RSS
Написать
Карта сайта
Eng

Россия на карте Востока

Летопись

21 ноября 1472 в Москву из Рима прибыла византийская принцесса София Палеолог

21 ноября 1884 В.Н. Хитрово писал М.П. Степанову о небрежной работе почты под началом РОПиТа

21 ноября 1897 состоялись первые палестинские чтения Новгородского отдела ИППО

Соцсети


Сергий Радонежский и Троице-Сергиева лавра в русской живописи

Троице-Сергиева лавра под Москвой была основана преподобным Сергием Радонежским, в миру Варфоломеем. 

После смерти родителей Варфоломей оставил свою долю наследства младшему брату Петру и пришел к старшему брату Стефану в монастырь. Здесь он уговорил брата отправиться в уединенное место и посвятить себя служению Богу. Такое место они нашли примерно в десяти верстах от Хотьково на холме Маковец, у подножия которого протекала речка Кончура. Здесь они выстроили себе келью и небольшую церковь, освященную в честь Святой Троицы. Место это стало зваться Троицкой пустынью на Маковце. Вскоре старший брат Стефан ушел в Москву, в Богоявленский монастырь, Варфоломей же продолжил подвижничество уже в одиночестве. В начале 1340-х годов в пустынь стали собираться новые насельники и образовался особножительный (по-гречески -идиоритм – вид монастыря) монастырь. Первым игуменом монастыря стал Митрофан, который постриг Варфоломея в монахи под именем Сергий. После смерти в 1344 году Митрофана игуменом монастыря стал Сергий. В 1355 году по благословению Константинопольского патриарха Филофея он ввел в монастыре общежитийный устав.

Преподобный Сергий положил начало жертвенному служению своему Отечеству. Он примирял князей, содействуя единству Земли Русской. Он благословил благоверного князя Димитрия на борьбу с Мамаем, в помощь князю преподобным были даны два троицких схимника. Его молитвенная поддержка укрепляла русских ратников на поле Куликовом.

Скончался преподобный Сергий в 1392 году. В 1422 году состоялась его канонизация и закладка белокаменного Троицкого собора над его могилой внутри монастыря.

В 1408 году монастырь был дотла сожжён татарским ханом Едигеем, предпринявшим очередной опустошительный поход на Москву и её окрестности. В монастыре был крещён Иван Грозный, который способствовал превращению монастыря в мощную крепость, имевшую важное оборонное значение для Московского региона. Вместо деревянной ограды в 1540-1550 гг. была выстроена мощная стена с башнями из кирпича и камня.

В 1608-1610 гг. монастырь 16 месяцев находился в осаде польско-литовских войск.

Пётр I сохранял значение царской и важной государственной крепости и не раз посещал монастырь, а в 1689 г. во время стрелецкого бунта в Москве юный Пётр укрылся за стенами монастыря.

С 1688 года монастырь является ставропигиальным. 8 июля 1742 года императорским указом Елизаветы Петровны монастырю был присвоен статус и наименование лавры. В 1782 из окружающих монастырь сел и слобод был образован Сергиевский посад. Поблизости от монастыря были построены монастырские гостиницы, богадельни, лавки, доходные дома и др.

В советское время, в 1920 году, монастырь был закрыт и превращен в музей. В 1929 году были закрыты последние скиты близ лавры и изъята на переплавку большая часть лаврских колоколов (уцелели колокол «Лебедь» 1593 года и древнейший, «никоновский», 1420 года). Весной 1946 года лавра была возобновлена для монашеской жизни, но на территории монастыря до 1953 года находился Загорский учительский институт. Сам город, образовавшийся вокруг лавры, назывался Сергиевым (1919), Загорском (1930). В 1991 году ему возвращено историческое имя Сергиев Посад.

В 1993 году архитектурный ансамбль лавры, который складывался на протяжении четырёх столетий, с XV по XVIII век, вошёл в Список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО в России.

Обитель преподобного Сергия Радонежского всегда играла особую историческую роль для жизни страны и служила источником духовного возрастания для русского народа. Сюда совершали паломничества все от мала до велика, невзирая на чины и сословия. Русские художники обращались к истории монастыря, много рисовали паломников и виды монастыря в разные эпохи. 


