RSS
Написать
Карта сайта
Eng

Россия на карте Востока

Летопись

21 ноября 1472 в Москву из Рима прибыла византийская принцесса София Палеолог

21 ноября 1884 В.Н. Хитрово писал М.П. Степанову о небрежной работе почты под началом РОПиТа

21 ноября 1897 состоялись первые палестинские чтения Новгородского отдела ИППО

Соцсети


Образ Владимира святого в русской живописи

Русской Православной Церковью нынешний год, когда отмечается 1000-летие преставления святого равноапостольного князя, объявлен годом князя Владимира. Древнейшие изображения князя известны на монетах, златниках и серебряниках, чеканенных после Крещения Руси, а также в миниатюрах лицевых рукописей, в образах иконописи и монументальной древнерусской живописи, как, например, во фресковых росписях диаконника церкви Святого Николая на Липне близ Великого Новгорода, выполненных между 1292 и 1299 годами. В отечественной живописи личность и деяния Крестителя Руси отражались начиная с XVIII столетия.


Святой Владимир. Н. К. Бодаревский.
Мозаика собора Воскресения Христова на Крови в Санкт-Петербурге 


Крещение князя Владимира.
Ф.А. Бронников. 1883 г.

Выбор православной веры, принятие крещения в Корсуни, Крещение Руси, женитьба на полоцкой княжне Рогнеде, битва с печенегами – таковы наиболее популярные сюжеты. Ведущие художники России и те авторы, имена которых полузабыты, воплощали образ Владимира Святославича в индивидуальной манере, но в едином русле реалистических традиций.

 Великий князь Владимир избирает религию в 988 году. И. Е. Эггинк. 1822 г.

Прежде всего следует выделить полотна Григория Угрюмова «Испытание силы Яна Усмаря» и Антона Лосенко «Владимир и Рогнеда», стенопись Виктора Васнецова в киевском храме Святого Владимира, произведения Николая Рериха и Андрея Рябушкина. Эти композиции обозначили основные вехи развития отечественной живописи, её эволюцию от стиля классицизма рубежа XVIII–XIX столетий к расцвету реалистического искусства в конце XIX – начале ХХ века.


Владимир и Рогнеда. А. П. Лосенко. 1770 г.

С середины XVIII века петербургская Императорская Академия художеств, основанная в 1757–1764 годах по инициативе И. И. Шувалова, стала центром подготовки русских живописцев, архитекторов, графиков, скульпторов, способствовала распространению традиций классицизма. Согласно академической доктрине, высоким жанром считалась историческая живопись, однако важное большое значение в период царствования Екатерины II приобрел и портрет, о чём свидетельствует «Владимир и Рогнеда», где немаловажны портретные характеристики персонажей. Её автор Антон Павлович Лосенко (1737–1773) – один из ведущих живописцев и талантливых педагогов Императорской Академии художеств той эпохи. Воспитанником Академии он стал по протекции И. И. Шувалова, который покровительствовал наиболее способным ученикам. 

«Владимир и Рогнеда» была представлена на публичной выставке 1770 года. Полотно соответствовало требованиям академической живописи, которая стремилась скорее к воплощению идей-образов, нежели к исторической правде. Это сказалось в скорее театральных, чем исторических костюмах, в излишней патетике жестов, акцентированной мимике персонажей. 


Испытание силы Яна Усмаря в присутствии князя Владимира.
Г. И. Угрюмов. 1797–1799 гг.

Другой значительной работой стало «Испытание силы Яна Усмаря в присутствии князя Владимира» исторического живописца и портретиста Григория Ивановича Угрюмова (1764–1823), творческая биография которого также неотделима от санкт-петербургской Императорской Академии художеств, выпускником, пенсионером и педагогом которой он являлся. 

Сюжет прославленного полотна Григория Угрюмова восходит к историческому событию, предшествующему битве русских с печенегами, вторгшимися в пределы Руси. В «Повести временных лет» упоминается, что в 992 году Киев был осаждён печенегами, а исход осады должен был решить поединок печенежского и русского воинов. От русского воинства вышел простой кожемяка, силач Ян Усмарь. Князь Владимир испытал его силу усмирением быка, после чего Усмарь победил печенега. В композиции Угрюмова главным центром стала динамичная фигура Яна Усмаря, князь же изображён на среднем плане картины справа. Трактовка его одежд довольно условна. Воин перед Владимиром Святославичем изображён в доспехах древнеримского воина, что соответствовало канонам академической живописи рубежа XVIII–XIX веков, во многом восходящей к классическим образцам прошлого. 


