RSS
Написать
Карта сайта
Eng

Анонсы

4 марта

Лекция (с онлайн-трансляцией) «Искусство монастырей Египта», Москва

4 марта

Лекция (с онлайн-трансляцией) «Михаил Нестеров», Москва

6 марта

Лекция (с онлайн-трансляцией) «Мистические образы войны», Москва

11 марта

Лекция (с онлайн-трансляцией) «Монастырь Св. Екатерины на Синае. Коллекции икон и рукописей», Москва

13 марта

Лекция «Рукописная книга Нового времени», Москва

13 марта

Лекция (с онлайн-трансляцией) «Традиции средневековых мистерий и эскизы Наталии Гончаровой к балету «Литургия». 1915–1916», Москва

14 марта

Лекция (с онлайн-трансляцией) «История Девы Марии», Москва

18 марта

Лекция (с онлайн-трансляцией) «Искусство христианской Эфиопии», Москва

20 марта

Лекция «Базилика Сант-Аполлинаре-ин-Классе», Москва

20 марта

Лекция (с онлайн-трансляцией) «Авангард и церковное искусство. Эскизы Наталии Гончаровой к храмовым росписям», Москва

25 марта

Лекция (с онлайн-трансляцией) «"Небесные монастыри" Метеоры. Византийские памятники Греции», Москва

27 марта

Лекция (с онлайн-трансляцией) «Иллюстрации к Библии. ХХ век. Н. Гончарова, М. Шагал, С. Дали и другие», Москва

27 марта

Лекция «Русские иконы на Христианском Востоке», Москва

28 марта

Лекция (с онлайн-трансляцией) «Земная жизнь Христа», Москва

Россия на карте Востока

Летопись

7 марта 1883 в Иерусалиме для археологических раскопок начата расчистка на месте будущего Александровского подворья ИППО

7 марта 1885 К.П. Победоносцев сообщил Совету ИППО о высочайшем утверждении поправок в устав об открытии отделов ИППО

7 марта 1901 Совет ИППО поручил своему уполномоченному П.П. Николаевскому подписать контракт с инженером Г. Шумахером о сооружении в Назарете подворья ИППО, названного впоследствии Сергиевским

Соцсети


Калики перехожие в русской живописи

Каликами перехожими изначально на Руси называли паломников на Святую Землю. Они могли не раз посетить Святую Землю и поклониться Гробу Господню. Вернувшись на Русь они рассказывали о виденном и пережитом, исполняя духовные стихи, былины, баллады. Их с удовольствием привечали и собирались всем селом в какой-нибудь избе, чтобы послушать их сказания и песни. Если сначала калики были людьми самими разными, даже из богатырей, то позднее, это часто были увечные или слепцы, что более символично - духовные люди, которые не видят земной мир, зато видят горний. Постепенно произошла трансформация понятия "калики-паломники" в "калики-нищие", которые зарабатывали себе на жизнь пением духовных стихов.

Духовные стихи вошли в творческий багаж народных сказителей. Выходцы из крестьянской среды они знали много былин, духовных стихов, местных рассказов о старине, сказок, народных поэм и комедий, сочиняли песни и сами. Соберутся, например, всем селом вязать сети, придут и сказители, исполнят духовные песни о подвигах богатырей, о заморских странах, о Святой Земле.


Поющие слепцы.
Ерменев Иван Алексеевич (1746 - 1792). 1764-1765 гг. Бумага, акварель, тушь, кисть, перо. 36x37.
Из серии "Нищие"
Государственный Русский музей, С.-Петербург


Калики перехожие.
Прянишников И.М. 1870 г. Холст, масло. 70х101.
Третьяковская галерея, Москва


Нищие странники.
П. П. Соколов (1821-1899). 1872 г.
Государственный Русский музей


Слепцы (Слепые калики под Киевом).
Ярошенко Николай Александрович. 1879 г. Холст, масло 95х140.
Самарский областной художественный музей Самара

