небесные монастыри" Метеоры. Византийские памятники Греции», Москва

27 марта

Лекция (с онлайн-трансляцией) «Иллюстрации к Библии. ХХ век. Н. Гончарова, М. Шагал, С. Дали и другие», Москва

27 марта

Лекция «Русские иконы на Христианском Востоке», Москва

28 марта

Лекция (с онлайн-трансляцией) «Земная жизнь Христа», Москва

Россия на карте Востока

Летопись

27 февраля 1864 МИД выпустил инструкцию для начальника Русской духовной миссии в Иерусалиме архим. Леониду (Кавелину), в которой разграничивались функции РДМ с консульством и Палестинским комитетом

28 февраля 1889 В.Н. Хитрово назначен секретарем ИППО

28 февраля 1918 А.А. Дмитриевский сообщил акад. Ф.И. Успенскому об избрании его пожизненным действительным членом ИППО

Соцсети


Страстной цикл в русской живописи


Страстной цикл — это цикл сюжетов, основанный на заключительных частях Евангелий, повествующих о последних днях земной жизни Иисуса Христа, Его жертвенной смерти и страданиях (страстях) на кресте: от Тайной вечери с учениками до “Положения во гроб” и Воскресения. В этом цикле можно выделить такие сюжеты, как «Моление о чаше», «Суд Пилата», «Поругание Христа», «Бичевание Христа», «Несение креста», «Распятие», «Положение во гроб». 

После Тайной вечери Христос удалился в масличную рощу (Гефсиманский сад) и молил Отца: “Отче Мой! Если возможно, да минует Меня чаша сия” (Мф. 26:39). Этот эпизод называют “Моление о чаше”. Рядом с Христом показывают трех бывших с Ним в саду уснувших учеников: Петра, Иакова и Иоанна.

Самые драматичные события в Страстном цикле начались после ареста Христа. В этом временном отрезке выделяются такие эпизоды, как «Суд», «Несение креста», «Распятие», «Снятие с креста», «Положение во гроб». 

При этом в сюжете «Суд» есть своя последовательность событий. Шесть допросов и судов над Иисусом Христом совершили: Анна (Иоанн, 18:12–13, 19-24), Каиафа (Матфей, 26:57-68), синедрион (Матфей, 27:1-2), Пилат (Иоанн, 18:28-38), Ирод (Лука, 23:6-12), Пилат (Иоанн, 18:39–19:6).

В XIII—XIV вв. в византийском и сербско-моравском искусстве формировалась иконография “Поругание Христа”. Согласно евангельским текстам, Христа после ареста привели к первосвященнику Каиафе, а затем на суд прокуратора Иудеи Понтия Пилата. Римский прокуратор убедился в ложности обвинений, но возбужденная толпа требовала казни. Воины отвели Христа в преторию и, издеваясь, нарядили шутовским “царем иудейским”. Надели на Него багряницу, возложили на голову терновый венец и дали ему в руку трость; насмехались над Ним, говоря: “Радуйся, Царь Иудейский!” (издевательство над верой в пророчества о грядущем царе израильском и освобождении угнетенного народа). На мозаиках, фресках и иконах изображают сидящего на троне Пилата (рядом с ним первосвященники Каиафа и Анна, что не соответствует тексту Евангелий). Пилат, желая избежать смертной казни, умыл руки перед народом (символ невинности) и велел наказать Христа плетьми. Эта сцена называется “Бичевание Христа”.

Затем следуют эпизоды: “Несение креста”, Распятие, “Положение во гроб”. 

В сюжете «Несение креста» или «Крестный путь» католическая традиция выделяет 14 стоянок, но в Православной Церкви такого деления нет, и существует другое понимание Крестного пути.

Изображение страдающего Спасителя в терновом венце со сложенными на груди руками либо с раскрытыми ладонями, демонстрирующего раны от гвоздей, в древнерусском искусстве называется “Муж скорбей” (см. также “Не рыдай Мене, Мати”; “Святые жены у гроба Господня”). 

В предлагаемой ниже подборке произведений русской живописи по теме страстных страданий Христа собраны репродукции картин русских художников, которые привносили свой взгляд в художественную трактовку событий, начавшихся после ареста Иисуса Христа. Каждый мастер осмысливал символическую составляющую искупительной жертвы Спасителя по-своему: кто-то с глубоко религиозных позиций, кто-то на уровне мировоззренческой философии. В этой подборке представлены также варианты росписей известных соборов Российской империи и произведения художников 17–20 вв., выполненные в различных стилях. Репродукции собраны по нижеследующим сюжетам.

Отражение Страстного цикла в русской литературе см. События Страстной недели в русской поэзии и прозе 

События Страстной седмицы в живописи:

Тэги: Евангелие в живописи, страсти Христовы, живопись

Пред. Оглавление раздела След.
В основное меню