RSS
Написать
Карта сайта
Eng

Россия на карте Востока

Летопись

5 ноября 1687 в Оружейную палату было послано напоминание о поиске в казне подходящего предмета для изготовления для синайского монастыря раки для мощей св. Екатерины

5 ноября 1882 председатель ИППО вел.кн. Сергей Александрович направил рескрипт в МИД с просьбой о разрешении раскопок на русском участке в Иерусалиме на месте будущего Александровского подворья ИППО

6 ноября 1907 в дар ИППО был преподнесен альбом с фотографиями Сергиевого скита ИППО под Калугой

Соцсети


Орудия Страстей Христовых на русских крестах XVII–XIX веков

Темой настоящей работы является анализ изображений Орудий и сцен Страстей Христовых на русских серебряных и металлических крестах второй половины XVII — первой половины XIX века. Именно в это время в русском искусстве подробно разрабатываются иконографические изводы, имеющие связь с историей страданий Спасителя.

Со второй половины XVII века композиции с изображением Орудий Страстей Христовых начинают воспроизводиться на крестах, антиминсах, покровцах, потирах, дароносицах и дарохранительницах, на окладах Евангелий и икон, на самих иконах и гравюрах, позже — на лубочных листах. Но все же, из всех групп вышеперечисленных предметов особо выделяются кресты, на которых помещалось наибольшее количество элементов, символизирующих Страсти Христовы.

Орудия Страстей Христовых встречаются на самых разных видах крестов. Они размещаются на оборотной стороне нательных и наперсных крестов, на крестах напрестольных, осеняльных и водосвятных, и даже на запрестольных или выносных крестах. При анализе столь обширного материала оказывается, что все-таки наиболее часто композиции с Орудиями Страстей размещались на крестах напрестольных.

Из известных нам в настоящее время серебряных напрестольных крестов конца XVII — начала XVIII века наибольший интерес представляют следующие:

Крест 1694 г. — Вклад Антипа Евского в Новодевичий монастырь[1];
Крест 1701 г. — Вклад царицы Марфы Матвеевны в храм Спаса Нерукотворного в ее хоромах[2];
Крест 1714 г. — Вклад в Дмитровский Борисоглебский монастырь[3];
Крест 1718 г. — Вклад крестьянина Игнатия Понкратьева в Псковский Иоанно-Предтеченский женский монастырь[4].



Илл. 1. Крест напрестольный (мощевик)

Центр изготовления: Псков (?). 1718 г.
Серебро, дерево; чеканка, резьба, позолота. 35 × 22 см. Псковский гос. историко-архитектурный и художественный музей-заповедник, Псков, Россия. Инв. 296

Изображение воспроизводится по изданию: Родникова И. С. Напрестольные серебряные кресты из собрания Псковского музея // Ставрографический сборник. Книга II: Крест в Православии. Сб. статей / Сост., науч. ред. и вступит. ст. С. В. Гнутовой. М.: Изд-во Московской Патриархии; Изд-во «Древлехранилище», 2003.

Литература:
Гнутова 1994. Гнутова С. В. Орудия Страстей Христовых на русских крестах XVII–XIX веков // Филевские чтения. Вып. V / Материалы третьей научной конференции по проблемам русской культуры второй половины XVII — начала XVIII веков. — М., 1994. — Стр. 69.
Родникова 2003/1. Родникова И. С. Напрестольные серебряные кресты из собрания Псковского музея // Ставрографический сборник. Книга II: Крест в Православии. Сб. статей / Сост., науч. ред. и вступит. ст. С. В. Гнутовой. — М.: Изд-во Московской Патриархии; Изд-во «Древлехранилище», 2003. — Кат. № 19, стр. 244–247, илл. 6 на вклейке между стр. 216 и 217.

При сравнении этих крестов наиболее детальное воспроизведение Орудий Страстей Господних обнаруживается на псковском кресте 1718 года [илл. 1]. Его подробное описание помещено в описи Псковского Иоанно-Предтеченского монастыря:

«Напрестольный, серебряный, чеканный, с лицевой стороны позлащенный крест; на нем изображены: по средине, Распятие Христово, над коим резныя надписи: «Честныя страсти Господа нашего Иисуса Христа, Руце распростер, народы верных к Себе призывает, в милости спасает»; по сторонам Распятия Божия Матерь и Мария Магдалина, Иоанн Богослов и Логгин сотник, а за ними: гвоздья, молоток и клещи; вверху, Господь Саваоф, от которого исходит Св. Дух, а несколько ниже, нерукотворенный образ Спасителя, поддерживаемый двумя ангелами; внизу Мария Магдалина, придерживающаяся подножия Креста Господня; по сторонам ея два воина, с копием и тростию, а несколько ниже два воина, с надписью: «разделиша ризы Моя себе и о одежди Моей меташа жребий». На другой стороне Креста, местами позлащенной, резныя надписи: «мощи благовернаго князя Гавриила, святыя мученицы Екатерины, преподобнаго отца Сергия, преподобнаго отца Феофана, святаго мученика Евстратия». «178 года марта 28 дня благоверныя государыни царицы Параскевы Феодоровны ей крестьянин Игнатий Понкратьев сын Агупа, по обещанию, построил сей крест благословящей серебреной и позлащен, дарованный на Завеличье во девичей монастырь Иоанна Предтеча при игуменье Евстолии Ладыгиной».

На рукояти креста, внизу, резная подпись: «весом сей крест 136 золотников»[5].

Крест, по всей видимости, псковской работы. Обращают на себя внимание редко встречаемые на других крестах детали: ангелы, которые держат в руках колонну и лестницу, а также помещенные в нижней части рукояти креста перчатка, фонарь, кисть руки и голова плюющего[6].



Илл.2. Богоматерь Знамение. Крещатый покровец. Опис. в прим. [6]

Школа или худ. центр: Москва (Мастерская царевны Софьи Алексеевны). Конец XVII в.
Шелковая ткань, парча, золотные, серебряные и шелковые нити, жемчуг, алмазы, рубины, изумруды, золото, серебро, бахрома. 65 × 65 см

Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия. Инв. ДРТ 323

Изображение воспроизводится по изданию: Древнерусское шитье XV — начала XVIII века в собрании Государственного Русского музея: Каталог выставки / Авт. вступ. ст. и сост. Л. Д. Лихачева. Л., 1980.