Через год после «Заключенного» и «Кочегара» Ярошенко показал картину «Слепые калеки под Киевом».
Вьется в высокой траве истоптанная тропка, луч заходящего солнца вырвался из-за облаков, позолотил широкие воды Днепра, густым пятном упал на траву; из города один за другим бредут на ночлег в недальнее село нищие-слепцы. Впереди мальчик-поводырь, за ним два мужика, чуть поодаль (как бы разрывая цепочку на две части) старик — очень хорошо передана его настороженная поступь, женщина с ребенком и юноша. На переднем плане картины сумерки, тень, нищие переходят из дня в ночь, но мир для них не делится на свет и тьму — их жизнь беспросветна, в прямом смысле и переносном…
Лето 1878 года Ярошенко провел в Киеве. Там он начал две картины — «Слепые» и «У монастыря» («Нищие в Киево-Печерской лавре»): вдоль деревянных мостков, по которым спускаются к монастырю богомольцы, — бесчисленные нищие на коленях или сидящие на земле.
Предполагают, что эта картина задумана как своеобразное продолжение «Слепых». Но так же допустимо, что она предшествовала «Слепым», была семечком, из которого они выросли. Она могла остаться неоконченной потому, что замысел «Слепых» победил, вытеснил из воображения художника первоначальный замысел.
Картина «У монастыря» острее, явственнее «Слепых»: нищие у врат едва ли не райской обители, где каждому должны быть дарованы блага и радости; бедные богомольцы и богомолки шарят в карманах, ища посильное подаяние («лепта вдовицы»), а сытый и довольный монах предусмотрительно обходит нищих стороною…
Но все это уже пройдено русской живописью, все это — шестидесятническое, перовское, впервые открытое «Чаепитием в Мытищах». Замысел «Слепых» потерял откровенную остроту, но в чем-то стал глубже, значительнее. Прекрасная природа, величественная, спокойная — могучая река, свободно несущая свои воды, бескрайние просторы дальнего, низкого берега, тихие облака над водой, плавные очертания холмов, трава, уже замершая к ночи, ласковый вечерний луч солнца — и слепцы: мужчины, старик, женщина с ребенком, подросток, — те, кто вступает в жизнь, и живущие, и прожившие ее в темноте; луч света выхватил из группы идущих женщину с ребенком — ребенка на руках у слепой… Надежда? Или заведомо горестное провидение будущего?.. Владимир Порудоминский "Ярошенко".


Нищие певцы (Богомольцы).
В.М. Васнецов. 1873 г. Xолст, масло. 100,5х163.
Кировский областной художественный музей им. А. М. Горького

Первая картина, написанная Васнецовым в Петербурге, была "Нищие-певцы (Богомольцы)", которую начал писать еще в Рябове. В 1873 году Васнецов представил ее на постоянной выставке Общества поощрения художников. Сюжет ее предельно прост: у ограды монастыря собралась толпа богомольцев, чтобы послушать нищих певцов — слепых старика и юношу, которые, усевшись на землю, поют какую-то протяжную, жалобную песню. И.Е. Репин, увидев эту работу на выставке, в письме о работе своего друга отозвался так: «Картинка его очень свежа по колориту (у нас редкость) и сильная вещица в общем». В одном из журналов появилась рецензия, в которой отмечалась способность Васнецова «схватывать народные типы». Источник: http://www.tphv-history.ru/books/evstratova-vasnetsov12.html


Сказитель былин Никита Богданов.
Поленов Василий Дмитриевич (1844-1927). 1876 г. Холст, масло, 69x43.
Государственная Третьяковская галерея, Москва


Сказитель Василий Петрович Щеголенок (Щеголенков).
Поленов Василий Дмитриевич (1844 - 1927). 1879 г. Бумага, карандаш, 21x14.
Государственный историко-художественный и литературный музей-заповедник "Абрамцево", Московская обл.


Слепой гусляр, поющий старинку.
Рябушкин, Андрей Петрович (1861 - 1904). 1887 г. Холст, масло. 102 x 71 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва
Инв. номер: Ж-1492

Тэги: традиции паломничества, живопись, Васнецов В.М., Ярошенко Н.Я., духовные стихи, Рябушкин А.П.

Ещё по теме:

Пред. Оглавление раздела След.
В основное меню