RSS
Написать
Карта сайта
Eng

Россия на карте Востока

Летопись

21 ноября 1472 в Москву из Рима прибыла византийская принцесса София Палеолог

21 ноября 1884 В.Н. Хитрово писал М.П. Степанову о небрежной работе почты под началом РОПиТа

21 ноября 1897 состоялись первые палестинские чтения Новгородского отдела ИППО

Соцсети


Крестный ход в русской живописи


Крестный ход в Псково-Печерском монастыре.
Николай Васильевич Харитонов. 1900 г. Холст, масло, 63,5 x 80.
Внизу слева подпись "Н. Харитонов"
Частная коллекция, Лондон
www.ruzhnikov.com


Крестный ход в Ярославле.
Боголюбов Алексей Петрович (1824 - 1896). 1863 г. Холст, масло. 26 x 46 см
Саратовский государственный художественный музей им. А.Н. Радищева

"В 1863 году цесаревич Николай Александрович, старший брат будущего императора Александра III, предпринял ознакомительное путешествие по России, которой ему, как предполагалось тогда, предстояло управлять (этого не случилось из-за ранней смерти наследника). Свиту великого князя составили несколько человек — в том числе и художник Алексей Боголюбов. Поездка продлилась четыре с половиной месяца — за это время Николай Александрович проплыл и проехал от Петербурга до Астрахани, оттуда, через казачьи земли, отправился в Крым, после чего, через Екатеринослав, Харьков, Курск, Орел и Тулу, вернулся в Москву. Обязанности нашего героя были самыми простыми — цесаревич просил его делать «виньетки» проезжаемых местностей, дабы тот смог снабжать ими свои письма к императрице. Свободное время Боголюбов, по старой памяти, заполнял созданием карикатур «на всех и вся». Впрочем, и работал он по обыкновению много. Представленная картина является одним из его «откликов» на это путешествие. Русскую церковную архитектуру художник любил. Рассказывая о своем посещении Троице-Сергиевой Лавры, состоявшемся в финале этого длительного вояжа, он замечает: «Здесь душа русского человека могла порадоваться хоть за то, что чувствовалось всякое отсутствие итальянского пошиба, столь замерзившего наши церкви...». На картине изображен знаменитый ярославский храм Ильи Пророка, построенный купцами Скрипиными в 1650 году. Его сложнейший ансамбль, находящийся в самом сердце старого Ярославля, ныне считается уникальным памятником русской художественной культуры XVII века". Журнал «50 художников. Шедевры русской живописи», выпуск №45, 2011.


Крестный ход у Благовещенского собора в Московском Кремле.
Бодри, Карл-Фридрих Петрович (1812 - 1894). 1860 г. Холст, масло. 61 x 85.
Государственная Третьяковская галерея, Москва
К.П. Бодри обучался в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1833- 1839) и Академии художеств (с 1843). За картину "Крестный ход у Благовещенского собора в Московском Кремле" получил звание академика.


Крестный ход.
Соломаткин, Леонид Иванович (1837-1883). 1882 г. Холст, масло. 52 x 77.
Национальный художественный музей Республики Беларусь 


Спасов день на Севере.
Илларион Михайлович Прянишников. 1887 г. Холст, масло. 130 х 215
Справа внизу подпись: И.Прянишниковъ
Приобр. П.М. Третьяковым в 1887 с 15-й передвижной выставке.
Государственная Третьяковская галерея, Москва 

На картине И.М. Прянишникова «Спасов день на Севере» изображено большое количество людей, собравшихся по случаю молебна у реки, который совершается священником.
На переднем плане – крестьяне (подростки, мужчины, девки) верхом на лошадях, стоящие в реке в ожидании освящения воды. Молебен уже начался, но со всех сторон подтягиваются опоздавшие, справа по косогору скачут крестьяне, догоняют крестный ход пешие прихожане, под руки ведут немощных стариков. Однако их движение не нарушает общего впечатления спокойствия и размеренности происходящего, что позволяет говорить об укорененности в бытовом обиходе старинного православного обряда и устойчивости многовековой традиции. Вдали виднеется храм, откуда пришли крестным ходом нарядно одетые женщины в ярких платках и узорчатых национальных сарафанах, рослые мужчины в темных кафтанах, подпоясанные праздничными кушаками. Пестрое и шумное людское сборище на фоне бескрасочного неба и неяркой северной природы напоминает скорее народное гуляние, но возвышающиеся хоругви фиксируют композиционный центр полотна, как впрочем, и всадники, «отвернувшиеся от зрителя». Все разнообразное, только на первый взгляд, движение людей невольно стягивается к центру полотна. Геометрический и смысловой центр картины – священник, читающий Евангелие, и четко определяемые иконы Спасителя и Богоматери в серебряных окладах.
Критики оценили в полотне Прянишникова выразительность лиц, полноту жизни, простоту и правду. Один из критиков, восхищаясь найденными художником типами людей и животных, отметил «недоумевающего жеребка». Юденкова Т.В. ст.науч. сотр. ГТГ, кандидат искусствоведения


