Архимандрит Лука (Головков): «Для Лавры наследие древних иконописцев имеет величайшее значение»
В 2022 году православный мир празднует 600-летие обретения честных мощей преподобного Сергия Радонежского. Со знаменательной датой непосредственно связано основание Троицкого собора Свято-Троицкой Сергиевой лавры. Собор, на протяжении веков являясь местом пребывания мощей Игумена земли Русской, значим для нас не только как духовная святыня, – этот удивительный памятник стал и неким камертоном церковного искусства, славящего Господа и святых Его. Особенно ясно это выразилось в самый день великого праздника, когда по милости Божией на два дня в собор вернулась икона Живоначальной Троицы кисти преподобного Андрея Рублева.
Незадолго до этого события корреспондент «Монастырского вестника» побеседовал с деканом Иконописного факультета, доцентом Московской духовной академии архимандритом Лукой (Головковым).
Отец Лука, расскажите, пожалуйста, о масштабе празднуемых нынче дат в контексте связи Церкви и русской истории.
Троицкий собор – это главная святыня Лавры и великая святыня всей Русской Православной Церкви. Вместе с тем это также важный образец раннемосковского зодчества. Храмовой архитектуры рубежа XIV–XV веков сохранилось очень немного; чаще всего это лишь фрагменты фундамента и стен, поэтому Троицкий собор является важнейшим памятником архитектуры и имеет очень большое историческое значение. Безусловно, собор – живое воплощение почтения и любви к преподобному Сергию. В начале XV века Лавра была полностью разорена, и только любовь к учителю послужила тому, что братия вернулась на прежнее место и восстановила монастырь. Так, с древнейших времен Троицкий собор стал особо почитаемым наследием святого. Конечно же, он является и уникальным памятником фресковой росписи и иконописи. Сейчас мы не имеем росписей времени преподобного Андрея Рублева, от них практически ничего не сохранилось. Однако мы знаем от исследователей, Сергея Сергеевича Чуракова (советский художник-реставратор, член Союза художников СССР. – М.Р.) и иных специалистов, что программа росписей XVII века во многом следовала росписям времени Андрея Рублева. Об этом, в первую очередь, свидетельствует композиционное решение. Конечно, в последующее время были и нововведения, однако бóльшая часть сюжетов – замысел преподобного Андрея. Не могу не поделиться очень важным для нас событием: совсем недавно в процессе реставрации на северном столбе за иконостасом был обнаружен небольшой фрагмент росписи, посвященной празднику Благовещения, который датируется XV веком и может принадлежать кругу Андрея Рублева.
Удивительным является и то, что до наших дней дошел в целостности иконостас собора. Конечно, сохранность икон не идеальна, поэтому эти замечательные произведения нуждаются в реставрационных работах и дальнейшем их изучении. Реставрационная мастерская Троице-Сергиевой лавры отреставрировала почти все иконы местного ряда и часть древних икон в самом соборе. В процессе реставрации художнику очень важно суметь увидеть подлинного автора и не испортить его замысел, и я думаю, что наши специалисты обладают этим навыком.
Безусловно, на Андрея Рублева ориентировались все последующие поколения иконописцев, и мы знаем, что Стоглавый собор 1551 года постановил, что иконы полагается писать в традиции древних греческих мастеров и – Андрея Рублева. Мы с уверенностью можем говорить о том, что без творчества преподобного Андрея невозможно представить иконописную традицию Москвы.
Раз уж мы так прицельно заговорили об искусстве, хочется спросить: каков, по Вашему мнению, путь развития современной церковной росписи и архитектуры? И каково влияние наследия Лавры и, особенно, Троицкого собора?