Рака Сергия Радонежского в Троицком соборе Троицкой лавры
Шухвостов, Степан Михайлович (1821-1908). 1852 г. Холст, масло, 79 х 54 см
Государственная Третьяковская галерея


Видение отроку Варфоломею.
Нестеров, Михаил Васильевич (1862 - 1942). 1889 г. Холст на картоне, масло. 36 x 72.
Эскиз.
Государственная Третьяковская галерея, Москва
Инв. номер: 21964


Видение отроку Варфоломею.
Нестеров, Михаил Васильевич (1862 - 1942). 1889-1890 гг. Холст, масло. 160 x 211.
Государственная Третьяковская галерея, Москва
Инв. номер: 1548

Первая картина из цикла, посвященного Сергию Радонежскому написана Нестеровым в Уфе на сюжет, взятый из «Жития преподобного Сергия»: "Однажды отец послал Варфоломея за лошадьми в поле. По дороге он встретил посланного Богом Ангела в иноческом образе: стоял старец под дубом среди поля и совершал молитву. Варфоломей приблизился к нему и, преклонившись, стал ждать окончания молитвы старца. Тот благословил отрока, поцеловал и спросил, чего он желает. Варфоломей ответил: «Всей душой я желаю научиться грамоте, Отче святой, помолись за меня Богу, чтобы Он помог мне познать грамоту». Инок исполнил просьбу Варфоломея, вознес свою молитву к Богу и, благословляя отрока, сказал ему: «Отныне Бог дает тебе, дитя мое, уразуметь грамоту, ты превзойдешь своих братьев и сверстников». При этом старец достал сосуд и дал Варфоломею частицу просфоры: «Возьми, чадо, и съешь, — сказал он. — Это дается тебе в знамение благодати Божией и для разумения Святого Писания»".


Благословение Христом отрока (Христос, благословляющий отрока Варфоломея).
Нестеров, Михаил Васильевич (1862 - 1942). 1926 г. Холст, масло. 62 x 87.
Церковно-археологический кабинет Московской православной духовной академии, Сергиев Посад, Московская обл.


Юность Сергия Радонежского.
Нестеров, Михаил Васильевич (1862 - 1942). 1891 г. Бумага, акварель, гуашь, золото. 27 x 24 см
Эскиз картины "Юность преподобного Сергия" (ГТГ)
Государственный Русский музей, С.-Петербург


Юность преподобного Сергия Радонежского.
Нестеров, Михаил Васильевич (1862 - 1942). 1892-1897 гг. Холст, масло. 247 x 229 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва
Инв. номер: 1549


Преподобный Сергий Радонежский
Нестеров, Михаил Васильевич (1862 - 1942). Эскиз. Бумага, акварель, графитный карандаш.
Частное собрание


Преподобный Сергий Радонежский.
Нестеров, Михаил Васильевич (1862 - 1942). 1891-1899 гг. Холст, масло. 248 x 248.
Государственный Русский музей, С.-Петербург


Труды преподобного Сергия.
Нестеров, Михаил Васильевич (1862 - 1942). 1896-1897 гг. Холст, масло. 135 x 66.
Триптих. Левая часть
Государственная Третьяковская галерея, Москва


Труды преподобного Сергия.
Нестеров, Михаил Васильевич (1862 - 1942). 1896-1897 гг. Холст, масло. 135 x 133.
Триптих. Центральная часть
Государственная Третьяковская галерея, Москва
Инв. номер: 1550


Труды преподобного Сергия.
Нестеров, Михаил Васильевич (1862 - 1942). 1896-1897 гг. Холст, масло. 135 x 66.
Триптих. Правая часть.
Государственная Третьяковская галерея, Москва


Преподобный Сергий Радонежский.
Нестеров, Михаил Васильевич (1862 - 1942). 1899-1900 гг.
Бумага на картоне, графитный карандаш, гуашь, акварель. 42 x 14.
Эскиз росписи пилона церкви во имя благоверного князя Александра Невского.
Государственный Русский музей, С.-Петербург


Сергий Радонежский.
Васнецов, Виктор Михайлович (1848 - 1926). 1882 г.
Икона для церкви в Абрамцеве.
Государственный историко-художественный и литературный музей-заповедник "Абрамцево", Московская обл.