Литература:
Древнерусское шитье 1980. Древнерусское шитье XV — начала XVIII века в собрании Государственного Русского музея: Каталог выставки / Авт. вступ. ст. и сост. Л. Д. Лихачева. — Л., 1980. — Кат. № 181, стр. 100–101, илл. на стр. 111.
Плешанова, Лихачева 1985. Плешанова И. И., Лихачева Л. Д. Древнерусское декоративно-прикладное искусство в собрании Государственного Русского музея. — Л., Искусство, 1985. — Кат. № 113, стр. 211, илл. 130–131.
Гнутова 1994. Гнутова С. В. Орудия Страстей Христовых на русских крестах XVII–XIX веков // Филевские чтения. Вып. V / Материалы третьей научной конференции по проблемам русской культуры второй половины XVII — начала XVIII веков. — М., 1994. — Стр. 79, прим. 6.


Значение элементов, символизирующих предметы мучений и Страстей Господних достаточно легко объяснить: некоторые из них прямо обозначены в тексте Евангелия, другие дополнены на основании апокрифических преданий. Так, лестница, молоток и четыре гвоздя — орудия пригвождения; клещи — орудия снятия тела Иисуса Христа с креста; колонна, вервие, бичи и прутья или плеть и розги — орудия поругания: монеты, высыпающиеся из мешочка — символ предательства Иуды; рука или перчатка — символ заушения, голова плюющего — символ поругания; кувшин на поддоне (кунган) либо две руки над сосудом — Пилатово умовение рук; фонарь со свечой внутри — орудие предательства в Гефсиманском саду; меч и ухо — намек на отсечение Петром уха раба первосвященника; бердыши — вооружение воинов, взявших Христа в Гефсиманском саду под стражу; игральные кости — жребий при разделении риз Христовых; петух — символ отречения апостола Петра, он же играет роль в апокрифических рассказах о Тайной Вечере и об Иуде[7].



Илл.3. Крест с Орудиями Страстей
Гильдебрандт Александр Богданов. Центр изготовления: Москва. 1790 г. 36.5 × 22.5 × 2.3 см
Центральный музей древнерусского искусства им. Андрея Рублева, Москва, Россия. Инв. ВХ-1338/1


Крест с Орудиями Страстей.
Гильдебрандт Александр Богданов. 1790 г.
ЦМиАР, ВХ-1338/1

Детали:
A. Сошествие во ад
B. Рождество Христово
C. Богоявление
D. Две мученицы
E. Орудия Страстей Христовых
F. Несение креста
G. Моление о чаше
H. Снятие с креста
I. Апостол Петр с ключами от рая


A. Сошествие во ад
Деталь креста 1790 года (ЦМиАР, ВХ-1338/1)


B. Рождество Христово
Деталь креста 1790 года (ЦМиАР, ВХ-1338/1)



C. Богоявление
Деталь креста 1790 года (ЦМиАР, ВХ-1338/1)


D. Две мученицы
Деталь креста 1790 года (ЦМиАР, ВХ-1338/1)


E. Орудия Страстей Христовых
Деталь креста 1790 года (ЦМиАР, ВХ-1338/1)


F. Несение креста
Деталь креста 1790 года (ЦМиАР, ВХ-1338/1)


G. Моление о чаше
Деталь креста 1790 года (ЦМиАР, ВХ-1338/1)


H. Снятие с креста
Деталь креста 1790 года (ЦМиАР, ВХ-1338/1)


I. Апостол Петр с ключами от рая
Деталь креста 1790 года (ЦМиАР, ВХ-1338/1)

Фотографии и текстовые материалы предоставлены для публикации российским Ставрографическим центром.

Литература:
Гнутова 1994. Гнутова С. В. Орудия Страстей Христовых на русских крестах XVII–XIX веков // Филевские чтения. Вып. V / Материалы третьей научной конференции по проблемам русской культуры второй половины XVII — начала XVIII веков. — М., 1994. — Стр. 70, илл. на стр. 83.


Композиции с Орудиями Страстей Христовых дополняются на русских крестах XVII–XVIII веков сценами из жизни Христа и Страстного цикла. Так, например, на серебряном, чеканном кресте московской работы 1790 года мастера Гильдебрандта [илл. 3] на лицевой стороне размещены изображения Рождества Христова, Богоявления и Воскресения Христа (Сошествие во ад), в нижней части — фигуры двух неизвестных мучениц с крестом и пальмовой ветвью в руках. На оборотной стороне помещены следующие композиции: Моление о чаше, Несение креста, Снятие с креста, внизу — фигура коленопреклоненного апостола Петра с ключами от рая в руках[8].

На серебряном напрестольном кресте второй половины XVIII века из собрания Иркутского объединенного музея можно видеть фигуру апостола Петра на лицевой стороне, непосредственно над Орудиями Страстей Господних[9]. Вверху изображен Господь Саваоф в облаках и Дух Святой в виде голубя, в ветвях креста — поясные фигуры Богоматери и Иоанна Богослова на облаках, руки их сложены молитвенно перед грудью. На оборотной стороне креста — барочный орнамент в виде гирлянд и венков. Сам крест имеет пышные барочные формы с трехлопастным завершением концов, он массивен и тяжеловесен. Близок ему по перегруженности орнаментацией серебряный напрестольный крест московской работы 1762 года, исполненный для Ниловой пустыни[10].

Все рассмотренные выше кресты выполнены в технике чеканки в сочетании с резьбой по серебру. Со второй половины XVIII века данная техника дополнялась часто эмалевыми дробницами, как например, на вологодском кресте 1784 года мастера Ивана Арефьева[11].



