RSS
Написать
Карта сайта
Eng

Анонсы

30 марта

Лекция «Образ святого Димитрия Солунского в византийском и древнерусском искусстве», Москва

30 марта

Лекция «Неделя Торжества Православия», Москва

31 марта

Лекция «Земная жизнь Христа», Москва

3 апреля

Лекция «Закат Древней Руси и образ Христа», Москва

6 апреля

Лекция «Святые Великого поста», Москва

13 апреля

Лекция «Середина Великого поста – Крестопоклонная неделя», Москва

13-15 апреля

55-й весенний симпозиум по византийским исследованиям, тема «Правосудие в Византии», Великобритания

14 апреля

Лекция «События Страстной недели», Москва

20 апреля

Онлайн-конференция «Священные дни в раннем и средневековом христианстве», Крит

28 апреля

Лекция «Воскресение и Страшный суд», Москва

18 мая

Лекция «Салоники – город византийских храмов», Москва

3-4 июня

Конференция «Князья, иерархи и люди Древней Руси между властью, повседневностью и храмом», Санкт-Петербург

Россия на карте Востока

Летопись

29 марта 1885 В.Н. Хитрово на заседании Совета ИППО предложил ходатайствовать о вербном сборе в пользу Палестинского Общества

29 марта 1885 решено открыть в Назарете женскую школу ИППО с позволения Иерусалимского Патриарха

29 марта 1898 открыты Енисейский, Подольский, Костромской отделы Палестинского Общества

Соцсети


Что есть истина?

Николй Ге. К 180-летию со дня рождения
19 октября — 5 февраля 2012

Крупнейший выставочный проект года представляет творчество одного из наиболее значимых, своеобразных и эмоциональных художников второй половины XIX века – Николая Николаевича Ге (1831–1894). Экспозиция, в которую вошло более 200 произведений, открывает новый взгляд на творчество живописца, который искал в своем искусстве ответы на "вечные вопросы". Н.Ге предстает как автор не только хрестоматийно известных исторических полотен и портретов, но и создатель новаторских по своей трактовке и пластическому языку картин евангельского цикла, пейзажист, выдающийся рисовальщик.

Современникам живопись художника казалась слишком небрежной, тревожно-эмоциональной, а неожиданность и смелость композиционных решений принималась за ошибку. Н.Ге приближался к границе эстетических норм ХIХ века и разрушал их. Выставка предоставляет возможность увидеть творчество Н.Ге как уникальное целостное явление, где содержание и способы выражения органично взаимосвязаны и отвечают напряженным духовным, нравственным и идейным поискам второй половины XIX века.

Критики упрекали Н.Ге в том, что многие работы воспринимались незаконченными, хотя сам художник считал их завершенными. Задача выставки – снять этот негативный оттенок, осознав новаторство его художественного языка, опередившего свое время. Н.Ге, продолжатель романтической традиции, одновременно стоит у истоков экспрессионизма в русском искусстве. В экспозиции живопись объединена с корреспондирующей графикой, что позволяет  понять логику развития идей художника, путь его эволюции. Именно в эскизах и этюдах впервые совершается прорыв в новую эстетику – эстетику протоэкспрессионизма.


"Что есть истина?" Христос и Пилат. 1890

Выставке предшествовала большая исследовательская работа, были сделаны серьезные научные открытия. Так, под живописным слоем картины ""Что есть истина?" Христос и Пилат" (1890, ГТГ) была обнаружена другая композиция – "Милосердие" (1879), известная по фотографиям и воспоминаниям. Для крупноформатных произведений "Вестники воскресения" (1867, ГТГ) и "Суд синедриона. "Повинен смерти!"" (1892, ГТГ), долго находившихся в фондах, реставраторами Третьяковской галереи была разработана уникальная методика, по которой картины были восстановлены. Подлинной сенсацией выставки станет демонстрация полной коллекции рисунков Н.Ге – 55 листов (из них 17 – двухсторонние), приобретенной для Третьяковской галереи в частном собрании в Женеве при финансовой поддержке ОАО Банк ВТБ. Художественная ценность этих графических произведений, демонстрирующих уровень мастерства Ге-рисовальщика, огромна. Полнота и целостность коллекции уникальны: ее объем превышает весь известный на сегодня корпус графических произведений художника, а ее состав отражает наиболее сущностные стороны творчества мастера, принципиальные для его понимания.


Суд синедриона. "Повинен смерти!". 1892

Н.Ге несколько раз круто менял свою жизнь. Его биография могла бы лечь в основу увлекательного фильма-эпопеи с постоянной сменой декораций, настроений, кумиров: французские корни (его дед приехал в Россию в конце XVIII века), рождение в Воронеже, учеба в гимназии и на физико-математическом отделении Университета в Киеве; затем Петербург, Академия Художеств; Италия; вновь Петербург, участие в создании Товарищества передвижных художественных выставок, увлечение русской историей, успех картины "Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе" (1871, ГТГ); разочарование в собственном творчестве и окружении, отъезд в Черниговскую губернию на хутор Ивановский, занятия сельским хозяйством, забвение художественной общественностью; увлечение личностью Л.Толстого и его учением, "Страстной цикл" картин и новый подъем творчества, возвращение на арену художественной жизни, превращение в кумира художественной молодежи, создание своей "школы" учеников и последователей.