Сергий-строитель.
Рерих, Николай Константинович (1874 - 1947). 1925 г. Холст, темпера. 73 x 117.
Частное собрание


Сергий-строитель.
Рерих, Николай Константинович (1874 - 1947). 1942 г. Холст, темпера. 100 x 140.
Частное собрание


Святой Сергий Радонежский.
Рерих, Николай Константинович (1874 - 1947). 1932 г. Холст, темпера. 150 x 108.
Государственная Третьяковская галерея, Москва


Троице-Сергиева лавра.
Васнецов, Аполлинарий Михайлович (1856-1933). 1908-1913 гг.
Севастопольский художественный музей им. М.П. Крошицкого


Троице-Сергиева лавра.
Лисснер, Эрнст Эрнестович (1874 - 1941). 1907 г. Бумага, акварель.
Сюжет картины посвящен посещению Дмитрием Донским Сергия Радонежского в Троице-Сергиевой лавре перед битвой. 


Благословение Сергием Радонежским Дмитрия Донского на Куликовскую битву.
Нестеров, Михаил Васильевич (1862 - 1942). 1897 г.
Бумага, гуашь, акварель, графитный карандаш. 31 x 44.
Эскиз неосуществленной картины.
Государственная Третьяковская галерея, Москва


Осада Троице-Cергиевой лавры.
Верещагин, Василий Петрович (1835 - 1909). 1891 г. Холст, масло. 282 x 458.
Государственный Русский музей, С.-Петербург


Оборона Троице-Cергиевой лавры.
Милорадович, Сергей Дмитриевич. 1894 г. Холст, масло. 138x221.
Государственный Русский музей


Защита Троице-Сергиевой Лавры монахами от поляков.
Клодт, Михаил Петрович (1835-1914)


Три всадника (Легенда). Эпизод из истории осады Троице-Сергиевой лавры.
Нестеров, Михаил Васильевич (1862 - 1942). 1932 г. Холст, масло. 81 x 60.
Церковно-археологический кабинет Московской православной духовной академии, Сергиев Посад, Московская обл.

Михаил Нестеров изобразил на картине эпизод из истории осады Троице-Сергиевой Лавры польско-литовскими войсками Лжедмитрия II, которая продолжалась почти шестнадцать месяцев — с 3 октября (23 сентября по ст. с.) 1608 г. по 22 января (12.01 по ст. с.) 1610 г.
После провала попытки Лжедмитрия II с ходу захватить Москву его войска попытались полностью ее блокировать. Для этого необходимо было взять Троице-Сергиев монастырь, прикрывавший дорогу из Москвы на север и Среднее Поволжье. Для осады было направлено войско (около 15 тысяч человек). В гарнизоне монастыря было примерно 2200-2400 человек. Гарнизон состоял из дворян, стрельцов, монастырских слуг, монахов и крестьян. Монастырь был хорошо укрепленной крепостью, с артиллерией и боеприпасами. Оборона Троице-Сергиева монастыря сковала значительные силы интервентов, создав благоприятные условия для развертывания народного национально-освободительного движения.
Основным источником по истории Троицкой осады является Сказание Авраамия Палицына - келаря Троице-Сергиевой лавры, очевидца и участника описываемых им событий. Авраамий Палицын рассказывает о своем «Сказании», что Сергий Радонежский явился пономарю монастыря, говоря: "Скажи всей братии и всем ратным людям: почему скорбят из-за того, что нельзя послать в Москву вести? Я послал от себя в Москву в дом Пречистой Богородицы и ко всем московским чудотворцам... трех своих учеников: Михея, Варфоломея и Наума – в третьем часу ночи... И воры, и литовцы видели их". Из расспросов пленных выяснилось, что стража осаждавших видела трех монахов, выехавших из монастыря на очень худых лошадях. Осаждавшие монастырь послали погоню, но догнать не смогли: кони под старцами неслись как будто крылатые. Затем сам преподобный Сергий явился одному больному монаху, сомневавшемуся в этом событии, и исцелил его. "И сказал ему великий чудотворец Сергий, – повествует Авраамий Палицын. – Что сомневаешься? Воистину послал я своих учеников". А старец, простецом будучи, говорит: "А на чем послал, государь наш?" Преподобный же отвечает: "На трех слепых меринах, которых конюший … из-за нехватки корма выгнал из монастыря в надолбы, – на тех и послал". Меринов поискали, но не нашли, и уверились, что воистину было, как сказал святой Сергий чудотворец, и воздали все за это славу Господу Богу, творящему удивительное». elitsy.ru