Илл. 4. Крест напрестольный (мощевик?)
Фролов Я., Неизвестный мастер с инициалами ВА. Центр изготовления: Москва. 1768 г.
Серебро, дерево; чеканка, золочение, литье. 45 × 29 см
Псковский гос. историко-архитектурный и художественный музей-заповедник, Псков, Россия. Инв. 335

Изображение воспроизводится по изданию: Родникова И. С. Напрестольные серебряные кресты из собрания Псковского музея // Ставрографический сборник. Книга II: Крест в Православии. Сб. статей / Сост., науч. ред. и вступит. ст. С. В. Гнутовой. М.: Изд-во Московской Патриархии; Изд-во «Древлехранилище», 2003.

Литература:
Гнутова 1994. Гнутова С. В. Орудия Страстей Христовых на русских крестах XVII–XIX веков // Филевские чтения. Вып. V / Материалы третьей научной конференции по проблемам русской культуры второй половины XVII — начала XVIII веков. — М., 1994. — Стр. 70, 80, прим. 12.
Родникова 2003/1. Родникова И. С. Напрестольные серебряные кресты из собрания Псковского музея // Ставрографический сборник. Книга II: Крест в Православии. Сб. статей / Сост., науч. ред. и вступит. ст. С. В. Гнутовой. — М.: Изд-во Московской Патриархии; Изд-во «Древлехранилище», 2003. — Кат. № 21, стр. 248–250.




Илл. 5. Крест напрестольный (мощевик?)
Фролов Я. Центр изготовления: Москва. 1781 г.
Серебро, дерево; чеканка, эмаль, золочение. 40.2 × 25 см
Псковский гос. историко-архитектурный и художественный музей-заповедник, Псков, Россия. Инв. 336

Изображение воспроизводится по изданию: Родникова И. С. Напрестольные серебряные кресты из собрания Псковского музея // Ставрографический сборник. Книга II: Крест в Православии. Сб. статей / Сост., науч. ред. и вступит. ст. С. В. Гнутовой. М.: Изд-во Московской Патриархии; Изд-во «Древлехранилище», 2003.

Литература:
Гнутова 1994. Гнутова С. В. Орудия Страстей Христовых на русских крестах XVII–XIX веков // Филевские чтения. Вып. V / Материалы третьей научной конференции по проблемам русской культуры второй половины XVII — начала XVIII веков. — М., 1994. — Стр. 70, 80, прим. 12.
Родникова 2003/1. Родникова И. С. Напрестольные серебряные кресты из собрания Псковского музея // Ставрографический сборник. Книга II: Крест в Православии. Сб. статей / Сост., науч. ред. и вступит. ст. С. В. Гнутовой. — М.: Изд-во Московской Патриархии; Изд-во «Древлехранилище», 2003. — Кат. № 22, стр. 250–251.




Илл. 6. Крест напрестольный (мощевик?)
Неизвестный мастер с инициалами IПМ. Центр изготовления: Москва. Последняя четверть XVIII в.
Серебро, дерево; чеканка, золочение, чернь. 40 × 24 см
Псковский гос. историко-архитектурный и художественный музей-заповедник, Псков, Россия. Инв. 337

Изображение воспроизводится по изданию: Родникова И. С. Напрестольные серебряные кресты из собрания Псковского музея // Ставрографический сборник. Книга II: Крест в Православии. Сб. статей / Сост., науч. ред. и вступит. ст. С. В. Гнутовой. М.: Изд-во Московской Патриархии; Изд-во «Древлехранилище», 2003.

Литература:
Гнутова 1994. Гнутова С. В. Орудия Страстей Христовых на русских крестах XVII–XIX веков // Филевские чтения. Вып. V / Материалы третьей научной конференции по проблемам русской культуры второй половины XVII — начала XVIII веков. — М., 1994. — Стр. 70, 80, прим. 12.
Родникова 2003/1. Родникова И. С. Напрестольные серебряные кресты из собрания Псковского музея // Ставрографический сборник. Книга II: Крест в Православии. Сб. статей / Сост., науч. ред. и вступит. ст. С. В. Гнутовой. — М.: Изд-во Московской Патриархии; Изд-во «Древлехранилище», 2003. — Кат. № 24, стр. 252–253.


Перечислим еще несколько напрестольных серебряных крестов середины — второй половины XVIII века: три из них находятся в собрании Псковского музея-заповедника [илл. 6][12], два — в Сергиево-Посадском музее-заповеднике[13]. Все они были исполнены в Москве. Интересны два практически идентичных креста московского мастера-серебряника Фролова 1768 и 1781 годов [илл. 4, 5] из Псковского музея. Отличие их лишь в том, что крест более поздний украшен эмалью. На этих крестах помимо орудий Страстей изображены сцены Страстного цикла, что сближает их с крестами из Сергиево-Посадского музея, исполненными в первой половине XVIII века.


Илл.7. Крест напрестольный
1755 г. 38.5 × 21 см
 Костромской историко-архитектурный музей-заповедник, Кострома, Россия. Инв. КОК 22228
Ниже см. детали

Фотографии и текстовые материалы предоставлены для публикации российским Ставрографическим центром.
Литература:
Гнутова 1994. Гнутова С. В. Орудия Страстей Христовых на русских крестах XVII–XIX веков // Филевские чтения. Вып. V / Материалы третьей научной конференции по проблемам русской культуры второй половины XVII — начала XVIII веков. — М., 1994. — Стр. 71.



А. Орудия Страстей Христовых


 Орудия Страстей Христовых. Деталь напрестольного креста 1755 года (КОК 22228)


Особый интерес представляют два серебряных креста середины XVIII века из собрания Костромского музея-заповедника. Один из них [илл. 7] имеет надпись на оборотной стороне: «Лета 1755 построен сей животворящий крест Троицы Ипатского монастыря Чудотворца Николая на мирские повсюду собранные деньги»[14]. На лицевой его стороне в нижнем перекрестии помещено поясное изображение св. Николы Чудотворца, что непосредственно связано с вкладной надписью. Среди орудий Страстей, представленных на кресте, обращают на себя внимание несколько деталей: это, прежде всего, три гвоздя вместо четырех, несмотря на то, что Иисус изображен на кресте пригвожденным четырьмя гвоздями; шестигранные игральные кости, а также фонарь, повторяющий форму русских слюдяных выносных фонарей XVII века. Необычным элементом для крестов подобного типа являются криптограммы, впервые появляющиеся на русских крестах в XVI веке. Так, на лицевой стороне по бокам от фигуры Спасителя помещены следующие буквы: МЛ РБ (Место лобное распят бысть), ГГ (гора Голгофа), ГА (глава Адама) и другие.