Структура выставки подчинена драматургии биографии Н.Ге и состоит из шести разделов. "Академия художеств. Начало" (1850–1857), "Италия" (1857–1870), "Петербург. Среди передвижников" (1870–1875), "Хутор. Украина" (1876–1894), "Ге и Толстой" (1882–1894), "Страстной цикл" (1884–1894).

На протяжении своей творческой жизни Н.Ге дважды переживал периоды увлечения пейзажным жанром – в Италии и на Украине, хотя этот жанр, как правило, оставался за пределами внимания зрителей. Н.Ге, художник романтического склада, разделял пристрастие романтиков к мотивам закатного и ночного освещения. В разделы "Италия" и "Хутор. Украина" помимо пейзажей Н.Ге включены слайдпрограммы с современными фотографиями реальных мест, где некогда работал художник.

Итальянский период Н.Ге, который длился 13 лет (1857–1870), был временем напряженных поисков своей темы и авторского "я": он написал "Тайную вечерю" (1863, ГРМ), встретился с А.А.Ивановым, А.И.Герценом, М.А.Бакуниным. Произведения этого времен наиболее полно представлены на выставке.

Н.Ге был одним из инициаторов создания Товарищества передвижных художественных выставок. 1870-е годы, когда искусство демократического реализма было на подъеме, не стали для Н.Ге особенно продуктивными, в отличие от 1880–1890-х, когда художник достиг пика творческой и человеческой зрелости. Тем не менее, Н.Ге оказывался в эпицентре общественных интересов: его картина "Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе" (1871, ГТГ) возбудила волну заинтересованных откликов и жарких споров. Времени общения с кругом передвижников, 1870–1875-м годам, посвящен раздел "Петербург. Среди передвижников", представляющий историческую живопись Н.Ге и портреты.

Нравственный максимализм художника привел его к решению избрать "отшельнический" путь. В 1876 году Н.Ге уехал в Черниговскую губернию, где жил на хуторе до конца своих дней (раздел "Хутор. На Украине"). В 1890-е годы, уже после знакомства художника с Л.Толстым, оказавшим глубокое влияние на его творчество, скромный хутор Н.Ге стал местом паломничества людей, ищущих ответы на главные вопросы, сложилась своего рода "толстовская община" единомышленников.

Н.Ге стал близким другом Л.Толстого, последователем его религиозно-философского учения. В разделе "Ге и Толстой" (1882–1894) представлены портреты писателя и его семьи, цикл иллюстраций к "Краткому изложению Евангелия" Л.Толстого и его же рассказу "Чем люди живы".

К евангельской теме Н.Ге обращался в разные годы. Так называемый "Страстной цикл" (произведения 1884–1894 годов) стал вершиной творчества художника и поныне производит ошеломляющее впечатление, захватывая раскованностью и разнообразием выразительных средств. Соединение в экспозиции живописных и графических работ "Страстного цикла" позволит показать путь десятилетних поисков Н.Ге. "Распятие" ("Голгофа") (1892) из Музея Орсе (Париж) является кульминацией евангельской темы на выставке.


Голгофа. 1893

Спустя почти сорок лет после большой монографической выставки Н.Ге (1970–1971, ГТГ) представляется важным и интересным по-новому посмотреть на наследие художника, свободно от идеологических и эстетических ограничений прошлого.

Ядро настоящей выставки составляют произведения из коллекции Третьяковской галереи (около 130), Русского музея (около 40). В экспозицию также вошли работы из 10 российских музеев, Государственного художественного музея Республики Беларусь и Киевского музея русского искусства, который обладает третьим по количеству собранием произведений Н.Ге после Третьяковской галереи и Русского музея.

Альбом-каталог выставки, по своему охвату приближающийся к каталогу-резоне, должен стать самым полным и богато иллюстрированным изданием, посвященным творчеству Н.Ге. Книга включает в себя статьи ведущих отечественных специалистов по русскому искусству XIX столетия, хронограф (жизнь и творчество Н.Ге в контексте событий его эпохи), родословие Ге (в котором встречаются и общественные деятели, и ученые, и голливудские актеры), новые архивные публикации. Также в каталог вошло около 350 произведений, в том числе не публиковавшихся ранее, из частных собраний.

Проектная концепция выставки поддерживается широким мультимедийным сопровождением. К выставке подготовлен диск, содержащий изобразительные материалы, архивные фотографии и документы, портреты Н.Ге, статью о дружеских отношениях Л.Н.Толстого и Н.Ге, книгу Льва Толстого "Чем люди живы" с иллюстрациями Н.Ге. В пространстве выставки демонстрируются рентгенограммы живописных полотен – результат многолетней исследовательской работы научного коллектива Галереи, а также видеоматериалы о процессе реставрации, о поступлении собрания графики в коллекцию Галереи ("История возвращения женевской коллекции") и, сделанный на основе прижизненной видеохроники писателя, фильм "Живой Толстой".

К выставке подготовлена образовательная программа.

Государственная Третьяковская галерея

Тэги: Евангелие в живописи, Ге Н.Н.

Пред. Оглавление раздела След.
В основное меню