RSS
Написать
Карта сайта
Eng

Анонсы

23 марта

Лекция «Прощеное воскресение. Изгнание Адама из Рая», Москва

30 марта

Лекция «Образ святого Димитрия Солунского в византийском и древнерусском искусстве», Москва

30 марта

Лекция «Неделя Торжества Православия», Москва

31 марта

Лекция «Земная жизнь Христа», Москва

3 апреля

Лекция «Закат Древней Руси и образ Христа», Москва

6 апреля

Лекция «Святые Великого поста», Москва

13 апреля

Лекция «Середина Великого поста – Крестопоклонная неделя», Москва

13-15 апреля

55-й весенний симпозиум по византийским исследованиям, тема «Правосудие в Византии», Великобритания

14 апреля

Лекция «События Страстной недели», Москва

20 апреля

Онлайн-конференция «Священные дни в раннем и средневековом христианстве», Крит

28 апреля

Лекция «Воскресение и Страшный суд», Москва

18 мая

Лекция «Салоники – город византийских храмов», Москва

3-4 июня

Конференция «Князья, иерархи и люди Древней Руси между властью, повседневностью и храмом», Санкт-Петербург

Россия на карте Востока

Летопись

19 марта 1884 на общем собрании ИППО казначеем назначен С.Д. Лермонтов

19 марта 1894 в Иерусалиме составлено духовное завещание начальника Русской Духовной Миссии архим. Антонина (Капустина)

19 марта 1895 в Смоленске открыт отдел ИППО

Соцсети


Спас Нерукотворный - ореховый Спас, хлебный Спас - 29 августа

Третий по счету в августе праздник Спаса посвящён воспоминанием перенесения Едессы в Константинополь Нерукотворного образа Спасителя и приходящийся на 16 (29) августа.

Спас Нерукотворный - образ Спасителя, чудесно отпечатавшийся на плате, которым Христос вытер свой лик.

Согласно Преданию, изложенному в Четьи Минее, Авгарь V Ухама, больной проказой, послал ко Христу своего архивария Ханнана (Ананию) с письмом, в котором просил Христа прийти в Едессу и исцелить его. Ханнан был художником, и Авгарь поручил ему, если Спаситель не сможет прийти, написать Его образ и принести ему. Ханнан застал Христа окруженным густой толпой и встал на камень, чтобы изобразить Спасителя. Увидев это, Христос вытер Свой лик платом, и на нем отпечатался Его образ. Получив плат, Авгарь исцелился, принял христианство и поместил Нерукотворный образ в нише над городскими воротами вместо находившегося там идола.

Один из правнуков Авгаря, правивший Едессой, впал в идолопоклонство и хотел уничтожить Нерукотворный образ. Тогда епископ города замуровал икону в городской стене с зажженной перед ней лампадой. Со временем место это было забыто. Образ был снова обретен, когда Едессу осадил персидский царь Хозрой I в 544 или 545 году. Положение города казалось безнадежным, тогда епископу Евлавию явилась Пресвятая Богородица и повелела достать из замурованной ниши Образ, который спасет город от неприятеля. После совершения крестного хода с Нерукотворным образом по стенам города персидское войско отступило.

Спустя 85 лет Едесса оказалась под игом арабов. Однако они не чинили препятствий христианам, поклонявшимся Нерукотворному Спасу. К тому времени слава о Божественном Лике на убрусе распространилась по всему Востоку.

Наконец, в 944-м император Константин Багрянородный захотел, чтобы необычная икона хранилась отныне в Царьграде – тогдашней столице Византии. Он выкупил святыню у эмира, властвовавшего на тот момент в Едессе. И Нерукотворный Образ, и письмо, адресованное Авгарю Иисусом, были перенесены с почестями в Константинополь. 16(29) августа святыню поместили в Фаросскую церковь Пресвятой Богородицы. Впоследствии следы святыни затерялись.

В иконописи Нерукотворный образ всегда был одним из самых почитаемых и популярных. Его изображали и на ткани (убрусе), и на чрепии (черепице), и на золотом фоне. Многие изображения Нерукотворного Лика почитались чудотворными.

В народном календаре этот день получил названия хлебный Спас, ореховый Спас, полотняный или холщовый Спас. В этот день выпекали хлеб из зерна нового урожая. Также было принято торговать холстами, полотнами. К этому времени созревают лесные орехи (лещина), и с третьего Спаса начиналась их заготовка.


Образ Спаса Нерукотворенного Убруса; письма Симона Ушакова.
Лицевой иконописный подлинник Кондакова


Спас Нерукотворный.
Ушаков Симон Федорович. 1661 (ош. 1658) г. Дерево, темпера, 55 × 48 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия. Инв. 28601


Спас Нерукотворный (после раскрытия).
Ушаков Симон Федорович. 1661 (ош. 1658) г. Дерево, темпера.
Государственная Третьяковская галерея, Москва

Икона Симона Ушакова "Спас Нерукотворный" происходит из церкви Троицы в Никитниках в Москве (построена и расписана в 1628–1653 годах). В нижней части иконы, под платом, сохранилась надпись: "Писал государев иконописец в лето [7166(1658)] Симон Федоров Ушаков". Как оказалось, неверная. До последнего времени икона Спаса из церкви Троицы в Никитниках находилась под частичной записью XVIII–XIX веков, однако к выставке иконописца в 2015 году она была раскрыта, причем в процессе раскрытия удалось обнаружить фрагменты оригинальной авторской надписи с датой: 1661 год (а не 1658-й, который читался в надписи XIX века).