Илл.8. Крест
Центр изготовления: Кострома. Середина XVIII в. Серебро, золочение, чеканка. 37 × 21.3 × 2.3 см
Костромской историко-архитектурный музей-заповедник, Кострома, Россия
Инв. КОК 17212/42.
См. ниже детали

Фотографии и текстовые материалы предоставлены для публикации российским Ставрографическим центром.
Литература:
Гнутова 1994. Гнутова С. В. Орудия Страстей Христовых на русских крестах XVII–XIX веков // Филевские чтения. Вып. V / Материалы третьей научной конференции по проблемам русской культуры второй половины XVII — начала XVIII веков. — М., 1994. — Стр. 71, илл. на стр. 82.



Крест
Детали:
   А. Ангел с крестом у кладезя
   В. Орудия Страстей Христовых


Ангел с крестом у кладезя.
Деталь креста середины XVIII века (КОК 17212/42).


Орудия Страстей Христовых.
Деталь креста середины XVIII века (КОК 17212/42)


На другом кресте из собрания Костромского музея-заповедника [илл. 8][15] над Орудиями Страстей Христовых на лицевой стороне представлен Ангел, опустивший восьмиконечный крест в кладезь, что может являться наглядной иллюстрацией к тексту Евангелия от Иоанна (гл. 5), читаемого в храме при освящении воды: «Ибо Ангел Господень по временам сходил в купальню и возмущал воду, и кто первый входил в нее по возмущении воды, тот выздоравливал, какою бы ни был одержим болезнью». Таким образом, перед нами водосвятный крест середины XVIII века.



Илл.9. Крест
XIX в. 17.3 × 10.3 × 1.8 см
Центральный музей древнерусского искусства им. Андрея Рублева, Москва, Россия
Инв. КП 3433

Фотографии и текстовые материалы предоставлены для публикации российским Ставрографическим центром.

Литература:
Гнутова 1994. Гнутова С. В. Орудия Страстей Христовых на русских крестах XVII–XIX веков // Филевские чтения. Вып. V / Материалы третьей научной конференции по проблемам русской культуры второй половины XVII — начала XVIII веков. — М., 1994. — Стр. 71, илл. на стр. 84.


В фондах Музея имени Андрея Рублева хранится медный чеканный крест XIX века [илл. 9], оборотная сторона которого полностью занята изображениями орудий Страстей Спасителя, превращенных в изысканный натюрморт[16]. В Музее находятся также несколько меднолитых крестов XIX века, на рукояти которых помещены Орудия Страстей[17], что может свидетельствовать о широкой популярности данного извода на русских памятниках XVIII–XIX веков.

Что же явилось основой, прототипом столь развитой схемы расположения Орудий Страстей Господних на крестах русской работы второй половины XVII–XIX веков? Остановимся вначале на изобразительных источниках данной композиции. Нет сомнений, что в основе ее лежат произведения западного искусства XIV–XVI столетий, в которых усиленно разрабатывались темы, относящиеся к Страстному циклу. Одним из источников иконографии Орудий Страстей на Западе явилась индульгенция, соединенная с 1216 года с молитвой перед образом Спаса Нерукотворного, в которой перечислялись реликвии, связанные с истязаниями Христа[18].

Наиболее ранним из известных памятников с данной символикой является картина мастера Роберто ди Огепесио, написанная им около 1355 года. Она так и называется — «Орудия Страстей Христа». В центре изображен Христос в гробнице, по сторонам — Мария и Иоанн Богослов, на темно-голубом фоне представлены Орудия Страстей и указующие руки[19].

На фреске первой половины XV века Фра Беата Анжелико из монастыря Сан-Марко во Фьезоле представлена композиция «Истязание Христа»[20]. В центре восседающий на троне Спаситель в терновом венце со скипетром и державой в руках. За ним находятся в разных положениях пять кистей рук в жестах заушения и биения, а также голова плюющего в Христа.

Н. В. Покровский в своем исследовании «Евангелие в памятниках иконографии» приводит в пример подобной композиции картину неизвестного художника «Pieta» 1404 года из галереи Уффици, на которой изображены две кисти рук, голова, венок, рука с деньгами, рука с мечом, на котором видно ухо, лобзание Иуды, бюсты апостола Петра и служанки, умываемые руки[21].

С начала XVI века данный сюжет становится особенно популярным среди художников Северного Возрождения. Так, в серии гравюр «Страсти» базельского художника Урса Графа есть лист «Христос с инструментами пыток» 1508 года[22]. В центре изображен Иисус Христос с распростертыми руками. За ним — открытая пустая гробница, на которой ризы Христа и игральные кости (на ней). Над головой Христа — балка (верхняя перекладина) креста, на которой висят розги и плеть. Над балкой слева — 30 сребреников, сложенных в три столбца. Слева от Христа — петух на колонне, обвитой вервием; голова Иуды с мешочком с деньгами на шее; три гвоздя; справа — рука (кисть правой руки), заушившая Господа; бюст (в профиль) плюющего человека, ниже — голова воина. У ног Христа справа — умывальница Пилатова (кувшин на поддоне), у фигуры Иисуса — копие и трость с губкою.

К тому же кругу памятников принадлежит гравюра 1516 года нюрнбергского художника Вольфа Траута «Прощание Христа с матерью»[23]. На ней представлен Христос в терновом венце, справа от него — Богоматерь с мечом в груди, за ней — три гвоздя, копие. На фоне — трехконечный крест с висящими розгами и плетью, трость, колонна.

Западные аналогии рассматриваемому иконографическому изводу можно найти еще в большом количестве, однако необходимо обратиться и к русским изобразительным иконографическим источникам XVII века, оказавшим влияние на сложение иконографической схемы Орудий Страстей Христовых на памятниках прикладного искусства.