Крещение князя Владимира.
В.М. Васнецов. 1885-1893 гг.
Фрагмент росписи Владимирского собора в Киеве
Владимирский собор, Киев, Украина 


Крещение Руси.
В. М. Васнецов. 1885-1896 гг. Эскиз к фреске Владимирского собора в Киеве

Ярчайшим проявлением неорусского стиля на рубеже веков в эпоху подъёма национального искусства явились монументальные композиции Виктора Михайловича Васнецова, созданные в соборе Святого Владимира в Киеве. Художник был приглашён возглавить роспись храмового интерьера Адрианом Праховым, известным искусствоведом, художественным критиком, археологом. Сначала «испугавшись конкуренции с великими мастерами прошлого», как признавал сам Виктор Михайлович, он всё же согласился. Работе в соборе он отдал более десяти лет: создал множество сложнейших многофигурных монументальных сюжетов, а также отдельно стоящие фигуры. Дивной красоты орнаменты опирались на каноны византийского и древнерусского искусства, включали элементы Ренессанса, реализма и модерна. Композиции, посвящённые князю Владимиру, стали центральными. 


Красные паруса. Поход Владимира на Корсунь.
Н.К. Рерих. 1900 г.

Картина Н. К. Рериха «Красные паруса. Поход Владимира на Корсунь», созданная в 1900 году, подтвердила значимость древнерусской тематики в его творчестве. Рерих уподобляет исторический сюжет легендарно-сказочному. Через стилизованный рисунок, сопоставление насыщенных контрастных цветов, сложный линейный ритм, уподобленный орнаментальному фризу, здесь передан образ могучей и древней Руси. Преобладание в колорите тёплых интенсивных оттенков, мажорное цветовое решение звучат предвестием грядущих побед русского государства, взятия Корсуня. 


Владимир Красное Солнышко и его жена Апраксия Королевична.
А.П. Рябушкин. 1895 г.


Пир богатырей у ласкового князя Владимира.
А. П. Рябушкин. 1888 г.

Андрей Петрович Рябушкин сюжет эпохи правления Владимира Святославича трактует как жанрово-фольклорную сцену, в которой подчёркивает достаточно открытые контрастные цвета, детали костюмов, убранства, отражающие самобытность народных традиций. 


Вечная Россия.
И.С. Глазунов. 1988 г.

Значим образ князя Владимира Святославича и в современном реалистическом искусстве. Это подтверждает знаменитое полотно Ильи Сергеевича Глазунова «Вечная Россия», или «Сто веков», созданное к 1000-летию крещения Руси в 1988 году. Раскрывая многовековую историю державы с древнейших времен, автор помещает образ Владимира Святославича первым в первом ряду. В трактовке князя присутствует необычная деталь – языческие свастики на плаще, символизирующие дохристианские верования славян, но над головою его – нимб христианского святого. Святой Владимир воплощает всю сложность, многоплановость духовной жизни Руси в один из важнейших периодов отечественной истории. 


Выбор веры князем Владимиром.
А. Ю. Филатов. 2007 г.

Достойным примером продолжения реалистических традиций в современном искусстве является работа А. Ю. Филатова «Выбор веры князем Владимиром» (2007 г.), выполненная в мастерской историко-религиозной живописи под руководством И. И. Глазунова. В 2015 году ряд студентов 3 курса Российской академии живописи, ваяния и зодчества защитили малые дипломы на тему «1000-летие со дня смерти крестителя Руси киевского князя Владимира Святославича». 

Произведения столь разных художников при всем различии сюжетов, специфике индивидуальной манеры авторов объединены общим идейным звучанием. Личность, деяния святого Владимира на переломном рубеже X–XI веков трактуются как величественные, могучие, исключительно значимые для нашего Отечества.

Е. А. Скоробогачёва 

Русская история №2 2015. С.80-85.

Тэги: изобразительное искусство, св.кн.Владимир, Васнецов В.М., Рябушкин А.П., Рерих Н.К.

Ещё по теме:

Пред. Оглавление раздела След.
В основное меню