Спас Нерукотворный.
Ушаков Симон Федорович (иконописная мастерская Оружейной палаты Московского Кремля). Конец 1660-х — начало 1670-х. Дерево, левкас, темпера. 47.5 × 39.5 см.
Государственный исторический музей, Москва, Россия. Инв. 68964, И VIII 4421/1-2

Из Троицкого собора Успенского монастыря в Александровской слободе.


Спас Нерукотворный.
Ушаков Симон Федорович (?) (иконописная мастерская Оружейной палаты). 1670-е гг. Дерево, левкас, темпера, 41.3 × 34.7 см
Собрание В. В. Бардзимашвили, Россия


Спас Нерукотворный. (из ризницы Троице-Сергиевой лавры).
Ушаков Симон Федорович. 1673 г. 32 × 27 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва Инв. ДР-1059 / П. 4683
Икона тоже была расчищена к выставке 2015 года от слоя потемневшей олифы.


Спас Нерукотворный.
Ушаков Симон (Пимен). Иконописная мастерская Оружейной палаты, Москва. 1677  г.
Дерево, две встречные шпонки (одна утрачена), паволока, левкас, темпера. 37,5 × 32,5 × 3,5.
Внизу на фоне надпись: «7185 (1677) году писал зограф Пиминъ Федоров по прозванию [...] Ушаков».
Государственный Русский музей. ДРЖ-2152.
Пост. в 1912 из Иосифо-Волоколамского монастыря.
Раскрыта до 1916 года.

Происходит из ризницы Иосифо-Волоколамского монастыря. Имя Симона Ушакова, известного царского жалованного иконописца, тесно связано с деятельностью иконописной мастерской Оружейной палаты, которую он возглавлял с 1664 по 1686 год. Современники высоко ценили произведения мастера. По сохранившимся надписям известно, что ему заказывались иконы, вкладываемые жертвователями в монастыри на помин души по своим умершим родственникам. По-видимому, и икона Русского музея была вложена с той же целью в Иосифо-Волоколамский монастырь неизвестным вкладчиком. В поздних монастырских описях образ Нерукотворного Спаса числится среди предметов монастырской ризницы. (А. Мальцева)


Спас Нерукотворный.
Ушаков Симон Федорович. 1678 г. 53 × 42 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия. Инв. 30531

Одна из самых удивительных икон "Нерукотворного Спаса" написана царским иконописцем Симоном Ушаковым в XVII в. — в то время, когда иконопись в церкви начала сменяться реалистической живописью. Многие современники резко критиковали ее за неканоничность. Образ Спасителя, исполненный Симоном Ушаковым, предельно конкретен. Плат, на котором проступает Лик, написан с иллюзорной осязательностью: объемные складки, узлы в углах, орнамент на ткани — все тщательно выписано. На ткани надпись на греческом языке: "Агиос Мандилион" и ниже: "Святой Убрус" (др.рус. "плат"). Золотой нимб точно повторяет контур головы Христа, как бы подчеркивая естественность свечения. Волосы, тщательно причесанные и слегка распушенные, ложатся мягкими прядями симметрично — по две с каждой стороны. Лик написан объемно, со светотеневой моделировкой, сообразуясь с законами освещения, словно свет падает на лицо извне. Анатомически правильное построение Лика Ушаков усиливает тщательно выписанными глазами, с ресницами, темными зрачками и бликами в уголках глаз, что создает эффект влажности. Взгляд спокойный, немного отрешенный, Христос смотрит не прямо, а чуть в сторону. Спаситель на иконе Ушакова очень человечен, Он не грозен, но милостив, в Его мудром спокойном взоре чувствуется внутренняя сила. (Ирина Языкова)

* * *


Спас Нерукотворный (Нерукотворный образ Господень).
Серебряков Осип (Вологда). Последняя треть XVIII в. Дерево, темпера, 37 × 30 см
Частное собрание
Надпись внизу слева и справа:
Писалъ Вологоцкой. Іконопсецъ Ѡсипъ Серебрѧковъ


Спас Нерукотворный.
Боровиковский Владимир Лукич. 1823 г. Дерево, масло. 32 × 23,5.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, инв. ЖБ-238

Из домовой церкви св. Архистратига Михаила Михайловского дворца, Санкт-Петербург


Спас Нерукотворный.
Раев Василий Егорович. Не позднее 1852 г. Холст, масло 58,8х44,5.
Государственная Третьяковская галерея


Спас Нерукотворный.
Бруни Фёдор Антонович. 1856 г. Холст, масло 70х53.
Государственная Третьяковская галерея


Нерукотворный образ.
Суриков Василий Иванович. 1872 г. Холст, масло. 54 x 86.
Академический эскиз.
Государственный Русский музей, С.-Петербург


Нерукотворный Спас.
Васнецов Виктор Михайлович. 1895 г. Холст, масло, 55х42,5.
Саратовский художественный музей имени А. Н. Радищева


Спас Нерукотворный.
Нестеров Михаил Васильевич. 1896 г. Холст, масло, золото. 93 x 151.
Оригинал для мозаики храма Воскресения Христова в Петербурге.
Тверская областная картинная галерея


Спас Нерукотворный.
Мозаика западного фасада храма Воскресения Христова по рисунку М.В. Нестерова


Хоругвь с изображением «Нерукотворного образа».
В.Д. Поленов. 1894 г. Акварель.
Эскиз для хоругви церкви Спаса Нерукотворного в усадьбе Абрамцево

Пред. Оглавление раздела След.
В основное меню