Так, одним из ранних примеров появления данной иконографии в русском искусстве может служить икона «Распятие» царского изографа Ивана Максимова, написанная им в 1671 году[24]. На ней представлены следующие Орудия Страстей Господних: слева в глубине — крест восьмиконечный с терновым венцом, гвоздями, губкой и пикой; справа — мраморный столп с орудиями пыток; у ног предстоящих — фонарь, клещи, молоток, мешочек с высыпавшимися монетами, кубок (потир), раскрытая гробница с алой плащаницей, меч, отрубленное ухо, сосуд (кунган) на подносе. Внизу (среди орудий) надпись киноварью: «Орудия Святых страстей Христовых».



Илл.10 Оклад Евангелия

Тереньтьев Дмитрий, Фробос Юрий, Васильев Михаил, Нырин Юрий, Нырин Степан, Голиаш, Креймер Христиан, Семидел Иона

Школа или худ. центр: Москва (Мастерские Московского Кремля). 1678 г. Золото, драгоценные камни; чеканка, эмаль
49 × 29.6 см

Оружейная палата Московского Кремля, Москва, Россия. Инв. КН-26, оп. 10185

Изображение воспроизводится по изданию: Журавлева В. Л., Костина И. Д., Мунтян Т. Н. Искусство русских ювелиров. Девять веков истории. М., ИПЦ «Художник и книга», 2004.

Литература:

    * Писарская, Платонова, Ульянова 1974. Писарская Л. В., Платонова Н. Г., Ульянова Б. Л. Русские эмали XI–XIX вв. — М.: Искусство, 1974. — Стр. 102–107, илл. 55–57.
    * Гнутова 1994. Гнутова С. В. Орудия Страстей Христовых на русских крестах XVII–XIX веков // Филевские чтения. Вып. V / Материалы третьей научной конференции по проблемам русской культуры второй половины XVII — начала XVIII веков. — М., 1994. — Стр. 73.
    * Бобровницкая 2001. Бобровницкая И. А. Русская расписная эмаль конца XVII — начала XVIII века: Каталог. — М., Гос. ист.-культур. музей заповедник «Московский Кремль», 2001. — Стр. 15, илл. 3.
    * Журавлева, Костина, Мунтян 2004. Журавлева В. Л., Костина И. Д., Мунтян Т. Н. Искусство русских ювелиров. Девять веков истории. — М., ИПЦ «Художник и книга», 2004. — Стр. 57, илл. 36.


К последней трети XVII века относятся также два оклада напрестольных Евангелий с подробным изображением Орудий Страстей, исполненные царскими мастерами золотой палаты [илл. 10][25].



Илл. 13. Положение во гроб. Антиминс.
1839 г. Желтый шелк, гравюра на меди (офорт). 59.3 × 52 см
Центральный музей древнерусского искусства им. Андрея Рублева, Москва, Россия. Инв. КП 5054

Изображение воспроизводится по изданию: Духовные светочи России / Портреты, иконы, автографы выдающихся деятелей Русской Церкви конца XVII — начала XX веков. М., МСД, 1999.


Н. В. Покровский в своем исследовании «Евангелие в памятниках иконографии» описывает лист из Сийского иконописного подлинника (л. 212), на котором изображено следующее: «Христос стоит без нимба; в деснице Его четвероконечный крест, к которому, в пункте пресечения балок, прикреплен терновый венок; в шуйце трость и копие с губою; внизу лестница, гвозди, молотки, сосуды, клещи, копье, три пучка прутьев, жезл (?), колонна с бичем, петух, кисть руки и бюст неизвестного лица; иногда добавляются сосуды, мешок с высыпающимися из него деньгами, фонарь, рука, потир, туника, Нерукотворенный образ, жребий, бердыш, меч, лентий и цепь, как на русских антиминсах XVII–XIX в. в композиции положения Христа в гроб» [илл. 13][26].

Подобные изображения и послужили основой при создании композиции на гравированных антиминсах конца XVII века. В южной России антиминсы регулярно стали печатать с 1620-х годов. Здесь была распространена композиция «Христос сидящий на гробе»[27].

В Москве же гравировать антиминсы начинают с середины XVII века. И в них чувствуется влияние южнорусских образцов. В свою очередь, антиминсные композиции московской работы находят повторения в декоративном искусстве и живописи. Проникновение западно-европейских католических влияний шло в этот период через юг России. Антиминсы конца XVII столетия, также как и кресты этого времени — примеры южнорусских связей Москвы.

Интереснейшим примером рельефного изображения Орудий Страстей являются детали (фрагменты) с резного креста Г. С. Шумаева. В «Подробной описи резного креста работы Григория Семеновича Шумаева, хранящая в московском Сретенском монастыре», составленной им в 1762 году можно найти следующие описания частей креста:

«Во внутри града Иерусалима
…….

1. Страсть Господня молоток и клещи
3. Страсть Господня бердыш и трость
12. Страсть Господня, бич и ударение по ланиде
33. Страсть Господня лестница и столп
35. Страсть Господня, фонарь и веник
44. Страсть Господня кунган и цена крови 30 сребренник
46. Св. крест Господень со страстьми.»[28]

Обратимся к литературным источникам подобных композиций. Наиболее ранним из них является апокрифическое сказание о страданиях Иисуса Христа и созданная на его основе книга «Страсти Христовы», переведенная с польского на белорусский язык в XV веке. В основе же этой книги лежит «Никодимово Евангелие», известное в русских переводах с XIII века[29].

Цикл «Страсти Христовы» занимал большое место в русской рукописной литературе, в песнях калик перехожих. На Руси в XVII–XVIII столетиях «Страсти» многократно переписывались и часто украшались миниатюрами или вклеенными гравюрами (Л. Бунина, А. Гочемского и др.). Старообрядцы читали их на Страстной неделе вместо Евангелия[30]. В кириллических изданиях старообрядческих типографий рубежа XVIII–XIX веков (во Львове, Почаеве, Супрасле и других местах) «Страсти Христовы» занимали не последнее место.

Приведем текст главы 16 из сборника «Страсти Христовы»:

«О возложении на Господа Бога и Спаса Нашего IC ХС Сына Божия тернова венца и о биении тростию по святей главе его и о посаждении его в темницу.

