Чудеса Христа в русской живописи.
Исцеление прокаженных, бесноватых и др.
Исцеление прокаженного.
Н. М. Алексеев (1813-1880). 1843–1850 гг.
Масляная живопись по сухой штукатурке.
Роспись аттика северо-восточной части Исаакиевского собора Санкт-Петербурга
Исаакиевский собор
***
Христос посылает Свой образ Авгарию
Т. А. Нефф (1805-1875). 1846–1848 гг. Холст, масло.
Картина в нише юго-восточного пилона Исаакиевского собора.
В основу положен евангельский сюжет, связанный с одним из чудесных деяний Иисуса Христа — исцелением правителя сирийского города Едессы Авгария, страдавшего проказой, с помощью нерукотворного образа, запечатленного на убрусе. Исаакиевский собор
***
Исцеление сухорукого (слева). Исцеление бесноватого отрока (справа)
Хождение по водам (в центре).
Мозаика северной стены по оригиналу Андрея Петровича Рябушкина (1861-1904).
Собор Воскресения Христова на Крови, Санкт-Петербург
***
Исцеление Христом бесноватого в Капернауме.
Василий Беляев. 1903 г. Картон, масло.
Оригинал для мозаики северной стены храма Спаса-на-крови
Русский музей, Санкт-Петербург
***
Исцеление расслабленного, спущенного через кровлю.
Мозаика по оригиналу В. П. Павлова
Храм Воскресения Христова (Спас-на-крови), Санкт-Петербург
Через [несколько] дней опять пришел Он в Капернаум; и слышно стало, что Он в доме.
Тотчас собрались многие, так что уже и у дверей не было места; и Он говорил им слово.
И пришли к Нему с расслабленным, которого несли четверо;
и, не имея возможности приблизиться к Нему за многолюдством, раскрыли кровлю [дома], где Он находился, и, прокопав ее, спустили постель, на которой лежал расслабленный.
Иисус, видя веру их, говорит расслабленному: чадо! прощаются тебе грехи твои.
Тут сидели некоторые из книжников и помышляли в сердцах своих:
что Он так богохульствует? кто может прощать грехи, кроме одного Бога?
Иисус, тотчас узнав духом Своим, что они так помышляют в себе, сказал им: для чего так помышляете в сердцах ваших?
Что легче? сказать ли расслабленному: прощаются тебе грехи? или сказать: встань, возьми свою постель и ходи?
Но чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи, — говорит расслабленному:
тебе говорю: встань, возьми постель твою и иди в дом твой.
Он тотчас встал и, взяв постель, вышел перед всеми, так что все изумлялись и прославляли Бога, говоря: никогда ничего такого мы не видали. Мар.2:1-12
***
Исцеление больных.
Валериан Степанович Крюков (1838-1916).
http://john-petrov.livejournal.com/143793.html?thread=627889
Исцеление расслабленного в Капернауме.
Рисовал В.С. Крюков, гравировал А. Зубчанинов. Литография. Бумага, графика.
Изд. Санкт-Петербург, 1876 г.
Из собрания Государственного музея истории религии
***
Исцеление гадаринского бесноватого.
В.С. Крюков. Литография. Бумага, графика.
Изд. Санкт-Петербург, 1876 г.
***
Чудесное исцеление о край одежды и воскрешение дочери Иаира.
Святослав Владимирович Воинов (1890-1920). 1920 г. Гринсбон, масло. 142,5х87,7.
Русский музей, Санкт-Петербург
Библиотека Якова Кротова
***
Исцеление расслабленного при Овчей купальне
Глава из Закона Божия Серафима Слободского
Из Галилеи Иисус Христос снова пришел в Иерусалим на праздник иудейский.
Вблизи храма, у овечьих ворот, через который прогоняли овец для жертвоприношения, была купальня с пятью крытыми ходами, или галереями. Купальня эта с галереями называлась Вифездою, что значит дом милосердия. В галереях, при купальне, лежало много больных, слепых, хромых, иссохших. Все они ожидали движения воды, потому что Ангел Господень сходил по временам в купальню и возмущал воду. И кто первый входил в воду после возмущения ее, тот становился здоровым (исцелялся), какою бы ни страдал болезнью.
Иисус Христос посетил этот дом милосердия. Там Он увидел одного расслабленного, который был болен тридцать восемь лет.
Иисус Христос спросил его: «хочешь ли быть здоровым?»
Больной ответил: «Да, Господи, но я не имею человека, который бы опустил меня в купальню, когда возмутится вода; когда же я прихожу, другой уже сходит прежде меня».
Иисус Христос сказал ему: «встань, возьми постель и ходи».
Больной тотчас выздоровел, взял постель и пошел. Это было в субботу. Поэтому иудеи говорили исцеленному: «сегодня суббота, не должно тебе нести постель».
Исцеленный отвечал им: «Тот, Кто меня исцелил, велел мне взять постель и идти».
«Кто сказал тебе это?» — спросили они.
Но он не мог им ответить, потому что не знал Иисуса Христа. Христос же, исцеливши его, скрылся в народе.
Вскоре после этого Господь встретил исцеленного в храме и сказал ему: «вот, ты выздоровел, не греши больше, чтобы с тобой не случилось чего хуже».
Тогда этот человек пошел и сказал иудеям, что его исцелил Иисус.
Старейшины (начальники) иудейские стали гнать Иисуса Христа и искали, случая убить Его за то, что Он делает такие дела в субботу. Они учили, что в субботу грешно делать даже и добрые дела.
Иисус же говорил им: «Отец Мой доныне делает (добро), и Я делаю. Истинно, истинно говорю вам: Сын ничего не может творить Сам от Себя, если не увидит Отца творящего: ибо что творит Он (Бог Отец), то и Сын (Божий) творит также. Как Отец воскрешает мертвых и оживляет, так и Сын оживляет кого хочет. Кто не почитает Сына, тот не почитает и Отца, пославшего Его. Исследуйте священные писания ибо вы думаете через них иметь жизнь вечную, а они свидетельствуют о Мне».
После этого иудеи еще больше восстали на Него и сильнее искали случая убить Его за то, что Он не только нарушил субботу, но и Отцом Своим называет Бога, делая Себя равным Богу.
См. в Евангелии от Иоанна, гл. 5. 1–16.
***
Овчая купель.
Ян (Иван) Францевич Ционглинский. 1885 г. Холст, масло, 237х170.
Музей Академии художеств, Санкт-Петербург
За выпускную работу «Овечья купель» в Императорской Академии художеств (Санкт-Петербург) Ционглинский получил звание классного художника 1 степени.
***
Овчая купель (исцеление расслабленного).
Н. А. Бруни. 1885 г. Холст, масло. 166х207.
Государственный Русский музей, Санкт—Петербург
Исцеление расслабленного у Овчей купели.
К.В. Лебедев. Хромолитография. Бумага, графика.
Изд. Москва, начало XX в.
Из собрания Государственного музея истории религии
Исцеление расслабленного в Капернауме.
Клавдий Васильевич Лебедев.
Церковно-археологический кабинет МДА