Крестный ход (Пасхальный ход).
Прянишников, Илларион Михайлович (1840 - 1894). 1893 г. Холст, масло. 101 x 165.
Государственный Русский музей, С.-Петербург 

Один из основателей передвижничества, Илларион Михайлович Прянишников любил работать с масштабными сюжетами, изображая многочисленную и многоликую толпу, и «Крестный ход», последняя картина художника, яркое тому подтверждение.
Ввиду сложности и объёмности полотна как ни старался автор, так и не успел его закончить – умер в возрасте 53 лет.
Работу эту относят к разряду религиозных, на картине изображён масштабный крестный ход – церковное шествие с иконами, крестами и хоругвями, отличающееся особой торжественностью.
Среди общепризнанных достоинств И.М. Прянишникова – удивительное умение изображать различные архетипы людей, гармонично объединяя их в рамках одного сюжета. Вот и в представленной картине пёстрая толпа деревенских жителей мгновенно перестаёт быть таковой, начни мы рассматривать каждую фигуру в отдельности. Какие разные перед нами предстают люди – хорошо одетые пары, молодые девушки с кокетливыми зонтиками перемешиваются с простыми бабушками в косынках и бедно одетыми путниками.
Кроме воспевания торжественности самого религиозного обряда, который может объединить совершенно разных людей, Прянишников не упустил возможности ещё раз признаться в восхищении одному из своих излюбленных мест – окрестностям северного городка Лальска. Именно церковь Покрова на Лузе близ Лальска возвышается над низкими хатами вверху картины.
Особенно интересно сравнить картину Прянишникова с очень похожей по сюжету работой ближайшего соратника И. Репина «Крестный ход в Курской губернии». По сравнению с более известной репинской работой, «Крестный ход» Прянишникова лишён острого социального конфликта, картина более спокойна и созерцательна. Рассматривая картину, можно уловить динамичное движение – кажется, вот-вот вся это многочисленная шумная масса людей прошествует мимо зрителя, устремляясь за большим крестом и иконами. Художники передвижники


Крестный ход на водоосвящение в деревне.
Трутнев, Иван Петрович (1827 - 1912). 1858 г. Холст, масло. 96 x 138.
Национальный художественный музей Республики Беларусь, Минск


Крестный ход на Флора и Лавра.
Маковский, Александр Владимирович (1869-1924). 1921-1923 гг. Холст, масло. 75 x 100.
Государственный музей истории религии, С.-Петербург


Крестный ход.
Кустодиев, Борис Михайлович (1878 - 1927). 1915 г. Эскиз-вариант. Бумага, гуашь. 17 x 27.
Государственный Русский музей, С.-Петербург


Крестный ход.
Кустодиев, Борис Михайлович (1878 - 1927). 1915 г. Холст, масло. 124 x 160.
Чувашский государственный художественный музей, Чебоксары


Крестный ход в дубовом лесу. Явленная икона.
И. Е. Репин. 1878 г. Эскиз. Холст, масло. 24 x 31 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва 


Крестный ход. Явленная икона.
И. Е. Репин. 1877 г.
Первоначальный вариант эскиза к картине Крестный ход в Курской губернии 


Крестный ход в Курской губернии.
И. Е. Репин. 1880–1883 гг.
Государственная Третьяковская галерея, Москва 


Крестный ход.
Милорадович, Сергей Дмитриевич. 1916 г. Холст, масло, 49,5 х 73,7.
Государственный музей истории религии, Санкт-Петербург


Сельский крестный ход на Пасхе.
В. Перов. 1860 г. Эскиз одноименной картины.
Бумага, графитные и цветные карандаши, акварель, бронзовый порошок. 48,2х66,5
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург


Сельский крестный ход на Пасхе.
Перов Василий Григорьевич. 1862 г. Итальянский карандаш, акварель, позолота. 53х67.
Государственный музей изящных искусств им. Пушкина, Москва


Сельский крестный ход на Пасхе.
В. Перов. 1861 г. Холст, масло, 71,5х89.
Государственная Третьяковская галерея, Москва 

Тэги: изобразительное искусство, Кустодиев Б.М., Маковский А.В., Прянишников И.М., Соломаткин Л.И., Боголюбов А.П., православные праздники

Ещё по теме:

Пред. Оглавление раздела След.
В основное меню