Воини же жидовствии, вземши у Пилата Господа нашего Исуса Христа, и снемше с него одеяние его, и одеяша его хламидою червленою, и сплетше терновен венец, тесен велми. И едва возложиша на святую главу его и згнетше. И биша по тесному венцу, и от острия терновнаго святую главу его пронзиша даже до мозгу. И тогда истече пречистыя крове его многое множество, якоже от крове его и земли обагритися. И даша ему в десную руку трость, и поклоньшеся на колену пред ним ругахуся ему, глаголюще: радуйся, царю иудейский, и плюнувше нань прияша трость, и бияху по главе его. Потом же воини беззаконнии нападоша на Господа нашего Исуса Христа, с яростию, и биша его немилостивно, ибысть ему мука горши первых мук, и вся первыя раны его повредиша. И егда поругашася ему, совликоша с него багряницу и облекоша его в ризы его, и всадиша его в темницу дондеже уготовят крест ему»[31].

Но особый интерес для нас представляют вирши из книги Иоанникия Голятовского «Души людей умерлых», изданной в Чернигове в 1687 году. В них соединилась изобразительная и литературная традиции.

В подлиннике графа А. С. Уварова (№ 291, от л. 5) на каждой странице киноварью написано в последовательном порядке по одной из букв имени Христа с изображением предметов мучения и страстей Господних, а под буквою помещено объяснение в силлабических виршах, а именно:

      I в виде столпа с петухом наверху:
До столпа Иисус Христос наги привязанный,
Егда от мучителей злых велми бичеванный.

      С с изображением внутри его сребренников:
За тридесять сребреник Иисуса купили,
Дабы на прелютую его смерть осудили.

      У церковно-славянское, в виде клещей:
Гвозди из рук, из ног вынимали клещами,
Егда со креста снимали руками.

      С с изображением внутри его четырех гвоздей:
Гвоздми руки и ноги Христовы прибиенный,
Егда бесчестно был до креста вознесенный.

      X с изображением трости и копия, положенных крестом:
Трость в губе желчь и оцет принесоша Христови,
Копие прободает бок избавителеви.

      Р в виде чаши:
Чашею Христос все нарицает,
Да минет чаша сия — произрекает.

      И в виде лестницы:
Егда приставлена была тамо драбина,
В час есть свидетель година.

      С с изображением вервия внутри:
Вервием Христа, ах, невиновато вязано,
Егда без милости за нас обругано.

      Т в виде креста:
Крест нам болше возвестит о Христе Иисусе,
Которы весь свет судити будет на воздусе.

      О в виде тернового венца:
Главу Христу терновая пронзала корона,
Егда придет Христос, Спаса наш от Сиона.

      С с молотом и орудиями казни:
Млат до креста прибил Исусовы руки,
Прибил и ноги терпящему злыя муки.
Плеть и розга творили избавителеви злости,
Тако оставили в нем кости[32].

Ранее, белорусский писатель Симеон Полоцкий в пьесе «Вирши в Великий Пяток при выносе плащаницы» (1650-е гг.) как бы «одушевляет» Орудия Страстей Христа, вкладывая в их уста следующие реплики:

«…Пойдем же, и пусть каждый дабы услужить Богу,
возьмет то, чем ему услужила бы Душа.
(Тут уж будут брать):

1. Венец:
Раз нет креста, взамен я беру венец,
Который венчал чело жениха Души.

2. Гвозди:
Мне достались восемь гвоздей святых,
которые грехи наши к кресту прибили.

3. Трость:
Для меня хороша и трость, которая написала

4. Копье:
Копье для защиты охотно принимаю,
которое над дьяволом и смертью торжествует.
Итак, пойдемте же отсюда ко гробу, милые братья;
вы же, отцы, с почтением тело несите»[33].

Существует целый ряд русских икон XVIII–XIX веков на сюжет Страстей Христовых, где орудиям Страстей отведено особое место. Одним из наглядных примеров является икона 1714 года «Распятие со сценами страстей и евангелистами», написанная туляком Артемием Федоровым[34]. На ней изображены ангелы, несущие в корзинах Орудия Страстей. На фоне иконы размещены пять кругов, в которых находятся: петух на колонне и перекрещенные копье и трость (1); фонарь, меч и отсеченное ухо (2); клещи, гвозди и молоток в корзине (3); гробница и сосуд с миром (4); лестница и перекрещенные копье и трость (5).




Илл.11. Плач Богородицы при кресте. XVIII в.

Центральный музей древнерусского искусства им. Андрея Рублева, Москва, Россия. Инв. КП 1401

Фотографии и текстовые материалы предоставлены для публикации российским Ставрографическим центром.

Литература:
Гнутова 1994. Гнутова С. В. Орудия Страстей Христовых на русских крестах XVII–XIX веков // Филевские чтения. Вып. V / Материалы третьей научной конференции по проблемам русской культуры второй половины XVII — начала XVIII веков. — М., 1994. — Стр. 77, илл. на стр. 85.


Наибольший интерес для нас представляет ряд икон с редким иконографическим изводом «Плач Богородицы при кресте» [илл. 11], отдаленно напоминающим иконографию «Богоматери Ахтырской» (1739 г.). По всей видимости, появление данного извода относится к первой половине XVIII века и имеет прямую взаимосвязь с апокрифическими духовными стихами «Плач Богородицы» и «Сон Богородицы». На иконе изображена Богоматерь со сложенными на груди руками и пронзенной мечом грудью, перед ней — распятый на кресте Христос на фоне Иерусалимской стены, за ней — колонна с петухом. Перед Богородицей — белый стол с орудиями Страстей; на нем помещены розги, губка, чаша с крышкой, чаша с широким горлом (потир?), плеть, терновый венец, молоток, клещи, мешочек с высыпающимися сребренниками, кисть правой руки, риза Христа; за столом справа — пустая гробница[35].

Помимо рассмотренного выше сюжета встречается еще один похожий иконографический извод — «О девице пречистая…», в котором Богородица изображается в овале, вписанном в ромб, в углах которого расположены символы евангелистов; у Богоматери руки скрещены на груди, пред ней стол с орудиями Страстей[36].




