RSS
Написать
Карта сайта
Eng

Россия на карте Востока

Летопись

19 июня 1889 преставился русский игумен Пантелеимоновой обители на Афоне Макарий (Сушкин), почетный член ИППО

20 июня 1591 митр. Тырновский Дионисий вручил в Москве царю Федору Иоанновичу грамоту об учреждении Московского Патриархата с 106 подписями глав и представителей Константинопольского, Иерусалимского и Антиохийского патриархатов

20 июня 1859 путешествующий по Востоку архим. Порфирий (Успенский) прибыл в монастырь Дохиар на Афоне

Соцсети


Святой Николай Чудотворец в русской живописи

Святой Николай Чудотворец, архиепископ Мир Ликийских (около 270–около 345), особо любим русским народом. Он почитается как заступник за всех страждущих, угнетенных, несправедливо осужденных, как небесный покровитель путешественников и мореплавателей. Со времен Крещения Руси ему посвящено множество храмов и икон. Свое место образ святителя нашел и в русской живописи.


Святой Никола Чудотворец.
Павловец Никита Иванович («жалованный иконописец» Московской Оружейной палаты).1659 г. Дерево, левкас, темпера, ткань. 35,5 х 28.


Святой Николай Чудотворец.
Шебуев Василий Козьмич. Холст, масло, 59,5 х 46,5 см
Нижегородский государственный художественный музей


Николай Чудотворец.
Шебуев Василий Козьмич. 1809 г. Холст, масло, 55х56.
Государственный Русский музей

* * *


Николай Мирликийский избавляет от смерти трех невинно осужденных.
Илья Ефимович Репин. 1888 г. Холст, масло. 215 x 196 см
Государственный Русский музей, С.-Петербург
Инв. Ж-4001


Николай Мирликийский избавляет от казни трех невинно осужденных.
Илья Ефимович Репин. 1890 г. Холст, масло. 215 x 198 см
Вариант одноименной картины (1888 г., ГРМ)
Киевский национальный музей русского искусства, Украина
Инв. номер: Ж-143


Николай Мирликийский избавляет от смертной казни трех невинно осужденных.
Илья Ефимович Репин. 1890 г. Бумага на холсте, масло. 126 x 98 см
Харьковский художественный музей, Украина

Сюжет картины связан с одним из деяний святого Николая Чудотворца. Будучи в отъезде, Николай Мирликийский узнал о том, что мирский градоначальник Евстафий осудил на казнь трёх невинных людей, подкупленный их недоброжелателями. Желая пресечь несправедливость, Николай спешно возвратился в Миры и достиг Диоскурова поля, где должна была совершиться казнь, как раз в тот момент, когда палач был уже готов приступить к исполнению приговора. Византийский писатель X века Симеон Метафраст так описывал эту историю в «Жизни и деяниях Святого отца нашего Николая Чудотворца»: «Когда святой это увидел и обратил взор на печальное зрелище, то, уравновесив суровость мягкостью, не сказал ни дерзкого, ни резкого слова, но и не выказал никакой опаски или робости; сколько доставало сил он побежал к палачу, смело выхватил из его рук меч, и, ничего не страшась, бросил на землю, и осуждённых освободил от их оков. Никто не воспрепятствовал его самовластному поступку…». Именно этот момент, когда Николай Чудотворец останавливает меч палача, занесённый над первым из осуждённых, и был изображён художником.

При создании образа Николая Чудотворца художник ориентировался на старинные иконы, добавив исторически достоверные детали, которые придавали ей особую реалистичность, например, тщательно выписанная туника осужденного, штандарт легиона в толпе. Натурщиками для полотна Репина были известные деятели культуры того времени. Самого святого художник частично списал с поэта Аполлона Майкова; палача — с художника Николая Кузнецова; для коленопреклоненной фигуры позировал писатель Иероним Ясинский, а для юноши в розовом — Дмитрий Мережковский.

По словам художника, заказчицей образа Николая Чудотворца была игуменья Николаевского женского монастыря в селе Стрелечьем Харьковского уезда, куда он приезжал, чтобы навестить свою двоюродную сестру, которая была там монахиней. Сначала Репин сделал карандашный набросок в стиле иконописи, но постепенно увлёкся этой темой и через 4 года написал большую картину, а для монастыря собирался сделать её повторение. В 1889 году картина экспонировалась на 17-й выставке Товарищества «передвижников» в Петербурге, где ее приобрел император Александра III. В 1897 году картина была передана из Зимнего дворца в создаваемый в то время Русский музей императора Александра III (ныне — Государственный Русский музей), где она и находится до сих пор.

В 1890 году Репин написал два одноимённых повторения этой картины, на которых Николай Чудотворец, не дотрагиваясь до меча, как бы останавливает палача взглядом. Один вариант художник пожертвовал для выставки в пользу голодающих крестьян, проводившейся в Москве в 1891 году. Картина была приобретёна Фёдором Терещенко, и впоследствии вместе с другими произведениями коллекции Терещенко стала частью собрания Киевского музея русского искусства. Эскиз к этому повторению хранится в Государственном Русском музее (холст, масло, картон, 34,2 × 28,7 см, около 1889, инв. Ж-7907). Второй уменьшенный вариант картины был написан для Николаевского женского монастыря в селе Стрелечьем (бумага на холсте, масло, 126 × 98 см). После закрытия монастыря в 1930 году иконы и картины разобрали местные жители. В настоящее время вариант, написанный для монастыря, находится в Харьковском художественном музее.

* * *


Царица Александра и святитель Николай Чудотворец.
Нестеров Михаил Васильевич. 1897 г. Холст, масло. 154 x 69 см
Башкирский государственный художественный музей им. М.В.Нестерова, Уфа


Святитель Николай Мирликийский.
Нестеров Михаил Васильевич. 1902-03 гг.
Фрагмент росписи абсиды церкви во имя благоверного князя Александра Невского


Святитель Николай.
Михаил Васильевич Нестеров. 1913-1914 гг. Картон, гуашь. 21 x 9 см.
Эскиз образа иконостаса Троицкого собора в Сумах.
Государственная Третьяковская галерея, Москва


Николай Чудотворец.
Мозаика мастерской братьев Фроловых по эскизу Н.К.Бодаревского
Спас на крови, Петербург 


Икона Николы с верховья реки Пинеги.
Верещагин Василий Васильевич.1894 г. Холст, масло. 27,9 x 21,1.
Государственная Третьяковская галерея


Святой Николай Мирликийский с ангелами.
Брюллов Карл Павлович. Между 1843-1847 гг. Холст, масло, 45,2х37,5.
Эскиз группы для композиции центрального купола Исаакиевского собора.
Государственный Русский музей


Святой Николай Мирликийский с ангелами.
Брюллов Карл Павлович. Между 1843-1847 Холст, масло, 1380х1026.
Эскиз группы для композиции центрального купола Исаакиевского собора.
Государственный Русский музей


Николай Чудотворец.
Нефф Тимофей Андреевич. Между 1847 и 1850 гг. Холст, масло 489х212,5.
Государственный Русский музей


Святой Николай Чудотворец.
Марков Алексей Тарасович . 1849 г. Холст, масло 212х89.
Государственный Русский музей


Святой Никола.
Рерих, Николай Константинович (1874 - 1947). 1916 г. Картон, темпера. 70 x 105.
Киевский национальный музей русского искусства, Украина

Тэги: живопись, св.Николай Чудотворец, Нестеров М.В., Шебуев В.К., Репин И.Е., Верещагин В.В., Брюллов К.П., Рерих Н.К.

Ещё по теме:

Пред. Оглавление раздела След.
В основное меню