Новое время и новейшее время, безусловно, отличается многообразием стилистических и художественных направлений как в светском, так и в церковном искусстве. Для Лавры наследие древних иконописцев имеет величайшее значение. Если же мы обратимся к современной истории, для нашей кафедры иконописи факультета иконописи и церковного искусства Московской духовной академии важнейшим является художественный вклад монахини Иулиании (Соколовой): она очень внимательно изучала древнюю икону. Ею расписана Серапионова палата, написаны иконы для иконостаса Никоновского придела Троицкого собора, образ преподобного Сергия, помещенный у раки с мощами, созданы иконы «Собор Русских святых», «Собор святых града Владимира», «Собор Ярославских святых», «Собор святителей, в земле Российской просиявших» и многие другие. Без ее трудов трудно представить нынешний, хорошо знакомый нам облик монастыря.
Хочу подчеркнуть, что изучение древних икон чрезвычайно важно, потому что частью обучения иконописцев является практика копирования, и, тем самым, изучения цвета и композиции, а также создание образов в рамках изучаемой традиции. И, конечно, всегда важно думать о смыслах – ведь иконный образ призван наглядно показывать глубину и красоту православия. Если говорить об архитектуре, то сейчас зачастую при строительстве храмов обращаются к современным материалам. В православии сакральное значение имеет образ твердости, вечности и незыблемости. Поэтому и материалы, из которых строится храм, должны соответствовать этой идее. Патриарх Алексий I говорил о том, что в храме не должно быть ничего искусственного, ничто не должно обманывать, все должно быть по-настоящему: лучше отсутствие золота, чем его имитация.
Сейчас в храмовой монументальной живописи достаточно явно выделяется тяга к минимализму, как цветовому, так и композиционному. Многие художники и священники говорят о том, что современному человеку тяжело находиться в храме, который изобилует палитрой или имеет полную программу росписей.
Когда мы находимся в древнем храме, на нас не давит большое количество фресок. Всё потому, что в древних произведениях очень правильно расставлены акценты: есть знаковые композиции, есть второстепенные, всё найдено по композиции, цветовому решению. Сейчас говорят – зачем ковровая роспись? Нужно учитывать то, что существует найденное решение, которое проверено веками, начиная с раннехристианских росписей катакомб. Святитель Григорий Нисский говорил, что Бог по природе своей – художник. А какой он художник? Он не скупой. Храм – это наш дар Богу. Как мы подадим его? Скупо ли? Разве мы этого хотим? Не обязательно в храме нужно одновременно смотреть на все росписи. Но бывает, например, момент, когда луч солнца попадает на какую-то композицию, и кто-то ее разглядел, и его это поразило и затронуло душу.
Уже несколько лет вы являетесь деканом иконописного факультета Московской духовной академии. Какие они, люди, стремящиеся у вас учиться? И может ли монах или мирской человек, не имеющий художественного образования, учиться иконописи?
К нам приходят разные люди, но большинство – с хорошим художественным образованием. Дело в том, что практически с самого начала обучения мы формируем достаточно высокие требования. Разумеется, всегда есть исключения. Случается и такое, что насельники монастыря или миряне берут частные уроки, стремятся к художественному образованию и, если у человека действительно есть потенциал, мы принимаем его в группу. Однако бóльшая часть людей приходит уже с определенным уровнем подготовки.
Ежедневно монастырь посещают сотни и тысячи паломников и туристов. Часть из них приезжает полюбоваться архитектурным комплексом, но все же подавляющее большинство едет сюда за помощью преподобного Сергия, молитвой и словом священника. Как братия монастыря несет этот духовный подвиг?
Лавра, особенно в XX веке, стала центром окормления православных людей. В советское время далеко не во всяком храме можно было исповедоваться, в Лавре также светскими властями не приветствовалось духовное руководство. Однако священникам нашего монастыря всегда удавалось совершать и таинство исповеди. В послевоенное время, после открытия, Троице-Сергиева лавра стала крупнейшим и одним из самых значимых центров духовной жизни России, каковой и является по сей день. Это миссия нашего монастыря.
Беседовала Мария Расторгуева
Фото: Владимир Ходаков