Илл.12. Христос в темнице с Орудиями Страстей

Начало XIX в.
Дерево, темпера, масло (смешанная техника). 50.2 × 44 см

Частное собрание

Фотографии и текстовые материалы предоставлены для публикации российским Ставрографическим центром.

Литература:
Гнутова 1994. Гнутова С. В. Орудия Страстей Христовых на русских крестах XVII–XIX веков // Филевские чтения. Вып. V / Материалы третьей научной конференции по проблемам русской культуры второй половины XVII — начала XVIII веков. — М., 1994. — Стр. 78.


Интересно отметить, что иконы с такими сюжетами бытовали в старообрядческой среде. В XIX веке в той же среде появляются иконы, имеющие название «Страсти Христовы» [илл. 12], где каждый атрибут подписан. Как правило, на таких иконах в центре изображен Христос в терновом венце, сидящий в темнице, имеющий достаточно близкое сходство с деревянными скульптурами с аналогичным сюжетом. Перед ним расположены Орудия Страстей и различные атрибуты со следующими надписями: «рука заушившая Господа; нож Петров; розги; плетие; клещи; млат; гвоздие; трость ею же по главе биен бысть; умывальница Пилатова; повержение 30 сребрениц Июды; жребие (кости); риза Господня»[37].

Помимо икон подобные изображения мы находим на живописных запрестольных выносных крестах[38] и на лубочных картинках[39]. Меднолитые кресты с аналогичными композициями получают особое распространение в XIX веке. Они во многом копируют серебряные чеканные кресты, но в более упрощенном виде, с меньшим количеством деталей.

На основе анализа обширного пласта памятников изобразительного и прикладного искусства, в которых использованы иконографические изводы, связанные с Орудиями Страстей Христовых, можно сделать следующие выводы:

  • с конца XVII века широко распространяются на Руси изображения Орудий Страстей Христовых как на иконах и в гравюрах, так и на памятниках прикладного искусства — антиминсах и крестах различных типов;
  • наибольшее количество крестов с подобной иконографией относится к типу напрестольных;
  • основным центром изготовления крестов с данной символикой в России в XVII–ХIХ веках является Москва, откуда они распространяются в другие регионы России;
  • иконографическим источником подобных композиций явились западные произведения XIV–XVI веков: иконы-индульгенции, немецкие и польские гравюры, а также «Лицевые Страсти», проникавшие на Русь через Польшу, Украину и Белоруссию;
  • необходимо отметить влияние гравированных печатных антиминсов второй половины XVII столетия на сложение иконографии напрестольных крестов XVII–XVIII веков, хотя символика Орудий Страстей Господних разработана на крестах гораздо подробнее, чем на антиминсах, что свидетельствует о влиянии не только изобразительных, но и литературных источников на сложение иконографических изводов русских крестов;
  • в орнаментации русских крестов XVII–XVIII веков особо ощущается влияние светского искусства: пышные барочные формы самих крестов, тяжеловесность, перегруженность деталями, композициями (например, Страстного и Евангельских циклов), орнаментами (гирляндами из цветов и лент, барочными картушами и др.);
  • основное число рассматриваемых нами памятников связано с православной традицией и культурой, хотя, не исключено, что и в старообрядческой среде подобные кресты (в особенности — меднолитые) имели спрос и хождение. Этот вывод, по всей видимости, касается только старообрядцев поповского толка и единоверцев, так как на всех известных нам крестах в верхнем перекрестии изображался Господь Саваоф в отличие от крестов поморских, т. е. беспоповских, где вверху непременно помещался образ Спаса Нерукотворного.
Так, на примере группы русских серебряных и металлических крестов с композициями из Орудий Страстей Христовых можно проследить стилистическую и иконографическую эволюцию от русского средневекового искусства к искусству Нового времени, влияние западных образцов и их трансформацию на русской почве.

_____________
Примечания

[1] Крест был представлен на выставке «Белоруссы в Москве» (ГИМ, Новодевичий монастырь, август 1991 г.).

[2] Макаренко Н. Выставка церковной старины в музее барона Штиглица. Старые годы. 1915. Июль–август, с. 52, кат. № 228. На оборотной стороне креста в 24 клеймах помещены мощи святых.

[3] Кондрашина В. А. Сокровища Звенигородского музея. М., 1991, ил. 68. ЗИАиХМ № 1736. 43,5×22,0×2,0 см.

[4] В настоящее время находится в экспозиции Псковского музея-заповедника (не опубликован). ПГОИХАМЗ № 296. 38,0×20,0 см. Выражаю искреннюю признательность сотруднице Псковского музея И. С. Родниковой за сообщенные мне сведения об этом кресте.

[5] Описание Псковского Иоанно-Предтеченского женского монастыря. СПб., 1874, с. 49–50.

[6] Близкой аналогией данному кресту является шитый покровец «Богоматерь Знамение» конца XVII в. московской мастерской Софьи Алексеевны, вложенный в Троицкий собор Пскова [илл. 2]. Он имеет форму креста, в ветвях которого представлены четыре архангела с Орудиями Страстей в руках, а также такая редкая деталь как голова плюющего. Эти же элементы есть и на псковском кресте. В настоящее время покровец находится в Русском музее. См.: Плешанова И. И., Лихачева Л. Д. Древнерусское декоративно-прикладное искусство в собрании Государственного Русского музея. Л., 1989, ил. 130–131, кат. № 113. Инв. № Т-323. 65,0×65,0 см.

[7] Покровский Н. В. Евангелие в памятниках иконографии. СПб., 1892, с. 378.

[8] ЦМиАР ВХ-1338/1. 36,5×22,5×2,3 см. Мастер Гильдебранд Александр Богданов. Альдерман Алексей Косырев (1762–1791 гг.)

[9] ИРОМ КП 1201/5.

[10] Русское серебро в собрании Тверского музея. Каталог. Сост. Царева Т. А., с. 29. № 27. КГОМ 908. 43,0×27,5×2,5 см. На обороте креста надпись: «Построися сей честный крест в обитель Чудотворца Нила в церковь святых апостолов Петра и Павла, что на гостиных вратех из борнаго серебра и на зборные деньги при бытности архимандрита Феодосия в 1762 году сентября 25 дня весу в нем 2 ф. 8 золот.».