Красная башня Троице-Сергеевой лавры.
Кустодиев, Борис Михайлович (1878 - 1927). 1912 г. Бумага, гуашь.
Государственная Третьяковская галерея, Москва
На картине изображена Пятницкая башня Троице-Сергиевой лавры, которая долгое время красилась в красный цвет с выделением белым цветом отдельных элементов декора фасадов. В ходе реставрации 1960 года башня была побелена. В 2017 году пострадавшему во время пожара 1920 года куполу башни постарались придать исторический вид криволинейной кровли. Пятницкая - это одно из названий башни, т.к она находилась напротив Пятницкой церкви на территории Пятницкого подольского монастыря, который располагался у подножия лаврского холма.


Автопортрет.
Кустодиев, Борис Михайлович (1878 - 1927). 1912 г. Картон, темпера. 100x85.
Автопортрет был подарен художником для Галереи автопортретов после выставки в Дрездене в 1913. В настоящее время хранится в запасниках галереи Уффици.
Галерея Уффици, Флоренция, Италия


Автопортрет (в шубе).
Кустодиев, Борис Михайлович (1878 - 1927). 1912 г. Эскиз. Бумага, акварель, графитный карандаш. 24x25.
Государственный Русский музей, С.-Петербург


В обители. Троице-Сергиева лавра.
Дубовской. Николай Никанорович (1859 - 1918). 1917 г. Холст, масло, 107x143.
Ростовский областной музей изобразительных искусств


Троицкий собор в Троице-Сергиевой Лавре.
Юон, Константин Федорович (1875-1958). Холст, масло, 41х63.


Свято-Троицкий собор, Свято-Троице Сергиева Лавра, Сергиев Посад.
Юон, Константин Федорович (1875-1958). 1905 г. Бумага на доске, масло. 37,4x21,3.
Частная коллекция


Купола и ласточки.
Юон, Константин Федорович (1875-1958). 1921 г. Холст, масло, 71x89.
Государственная Третьяковская галерея


В монастырском посаде.
Юон, Константин Федорович (1875-1958). Открытка изд. Общиной св. Евгении.


Загорск. Базарная площадь.
Юон, Константин Федорович (1875-1958). 1943 г. Фанера, масло, 26,5 x 34
Частное собрание


Троице-Сергиева лавра.
Юон, Константин Федорович (1875 - 1958). Бумага на картоне, акварель, гуашь, карандаш, 24x31.
Частное собрание


Троицкая лавра зимой.
Юон, Константин Федорович. 1910 г. Холст, масло. 125x198.
Государственный Русский музей


Троице-Сергиева лавра зимой.
Юон, Константин Федорович (1875 - 1958). 1910-е. Холст, масло. 57 x 75.
Частное собрание


Вид Троицкой лавры.
Юон, Константин Федорович (1875 - 1958). 1916 г. Бумага, акварель, белила, 22x30.
Государственная Третьяковская галерея, Москва


Весенний день. Успенский собор в Троице-Сергиевой лавре.
Юон, Константин Федорович (1875 - 1958). 1903 г. Бумага, гуашь, 47x62.
Одесский художественный музей, Украина
Инв. номер: Г-1065 


Трапезная Троице-Сергиевой лавры.
Юон, Константин Федорович (1875 - 1958). 1922 г. Холст, масло. 71 x 83.
Государственный Русский музей, С.-Петербург


Троице-Сергиева лавра при лунном свете.
Юон, Константин Федорович (1875 - 1958). Холст, масло. 60 x 84.
Частное собрание


Купола Троице-Сергиевой лавры.
Петровичев, Петр Иванович (1874 - 1947). Не позднее 1917 г. Холст, масло. 62 x 79.
Дальневосточный художественный музей, Хабаровск


Зима.
Архипов, Абрам Ефимович (1862 - 1930). 1909 г. Холст, масло. 86 x 86 см
Воронежский областной художественный музей им. И.Н. Крамского


Вид Троице-Сергиевой лавры.
Соколов, Владимир Иванович (1872 - 1946). Бумага, акварель.
Омский областной музей изобразительных искусств им. М.А.Врубеля


