Идея мира у Есенина двухчастна: «мир», чужой и
опасный, и «дом» как его позитивный эквивалент, родной и теплый.
Антиномия мир-дом характерна для всего творчества поэта. Однако уже в
раннем творчестве «дом» помещается в контекст утраты, тоски, вины и
раскаяния. Мотивы ухода и возвращения становятся ведущими. Но если уход
реален, то возвращение — в будущем, в мечтах, в желаниях, а возможно ли
оно реально? Ощущение христианского линейного потока истории все сильнее
дает о себе знать, лирический герой отчетливо понимает свою
включенность и в жизнь «мира». В поэмах 1917-1918 гг., создавая
оригинальную утопию, Есенин изображает «землю, отразившую небо», хотя
для себя поэт-пророк все же оставляет небо, взгляд на Инонию — это
взгляд со стороны:
По тучам иду, как по ниве я,
Свесясь головою вниз.
Слышу плеск голубого ливня
И светил тонкоклювых свист.
В синих отражаюсь затонах
Далеких моих озер.
Вижу тебя, Инония,
С золотыми шапками гор.
Для Есенина этого периода дом — аналог космической
упорядоченности, рукотворная модель космоса, и он связывает программу
переустройства чуждого лирическому герою мира с идеей космоса-дома.
«Туга по небесной стране посылает мя в страны чужие, — отвечает
спрашивающим Козьма Индикоплов на спрос, зачем он покидает Россию», —
замечает поэт в статье «Отчее слово». Эта же «туга» движет и лирическим
героем в поэмах 1917-1918 гг.
Как же будет устроен новый дом-мир? Прежде всего,
он будет свободен от смерти. Поиски земного рая не должны быть сопряжены
с мыслью о необходимости земных страданий для достижения «Царствия
небесного». Поэтому Есенин отказывается от искупления первородного греха
жертвенностью Иисуса Христа. Вера для него не требует посредника между
человеком и Богом. В поэме «Пришествие» Иисус бессилен и беспомощен:
…Из прозревшей Руссии
Он несет свой крест.
Но пред тайной острова
Безначальных слов
Нет за ним апостолов,
Нет учеников.
Отказ от крестных мук, от пути Христа — условие для
того, чтобы вырваться из круговорота жизни, обусловленной смертностью
человека, конечностью его бытия.
Муки повторяются снова и снова, а выхода нет и для Христа:
Опять его вои
Стегают плетьми
И бьют головою
О выступы тьмы.
Намеченный Христом путь отделил человека от Бога, поэтому «лестница к саду твоему без приступок», царство Божие недосягаемо:
Как взойду, как поднимусь по ней
С кровью на отцах и братьях?
Тянет меня земля,
Оцепили пески,
На реках твоих Сохну.
Есенин остро переживает двойственность человека:
для него животное начало также актуально, как и духовное. И если
христианская традиция основывается на идее вознесения сына Божия (по
вертикали вверх), то у Есенина направление движения меняется и здесь —
по вертикали вниз.
В поэмах 1917-1918 гг. формулируется призыв-молитва «сойди, спустись на землю, Боже»:
Холмы поют о чуде,
Про рай звенит песок.
О, верю, верю, — будет
Телится твой восток.
Н. Федоров считал, что к началу ХХ века
человечество выбрало для себя зооморфные идеалы, поставило себе образцом
зверскость, видимо, они оказали некоторое влияние и на Есенина. Поэтому
«теления» и ожидает лирический герой в произведениях поэта этого
периода. Конечно, нельзя утверждать, что он полностью отказывается от
духовного начала, но хочет, чтобы одухотворенность перестала быть
прерогативой неба, а была одухотворена и земля здесь и сейчас.
В своей концепции мироздания-дома поэт пытается
совместить языческий космоцентризм с христианским антропоцентризмом,
поставив человека в центр космогонических процессов. Есенин не принимает
только Христа с его жертвенностью и добровольно принятым страданием,
влекущим за собой смерть:
Время мое приспело,
Не страшен мне лязг кнута.
Тело, Христово тело,
Выплевываю изо рта.
Не хочу воспринять спасения
Через муки его и крест:
Я иное постиг учение
Прободающих вечность звезд.
Стремление восстановить связь между человеком и
Богом пронизывает поэмы 1917-1918 гг. Пророчество явления нового мира
также отсылает к мифологической традиции:
Не хочу, чтоб умело хмуриться
На озерах зари лицо.
Я сегодня снесся как курица,
Золотым словесным яйцом.
Лирический герой чувствует себя творцом,
сопричастным процессу обновления мироздания, но процесс этот также течет
в направлении, противоположном ходу мировой истории — это некая попытка
вернуться к началу творения и воссоздать мир, где боги и люди равны.
Золотое яйцо является символом тайны сотворения мира у многих народов.
Оно придает форму хаосу, предшествует возникновению жизни в
первоначальной пустоте. В индийской мифологии один из сюжетов повествует
о том, что Брахма производит на свет золотое яйцо, из которого и
прорастает мировое дерево. Повторив путь творца, лирический герой
становится сопричастным процессу миротворчества.
Особое место в мироздании занимает у Есенина образ
Богоматери: это и Дева Мария, и Русь, и Великая Мать, и земная
старушка-мать. В образе Девы Марии поэта привлекает «попрание» ею
смерти. В отличие от Христа, ее «введение во храм» — не только духовное
Воскресение: вслед за «успением», разлучением души Марии с телом,
следует их чудесное воссоединение и уход воскресшего тела в Небо. Мать
занимает центральное место во вновь сотворенном мире — Инонии, земном
рае. Но именно в земном.
Поэма строится на разделении двух миров — мужского и
женского. Для мужчин — небо, им присущи солярные символы. Даже явление
нового пророка изображается как прорыв через земное к небесному.
Лирический герой может спускаться на землю, свободно перемещаться вверх и
вниз по вертикали, но все же его удел — небо.
Для женщины-матери — земля, чудесная Инония,
отразившая небо, что подтверждается и цветовой символикой. Здесь синий
цвет и его оттенки преобладают. Для обозначения «земного рая» поэт
использует лунные символы, недаром время матери — вечер, ночь, когда
зажигаются звезды. Звезда — многозначный символ, это и постоянство и
защита, и знак девства Марии, и символ Мессии. Поэтому они и появляются в
поэмах о пришествии нового Спаса и «видении» земного рая. Звезды — это
зерна и пчелы, чем они также связаны с символикой Девы Марии, и не
только плодородие, но и возрождение, реинкарнация, божественный дар
жизни, продолжающейся и после видимой смерти, важен в символике зерна и
пчелы для поэта. Эти символы вводят в поэмы мотив вечного возрождения и
личного бессмертия. Нисхождение в землю — это только ступень к новым
воплощениям, а земля-мать готова к постоянному деторождению. Зарождение
новой жизни во тьме материнского чрева приобретает пластические формы,
делая человеческое бессмертие реально достижимым, когда земля готовится к
новому рождению — «по иному над нашей выгибью Вспух незримый коровий
бог». Удел матери — земное плодородие дение сына, которому уготовано
небо. Поэтому ее мир — место отдохновения, гармонии и покоя. Тот самый
«рукотворный космос» — дом, желанный и недостижимый для лирического
героя, по которому можно тосковать, но в который трудно возвратиться
Жилина Марина Юрьевна, кандидат филологических наук (2006)
Образ рая: от мифа к утопии. Серия “Symposium”, выпуск 31.СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2003. С.212-214
Антропология