[11] Искусство земли Вологодской ХIII–ХХ веков. Каталог выставки. М., 1990, с. 140, кат. № 325. Инв. ВОКМ 916. 15,0×28,5×3,5 см.

[12] ПГОИХАМЗ № 335, 336, 337. Крест 1768 г. мастера Ивана Фролова (Москва), 45,0×29,0 см. (№ 335); крест 1781 г. того же мастера, помимо чеканки дополнен эмалью, 40,2×25,0 см. (№ 336); крест последней четверти XVIII в. Москва, клеймо ИПМ. Серебро, резьба, чернь. (№ 337) [илл. 6]. За сведения об этих крестах приношу благодарность И. С. Родниковой.

[13] ЗИХМЗ № 1655. Крест первой половины XVIII в. — вклад вдовы Прасковьи Федоровны Яновой. 40,0×23,7 см; № 1656. Крест 1742 г. Мастер И. Егоров (Москва). 37,5×21,0 см. Распятый Иисус Христос изображен в терновом венце, внизу среди Орудий Страстей также помещен терновый венец.

[14] КOКМ № 22228. 38,5×21,0 см. Поступил из ГИМа в 1975 г.

[15] КОКМ № 17212/42. 37,0×21,3×2,3 см. Кострома, середина XVIII в. Поступил из Троицкой церкви села Красное, Сумароково, Нерехтского района.

[16] ЦМиАР КП 3433. 17,3×10,3×1,8 см.

[17] ЦМиАР КП 4476/538.

[18] Н. Belting. The Image and Its Public in the Middle Ages. Form and Function of Early Paintings of the Passion. New York. 1990. P. 214.

[19] Ук. соч. Fig. 29. Christ with arma. Cambridge, Mass. Foyg. Art Museum (USA) inv. 1937. 49. Темпера на доске. 62×38 см. За указание данных сведений и книги приношу благодарность Л. М. Евсеевой.

[20] Fra Beato Angelico. За указание данной аналогии выражаю признательность М. М. Красилину.

[21] Покровский Н. В. Ук. соч., с. 378.

[22] Немецкая гравюра на дереве эпохи Альбрехта Дюрера. Каталог выставки. М., 1988, № 84.

[23] Ук. соч. № 106.

[24] Произведения иконописцев Оружейной палаты Московского Кремля из собрания Останкинского дворца-музея. Каталог. М., 1992, № 4.

[25] В настоящее время Евангелия находятся в экспозиции Оружейной палаты: 1. Вклад царя Федора Алексеевича в Верхоспасский собор Московского Кремля в 1678 г. Оклад исполнен мастерами золотой палаты Михаилом Васильевым и Юрием Фробосом; 2. Вклад царя Федора Алексеевича в церковь Воскресения Словущего Московского Кремля в 1678 г. Оклад исполнен мастерами золотой палаты Юрием Фробосом и Дмитрием Терентьевым. В овальных клеймах помещены Орудия Страстей.

[26] Покровский Н. В. Ук. соч. С. 377.

[27] Алексеева М. А. Малоизвестные произведения русского искусства XVII — первой половины XVIII в. — гравированные антиминсы // ПКНО. 1982. Л., 1984, с. 431.

[28] Соболев Н. Н. Резные изображения в московских церквах. Старая Москва. М., 1914, вып. 2, с. 116–117.

[29] Тарасова И. В. Апокрифы по спискам XVIII–XIX веков из собрания ГМИРиА //Православие в Древней Руси. Л., 1989, с. 71.

[30] Сакович А. Г. Миниатюры из русского апокрифического сборника середины XVIII века //ПКНО. 1982. Л., 1984, с. 329.

[31] ЦМиАР КП 3946/713. «Страсти Христовы». Супрасль, 1795. (с миниатюрами).

[32] Буслаев Ф. И. Литература русских иконописных подлинников. Он же. Исторические очерки русской народной словесности и искусства. СПб., 1910, т. 2, с. 390–391.

[33] Симеон Полоцкий. Вирши. Минск. 1990, с. 230.

спасение мое на кресте, а грехи стерла. 33 Симеон Полоцкий. Вирши. Минск. 1990, с. 230.

[34] Русские мастера живописи и гравюры XVI–XVIII вв. Каталог выставки. М., 1989, кат. № 38.

[35] ЦМиАР КП 1401. Икона «Плач пресвятой Богородицы»; В частном собрании (Москва) находится датированная икона с тем же сюжетом: «Образ Пресвятыя Бцы Плачь 1798 г.», на полях изображены Ангел-Хранитель, св. Марой, свмч. Харалампий и муч. Феодосья. Вероятно, икона старообрядческая, семейная.

[36] Цодикович В. К. Русское церковное искусство XVIII — начала XX века. Ульяновск, 1991, кат. № 24.; икона «О девице пречистая…» первой половины XVIII в. из собрания Петрозаводского музея изобразительных искусств, поступила из деревни Пелкула Медвежьегорского района Карелии.

[37] Частное собрание (Москва).

[38] ЦМиАР КП 4522. Крест первой половины XIX в.; Н. В. Покровский указывает также на выносной крест 1817 г. из Петербургской Академии Художеств. Ук. соч. С. 378.

[39] Лубочный лист со сценой «Положения во гроб». XIX в. Собрание В. П. Пензина.

Гнутова С.В., кандидат искусствоведения, действительный член Императорского Православного Палестинского Общества

Статья опубликована в сборнике: Филевские чтения. Вып. V. Материалы третьей научной конференции по проблемам русской культуры второй половины XVII — начала XVIII веков. 8–11 июля 1993 года. М., 1994. Стр. 68–86.

Материал предоставлен российским Ставрографическим центром. Состав иллюстраций для электронной публикации расширен, введена сквозная нумерация иллюстраций.

Христианство в искусстве

Тэги: страсти Христовы, ставрография, церковное искусство

Ещё по теме:

Пред. Оглавление раздела След.
В основное меню