Пятницкая церковь.
Соколов, Владимир Иванович (1872-1946). 1916 г. Тонированная бумага, тушь, гуашь.
Рыбинский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник
Художник изобразил Пятницкую церковь в Сергиевом Посаде, находящуюся за стенами Троице-Сергиевой лавры и являющуюся подворьем обители 


Иконные лавки.
Соколов, Владимир Иванович (1872-1946). 1917 г. Тонированная бумага, акварель, гуашь


Паперть Трапезной церкви.
Соколов, Владимир Иванович (1872-1946). 1917 г. Тонированная бумага, акварель, гуашь.
Частное собрание


Успенский собор
Соколов, Владимир Иванович (1872-1946). 1917 г. Тонированная бумага, акварель, гуашь.
Частное собрание


Церковь Успения Божией Матери в Гефсиманском ските.
Соколов, Владимир Иванович (1872-1946). 1917 г. 


Патриаршие покои в Троице-Сергиевой Лавре.
Дервиз, Владимир Дмитриевич (1859-1937). Бумага, акварель, гуашь, 33,2х33,1.
Тверская областная картинная галерея


Троице-Сергиева лавра.
Лентулов, Аристарх Васильевич (1882 - 1943). 1921 г. Холст, масло. 88 x 107.
Государственный Русский музей, С.-Петербург
Инв. номер: ЖС-1061


Сергиев Посад.
Боскин, Михаил Васильевич (1875 - 1930). 1904 г. Холст, масло. 40 x 88 см
Художественный музей им. Махарбека Туганова, Владикавказ


Троице-Сергиев Посад.
Горбатов, Константин Иванович (1876 - 1945). 1915 г. Картон, гуашь. 47 x 61.
Частное собрание


Троице-Сергиева Лавра.
Горбатов, Константин Иванович (1876 - 1945). 1916 г. Фанера, масло. 21 x 23.
Историко-архитектурный и художественный музей "Новый Иерусалим", Истра, Московская обл.
Инв. номер: ЖГ-5 


У стен Троице-Сергиевой лавры.
Горбатов, Константин Иванович (1876 - 1945). 1915 г. Холст, масло.
Частное собрание


Вид Троице-Сергиевой Лавры.
Горбатов, Константин Иванович (1876 - 1945). Холст, масло. 63 x 81.
Частное собрание


Вид Троице-Сергиевой лавры.
Горбатов, Константин Иванович (1876 - 1945). 1920 г. Холст на картоне, масло. 44 x 54.
Частное собрание
Почему-то эту работу ошибочно именуют "Вид Новодевичьего монастыря"


Вид Троице-Сергиевой Лавры.
Горбатов, Константин Иванович (1876 - 1945). 1923 г. Холст, масло. 86 x 107.
Частное собрание 


Русский город под снегом.
Горбатов, Константин Иванович (1876 - 1945). Холст, масло.
Частное собрание
На картине изображен Сергиев Посад


Весна. Плотничья и Каличья башни Троице-Сергиевой лавры.
Осмеркин, Александр Александрович (1892-1953). 1044 г. Холст, масло. 101 x 80.
Государственный Русский музей, С.-Петербург
Инв. номер: Ж-6778


Кладезная Троице-Сергиевой лавры.
Осмеркин, Александр Александрович (1892-1953). 1945 г. Холст, масло. 100 x 80.
Мордовский республиканский музей изобразительных искусств им. С.Д. Эрьзи, Саранск


Загорск. Шестой корпус.
Осмеркин, Александр Александрович (1892-1953). 1946 г. Холст, масло.
Государственный Русский музей


Вид из окна на Троице-Сергиеву лавру.
Осмеркин Александр Александрович (1892-1953). 1947 г. Холст, масло.
Собрание Красноярский художественный музей им В.И. Сурикова


Купола Троице-Сергиевой лавры.
Петровичев, Петр Иванович (1874 - 1947). Не позднее 1917 г. Холст, масло. 62 x 79.
Дальневосточный художественный музей, Хабаровск

Тэги: прп. Сергий Радонежский, Троице-Сергиева лавра, изобразительное искусство, Юон К.Ф., Соколов В.И., Нестеров М.В., Васнецов В.М., Васнецов А.М., Рерих Н.К., Верещагин В.П., Кустодиев Б.М., Горбатов К.И., монашество, архитектура, храмовое зодчество

Ещё по теме:

Пред. Оглавление раздела След.
В основное меню